Стройка и ремонт - Информационный портал

Активный и пассивный словарный запас. Как активировать пассивный словарный запас? Какие слова относятся к активному словарному запасу

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА

1. Понятие об активном и пассивном словарном запасе.

2. Устаревшие слова:

2.1. Историзмы

2.2. Архаизмы и их типы

Устаревшие слова различны с точки зрения происхождения. Это, во-первых, исконно русские слова (торг «базар», боярин, купец ); старославянизмы (злато, град, ланиты ), иноязычные слова (баталия «битва», виктория «победа»). Таким образом, понятия «старославянская лексика» и «устаревшая лексика» не идентичны.

Устаревшие слова различаются и по степени устарелости. Первая группа – это слова с большой степенью архаизации, непонятные большинству носителей языка. Во-первых, это слова, исчезнувшие из языка и не встречающиеся в составе производных слов (выя «шея», гридь «воин», стрый «дядя»), просинец «февраль», рамена «плечи»; во-вторых, слова, которые не употребляются самостоятельно, но встречаются в составе производных слов: лепота «красота» (нелепый ), мемория «память» (мемориальный ), тук «жир» (тучный ), прати «стирать» (прачка, прачечная ), мытарь «сборщик налогов» (мытарства ) коварь «кузнец» (коварство ); в-третьих, слова, которые в современном русском языке встречаются только в составе фразеологических оборотов: попасть впросак «оказаться в затруднительном положении» (просак «станок для изготовления толстых веревок»), хранить как зеницу ока «бережно относиться к чему-либо» (зеница «зрачок»); попасть как кур во щи «оказаться в сложном или безвыходном положении» (кур «петух»).

Ко второй группе относятся устаревшие слова, известные носителям современного русского языка: верста, аршин, конка, глас, перст, нэп, кулак, батрак, губерния, комсомол, империализм .

Некоторые устаревшие слова вышли из активного употребления как нарицательные, но активно функционируют как имена собственные: Белица (белица «белка»), Воложин (волога «топкое место»), Аксамитов (аксамит «бархат»).

Среди устаревших слов встречаются и такие, которые исчезли из активного употребления в современном русском языке, но широко употребляются в других славянских языках: вельми «очень» (бел. вельмі , укр. вельми ), живот «жизнь» (болг., с.-хорв. живот ), весь «деревня» (бел. веска , польск. wies ); ворог «враг» (бел. вораг , укр. ворог ).

Устаревшие слова различаются в тексте и причинами, которые привели их в разряд устаревших. Слова могут выйти из активного употребления и перейти в пассивный словарь по двум причинам: 1) из-за того, что называемые этими словами явления, вещи уходят из жизни, устаревают; 2) устаревают сами слова, вытесняясь при этом другими словами.

Слова, называющие предметы ушедшего быта, старой культуры, явления, связанные с экономикой прошлого, старыми общественно-политическими отношениями, называются историзмами . Для историзмов нет и не может быть параллелей в активном словарном запасе.

Выделяется несколько тематических групп историзмов:

1) историзмы, относящиеся к общественно-политической сфере: царь, князь, вече, урядник, челобитная, помещик, юнкер, кулак, статский советник ;

2) названия лиц по роду занятий: городничий, курсистка, фабрикант, бурлак ; Сравн. пример из романа А. : Софья приказала послать бирючей и горланов кликать в Кремль стрельцов, гостиные и суконные сотни, посадских и всех добрых людей ;

3) названия воинских чинов и видов оружия: сотник, поручик, хорунжий, есаул, гусар, денщик «солдат, слуга у офицера», мортира, пищаль ;

4) названия старых мер длины, площади, веса, денежных единиц : аршин, сажень, верста, фунт, пуд, гривна, алтын , полтинник ;

5) названия предметов домашнего обихода: лучина, светец, просак, ступа, армяк, кафтан, камзол, прач . Сравн. пример из словаря: праник, прач «валек для стирки белья на речке»; прать «стирать выжимая, колотить вальком». Перепрать надо еще раз, недопрала, мылом пахнет .

Особое место среди историзмов занимают слова, возникшие в советскую эпоху и уже ставшие историзмами: продотряд, комбед, ликбез, нэп, нэпман, продразверстка, изба-читальня, перестройка, гласность, госприемка . Возникнув как неологизмы, эти слова недолго просуществовали в активном словаре, превратившись в историзмы.

Архаизмы (греч. а rchaios «древний») – это устаревшие названия современных вещей и явлений. Эти слова ушли в пассивный запас потому, что в языке появились новые названия тех же понятий. Принципиальное различие историзмов и архаизмов состоит в том, что архаизмы имеют параллели в активном словарном запасе: сей – этот, очи – глаза, всуе – напрасно, ветрило – парус.

В зависимости от того, устарело слово в целом или его значение, архаизмы подразделяются на лексические и семантические; в свою очередь среди лексических архаизмов выделяются следующие группы:

1) собственно-лексические архаизмы – слова, которые вытеснены из активного запаса словами другого корня: одрина – спальня, тать – вор, разбойник, комонь – конь, зане – потому что, десница – правая рука, шуица – левая рука, перст – палец, чело – лоб, выя – шея, перси – грудь, мемория – память, психея – душа;

2) лексико-словообразовательные архаизмы – слова, заменившиеся в активном употреблении однокорневыми словами с другими морфемами: дружество – дружба, содейство – содействие, богачество – богатство, нервический – нервный, перевозник – перевозчик, безлюдство – безлюдие, человечество – человечность;

3) лексико-фонетические архаизмы – это слова, которые в активном словарном запасе синонимичны словам с иным звуковым обликом: пиит – поэт, нумер – номер, филозофия – философия, гишпанский – испанский, хоробрый – храбрый, гошпиталь – госпиталь, клоб – клуб. К этому типу архаизов относятся также старославянизмы с неполногласными сочетаниями: хлад, брег, злато, млеко .

Разновидность лексико-фонетических архаизмов – акцентологические архаизмы, в которых устаревшим является только ударение: символ символ , филолог филолог , эпиграф эпиграф . Ср.:

Он знал довольно по латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать (Пушкин).

4) грамматические архаизмы отличаются от современных слов своими устаревшими грамматическими форма ми: зала – зал, испуга – испуг, манфета – манжет, рояль (ж. р.) – рояль (м. р.), лебедь (ж. р.) – лебедь (м. р.), вёслы вёсла , кольцы кольца .

Лексико-семантические архаизмы – это сохранившиеся в активной лексике слова, у которых устарело их значение: язык «народ», живот «жизнь», вокзал «увеселительное заведение», врать «рассказывать», позор «зрелище», плакат «паспорт для крестьян», кумир «языческий идол» приказ «управленческое учреждение», подписчик «художник, расписывающий здания, потолки».

Функции историзмов и архаизмов в современном русском языке различны. Историзмы не имеют параллелей в современном языке, и поэтому к ним обращаются тогда, когда необходимо назвать предметы и явления прошлого. В настоящее время историзмы активно используются прежде всего в научных текстах по истории. Другая сфера использования историзмов – исторические художественные произведения: «Петр Первый» А. Толстого, «Борис Годунов» , «Иван Грозный» В. Костылева, «Я пришел дать вам волю» и др. Так, в романе «Петр Первый» встречаются историзмы боярин, стольник, алтын, гридница, волость, приста, драгун и др.

Архаизмы, являясь «синонимами» современных слов, отличаются от них дополнительными стилистическими оттенками. Поэтому архаизмы в текстах используются как яркое стилистическое средство в следующих целях:

1) для создания колорита эпохи, для стилизации старинной речи: «Виват! Господину бомбардиру виват !»; «Виктория получилась весьма славная… »; «Не лучше ль сей мир, чем конфузные баталии ?». Сравн. также фрагмент любовного письма Петра Гринева Маше Мироновой из пушкинской «Капитанской дочки»:

Ты, узнав мои напасти,

Сжалься, Маша, надо мной,

Зря меня в сей лютой части ,

И что я пленен тобой.

2) как средство придания речи высокого, торжественного звучания: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

глаголом жги сердца людей! » (Пушкин).

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво (Пушкин).

Евтушенко: «О русские веси и грады

Блок: «И кровь бросается в ланиты …»; «Доколе матери тужить

3) устаревшие слова используются писателями как средство создания сатиры и юмора:

: «В каждой строке видна лакейская длань ; Многие в Таганроге не досчитываются своих жен и дочерей »; [ поздравляет в письме своего брата Александра с рождением дочери]: Да живет новорожденная многие годы, преизбычествуя красотою физической и нравственною, златом, гласом, и да цапнет себе со временем мужа доблестна (крестись, дурак!), прельстив предварительно и повергнув в уныние всех таганрогских гимназистов!

: «Директор вопил, вздымая к тусклому небу тощий перст ». Показательны и примеры из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» (сценарий по пьесе): Ты так челобитную царю подаешь? Водку ключница делала? Ты чьих будешь? Ты почто боярыню обидел? Чей холоп? Лепота! и др.

2.4. В исторических словарях фиксируется лексика определенных исторических периодов существования языка, отражаются значение и формы слов, а также изменения, которые произошли в этих словах. Наиболее известный и значительный исторический словарь – «Материалы для словаря древнерусского языка » . Над этим словарем Срезневский работал почти 40 лет, но не успел его завершить. Словарь был опубликован после смерти автора в 1893 – 1912 годах. В 1958 году он был переиздан в трех томах.

Словарь содержит около 120000 слов, извлеченных из 2700 источников XI – XIV веков. Значения слова в словаре Срезневского передаются синонимами, ко многим словам приведены их греческие и латинские соответствия. Каждое значение иллюстрируется примерами. В словаре имеются и недостатки: не разграничены исконно русские и старославянские слова, отсутствуют грамматические и стилистические пометы, не всегда точное и полное толкование значений слов. Но несмотря на это, словарь является наиболее полным собранием лексики древнерусского языка XI – XV веков. Этот словарь незаменим при чтении древнерусских памятников и изучении древнерусского языка.

С 1975 года начал издаваться «Словарь русского языка XI – XVII веков», в настоящее время издание продолжается. В словаре будет представлено около 60 тысяч слов с наибольшей частотностью употребления. Грамматические и стилистические пометы отсутствуют. В названии словаря расширено понятие «русский язык». Применительно к XI – XIV векам общепринятым является термин «древнерусский язык», и лишь с XIV века его называют русским.

Кроме общих исторических словарей, имеются словари-справочники по отдельным письменным памятникам. Так, с начала 60-х годов отдельными выпусками издается историко-филологический «Словарь-справочник «Слова о полку Игореве».

Процесс, противоположный устареванию слов – появление новых слов. Развитие науки, техники, культуры, промышленности, сельского хозяйства и развитие новых общественных отношений – вот основные причины, порождающие новые слова и словосочетания, служащие названиями новых предметов, явлений, понятий для удовлетворения новых потребностей, возникающих в обществе. Следовательно, каждое новообразование – общественное явление.

Слова, появившиеся в языке для обозначения новых понятий и еще не вошедшие в активный словарный запас, называются неологизмами (греч. neos – новый и logos – слово, понятие). Такие слова до тех пор остаются неологизмами, пока окончательно не освоятся с языком, не вольются в активный запас лексики, пока они воспринимаются как слова, имеющие оттенок свежести и необычности. В прошлом неологизмами были слова кругозор, будущность, гражданин, айсберг , автобус, ангар .

Характерно, что вновь появившееся слово обычно сразу ведет к появлению нового слова, создающегося по определенному образцу. В результате возникают словообразовательные ряды: аэродром – космодром – лунодром, вододром, ракетодром, танкодром, трактородром; вездеход – луноход, планетоход, марсоход, хлебоход; электрон – политрон, теплотрон, климатрон, микротрон .

Очень много новых слов и словосочетаний возникло в советскую эпоху. Это объясняется тем, что именно в революционные эпохи, когда происходит коренная ломка общественных отношений, появляются неологизмы для удовлетворения возникших в обществе новых потребностей.

Новые слова создаются на базе имеющихся в языке элементов – морфем, т. е. из старого языкового материала. Важное условие для появления неологизма – наличие модели (образца, по которому создается слово). Слова создаются по продуктивным моделям, которые порождают новые слова. Например, по продуктивной модели образования слова телевидение возникли слова интервидение , космовидение ; по аналогии с электрон образовались: политрон «электронно-лучевой прибор», климатрон «сооружение для создания естественных климатических условий».

В создании новых слов продуктивен способ основоположения: госаппарат , иглотерапия, радиотелефон, Европарламент и др. – и способ аббревиации (создание сложносокращенных слов): бомж (лицо без определенного места жительства), ВПК (военно-промышленный комплекс), омон (отряд милиции особого назначения), СМИ (средства массовой информации).

Не все слова, появляющиеся в языке, можно приветствовать. Наряду с удачно образованными иногда возникают неуклюжие, неудачные, порой труднопроизносимые слова. В 20-х – 30-х годах было увеличение созданием сложных и сложносокращенных слов без надобности. Это было сатирически высмеяно в пьесе «Баня» и стихотворении «Прозаседавшиеся». Поэт приводит такие иронические образования, как главначпупс (главный начальник по управлению согласованием), название учреждения АБВГДЖЗКом и др. С такими произвольными словами следует вести борьбу.

К неологизмам, возникшим относительно недавно, можно отнести слова авуары, брокер, ваучер , демпинг , дистрибьютер, риэлтор , маркетинг, менеджер, дайджест, триллер, кастинг, икебана, бодибилдинг , гамбургер, пицца, альтернатива, рейтинг, импичмент, инаугурация, саммит, спонсор, сканер, монитор, принтер, сайт, файл и др. Если слова удачно образованы, а явления, ими обозначаемые, прочно входят в жизнь, то название быстро перерастает быть неологизмом, становясь словом активного словарного запаса.

Словари, не успевая за жизнью, не могут вовремя зафиксировать новое слово. Первым регистратором всех новообразований в языке является периодическая печать – газеты и журналы. Периодика с удивительной быстротой отзывается на все открытия науки и техники, на все события в общественной жизни страны, производства, международной жизни.

Каждая эпоха имеет свои неологизмы, которые в последующие эпохи осознаются уже как привычные или даже как устаревшие.

3.1. Различаются языковые и индивидуально-авторские неологизмы. Общеязыковые неологизмы – это лексические новообразования, возникшие в общенародном языке и известные всем носителям языка: спонсор, тостер, консенсус, инфляция, электорат и т. п. Общеязыковые неологизмы разделяются на два типа – лексические и семантические. Лексические неологизмы – это новые наименования новых или существовавших ранее понятий: дизайнер, авторалли, акселерация . Семантические неологизмы – слова, имеющие новые значения. Эти значения являются результатом переносного употребления слова, что приводит к дальнейшему развитию многозначности и расширению сферы использования слова. Например: география «распространение, размещение чего-либо в какой-либо местности, районе»; палитра «разнообразие, разнообразное проявление чего-нибудь», крутой «производящий сильное впечатление; неординарный»; «проявляющий особую жестокость в своих действия, поведении; демонстрирующий свою физическую силу или большое влияние», крыша «прикрытие; то, что охраняет, защищает от опасности».

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы ) – это слова, которые образуются художниками слова, публицистами и т. д. с целью усиления экспрессивности высказывания. В отличие от языковых неологизмов индивидуально-авторские выполняют не номинативную, а экспрессивную функцию, редко переходят в литературный язык и обычно не получают общенародное употребление (исключением являются единичные примеры типа слова прозаседавшиеся ). Как и общеязыковые неологизмы, окказионализмы образуются по законам языка, по моделям из морфем, имеющихся в языке, поэтому, даже взятые вне контекста, они понятны: огончарован , кюхельбекерство (Пушкин), чадики , окошкодохлиться (Чехов); многоэтажиться, развезувиться, чемберленить (Маяковский), шишкоперый, пенность, звонный (Есенин), вождизм, бездружье, безлюбовье, глыбастость (Евтушенко).

Среди индивидуально-авторских образований также могут быть семантические неологизмы: тополь «пешеход», хлопоты «аплодисменты», форсунка «воображала», фазан «электромонтер», угодье «подхалимство» и т. п.

Неологизмы выполняют главным образом номинативную функцию. Общеязыковые неологизмы встречаются в научном, публицистическом и разговорном стилях: Американские ученые предложили назвать элемент № 000 «менделевием» в честь великого русского химика Дмитрия Менделеева. Основная задача полета – стыковка с космическим кораблем. Индивидуально-авторские используются преимущественно в художественной литературе и в публицистике:

Пусть вспомнит бережно щека,

Как утешала после драки

Доброшершавость языка

Всепонимающей собаки (Евт.).

Но обычно индивидуально-авторские неологизмы используются в стилистических целях, прежде всего для создания юмора, сатиры, сарказма: Ср. у Маяковского: Муж ликбезит жену ; А Лондон чемберленится, кулак вздымать не ленится.

Словарей новых слов долгое время не существовало, хотя интерес к неологизмам появился давно. Еще в Петровские времена был составлен «Лексикон вокабулам новым», который по существу являлся кратким словарем иностранных слов. Немногие из новых слов включил в свой словарь. Значительным по составу неологизмов стал «Толковый словарь русского языка» под редакцией. Еще большее их количество вошло в словарь Ожегова, а затем в БАС и МАС.

В 1971 году был издан словарь-справочник, подготовленный по материалам прессы и литературы 60-х годов: «Новые слова и значения» под ред. и. В словаре объяснено около 3500 слов, получивших наибольшее распространение. Словарь не является нормативным, однако многие слова в нем снабжены стилистическими пометами. Индивидуально-авторские новообразования и окказиональные слова не словарях.

Начиная с 1978 года издаются отдельными выпусками ежегодники «Новое в русской лексике»: Словарные материалы-77, СМ-78, СМ-79, СМ-80 под редакцией. Эти выпуски представляют собой экспериментальные издания, которые содержат лексикографическое описание не зафиксированных в словарях слов, новых значений слов, словосочетаний из периодической печати того или иного года. К новым словам приводятся сведения исторического и словообразовательного характера.

В 2000 году в Институте лингвистических исследований РАН был издан «Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения». В этом словаре представлена лексика одного из сложных и противоречивых периодов истории русского языка (1995 – 1997). Из созданной авторами словаря картотеки, насчитывающей около 2 млн. словоупотреблений, в словарь включено около 5,5 тысяч слов и выражений, отражающих все сферы современной жизни. Словарь дает обширную и разнообразную информацию о слове: толкование, примеры в виде цитат, энциклопедические данные, стилистическую характеристику, особенности словоупотребления, при необходимости – этимологию; в словарной статье приводятся синонимы, антонимы , устойчивые словосочетания и фразеологизмы. В словаре содержатся сведения о функционировании слов в прошлом и о их смысловых изменениях. В словаре описываются динамические процессы, которые обычно остаются за рамками известных академических словарей.

Речь – могущественный инструмент, благодаря которому можно совершать поступки не только локального, но и глобального плана. Посмотрите на выдающихся лекторов, дикторов, профессоров, священников, тренеров – им всем постоянно приходится подпитывать себя лексически, чтобы эффектно и эффективно работать с публикой.

Разбираемся в слове: этимология и морфемы

Непонимание сохраненной информации сильно препятствует ее адекватному воспроизведению в дальнейшем.

Давайте возьмем, к примеру, поэзию. Один и тот же стих .

Первый вариант – это механическое запоминание через проговаривание, то есть зубрежка, которая также употребляется и в отношении скороговорок – мы нисколько не вникаем в смысл, а лишь бездумно повторяем и повторяем один и тот же набор слов;

Второй вариант – комплексный, к делу, характеризующийся более крепкими нейронными связями, которые и отвечают за запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

Следовательно, если есть возможность, стоит обязательно разобраться с происхождением слова, его структурой и определить его ближних и дальних родственников.

Мгновенное внедрение слов в устную речь – или метод карточек

Так называемый метод карточек знаком многим из нас не понаслышке, его активно используют преподаватели школ и университетов на уроках, чаще всего иностранного языка, но бывает и так, что методика реализуется и на занятиях по культуре речи.

В ней нет абсолютно ничего сложного: соберите слова, подлежащие переносу в активный запас, зафиксируйте их на карточках и старайтесь употреблять их как можно чаще. Если же написанное на иностранном языке, то крайне нежелательно употреблять русский для перевода, лучше используйте изучаемый язык для определения значения слова или же яркие картинки.

Закрепление слова в активном запасе при помощи письма

Чтобы запомнить единичные слова или конструкции из них, необходимо немного терпения и фантазии.

  1. Возьмите конкретное слово или устойчивое словосочетание, если вы пока что находитесь на начальных уровнях языка, не стоит утяжелять свое речепроизводство громоздкими, сложными для новичка формами.
    Но не подумайте, что стоит полностью забыть про них и далее обходиться лишь простой лексикой. Конечно нет, как только ваш активный словарный запас достигнет уверенного уровня, смело начинайте уделять внимание непростым структурам.
  2. . Составьте предложения, употребляя выбранное слово. Расслабьтесь и постарайтесь накидать как можно больше идей, пишите в повествовательной, вопросительной, императивной формах и активно используйте знакомые вам времена.
  3. Увеличивайте сложность постепенно , старайтесь располагать слова не только в середине предложения, но и по его краям, так запоминание будет действенней, согласно «эффекту края» Германа Эббингауза.
  4. Придумайте яркую, интересную историю с выбранным словом , она может быть и небольшой, но должна быть насыщенной эмоциями и ассоциациями, делается это для лучшего закрепления материала в долгосрочной памяти.
  5. Выполните проверку. Перечитайте полученные результаты вслух несколько раз.
  6. Полностью исправьте грамматические неточности, обратившись к носителям языка, а если у вас есть персональный репетитор или друг, которые могут в скором времени дать развернутую обратную связь, то это просто замечательно!

Активный и пассивный словарный запас

Иностранные языки, филология и лингвистика

Лексика языка почти непрерывно пополняется новыми словами возникновение которых связано с изменениями в жизни общества развитием производства науки и культуры. Так как закрепление в языке новых слов и значений и особенно уход из языка устаревшего процесс постепенный и...

ктивный и пассивный словарный запас (студ.)

  1. Активный и пассивный словарный запас
  1. Устаревшие слова

2.1. Историзмы

2.2. Архаизмы

  1. Неологизмы

3.2. Источники неологизмов

Литература

__________________________________________________________________________________________

  1. Активный и пассивный запас лексики

Лексика языка почти непрерывно пополняется новыми словами , возникновение которых связано с изменениями в жизни общества, развитием производства, науки и культуры.

Одновременно в лексике происходит и обратный процесс – исчезновение из ее состава устаревших слов и значений .

Так как закрепление в языке новых слов и значений и особенно уход из языка устаревшего – процесс постепенный и длительный , в языке всегда существуют одновременно два пласта лексики:

  • активный словарный запас,
  • пассивный словарный запас.

К активному словарному запасу языка относится вся лексика, которая повседневно употребляется в той или иной сфере общения.

К пассивному словарному запасу языка относится слова, которые редко употребляются, не стали еще или перестали уже быть необходимыми, привычными в той или иной сфере общения, т.е.

  • слова, которые уходят из языка (устаревшие слова ),
  • слова, которые окончательно не вошли еще в общелитературное употребление или только что в нем появились (неологизмы ).

Граница между активным и пассивным словарями а) нечеткая (в синхронии) и б) подвижная (в диахронии).

а) Слова, активные в одной области жизни или в одном стиле речи, менее активны или пассивны в других областях жизни и стилях речи. Напр., активные в повседневной жизни слова могут быть пассивными научной или деловой речи и наоборот.

б) Единицы активного словаря при наличии определенных условий могут легко уйти в пассивный запас:

  • ударник (социалистического труда),
  • пейджер.

А единицы пассива могут легко перейти в актив [Гируцкий, с. 147–148]:

  • неологизмы: визажист, флэшка…
  • бывшие историзмы: мэр, дума…

Необходимо различать активный и пассивный словарь языка и отдельных носителей языка .

Активный словарь носителя языка – совокупность лексических единиц, которые говорящий свободно использует в спонтанной речи.

Пассивный словарь носителя языка – совокупность ЛЕ, которые понятны носителю языка, но не употребляются им в спонтанной речи.

Очевидно, что

  1. активный и пассивный словари конкретного носителя языка существенно отличаются (количественно и качественно) от активного и пассивного словарей языка ;
  2. активный и пассивный словари разных носителей языка существенно отличаются по объему и составу в зависимости от
  • возраста,
  • уровня образованности,
  • сферы деятельности [ЭРЯ, с. 21].
  1. Устаревшие слова

Утрата слова или того или иного его значения – результат длительного процесса архаизации . Слово или значение начинает употребляться реже и переходит из активного словаря в пассивный, а потом может постепенно забыться и исчезнуть из языка.

Устаревшие слова образуют сложную систему . Они неоднородны с точки зрения

  • степени устарелости,
  • причин архаизации,
  • возможности и характера их использования.
  • По степени устарелости некоторые ученые выделяют некротизмы и устаревшие слова.

Некротизмы (< греч. nekros ‘мёртвый’) – слова, которые в настоящее время
совершенно неизвестны рядовым носителям языка:

  • стрый ‘дядя по отцу’,
  • руг ‘насмешка’ (ср. руг ать ),
  • зга ‘дорога’ (ср.: стезя , ни зги не видно ).

Эти слова не входят даже в пассивный запас языка [СРЯ–1, с. 56].

Устаревшие слова – реальные единицы языка , имеющие

  • ограниченную сферу употребления
  • и специфические стилистические свойства:
  • верста (старинная русская мера длины ≈ 1,06 км),
  • городовой (низший чин городской полиции в дореволюционной России),
  • глагóлать (говорить ) .

Многие слова, исчезнувшие из активного словаря литературного языка , активно употребляются в диалектах :

  • веред(а), волога, воложить, прать ‘стирать’, одр ‘кровать, постель’ …

Устаревшие и даже ушедшие из данного языка слова могут сохраняться в активном словарном запасе других языков , прежде всего родственных . Ср.:

  • вельми ‘очень’ (вельмi – в бел., вельми в укр.),
  • тук ‘жир’ – в бел. (ср. русск. тучный ),
  • весь ‘деревня, село’ – в бел. вёска , в польск. wie ś .

Слова могут сохраняться и в неродственных языках, если они были заимствованы [СРЯШ, с. 294]

  • В зависимости от причины архаизации различаются два типа устаревших слов:
  • историзмы ,
  • архаизмы .

2.1. Историзмы – это слова, вышедшие из активного употребления, т.к. стали неактуальными или исчезли обозначаемые ими предметы или явления.

Т.е. появление историзмов вызвано внеязыковыми причинами : развитием общества, науки, культуры, изменением обычаев и быта народа.

Историзмы не имеют синонимов в современном языке и используются при необходимости назвать исчезнувшие реалии:

  • боярин, ямщик, алтын (монета в 3 копейки) , кольчуга [ЭРЯ, с. 159].

В зависимости от того, устарело ли слово целиком или только его значение , различают 2 типа историзмов :

  • лексические (полные),
  • семантические (частичные).
  • Лексические (полные) историзмы – слова (одно- и многозначные), вышедшие из активного употребления как звуковые комплексы вместе со значениями:
  • кафтан ; городничий (в России до сер. 19 в. начальник уездного города): названия старых должностей считаются историзмами.
  • Семантические (частичные) историзмы – устаревшие значения многозначных слов активного словаря:

булавá: 1) короткий жезл с шарообразной тяжелой головкой, символ власти военачальника, в старину – ударное оружие;

2) гимнастический ручной снаряд в форме бутылки с утолщением на узком конце.

1 ЛСВ – семантический историзм, во 2 значении это слово активного словаря.

Особый разряд составляют историзмы, которые называют реалии, исчезнувшие из жизни носителей данного языка, но актуальные в жизни других современных народов и смыкающиеся поэтому с экзотизмами (об экзотизмах см. в лекции «Лексика с точки зрения происхождения» ):

  • канцлер, бургомистр…
  • Историзмы используются
  1. как нейтральные слова – при необходимости назвать обозначавшиеся ими реалии (напр., в исторических работах);
  2. как стилистическое средство :
  • для создания торжественного стиля (напр., в публицистике и поэзии) [ЭРЯ, с. 160].

2.2. Архаизмы (греч. archáios ‘древний’) – слова, вытесненные из употребления синонимичными лексическими единицами [ЭРЯ, с. 37].

У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы :

  • ловитва ‘охота’, вояж ‘путешествие’, кои ‘которые’, пиит ‘поэт’, балтические ‘балтийские’, самодовольствие ‘самодовольство’.

Если причины превращения слов в историзмы совершенно ясны, то выяснение причин появления архаизмов – довольно сложная проблема. Напр., не так просто ответить на вопрос, почему слова:

  • перст, сей, доселе, буде вытеснены из активного употребления словами
    палец, этот, до сих пор, если.

В зависимости от того, устарела ли фонографическая оболочка слова или одно из его значений , различают:

  • лексические архаизмы (устарела фонографическая оболочка ) и
  • семантические архаизмы (устарело одно из значений слова).
  • Лексические архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами. В зависимости от этого выделяется несколько групп.
  1. Собственно лексические архаизмы – слова, которые вытеснены из активного запаса словами с другим корнем :
  • виктория ‘победа’, сиречь ‘то есть’, шуйца ‘левая рука’, лицедей ‘актер’, присно ‘постоянно’, вельми ‘очень’, денница ‘утренняя заря’.
  1. Лексико-словообразовательные архаизмы отличаются от современных эквивалентов словообразовательным элементом:
  • рыб арь ‘рыбак’, душегуб ец ‘душегуб’, ответ ствова ть ‘отвечать’;
  • из веты ‘наветы’, ис торопился ‘поторопился’.
  1. Лексико-фонетические архаизмы несколько отличаются от современного синонима звуковым обликом:
  • пиит ‘поэт’, зерцало ‘зеркало’, глад ‘голод’, воксал ‘вокзал’, ироизм ‘героизм’, гишпанский ‘испанский’.
  1. Помимо лексических существуют грамматические архаизмы – это устаревшие формы слов:

а) не существующие в современном языке, например,

  • формы звательного падежа существительных: дево ! отче! царю!
  • откуда пошла есть русская земля (старый перфект).

б) грамматические формы, которые в современном языке образуются по-другому :

  • на бал е , даждь (‘дай!’) , исполнит и , умр е (‘умер’– старый аорист), русск аго , равно ю .
  • Семантический архаизм – это устаревшее значение многозначного слова активного словаря, выражаемое в современном языке другим словом.

Тем, что значение, устаревшее для одного звукового комплекса, выражается другим звуковым комплексом, семантический архаизм отличается от семантического историзма.

Иначе семантические архаизмы определяют как слова , употреблявшиеся раньше в ином значении, чем сейчас:

  • живот ‘жизнь’ (ср.: не на живот, а на смерть ), вор ‘любой государственный преступник’, язык ‘народ’, позор , позорище ‘зрелище’.
  • Архаизмы могут употребляться только с определенной стилистической целью :
  1. для воссоздания исторической обстановки и речевого колорита эпохи;
  2. для создания торжественного стиля (напр., в публицистике и поэзии).

Процесс архаизации лексики не всегда прямолинеен : нередко бывает, что под воздействием экстралингвистических факторов устаревшие слова возвращаются в активный запас. При этом их значение, как правило, меняется:

  • историзмы: указ, министерство, дума, губернатор, мэр…
  • архаизмы: кабак (в царской России – питейное заведение низшего разряда) –в современном молодежном жаргоне ‘ресторан, кафе, где можно выпить’.

Нередко слова, устаревшие в прямом значении, в метафорических значениях слова не воспринимаются говорящими как устарелые:

  • барин ‘человек, который не любит трудиться сам’,
  • лакей ‘подхалим’,
  • холоп ‘прислужник, приспешник’ [Рахманова, Суздальцева, с. 154].
  1. Неологизмы

Неологизмы (греч. neos ‘новый’, logos ‘слово’) – слова, значения слов или сочетания слов, которые появились в языке в определенный период и осознаются носителями языка как новые.

Это слова, которые еще не вошли в активный словарный запас.

Неологизмы определяются также как слова, возникшие на памяти применяющего их поколения .

Принадлежность слов к неологизмам – свойство относительное и историчное. Они остаются неологизмами только до тех пор, пока сохраняют оттенок свежести, необычности [ЛЭС, с. 331]. Напр., слово космонавт возникло в 1957 г. и уже давно не ощущается как новое.

В 1996 г. воспринимались как неологизмы слова:

  • беспредел , брокер , ГКЧП , гекачепист , дайждест ‘обзор печати’, ОМОН , омоно в цы , тинейджер , триллер , фитодизайн , ваучер , видеокассета , клип , спонсор , супермаркет , шейпинг , шоп -тур , чартерный (рейс ) .

Случается, что неологизмы, так и не став фактами активного словаря, довольно быстро переходят в разряд устаревших слов. Ср.:

  • целинник (возникло в 1954 г.), гекачепист , дудаевцы , пейджер .

В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч . Прежде всего это слова, созданные из исконного языкового материала. Однако они менее заметны, чем заимствования, поэтому часто создается впечатление, что заимствований среди неологизмов больше.

Появление неологизмов объясняется

  1. экстралингвистическими причинами: социальной потребностью в именовании всего нового,
  2. внутриязыковыми причинами: тенденциями к экономии, унификации, системности языковых средств, варьированию номинаций с разной внутренней формой; задачами экспрессивно-эмоциональной, стилистической выразительности [ЛЭС, с. 331].

В зависимости от того, отличается ли старое слово от нового планом выражения или планом содержания , различают

  • лексические неологизмы (новые слова): теневик, силовик, страшилка, мобильник, междусобойчик, таксовать, нанотехнологии
  • семантические неологизмы (новые значения существующих слов):
  • морж ‘любитель зимнего плавания’ (это значение было семантическим неологизмом некоторое время после возникновения),
  • грузовик ‘грузовой космический корабль’,
  • диск ‘грампластинка’ (ср. переносные значения слов: кинуть, обуть, наехать, стрелка, крыша, негатив ),
  • нанотехнологии – (перен.) ‘проекты, требующие больших затрат, но дающие несущественный результат’, способ получения денег обманным путем’;
  • кроме того, выделяют фразеологические неологизмы :
  • Белый дом – о русских реалиях, кредит доверия , непопулярные меры , правовое государство , прожиточный минимум , смешные цены…

3.1. Языковые неологизмы и окказионализмы

(типы неологизмов по отношению к системе языка)

  • До сих пор речь шла о языковых неологизмах – т.е. словах, вошедших в лексическую систему, регулярно употребляемых носителями языка.
  • От них следует отличать окказионализмы (< лат. occasionalis ‘случайный’) – речевые явления, создаваемые для выполнения актуального коммуникативного задания на базе существующих в языке моделей.

В отличие от неологизмов, т.е. узуальных слов (лат. usus ‘обычай, привычка’), которым свойственна воспроизводимость , окказионализмы создаются в речевом акте. Любой неологизм, созданный на базе исконного материала, когда-то был окказионализмом. Если новое слово или значение употреблено удачно и носители языка начинают воспроизводить его, окказионализм может стать фактом языка , т.е. языковым неологизмом.

Среди окказионализмов выделяют:

  • авторские (художественные, научные),
  • неавторские (разговорные, детские) [Попова и др., с. 63].
  • огончарован , кюхельбекерно (Пушкин); громокипящий (Тютчев), сугробята (Евтушенко),
  • от фастфуда к фастлайфу (И. Иртеньев),
  • фаст-суд по-русски (МК от 5.06.01),
  • кошмарить (В.В. Путин).

Можно привести лишь отдельные примеры авторских неологизмов, ставших фактом национального языка:

  • чертеж , маятник , притяжение , упругость , атмосфера , полнолуние , созвездие , кислород , водород , предложный падеж (М. В. Ломоносов),
  • влияние , промышленность , влюбленность , рассеянность , человечность , трогательный (Н. М. Карамзин),
  • стушеваться (Ф.М. Достоевский),
  • бездарь (И. Северянин),
  • лилипут (Д. Свифт) [СРЯШ, с. 308].
  • адвокатша, кандидатша, гомеопатша, невропатологша, йогша …
  • Это моя соинфарктница (ср. сокомнатница ).
  • Я всегда вежливичаю .
  • Ну что ты черепашишься ? Ползи скорее!

Ср. слова-победители конкурса «Слово года –2009»:

  • брехлама , трепортер , вампьютер , виротоман , зомбоящик (‘телевизор’), Медвепутия , сетеяз (‘сетевой жаргон’).

Детские окказионализмы :

  • дыркодел (экскаватор), мельница (‘жена мельника’), бесплатная (‘неодетая’), гармонить (‘играть на гармони’), намакарониться (‘наесться макарон’).

Кроме языковых неологизмов и окказионализмов многие исследователи выделяют потенциальные слова – слова, которые не существуют в языке, но при необходимости легко могут быть созданы носителями языка по продуктивным словообразовательным моделям (марсоход, проверяльщик, рефератчик – по сути, привести примеры потенциальных слов невозможно, т.к. из потенциальных они тут же превращаются в реальные).

3.2. Источники неологизмов

Неологизмы возникают в результате

  • создания новых слов и значений,
  • заимствований.
    1. Лексические неологизмы образуются разными способами по существующим в языке словообразовательным моделям:
  • безотходный , бомжатник , бомжевать , биотуалет;
  • узкобытовой , инвалюта .

Семантические неологизмы появляются в результате изменения значения слова, в частности переноса наименования:

  • челнок ‘мелкий розничный торговец, совершающий регулярные, как правило, заграничные рейсы за товаром’;
  • экология культуры.
    1. Заимствования разных типов:
  • из других языков (внешние заимствования): маркетинг , суши… ;
  • из других сфер данного языка (внутренние заимствования):
  • напр., расширение употребления узкоспециальных терминов: парадигма , алиби ;
  • переход слов из диалектов в литературный язык: пахать , прикорнуть , мямлить , шумиха ;
  • актуализация устаревших слов (дума, зимник ‘дорога, проложенная прямо по снегу’, лосины , вояж ) [ЛЭС, с. 331].

См. схему 1 «Типы лексических единиц активного и пассивного запаса» на с. 7.

Схема 1.

Лексические единицы

┌──────────────┴─────────────┐

активного пассивного

запаса запаса

┌───────────────────┴─────┐

устаревшие слова новые слова

┌───────┴──────┐ ┌────────┼─ ─ ─ ─ ─ ─┐

историзмы архаизмы неологизмы окказионализмы потенциальн.

(нет синонимов) (есть синонимы) (молоткастый ) слова

┌───┴───────┐

семантические лексические ┌─────────────────┐

(шлем ) (боярин ) семантические лексические

(дипломат ‘портфель’) (электорат )

┌─────────────────┐

семантические лексические

(живот ‘жизнь’) ┌────┴───────────┐

собственно частичные

лексические

(перст ) ┌───────────────────┐

лексико- лексико- лексико-

фонетич. словообр. грамматич .

(пиит ) (рыбарь ) (рукою )

Литература

Барлас Л. Г., Инфантова Г. Г. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография. / Барлас Л. Г., Инфантова Г. Г., Сейфулин М. Г., Сенина Н. А. М.: Флинта, Наука. 2003. 2.4. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. С. 194–200.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Исторические изменения словарного состава. С. 165–174.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: ТетраСистемс, 2001. Хронологическое расслоение словарного состава. С. 145–156.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987 (и др. издания). Архаизмы и историзмы. Неологизмы языка и неологизмы речи. С. 187–188.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Активный словарь. С. 22. Неологизмы. С. 262–263. Устаревшие слова. С. 540.

Попова Т. В. и др. Неология и неография современного русского языка. / Попова Т. В., Рацибурская Л. В., Гугунава Д. В. М.: Флинта, Наука, 2005. 165 с.

Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ: Изд-во «ЧеРо», 1997. Старое и новое в лексике. С. 153 –169.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 24. Словарный состав языка. С. 133–139. § 84. Исторические изменения словарного состава языка. С. 471–478.

СРЯ–1 – Современный русский язык. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М.: Просвещение, 1981. Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. С. 56–66.

СРЯШ – Современный русский язык. Фонетика. Лексикология, Фразеология / под ред. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998. Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. С. 288–310.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 61. Изменение лексики. С. 172–176.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Активный словарь. С. 21. Архаизмы. С. 37–38. Историзмы. С. 159–160. Неологизмы. С. 262–263. Окказионализмы. С. 283–284.

PAGE 7


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10924. Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота 57.5 KB
Тема уроку: Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота. Демонстрація готових проектів. Пошук необхідної інформації для проекту в інформаційних джерелах. Складання ескізу. Мета уроку: Формування умінь розробки нових ідей д
10925. Еволюція знарядь праці. Машина як вид техніки. Призначення та використання машин 41.5 KB
Тема уроку: Еволюція знарядь праці. Машина як вид техніки. Призначення та використання машин. Мета: Навчальна: поглибити знання з техніки і машин технічні відомості машин та механізмів формувати уміння визначати окремі механізми машин. Виховна: виховати відповідне с...
10926. Методи проектування (метод комбінування). Планування роботи з проектування та виготовлення виробу 49.5 KB
Тема уроку: Методи проектування метод комбінування. Планування роботи з проектування та виготовлення виробу. Мета уроку: Формування умінь необхідних для роботи з технічною літературою з метою пошуку зразків виробів аналізу та копіювання їх а також виявлення найкр
10927. Поняття про механізми 46.5 KB
Тема 3:Поняття про механізми. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички повязані по даній темі. Виховна: виховувати в учнів бережливе ставлення до чужої праці. Естетичне сприймання предметів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні...
10928. Зєднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу 46 KB
Тема уроку: Зєднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу. Практична робота: виготовлення проектної роботи.. Мета: ознайомити з прийомами гнуття листового металу прийомами та способами зєднання за допомогою заклепок та фальцевого шва; виховувати бережли...
10929. Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання 42 KB
Тема: Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання. Мета: ознайомити учнів з правилами виконання креслення в системі прямокутних проекцій; навчити виконувати креслення на дві взаємно перпендикулярні площини проеціювання на дві пл
10930. Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту 40.5 KB
Тема уроку: Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту. Мета заняття: Навчальна: Забезпечити засвоєння прийомів вирівнювання вимірювання та розмічання заготовок з дроту різання дроту кусачками виготовлення виробів
10931. Розмічання за шаблоном, площинне розмічання 44 KB
Тема уроку: Розмічання за шаблоном площинне розмічання Мета уроку: 1 .Сформувати знання у учнів про розмічання плоских виробів з деревини; 2. Ознайомити учнів з призначенням і будовою розмічального інструменту; 3. Сформувати у учнів вміння і навички при виконанні п...
10932. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці 38.5 KB
Тема: Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці. Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Розвивати память спостережли

Словарный запас – это набор всех слов, которыми владеет человек. Принято считать, что широкий словарный запас присущ наиболее образованным людям, а также писателям.

Активный и пассивный словарный запас

Активный словарный запас – это те слова, которые человек использует в , когда говорит или пишет. У разных людей этот показатель может очень сильно различаться. Все слова языка не знает и не использует никто.

Активный словарный запас ученика младших классов составляет приблизительно две тысячи слов, к окончанию института этот показатель возрастает, по крайней мере, впятеро! «Словарь языка Пушкина», включающий в себя все слова, употребленные великим поэтом в произведениях, содержит около 20 тысяч слов.

Пассивный словарный запас – это те слова, которые человек сам не употребляет, но понимает, если видит или слышит их. Как правило, их в разы больше, чем слов, входящих в активный словарный запас. Сюда относятся различные термины, слова ограниченного употребления (жаргонизмы, архаизмы или неологизмы), просто достаточно редкие и необычные слова.

Забавно, что, при словарном составе русского языка примерно в полмиллиона слов, активно употребляются нами всеми не более 6 тысяч, что составляет около 90% речи человека, и только 10% используются редко.

Понятие об активном и пассивном словарном запасе используется в лингвистике и литературоведении, а также в педагогической и клинической психологии. Педагоги также используют его. В школе учат, что словарный запас надо пополнять, а для этого читать побольше. Это правда. Чтение – лучший способ пополнить свой пассивный лексический багаж. Притом самый приятный, ведь человек следит за перипетиями сюжета, тогда как слова запоминаются сами. Вот только не каждая книга годится для этого. Надо брать хорошую литературу, можно классику, иначе есть риск напороться на автора, у которого у самого низкий словарный запас: учиться у него нечему, можно его самого поучить!

Другой способ – поиск незнакомых слов в словаре. В принципе, не обязательно метаться по словарю Ожегова в поисках нужного слова – в интернете есть соответствующие ресурсы, пользоваться которыми очень удобно. Но, хотя значение слова узнаешь в любом случае, больше шансов, что ты его запомнишь, при использовании бумажного словаря. Сам поиск, который займет больше сил и времени, прочнее закрепит слово в , ведь оно будет постоянно повторяться мысленно, пока человек находится в поиске.

Словарь русского языка непрерывно изменяется и совершенствуется. С появлением новых предметов, явлений возникают новые слова (и наоборот).

В активный словарный запас входят повседневно употребляемые слова.

К пассивному словарному запасу относятся такие слова, которые имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности.

Пассивный запас: устаревшие слова; новые слова.

Устаревшие: историзмы - вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех понятий, которые они обозначали: боярин, стрелец, опричник. Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами: брадобрей - парикмахер; понеже - потому что.

Неологизмы - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений. После того как новое слово становится общеупотребительным, оно перестает быть неологизмом. Кроме неологизмов выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Некоторые из них вошли в литературный язык: чертеж, рудник, маятник (Ломоносов), стушеваться (Достоевский). Но в большинстве случаев такие новообразования остаются в составе так называемых окказиональных (от лат. "случайный") авторских конструкций.

Лексика РЯ с т.з. её активного/пассивного запаса.

Слов состав РЯ непрерывно изм-ся, так как в лексике отр-ся все процессы развития общ-ва. Одни предметы или явл-я исчезают, другие появл, и исчезают или появл слова.

В активный слов запас входят наиб частотные слова, повседневно употр-е в общении, понятные говорящим. В пассивный - устар слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.

Слова, вышедшие из актив употр-я, наз-ся устаревшими. Они делятся на:

Историзмы –слова, наз-е не встречающиеся в совр действ-ти предметы, явления.

а) назв исч-х предметов быта, видов одежды, еды и т.д.: светец, салоп, армяк, сбитень; б) использ-ся в прошлом видов вооружения: пищаль, алебарда, гафуница, бомбарда, мушкет, аркебуз, мортира, единорог, арбалет; в) названия должностей и лиц по роду деят-ти, воинских чинов: городовой, бурлак, гетман, драгун и т.д.

Архаизмы (греч. archaios – древний) – слова, явл-ся устар назв предметов, явл-й, сущ-х и в совр действ-ти. Они имеют синонимы в СРЯ: перст – палец, ланиты – щеки, зело – очень, доколе – пока. Выдел-ся семант-е арх – сохранившиеся в современном русском языке слова, у которых устарело одно из зн-й: глагол (слово), живот (жизнь), оператор (хирург). Устаревшие слова используются в художественных произведениях с целью создания колорита эпохи.

Неологизмы (от греч. neos – новый, logos – слово) – новые слова, появившиеся в языке в рез-те возн-я новых понятий. Неол-м слово ост-ся до тех пор, пока новизна его ясно ощущается говор-ми. Как только слово ст-ся достаточно употр-м, переходит в актив словар запас. В 1960-е неол были “космодром”, “космонавт”. В 90-е годы в связи с изм-ми в полит и эконом жизни страны появилось много заимств из др яз: брокер, дайджест, девальвация, дивиденд, дилер, дистрибьютор, консорциум. Они м.б. обр-ны по имеющимся в яз моделям (приземлиться, прилуниться,), заимств из др яз (рэкет, спонсор), появ в рез-те развития новых зн-й у уже известных слов (штрих – паста для ликвидации (закрашивания) ошибок в написанном или напечатанном тексте). Выделяются также авт неологизмы (окказионализмы, лат. occasionalis случайный), т.е. новые слова, специально созданные писателями.

Функционально-стилистическая дифф-я лексики. Книжная и разговорная лексика.

По функционально-стилевой принадлежности все слова РЯ м. разделить на две группы:

1) общеупотр-е, уместные в любом стиле речи (человек, работать, хороший) и

2) закрепленные за опр стилем и воспр-ся за его пределами как неуместные: лицо (в значении "человек"), вкалывать (в значении "трудиться"), клёвый, предостаточно. Функц стилем наз-ся ист слож и соц осознанная система речевых средств, исп-х в той или иной сфере чел общения. В СРЛЯ: научный, публиц-й, официально-деловой. Некот лингвисты относят к книж стилям и художественно-беллетристический.

Общеупотр-я лексика лежит в основе слов состава РЯ, явл-ся самой частотной.