Стройка и ремонт - Информационный портал

Ленинская пропаганда. План монументальной пропаганды и разработка механизма воздействия на сознание и настроения граждан советской россии. Смотреть что такое "Ленинский план монументальной пропаганды" в других словарях

О ленинском плане монументальной пропаганды

Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года.

В рамках ленинского плана монументальной пропаганды в Петрограде в 1918-1920 годах было установлено около 20 скульптур.

Памятник А. Н. Радищеву (1918 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Открыт 22 сентября 1918 года. Находился в символическом проломе ограды сквера Зимнего дворца со стороны набережной.

Из речи Луначарского (в пересказе "Петроградской правды")

Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции.

Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился.1

Памятник Ф. Лассалю (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Открыт 6 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у здания Городской думы на Невском проспекте. Снят в 1938 году.

Памятник Н. А. Добролюбову (1918 г., скульп. К. Ф. Зале)

Открыт 27 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Тучкова моста до 1924 г.

Памятник К. Марксу (1918 г., скульп. А. Т. Матвеев)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Смольного института.

Памятник "Красногвардеец" (1918 г., скульп. В. Л. Симонов)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом проспекте В.О. Существовал до 1923 года.

Памятник Н. Г. Чернышевскому (1918 г.)

Памятник Г. Гейне (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Памятник Т. Г. Шевченко (1918 г., скульп. Я. Тильберг)

Находился возле мечети. Существовал до 1926 года.

В Петрограде состоялось торжественное открытие памятника украинскому народному поэту Тарасу Шевченко. Это – первый в России памятник Шевченко.

Памятник С. Перовской (1918 г., скульп. О Гризелли)

Открыт 29 декабря 1918 года. Находился на Знаменской улице. Снят по постановлению Петросовета от 8 апреля 1919 года.

А. В. Луначарский об открытии памятника:

Некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят.1

Памятник А. И. Герцену (1919 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Памятник Огюсту Бланки (1919 г.)

Памятник Дж. Гарибальди (1919 г., скульп. К. Зале)

Памятник Борцам революции (1919 г., арх. Л. В. Руднев)

Скульптура "Великому Металлисту" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

Находилась у Дворца труда.

Скульптура "Освобожденный труд" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

В. М. Ходасевич:

Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого "Пролетария" и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно.1

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://fragments.spb.ru/

МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН, программа художественного воплощения идей революции, послужившая идейно-организационной базой для монументального искусства СССР.

У истоков плана стояли В.И.Ленин и А.В.Луначарский . Его задачи были определены декретом Совнаркома (от 14 апреля 1918) о снятии памятников «царей и их слуг» и разработке монументов нового типа. 30 июля Совнарком утвердил список лиц, которым необходимо поставить памятники; в список вошли как собственно революционеры, так и те выдающиеся деятели культуры, чье творчество было признано особенно исторически-прогрессивным. После этого идея, впервые высказанная в Городе Солнца Т.Кампанеллы (1602), о социальном воспитании и просвещении народа посредством монументальных художественных образов стала внедряться в жизнь с беспрецедентной в истории энергией и размахом (вторым стимулирующим примером, наряду с теорией Кампанеллы, была практика Французской революции с ее вандализмом по отношению к старинным культовым символам и сооружениям и попыткой широкомасштабной замены их знаками нового «культа Разума»).

За короткий срок, в основном в течение одного года, в разных городах России были установлены многочисленные памятники (М.Робеспьеру, А.Н.Радищеву, К.Марксу, К.Марксу и Ф.Энгельсу, Н.Г.Чернышевскому, Т.Г.Шевченко, А.В.Кольцову, С.Н.Халтурину, Г.В.Плеханову и др.) – чаще всего с использованием старых постаментов, где прежде стояли «цари и их слуги», – а также мемориальные доски с лозунгами и сюжетно-символическими рельефами. Наряду со скороспелыми поделками и даже курьезами (так в Свияжске на Волге по инициативе местных властей, «вне списка», был открыт памятник Иуде Искариоту) в русле плана возник целый ряд выдающихся работ, чьи авторы были искренне увлечены романтикой времени. Особого упоминания заслуживают произведения С.Т.Коненкова (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов , цемент, 1918–1919; Степан Разин со своей дружиной , дерево, 1918–1919; ныне оба хранятся в Русском музее) и П.И.Бромирского (памятник В.И.Сурикову в виде фигуры апокалиптического ангела с мечом, оцинкованное железо, 1919; не сохранился). Повсеместно ощущался строгий цензурный контроль: к примеру, созданный Б.Д.Королевым для Москвы образ М.А.Бакунина, держащего в руках собственную голову (1919), был вскоре снесен «по требованию трудящихся» (остался не установленным, а затем тоже был уничтожен и Ангел Бромирского). Подавляющее большинство монументов, изготовленных, как правило, из нестойких материалов типа наскоро покрашенного гипса и некачественного цемента, было достаточно быстро разрушено временем и погодой. Сохранилась лишь часть агитационно-мемориальных досок, среди монументов же наиболее значительным исключением являются величавые фигуры А.И.Герцена и Н.П.Огарева перед старым зданием Московского государственного университета (скульптор Н.А.Андреев, цемент, гранит, 1922).

Войдя в соцреалистическую программу, план достиг максимальной масштабности к середине 20 в., когда разветвленная, строго стилистически унифицированная система памятников (от крупных, порою гигантских фигур вождей в больших городах и на «великих стройках коммунизма» до скромных образов трудящихся и спортсменов в парках и вдоль дорог) плотно охватила всю Страну Советов. Позднее, в «оттепельно-застойный» период, план продолжал развиваться количественно (в производственной системе специальных комбинатов монументального искусства), но претерпел роковой внутренний надлом, поскольку искусство скульптуры и оформительского дизайна в лучших своих образцах все более упорно уходило в сторону от агитпропа в область «чистых форм», проникнутых «безыдейным» авангардизмом.

Официальное советское искусство , охватывает период 1917-1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалосьнеофициальное искусство СССР.

Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главной магистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русского искусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их. (В.И. Ленин )

Основные «задачи» советского искусства: «служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало» .

Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

Искусство периода Революции и Гражданской войны

Историю советского искусства в научной литературе СССР принято было начинать с периода 1917-1920 годов.

Политика правительства в отношении искусства

Уже в первые месяцы после прихода к власти советское правительство принимает ряд постановлений, важных для развития культуры:

    В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

    «О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины» (5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

    «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова - в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. - в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны, Серпухова, Мохайска, Новгорода, Пскова и проч. Царские дворцы и некоторые помещичьи усадьбы (Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и т. д.) были превращены в музеи. В 1919 году в России насчитывалось 87 музеев, в 1921-210. Для изучения и систематизации художественных ценностей был учрежден Государственный музейный фонд , где сосредотачивались музейные ценности. После учёта, систематизации и изучения наступала стадия комплектования музеев - ценности примерно равномерно распределялись по различным музеям страны. Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.

Ленинский план монументальной пропаганды

В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.

Большевистская политика, как известно, была изначально нацелена не только на захват и удержание политической власти, но и на формирование нового общества и «нового человека». Как писал Луначарский, «человек должен мыслить как МЫ, стать живым, полезным соответствующим органом, частью этого МЫ» .

Одних репрессий для решения этой задачи, конечно, было недостаточно и в годы военного коммунизма появилось много любопытных форм агитации населения, одной из которых стал ленинский план монументальной пропаганды. Ленин заимствовал идею этого плана из утопии Т. Кампанеллы «Город солнца», и вот как вспоминал слова Ленина тот же Луначарский:

«В разных видных местах, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные, коренные принципы и лозунги марксизма…Еще важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы…Особенное внимание надо обратить и на открытие таких памятников…Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником.»
Вообще говоря, еще сразу после февральской революции в городе началось стихийное уничтожение монархической символики – сбивались гербы или просто короны с двуглавых орлов - еще недавно можно было видеть таких орлов без корон в ограде набережной напротив Петропавлоской крепости на Троицкой площади. (Зинаида Гиппиус в своем дневнике описывала это так: «На Невском сламывали отовсюду орлов, очень мирно. Дворники подметали, мальчишки крылья таскали, крича: "Вот крылышко на обед"» ). Вскоре появились в прессе и предложения по снятию памятников – раздавались даже и призывы к уничтожению Медного всадника, но особое недовольство вызывал памятник Николаю I. Так, например, А.В.Амфитеатров обращался к читателям: «Возникла в Петрограде комиссия по охране памятников. А не нужна ли комиссия для разрушения некоторых памятников... Наиболее возмутительным памятником голштиноготорпской династии, который надо непременно убрать с глаз народных, и чем скорее, тем лучше, является монумент Николая I на Исаакиевской площади» .

Но это были только призывы прессы. Большевики же, придя к власти, весьма быстро принялись за дело. Уже 12 апреля 1918 года был принят декрет Совнаркома «О памятниках республики», в котором были намечены три задачи:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведывающего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

[...]4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.

К первому мая города действительно были декорированы самым любопытным образом. Обратимся опять-таки к дневнику Гиппиус:
«В среду на Страстной – 1 мая по новому стилю. Владыки объявили «праздник всему народу». Луначарский, этот изолгавшийся парикмахер, клянется, что устроит «из праздников праздник», красоту из красот. Будут возить по городу колесницы с кукишами (старый мир) и драконов (новый мир, советская коммуна). Потому кукиши сожгут, а драконов будут венчать. Футуристы воспламенились, жадно мажут плакаты. Луначарский обещает еще свержение болванов – старых памятников. Уже целятся на скульптуру бар. Клодта на Мариинской площади. (Из «Карла Маркса» ничего не вышло, «свергать» легче – посвергаем!)

На всякий случай и пулеметов понаставили. Вдруг безработные придут на праздник не с достаточно сияющими лицами?»

Впрочем, праздники эпохи военного коммунизма – тема, достойная отдельного рассмотрения, а пока вернемся к «памятникам Республики». Первенцем ленинского плана стал бюст Радищева, установленный в символическом проломе ограды Зимнего дворца (которая стояла тогда вокруг сквера на Дворцовом проезде). Бюст был создан Л.В.Шервудом и открыт 22 сентября 1918 года. В честь открытия был проведен митинг, на котором присутствовал, в частности, «изолгавшийся парикмахер» Луначарский. Его речь была пересказана в Петроградской правде:
«Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции».
Такая вот «приватизация» Радищева. Впрочем, простоял памятник недолго. Уже донесение гвардейца охранника 2-го городского района от 19 января 1919 гласило со всей характерностью революционного стиля:
«Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился.»

(Фотография из коллекции New-York Public Library)

А после открытия первенца памятники стали появляться, как грибы после дождя. Уже к первой годовщине переворота были открыты памятники Марксу у Смольного, Добролюбову у Тучкова моста и Лассалю у здания Городской думы. До конца 1918 года появились памятники Чернышевскому на Сенатской площади, Гейне – у Университета, Шевченко – у мечети, Софье Перовской – на Знаменской площади (где же еще было ставить ей памятник). К весне 1919 года были открыты памятники Герцену у Литейного моста, Огюсту Бланки у Балтийского вокзала, Гарибальди у Московских ворот. А всего за 1918-1920 годы в городе появилось около 20 монументов в разных частях города.

Художественные достоинства этих творений зачастую вызывали самые странные реакции со стороны горожан (хотя надо отметить, что в среднем уровень работ в Петрограде был гораздо выше, чем в других городах). Так, например, памятник Софье Перовской был выполнен итальянским скульптором-футуристом, не имел портретного сходства и представлял собой, по словам современников, "могучую львицу с громадной прической, с могучими формами лица и шеи". При его открытии, по воспоминаниям Луначарского, «некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят» . (Лилина – первая жена Зиновьева, работала в петроградском правительстве). Памятник был снят особым постановлением Петросовета.


(Открытие памятника Софье Перовской, 30 декабря 1918. Фотограф Булла. Из коллекции ЦГАКФФД СПб)

Еще более занятный эффект вызвала скульптура «Освобожденный труд» (установлена на Каменном острове ко дню , скульп. М.Ф.Блох). Этот гипсовый монумент представлял собой 10-метровую фигуру рабочего с единственным предметом одежды: молотом. Вот что вспоминала художница В.М. Ходасевич:

«Скульптор Блох лепит из гипса десятиметровую фигуру «Пролетарий» и говорит, что решил «переплюнуть» размерами «Давида» Микеланджело. Работает Блох с помощниками без отдыха. Ночью разжигают костры. Последние дни и ночи перед открытием я тоже проводила на острове. Скульптура «Пролетарий» доставила Блоху и мне много неприятностей. Внезапно наезжала ведающая всеми мероприятиями на острове революционная тройка из Петросовета[...] Вижу расстроенные лица товарищей, бурно объясняющихся с Блохом, который настаивает, что «Пролетарий» хорош, и справедливо говорит, что если бы он и согласился приделать фиговый листок, то это невозможно – леса разобраны, да и гипс кончился. В перепалке забыли о моем присутствии, переругались и называли все своими именами[...] Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно».
Скульптора заставили срочно «одеть» монумент в фартук. Замечу, что подобные «доработки» памятников случались в советской истории и позже. Самый анекдотический (и не уверен, что это история действительно имела место) случай – как в каком-то городе стоял памятник Горькому, изображавший писателя с гордой шевелюрой. Когда началась борьба с хиппи, буревестника революции «постригли».

Печальным обстоятельством в этой довольно комичной истории было то, что (по отдельным сведениям) гипс для гигантского "Освобожденного труда" был взят из запасов городских больниц - и это в условиях существовавшей в годы военного коммунизма тотальной нехватки всего и вся.


(Фотография из коллекции NYPL)

Почти ни один из образцов ленинского плана монументальной пропаганды не сохранился до наших дней на улицах города. Большинство из них были сделаны из недолговечных материалов и быстро обветшали. Многие были утрачены во время катастрофического наводнения 1924 года.


Памятник Добролюбову, опрокинутый наводнением 1924 года.

Примечательна судьба памятника Володарскому, который был открыт в 1919 году на Конногвардейском бульваре (скульп. М. Блох). Этот гипсовый монумент стал жертвой в буквальном смысле террористического акта - в 1921 году он был взорван неким Василием Орловским. Его останки еще долго стояли на этом месте, Г.А.Князев (архивист, известный, главным образом, по работе в архиве Академии наук и по блокадным дневникам, которые использовались Адамовичем и Граниным в "Блокадной книге") 27 апреля 1922 года сделал такую запись:

Ничего не понимаю. Или, может быть, слишком много понимаю… Памятник Володарскому в начале Конногвардейского бульвара с разрушенными ногами и в грязном, рваном чехле, из которого торчит протянутая рука,- страшный символ несчастной России. Я не могу без содрогания сердца проходить мимо этого безобразия… А там, неподалеку, другой памятник - Гиганта на взбешенном коне. Он еще цел. Только буквы скрали. Нет, нет жива еще Россия.
Дольше всех простоял памятник Лассалю – он был снят в 1936 году. Исключением стал памятник жертвам революции на Марсовом поле. Так же сохранился бюст Некрасова на Литейном проспекте - но он уже выходит за рамки периода военного коммунизма (установлен в 1922 году). После 1991 года исчез один из бюстов Ленина, находившийся на Широкой улице – с некоторой натяжкой его тоже можно считать принадлежащем к ленинскому плану: он был открыт в 1923 году еще при жизни Ильича. Копия памятника Радищеву хранится в одном из московских музеев, возможно, сохранились и копии других скульптур.

Примерно с 1920 года ленинский план монументальной пропаганды утратил первоначальный агрессивный импульс - сказались нехватка материалов и общие экономические трудности. Некоторое время этот план существовал в виде конкурсов (например, на проект памятнику К.Либкнехту и Р.Люксембург). Наступление НЭПа и вовсе изменило мировоззрение советской власти - романтика первых лет ушла в прошлое. Сооружение и уничтожение монументов приобрело черты планомерности. Своеобразным послесловием к монументальному "взрыву" 1918-1920 годов стала история с планировавшейся заменой ангела на Александровской колонне на фигуру Ленина (впоследствии - фигуру красноармейца). История эта, имевшая место в 1924-1925 годах и связанная, видимо, с амбициями Зиновьева, была вполне в духе эпохи военного коммунизма - защитники колонны, к примеру, предлагали поставить статую Ленина в античных одеждах. Но закончилась, к счастью, ничем: после долгих обсуждений и протестов проект остался лишь в форме протоколов заседаний и бюрократической переписки.

В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) - всего 70 имен. Кроме памятников отдельным лицам, план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда : «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма , для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс , бетон , дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он всё же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохраняющихся длительное время. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: Сергей Конёнков , Вера Мухина , Карл Зале , Александр Матвеев , Эрнест Шталберг , Сергей Меркуров , Иван Шадр , Лев Руднев , Теодор Залькалнс и другие.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов, как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды», может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…".

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей, монумент Советской Конституции - одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград - свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).