Стройка и ремонт - Информационный портал

Н.Нищева. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Календарно-тематическое планирование по логопедии на тему: Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционн

По Дата/тема

Лексический материал

Лексико – грамматические средства языка

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие связной речи

Обучение грамоте, развитие фонематического анализа и синтеза

Формирование звукопроизношения

I период

Сентябрь

1 неделя «Детский сад. День знаний»

Существительные:

Прилагательные:

Глаголы:

(Нищева, 306)

Неречевые звуки.

2 неделя

«Профессии в детском саду»

Существительные: детский сад, группа, воспитатель, логопед, няня, психолог, повар, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, заведующий, методист

Прилагательные: добрый, ласковый, заботливый, важный, необходимый

Глаголы: воспитывать, учить, исправлять, ухаживать, убирать, мыть, готовить, стирать, гладить и т. д.

1. Образование существительного в ум. – ласк. форме. Игра «Назови ласково»

2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

3. Образование род., дат., твор., предл., вин. падежа существительных. Игра «Договори словечко»

4. Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитайка»

5.Закрепление употребления в речи простых предлогов

6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными.

7.Использование глаголов с различными приставками.

Развитие мелкой моторики «Наша группа»

(Нищева, 306)

Овладение навыками составления и распространения предложений по картинке с помощью вопросов.

Составление рассказа из 3-4 предложений.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и
специальной артикуляционной гимнастики).

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

3 неделя

«Части тела, лица»

Существительные и прилагательные:

Артикуляционный аппарат, органы речи, язык, губы, зубы, края, спинка, корень, кончик языка, щеки, рот, альвеолы, органы дыхания, голосовые связки, логопедическая гимнастика.

Глаголы: действия органов артикуляции.

Игра «Один – много»

Игра «Он и я»

Игра «Сосчитай до пяти»

Развитие мелкой моторики «Части тела».

Познакомить детей с частями тела.

Составление рассказа – описания по сюжетной картине.

Закрепление знаний о ранее изученных гласных звуках:

[а],[о],[у], [э], [ы], [и].

Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и
специальной артикуляционной гимнастики).

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

4 неделя

«Осень. Перелётные птицы»

Существительные: осень, листопад, дождь, туман, слякоть, ветер, туча.

Прилагательные:

Хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Глаголы: идти, дуть, Наречия : пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

1. Образование существительного в ум. – ласк. Форме. Игра «Назови ласково»

2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

3. Образование род., дат., твор., предл., вин. Падежа существительных. Игра «Договори словечко»

4. Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитайка»

5.Закрепление употребления в речи простых предлогов

6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными.

7.Использование глаголов с различными приставками.

Развитие мелкой моторики «Вышел дождик погулять»

(Нищева, 255)

Развитие речи с движением «Птицы».

Овладение навыками составления предложений по вопросам по картинке.

Составление вопросов к картинке.

Пересказ текста.

Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)

Октябрь

1 неделя

«Лес. Деревья»

Существительные: лес, лист, дерево, берёза, рябина, дуб, клён, ель, осина, сосна.

Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный, тонкий, могучий, лиственный, хвойный.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать.

игра «Один – много»

(Крупенчук, 32)

«Беседа о деревьях»

(Кузнецова, 20)

4. Закрепление употребления предлогов за, под, около, перед, на.

Образование слов – антонимов

(Кузнецова 21, 22)

Развитие координации речи с движениями «Листья».

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Составление описательного рассказа по предметной картине по образцу с опорой на план.

Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных
слов (шар, бык, стол и т.п.).

Подбор слов на гласные звуки.

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

2неделя

«Грибы. Лесные ягоды»

Существительные: лес, деревья, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;

Прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый, сосновый, берёзовый, осиновый.

Глаголы:

Зреть, искать, находить, собирать, класть, заготавливать, прятаться.

1. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме

игра «Назови ласково»

2. Согласование числительных с существительными и прилагательными

3. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов

игра «Сбор грибов»

(Кузнецова, 23)

4. Подбор слов – антонимов

Занятие «Грибы» (Кузнецова, 24)

5. Закрепление правильного употребления предлогов

(Кузнецова, 24)

Развитие общей моторики и координации речи с движениями

Игра «Боровик»

Игра «Листики»

(Смирнова, 30)

(Кузнецова, 24)

Развитие мелкой моторики, слухового внимания и элементарных математических представлений (движения по тексту)

«За грибами»

(Нищева, 268)

Пересказ рассказа близко к тексту. Умение вести диалог.

Знакомство с согласными звуками: [м]-[м"], [б][б"],[п][п"],[д][д"],[т][т"],[г][г"],[к]-[к | ], [х]-[х 1 ].

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова.

3 неделя

«Овощи. Огород»

Существительные: Овощи, фрукты, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свёкла, картофель, огород, грядка;

Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый;

Глаголы

1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных

игра «Один – много»

игра «Что изменилось?»

(Кузнецова, 11)

игра «Назови ласково»

4. Согласование числительных с существительными и прилагательными

игра «Мой, моя».

Развитие общей моторики «Огород»

Развитие мелкой моторики «Капуста».

Учить детей составлять загадки – описания об овощах

Составление рассказа по картине «В огороде»

(Ткаченко №2, 13)

Продолжение знакомства с согласными звуками.

Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова.

4 неделя

«Фрукты. Сад»

Существительные: сад, фрукты, поле, яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, мандарин;

Прилагательные: сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый;

Глаголы :зреть, собирать, убирать, выкапывать, заготавливать.

1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных

игра «Один – много»

2. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов

игра «Что изменилось?»

3. Образование прилагательных от существительных

Игра «Какой сок приготовили?»

4. Изменение существительных в родительный падеж «Чего не стало?»

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными

6. Согласование существительных с глаголом ед. и мн. числа.

Развитие общей моторики «Осень»

Развитие мелкой моторики – самомассаж пальцев

«Компот».

Распространение предложений определениями.

Обучение связному рассказыванию.

Рассказ – описание фруктов, игра «Волшебный мешочек».

Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

Выделение изученных согласных звуков из слова.

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

5 неделя

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Существительные: одежда, пальто, шуба, куртка, плащ, брюки, шорты, платье, блузка, юбка, рубашка, халат, кофта, майка, трусы, носки, колготки, шапка, кепка, шляпа, панама; обувь, ботинки, тапочки, сапоги, туфли, кроссовки, босоножки, валенки, чешки

Прилагательные: резиновые, удобные, кожаные, новые, красивые, летняя, зимняя, чистая обувь – грязная, демисезонная шёлковый, шерстяной, меховой, нарядный, чистый, грязный, длинный, короткий, летний, зимний, демисезонный;

Глаголы: ухаживать, стирать, гладить, чистить, зашивать, пришивать, шить, подшивать. завязывать, обуваться, зашнуровывать, ходить, и т.д.

Занятие 19 «Одежда»

(Кузнецова, 51)

2. Согласование притяжательных местоимений с существительными

игра «Мой, моя»

3. Согласование числительных с существительными и прилагательными

Игра «Закончи предложение»

(Кузнецова, 53)

4. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

(Кузнецова, 53)

5. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме

игра «Назови ласково».

Развитие общей моторики «Одежда»

Развитие мелкой моторики «Перчатки»

Развитие координации речи с движениями и общей моторики «Две туфельки тип – топ»

(Нищева, 272)

Составление описательного рассказа по предложенному плану.

Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.)

Знакомство с понятием «слог».

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Ноябрь

1 неделя

«Квартира. Мебель, части мебели. Бытовая техника»

Существительные: диван, комод, шкаф, стол обеденный, стол письменный, стул, табурет, зеркало, полка, кресло, кровать, дверца, ножка, спинка, телевизор, магнитофон, утюг.

Прилагательные: деревянный, мягкий, зеркальный, кожаный, стеклянный, письменный, обеденный, журнальный, круглый, квадратный.

Глаголы: ставить, сидеть, лежать, убирать, расставлять, передвигать, спать, отдыхать, ремонтировать, вытирать, ухаживать.

1. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов

(загадки)

2. Образование прилагательных от существительных

игра «Какой, какая?»

(Смирнова, 42)

3.Преобразование единственного числа глаголов 1 лица настоящего времени во множественное число.

(Смирнова, 44)

4. Закрепление употребления предлогов «на», «за», «под»

Развитие мелкой моторики

«Много мебели в квартире»

(Нищева, с. 118)

Игра мячом «Мебель»

(Смирнова 6-7 лет, с. 69)

Составление описательного рассказа. Распространение предложений.

Постановка вопросов.

Звуковой анализ трехзвуковых слов с изученными звуками.

Введение понятия «слово».

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над двухсложными словами без стечения согласных.

2 неделя

«Кухня. Посуда. Бытовая техника на кухне»

Существительные: посуда, чайник, сковорода, кастрюля, тарелка, чашка, миска, супница, ложка, вилка, нож, бутылка, банка, кружка, плита, кофеварка, миксер, микроволновка.

Прилагательные: столовая, чайная, стеклянная, железная, прозрачная, кухонная.

Глаголы: убирать, ставить, разбирать, накрывать, наливать, кушать, пить, выливать, жарить, варить, кипятить.

1. Согласование числительных с существительными.

игра «Назови ласково»

4. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов

(беседа, загадки)

5. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Занятие «Посуда»

(Кузнецова, З-18, с. 48)

Развитие координации речи с движениями «Посуда»

Развитие мелкой моторики «Помощники».

Учить отгадывать и самостоятельно составлять загадки-описания и описательные загадки о посуде.

Звуковой синтез трехзвуковых слов с изученными звуками.

Введение понятия «слог, как часть слова».

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

3 неделя

«Продукты питания»

Существительные: продукты, молоко, хлеб, кефир, колбаса, мясо, сыр, суп, салат, овощи, фрукты, компот, крупа, мука.

Прилагательные:

Вкусные, ароматные, аппетитные и т.д.

Глаголы: готовить, есть, мыть, вытирать, солить, резать, жарить, варить.

1. Образование существительного в ум. – ласк. форме. Игра «Назови ласково»

2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

3. Образование род., дат., твор., предл., вин. падежа существительных. Игра «Договори словечко»

4. Согласование числительных, прилагат. с существительными.

5.Закрепление употребления в речи простых и сложных предлогов.

6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными.

7.Использование глаголов с различными приставками, образование относительных и притяжательных прилагательных.

Развитие мелкой моторики «ладушки»

Развитие общей моторики – подвижная игра «Магазин».

Учить детей пересказывать текст, учить правильно составлять и распространять предложения. предложение

Серия картинок.

Звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

Закрепление понятия «слог, как часть слова».

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

4 неделя

«День матери. Семья»

Члены семьи : мама, папа, дедушка, бабушка (знать полное имя и отчество), внук, внучка, младший брат, старшая сестра. Свой адрес, профессии родителей.

Глаголы:

Жить, заботиться, любить, дружить, уважать, помогать, беречь.

1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных.

Игра «Один – много»

2. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

Игра «Он и я»

3. Согласование числительных с существительными.

Игра «Сосчитай до пяти»

4. Образование родительного, дательного, творительного, предложного, винительного падежа существительных

5. Согласование числительных с существительными.

6.Закрепление употребления в речи простых предлогов.

Развитие мелкой моторики «Семья».

Учить детей составлять предложения с опорой на картинный материал, составлять рассказ с опорой на схему

(схемы Ткаченко)

Серия картинок.

Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками.

Закрепеление понятий «звук», «слог», «слово».

Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

Формирование правильных укладов йотированных зву­ков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над трехсложными словами без стечения согласных.

II период Декабрь

1 неделя

«Зима. Зимние забавы»

Существительные:

время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лёд, иней, небо, снежинки, снеговик, метель, холод, сосулька, сугроб, снегопад, гололёд, вьюга, снег, ком, санки, лыжи, палка, коньки, горка, снежки, лёд, снежинка, снеговик, снегопад, холод, ледянка.

Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, чистый, мягкий, морозный, сильный.

Глаголы: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, воет, чистить, хрустит, сверкает, ложится, трещит, замерзает, выпадает, покрывает.

1. Образование относительных прилагательных (Тимонен, 75)

2. Образование родственных слов (Тимонен, 75)

3. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме

игра «Назови ласково»

4. Образование родительного падежа существительных

(Кузнецова, 38)

Развитие координации речи с движениями «Зима».

Развитие мелкой моторики «Снежок».

Ответы на вопросы фразой из 3 – 4 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе.

Картины с проблемным сюжетом «Зимние заботы»

Составление рассказа.

Введение понятия «предложение».

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков.

Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок).

2 неделя

«Дикие птицы»

Существительные: дятел, синица, голубь, сорока, ворона, снегирь, воробей, сова, клюв, перья, крыло, грудка, лапа, туловище, хвост, глаза, кормушка, скворечник, зёрна.

Прилагательные: красивый, разноцветный, зимующие, голодные, голосистые.

Глаголы: лететь, прыгать, махать крыльями, клевать, чирикать, ворковать, каркать, петь, щебетать, зимовать, кормить.

(Кузнецова, 43)

4. Употребление антонимов

игра «Скажи наоборот»

5. Образование приставочных глаголов

игра «Доскажи словечко»

Занятие «Зимующие птицы» (Кузнецова, 40).

«Птицы»

Развитие мелкой моторики «Кормушка»

(Нишева, 126).

Составление рассказа.

Составление рассказа по картинке «Как сорока клёста судила»

(Нищева, Развивающие сказки, 18).

Знакомство со звуками [с]-[с"] , [з]-[з"] , [ц], [ш] , [ж], [щ], [ч].

Закрепеление понятий «слово», «предложение».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова.

3 неделя

«Домашние птицы»

Существительные: курица, петух, индейка, гусь, утка, цыплёнок, гусята, индюшата, грудка, хвост, лапы, перья, пух, клюв, хохолок, шпоры.

Прилагательные: красивые, шумные, домашние, заботливые, драчливые, пушистые, полезные.

Глаголы: плаватьа нырять, летать, бегать, клевать, искать, разгребать, кукарекать, гоготать, крякать, кудахтать.

3. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Кого не стало»

4. Образование относительных прилагательных.

Развитие координации речи с движениями «Куры».

Развитие мелкой моторики «Уточка»

(Нищева, 132)

Распространение предложений путём введения однородных членов.

Составление короткого рассказа.

Составление рассказа по картине «Как гусь всем завидовал»

Обучение звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над структурой слов со стечением согласных в середине слова (окно, пачка, карман).

4 неделя

«Новый год»

Существительные: ёлка, праздник, новый год, снегурочка, дед мороз, украшения, подарки, маска, костюм, хоровод, гости, шары, свечи, игрушки.

Прилагательные: новогодний, весёлый, холодный, нарядный, разноцветный, яркий, стеклянный, блестящий, праздничный.

Глаголы: наряжаться, гулять, выступать, дарить, зажигать, поздравлять.

1. Изменение существительным по падежам

Игра «Закончи предложение»

(Крупенчук, 87)

2. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме

игра «Назови ласково»

3. Согласование числительных с существительными.

4. Подбор прилагательных к существительным.

Развитие мелкой моторики «Елка».

Пересказ рассказа «Ёлка»

(Агранович, 30)

Составление предложений по двум опорным словам

(Агранович, 30)

Составление рассказа по картине «Новогодняя ёлка» (Ткаченко, проблемные сюжеты, «3, 6).

Закрепить навык звукового анализа слов 4-5 звуков(на материале изученных звуков).

Составление графической схемы предложений без предлогов.

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над структурой слов со стечением согласных в середине слова.

Январь

1 неделя

«Дикие и домашние птицы»

Закрепление изученного материала

Учить детей дифференцировать диких и домашних птиц.

Упражнять в составлении рассказов «Птицы».

Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над структурой слов со стечением согласных в конце слова (радость).

2 неделя

«Домашние животные»

Существительные: кошка, кот, котёнок, конь, лошадь, жеребёнок, собака, щенок, корова, бык, телёнок, козёл, коза, козлёнок, баран, овечка, ягнёнок, свинья. Части тела.

Прилагательные: пушистый, рогатый, полезный, домашний.

Глаголы: лает, охраняет, кусает, лакает, рычит, мычит, жуёт, ржёт, блеет, хрюкает, доить, пасти, ухаживать, кормить.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, загадки).

2. Согласование числительных с существительными.

Игра «Кого не стало?»

5. Образование относительных прилагательных.

6. Подбор слов – антонимов

(Кузнецова, 35)

7. Образование сложных прилагательных

Занятие №13 «Домашние животные» (Кузнецова, 33)

Развитие мелкой моторики «Подворье»

Развитие координации речи с движениями «Как мы поили телят»

(Нищева, 290).

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

раздельное написание слов в предложении,

точка в конце предложения,

употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах.

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над структурой слов со стечением согласных в конце слова.

3 неделя

«Дикие животные»

Существительные: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, олень, медвежонок, зайчонок, лисёнок, голова, туловище, пасть, когти, клыки, уши, хвост, шерсть, морда, шея, глаза.

Прилагательные: свирепые, рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, пугливый, злой, голодный, колючий, мохнатый, бурый, ловкий.

Глаголы: охотиться, выслеживать, красться, убегать, скакать, рычать, прыгать, линять, выть, рыскать, грызть.

1. Образование сложных прилагательных

(Кузнецова, 55, 58)

2. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя)

3. Образование существительных с помощью суффикса – ищ

(Кузнецова, 58)

4. Образование притяжательных прилагательных

игра «Чей хвост»

Крупенчук, 44)

Занятие №21 «Дикие животные»

(Кузнецова, 54).

Развитие координации речи с движениями «Заяц Егорка»

(Нищева)

«Сидит белка на тележке»

(Нищева).

Первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочинённых и сложноподчинён-ных предложений.

Пересказ рассказа

Составление рассказа по картине «Как оленёнку маму искали»

(Нищева, Развивающие сказки).

Закрепление умения различать на слух твердые и мягкие согласные (правильно обозначать при составлении схемы слова).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

Февраль

1 неделя

«Домашние и дикие животные»

Закрепление изученного материала.

Учить детей дифференцировать домашних и диких животных.

Продолжать учить детей различать домашних и диких животных, составлять рассказ с опорой на картинку, схему (Схемы Ткаченко)

Использование нелепиц, деформированных рассказов на словесно-логическое мышление.

Закрепление умения составлять схемы слов.

Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.

Закрепление знаний о правописании предложений.

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова.

2 неделя

«Комнатные растения»

Существительные: кактус, герань (незабудка), фикус, бегония, земля, горшок, вода, стебель, удобрение, комната, листья, полив, рыхление, пересадка.

Прилагательные: сочный, красивый, зелёный, душистый, колючий, гладкий.

Глаголы: поливать, сажать, ухаживать.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, загадки).

2. Согласование числительных с существительными.

3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя)

4. Изменение глаголов по времени, числам и родам. Игра «Кто что делает? И т.д.»

(Агранович, 56).

игра «Один – много».

Развитие мелкой моторики «Кактус»

(Нищева, 319).

Учить детей отвечать на вопросы развёрнуто, полной фразой. Пересказывать текст с опорой на картинку

(Ткаченко «Формирование и развитие связной речи», занятие 2 «Дежурные»).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в середине слова (пылинка, карандаш).

3 неделя

«Наша Родина – Россия. Столица нашей Родины – Москва. Наша Армия.

Военные профессии»

Существительные: город, страна, Родина, Россия, Москва, столица, улица, моряки, тельняшка, бескозырка, командир, армия, праздник, форма, герои, инженер, строитель, пилот, машинист

Прилагательные: уютный, красивый, интересный, большой, любимый, мигающий, одноэтажный, двухэтажный, защитный (цвет), смелый, отважный, храбрый.

Глаголы: гулять, строить, смотреть.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа).

2. Согласование числительных с существительными.

3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя)

игра «Один – много».

«Лётчик»

(Нищева, 304,

Нищева, 170).

Продолжать учить детей составлять рассказ «Мой двор» по картинкам и фотографиям.

Закрепление умения преобразовывать слова путем замены или добавления звука, составление схем слов.

Составление графической схемы предложений с простыми предлогами.

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в середине слова.

4 неделя

«День защитника Отечества»

Существительные:

салют, ракета, пушки, всадники, кони, танки, самолёты, военные, солдаты, моряки, тельняшка, бескозырка, командир, армия, праздник.

Прилагательные: большой, любимый, двухэтажный, защитный (цвет), смелый, отважный, храбрый, мощные, верное, военное, разноцветный (салют)

Глаголы: защищать, сражаться, воевать, любить, одержать (победу).

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа).

2. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Чего не стало»

3. Образование сложных существительных из двух слов.

Занятие № 24 «День защитника Отечества» (Кузнецова, с 62).

Развитие общей моторики «Переход»

(Развитие координации речи с движениями»

«Лётчик»

(Нищева, 304)

Нищева, 170).

Беседа «День защитника Отечества».

III период Март

1 неделя

«Мамин праздник. Профессии наших мам»

Существительные: мама, сестра, бабушка, женщина, праздник, весна, цветы, врач, учитель, повар, продавец, профессия.

Прилагательные: весенний, любимая, добрая, нежная, ласковая, заботливая, внимательная, единственная, радостная, весёлая.

Глаголы: лечит, учит, заботится, укладывает, кормит, дарить, помогать, радовать.

1. совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с сущ. Ед. и мн. числа.

2. совершенствовать умения изменять по падежам, числам и родам прилагательные.

3. образование и употребление глагольных форм.

4. образование притяжательных, относительных прилагательных.

5. употребление простых предлогов.

6. составление предложений 6-7 слов (сложносоч. и сложноподчиненных).

Развитие мелкой моторики «Напёрсток»

(Нищева, 309)

Развитие координации речи с движениями «Маляры»

(Нищева, 311).

Продолжать составлять рассказ с опорой на наглядный материал

«Мамин праздник»

(Нищева «Занимаемся вместе»).

Знакомство со звуками [л], [л ’ ], [р], [р ’ ].

Введение понятия «слово-предмет».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

2 неделя

«Профессии, трудовые действия, орудия труда»

Существительные: водитель, шофёр, машиностроитель, труд, машина, пилот – лётчик, машинист, врач, учитель, повар, инженер, маляр, строитель, швея, почтальон, продавец, учитель, воспитатель, руль., инструменты. Прилагательные: внимательный, вежливый, важный, необходимый, трудный, полезный.

Глагол: водить (машину), чинить, ехать, доставлять, управлять, летать и т.д.

1. Образование сложных существительных

(Агранович, 115)

2. Употребление глаголов будущего времени

игра «Кем ты будешь?» (Агранович, 115)

3. Образование творительного падежа имён существительных
игра «Кто чем работает?»

(Агранович, 115)

4. Образование множественного числа существительных

игра «Один – много»

5. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Чего не стало?».

«Кровельщик»

(Нищева,312)

Развитие мелкой моторики «Моряк»

(Нищева, 303).

Продолжать учить детей составлять рассказ с опорой на схему

(Схемы Ткаченко).

Закрепление знаний о звуках [л], [л ’ ], [р], [р ’ ].

Закрепление понятия «слово -предмет».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.

3 неделя

«Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. ПДД»

Существительные: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолёт, корабль, водитель, лодка, дверь, фары, руль, вагон, салон, светофор, переход, перекрёсток, зебра, дорога, машины, правила.

Прилагательные: пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, легковой, городской, железнодорожный, воздушный, дорожные, быстрые.

Глаголы: отъехал, подъехал, въехал, заехал, съехал, уехал, наехал, улетел, заплыл, гудеть, сигналить, звенеть, тормозить, останавливаться, бежать, дожидаться, стоять, идти, смотреть, напоминать.

1. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов.

2. Согласование прилагательных с существительными

игра «Подбери слово»

(Кузнецова, 59)

3. Образование множественного числа существительных

игра «Один – много»

4. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Чего не стало»

5. Образование прилагательных от существительных

(Кузнецова, 60)

6. Употребление приставочных глаголов

7. Составление 2 форм глаголов (иду – идёт)

8. Изменение формы глаголов 3 – го лица единственного числа на форму 1 – го лица единственного и мн. числа (идёт – идёшь – идём).

Развитие координации речи с движениями «Самолёт», «Теплоход»

(Нищева, 302)

Развитие мелкой моторики «Ехали медведи»

(Нищева, 301).

Исправление деформированных предложений по данной тематике.

Составление рассказов из 5 – 7 предложений.

Составление предложений с противительным союзом а

(Программа, 108)

Учить составлять описательные рассказы

(Кузнецова, с. 58).

Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы.

Введение понятия «слово-признак».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

4 неделя

«Животные Севера»

Существительные : медведь, морж, тюлень, олень, песец.

Прилагательные: белый, сильный, выносливый, быстрый, голодный, большой, пушистый и т.д.

Глаголы: выживать, есть, бегать, охотиться, плавать и т.д.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

2. Образование сложных прилагательных.

3. Образование притяжательных прилагательных.

(Кузнецова, 67)

4. Образование существительных с суффиксом – ищ.

(Кузнецова, 65).

Развитие общей моторики и координации речи с движениями «Снежная баба», «На лыжах»

Пересказ рассказа «В берлоге»

(Нищева, Будем говорить правильно, 49).

Закрепление звукового анализа слов из 3-6 звуков без наглядной основы.

Закрепление понятия «слово-признак».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Закрепление слоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных.

1 неделя

«Животные жарких стран»

Существительные : животные, детёныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, пища, растение;

Прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый;

Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.

игра «Чей хвост, чьи уши?»

3. Выделение названий, признаков, действий (беседа,).

4. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных

игра «Кто у кого?»

Занятие 26 «Животные жарких стран» (Кузнецова, 74)

5. Согласование числительных с существительными.

Развитие координации речи с движениями

«Чудесное превращение»

(Кузнецова,74)

Развитие мелкой моторики

(Пожиленко, 68).

Рассказ по картине «Случай в зоопарке»

(Ткаченко, №1, 16)

Пересказ текста с опорой на картину «Добрый леопард»

(Нищева, Будем говорить правильно, 102).

Обучать подбору слов по моделям.

Закрепление понятий «слово-предмет» и «слово-признак».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой двухсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат и т. п.).

2 неделя

«День здоровья»

Существительные:

Здоровье, зарядка, закаливание, мыло, щетка, вода, полотенце,руки,пузыри, воздух, прогулка, спорт, бодрствование,

боль, болезнь, зрение, слух.

Прилагательные:

Чистый, грязный, мыльный, зубная, молодой, старый, правы, левый, здоровый, крепкий.

Глаголы:

мыть, чистить, дуть, болеть, плакать, стареть, ходить, заболеть, выздороветь, закаляться, нахмуриться, отдохнуть.

1. Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над;

2. Употребление притяжательных прилагательных

игра «Чей? Чья? Чьё?»

3. Выделение названий, действий (беседа).

4. Согласование числительных с существительными.

Координация речи с движением «Хочу здоровым быть!»

(Я хочу здоровым быть-

Буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой,

С обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой.

Буду сильным, крепким!)

Беседа по вопросам с опорой на сюжетные картинки «Как здоровым быть?»

Пожиленко, с. 91

Закрепление умения подбора слов по моделям.

Введение понятия «слово-действие».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой двухсложных слов.

3 неделя

«Космос»

Существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция, спутник, летать.

Прилагательные: первый, космический;

Глаголы: осваивать, запускать, летать.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа)

2. Согласование числительных с существительными.

3. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Чего не стало»

4. Образование множественного числа существительных

игра «Один – много».

Развитие координации речи с движениями «Ракета»

(Нищева, 329)

Развитие мелкой моторики – самомассаж

«Космонавт»

(Нищева, 327).

Исправление деформированных предложений по данной тематике.

Составление рассказов из 5-7 предложений.

Закрепление понятия «слово-действие».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус).

4 неделя

«Весна»

Существительные: весна, ветер, облака, трава, снежок, почки, листочки, ручей, зверь, дерево, цветок, солнце, март, апрель, май, время года, месяц, птицы.

Прилагательные: тёплый, голубое, жёлтое, высокий, яркое, берёзовая, лучистое, тёплая, зелёная.

Глаголы: светит, плывут, цветут, распускаются, тает, набухают, текут.

1. Согласование прилагательных от существительных.

2. Образование прилагательных от существительных.

3. Образование существительных множественного числа.

(Кузнецова, 77)

4. Подбор антонимов

(Кузнецова, 78)

5. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей

(Кузнецова, 78).

Развитие общей моторики, координации речи с движениями

(Кузнецова, 77)

«Клён» (Нищева, 318).

Продолжать учить детей составлять рассказ по картинно – графическому плану

Кузнецова

(З-29 «Ранняя весна», с.76).

Знакомство с гласными звуками , [йа], [йэ], [йо], [йу].

Закрепление слогового анализа слов, анализа предложений.

Закрепление понятий «слово-предмет» и «слово-действие».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой.

1 неделя «Перелётные птицы»

Существительные: клюв, перья, пух, крыло, хохолок, лапы, хвост, утки, гуси, лебеди, журавли, грач, скворец, ласточка, аист, цапля, гнездо, стая, клин, корм.

Прилагательные: красивые, разноцветные, певчие, умные, перелётные, зимующие…

Глаголы: улетать, зимовать, вить (гнездо), высиживать, откладывать, уничтожать (гусениц), петь, заливаться.

1. Образование существительных множественного числа.

2. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей

3. Образование сложных прилагательных

(Кузнецова, 27)

4. Образование приставочных глаголов (Кузнецова, 27).

Развитие координации речи с движениями «Ласточка»,

Развитие мелкой моторики «Ласточка»

(Нищева, будем говорить правильно, 60).

Закрепление знаний о гласных звуках , [йа], [йэ], [йо], [йу].

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой четырехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (водопровод).

2 неделя

«Майские праздники»

Существительные: праздник, май, весна, труд, человек, война, победа, салют, праздник, цветы, шары, демонстрация, шествие, памятник, флаг.

Прилагательные: важный, долгожданный, яркий, красивый, разноцветный, радостный, весёлый.

Глаголы: выступать, поздравлять, рассказывать.

2. Согласование числительных с существительными.

3. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Чего не стало»

4. Образование множественного числа существительных

игра «Один – много».

Развитие общей моторики и координации речи с движениями «Ветер»

(Нищева, будем говорить правильно, 68).

Составление рассказа описания из 5 предложений. Составление предложения по опорным словам. Составление предложений с противительным союзом а, потому что.

Закрепление понятий «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой четырехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой.

3 неделя

«Жители рек, морей, океанов»

Существительные: акула, дельфин, скат, меч – рыба, пила – рыба, игла – рыба, скумбрия, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась;

Прилагательные: подводный, глубокий, хищный, опасный, разнообразный и т.д.

Глаголы: плавать, нырять, спасать, есть.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа,).

2. Согласование числительных с существительными.

3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя)

4. Образование родительного падежа существительных.

Игра «Чего не стало»

5. Образование множественного числа существительных

игра «Один – много».

Развитие мелкой моторики «Рыбка»

(Нищева,323).

Составление рассказа по картине «Удачная рыбалка»

(Ткаченко, №2, 3).

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (электричество и т. п.).

4 неделя

«Лето. Цветы на лугу»

Существительные: лето, жара, солнце, трава, деревья, лес, грибы, ягоды, речка, ромашка, василёк, колокольчик.

Прилагательные: большая, красная, разноцветная, зелёная, теплое, солнечная, жаркая…

Глаголы: печёт, загорать, плескаться, купаться, цвести, расти, созревать, собирать.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа,)

2. Согласование числительных с существительными.

4. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

5. Образование ед. и мн. числа существительных.

Развитие мелкой моторики «Прогулка»

(Нищева, Будем говорить правильно,72).

Составление рассказа по картине «У моря»

(Ткаченко, №1, 4).

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Работа над слоговой структурой пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой.

5 неделя

«Насекомые»

Существительные пчёла, жук, муха, червяк, бабочка, муравьи, лапки, крылья, головка, шмель, муравейник, улей, комар.

Прилагательные: трудолюбивый, красивые, разноцветные, маленькие, полосатые, вредный.

Глаголы: ползают, прыгают, летают, жужжат, порхают, трудиться, поедать.

1. Выделение названий, признаков, действий (беседа,).

2. Согласование числительных с существительными.

3. Образование приставочных глаголов.

4. Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над;

5. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Развитие координации речи с движениями «Гусеница»

(Нищева, 341)

Развитие мелкой моторики «Пчела»

(Нищева, будем говорить правильно, 63).

Пересказ текста «Муравей и галка»

(Нищева, Будем говорить правильно, 101).

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы.

Закрепление полученных знаний.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перспективно-тематический план составлен в соответствии с практическим пособием Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Контингент детей имеет следующие логопедические заключения: ОНР I уровень речевого развития - 1 ребенок, ОНР I -II уровень речевого развития - 1 ребенок, ОНР II речевого развития - 5 детей, ОНР III речевого развития – 6 детей.

Коррекционная работа, рассчитана на 36 недель и включает в себя следующие разделы:

формирование словарного запаса; формирование грамматических категорий (словоизменение, согласование, словообразование, употребление предложно-падежных конструкций); формирование связной речи; развитие фонематического слуха; формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова; обучение грамоте; развитие мелкой и общей моторики (речь с движениями, пальчиковая гимнастика).

Перспективно-тематический план разделён на три следующих периода:

I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) предполагает проведение НОД 2 раза в неделю. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи занимают по ½ части НОД, также как и НОД по обучению грамоте и формированию звукопроизношения.

II квартал (декабрь, январь, февраль) включает: НОД по формированию связной речи и обучению грамоте проводятся по 1 НОД в неделю, развитие лексико-грамматических средств языка, формирование звукопроизношения - 1 раз в неделю по ½ части (третьего) НОД.

III квартал (март, апрель, май) составляет НОД по формированию лсксико-грамматических средств языка и обучению грамоте, которые проводятся по 1 НОД в неделю; а развитие связной речи - 2 НОД в неделю. НОД по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раз в неделю.

При составлении перспективно тематического плана, также были учтены каникулярные периоды (4-я неделя февраля).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 24 «КОСМОС»

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ № 5 «ВАСИЛЁК»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ) НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОСТАВИТЕЛЬ:

АНТОШКИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

СУРГУТ, 2012

Н. В. Нищева

Программа

коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт - Петербурга

Санкт- Петербург

«ДЕТСТВО- ПРЕСС»

Рецензенты:

Г. А. Волкова - канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина - канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева - канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова - канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская - зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Нищева Н.В.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

ISBN 978-5-89814-356-4

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….5

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Занятия с детьми:……………………………………………………………………………..11

Предметно- пространственная развивающая

Среда…………………………………………………………………………………………...12

Совместная деятельность логопеда

и воспитателя …………………………………………………………………………………13

Работа логопеда с родителями: ....... ......................................................................................14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда:………………………………………...20

работы, учебно-дидактический материал …………………………………………………....22

План-программа коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………......44

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю: …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей

работы ………………………………………………………………………………………….71

Предметно-пространственная развивающая среда................................................................74

работы, учебно-дидактический материал …………………………………...………………76

работы …………………………………………………………………………………………98

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………...…117

Еженедельные задания логопеда воспитателю.......................................................................127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы................................................................132.

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………...…136

План - программа коррекционно-развивающей

работы …………………………………………………………………………………………159.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………...159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю...................................................................... 184

Приложения

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет) …………………………………………………………………………………...189

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе................................................................................252

Специальная и методическая литература …………………………………………………….253

Детская художественная литература …………………………………………………………256

Пояснительная записка

Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой , и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепет­ных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко­наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформиро­ванных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамма­тического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении , замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т-т"-с-с"-ц], [р-р"-л-л"-j] И т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопеди­ческой группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития . Для детей с первым уровнем речевого развития, кото­рые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической груп­пе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.

Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников , всестороннее развитие их интеллектуально- во­левых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креа­тивность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Програм­мы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Про­граммой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к ок­ружающему, что дает возможность ребенку жить и развивать­ся, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и со­циальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной дея­тельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельно­сти; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных ус­ловий для коррекционно-развивающей работы и всесторон­него гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразователь­ных задач дошкольного образования с привлечением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных , развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по раз­делу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом пе­дагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели органи­зуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представле­ний, осуществляют руководство работой по разделу «Креатив­ное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель , осуществляющий музыкальное воспитание де­тей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия ло­горитмикой.

Воспитатели руководят работой по нравственному и тру­довому воспитанию, а все остальные специалисты содейству­ют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависи­мости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ре­бенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в пе­дагогическом процессе, и родителями дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специа­листов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекоменду­ется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музы­кальный руководитель или логопед и преподаватель физкуль­туры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий харак­тер, оказывать специфическое воздействие на становление ре­чи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, со­вершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам дея­тельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в мето­дических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и осна­щению предметно-пространственной развивающей среды в ло­гопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с роди­телями.

В приложении представлены рекомендации по про веде­нию обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комп­лекта, списки специальной, методической и детской художе­ственной литературы.

В методический комплект входят: пособие «Система кор­рекционной работы в логопедической группе для детей с об­щим недоразвитием речи» (перспективное и календарное пла­нирование работы, еженедельные задания логопеда воспита­телям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней , старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспек­ты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развиваю­щие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Про­граммы является

Примерное планирование занятий по подготовке руки к письму для детей старшей группы по программе коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР Н.В. Нищевой

Методическая разработка занятий по подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте. Данные занятия в своей работе могут использовать как учителя-логопеды, так и воспитатели коррекционных групп. Занят...

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой. I период

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой по требованиям ФГТ....

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой II период (декабрь, январь, февраль)

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой II период (декабрь, ян...

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой III период (март, апрель, май)

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой III период (март, апре...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....