Стройка и ремонт - Информационный портал

Непризнанные государства в мире. Понятие «самопровозглашенное (непризнанное) государство Что такое непризнанные государства

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / ИРЯ РАН. М.: Азъ, 1992 - «Самопровозглашённый, -ая, -ое (офиц.). О государстве: провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.»
  2. В широком значении под этот термин могут подпадать и такие политии, чьё право на независимую государственность широко признаётся, но фактически не реализуемо, сдержано «внешними державами» (в т.ч. в силу отсутствия контроля над заявленной территорией). , p. 25; см. также . В узком - только частично признанные государства.
  3. Данным термином, впрочем, чаще обозначают государства, которые признаны, но утратили фактические признаки государства ( , p. ). См. также несостоявшееся государство , виртуальное государство
  4. , p. .
  5. , p. : « 93. Pegg offers the following definition of a de facto state: „de facto state exists where there is an organized political leadership which has risen to power through some degree of indigenous capability; receives popular support; and has achieved sufficient capacity to provide governmental services to a given population in a defined territorial area, over which effective control is maintained for an extended period of time. The de facto state views itself as capable of entering into relations with other states and it seeks full constitutional independence and widespread international recognition as a sovereign state. It is, however, unable to achieve any degree of substantive recognition and therefore remains illegitimate in the eyes of international society“. Pegg, International Society and the De Facto State , p. 26. Others have essentially concurred with this assessment. As John McGarry has stated, „De facto states are a result of a strong secessionist bid, on the one hand, and the unwillingness of the international system to condone secession on the other. They are regions which carry out the normal functions of the state on their territory, and which are generally supported by significant proportions of their population. They are not ‘de jure states’, because they are not sanctioned by the international order. Instead, other states and inter-state organizations, such as the mis-named United Nations, continue to recognize the authority of the state from which the secession occurred, even though its writ no longer runs in the breakaway region, and though its legitimacy is rejected by the region’s population.“ McGarry, "Foreword", p. x».
  6. Неполноценные члены сообщества // Коммерсантъ
  7. , p. .
  8. Маркедонов С. М. Уроки и последствия пятидневной войны в Южной Осетии (Лекция, прочитанная во Владикавказском институте цивилизаций 7 октября 2008 года)
  9. , p. : « 4 What we refer to as ‘partial recognition’ includes what Geldenhuys (2009) has termed ‘paltry recognition’ and ‘patron recognition’. ‘Partial recognition’ is in Geldenhuys’ usage reserved for entities that have been recognized by a significant number of states. We appreciate the potential usefulness of more specific categories, but for the sake of simplicity we will stick to a single category».
  10. О членстве // сайт ООН
  11. , p. : «Although the United Nations cannot in itself confer recognition, UN membership has nevertheless emerged as the single most important symbol of general acceptance of statehood in the contemporary international system. Indeed, UN membership has come to be regarded as nothing less than the "gold standard" of international legitimacy. 2 One could even argue that UN membership has now emerged as the primary objective for any contested state, surpassing recognition by any single country or group of states.».
  12. , p. 22: «Requiring a substantive decision by the Security Council (meaning the approval of all five permanent members) plus a two-thirds majority in the General Assembly, admission to full UN membership is tantamount to collective de jure recognition. 112 The community of states thereby signals its readiness to treat the new member as a full-fledged state with all the attendant rights, duties and responsibilities, both within the UN and beyond».
  13. , p. 22: «Although collective recognition is the hallmark of confirmed statehood, allowance should be made for states that choose to remain outside the UN, like Switzerland did until 2002, without compromising their full-fledged statehood.».
  14. , p. ).
  15. , p. : «Secondly, there are a small number of states, that are members of the UN, but are not recognized by all the other members».
  16. , p. 29: «unilateral secession, which can be driven by factors wholly unrelated to the above offences, is the single most common origin among our selection of contested states.».
  17. , p. 38.
  18. , p. 44.
  19. , p. 36: «While secession is in most instances used as a mode of gaining independent statehood, some communities secede from one state in order to become part of another; consider the case of Transylvanians wishing to exit Romania to join Hungary. Such secessionist-irredentist claims fall outside our inquiry. Either way, secession involves a claim to territory but is not designed to overthrow an existing government. Instead, secessionists want to restrict the jurisdiction of the (original) state so that it does not extend to their group and the territory they occupy.³⁸».
  20. , p. 39.
  21. , p. 20.
  22. , p. 43.
  23. , p. 23.
  24. , p. 9.
  25. , p. 28: «While there is no argument over the condition that it should have a settled population, it is also accepted that the presence of a population in the territory concerned is not a sufficient condition in itself for statehood. Rather, it has come to be accepted that the political leadership of the new state should have come to power via some degree of ‘indigenous capability’ and that it ‘receives popular support’.²⁰ Importantly, this stipulation does not presuppose that independence will be the wish of the entire population living on the territory. Nor does it require some form of democracy as a condition for statehood-although, as will be seen, this is now gaining currency as a condition in some quarters».
  26. , p. 23: «Third, the governments of many contested states may well comply with the criterion of effectiveness in terms of their control over territory and people and some even live up to democratic standards. The challenge facing the rulers of contested states is that their right to govern is widely disputed – a corollary of the rejection of these states’ right of independent existence. So even if it manifestly possesses empirical statehood, a contested state still lacks juridical statehood conferred from outside through de jure recognition.».
  27. Statehood and the Law of Self-Determination
  28. , p. 24.
  29. , p. 28-29: «As for the demand that the state must have some sort of effective administration, this does not just mean that a state has an ability to control its own affairs.²² It must be in a position whereby it is actually doing so. In other words, recognition can be withheld if it is decided that the territory in question does not have real or actual independence. Most obviously, this applies to territories that have been created as a result of invasion and occupation, as was the case with Manchukuo. However, it can also apply when an entity may meet the general requirements for statehood but where it is deemed that there is substantial external control and it can therefore be considered to be a ‘puppet state’.²³ Similarly, recognition may be withheld in cases where a territory is granted purported, but not actual, independence; or where a colonial power continues to exert considerable control.²⁴».
  30. , p. 24: «Contested states in the fourth instance typically have the ability and desire to enter into the standard array of relations (diplomatic, economic, cultural and military) with full fledged states. Confirmed states, however, deny them the opportunity to engage in normal international interactions by refusing them de jure recognition.».
  31. Одесский апелляционный государственный суд. Постановление Архивировано 15 июля 2012 года.
  32. МИД России. О поручениях Президента России Правительству Российской Федерации в отношении Абхазии и Южной Осетии
  33. Словакия признала новые косовские паспорта // Lenta.ru
  34. , p. 39: «In addition to these contested states, it will also briefly highlight the cases of the three secessionist states that have not as yet been recognized by any UN members but are often widely regarded in the literature as meeting the criteria for statehood and may well be recognized in the future: Nagorny Karabakh, Transnistria and Somaliland.».
  35. , p. 8: «Moreover, new contested territories that could be described as de facto states have emerged, most notably the Donetsk People’s Republic and the Luhansk People’s Republics in Ukraine. These two newest additions to the universe of de facto states have started to create some of the trappings of statehood, although the extent of «indigenous roots‟ is still debatable.».

Геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Термин "непризнанные государства" начал активно использоваться с начала 1990-х годов. В некоторых случаях используются также термины "страны де-факто", "спорные страны", "отделившиеся" или "самопровозглашенные" государства и т.п.

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

Республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру. Тувалу признала независимость Южной Осетии в сентябре 2011 года, но отозвала свое признание в марте 2014 года.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание — Арцах)

Начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

Находился под управлением администрации ООН с лета 1999 года, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244.

Администрация ООН и международные силы КФОР под командованием НАТО были введены в край после 78-дневных бомбардировок Сербии натовской авиацией. НАТО вмешалась в косовский конфликт (1998-1999) на стороне местных албанцев, добивавшихся независимости от Сербии.

Албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Непризнанные и частично признанные государства

На нашей планете существует множество различных государств. Об этом знают даже дошкольники. Но есть ряд государств, которые являются непризнанными или частично признанными. Многие слышали про такие образования, даже бывали там, например в Абхазии. У них есть своя территория, власть, государственная символика, у кого-то даже есть своя валюта, население имеет свой паспорт. Но не смотря на все признаки государственности, члены ООН либо частично либо полностью не признают такие страны. Но не будем углубляться в политику, лучше подробнее рассмотрим список непризнанных и частично признанных государств.

Список частично признанных государств.

1. Абхазия

Всем нам известная солнечная страна, отколовшаяся от Грузии в 90-х годах. В 1994 году была принята конституция Абхазии.

Россия

Никарагуа

Венесуэла

Науру

Южная Осетия

2. Южная Осетия

Ситуация, схожая с Абхазией, туристов только здесь гораздо меньше. Фактически независимой Южная Осетия является с 1991 года.

Независимость признали следующие государства:

Россия

Никарагуа

Венесуэла

Науру

Абхазия

Нагорно-Карабахская Республика

Приднестровская Молдавская Республика

Луганская Народная Республика

Донецкая Народная Республика

3. Палестина

Государство на Ближнем Востоке, независимость которого признала уже большая часть государств-членов ООН. Сама Палестина является государством-наблюдателем в ООН. Конфликтует соответственно с Израилем.

Независимость признали следующие государства:

Признана примерно 70% процентами из состава государств-членов ООН.

4. Косово

По Сербской конституции, Косово входит в состав Сербии как автономный край. Фактически с 2008 года является независимым государством.

Независимость признали следующие государства:

Более 100 стран признают независимость Косово.

5. Китайская Республика

По сути это всем известный остров Тайвань плюс несколько мелких островов. Считают себя независимыми от Китая аж с 1911 года. Не смотря на свое геополитическое положение, Китайская Республика имеет экономические связи почти со всем миром.

Независимость признали следующие государства :

Признается независимой 20 странами-членами ООН, в основном это южноамериканские и островные государства.

6. Турецкая Республика Северного Кипра

На Кипре были многие, но вот что на острове располагаются два государства, знают не все. Турецкая Республика Северного Кипра считает себя независимой с 1983 года, является наблюдателем при Организации Исламской Конференции. Будете на Кипре- заглядывайте и сюда.

Независимость признали следующие государства:

Турция и… всё

7. Сахарская Арабская Демократическая Республика

Она же Западная Сахара. С 1976 года независима от Марокко и Мавритании. До этого данная местность была вообще испанской колонией. Республика является членом Африканского союза. Имеет свою валюту- сахарский песет.

Независимость признали следующие государства:

Практически треть государств-членов ООН признают независимость Сахарской Арабской Демократической Республики, в основном это страны Африки и Ближнего Востока

Список непризнанных государств.

1. Нагорно-Карабахская Республика

С 1991 года независимы от Азербайджана. Военные конфликты вспыхивают до сих пор, что все таки не мешает посетить Нагорный Карабах с целью туризма. Есть своя валюта- карабахский драм, но в связи с малым выпуском, в обороте здесь в основном армянский драм.

2. Приднестровская Молдавская Республика

Или всем нам знакомое Приднестровье. С 1990 года отделились от Молдавской ССР. Так же как в Нагорном Карабахе, есть своя валюта, но тут она в ходу. Знаменитый винно-коньячный завод Kvint, кстати, находится именно здесь.



3. Донецкая Народная Республика

С 2014 года считают себя отделившимися от Украины из-за политического кризиса. Украина считает эти территории оккупированные Россией, валюта которой здесь в основном и в ходу.

4. Луганская Народная Республика

Смотри «Донецкая Народная Республика»

5. Сомалиленд

От Сомали провозгласили свою независимость в 1991 году. Имеют свою валюту- сомалилендский шиллинг, и политические отношения с рядом европейских и африканских стран.

6. Ва

Непризнанное государство без четких границ на территории Мьянмы.

7. Шан

Еще один осколок на территории Мьянмы. Области, которые государство Шан считает своими, практически им не контролируются.

8. Вазиристан

Состоящее из Северного и Южного Вазиристана непризнанное государство, находящееся на территории Пакистана.

Хочется отметить, что в Сомали существуют такие образования, как Джубаленд, Химан и Хеб, Авдаленд и Галмудуг . Фактически это автономные небольшие территории, часто враждующие друг с другом.

Таким образом, в мире насчитывается немалое число непризнанных и частично признанных государств. Их количество постоянно меняется, поэтому сколько их точно сказать трудно. Также некоторые источники причисляют к ним различные общности людей, племена, военные и террористические организации, включая ИГИЛ.

Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы современных держав, диктующих либо мировую политику, либо региональную. Таким образом, страны Запада, Россия и набирающий вес Китай сегодня в этой политической игре являются главными действующими лицами, от которых и зависит, будет ли создаваемая республика признанной или останется "персоной нон грата" в глазах большинства стран мира.

Определение термина

Что такое непризнанные республики? Этот термин означает государственные образования, которые самостоятельно объявили о своем выходе из состава другого государства и провозгласили свою независимость. Сложность возникает в том, что эти новоявленные республики не являются признанными с точки зрения дипломатии, т. е. большинство стран мира их не принимают за самостоятельные государства, а считают просто частью каких-то других стран. Однако с политической точки зрения они обладают всеми признаками независимых республик.

Характеристики независимых государств

Суверенные государства должны обладать как минимум пятью основными характеристиками:

Название (официально закрепленное в нормативно-правовых актах и законах самопровозглашенной республики);

Государственные символы (герб, флаг, гимн, иногда даже Конституция);

Население;

Органы государственного управления, причем все три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная (нередко они сосредоточены в одних руках);

Процесс признания государств

Международная правовая основа отношений непризнанных государств между собой и мировым сообществом закладывается стихийно. В связи с чем по предложению экспертов процесс «признания» республик следует рассматривать в трехзвенной формуле: де-факто, де-юре, дипломатическое признание. Чаще всего это не просто звенья, но шаги, которые проходят вновь создаваемые государства.

Первый шаг - де-факто - означает, что конкретная страна объявила о своей независимости и соответствует всем характеристикам государства в международном праве.

Второй шаг - де-юре. В этом плане признанные державы могут иметь двусторонние отношения с различными государствами, при этом второй стороной могут являться непризнанные республики. России и другим странам мира это явление знакомо. Например, в XX веке США узаконили отношения с Тайванем в одностороннем порядке, издав специальный закон.

Третий шаг представляет собою заключение официальных межгосударственных отношений посредством консульств и посольств. Это высшая степень международного признания созданных государств.

История

На политической карте мира уже давно существуют государства, которые признаются не всеми странами мира (с точки зрения дипломатии), но при этом имеют все признаки независимости. Примером одного из первых непризнанных дипломатии можно назвать Манчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году на территории Китая.

После окончания Второй мировой войны во всех уголках планеты начинают возникать республики, непризнанные или частично признанные К ним относились бывшие колониальные владения метрополий, расположенные в основном в Африке и Азии.

Самый большой в количественном плане рост непризнанных государств начался в 90-х годах XX века. С этого времени они могут называться «непризнанными», «странами де-факто», «отделившимися», «самопровозглашенными» и т. д.

Способы возникновения

Непризнанные республики мира имеют разную историю. Но образование их, как правило, проходит по схожим сценариям. Таким образом, если изучить мировую политическую практику, можно назвать пять основных вариантов развития событий:

1. В результате революций. Самым ярким примером можно назвать образование республик после октябрьского переворота на территории бывшей Российской империи.

2. В результате национально-освободительной борьбы. Сюда относят самопровозглашенные непризнанные республики, объявившие о своей независимости в результате деклараций, законов или межгосударственных договоров. К таким самопровозглашенным государствам можно отнести США, и др.

3. В результате послевоенного разделения. К примеру, после Второй мировой войны на территории Германии были образованы ГДР и ФРГ. В результате гражданской войны на Корейском полуострове образовались КНДР и Республика Корея. Особенностью в этом случае является то, что первоначально два или несколько созданных государств не признают независимость друг друга.

4. В результате обретения независимости бывших колониальных владений метрополий. Яркий пример - бывшие колонии Британской империи.

5. В результате геополитических игр признанных государств. Это так называемые буферные зоны или «марионеточные государства» - Независимое государство Хорватия и др.

Типология

Все непризнанные республики можно разделить на типы по тем или иным критериям. Определяющим в этом случае является характер контроля над территорией. В результате имеем 4 типа государственных образований:

1. Непризнанные государства, которые имеют полный контроль над своей территорией. К таковым относятся Северный Кипр и Приднестровье.

2. Государства, частично контролирующие часть своей территории, являющиеся непризнанными - Тамил Илам, Южная Осетия и др.

3. Государства, образованные под протекторатом международного сообщества. Например, Косово, юридически считающееся частью Сербии, но реально управляемое ООН с 1999 года.

4. Квазигосударства - этносы, не получившие права на самоопределение. Одними из самых заметных в современной мировой политике являются курды с самопровозглашенным Курдистаном, располагающимся на территории четырех государств: Сирии, Ирака, Турции и Ирана.

Де-факто и де-юре

Весь список непризнанных республик условно можно разделить на 2 больших категории - «де-факто» и «де-юре».

Признание де-факто является неполным и выражает неуверенность в долговечности и жизнеспособности правительства такой страны. При этом могут возникнуть консульские отношения, но они не будут являться обязательными.

Признание же де-юре является окончательным и характеризуется установлением равных международных отношений со всеми странами, входящими в ООН. Как правило, сопровождается официальными заявлениями и соглашениями.

Следует отметить, что в настоящее время в международном законодательстве не существует полного спектра характеристик, согласно которым вновь созданное государство будет являться таковым де-факто или де-юре. В мировой дипломатии есть только отдельные правила признания государств.

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

Список непризнанных государств достаточно большой, он насчитывает более 100 пунктов. Республики эти расположены в 60 странах мира. В перечень входят частично признанные, непризнанные и частично непризнанные государства.

К первым относятся те, независимость которых признана всего несколькими державами. Например, Абхазия, признанная всего шестью странами, или которую признали только Турция и Абхазия.

Ко второй группе относятся самопровозглашенные страны, не признанные ни одним государством - Сомалиленд, Пунтленд, Нагорно-Карабахская республика и другие.

Частично непризнанным государством можно назвать такое, независимость которого признается большей частью государств-членов ООН, но другие страны не идут на подобный шаг. Например, Армения не признается всего одним государством - Пакистаном, Кипр - Турцией, а Республика Корея - КНДР.

Непризнанные республики СНГ, а точнее расположенные на территории продолжают бороться за свое признание, начиная с распада СССР. В качестве примера можно привести Абхазию. После того как Грузия объявила о своем выходе из состава Советского Союза, она участвовала в референдуме о вхождении в состав ССГ (Содружество суверенных государств), образование которого было сорвано ГКЧП в августе 1991 года, но и по сей день Абхазия является частично признанным государством. Кроме неё, можно назвать еще

Сколько в мире непризнанных республик? Более сотни! Станет ли их меньше в ближайшее время - вопрос очень сложный. Скорее всего, нет. Сегодня проблема непризнанных государств является одной из самых острых, а споры по поводу признания и непризнания отдельных образований не прекращаются ни на день. Дело в том, что после того, как СССР был повержен в ходе холодной войны, Запад посчитал, что только он вправе выступать в роли мирового судьи, в том числе и в отношении признания государств таковыми. Однако современные экономические и политические реалии показывают, что Запад уже не является гегемоном в решении этого вопроса, поэтому факт вхождения Крыма в состав РФ, объявление о самопровозглашении ДНР и ЛНР так остро встречены в Старом Свете, и особенно в США.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, возникших на территориях почти 60 стран. Ниже приводится справочная информация о непризнанных государствах в мире.

Непризнанным может быть названо геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Термин «непризнанные государства» начал активно использоваться с начала 1990-х годов. В некоторых случаях используются также термины «страны де-факто», «спорные страны», «отделившиеся» или «самопровозглашенные» государства.

Непризнанные государства могут сохранять переходный статус, стать полноценными независимыми государствами (например, отколовшаяся в 1993 году от Эфиопии Эритрея). В некоторых случаях они могут быть поглощены страной, от который пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Саарланд в Германии).

Китайская Республика на Тайване

Официальные отношения между центральным правительством КНР и островной провинцией Тайвань прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на остров.

До 1971 года Китайская республика на Тайване являлась членом ООН, после чего ее место было передано КНР. С 1993 года вопрос о членстве Тайваня в ООН, а также признания независимости государства поднимается регулярно. Признана 23 странами.

Турецкая Республика Северного Кипра

С 1974 года Кипр де-факто был разделен между греческой и турецкой общинами. Подобное разделение возникло после военного вторжения Турции, последовавшего за государственным переворотом, совершенным на Кипре сторонниками правившей в Греции хунты «черных полковников». В 1983 году в северной части острова была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), не признанная мировым сообществом. На севере острова размещен воинский контингент Турции.

Переговоры по объединению острова в федеративное государство ведутся под эгидой ООН, они были прерваны весной 2012 года, после чего возобновились только в феврале 2014 года. Официально признана Турцией.

Республика Абхазия

Декларация о государственном суверенитете Абхазии была принята 25 августа 1990 года Верховным Советом Абхазии. Разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии, и последовавшая за этим абхазо-грузинская война 1992-1993 годов привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии. Официально признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу.

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР)

Приднестровье добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР. Образование суверенного государства Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики было провозглашено 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья по результатам референдумов и сходов граждан 1989-1990 годов.

В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему и вооруженного конфликта, Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу. Официально признана Нагорным Карабахом (2001) и Южной Осетией (1994).

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

В августе 2008 года Российская Федерация первой из государств мира приняла решение о признании независимости Республики Южная Осетия. В настоящее время республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру и Тувалу.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание - Арцах)

Конфликт в Нагорном Карабахе начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

Южный край Сербии Косово находился под управлением администрации ООН с лета 1999 года, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244. Администрация ООН и международные силы КФОР под командованием НАТО были введены в край после 78-дневных бомбардировок Сербии натовской авиацией. НАТО вмешалась в косовский конфликт (1998-1999) на стороне местных албанцев, добивавшихся независимости от Сербии.

17 февраля 2008 года албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).