Стройка и ремонт - Информационный портал

Гармония личности. Гармония личности как гуманитарная проблема Мир в уме

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.

Каждый человек хочет быть счастливым, успешным и богатым. Хочет жить цельной и гармоничной жизнью, наполненной смыслом. Это и есть вершина роста и развития личности. И дисгармоничное состояние человека, в основе которого лежит множество внутриличностных конфликтов, является причиной, по которой человек начинает осознанно заниматься самовоспитанием, самообразованием и саморазвитием.

Притча о гармонии

Некто ищущий узнал, что в горах есть потайной колодец, который, если задать ему вопрос, ответит. Трудно было найти тот колодец, но ищущий сумел. Склонившись над колодцем, он спросил:

— Что такое жизнь?…

Три дня и три ночи спрашивал человек снова и снова, а колодец только возвращал его голос. Через три дня колодец понял, что этот человек спрашивал искренне, и сказал:

— Я покажу тебе, что такое жизнь. Спустись в город, войди в первые три лавки. Потом вернись и расскажи, что ты видел.

Человек удивился такому ответу. Однако раз так сказал колодец, спустился в город и зашел в три лавки. В первой мастера возились с какими-то деталями из металла. Во второй – изготавливали струны. В третьей – мастерили что-то из дерева. Ищущий вернулся к колодцу:

— Что ты имеешь в виду? В чем здесь смысл?

— Я показал тебе путь, ответил колодец. – Ты пошел по нему. Когда-нибудь ты увидишь смысл.

Ищущий был разочарован:

— Обман! Чего я достиг, три дня и три ночи вопрошая колодец?!

После многих лет странствий он проходил мимо одного сада. Была дивная ночь полнолуния. Кто-то играл на цитре. Будто притягиваемый магнитом, путник вошел в сад и стал слушать. В лунном свете он смотрел на играющего. На инструмент Внезапно ищущий понял, что те мастера трудились над чем-то похожим! То были цитры!

— Я понял! – радостно воскликнул он.

— В жизни есть все! Нужно только знать, как правильно это соединить. Я заходил в три лавки. Там было все, но там не было цитры. Все было отдельно. Нужен был порядок, а все было в хаосе. Так и в жизни есть все, что нужно. Не хватает только Целостности и Единства. И тогда заструится дивная музыка жизни.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

И действительно, в жизни есть все, что нужно нам для счастливой, успешной и богатой жизни. Все, чтобы человек ощущал внутренний покой и радость. Все, чтобы жизнь стала приятной яркой командировкой со смыслом. Просто необходимо все элементы жизни соединить воедино, чтобы получилась гармония. ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) – это соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность Космоса в противоположность Хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – это процесс саморазвития, который направлен на достижение большей психологической гармонии. У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности, что можно объяснить большим количеством внутриличностных конфликтов. Гармонизация личности предполагает решение этих конфликтов за счет оптимизации начального состояния компонентов, как самой личности, так и ее жизни. Процесс гармонизации приводит к повышению у человека чувства внутренней целостности и единства со всем Миром.

ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ начинает радовать себя и окружающих своим прекрасным здоровьем, умением ладить с людьми и высоким творческим потенциалом. Гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал — отдохнул, пообщался — уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, отношений и карьеры. Быть героем, работать на пределе сил и совершать подвиги — все это за пределами интереса гармоничной личности.

Критериями гармоничного состояния личности и ее жизнедеятельности являются:

— высокая степень осознанности;

— понимание себя и своих талантов,

— понимание окружающего мира и законов Вселенной;

— ощущение благодарности за жизнь и несгибаемая вера в свои силы;

— жизнь в согласии с самим собой, людьми, природой и Космосом;

— понимание своих основных жизненных ценностей и целей;

— наличие постоянного и продуктивного развития личности;

— наличие и поддержание физического, психического, ментального и духовного здоровья;

— наличие положительного эмоционального фона, т.е. ощущение счастья и радости;

— ощущение безусловной любви к себе, семье, друзьям и обществу в целом;

— легкость в построении новых межличностных связей;

— оптимальный уровень творческого процесса и самореализации;

— жизнь в изобилии;

— удовлетворенность процессом своей жизни в целом и т.д.;

Необходимо уяснить, что гармоничность – это динамическая характеристика личности. Это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство. Проще говоря, процесс гармонизации личности бесконечен, у гармонии нет предела. Это просто оптимальное соотношение различных качеств и стремлений человека в жизни с определенными внутренними и внешними характеристиками личности в настоящий момент времени. Для постоянного развития обязательно необходим малый уровень дисгармонизации. Жизнь считается ИДЕАЛЬНО ГАРМОНИЧНОЙ, если баланс ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ соответствует правилу золотого сечения, т.е. примерно 62% на 38%.

Вообще космический смысл жизни человека состоит в гармонично протекающей творческой игре, в достижении таких параметров своей жизни и своей личности, которые достаточно устойчиво обеспечивают процесс образования новых форм жизнедеятельности, т.е. творческий игровой процесс. Жить сбалансировано, цельно и творчески – в этом, если коротко, суть космического идеала жизни.

Ты – это Творец, Твоя Жизнь – это Инструмент, Твой Шедевр – это Гармония. Но почему же никто не видит твоего творчества!!! Твой инструмент вообще не настроен, он не выдает нужных нот, они не сливаются в гармонию!!! Твоя музыка жизни не похожа на шедевр!!! Что с тобой случилось? Может ты спишь на яву? Может ты не осознаешь своего внутреннего потенциала? Может уже стоит пробудиться? Может необходимо начать двигаться к гармоничной жизни?

Прямо сейчас задай себе несколько вопросов.

Я живу гармоничной жизнью?

Я реализую свой творческий потенциал?

Я счастлив, успешен и богат?

И не твоя вина, если ты на все вопросы ответишь отрицательно. Так устроена система, которой это выгодно. В образовательных учреждениях нам говорят, что всю жизнь вы будете работать. В итоге мы и концентрируемся большую часть времени на Карьере, забывая что в жизни есть и другие сферы. Совершенно забываем про свое здоровье, про любимых людей, про то, чем нам интересно заниматься. Нет ни денег, ни времени. Нет понимания себя и большой цели в жизни.

Такое существование полностью дисгармонично. Ты не понимаешь кто ты есть на самом деле, и нет внутреннего ощущения счастья и радости от жизни. У тебя нет большой творческой цели, и к тебе вряд ли придет когда-нибудь успех. А без реализации себя и движения к цели у тебя вряд ли будут нужные ресурсы. Богатство просто обойдет тебя стороной и пойдет к другому человеку. К тому, кто нашел себя в этой жизни, к тому, чья жизнь наполнена смыслом.

Но всегда все зависит от тебя. И в любой момент жизни ты можешь начать движение к гармоничной жизни. Просто нужно решить начать заниматься своим воспитание, образование и развитием. Только саморазвитие поможет тебе создать гармоничную жизнь, в центре которой будешь ты – цельная и творческая личность. Счастливая, успешная и богатая!!!

Такие понятия, как адаптация, психическая устойчивость, гармония имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. Именно единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии проявляется в жизни человека, одновременно отклоняясь в ту или иную сторону.

Здоровья связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал как здоровье гармонию и равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и недвижимого и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластие одного из таких элементов над другими. По Платону, здоровья, как и красота, определяется пропорциональностью, требует согласия «противоположностей» и выражается в размерном соотношении душевного и телесного.

О дисгармонию личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственный, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. Поскольку начальным и желаемым (для возврата) по состоянию есть гармония, необходимые точнейшие знания о ней.

Гармонию личности невозможно обсуждать, если рассматривать личность в отрыве от среды, вне ее связями с миром. Анализируя то, что происходит в современном мире, стоит выбрать как начальную точку анализа основные измерения человеческого мира. Таковыми являются: природный мир (и неживая и живая природа), социальный мир (мир людей, наций, этносов, обществ, групп различного масштаба) и предметный мир (рукотворный, инструментальный, техногенный). Все они составляют бытие отдельного человека и человечества в целом.

Для этого периода развития человечества характерен конфликт между тремя названными мирами. Под конфликтом понимают выраженную несогласованность этих трех миров, трех аспектов человеческого бытия - несогласованность, что наносит вполне ощутимого ущерба каждом из трех миров. Особое значение имеет невротичне стремление человека все переделать в природном мире, и по возможности быстро.

Становления предметного мира происходило параллельно с развитием социального. Увеличиваясь и усложняясь, предметный мир усиливал свое влияние на социальный мир. Сейчас можно говорить уже не только о влиянии, а и о перестройке социального мира под влиянием техногенного. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, недостаточно контролируемого социумом. Некоторые из них, к сожалению, не отражают всех потребностей общества в этой сфере. Особенно это проявляется в Украине, где нет не только многих необходимых механизмов контроля и регулирования.

Имея возможность пользоваться предметами, человеческий вид значительно увеличил свою численность. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек подчиняла (а часто просто уничтожала) природу. С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Людей стало настолько много, что специалисты все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежно сокращение ресурсов, которые дают пищу, возможность удовлетворять гостиной потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт - вопрос открытый. Кроме того, приобщается вредное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т.д.).

Сегодня предметный мир достиг значительного развития и является достаточно сложным. Он все больше перестраивает не только образ жизни, но и много душевных и телесных процессов. К последствий такой «перестройки» нужно отнести:

  • ускорение ритма жизни;
  • гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и др.);
  • увеличение производства и потребления психоактивных наркотических веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).

Ускорение ритма жизни привело к значительному повышению стрессовую нагрузку. Самые печальные последствия этого - значительный рост психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Время инструментальный мир начинает дублировать, замещать или закрывать природный мир. Кроме того, инструментальный мир имеет чрезвычайно много возможностей для построения иллюзий. Например, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (зависимость от компьютерных игр, интернет-зависимость).

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Со Средних веков в западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека нет более гармоничной, ни благополучной, счастливее. Такой односторонний развитие привел в XX в. до научно-технической революции без адекватных, размеренных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом причина разрушения экологии планеты и «топтание на месте» в духовной сфере. Это также вызывает нехватка развития эмоционально-чувственной сферы, невротизацію общества и занижение жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически) странах. На контроль и сдерживания эмоций затрачивают немало энергии.

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Гармония - высший уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - высший уровень интегрированности личности по сравнению с адаптируемость.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ - это согласованность и пропорциональность основных аспектов бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (и потенциальной, и реализованной). Пропорциональность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как пропорциональность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это сопоставление внешнего и внутреннего пространства личности, их достаточно тесная связь; сопоставление внешнего и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализованной энергии; пропорциональность энергетических и информационных ресурсов. Гармония - это также равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности, например, в адлерівському смысле).

В изучении личности применяют общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных аспектах ее бытия: физическом (предметном), приветственном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из граней личностной гармонии - согласованность всех аспектов ее бытия.

Существование в физическом пространстве (физическое бытие) - это существование в мире тел и предметов, вовлеченность в мир неживой природы (вовлеченность индивида как тела). Ни одно функционирования человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне миром предметов и вещей, без адекватного отображения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне очевидные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в приветственном пространстве (биологическое бытие) - это жизнедеятельность, вовлеченность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне миром живой природы.

Существование в социальном пространстве (социальное бытие) - это социальная жизнь, вовлеченность в мир людей как личности, как члена макро - и микросоциума. Социальное бытие - это погруженность в межличностные отношения, реализация стремление сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.д. Вне социальным пространством человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения этого социума и его история. Социальное бытие сохраняет их в виде традиций, устойчивых социальных норм, правил. Но социальное пространство является прежде всего пространством современников, сообществом людей, которые проявляют активность, непосредственно общаются друг с другом и влияют друг на друга.

Существование в духовном пространстве - это духовная жизнь, вовлеченность в мир духовный как субъекта, который имеет духовные потребности; привлечение к высших ценностей человеческого бытия. Духовная жизнь - это также реализация стремление внести свою лепту в сохранение высших ценностей. Деятельность, направленная на расширение круга людей, которые принимают те ценности, которые субъект обосновал, или ценности, к которым он присоединился как последователь. В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Пространство духовного бытия - особый.

Духовный мир относительно независимый от других пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционный, чем социальное, поскольку природные, экономические и другие изменения оказывают на него косвенное влияние.

Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек имеет способность к рефлексии. В процессе развития личности возникает самосознание. Представление о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к себе и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние просторы представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности так или иначе отражается ее внутреннюю жизнь.

Итак, внешний пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. Поэтому точнее будет говорить не только о разные части личностного пространства, но и о многих его измерений.

Для гармонии личности важна равновесие событий наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - екстраактивність (активность, направленная на внешнее пространство) и інтроактивність (активность, направленная на внутреннее пространство).

В субъективном аспекте гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах.

ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - ощущение причастности к духовной культуры общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры. Для духовного благополучия весь т продвижение в понимании сущности и назначении человека, достаточно полное осознание смысла жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Это также удовлетворенность межличностными связями, статусом в мікросоціальному окружении.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ (телесное) БЛАГОПОЛУЧИЯ - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, что удовлетворяет индивида, физический тонус.

По психической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равенство их значимости. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой причины, которая влияет, и силой отклика.

21.11.2013

Гармония - что это?

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово "гармония" (от греческого слова "harmonia ") означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же "различных компонентов" она состоит, что в итоге составляет нашу личность, "органическое единое целое"?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: "Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать", "Все хорошо, только вот на работе проблемы" или "Все хорошо, только вот жена..." Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: "начальник", "умелец", "отец", "любовник". Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши "различные компоненты", слияние которых образует в нас то самое "органическое целое", называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный "начальник". И скорее всего, хороший "коллега" и "друг". Но его части "любовник", "отец" не проявляются. Приходя домой, он остается "начальником", "другом", но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная "мать". Однако зачастую и "подруга", и "любовница" - это не про нее. Я направленно не использую слова "муж" и "жена", так как вместо них я употребляю слова "любовник" и "любовница", подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова "муж" и "жена" в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие "отец" и "мать", а затем "дедушка" и "бабушка". Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть "художником" или "модельером". Возможно, он мог быть "ученым" или "музыкантом", но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те "роли", которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те "роли", которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши "роли" будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги.

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

Итак, мы рассмотрели структуру личности, познакомились с эго-состояниями Взрослый, Родитель и Дитя, научились строить эгограмму, отражающую на какие Вашей части личности приходится больше энергии. Как позитивной, так и негативной. Теперь научимся энергизировать и развивать самостоятельно те эго-состояния, которые не развиты, тем самым, гармонизируем структуру своей личности.

Эгограмма Ваших эго-состояний

Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.

Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.

Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР), Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).

А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.

Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).

Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний – тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими клиентами, если в этом есть необходимость.

У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.

Развитие и гармонизация структуры личности.

Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно , сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.

Стратегия гармонизации – это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.

Развиваем эго-состояния личности

Ниже приведу ряд упражнений, способствующих увеличению позитивной энергии развиваемого эго-состояния.

Включите воображение, чтобы применить их к Вашей личной ситуации.

Контролирующий Родитель

1. Практикуйте конструктивную критику.

Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.

Правила конструктивной критики:

  • всегда быть конкретным;
  • предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;
  • указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;
  • не претендовать на то, что Вы истина в последней инстанции.

Благодаря этому Вы сможете избежать активизации негативной части своего Контролирующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».

2. Устанавливайте границы.

Учитесь четко и сразу расставлять психологические границы для себя во взаимоотношениях с другими людьми: чего Вы НЕ хотите для себя и что для Вас неприемлемо . Тогда Вам не придется играть роль Преследователя и Обвинителя, защищающего свои границы, нападая уже тогда, когда они нарушены.

Воспитывающий Родитель

1. Давайте позитивные поглаживания.

Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!

2. Учитесь заботиться о других.

Дарите людям как можно больше подарков, уделяя больше времени поиску именно тех гостинцев, которые действительно будут с радостью приняты ими.

Готовьте близким еду и угощения, приглашайте в гости, спрашивайте у них в какой поддержке и заботе они нуждаются, тем самым энергезируя заботливое начало своей личности.

Взрослый

1. Стройте планы.

Напишите свои идеи и планы, прежде чем предпринимать любые действия, что, как правило, является функцией Взрослого. Нередко особенно ощутимый эффект удается получить, записывая свои мысли в перекидной блокнот, специальный Дневник или на доске.

2. Занимайтесь постоянным самообучением.

Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.

Свободное Дитя

1. Развивайте воображение и творчество.

В свободное время мечтайте, фантазируйте и экспериментируйте со «свободными ассоциациями». Почаще шутите и смейтесь над юморными высказываниями людей.

Всякий раз, когда Вы почувствуете усталость, смущение или депрессию, можете дать волю «исподним фантазиям». Рисуйте перед своим взором формы, узоры, цветные пятна и дыры. Представляйте нелепости.

2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.

Подойдут занятия и игры, которые задействуют Ваше воображение и требуют взаимодествия с другими «детьми». От прогулок на лошадях и настольного тенниса, до «Мафии», «Крокодила», «Угадай кто ты».

Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, цигун, йогу, пение, рисование и пластику.

Адаптивное Дитя

1. Принимайте заботу окружающих.

Возьмите за правило открыто принимать поглаживания со стороны других людей и благодарить их за это.

Говорите прямо и конкретно о том, чего Вы хотите. Просите о помощи и внимании со стороны близких Вам людей.

2. Ориентируйтесь на свои желания.

Учет желаний и требований других людей – это конечно же хорошо, однако учитесь открыто заявлять о своих «хочу» и «не хочу». Разрешите себе желать.

Научитесь выяснять, что хотят от Вас окружающие, и конструктивно реагируйте на них.

Отвергайте негативные поглаживания и неконструктивную критику.

Наша цель – гармонично развитая структура личности

В комментариях к статье приведите другие примеры развития и энергетизации эго-состояний личности. Давайте наберем банк идей гармонизации личности.