Стройка и ремонт - Информационный портал

Понятие предмет объект и метод социологии. Предмет и метод социологии. Виды социологических исследований

Предмет и методы социологии

1. Социология – наука об обществе

Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.

Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.

Объектом социологии выступает общество или социальная реальность , которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.

Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.

Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.

С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу , стремлением к солидарности друг с другом.

Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.

Поэтомупредмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).

Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:

1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.

Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.

Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.

Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.

2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.

Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»

(для студентов дневного отделения несоциологических специальностей)

Семинар1 . Социология как наука

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Система, структура, уровни и функции социологии.

3. Социология в системе социально-гуманитарного знания.

4. Возникновение и основные этапы развития социологии (индивидуальный докладчик)

Глоссарий: социология, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, прикладная социология, эмпирическая социология, социальный закон, функции социологии, микросоциология, мезосоциология, макросоциология,Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс.

Литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 6-157.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 5-89.

3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 7- 78.

5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С. 9-53.

6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – С. 9-57.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 9- 131, 246-280.

8. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 9-52, 91-143.

9. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 4-68.

10. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

11. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 8-93, 100-102.



12. Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М,2000. – С. 15- 51.

13. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д.э. н. проф. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

15. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 488 с.

16. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 9-197.

17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп, и перераб.- М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

18. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 7-37.

Объект, предмет и метод социологии.

« Предмет и объект познания социологии.

Понятие социального.

С термином «социология» каждый из нас встречался неодно­кратно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообраз­ным проблемам. Социологические службы парламента, Пре­зидента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политичес­ким и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятель­ных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовле­творенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в реги­онах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социаль­ной напряженности в коллективах, удовлетворенность на­селения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуще­ствляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследова­ний, который создает образ социологии как прикладной эм­пирической науки, служащей удовлетворению каких-то те­кущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социоло­гии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - произ­водное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное опре­деление, поскольку общество в его различных аспектах изу­чается значительным количеством гуманитарных и соци­альных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы по­нять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную об­ласть социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда высту­пает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является резуль­татом теоретического абстрагирования, позволяющего ис­следователям выделить те стороны и закономерности раз­вития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким обра­зом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свой­ствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического по­знания является вся совокупность свойств, связей и отноше­ний, которые носят название социальных. Что же такое со­циальное? Социальное, с точки зрения российского социо­лога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе сов­местной деятельности в конкретных условиях, и проявля­ющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда по­ведение даже одного индивида оказывается под воздействи­ем другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способст­вуют тем самым тому, что каждый из них становится носите­лем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, со­циальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является ре­зультатом исследовательских действий, не может быть оп­ределен столь же однозначно. Понимание предмета социо­логии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направ­лений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет на­уки находится в тесной связи с исследовательской деятель­ностью ученых.

Основоположник социологии, французский мысли­тель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллектив­ное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являет­ся коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социо­логия - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внут­ренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение явля­ется поведением, когда субъект связывает его с определен­ным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с по­ведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследова­ния является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институ­тов. Широкое распространение в нашей отечественной ли­тературе имеет следующее определение социологии. Социология - это наука об обществе как социальной системы в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М., Мысль, 1990 с. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских мето­дологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и законо­мерностях развития и функционирования исторически оп­ределенных социальных систем, наука о механизмах дейст­вия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов».

До сих пор в отечественной литературе не стихают дискуссии относительно предмета социологии . С этим непосредственно связано и различное толкование объекта социологии. Вначале необходимо указать, что понимается под тем и другим. В целом объектом науки является тот фрагмент реальности, которую она изучает. В данном случае - это реальность социальная. Соответственно, предметом науки выступает тот фрагмент, та сторона объекта, которая непосредственно подлежит исследованию.

Однако зачастую, «объект понимается как онтологическая категория (как реально существующее), а предмет - как гносеологическая категория (как нечто, зависящее от нашего сознания, от самих познавательных процедур)». Ряд авторов рассматривают предмет науки как результат познавательного процесса, то есть следствие использования тех или иных познавательных методов. В этой связи трудно не согласиться с мнением А.Н. Елсукова, согласно которому при таком подходе предмет исследования оказывается полностью зависимым от самой познавательной деятельности. Получается, что предмет исследования - это не исходный момент познания, а его заключительная фаза, то есть сначала должна возникнуть наука со своим концептуальным аппаратом, а уже потом будет определён её предмет. Телега тем самым ставится впереди лошади. «Объект» и «предмет», имея объективное содержание, не исключают и момента относительности познания, его исторической ограниченности. Далее автор предлагает использовать понятие «объект» науки и её предмет в качестве синонимов.

Подходы, существующие в отечественной социологии относительно понимания объекта и предмета этой науки, подробно обобщены в фундаментальной работе Ю.М.Резника «Введение в социальную теорию». Понимая всю сложность (а подчас и невозможность) четкой и однозначной классификации социологических концепций, не можем не отметить, что отнесение тех или иных подходов к сконструированным автором типам зачастую является произвольным.

Более того, мы придерживаемся мнения, что выделение самостоятельного объекта в социологии целесообразно лишь на уровне конкретного исследования: теоретического, теоретико-эмпирического или эмпирического. Говоря же об объекте социологии как науки, следует солидаризироваться с точкой зрения, согласно которой мы можем ограничиться выделением её предмета, а категорию «объект» использовать в качестве его синонима.

Предмет социологии

В наиболее общем виде предмет социологии - это человеческое общество . Различные социологические школы и направления концентрируют своё внимание на тех или иных сторонах человеческого общества. Одни рассматривают его как систему, другие - как живой организм, третьи - как совокупность социальных общностей, институтов или структур и т.п. Мы специально не концентрируем внимание на подобных определениях, поскольку они широко опубликованы в учебно-методической литературе. Довольно распространена точка зрения, согласно которой социология изучает только современное нам общество. С ней невозможно согласиться. Во-первых, довольно затруднительно определить момент, с которого, в таком случае, можно применять социологическую методологию и методы к анализу общества. Во-вторых, общество находится в постоянном развитии, и анализ только его современного состояния подобен моментальной фотографии, когда за рамками фотоизображения подчас остаются причины происходящих событий и их важные последствия. Не случайно на Западе в конце XX в. широкое распространение получили макросоциологические подходы, рассматривающие социальную динамику в контексте истории человечества например, теория мировых систем И.Валлерстайна.

Итак, понимание предмета социологии существенно варьирует в зависимости как от уровня социологического знания, так и от принадлежности автора работы к определённому теоретическому направлению. Поэтому можно сделать вывод, что в современной социологической науке нет единого представления о предмете социологии как науки, способы его трактовки существенно различаются у представителей разных теоретических школ и направлений. В свою очередь, развитие направлений социологической теории во многом определяется этапом развития данной науки.

Предмет социологии объект социологии предмет и объект социологической науки

Лекция, реферат. Предмет и объект социологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Методы социологии

Под методом в современной социологии принято понимать совокупность приёмов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей.

В свою очередь, различают:

А) методы сбора первичных данных;

Б) методы их анализа.

Для сбора информации современные социологи используют, во-первых, количественные методы, во-вторых, качественные.
Как известно, к количественным методам социологии принято относить анкетный опрос, формализованное интервью, психологические тесты, контент-анализ (те. количественный), анализ текстов. К качественным методам социологии относятся наблюдение (данные которого, впрочем, могут обрабатываться и с применением количественных способов), глубинные интервью, фокус-группы (фокусированные групповые интервью), традиционный анализ текстов, некоторые виды психологических тестов (не предусматривающих последующую математическую обработку результатов). Для анализа первичной информации применяются следующие методы:

Описание и классификация,

Типологизация,

Методы качественного анализа (смысловая интерпретация данных),

Статистический анализ (поиск статистической закономерности),

Экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперимент).

Выбор исследователем того или иного метода в значительной мере определяется как изучаемой им проблемой, так и той теоретической парадигмой, в рамках которой он работает.

Довольно широко в современной социологии используется системный подход . Эвристическое значение этого подхода заключается в следующем:

Во-первых, по сравнению с предшествующими ему классическими теориями и концепциями он открывает новые возможности. В отличие от других системное познание есть прежде всего целостное познание объекта, рассматриваемого во всём его многообразии и полноте.

Во-вторых, системный подход позволяет по-новому взглянуть на отношение субъекта и окружающей его среды. Объект системного познания берут не сам по себе, а в единстве со всеми взаимодействующими с ним объектами. Причём совокупность взаимодействующих с данным объектом явлений рассматривают в качестве его метасистем, т.е. систем более высокого порядка.

В-третьих, данный подход направлен не только на раскрытие целостности объектов и обеспечивающих их механизмов, но и на их пре образование, т.е. управление ими в соответствии с объективной логикой развития.

При этом в рамках системного подхода выделяют три взаимосвязанных типа анализа: системно-структурный, системно-функциональный и системно-динамический.

1. Системно-структурный анализ направлен на установление частей системы и взаимосвязей между ними.

2. Системно-функциональный анализ ориентирует исследователя на рассмотрение взаимодействия частей системы с точки зрения их роли в её сохранении и воспроизводстве.

3. Системно-динамический анализ состоит в изучении механизмов развития и изменения систем.

Есть и иные направления системного анализа, которые используются в социологии, например системосоциогенетика А.И.Субетто и С.И.Григорьева, модульный анализ социальных систем А.А.Давыдова и др.

В последнее время в социологии всё более популярными становятся качественные методы. Былая завороженность магией цифр постепенно сменяется известной долей скептицизма по отношению к результатам массовых опросов. В самом деле, не только обыватели, но и люди, непосредственно представляющие науку, не всегда задаются вопросом: а что же отражают публикуемые цифры?

Далеко не секрет, что любой опрос (анкетирование, интервьюирование) сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, человек не всегда понимает, что у него пытается узнать исследователь. Во-вторых, даже поняв вопрос правильно, он может не захотеть дать соответствующий ответ. Например, потому, что стесняется или хочет казаться лучше, чем есть на самом деле. В-третьих, мечтая дать максимально правильный ответ, он может просто не осознавать собственные «пружины поведения», о которых пытается узнать социолог.

Не случайно в социологической и социально-психологической литературе для объяснения недостатков опросных методов существуют два феномена: «парадокс Ла-Пьера» и «эффект Хауторна». Оба названы по имени открывших их исследователей.

Суть первого заключается в следующем. Американский социальный психолог разослал письмо в гостиницы некоторых штатов Юга США, в которых спрашивал, может ли он остановиться у них вместе со своими учениками-китайцами. В большинстве ответов было сказа но, что постояльцами могут быть только белые. Однако когда автор писем вместе с ассистентами-азиатами приходил в каждую из гостиниц, в большинстве из них постояльцы были приняты с «распростёртыми объятиями».

«Эффект Хауторна» был описан в результате следующего эксперимента. Прохожих в крупном американском городе спрашивали, какую книгу они хотели бы прочитать. Наиболее распространёнными ответами были: Библия, классика, познавательная литература. Затем перед человеком раскрывали кейс и просили выбрать себе любую книгу в подарок в качестве «благодарности за сотрудничество». Большинство выбирали бульварные романы или детективы.

Мы не будем останавливаться на причинах подобного рассогласования между «словом и делом»; они подробно описаны в соответствующей литературе. Суть дела в том, что необходимы иные методы для получения более достоверной информации о социальных процессах и ситуациях.

Абсолютизация существующих сегодня методов сбора данных (не только количественных, но и качественных, основанных на ответах респондента на вопросы исследователя) - не что иное, как результат господства в обществоведческих науках рационалистической модели человека. Согласно этой модели, человек всегда и практически полностью, осознаёт свои цели и мотивы поведения. Но подобные представления далеки от того, чего требует современный взгляд на человека, на общество, на весь окружающий нас мир.

Обратимся к российской культурно-философской традиции, к «хорошо забытому старому».

Развитие новой социологической парадигмы предполагает обращение к нашим духовным истокам, к глубинным пластам российской культуры, которая через византийскую традицию восходит к античным и индоевропейским учениям. Суть ее заключается в неразрывной связи человека (микрокосмоса) и макрокосмоса (универсума, Единого, Абсолюта). В связи с этим нельзя не согласиться с мнением В.П.Казначеева и Е.А.Спирина, что «уже древние индоевропейцы, обитатели Индо-Тибетского региона, глубоко осознавали эту фундаментальную истину, что сближает их представления с идеями русского космизма, а также с современными эволюционно-биологическими, культурологическими и общенаучными представлениями».

Речь пойдет об антропокосмизме и его квинтэссенции - философии всеединства, среди виднейших представителей которых следует назвать В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, Д.Л.Андреева.

Один из центральных вопросов, рассматриваемых в антропокосмизме и философии всеединства, - взаимодействие человека и универсума, человека и макрокосмоса. Он имеет важнейшее методологическое значение для разработки современной социологической парадигмы, ибо открывает новые пути для решения проблем сущности человека и социума, формирования первого и эволюции второго, а также многих других ключевых вопросов развития социологической теории.

Русский философ Н.А.Бердяев универсализм и реализацию космической общности человека неразрывно связывает с его творчеством, с проявлением его микрокосмоса. В творчестве человек реализует свое глубинное, вселенское измерение - свободу и соизмеримость с Абсолютом.

Глубоким своеобразием отличается учение П.А.Флоренского, который в своей фундаментальной работе «Столп и утверждение истины» подчеркивает ноуменальное, смысловое содержание Космоса. Земному же миру присуща антиномичность, противоречивость; «антиномии раскалывают все наше существо, всю тварную жизнь. Всюду и всегда противоречия». В своих трудах ученый сосредоточился, прежде всего, на проблемах микрокосмоса, рассматривая пути его соединения с Абсолютом. Опираясь на византийские и гностические традиции, основным путем подобного соединения он считает медитативную практику.

Анализ приведенного материала позволяет сформулировать широкий спектр методологических выводов, важных для разработки новой социологической теории. Отметим лишь некоторые из них. Прежде всего, антропокосмизм и философия всеединства, несмотря на индивидуальное своеобразие подходов различных представителей этого направления, человека и его бытие рассматривают в космическом измерении как проявление фундаментального единства универсума. Причем человек предстает как творческое существо, играющее активную роль в формировании таких элементов универсума, как культура и ноосфера. Отсюда - высочайшая ответственность человека за свои дела и мысли, непосредственно вплетенные в живую, пульсирующую ткань космической жизни. Поэтому важное место в новой социологической теории должна занять ценностная (аксиологическая) проблематика. Необходимо преодолеть склонность современной социологии рассматривать человека в качестве объекта внешних, причем исключительно социальных, воздействий, недооценивать его субъектные потенции. Наконец, важно найти подходы для исследования социальной деятельности человека в единстве ее природных, социальных, духовных детерминант, используя достижения и методы естественных наук, гуманитарных дисциплин, в первую очередь психологии, а также теологии и традиционных учений. В этой связи трудно не согласиться с А.В.Ивановым: научное знание, погружаясь в глубины человека и Космоса, выходит сегодня на такие уровни обобщений, что поневоле начинает «играть» на традиционных «полях», связанных с духовной жизнью и экзистенциальными проблемами человека.

Как известно, в основе методологии современного научного подхода лежат два основных методологических принципа: общезначимости и повторяемости.

Общезначимость означает, что научная концепция является установившейся тогда, когда все ученики поймут ее одинаково.

Повторяемость означает, что если условия эксперимента сохранить, то результат останется неизменным.

До какого-то момента развития науки оба принципа были приемлемы, но со временем от них приходится явно или тайно отказываться. С одной стороны, достаточно сложную теорию каждый студент понимает по-своему, с другой - точное повторение условий эксперимента невозможно, и для описания тонких эффектов приходится отказываться от «священного» детерминизма Лапласа и вводить квантовые, то есть вероятностные, модели. Общая же причина заключается в том, что воспринимаемое нами в качестве случайности есть либо проявление неизвестного закона либо результат чьего-то творческого акта.

Совершенно логично, что новая научная картина мира не только порождает новую научную методологию, но и предполагает использование иных, по сравнению с существующими в традиционной социологической науке, методов познания. Например, важную роль играет диатропический метод сопоставления рядов, с помощью которого, в частности, разработан принцип минимального универсума.

Поэтому важнейшая методологическая проблема, которую должна решить для себя каждая научная дисциплина, - это соотношение рациональных, экспериментальных и иррациональных методов познания. Только их эффективное сочетание позволит нам познать мир. Мир, представляющий собой голограмму: каждая ее часть является моделью всего и содержит информацию, по которой можно восстановить целое.

Предмет и метод социологии методы социологии методлогия социологической науки

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Социологию, активно использующую субъективные оценки, особенно в эмпирических исследованиях, не интересуют взаимосвязи этих оценок с личными характеристиками опрашиваемых. Главное для социолога – выявление закономерностей формирования и изменения субъективных мнений респондентов и их связь с показателями, характеризующими их принадлежность к той или иной социальной, профессиональной и т. д. групп. Так, например: удовлетворенность (работой, качеством жизни и пр.) представителей различных слоев и групп – субъективное психологическое оценочное отношение – является одним из самых популярных показателей в эмпирических социологических исследованиях

2 .Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления

3.Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;4) формулирование гипотез и определение задач;5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

Различают:1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:1) по содержанию (документальное, интервью мнений);2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:1) цели и задачи;2) проблема;3) объект и предмет;4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;5) обеспечение организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

4.Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное - наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование - более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование - самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным. Преимущественно это социальная работа на заказ.

Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Программа - это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Ее считают также всесторонним теоретическим обоснованием методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов.

Программа состоит из двух частей - методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Краткий комментарий к структурным элементам программы КСИ.

Социальная проблема - это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине.

Цель всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Объект КСИ - это социальный факт, т.е. любое социальное явление или процесс. Предмет КСИ - стороны или свойства объекта, наиболее полно выражающие проблему.

Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами.

Генеральная совокупность (N) - это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность (n) - микромодель генеральной совокупности. Ее составляют респонденты, отобранные для обследования с помощью того или иного метода выборки. Отбор респондентов осуществляется по социальным формулам, с помощью таблицы случайных чисел, методами механической, серийной, гнездовой, стихийной выборки, методами «снежного кома» и основного массива. Наиболее точен метод квотной выборки.

В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение и др.).

Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также порядок расположения вопросов.

Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

5.В начале XX в. в общественной жизни происходили значительные изменения, что не могло не отразиться на развитии социологического знания.

Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая характеризовалась революциями, мировыми войнами, волнениями в обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития.

Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция.

Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям.

Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:1) разделение труда и специализация;2) четко определенная иерархия власти;3) высокая формализация;4) внеличностный характер;5) планирование карьеры;6) разделение организационной и личной жизни членов организации;7) дисциплина.

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

    Предмет, объект, функции и методы социологии

    Социология в системе гуманитарных наук

    Структура социологии

    Основные парадигмы социологии

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятиесоциального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях(Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).