Стройка и ремонт - Информационный портал

Епископ орский и гайский ириней биография. Епископ Орский и Гайский Ириней: «Как же можно с людьми не общаться? «Молдавия жила в прошлом»

Язычники-римляне вполне разумно считали, что если человек оскорбил Бога, то это не относится ни к кому, кроме оскорбившего и Самого Бога, заявил епископ Орский и Гайский РПЦ МП Ириней, выступая с докдадом "Свобода слова и оскорбление чувств верующих" на XI зональных Сретенских образовательных чтениях 17 февраля в Кувандыке, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

Свое выступление епископ Ириней построил, отталкиваясь от событий начала января 2015 года, когда в Париже были убиты двенадцать человек в знак мести за карикатуры на Мухаммеда в журнале "Шарли Эбдо".

Осуждая насилие и убийство как средство борьбы с кощунством, иерарх РПЦ МП заметил, что «реакция некоторых православных на эти события показала, что их мысли немногим отличаются от идеологии мусульманских радикалов, в глубине своей, по сути, являясь одним и тем же. Это лишь различие насильников».

«К большому прискорбию, среди православных есть и те, кто одобряет подобные действия по отношению к допустившим кощунство. Некоторые едва ли ни готовы к участию в подобных актах и уже мыслят себя палачами, забывая, что убивающие тело прежде уже убили свою душу, убивают души тех, кто одобряет их беззакония, и лишают возможности покаяния души своих жертв», - сказал он.

Епископ Ириней также подчеркнул, что оправдание убийств, совершенных религиозными фанатиками, сочувствие к ним как оскорбленным жертвам не только не остановит их, но напротив даст им повод для потока новых агрессивных действий и требований.

«Оправдывая убийство, никто не сможет остановить поток последующих тотальных мусульманских наступлений и требований. Радикалистов оскорбляет все, что не соответствует нормам шариата, в том числе и Крест. Своими акциями они доказали, что чувство соразмерности их "священному гневу" неведомо. Спустя несколько дней, когда мир скорбел о погибших, в одной из французских школ произошли показательные инциденты: некоторые из учеников отказывались соблюдать минуту молчания, болтали, говорили ужасные вещи. Очевидно, что подобное дети слышали от своих родителей. Бурные дискуссии раскололи подростковое сообщество: одни ужасались терактами, называя их варварством, другие заявляли, что не позволят "никому оскорблять пророка" и будут всем мстить и в будущем, если подобное повторится», - рассказал Орский епископ.

Евангелие, напомнил епископ Ириней, призывает не к отмщению врагам, а к молитве за них, собственные же эмоции необходимо сдерживать, чтобы не уподобиться кощунникам.

«Несомненно, кощунственные выпады, такие как карикатуры, задевают чувства многих, это глубокая обида. Но и собственные эмоции необходимо сдерживать, чтобы не уподобиться кощунникам и не допустить умножения беззаконий. Если мы говорим о любви к ближнему, а сами не терпим его недолжного поведения, как призваны – с любовью и молитвой о нем, – то уподобляемся тем книжникам и фарисеям, которых обличал Сам Господь», - пояснил православный иерарх.

Христиане, считает епископ Ириней, должны быть очень разборчивы в методах полемики со своими оппонетами, нельзя использовать те средства борьбы, к которым прибегали язычники, нельзя действовать запретами и угрозами.

«Критика, не считающаяся ни с какими доводами оппонента... – наследие языческого мира. ...Неужели мы воспримем и эти крайности? Несомненно, крайности недопустимы с обеих сторон. Запрет изображения скоро обернется и в запрет слова. В таком случае, человек, критикуя сектантские взгляды и обычаи, не будет иметь морального права требовать запрета на аналогичное поведение по отношению к своей вере – а подобное может привести к самым негативным последствиям для общества в целом».

Нетерпимо настроенные верующие дают поводы к нетерпимости к ним самим со стороны неверующих, которые, использую ту же самую логику «оскорбленных чувств», из любого публичного проявления веры могут сделать повод для судебных разбирательств. Некоторые атеисты выражают недовольство тем, что законодательство России говорит об оскорблении религиозных чувств, но не защищает чувств неверующих, напомнил православный иерарх.

«Можно будет с легкостью публично заявить, что "увидев священнослужителя на улице, я потерял всякое удовольствие от прогулки"... – и такого рода заявления станут основанием для судебных разбирательств и обвинений», добавил епископ Ириней.

Дата рождения: 30 мая 1971 г. Страна: Россия Биография:

Родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского р-на Молдавской ССР в верующей православной семье. Крещен в младенчестве.

В 1978-1986 гг. обучался в средней школе с. Варваровка, в 1986-1989 гг. — в профессионально-техническом училище г. Бельцы. В 1989-1991 гг. служил в рядах Вооруженных сил.

В 1991-1992 гг. — послушник Ново-Нямецкого монастыря.

В 1992-1996 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании зачислен в .

13 апреля 1995 г. в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре наместником обители (впоследствии — епископ Единецкий и Бричанский, †2006) пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского.

Жизнь, деятельность и исповедничество митрополита Арсения (Стадницкого), сына молдавского народа.

История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря.

История Кишиневской духовной семинарии. Ч. I .

Епископ Ириней на презентации своей книги

В орском драмтетаре состоялась презентация новой книги епископа Иринея «Религиозный взгляд на ключевые вопросы современности». По словам самого автора, на создание этой книги у него ушло более 10 лет .

- В основу легли мои беседы с разными людьми. Это и прихожане храмов, и студенты, и преподаватели ОГТИ, в котором я читаю лекции. Часто люди задают вопросы, на которые нет короткого простого ответа. И эти вопросы легли в основу книги.

Ириней (Тафуня), епископ Орский и Гайский


Перечень тем действительно широк. Как соотносятся Церковь и светская власть? Может ли война быть священной? Почему князь Владимир канонизирован? Как относиться к суррогатному материнству? Что такое большой спорт: победа духа или допинга?

Книга издана тиражом 2 тысячи экземпляров


- Моим советчиком и наставником при написании книги был профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Когда я учился, он буквально принял меня как сына, и я очень многим обязан этому выдающемуся ученому, мыслителю. А если говорить о том, кого я считаю своим читателем… Думаю, это могут быть и прихожане храмов, и люди светские, сомневающиеся. Но главное – это должны быть люди думающие, не боящиеся рассуждать.

11 февраля 2018 года самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший по маршруту Москва - Орск, разбился в Подмосковье. На борту лайнера находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, выжить не удалось никому. Трагедия потрясла многих в России и за ее пределами. В небольшом городе Орске она так или иначе коснулась почти каждого. О том, как переживают люди это непростое время, в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Веревкиной рассказал епископ Орский и Гайский Ириней .

Владыка, приносим наши соболезнования от всей редакции. Скажите, пожалуйста, много ли родственников обратилось за прошедшие дни за помощью к священникам?

Родственники приходят каждый день, последний раз общался с родственниками погибших полчаса назад. С утра до вечера каждый день приходят люди - в епархиальное управление, в храмы, в соборе я лично общаюсь со многими. На днях взял с собой двух хороших священников, врача-хирурга священника Вячеслава Кочкина и священника, который занимается гиревым спортом, отца Григория Сычева, и мы поехали в больницу. Встречали в этой больнице людей, которые пришли сдавать анализы ДНК, чтобы найти хоть какие-то останки родных. Нам выделили комнату, низкий поклон главному врачу Когану Владимиру Ильичу. Он сказал, что лучшими психологами, лучшими, кто работал с родственниками погибших, были священнослужители. Врачи спрашивали, что мы им говорили, о чем беседовали с ними. Люди подходили сразу к нам, обнимали нас, плакали вместе с нами, а мы их утешали и плакали вместе с ними. Психологи нам говорили, да мы и сами знали, что было важно, чтобы люди говорили. Был ребенок, который несколько дней ни с кем не общался, только плакал, второклассник-мальчишка. Я поговорил с ним, его мама была рядом, а папа погиб, мы с ним начали беседовать, а в конце он исполнил мне песню. Врачи изумились, как нам это удалось, ведь они пытались повлиять на него, но у них ничего не получилось.

Когда я был в аэропорту в тот день, я увидел маму, которая потеряла мужа и единственного ребенка, я взял нашего водителя и поехал с ней, за рулем был наш водитель, не дал этой женщине самой вести машину, и остались ночевать в доме у этой женщины, у нее осталась мама, лежачая больная.

Еще у нас есть две студентки педагогического колледжа, которые потеряли маму. Я их знаю, они занимаются гиревым спортом, активно участвуют в турнире Орской епархии . Я им сказал, что буду выплачивать им архиерейскую стипендию столько лет, сколько они будут учиться. У них есть еще младшая сестра, ей пять лет, нам говорят, что по закону ребенка должны забрать в детский дом. Я помогу, сделаю все, чтобы этого не случилось. Папу они потеряли раньше, а маму вот в воскресенье. Если этот ребенок потеряет еще и двух сестричек, то это будет страшно.

Мы плачем с каждым, с утра до вечера.

Во вторник на службе собрался полный храм студентов Орского гуманитарно-психологического института, в котором я преподаю на историческом факультете. Пришли и студенты медицинского, педагогического и технологического колледжей, представители команды «Южный Урал». Был полный храм молодежи, и мы молились.

- В чем найти утешение родственникам, детям?

Когда они к нам приходят, я совершаю службу, беседую, много исповедую, а порой мы просто плачем вместе. Жизнь не заканчивается на этом, от вашего здоровья зависит будущее семьи, города, страны, не надо терять голову, берегите себя, от вас зависят ваши родные. А родным говорю: ни в коем случае не оставляйте тех людей, которые остались одни, им нужна поддержка, обязательно неделю-две вы должны пожить с ними, перебраться в их дом или забрать их к себе, надо жить вместе с ними.

Многие слушают, благодарят, обнимают нас. К нам подходят жители города, предлагают свою помощь.

Говорилось о том, что Церковь постарается оказать не только психологическую, но и материальную помощь. Что сделано в этом направлении?

Я лично передам 100 тысяч этим людям, возьму на себя помощь двум студенткам, буду оплачивать им архиерейскую стипендию. Кстати, 16 человек в Орской епархии получают архиерейскую стипендию от двух до пяти тысяч рублей.

В храмы приходят люди и передают деньги настоятелям, а они в свою очередь будут узнавать у прихожан, кто потерял родных, чтобы можно было оказать им помощь. Причем важно, чтобы это была не разовая помощь. Один раз помогли и забыли - увы, так бывает. Важно, чтобы это было всегда, на несколько лет вперед.

Кроме того, я предложил на девятый день после трагедии, который приходится на понедельник, совершить общую молитву и помянуть всех, а в субботу после панихиды и Литургии мы предоставим помещение в четырех храмах Орска, куда люди смогут прийти и помянуть близких и родных, они там соберутся, пообщаются друг с другом, смогут друг друга поддержать.

Каждый храм взял на себя ответственность за помощь родственникам.

- Как Вы лично относитесь к авиаперелетам? Не боитесь летать?

Что удивительно, я в пятницу вечером читал лекцию в Гуманитарном университете Москвы, встречался со студентами, меня попросил ректор знакомый. Изначально планировалось, что я должен был читать лекцию в субботу, а прочитал в пятницу вечером. В субботу я вылетел в Орск. Если бы я читал лекцию в субботу, то в воскресенье полетел бы в Орск среди них.

Человек в последнее время спешит успеть везде. И я тоже лечу. Молюсь. По-другому никак.

Ириней (Орда), епископ Орловский и Севский, духовный писатель, исследователь Священного Писания , проповедник.

В миру Орда Харисим Михайлович, родился в 1837 году в с. Самовице.

Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал:

"Церковь в селе моего отца стояла на горе, была бедная, деревянная, дырявая. Зимою, в холода, ветер и мороз пронизывали насквозь стены и свободно гуляли по церкви. Отец и я с братом, уже будучи взрослыми, в Академии, — все в нагольных тулупах, которые и в церкви не снимались, — приходили вместе к службам; я с братом читал и пел на клиросе. Теперь вспоминаю всегда, как хорошо был научен тогда народ главным молитвам. Слышишь, бывало, как каждый вошедший в храм прочитает начальные молитвы или, по крайней мере, „Отче наш“, „Богородице Дево“, а затем каждый прочитает „Символ веры“ и „Десятословие“".

Обучался в Полтавской духовной семинарии.

В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.

26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.

25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.

С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей.

4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре.

С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский. При поступлении своем на Тульскую кафедру преосвященный Ириней начал "усовершенствовать по Киевским образцам" богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме.

С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.

С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.

С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский. За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен — чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.

Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.

В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь.

В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря.

Оценка деятельности

Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.

Издавал и редактировал журнал "Воскресное чтение", редактировал журнал "Руководство для сельских пастырей". В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания .

Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению.

При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте - приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.

Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни". В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.

Награды

Преосвященный Ириней имел ордена св. Анны I степени и св. Владимира II степени и звание Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий.

Труды

"История Церковной истории".

"Труды Киев. Д.А." 1891, № 6, 8, 11.

"Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета". Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.

"Руководственное пособие к пониманию Псалтири" М.: "Лествица" ; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.)

Отзыв о поучениях см. "Приб. к "Церк. Вед." 1901 г., № 4, с. 1671-1674.

Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 8, с. 263.

Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 22, с. 695.

"Руководитель к толковому чтению Библии ".

"Разбор сочинения Ренана - "Жизнь Иисуса".

"За веру и против неверия". "Подол. Еп. Вед." Киев, 1899.

"Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича".

"Приб. к "ЦВ" 1893, № 17, с. 680-681.

Переводы:

"Земная жизнь Господа Спасителя" (перевод с немецкого). Киев, 1874-1882 гг. и др.

"Толковая Псалтирь Загабена" (перевод с греческого).

"Мученики Колизея" (перевод с английского).

"Пастырские послания Св. Ап. Павла" (перевод с французского и многие другие).

О религиозном воспитании детей. Калуга, Сардоникс, 2004.