Стройка и ремонт - Информационный портал

Классификация конфликтов. Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся её отдельной части; зарождающиеся. Типология конфликтов Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд, среди которых наиболее важными я

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.

Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

Вместе с тем встречаются и исключения из правил, когда конфликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, несмотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое протекание конфликта может наблюдаться в случае появления катарсиса снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений фактов, определяющих его интенсивность. Явление катарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Когда население поддерживает определенную политическую партию, проводится идеологическая работа, используются материальные средства поддержки, неожиданно для руководителей па наступает состояние полного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в конфликтных ситуациях не известны и совершенно не изучены.

в) Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторон прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение мо принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погас конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженно! устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации след; считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требовании одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть таю разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющ! перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Мы уже убедились в том, что конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух люде до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Несмотря на столь многочисленны проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин :

1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентации крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а также из-за противоположных ориентации, но отношению к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются гам, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентации.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3. Причины конфликту, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у людей часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже на недовольство людей сложившимся положением, происходят далеко не всегда. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социальнопсихологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально наслоенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.

Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт, безусловно, более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. "Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации. Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем, образуется новая качественная определенность.

Итак, существуют две крайние, полярные точки зрения на последствия конфликта. Мы, однако, будем избегать крайних суждений и предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты, определяющие его последствия. Прежде всего, следует отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются высокодестабилизирующими событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и организациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между народами. И, наконец, атомный конфликт грозит уничтожить все человечество.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть слишком большой. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Конфликт внутри группы ставит препятствия для ее членов в деле согласования групповых целей или создания кооперации, необходимой для их достижения. Государство часто не способно противостоять захватчикам из-за того, что его раздирают внутренние противоречия. Организации с сильно выраженными внутренними противоречиями крайне неустойчивы и потому не могут приспособиться к условиям внешней среды.

Говоря об интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов

Все они, как правило, носят негативный, разрушительный характер.

В соответствии с п. 3.10.2 «положение об организации учебного процесса в ВУЗах, на самостоятельную работу студентов отводится не меньше 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени, отводимого для изучения конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «социология» предполагает их деятельность в процессе обучения, выполняемую по заданию научно-педадогического работника. Она может быть аудиторной и внеаудиторной.

Аудиторная самостоятельная работа предполагает составление конспекта, тезисов или развернутого плана лекций, написания комплексной контрольной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает комплекс мероприятий, включающий в себя:

а) работу над конспектом лекций;

б) отработку вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;

в) научно-исследовательскую работу (по желанию студента);

г) подготовку к написанию комплексной контрольной работы.

Целью самостоятельной работы является формирование у студентов осознанных, прочных знаний по данной учебной дисциплине, творческого мышления, умений и навыков, познавательных способностей, ответственности за результаты своего труда.

Основными компонентами самостоятельной работы являются: целевой, содержательный, операционный, мотивационный, контрольно-коррекционный.

Организация самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «социология» требует соблюдения следующих дидактических условий:

1.Четкой организации во всех звеньях учебного процесса (на лекциях, при отработке тем СРС, при проведении НИРС).

2. Разработку научно педагогическим работником таких заданий по СРС, НИРС, которые расширяют у студента фонд общих приемов, умений, навыков, способов умственного труда, формируют умение видеть проблемы и т.д.

3. Постановку перед студентами реальных вопросов, на которые могут быть даны ответы.

4. Постепенное нарастание трудностей самостоятельной работы, как по степени сложности, так и по содержанию.

5. Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы на путях: а) организации и проведения индивидуальных занятий с наиболее слабыми, малоподготовленными, пропустившими занятия студентами; б) использование дачи групповых заданий.

Под организацией самостоятельной работы студентов понимается комплекс мероприятий обеспечивающих наилучшие условии ее проведения. Он обязательно должен включать в себя следующее:

1) Разработку на кафедре перечня знаний, умений и навыков, профессиональных качеств и способностей, которыми студент должен обладать как сформировавшийся интеллигент , специалист.

2) Разработку единой системы методического обеспечения изучения курса «социология», других учебных дисциплин.

3) определение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения.

2.2. Вопросы к самостоятельной работе студентов .

Тема № 1 . Социология как наука, ее предмет, методы.

1. Предмет науки в современном человеческом обществе, его отличие от объекта.

2. Варианты определения социологии как предмета.

3. Методы изучения социологии, как науки и учебного предмета.

Тема № 2 . История становления и развития социологии.

1. Демокрит, Платон, Аристотель о процессах социального познания.

2. Жизнь и научные труды Огюста Конта.

3. Аврелий Августин (Блаженный) о сущности мира в научном аспекте.

4. Географическое направление в социологии Э. Реклю и Ф. Ратуеля.

5. Формальная социология Георга Зиммеля.

6. П. Сорокин и его взгляды заграничного периода.

7. Социологические мысли Ивана Франко.

8. М. Грушевский – представитель неопозитивизма в Украине.

Тема № 3 . Методология и методика конкретных социологических исследований.

1. Разработать программу социологического исследования по небольшой интересующей студента проблеме.

Тема № 4. Структура социологического знания.

1. Культура, как социальный инструмент и форма деятельности.

2. Этнокультурное развитие в Крыму:

а) в революционный период;

б) в советский период;

в) в настоящее время;

Тема № 5. Личность и общество.

1. Социально-классовая структура общества в Крыму в:

а) революционный период;

б) советский период;

в) современных условиях.

2. Теория стратификации П. Сорокина.

Тема № 6 . Социальные взаимосвязи в обществе.

1. Социальная сущность семьи, брака и семейных отношений.

2. Функции семьи и проблемы их реализации в современных условиях.

3. Понятие личности в социологии.

4. Социализация личности, как процесс интеграции в социальную среду.

5. Проблемы семьи и брака в Крыму в постсоветский период в свете статистики.

Тема № 7. Социальные группы в современном человеческом обществе.

1. Возникновение и развитие этнонациональных социальных групп и организаций в Крыму:

а) в дореволюционный период;

б) в советский период;

в) в постсоветский период.

Тема № 8. Социальные процессы и движения в обществе.

1. Становление и эволюция социальных процессов и движений в Украине и Крыму:

а) в дореволюционный период;

б) в советский период;

в) в современных условиях.

2. Социология политики, её функции и методы в современной Украине.

3. Социологический анализ политической системы современного общества.

Тема № 9. Социальная мобильность: природа, проблемы, пути решения.

1. Социально-экономические и политические противоречия, как основа конфликтных ситуаций в Украине и Крыму.

2. Религия, как социальный институт и проблемы этноконфессиональных отношений в современной Украине и Крыму.

Тема № 10. Социокультурные теории общественного развития.

1. Теории прогресса общества:

· Общественно-экономические формации Кж. Маркса, этапы их развития, исторические судьбы;

· Теория стадий экономического роста Уолтона Ростоу;


Существует четыре основных типа конфликта:

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ:

Классификация конфликтов:

По степени проявления:

1. Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

2. Открытый конфликт.

Различают:

Случайные,

Стихийно возникающие,

Хронические,

Сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

1. (+;+) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки) Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

По направленности конфликты бывают трех типов:

1. Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

2. Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

3. Смешанные - представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

Вопросы для закрепления:

1. Какие по степени проявления бывают конфликты?

2. Назовите основные типы конфликтов?

3. Какие существуют конфликты по направленности?

4. Перечислите виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне

Конфликт - это классическая жизненная ситуация, в которой цели и мотивы одних людей сталкиваются с целям и интересам других людей. Конфликт - это столкновение несовместимых векторов человеческого бытия; конфликтность имеет базовое значение в системе эволюции живого мира. Конфликт - это фундаментальный аспект конкурентной натуры жизни. Можно трактовать сущность феномена жизни в самых различных аспектах, но все они предполагают компонент противостояния между все живым за возможность жить.
Несовместимые действия могут возникнуть у индивида, в группе, в нации; такие конфликты называются внутриличностными, внутригрупповыми или внутринациональными.
Конфликты между индивидами зачастую базируются на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении свои противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Острота конфликта

Острота конфликта - это интенсивность столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов.
Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится характер проблем, затронутых конфликтом.
Например, два эмоционально настроенных работника вступают в острый конфликт. Если остальные работники или руководитель поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер. Острый конфликт бывает более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями, в то же время он является более разрушительным.
Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы, затронутые конфликтом, тем менее он склонен к уступкам и компромиссам.
Когда говорят об остром социальном конфликте, то, прежде всего, подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов.
Острота конфликтной ситуации проявляется в жестокости противостояния сторон, их ориентации на «борьбу». В конечном счёте, все зависит от тех стратегий, которые выбирают участники конфликта.
Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию.

Длительность конфликта

Длительность конфликта - интервал времени с начала возникновения конфликтной ситуации до её разрешения.
Продолжительность конфликта может быть как короткая, продолжающаяся всего несколько минут стычка между оппонентами, так и длительная, когда противостояние субъектов конфликта длится на протяжении жизни нескольких поколений. Например, противостояние между мировыми корпорациями Кока-Кола и Пепси Кº. Для длительных конфликтов характерен рост затрат эмоциональной энергии и повышение вероятности рецидива конфликта. Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.
Исследования конфликтных ситуаций чётко показывают, что длительные, затяжные конфликты имеют негативный характер при любых обстоятельствах.

Основная задача управления конфликтом – это не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия .

В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как любая из сторон, так и третья сила, не участвующая в нём, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы не выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы и выработать технологию регулирования конфликтных отношений.

Этому могут способствовать:

    гласность и максимальная открытость социальных конфликтов (прежде всего теневых и неявных).

Это позволяет поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в отношениях противоборствующих сторон.

    снижение социального психологического возбуждения.

Это позволяет воспрепятствовать детонации ситуаций в отношении сторон конфликта.

Разрешение социального конфликта дело довольно сложное и может идти разными методами:

    Метод избегания конфликта.

(Пример : уход или угроза ухода с политической арены политического деятеля, избегание встреч с противником и т.д.). Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, так как остаётся его причина.

    Метод переговоров .

Позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров идёт обмен мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон и объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Они позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания и согласия, открыть путь к сотрудничеству.

    Метод использования посредничества.

Это примирительная процедура, в которой посредником могут выступать как организации, так и частные лица. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт (Пример: в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии).

    Метод откладывания.

Нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Сторона «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное.

    Метод третейского разбирательства (арбитраж) .

При этом строго руководствуются нормами законов, в том числе и международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов. Социологами выработаны рекомендации ускорения процесса разрешения конфликта:

1) Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержанию конфликта.

2) Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости.

3) Необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

4) Участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга, и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

5) Все участники переговоров должны проявлять склонность к согласию.

Вопрос 5. Характеристики конфликта.

Признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Конфликты могут принимать самую различную форму – от простой ссоры 2-х людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Но, не смотря на многочисленные их проявления в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик (параметров):

Причины конфликта. Это то, вокруг чего разворачивается конфликтная ситуация. Основными причинами конфликтов могут быть:

    наличие противоположных ориентаций

У каждого индивида или группы в социальной жизни имеется свой набор различных и противоположных ценностных ориентаций. При стремлении к их удовлетворению и наличии блокирующих целей, достичь которые пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение, и могут стать причиной возникновения конфликта (Пример : - различные отношения к собственности многих групп населения. Одни предпочитают коллективную, другие – частную, третьи – кооперативную; - различные отношения к работе, при которых одни считают, что работать при данных условиях нельзя, то есть нужно проводить забастовку, а другие настаивают на продолжении работы).

Эти конфликты крайне разнообразны и могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а так же к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются при различиях в культуре, восприятии ситуации, статуса или престижа.

    идеологические причины

Это частный случай конфликта противоположных ориентаций, при котором причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения у различных групп общества (отношение к доминированию, то есть власти, субординации, мировоззрению). При этом катализатором противоречий становятся элементы веры, религиозные и социально-политические устремления.

    различные формы экономического и социального неравенства

Они связаны со значительным различием в распределении ценностей между индивидами или группами (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.д.) Это неравенство существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которое:

во-первых - расценивается одной из социальных групп как весьма значительное;

во-вторых - это значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей одной из групп.

    причины между элементами социальной структуры

Они появляются в результате разных мест занимаемых структурными элементами общества, организации или социальной группы. По этой причине конфликт может быть связан:

1) с различными целями отдельных элементов (конфликт за самостоятельность между центром и периферией);

2) с желанием структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре (конфликт между подразделениями организации с целью получения большей доли ресурсов).

Любая из перечисленных причин может послужить толчком к началу конфликта только при наличии определенных внешних условий, служащих его питательной средой.

Острота конфликта. Острый социальный конфликт – это конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, для которого характерны частые открытые столкновения, сливающиеся в одно целое. В наибольшей степени острота конфликта зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон и ситуации, требующей немедленных действий (Пример : конфликт 2-х эмоционально настроенных пассажиров в автобусе. Если пассажиры поддерживают одного из них, конфликт может приобрести боле острый характер). Потому впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение внутреннюю энергию. В результате острота конфликта возрастает.

Острый конфликт бывает более кратковременным, но и более разрушителен. Он наносит значительный урон ресурсам противника, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести (кровавых инцидентах).

Длительность конфликта . От возникновения конфликта до его разрешения проходит различное время (Пример : кратковременная стычка между начальником и подчиненным или длительное противостояние религиозных групп на протяжении нескольких поколений).

Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. От неё зависит:

    величина и стойкость изменений в группах и системах, как результат расходования ресурсов в столкновениях;

    увеличение расхода эмоциональной энергии и появление вероятности возникновения нового конфликта из-за накопленных обид и отсутствия равновесия в социальных системах.

Поэтому, вопрос затягивания конфликта жизненно важен для существования социальной группы и организации. Исследования конфликтов показывают, что длительные затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта . Они весьма противоречивы. С одной стороны они разрушают социальные структуры и приводят к необоснованным затратам ресурсов, с другой – способствуют сплочению групп и достижению социальной справедливости. Эта двойственность до сих пор не привела к общей точке зрения среди конфликтологов, по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Забастовки, супружеские конфликты, национальные конфликты, могут разрушают социальные общности, а могут усиливать групповые взаимодействия. В результате конфликта возможны внедрение нового лидерства, новой политики, новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряжённой ситуации, к достижению равновесия и снятию напряжённости в группе (Пример : конфликт общества с преступными группировками).

Существуют 2 типа последствий конфликтов:

    дезинтегративные последствия (усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, разрушаю каналы кооперации, отвлекаю внимание членов группы от насущных проблем);

    интегративные последствия (определяют выход из сложных ситуаций, усиливают групповую сплочённость, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов её членов).

Контрольные вопросы:

    Что такое социальный конфликт и каковы его разновидности?

    Какие существуют функции социального конфликта исходя из 2-х точек зрения – о его вреде и о его пользе?

    Как классифицируются конфликты в зависимости от субъектов и зон разногласий?

    Какие существуют типы социальных конфликтов?

    В чём состоят различия таких форм выражения конфликтов как революции и реформы?

    По каким стадиям производится анализ социального конфликта?

    Каковы основные методы разрешения социального конфликта?

    Что является основными характеристиками конфликта?

    Какие существуют типы последствий социальных конфликтов?

************************************************************************

Существует четыре основных типа конфликта:

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ:

Классификация конфликтов:

По степени проявления:

1. Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

2. Открытый конфликт.

Различают:

Случайные,

Стихийно возникающие,

Хронические,

Сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

1. (+;+) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки). Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

По направленности конфликты бывают трех типов:

1. Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

2. Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

3. Смешанные - представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

Методы управления конфликтами, их характеристика

При управлении конфликтом внимание следует сосредотачивать на предмете конфликта и позициях его участников, а не на личных особенностях. Важно проявить беспристрастность, сдержанность и не делать поспешных выводов.

Структурные методы управления конфликтами :

1. Разъяснение требований к работе, полномочий и ответственности;

2. Координационные и интеграционные механизмы;

3. Установление общеорганизационных целей;

4. Использование системы вознаграждений.

Межличностные методы управления конфликтами :

1. Уклонение. Человек стремится выйти из конфликтной ситуации, не вступая в спор;

2. Сглаживание. Руководитель стареется избежать конфликтной ситуации;

3. Принуждение. Попытка заставить принять свою точку зрения силой власти. При этом подавляется инициатива подчиненных;

4. Компромисс. Принятие точи зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени;

5. Решение проблемы. Совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обоих сторон.

Способы управления конфликтами можно подразделить на две группы:

1. Педагогические способы. К ним относят беседу, просьбу, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта;

2. Административные способы. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

Стресс: понятие, природа и причины возникновения .

Стресс – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

Фактически стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

Стресс имеет конкретные проявления, в большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Но можно выделить ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса :

1. невозможность сосредоточиться;

2. слишком частые ошибки;

3. ухудшение памяти;

4. частое возникновение чувства усталости;

5. слишком быстрая речь;

6. частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-либо болезнью);

7. повышенная возбудимость;

8. отсутствие удовлетворения от работы;

9. потеря чувства юмора;

10. увеличение количества выкуриваемых сигарет;

11. пристрастие к алкогольным напиткам;

12. постоянное ощущение недоедания;

13. плохой аппетит;

14. невозможность вовремя закончить работу.

Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

Выделяют пять разновидностей стресса:

1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса . Воздействия не всех из них можно избежать, но если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, необходимость выполнить множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - всё это часто приводит к физическому и психическому истощению).

Избежать этого помогает разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы перемешиваются с отдыхом.

2. Слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника (с данным фактором можно справиться при помощи психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать). Следует помнить, что без ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное состоит не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы вовремя их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

3. Неблагоприятная моральная атмосфера в коллективе (кажется, что работа идет своим чередом, все обязанности работники выполняют нормально). Однако качество работы все-таки незаметно снижается. Причина в том, что отношения в коллективе конфликтные, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести ущерб друг другу.

В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, начинает сомневаться в собственной ценности и положении в организации, ощущает себя невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

6. Причина, противоположная 5. Заключается в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

7. Причина нередко: неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно 1-му человеку, будет неинтересно др., следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических условий (плохое освещение, слишком низкая или высокая температура, чрезмерный шум).

Стресс могут вызвать 2 группы факторов:

1. Организационные: повышенные требования к личности; лимит времени; расширение фронта работ; внедрение нововведений; неинтересная работа; противоречивость, предъявляемых к работнику требований; плохие физические условия работы; неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией. Причины стресса руководителей: нехватка квалифицированных работников; затраты времени на личную обработку информации; замыкание всей информации на себе; работа вслепую с большим риском и др.

2. Личностные: смерть близкого; свадьба (развод); увольнение с работы; болезнь; сексуальные затруднения; переход на современный или иной вид работы; крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство); потеря, вложенных в банк средств и др.

Все люди отличаются психофизиологическими характеристиками: одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу; других небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи; есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Как психологическое явление стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни человека инициируется им самим.

Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).

Методы борьбы со стрессами у руководителей :

Делегирование полномочий;

Анализ стрессовых ситуаций;

Установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;

Общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);

Физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);

Следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.


Похожая информация.