Стройка и ремонт - Информационный портал

Детский сад чертежи. Правильная планировка детского сада. Примерный состав помещений детского сада

  • Разработчик - ГУП МНИИТЭП .
  • Заказчик - .
Площадь участка 0,98 га
Площадь застройки 1695,0 кв. м
Общая площадь (без подвала) 4633,0 кв. м
Этажность 1 - 3 этажа
Вместимость 280 мест (12 групп)

35,971 млн руб.
153,13 млн руб.
Общая площадь на 1 место 16,6 кв. м
0,124 млн руб.
0,547 млн руб.
0,0108 млн руб.
0,033 млн руб.

Типовой проект детского сада на 250 мест (шифр VI-71)

  • Разработчик - ГУП МНИИТЭП.
  • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы .
  • Конструктивное решение - монолит. Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Доступ для маломобильных групп населения обеспечен на все этажи. Разработан в 2012 - 2013 гг. Рекомендуется для применения.

Проект повторного применения детского сада на 220 мест

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Москомархитектура.
  • Конструктивное решение - монолитный.

Доступ для маломобильных групп населения обеспечен на все этажи. Разработан в 2010 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы .

Площадь участка 0,63 - 0,68 га
Площадь застройки 1727,8 кв. м
3733,7 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 220 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
40,602 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 172,154 млн руб.
Общая площадь на 1 место 16,9 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,184 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,783 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,007 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,031 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 190 мест

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы .
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы .

Площадь участка 0,45 - 0,5 га
Площадь застройки 1250,0 кв. м
Общая площадь (без подвала и террас) 2935,3 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 190 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
28,635 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 121,414 млн руб.
Общая площадь на 1 место 15,4 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,151 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,639 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,007 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,031 млн руб

Типовой проект детского сада на 120 мест (шифр VI-70)

  • Разработчик - ГУП МНИИТЭП .
  • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы.
  • Конструктивное решение - крупнопанельный. Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы .

Площадь участка 0,42 га
Площадь застройки 881,0 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2410,0 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 120 мест (5 групп)
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
22,379 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 95,27 млн руб.
Общая площадь на 1 место 20,08 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,186 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,794 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,009 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,039 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 115 мест

  • Разработчик - ООО «НАБАД Дизайн».
  • Заказчик - ООО «КРОСТ».
  • Конструктивное решение - крупнопанельный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.
Площадь участка 0,56 га
Площадь застройки 1274,7 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2180,5 кв. м
Этажность 2 этажа
Вместимость 115 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
22,347 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 73,968 млн руб.
Общая площадь на 1 место 18,9 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,194 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,642 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,010 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,034 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 90 мест

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Москомархитектура.
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2010 г. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,3 - 0,4 га
Площадь застройки 1073,0 кв. м
Общая площадь (без подвала и террас) 2167,2 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 90 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
25,707 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 108,997 млн руб.
Общая площадь на 1 место 24,0 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,286 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,211 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,032 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 168 мест (коррекционного вида)

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Москомархитектура.
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи.
Площадь участка 0,85 га
Площадь застройки 2328,9 кв. м
Общая площадь (без подвала и террас) 4374,5 кв. м
Этажность 2 - 3 этажа
Вместимость 168 + 12 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
53,777 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 228,01 млн руб.
Общая площадь на 1 место 24,3 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,299 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,267 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,035 млн руб.


Индивидуальный проект детского сада на 350 мест (15 групп) с помещением для вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания на 20 мест) по адресу: г. Москва, Бирюлево Восточное, Загорье, мкр. 3

  • Разработчик - ООО ППФ "ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ".
  • Заказчик - КП "УГС" Департамента строительства г. Москвы.
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.
Площадь участка 0,95 га
Площадь застройки 1834,65 кв. м
Общая площадь (без подвала) 4701,03 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 350+20 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
48,597 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 219,574 млн руб.
Общая площадь на 1 место 12,7 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,131 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,593 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,036 млн руб.

Индивидуальный проект детского сада на 350 мест (14 групп) с помещением для вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания на 20 мест) по адресу: г. Москва, ТиНАО, пос. Воскресенское, дер. Язово

  • Разработчик - ООО ППФ "ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ".
  • Заказчик - ЗАО "Язовская Слобода Инвест".
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 - 2013 гг. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,86 га
Площадь застройки 1782,29 кв. м
Общая площадь (без подвала) 4344,53 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 350+20 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
45,542 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 205,772 млн руб.
Общая площадь на 1 место 11,7 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,123 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,556 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,035 млн руб.

Индивидуальный проект детского сада на 125 мест(ЮАО, Чертаново Южное, мкр. 18, корп. 5)

  • Разработчик - ОАО «Моспроект» .
  • Заказчик - средства инвестора.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2011-2012 гг. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,54 га
Площадь застройки 1400 кв. м
Общая площадь (без подвала) 3940 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 125 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
37,0 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 180,4 млн руб.
Общая площадь на 1 место 31,5 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,333 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,4 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,0094 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,045 млн руб.

Индивидуальный проект детского сада на 115 мест (ЮЗАО, ул. Намёткина, пересечение с ул. Херсонской)

  • Разработчик - ООО «НАБАД Дизайн».
  • Заказчик - cредства инвестора.
  • Конструктивное решение - сборно-монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2011 г. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,56 га
Площадь застройки 1274,7 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2180,5 кв. м
Этажность 2 этажа
Вместимость 115 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
20,559 млн руб.*
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 68,051 млн руб.*
Общая площадь на 1 место 18,9 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,179 млн руб.*
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,592 млн руб.*
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,009 млн руб.*

Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г.
* - предварительные данные инвестора

0,034 млн руб.*

Индивидуальный проект детского сада на 95 мест (ЮАО, Восточное Бирюлёво, 6-я Радиальная ул., д. 7, корп. 9)

  • Разработчик - ОАО «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий».
  • Заказчик - ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов».
  • Конструктивное решение - монолитный, пристроенный к индивидуальному жилому дому. Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на первый этаж. Разработан в 2009 г. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,52 га
Площадь застройки 838,7 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2066,8 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 95 мест (5 групп)
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
24,72 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 105,31 млн руб.
Общая площадь на 1 место 21,7 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,26 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,110 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,012 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,051 млн руб

Помещения Площадь помещений, м 2 , при количестве мест
1. Помещения групповых ячеек детей ясельного возраста:
приемная 18´2 18´2 24+(18´2) 18´4 24+(18´5)
игровая-столовая 50´2 50´2 50´3 50´4 50´6
спальня 40´2 40´2 40´3 40´4 40´6
туалетная 12´2 12´2 12´3 12´4 12´6
буфетная В изолированном помещении площадью 3 м 2 на площади игровой-столовой
Итого:
2. Помещения групповых ячеек детей дошкольного возраста:
раздевальная 18´2 18´4 18´4 18´8 18´8
групповая 50´2 50´4 50´4 50´8 50´8
спальня 54´2 54´4 54´4 54´8 54´8
туалетная 16´2 16´4 16´4 16´8 16´8
буфетная В изолированном помещении площадью 3 м 2 на площади групповой
Итого:
3. Комната для музыкальных и гимнастических занятий - 100+50или 75´2 100+50или 75´2
4. Бассейн для обучения детей плаванию:
помещение бассейна с ванной размером 3´7м -
раздевальня с душевой и туалетной при бассейне -
5. Методический кабинет
6. Медицинские помещения:
медицинская комната
фотарий
приемная изолятора -
палаты 6´2 6´2 6´3 6´3
туалетная
7. Пищеблок
кухня с моечной, заготовочной, раздаточной
кладовая для хранения овощей
кладовая для хранения сухих продуктов
8. Постирочная:
стиральная-разборочная
сушильная-гладильная -
кладовая чистого белья
9. Кабинет заведующего
10. Канцелярия-бухгалтерия - - -
10. Комната персонала -
11. Туалетная персонала
12. Хозяйственная кладовая
В с е г о:

В первых этажах детских садов-яслей следует размещать помещения групповых ячеек для детей ясельного возраста, медицинскую комнату, изолятор, кабинет заведующего и хозяйственные помещения. Под окнами помещений групповых, игровых-столовых, спален и спален-веранд располагать окна кухни, стиральной и туалетных не допускается. Ширина коридоров должна быть не менее 1.4 м.



Групповые ячейки. Вход в каждую групповую ячейку для детей ясельного возраста должен устраиваться отдельным. Для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и саней. Для детей дошкольного возраста следует устраивать общий вход не более чем на три групповые ячейки. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Помещения каждой групповой ячейки должны быть изолированными от других ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь с медицинскими помещениями, комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, а также с административно-хозяйственными помещениями. В групповых, игровых-столовых и спальнях-верандах подоконники устраиваются на расстоянии 0.6 м от уровня пола.

В помещениях групповых и игровых-столовых помещений детских яслей-садов, проектируемых для строительства во всех климатических районах, кроме IА, IБ и IГ климатических подрайонов, следует предусматривать естественное сквозное или угловое проветривание (в IА, IБ и IГ климатических подрайонах непосредственное сквозное проветривание в этих помещениях, а также в спальнях не допускается). В IV климатическом районе, кроме групповых и игровых-столовых, следует предусматривать сквозное или угловое проветривание в спальнях-верандах, кухнях, стиральных-разборочных, сушильных-гладильных и туалетных. Сквозное или угловое проветривание групповых или игровых-столовых допускается: через спальни-веранды, приемные или раздевальные – в IВ, IД климатических подрайонах, II и III климатических районах; через спальни-веранды – в IV климатическом районе.

В туалетных для детей старшего ясельного и дошкольного возраста унитазы надлежит устраивать в открытых кабинах размерами в плане 0.8´0.75 м, разделенных экранами высотой 1.2 м от пола и не доходящими до пола на 0.15 м. Наименьшая ширина прохода между лицевой стороной кабин и противоположной стеной (при отсутствии на ней санитарных приборов) должна быть 1.2 м. Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и девочек.

Административно-хозяйственные помещения. Вход в административные помещения допускается объединять со входом в одну из групповых ячеек детей дошкольного возраста. Ширина административно-хозяйственных помещений (за исключением хозяйственных кладовых) должна быть не менее 2 м. Административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже при условии устройства самостоятельного выхода наружу и обеспечения внутренней связи с другими помещениями.

Медицинские помещения. Медицинскую комнату располагают смежно с одной из палат изолятора с устройством между ними стеклянной перегородки. Нижнюю часть остекленной перегородки высотой 1 – 1.2 м от уровня пола выполняют глухой. Палаты изолятора должны быть непроходными. Из изолятора следует предусматривать отдельный выход наружу.

Пищеблок и стиральная. Кухня с моечной, заготовочная и раздаточная должны быть разделены оборудованием или перегородками-экранами. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов располагаются в пищеблоке. Проходные кладовые и проход в кладовые через кухню не допускаются.

Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной следует располагать смежно. В зданиях детских яслей-садов с количеством мест 140 и более входы в стиральную-разборочную и сушильную-гладильную должны быть раздельными.

Из пищеблока и стиральной-разборочной следует проектировать самостоятельные выходы наружу.

Лестничные клетки , используемые для эвакуации, должны быть закрытыми в лестничных клетках и иметь естественное освещение через окна в наружных стенах. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним естественным освещением. Лестничные клетки с верхним светом должны иметь самостоятельный выход наружу. Лестничные клетки без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией) допускается предусматривать в детских яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов. В детских яслях-садах, проектируемых для IV климатического района, допускается устройство открытых лестниц, выходящих непосредственно на участок.

Перила и поручни лестниц в детских яслях-садах должны отвечать следующим требованиям:

· высоту ограждения лестниц в групповых ячейках следует принимать 1.35 м;

· поручни для детей следует предусматривать у стен лестничной клетки на высоте 0.5 м, считая от верха проступи до верха поручня по вертикали;

· поручни для взрослых следует предусматривать на высоте 0.85 м;

· в ограждении лестниц вертикальные элементы следует располагать с просветами не более 0.1 м; горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

Наружные входы в здания, проектируемые для IВ, IД климатических подрайонов, II и III климатических районов, должны иметь двойные тамбуры. В здания детских яслей-садов, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, входы следует предусматривать с тройными тамбурами, а в зданиях детских яслей-садов, проектируемых для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района, - с одним тамбуром или без тамбура. Глубина тамбура должна быть не менее 1.6 м.

В яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, фотарий размещают вблизи комнаты для музыкальных и гимнастических занятий. Для IА, IБ и IГ климатических подрайонов следует предусматривать также остекленные прогулочные веранды на несколько групп. Прогулочные веранды допускается проектировать в виде пристроек к зданиям или надстроек на уровне второго или третьего этажа. Прогулочная веранда должна иметь не менее двух эвакуационных выходов. Площадь веранды проектируется из расчета 2.5 м 2 на одного ребенка для детей ясельного возраста и 2 м 2 – для детей дошкольного возраста.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
Опубликовано: 19 июля 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6133
Вступает в силу:30 июля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
Регистрационный N 28564

(Выдержки)

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);
- СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
Настоящие санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах).

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (далее - дошкольные образовательные организации).

1.5. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

4.1. Вновь строящиеся объекты дошкольных образовательных организаций рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

Здания дошкольных образовательных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Допускается размещение дошкольных образовательных организаций во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом для детей и выездом (въездом) для автотранспорта.

4.3. Здание дошкольной образовательной организации должно иметь этажность не выше трех.

На третьих этажах зданий дошкольных образовательных организаций рекомендуется размещать группы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительные помещения для работы с детьми.

4.4. При проектировании дошкольных образовательных организаций предусматривается следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения для персонала.

4.5. Размещение в подвальных и цокольных этажах зданий помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения не допускается.

4.6. Здания дошкольных образовательных организаций, могут иметь различную конфигурацию, в том числе: компактную, блочную или павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в III Б климатическом подрайоне.

4.8. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных образовательных организаций, в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.

4.9. Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку.

4.10. В здание дошкольной образовательной организации допускается оборудование единого входа с общей лестницей для групп для детей младенческого, раннего и детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

При размещении дошкольных образовательных организаций в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.

4.11. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).

Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

4.12. Площади помещений, входящих в групповую ячейку, принимают в соответствии с рекомендуемыми площадями помещений групповой ячейки (таблица 1 Приложения N 1).

Для вновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций оптимальную площадь групповых и спален рекомендуется принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена.

4.13. В дошкольных образовательных организациях для групповых ячеек, располагающихся на втором и третьем этажах, раздевальные помещения для детей допускается размещать на первом этаже.

В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви.

4.17. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций при численности воспитанников более 120 рекомендуется предусматривать два зала: один - для занятий музыкой, другой - для занятий физкультурой. Залы не должны быть проходными.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций с численностью воспитанников до 120 и существующих зданиях допускается один общий зал для занятий музыкой и физкультурой.

4.22. Для вновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций независимо от их вместимости предусматривается медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, туалета. Рекомендуемая площадь помещений медицинского блока приведена в таблице 1 Приложения N 1.

В туалете предусматривается место для приготовления дезинфицирующих растворов.

Медицинский блок (медицинский кабинет) должен иметь отдельный вход из коридора.

Для временной изоляции заболевших допускается использование помещений медицинского блока (медицинский или процедурный кабинет).

4.24. Во вновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных образовательных организаций необходимо предусматривать пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюд и кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания, и распределения их по группам.

Состав и площади помещений пищеблока (буфета-раздаточной) определяются заданием на проектирование.

Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.

Допускается размещение помещений пищеблока на первом и втором этажах при условии проектирования его в отдельном блоке (здании). Помещения для приема пищевых продуктов, кладовая для овощей, первичная обработка овощей (в том числе для чистки картофеля), мойки тары и камера отходов, проектируются на первом этаже.

Кладовые не размещаются под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственными помещениями с трапами.

В подвальных помещениях допускается хранение пищевых продуктов (овощей, консервированных продуктов) при обеспечении необходимых условий хранения, установленных производителем.

Помещения для хранения пищевых продуктов должны быть не проницаемыми для грызунов.

4.25. При проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная.

В горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд.

4.26. При проектировании пищеблока, работающего на полуфабрикатах, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: загрузочная, доготовочный цех, горячий цех, холодный цех, раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды. Доготовочный, горячий и холодный цеха могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой.

На пищеблок, работающий на полуфабрикатах, должны поступать мытые и/или очищенные овощи, полуфабрикаты высокой степени готовности (мясные, рыбные).

4.27. В буфетах-раздаточных должны предусматриваться объемно-планировочные решения, помещения и оборудование, позволяющие осуществлять прием готовых блюд, кулинарных изделий и раздачу их по групповым ячейкам, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд (отваривание колбасных изделий, яиц, заправка салатов, нарезка готовых продуктов). В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены условия для мытья рук.

4.28. При проектировании пищеблока в здании дошкольной образовательной организации комната персонала, раздевалка и помещение для приготовления моющих и дезинфицирующих растворов могут быть размещены за пределами пищеблока.

Работникам пищеблока допускается использовать служебные (комната персонала, раздевалка) и санитарные (душевая и туалет для персонала) помещения дошкольной образовательной организации.

Допускается совместное хранение уборочного инвентаря и приготовление моющих и дезинфицирующих растворов, предназначенных для пищеблока и других помещений дошкольной образовательной организации.

4.35. В дошкольных образовательных организациях рекомендуется предусматривать постирочную. Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.

4.37. При отсутствии прачечной в дошкольной образовательной организации возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.

4.38. При организации работы групп кратковременного пребывания детей должны предусматриваться помещения:

Помещение или место для раздевания, оборудованные шкафчиками или вешалками для верхней одежды и обуви детей и персонала групп. В помещении должны быть созданы условия для просушки одежды и обуви детей;
- групповая комната для проведения учебных занятий, игр и питания детей;
- помещение или место для приготовления пищи, а также для мытья и хранения столовой посуды и приборов;
- детская туалетная (с умывальной) для детей.

Допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной в виде отдельной закрытой туалетной кабины.

Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сидениями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, или одноразовыми сидениями на унитаз.

6.16. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы.

В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.

6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.

В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель.

6.16.2. В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза.

6.16.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование.

6.16.4. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в старших и подготовительных группах предусматриваются раздельные туалетные комнаты (кабинки) для мальчиков и девочек.

6.17. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддонами с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).

Приложение N 1
к СанПиН 2.4.1.3049-13

Вид помещений

Площадные показатели (не менее)

Групповые ячейки

раздевальная

18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв. м на 1 ребенка, но не менее 6 кв. м

групповая

2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

буфетная

3,0 кв. м

спальня

1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

туалетная

12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп

Медицинский блок

медицинский кабинет

не менее 12 кв. м

процедурный кабинет

не менее 8 кв. м

туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов

не менее 6 кв. м

Помещения

до 80 (1 - 4)

до 150 (5 - 6)

до 240 (7 - 12)

до 350 (13 - 18)

Кабинет заведующего

Кабинет завхоза

Методический кабинет

Хозяйственная кладовая

Кладовая чистого белья

Комната кастелянши

Столярная мастерская

Столовая персонала

Туалеты для персонала

Помещения

Площадь (м2) в зависимости от вместимости и количества групп

до 80 (1 - 4)

до 150 (5 - 6)

до 240 (7 - 12)

до 350 (13 - 18)

Стиральная

Гладильная

Всего

Помещения

Нарушения

слуха

зрения

интеллекта

слабовидящие

косоглазие и амблиопия

Раздевальная

Групповая

Спальня

Буфетная

Туалетная

12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп

Плеопто- ортоптическая комната

Логопедическая комната

Таблица 5
Рекомендуемый состав и площади помещений
групповых дошкольных образовательных организаций для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата в кв. м
на 1 ребенка

Помещения

Групповые ячейки детей до 3-х лет

Групповые ячейки детей от 3-х до 7-ми лет

Раздевальная (приемная)

Помещение для личных вещей детей

Игральная (столовая)

Спальня

Помещение для раздачи пищи и мойки посуды (буфетная)

Туалетная (горшечная)

0,25

0,25

Комната логопеда

0,83

0,83

Веранда неотапливаемая (для 50% детей)

Приложение N 4
к СанПиН 2.4.1.3049-13
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПИЩЕБЛОКОВ

Наименование помещения

Оборудование

Склады (кладовые)

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (при необходимости)

Овощной цех (первичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны, раковина для мытья рук

Овощной цех (вторичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), моечная ванна, универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, раковина для мытья рук

Холодный цех

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, раковина для мытья рук

Мясорыбный цех

Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) - не менее двух, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, колода для разруба мяса, моечные ванны, раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук

Моечная кухонной посуды

Производственный стол, моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук

Моечная тары

Моечная ванна

СанПиН 2.4.1.3147-13

Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на следующие виды дошкольных групп:
- группы общеразвивающей направленности, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
- группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Допускается размещение в жилых помещениях:
- дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
- дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

1.4. Жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и настоящим санитарным правилам.


1.5. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте до 8 лет. Количество детей определяется исходя из расчета площади не менее 2,0 метров квадратных в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Допускается формирование разновозрастных групп.

2.3. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях пребывания детей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
При одностороннем освещении помещения, глубина которого более 6 метров, места для проведения игр и занятий по реализации образовательных программ дошкольного образования должны быть обеспечены дополнительными источниками искусственного освещения.

2.5. Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.


2.5.1. Для дошкольных групп кратковременного пребывания детей до 5 часов предусматривается следующий набор помещений или выделяются места в помещениях:


и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов при организации питания;
- место для хранения полотенец;

- туалет;
- умывальная комната.
Допускается не организовывать питание в режиме дня и не оборудовать кухню, а также помещение (место) для сна, для дошкольных групп, в которых дети пребывают до 4 часов и в режиме дня которых не предусмотрена организация питания и сна детей.

2.5.2. Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:
- место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
- игровая комната для проведения занятий, игр;
- помещение (место в игровой комнате) для сна;
- кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья
и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;
- помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;
- место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
- помещение (место) для хранения белья;
- место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
- туалет;
- умывальная комната.
Допускается оборудование места для приема пищи в помещении игровой комнаты и/или кухни.
Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом дошкольной группы.
2.5.3. Туалет, предназначенный для детей, оборудуется унитазом. Каждый фактически находящийся в дошкольной группе ребенок в возрасте 5 - 8 лет обеспечивается персональным (или одноразовым) сидением на унитаз, изготовленным из материалов, безвредных для здоровья человека и допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Дети в возрасте до 5 лет, фактически находящиеся в дошкольной группе, обеспечиваются персональными горшками. Допускается обеспечение детей в возрасте от 4 до 5 лет персональным (или одноразовым) сидением на унитаз.
Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала дошкольной группы.
2.5.4. В умывальных помещениях устанавливаются вешалки для полотенец. Каждый фактически находящийся в дошкольной группе ребенок, обеспечивается индивидуальным полотенцем для рук, а при организации сна – индивидуальным полотенцем для ног. Допускается использование одноразовых полотенец для рук.
Возможно совмещение в одном помещении туалета и умывальной комнаты.

Здание детского дошкольного учреждения общего типа имеет не более 3 этажей. Этажность здания дошкольного учреждения выбирается в зависимости от вместимости, природно-климатических градостроительных условий применения. Рекомендуются одноэтажные здания дошкольных учреждений, как правило, небольшой вместимостью - до 150 мест для сельской местности. Двухэтажные здания для дошкольных учреждений вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям, являются наиболее типичными и распространенными.

Наиболее оптимальным является размещение дошкольного учреждения в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разделена на:

Централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещениями отдельных групповых ячеек и общего назначения;

Блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или с переходами.

Высота помещений дошкольных учреждений должна быть не менее 3 м (от пола до потолка).

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения: групповые, для физкультурных и музыкальных занятий, медицинские и служебно-бытовые, пищеблок.

Поэтажное расположение помещений внутри здания должно обеспечивать удобную вертикальную связь помещений, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомендуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.

Все помещения, предназначенные для длительного пребывания детей, должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения могут быть буфетные, приемная изолятора, комната персонала, кладовая чистого белья (при наличии в здании комнаты кастелянши).

У наружных входов в здания детских дошкольных учреждений должны быть тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

Для зданий детских дошкольных учреждений необходимо предусматривать встроенную мебель в следующих помещениях: в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для пособий, художественной и методической литературы; в спальнях - встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья; в раздевальнях - шкафы для одежды детей и персонала групп; в туалетных - хозяйственные шкафы; в залах - шкаф и стеллажи для хранения пособий.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком.

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

Групповая - для игр, занятий, принятия пищи;

Спальная - для дневного (и ночного) сна детей;

Раздевальня - для переодевания детей и хранения верхней одежды;

Туалетная;

Буфетная - для мытья и хранения посуды.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комнатами.

Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже. Допускается располагать раздевальные дошкольных групповых ячеек на 1-м этаже здания.

Помещения раздевальной предназначено для приема, осмотра, переодевания и хранения верхней одежды. При приемке площади раздевальных должна быть не менее 18 кв. м.

При планировке раздевальных необходимо предусматривать возможность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми. При размещении шкафов для одежды вдоль стен необходимо иметь минимум 4,53 м (для 15 детей), 6,04 м (для 20 детей) и 7,55 м (для 25 детей) фронта стен, свободных от оконных и дверных проемов.

Ширина помещений раздевальных должна составлять не менее 3,4 м при размещении шкафов вдоль противоположных стен и двух рядов скамей для переодевания; 3 м - при размещении двух рядов шкафов и одного ряда скамей. В раздевальных следует предусматривать шкафы с сушкой для детской одежды.

Общий вход допускается проектировать не более чем на 2 ясельные или 4 дошкольные группы.

Для хранения колясок, санок, лыж при входах в помещения групповых ячеек выделяются специальные места под козырьками площадью не менее 8 кв. м.

В дошкольных учреждениях площадь групповой должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 2,5 кв. м, в дошкольных - 2 кв. м.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой - наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей, оборудованное столами и стульями. Размещение столов и стульев меняется а зависимости от вида деятельности детей в помещении.

В детских дошкольных учреждениях общего типа площадь спален должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 1,8 кв. м, в дошкольных группах - 2 кв. м. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп - встроенными или выкатными кроватями. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возможно использование раскладных, складируемых кроватей с жестким ложем.

При проектировании буфетных помещений в дошкольных учреждениях площадью не менее 3 кв. м следует предусматривать возможность размещения встроенного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Протяженность стены, необходимая для размещения буфетного оборудования, должна быть не менее 1,8 м. Общая высота буфета составляет 1,9 м.

В детских дошкольных учреждениях общего типа приемку площади туалетных следует осуществлять из расчета на одно место: в ясельных группах - не менее 0,8 кв. м, в дошкольных группах - не менее 0,65 кв. м. Туалетные проектируются как единое помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец и туалетных принадлежностей. Наиболее удобным является размещение умывальников по центру помещения, так как при этом увеличиваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. Для размещения вешалок по периметру помещения необходимо иметь 2,4 м (в ясельных группах) и 3 м (в дошкольных группах) фронта стен, свободного от оконных и дверных проемов. В зоне уборной в закрывающихся без запора кабинах размещают детские унитазы и в закрывающейся на запор кабине - унитаз для взрослых. Размер детской кабины в плане - 0,8 x0,75 м. Слив (видуар) должен устанавливаться без кабины.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусматриваются во всех дошкольных учреждениях вместимостью 4 и более групп. В залах для физкультурных и музыкальных занятий соотношения сторон составляют 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала - квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет.

В дошкольных учреждениях предусматриваются помещения по медицинскому обслуживанию детей. В состав этих помещений входят медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор.

В зданиях дошкольных учреждений общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут находиться в одном помещении площадью 8 кв. м, в зданиях, имеющих более 150 мест, - в раздельных помещениях площадью по 8 кв. м. Медицинская комната должна иметь вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора, между ними должно быть устройство стеклянного проема на высоте 1,2 м от уровня пола.

В изоляторе должны быть приемная, палата, туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5% от вместимости учреждения. Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно площадью 4 и 6 кв. м. Палаты не должны быть проходными. Площадь приемной при наличии одной палаты изолятора - 4 кв. м, при наличии двух палат - 6 кв. м. В приемной должно быть место для мойки посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств - 6 кв.м.

Служебно-бытовые помещения дошкольных учреждений - кабинет заведующего, комната завхоза, методический кабинет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, уборные для персонала.

В зданиях дошкольных учреждений необходим пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах. В состав пищеблока при любой форме производства входят кухня с раздаточной, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, загрузочная, комната персонала, душевая и уборная для персонала. При работе пищеблока на сырье дополнительно должны быть заготовочный цех и кладовая овощей. При работе пищеблока на полуфабрикатах дополнительно предусматриваются доготовочный цех и место для хранения и мойки тары полуфабрикатов.

Составные части проекта .

Рассмотрение проекта.

I. Ознакомиться с составными частями проекта.

II. Пояснительная записка: прочитать и переписать общую часть, архитектурно-планировочную часть объяснительной записки. При этом выяснить тип детского учреждения, его вместимость, общую характеристику участка, здания, материал постройки, типы санитарно-технических устройств.

III. Генеральный план: рассмотреть генеральный план, обратив внимание на масштаб чертежа, «розу ветров», форму земельного участка, взаиморазмещения отдельных объектов, ориентацию зданий по отношению к близлежащим объектам, дорогам.

Оценить генеральный план по следующей схеме:

1. Тип застройки (централизованный, блочный, павильонный).

2. Общая площадь земельного участка (длина, ширина).

3. Площадь земельного участка на 1 ребенка.

4. Площадь застройки (определить площадь всех зданий).

5. Определить процент застройки и процент озеленения.

6. Определить наличие составных элементов участка: игровые площадки, физкультурные площадки, огород - ягодник, плавательный бассейн, уголок для животных, площадка для изучения правил дорожного движения, зеленые насаждения, хозяйственный двор.

7. Измерить площадь игровых площадок для детей детского сада и яслей. Рассчитать площадь на одного ребенка.

8. Измерить площадь физкультурной площадки.

9. Оценить соблюдение принципа групповой изоляции на участке.

10. Измерить расстояние от мусоросборника до основного здания детского сада.

11. Количество входов и проездов на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.

Порядок рассмотрения и оценки поэтажных планов.

Здание детского учреждения состоит из 3-х групп помещений:

Помещения для детей преддошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста

Административно-хозяйственные помещения.

1. Расположение здания на земельном участке (в глубине или на красной линии). Число этажей. Набор помещений, их размещение, взаимное расположение, число входов, которыми пользуются дети, другие входы.

2. Набор помещений групповой ячейки детей преддошкольной и дошкольных групп. Соблюдение принципа групповой изоляции.

3. Групповые комнаты: площадь и кубатура, площадь на одного ребенка, ориентация окон.

4. Спальни, общая площадь и площадь на одного ребенка.

5. Буфетные, раздевальни, туалеты, их наличие при каждой групповой ячейке.

6. Медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор: расположение, площадь, наличие отдельного входа.

7. Наличие веранды, зала для проведения музыкальных занятий, плавательного бассейна.

8. Провести анализ материала и дать заключение:

Отвечает ли проект требованиям, обеспечивающим правильное физическое и психическое развитие;

Отвечает ли проект требованиям профилактики инфекционных заболеваний;

Создает ли проект материальные условия, обеспечивающие высокий уровень воспитательно-оздоровительной работы с детьми.

Заключение о полученных результатах.

1. Проект может быть принят без изменений.

2. Проект можно принять со следующими изменениями.

3. Проект отклоняется по следующим причинам.

Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики – нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы

Опыт г. Москвы

Встроенные детские сады при жилых домах открывают ряд преимуществ. Благодаря им сеть дошкольных образовательных учреждений может вместит еще больше детей, площадь здания используется максимально эффективно, первые этажи жилых домов рационально задействованы в эксплуатацию.

Также встроенные детские сады отличаются компактностью расположения, меньшей площадью техподполья (нежилого нижнего этажа, через который проходят трубопроводы и другие инженерные сети), короткие внешние инженерные коммуникации и подъездные дороги.

Инвестор тратит на встроенный детский сад на порядок меньше, чем на дошкольную образовательную организацию в отдельном здании, поскольку отдельные коммуникации при строительстве не требуются, что упрощает соблюдение СанПиН в образовательной организации. Более того, уменьшенная площадь таких помещений упрощает уход за ними, в особенности в зимний период времени.

Жилье в домах со встроенными детскими садами часто выбирают семьи с маленькими детьми, поскольку ДОУ и его площадки находятся поблизости.

Встроенные детские сады: основные требования

Дошкольные образовательные организации, которые занимают первые этажи жилых зданий, проектировались и оборудовались в г. Москве в течение нескольких десятилетий. Но в 2009 г. свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 174, ограничил оборудование встроенных детских садов в жилых зданиях в целях пожарной безопасности. С этого времени встроенные детские сады прекратили проектировать, а те проекты, что уже передали на госэкспертизу, изменили.

Совместная работа Департамента градостроительной политики г. Москвы и федерального органа МЧС России привела к тому, что ограничение в июне 2011 г. сняли, поскольку ввели Изменения № 1 к СП 4.13130.2009, утв. приказом МЧС России от 27.05.2011 № 266.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Екатерина Барсукова, дизайнер школьных интерьеров специально для журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» рекомендует

- Ландшафтный дизайн в детском саду: красиво, уютно и безопасно

Несколько важных советов по организации антитеррористической безопасности в ДОУ

- Ответы на три вопроса об антитеррористической безопасности участка

В 2013 г. приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 регламентировал обновленный свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». В этом своде правил разрешено обустройство детских садов в первых этажах жилых домов.

В г. Москве за период с 2008 по 2013 г. обустроили 17 встроенно-пристроенных дошкольных организаций, 15 из них – за счет средств инвесторов.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13) сделали возможным создание проектных решений по встроенным ДОУ и тем, что обустроены в жилых домах.

В разработке документа принимали участие Роспотребнадзор и ряд федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, включая Департамент градостроительной политики г. Москвы. Так, удалось учесть предложения Департамента градостроительной политики г. Москвы в в СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • о расположении ДОУ, которые встроены (встроенно-пристроенные) в жилые дома, используя высоту жилого этажа;
  • вместительность ДОУ больше не имеет ограничений (как отдельно стоящие ДОУ, так и встроенно-пристроенные).

Обновленные требования иначе регламентируют высоту потолков в помещении ДОУ, которая, согласно старым правилам, должна была быть не менее 3 м, теперь должна удовлетворять гигиеническим показателям воздухообмена (п. 4.7 СанПиН 2.4.1.3049-13). Следовательно, в жилых домах, где высота потолка обычно равна 2,8 м, высота от пола до потолка в помещении группы ДОУ может быть 2,65 м.

Встроенные детские сады: определение вместительности

Согласно п. 4.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 вместительность детских садов должна регламентироваться заданием на проектирование, что особенно важно для градостроительной политики.

Прежде в детском саду не должно было быть свыше 80 мест, а в встроенно-пристроенных ДОУ – 150 мест. Современные проектировщики руководствуются условиями участка застройки, планируя вместительность детского сада. Следовательно, если на смежном с жилым домом участке можно расположить площадки для дошкольной организации на 200 мест, такой объект спроектируют. В этом случае размеры участка регулируются приложением Ж «Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» к СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 и должно соответствовать 30-40 м2 на одно место.

Новые возможности для карьерного роста

Освоить принципы финансового обеспечения детского сада, организации приносящей доход деятельности, оказания платных образовательных услуг поможет учебная программа "Финансово-экономическая деятельность" .

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Здания ДОУ могут быть отдельно стоящими, а также пристраиваться к жилым домам и зданиям общественного назначения, также дошкольные образовательные учреждения могут встраиваться в жилые дома, быть встроенно-пристроенными.

СП 4.13130. П. 5.2.2

Проектирование встроенных детских садов

По заказу Департамента градостроительной политики г. Москвы была проведена научно-исследовательская работа, которая показала, что разумнее детские сады вместительностью от 150 мест и более проектировать в виде встроенно-пристроенных.

Встроенная часть вмещает помещения одной группы, а функциональные блоки и прочие групповые помещения размещаются в пристроенной части. Так, в типовых жилых домах на первых этажах могут размещаться ДОУ комбинированной направленности с малокомплектными группами.

Внесенные изменения позволили департаменту градостроительной политики г. Москвы в 2013 г. осуществить конкурс на проектирование встроенно-пристроенных и встроенных ДОУ. В ходе подготовки к конкурсу решили проектировать детские сады небольшого размера вместительностью 35-79 мест и количеством групп от 4 до 6.

В конкурсном задании нужно было оттолкнуться от того, что первые нежилые этажи имеют помещения площадью 18-22 м2, а потому следовало спроектировать детский сад с группами вместительностью 8-20 человек. Важно, чтобы в группах были продуманы условия для детей с ОВЗ: одного или нескольких дошколят с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата или слуха.

Протяженность типовых домов влияет на возможности размещения встроенных ДОУ. Поэтому на конкурсное задание было вынесено требование, согласно которому проектировщик в процессе разработки проекта определяет типы и количеством блок-секций.

Победитель конкурса предложил проектные решения, которые доказали возможность размещения в 5-6 блок-секциях детских садов вместительностью 35 мест, включая один угловой и пять рядовых блок-секций, а также ДОУ вместительностью до 79 человек в 7 блок-секциях, включая одну угловую и шесть рядовых.

Победитель конкурса разработал архитектурно-техническое решение, которое сделало возможным встроить ДОУ на первых этажах жилых домов серий П44Т и П46М на 35, 39, 55 и 79 мест.

Варианты размещения детских садов различной наполняемости, встроенных в жилые дома:

1. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-46М:

  • на 35 мест (3 группы – 1 младшая на 11 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 1 старшая на 20 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 20 чел.; 5 старших по 12 чел.)

2. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-44Т:

  • на 35 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 3 старших по 8 чел. каждая);
  • на 39 мест (3 старшие группы по 13 чел.);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 16 чел.; 3 старших по 13 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 14 чел.; 5 старших по 13 чел. каждая).

Проектировщик, заручившись поддержкой департамента образования г. Москвы, тщательно продумал аспект технологического состава помещений для ДОУ. Было решено, если в процессе проектирования предусматриваются спортивный и музыкальный залы, тогда их следует делать пристроенными. Согласно этому решению, в одном из предложенных проектов был предусмотрен блок для музыкальных и спортивных занятий площадью 121,6 Ч 22,6 м и высотой 3,3 м.

Если дошкольные группы, которые входят в состав детского сада, стоящего в отдельном здании, размещаются во встроенном помещении, спортивном-музыкальный зал не предусматривается, поскольку занятия будут проходить в центральном здании.

Выполнение нормативных требований при открытии встроенных детских садов

Разрабатывая проекты ДОУ, встроенных в типовые жилые здания, принимался во внимание каждый нормативный аспект, включая санитарно-эпидемиологическую и пожарную безопасности, доступность объектов для маломобильных групп населения, строительные нормы.

Требования пожарной безопасности при проектировании детских садов регламентируются рядом документов, в том числе:

  • Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693;
  • СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно требованиям указанных документов в проектах детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест предусмотрены:
  • доступ пожарной техники к жилому дому со встроенным ДОУ;
  • на участке дошкольного образовательного учреждения хозяйственная и игровая зоны должны быть разграничены;
  • вход в дошкольную организацию не должен являться входом в жилой дом;
  • должны быть организованы рассредоточенные эвакуационные выходы из помещений ДОУ и аналогичные из спален групповых ячеек на улицу.

С целью выполнения требований СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • высота групповых помещений в разных проектах составляет 2,8 м или 3,3 м;
  • чтобы обеспечить дополнительное пространство для игр, в спальнях могут быть использованы выкатные или кровати-трансформеры, что является часть концепции детского сада-трансформера;
  • для обустройства встроенного детского сада на три группы минимально необходимо 0,15 га земельного участка с учетом городской застройки и проектирования игровых и прогулочных площадок, хозяйственной зоны, ДОУ на 6 групп может разместиться на площади 0,36 га.

Существует свод правил, которые регулируют в процессе проектирования и возведения доступность ДОУ для инвалидов и прочих маломобильных групп населения:

  • СП 59.13300.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;
  • СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. приказом директора ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) от 20.06.2001 № 5а;

Существует ряд мер, которые способствуют выполнению нормативных требований:

  • пандусы должны быть перед входом в групповые ячейки и главный вход;
  • водооотводы, навесы, система подогрева для профилактики скольжения должны составлять часть входных площадок;
  • универсальный санузел и гардероб следует разместить в вестибюльно-входной зоне;
  • групповые ячейки должны быть разработаны таким образом, чтобы в них с комфортом пребывал дети с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно своду правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009), утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, инженерные системы ДОУ должны проектироваться автономно по отношению к инженерным коммуникациям жилого дома.

Если имеется отдельный вход для детей на огороженной территории, а также въезд/выезд для автотранспорта, ДОУ может размещаться во встроенных или встроенно-пристроенных помещениях.

СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 4.1. Абз. 2

Планировочные решения встроенных детских садов

При планировке ДОУ, которые встроены в типовые жилые дома, следует учесть несколько важных аспектов:

  • в зданиях имеются несущие стены и проемы в них;
  • необходимо корректно расположить лестнично-лифтовый блок и вестибюльно-входную группу, технические помещения жилой и нежилой части дома;
  • стояки канализации, вентиляции и водоснабжения расположены вертикально.

Технические и планировочные варианты встроенных детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест учитывают эти особенности.

Разрабатывая план встроенной дошкольной группы, общая конструктивная схема первого этажа жилых зданий серий П44Т и П46М остаются неизменными, но проемы в несущих панелях и их местоположения были изменены без потери устойчивости и с учетом технологических требований.

В планировочном решении встроенного детского сада должны быть такие блоки:

  • вестибюль-холл, колясочная, комната охраны, гардероб и универсальный санузел для посетителей;
  • групповые ячейки (рядовые, встроенные в угловые секции);
  • пищеблок, размещенный в изолированном отсеке, связанный через раздаточную с коридором и с загрузочной из хозяйственной зоны участка;
  • электрощитовая с входом с улицы;
  • административный блок;
  • медицинский блок;
  • санузлы для персонала, комната уборочного инвентаря;
  • специализированные помещения (зал для физкультурных и музыкальных занятий с раздевальными и снарядной);
  • хозяйственно-бытовой блок (с помещением гладильной, санузлом с душем для персонала, кладовой для мягкого инвентаря, хозяйственного инвентаря, моющих средств и др.).