Стройка и ремонт - Информационный портал

Понятие производственная инфраструктура. Производственная инфраструктура — это такая подсистема хозяйства, которая создает и реализует общие условия для функционирования производства и жизни населения. Географические аспекты. Выделение производственной ин

Инфраструктура – это совокупность частей какого-либо объекта, которые имеют подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивают условия для нормальной деятельности объекта в целом. Инфраструктура предприятия – это комплекс цехов, хозяйств и служб предприятия, которые обеспечивают необходимые условия для функционирования предприятия. При этом различают производственную и социальную инфраструктуру, а также капитальное строительство.

Производственная инфраструктура – это совокупность подразделений, не принимающих непосредственное участие в производстве основной продукции, выпускаемой предприятием, однако своей деятельностью способствующих устойчивой работе основных цехов, создавая для этого необходимые производственно-технические условия. Производственную инфраструктуру предприятия составляют:

    вспомогательные и обслуживающие подразделения предприятия (ремонтные, инструментальные, энергетические, транспортные, складское хозяйство, связи и др.);

    вспомогательные участки и службы, размещенные в основных цехах;

    магистральные объекты, коммуникационные линии электропередачи, водопровода, сжатого воздуха, газа, канализации, природоохранных сооружений и др.

Состав и размер объектов производственной инфраструктуры предприятия зависит от отрасли, типа и масштабов производства, особенностей конструкций и технологии изготовляемых изделий, уровня специализации предприятия.

Предприятие – это не только технико-технологическая целостность. Современная наука управления рассматривает предприятие прежде всего как коллектив людей, объединившихся для достижения общей цели. Человек на предприятии является одновременно и фактором производства, и источником его развития. Поэтому современное предприятие несет перед обществом как экономическую, так и социальную ответственность. Социальная деятельность предприятия находит отражение в составе социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающая удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия. Социальная инфраструктура, как правило, слагается из подразделений общественного питания, охраны здоровья, детских учреждений, учреждений образования, жилищно-коммунального хозяйства, отдыха, физкультуры и спорта, культуры.

Организация, экономика и управление подразделениями инфраструктуры существенно влияют на экономику предприятия. В современных условиях в подразделениях производственной инфраструктуры занято от 40 до 50% всего ППП. Исследование хозяйственной деятельности предприятий свидетельствует о существенном разрыве технико-организационного и экономического уровней развития между подразделениями основного и вспомогательного производств. В этих подразделениях ниже уровень механизации и автоматизации, значительно выше удельный вес ручного труда, низкий уровень управления. Все это превратило производственную инфраструктуру в «узкое место» большинства отечественных промышленных предприятий, что негативно влияло и влияет на экономику многих предприятий, качество выпускаемой продукции, рентабельность производства и производительность труда.

Прогресс в развитии техники, технологии и организации основного производства потребует адекватных изменений в подразделениях производственной инфраструктуры. Повышение уровня механизации и автоматизации основных производственных процессов увеличивает объем и сложность работ по ремонту, профилактическим осмотрам, наладке оборудования, предусматривает значительное расширение номенклатуры применяемого инструмента, оснастки, приспособлений, приборов измерения и автоматики. Переход к новым технологиям и увеличение параметров технологических процессов повышает требования к качеству и увеличивает потребность в различных видах энергии и в ускорении транспортных работ.

В современных условиях реструктуризация и достижение высоких технико-экономических показателей деятельности предприятия невозможно без сбалансированного развития, как основного производства, так и его производственной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем простое и расширенное воспроизводство основного капитала любого предприятия в целях обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке и получения необходимой прибыли требует ведения капитального строительства, оно выполняется либо путем формирования в его структуре специальных строительно-монтажных и ремонтно-строительных подразделений или путем привлечения специализированных подрядных организаций. В большинстве случаев ремонтно-строительные подразделения являются частью инфраструктуры предприятия и выполняют текущие и капитальные ремонты зданий и сооружений. Планирование и управление капитальным строительством и ремонтно-строительными работами выполняет отдел капитального строительства предприятия.

Рис. 12.1. Элементы инфраструктуры предприятия

Производственная инфраструктура является одним из источников повышения эффективности деятельности предприятия. Работы но обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, энергетическим, материально-технического снабжения, транспорта и сбыта продукции.

Основной задачей подразделений инфраструктуры предприятия является своевременное, качественное и бесперебойное обслуживание основного производства в соответствии с присущими им техническим оснащением, организацией и функциональными обязанностями.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ но обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Структура и организационные формы инструментального хозяйства весьма разнообразны и зависят от типа производства, вида выпускаемой продукции, ее конструкторской и технологической сложности и объема производства. Инструментальное хозяйство предприятия включает производственные звенья (участки, цеха) но изготовлению инструментов; складские и комплектующие подразделения (центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые); подразделения по восстановлению и ремонту инструментов; подразделения по инструментообеспечению рабочих мест.

Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. В ее состав входят: ремонтновосстановительная база предприятия, склады, цеха и общезаводские отделы ремонтного хозяйства (технологический, оборудования, диспетчерский).

В зависимости от масштабов производства ремонтно- восстановительная база предприятия может содержать: ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического оборудования; ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий, сооружений, производственных, складских и служебных помещений; электроремонтный цех, подчиненный главному энергетику, а также склады оборудования и запасных частей. Кроме того, в цехах целесообразно создание ремонтных баз, подчиненных цеховому механику, главной задачей которых является поддержание в работоспособном состоянии технологического оборудования, осуществление профилактических осмотров, разнообразных ремонтных работ.

Основной задачей службы маркетинга и логистики является своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.

Логистика - это вил деятельности, выполняемый организационно-структурным подразделением предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов. Таким образом, материально-техническое снабжение предприятия заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлении товарными запасами, создании инфраструктуры товародвижения.

Грамотный маркетинг является залогом успешной работы предприятия. Для организации ритмичной работы предприятия необходимо равномерное распределение объемов производства по графику выполнения заказа с тем, чтобы продукция своевременно поступала заказчику или в товаропроводящую сеть. В конечном итоге результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется выполнением договоров но номенклатуре и срокам поставок.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами, необходимыми для перемещения грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Анализ грузопотоков и грузооборота дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, порожних поездок.

Современное промышленное производство связано с потреблением в больших объемах электроэнергии, топлива и других энергоносителей (пара, сжатого воздуха, горячей воды, газообразного, твердого и жидкого топлива и т.п.).

Основной задачей энергетического хозяйства является надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии установленных параметров при минимальных затратах. Объем и структура потребляемых энергоресурсов зависит от мощности предприятия, вида выпускаемой продукции, характера технологических процессов, а также связей с районными энергосистемами. В задачу энергетического хозяйства входят также выполнение правил эксплуатации энергетического оборудования организация его технического обслуживания и ремонта, проведение мероприятий, направленных на экономию энергии и всех видов топлива, а также мероприятий по совершенствованию и развитию энергохозяйства предприятия.

Организация производственной инфраструктуры определяется ее ролью в производственном процессе и влиянием па конечные результаты работы предприятия. Это предъявляет особые требования к обслуживанию основных производственных подразделений. В современных условиях повышенные требования к обслуживанию производства предъявляются вследствие перехода предприятий на новые экономические условия, отличительной чертой которых является экономия производственных ресурсов. Это диктует увеличение непрерывности производственных процессов, конструктивного и технологического совершенства выпускаемой продукции, улучшения использования основных и оборотных средств. Поэтому специализация функций обслуживания должна играть особую роль в организации инфраструктуры предприятия.

Концентрация производства инструмента и технологической оснастки на основе крупных инструментальных цехов, а также создание специальных служб обслуживания ремонтными, подъемно-транспортными работами, снабжения и сбыта продукции, несомненно, повысит значимость и эффективность инфраструктуры производства.

Отметим, что вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках предприятия подчас выполняют довольно дорогостоящие и трудоемкие работы. Хозяйства инфраструктуры вынуждены производить для собственного потребления инструменты, технологическую оснастку, выполнять все виды ремонтных работ, изготавливать сменные узлы и детали. Материальные затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих хозяйств в этом случае могут быть в несколько раз выше, чем на выполнение аналогичных работ специализированными организациями. Решить проблему снижения расходов на содержание и эксплуатацию служб инфраструктуры можно размещением заказов па обслуживание потребностей предприятия специализированными хозяйствами.

Спрос на подобного рода услуги создаст условия для формирования целой сети организаций и предприятий по ремонту оборудования, изготовлению сменных деталей и узлов, производству технологической оснастки, монтажу подъемно-транспортного и складского оборудования. Повое развитие получит инструментальная промышленность, так как в условиях специализированного производства дешевле и качественнее можно организовать выпуск стандартного инструмента.

В области энергетического обслуживания целесообразнее всего заключить длительный договор па обслуживание с крупными производителями на поставку электро- и тепловой энергии, инертных газов, технического кислорода, природного газа и других энергоносителей.

Ремонтные работы требуют особого внимания, поскольку их выполнение, как правило, трудоемко и дорогостояще. В силу этих обстоятельств, капитальный ремонт следует всегда осуществлять с помощью специализированной ремонтной организации, а текущее обслуживание можно проводить собственными силами.

Механизация транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ является самой застарелой проблемой российских предприятий. Наличие в структуре предприятия полностью механизированных, а тем более автоматизированных складов, несомненно, повысит эффективность инфраструктуры. Однако принцип экономической целесообразности и в этом случае должен носить главенствующий характер.

Относительно транспортного хозяйства и перспектив его развития следует отметить, что организация крупных транспортных предприятий дает значительный результат лишь в том случае, если обслуживание предприятий осуществляется на основе так называемого кустового расположения потребителей. Это обеспечивает значительную экономию бензина, горюче-смазочных материалов, запасных частей.

Отмеченные тенденции развития инфраструктуры предприятий представляют интерес для действующих производств. Однако наличие в структуре предприятия подразделений инфраструктуры должно быть адекватно масштабам, потребностям и целям эффективного функционирования производства.

Теперь обратимся к схемам, подготовленным по материалам дайной главы (рис. 10.1 - 10.21).

Рис. 10.1.

Рис. 10.2. Задачи, стоящие перед инструментальным

хозяйством

Рис. 10.3.

Рис. 10.4. Схема внутризаводского обращения инструмента:


Рис. 10.5.

Рис. 10.6.

Рис. 10.7.

Рис. 10.8.

Рис. 10.9.

Рис. 10.10. Структура системы планово-предупредительного

ремонта

Рис. 10.11.

Рис. 10.12.

Рис. 10.13. Задачи энергетического хозяйства и факторы, влияющие на его организацию

Рис. 10.14. Схема управления энергетическим хозяйством

предприятия

Рис. 10.15.

Рис. 10.16.

Рис. 10.17.

Рис. 10.18. Состав нормы расхода материалов на производство

единицы продукции

Рис. 10.19. Схема управления транспортным хозяйством

предприятия

Рис. 10.20.

Рис. 10.21.

Выводы

  • 1. Совершенствование деятельности подразделений инфраструктуры предприятия связано как с организацией производства, так и с управлением процессами обслуживания.
  • 2. Задачи подразделений инфраструктуры предприятия сводятся к своевременному, качественному и бесперебойному обслуживанию основного производства.
  • 3. Организация инфраструктуры предприятия должна отвечать основным положениям специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования.
  • 4. В настоящее время вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках одного предприятия могут иметь все возможности для функционирования в полном объеме. Однако их работы довольно дорогостоящи и трудоемки. Материальные затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих хозяйств могут быть в несколько раз ниже, если их функции будут выполнять специализированные организации.
  • 5. Решение проблемы повышения надежности, стабильности и доходности производства диктует необходимость создания действенного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено товаропроводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия

1.1. Понятие и роль производственной инфраструктуры

1.3. Обслуживающие хозяйства

Глава 2. Характеристика производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»

2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия

2.2. Особенности технологического процесса изготовления платин

2.3. Производственная инфраструктура предприятия ОАО «Сатурн»

Глава 3. Пути совершенствования производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»

3.1. Мероприятия по совершенствованию производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»

3.2. Изменение потребности в ресурсном обеспечении производства

3.3. Изменение организационных и экономических показателей предприятия

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

В современной рыночной экономике предприятия могут существовать и стабильно развиваться не только благодаря наличию денежных ресурсов, но и благодаря оптимизации их распределения по всем направлениям деятельности предприятия. Структура производства должна отличаться продуманным аппаратом управления. На сегодняшний день лишь немногие крупные предприятия могут с уверенностью заявить, что справляются с этой задачей хотя бы на 80%.

В данной курсовой работе будут рассмотрены все основные этапы организации производственной инфраструктуры на примере ОАО «Сатурн», которое существует на рынке уже более 60 лет.

Актуальность курсовой работы подтверждается тем, что работа любого предприятия напрямую зависит от рациональной организации производственной инфраструктуры, и чем лучше будет проработана политика управления в этом виде деятельности, тем выше будет эффективность производственного процесса при минимальной затрате производительных сил.

Главной целью работы можно назвать изучение процесса организации инфраструктуры производственного предприятия с точки зрения ее эффективности.

В задачи курсовой работы входят:

1) углубленное изучение инфраструктуры предприятия, как в теоретическом, так и в практическом аспекте;

2) ознакомление с работой оборонного предприятия;

3) изучение основных направлений совершенствования организации производства на примере предприятия города Омска;

4) получение и закрепление навыков по расчету основных экономических показателей и показателей эффективности.

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия

      Понятие и роль производственной инфраструктуры

Организационная структура предприятия представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из взаимосвязанных и функционально обособленных подсистем, находящихся в постоянном развитии и совершенствовании в соответствии со своими задачами и целями. Центральной подсистемой такой системы является основное производство, структура и состав которого зависят от характера и технологических особенностей выпускаемой продукции, объемов производства.

Для организации производственного процесса необходимо своевременно обеспечить основное производство средствами труда, материальными ресурсами, работниками соответствующих специальностей, профессией и квалификации. Парк технологического оборудования и машин в зависимости от состава технологических операций требует разнообразного технологического оснащения и обеспечения всеми видами энергоресурсов. В процессе эксплуатации средства труда изнашиваются и теряют свою работоспособность, поэтому для обеспечения постоянной технической готовки парка машин и оборудования необходимы непрерывный контроль за их техническим состоянием, уход и ремонт.

В процессе производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты требуется неоднократно перемещать от операции к операции и между производственными подразделениями, контролировать их качество, обеспечивать сохранность запасов, незавершенного производства и готовой продукции. Для обеспечения эффективности работы предприятия необходимы соответствующие системы планирования, учета, контроля и информационного обеспечения производственных ресурсов.

Таким образом, можно сформулировать функции, которые должно выполнять предприятие для организации производства продукции: обеспечивающие, поддерживающие, восстановительные, контрольные, учетные, обучающие. Выполняют эти функции структурные подразделения предприятия, объединенные в единую подсистему, называемую инфраструктурой предприятия .

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства .

Рис. 1. Состав производственной инфраструктуры предприятия

Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, службами материально-технического снабжения и технического контроля.

1.2. Вспомогательные подразделения

1) Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Инструментальное хозяйство на предприятии включает производственные звенья (участки, цехи) по изготовлению инструментов, складские и комплектующие подразделения (центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые); подразделения по восстановлению и ремонту инструментов; подразделения по инструментообеспечению рабочих мест.

Рис. 2. Состав и взаимосвязь подразделений инструментального хозяйства

Отдел технического надзора и метрологии осуществляет технический надзор за эксплуатацией оснастки и контроль за ее состоянием. Инструментальный цех предназначен для производства новой специальной технологической оснастки. Цех по ремонту и восстановлению оснастки выполняет работы по восстановлению изношенной технологической оснастки или ее ремонту. Центральный инструментальный склад осуществляет приемку новой и восстановленной технологической оснастки; организует хранение, учет запаса и движения технологической оснастки, выдачу ее цеховым инструментально-раздаточным кладовым (ИРК); организует прием от цеховых ИРК изношенной оснастки и передачу ее в цех восстановления и ремонта .

2) Ремонтное хозяйство. Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Служба ремонтного хозяйства в системе управления предприятием подчинена главному инженеру. В ее состав входят: ремонтно-восстановительная база предприятия, склады, цехи и общезаводские отделы ремонтного хозяйства (технологический, оборудования, диспетчерский).

В зависимости от масштабов производства ремонтно-восстановительная база предприятия может содержать ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического оборудования; ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий, сооружений, производственных, складских и служебных помещений; электроремонтный цех, подчиненный главному энергетику и выполняющий ремонт энергооборудования, а также склады оборудования и запасных частей. Кроме того, в цехах целесообразно создание ремонтных баз, подчиненных цеховому механику, главной задачей которых является поддержание в работоспособном состоянии технологического оборудования, осуществление профилактических осмотров, разнообразных ремонтных работ.

Общезаводские отделы ремонтного хозяйства подчиняются главному механику наряду с ремонтно-механическим и ремонтно-строительным цехами. Вместе с этими подразделениями в его службе можно организовать бюро планово-предупредительного ремонта и планово-производственное бюро.

Одним из условий эффективной организации работы любого предприятия является наличие отлаженного механизма выполнения ремонтных работ. Чем ниже удельный вес расходов на ремонт, обслуживание и содержание оборудования в себестоимости продукции, тем выше эффективность производства и самого ремонтного хозяйства. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта.

Системой планово-предупредительного ремонта называется совокупность различного вида работ по техническому уходу и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану с целью обеспечения наиболее эффективной эксплуатации оборудования.

Таким образом, работы по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования с целью предотвращения нарастающего износа, предупреждения аварийных ситуаций и, как следствие, поддержания оборудования в постоянной готовности к работе является сущностью системы планово-предупредительного ремонта. В ее основе заложены работы по техническому обслуживанию оборудования и по выполнению плановых ремонтов – текущих, средних и капитальных.

Техническое обслуживание включает работы по осмотру оборудования, проверке на точность, промывке, смазке и т.д. Эти виды работ выполняются по заранее составленному графику и носят периодический характер с четко выраженной повторяемостью.

Плановые ремонты по содержанию выполняемых работ, трудоемкости и периодичности подразделяются на текущий, средний и капитальный.

Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации оборудования путем замены отдельных деталей, частей с последующей проверкой на точность, центровкой и т.п.

Средний ремонт носит более широкий и углубленный характер, поскольку связан с заменой основных деталей, узлов, трущихся поверхностей.

Капитальный ремонт представляет собой самый трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс, связанный с полной заменой основных деталей, узлов, разборкой двигателей, трансформаторов.

Система планово-предупредительного ремонта имеет профилактическую сущность. Однако в практике эксплуатации оборудования возникают аварийные ситуации, связанные с отказом техники, неполадками. Затраты, связанные с устранением последствий аварий, относятся к внеплановым расходам и сказываются на результативности работы предприятия негативным образом.

И с муниципалитетами в управлении производственной инфраструктурой ; обеспечить экономико-идеологическую приоритетность развития производственной инфраструктуры ; провести законодательное оформление...

  • Прогнозирование и регулирование развития производственной инфраструктуры

    Контрольная работа >> Экономико-математическое моделирование

    Использованной литературы Прогнозирование и регулирование развития производственной инфраструктуры и промышленная политика Эффективность прогнозирования основных...

  • Производственная структура предприятия и её характеристика

    Курсовая работа >> Экономика

    И назначение производственной инфраструктуры предприятия 7 1.2 Виды производственных структур 10 1.3 Технологические проблемы разработки производственной инфраструктуры 2 Исследование производственной инфраструктуры ОАО...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Значение обслуживающего и вспомогательного хозяйства на предприятии машиностроении. Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО "СИПРсОП" и его вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Пути совершенствование инфраструктуры предприятия.

      дипломная работа , добавлен 25.05.2012

      Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение. Вспомогательное производство предприятия, его задачи и функции. Капитальное строительство. Материально-техническая система обеспечения предприятия. Организация маркетинга. Тенденции развития ее.

      реферат , добавлен 03.11.2003

      Характеристика и специфика деятельности организации, на примере точки общественного питания. Оценка преимуществ и недостатков в организации производства и реализации продукции предприятия. Роль персонала в процветании предприятия общественного питания.

      эссе , добавлен 19.01.2011

      Обоснование выбора концепции предприятия. Производственная инфраструктура предприятия, ее характеристика и подбор санитарно-эпидемиологических требований. Организационно-технологические расчеты складской и производственной структуры предприятия.

      дипломная работа , добавлен 13.04.2019

      Понятие производственной структуры предприятия. Состав производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой. Подразделения обслуживающего производства. Схемы отделов и служб, входящих в подчинение главных бухгалтера и инженера.

      контрольная работа , добавлен 14.06.2011

      Роль, задачи и структура энергетического хозяйства. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства. Определение задач складского хозяйства. Особенности организации автоматизированных складов, расчет потребности в площадях под складские помещения.

      реферат , добавлен 15.10.2009

      курсовая работа , добавлен 06.05.2011

      Анализ текущего состояния ИТ-инфраструктуры исследуемого предприятия, степень ее соответствия бизнес-задачам организации. Характеристика ИТ-службы, ее главные проблемы и поставленные задачи, пути разрешения. Уровни зрелости ИТ-инфраструктуры предприятия.

      контрольная работа , добавлен 13.07.2010

    Классификация производственной инфраструктуры

    Углубленное изучение производственной инфраструктуры региона опирается на ее классификацию. Для того, чтобы понять какие взаимодействуют формы собственности, способы управления, типы в деятельности ПИР, необходима общая классификация, которая применима как к производственной инфраструктуре в целом по стране, так и на региональном уровне.

    С учетом многопланового характера элементов производственной инфраструктуры, проведена ее классификация по нескольким признакам:

    1) форма собственности на средства производства субъектов инфраструктуры;

    2) способ управления деятельностью субъектов производственной инфраструктуры;

    3) отраслевая специфика основного производства;

    4) организационная специфика основного производства;

    5) пространственная принадлежность;

    6) этапы возникновения;

    7) фактор времени;

    8) назначение субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления;

    9) функции на различных стадиях производства;

    10) масштаб спроса и предложения производственных услуг.

    В соответствии с признаком собственности на средства производства субъектов инфраструктуры различают государственную, коллективную и индивидуальную формы присвоения результатов деятельности производственной инфраструктуры. К государственной форме собственности относятся общегосударственные и муниципальные субъекты. Коллективная собственность представлена товариществами, обществами, акционерными обществами, производственными кооперативами и т.д. Индивидуальная собственность реализуется в форме индивидуально-частных предприятий, фермерских хозяйств и т.п. В настоящее время в регионах наблюдается рост субъектов ПИР с коллективной и индивидуальной формами собственности.

    Различные способы организации общественного производства определяют преимущественные способы управления деятельностью субъектов инфраструктуры.

    Так, характерной чертой экономики административно-командного типа является применение административно-командных способов управления субъектами производственной инфраструктуры, а для предприятий, находящихся в развитой рыночной экономике, -- рыночных способов управления.

    В экономике переходного типа управление осуществляется преимущественно рыночно-административным способом управления.

    По отраслевому признаку основного производства производственную инфраструктуру можно разделить на промышленную, сельскохозяйственную и строительную. В региональном аспекте для правильной дислокации субъектов ПИР важно определить не только структуру отраслей материального производства, но и географические особенности их размещения, с учетом природно-климатических условий региона.

    Производственные услуги сторонних организаций и собственных подразделений хозяйствующих субъектов образуют внешнюю и внутреннюю производственную инфраструктуру. Внешняя производственная инфраструктура представлена услугами сторонних организаций. Внутреннюю производственную инфраструктуру составляют собственные вспомогательные подразделения предприятия. В системе холдингов, финансово-промышленных групп, производственных объединений встречается производственная инфраструктура смешанного типа, в которой сочетаются черты внутренней и внешней инфраструктур. Так, например, предприятие производственной инфраструктуры в системе холдинга одновременно является внутренним подразделением относительно материнской компании и внешним относительно дочерних фирм, пользующихся ее услугами.

    По пространственной принадлежности субъекты производственной инфраструктуры можно классифицировать на магистральные, районные и локальные. Инфраструктура материального производства в национальном масштабе, в масштабе отдельного района и отдельного предприятия или их группы будет резко отличаться по структуре входящих в нее субъектов.

    Магистральная производственная инфраструктура -- это инфраструктура национального значения, которая представлена системой отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование народнохозяйственного комплекса страны в целом.

    Элементами производственной инфраструктуры национального масштаба являются действующая в стране Единая энергетическая система, сети железных, автомобильных, трубопроводных дорог, водных и воздушных путей, связь и т.д.

    В условиях рыночной экономики возрастает значение районных систем производственной инфраструктуры. Термины “район” и “регион”, обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства. В то же время к районам в экономике области, которую далее будем рассматривать как регион, относят административные районы области.

    Значение производственной инфраструктуры на районном уровне возрастает по мере повышения хозяйственной самостоятельности регионов, формирования крупных территориально-производственных комплексов и перехода от отраслевого к территориальному подходу в управлении субъектами производственной инфраструктуры.

    Все более весомым фактором развития производства становится локальная производственная инфраструктура. Она представлена элементами, обеспечивающими эффективность функционирования производства отдельного предприятия или их группы. Среди основных направлений ее развития важное значение имеет наличие внутрихозяйственных и межхозяйственных дорог с выходом на крупные магистрали, организация работы и технического обслуживания машин и орудий, организация научного и информационного обеспечения, оптовой торговли, развитие широкой сети других услуг, оказываемых основному производству специализированными службами.

    Производственную инфраструктуру можно классифицировать по этапам возникновения и разделить на формирующуюся, развитую и регрессирующую производственные инфраструктуры.

    В методологическом отношении такая классификация важна для текущего и особенно перспективного планирования и прогнозирования. Основу производственной инфраструктуры российской экономики составляют развитые элементы, существующие продолжительный период времени в народном хозяйстве, без функционирования, которых невозможно представить сам процесс производства. К таким элементам относятся традиционные субъекты инфраструктуры, обслуживающие процесс обращения материальной продукции, такие как предприятия по электро-, газо- и водоснабжению, материально-техническому снабжению, связи и транспортные организации.

    К сожалению, недостаток финансовых ресурсов и недофинансирование НИОКР приводят к медленному развитию зарождающихся и формирующихся субъектов производственной инфраструктуры. Примерами таких элементов, прежде всего, являются предприятия сферы производственного консалтинга, информационного обслуживания, иными словами предприятия, обеспечивающие обработку и использование информации для качественного совершенствования производства.

    К регрессирующим субъектам производственной инфраструктуры относятся те предприятия, функционирование которых становится неэффективным в настоящих условиях хозяйствования. Например, попытка возрождения в сельской местности машинотракторных станций, централизовано предоставляющих транспортные средства, но которые должны содержаться за счет взносов обслуживаемых сельскохозяйственных предприятий, в нынешних условиях не получает должного отклика в силу неплатежеспособности многих хозяйств. Поэтому данный вид организации транспортного обслуживания в сельской местности относится к регрессирующим.

    В соответствии с фактором времени в развитии производственной инфраструктуры выделяют три типа инфраструктуры: опережающий, своевременный и запаздывающий. Такая классификация важна для практического анализа уровней инфраструктурного обеспечения основного производства. Она дает возможность выявить степень соответствия потребностям хозяйствующих субъектов, как отдельных элементов производственной инфраструктуры, так и ее отраслей в целом.

    Вся производственная инфраструктура может быть разделена на три большие группы: межотраслевую, внутриотраслевую и внутрипроизводственную. Значимость этого положения вытекает из того, что анализ экономической роли производственной инфраструктуры на разных ступенях позволяет объединить отдельные ее элементы, и установить основные тенденции их развития относительно развития основного производства. Разграничение отраслей производственной инфраструктуры на субъекты межотраслевого, внутриотраслевого и внутрипроизводственного назначения важно с точки зрения разработки прогнозов развития этой сферы, поскольку управление рядом отраслей производственной инфраструктуры осуществляется по отраслевому признаку соответствующими министерствами и ведомствами. К межотраслевой группе относятся такие элементы как связь, транспорт, водо-, тепло-, электро- и газоснабжение и др. К внутриотраслевым субъектам производственной инфраструктуры можно отнести агрохимические службы, мелиоративные системы, ветеринарное обслуживание и другие, деятельность которых направлена на обслуживание предприятий одной отрасли. Как правило, такими субъектами являются элементы внешней инфраструктуры. Подобные элементы, относящиеся к внутренней инфраструктуре, являются составляющими блока внутрипроизводственной инфраструктуры.

    Производственную инфраструктуру можно классифицировать по функциональному назначению. В соответствии с этим направлением все элементы инфраструктурного обслуживания относительно деятельности хозяйствующего субъекта можно поделить на три группы: первая -- отрасли (или предприятия), которые обеспечивают формирование условий производства; вторая -- отрасли (или предприятия), которые обеспечивают условия функционирования непосредственно технологического процесса производства продукции; третья -- отрасли (или предприятия), которые обеспечивают реализацию готовой продукции.

    Первая и третья группы представлены складским хозяйством, оптовой торговлей, деловыми услугами, информационным обеспечением и др. Оптовая торговля обеспечивает не только обращение продукции, но и такие внешние условия общественного производства, как реализацию материальной продукции, предоставление производителям информации о состоянии и структуре спроса на их продукцию и т.д. Ко второй группе можно отнести материально-техническое снабжение, ремонтно-механические мастерские, транспорт, связь, водо-, тепло-, электро- и газоснабжение и др. Относительно некоторых сфер производственной инфраструктуры эта классификация по признаку обслуживания непосредственно производственного процесса и формирования условий и реализации товаров на рынке может считаться условной, поскольку ряд ее элементов, таких как, например, транспорт, носит межотраслевой характер и в силу этой специфики и особенностей функционирования должен быть отнесен к трем группам одновременно.

    Производственная инфраструктура имеет комплексный характер и в соответствии с критериями масштаба спроса и предложения производственных услуг ее можно классифицировать следующим образом: субъекты федерального, межрегионального и местного значения. Субъекты федерального значения предназначены для обслуживания хозяйствующих субъектов в масштабах всей страны. К ним относятся субъекты, которые оказывают редкие, специфические производственные услуги, и каждый регион не в состоянии содержать их, поэтому они являются немногочисленными и государственно-важными. Например, обслуживание производств с секретными технологиями в военно-промышленном комплексе, обслуживание немногочисленных, но государственно-важных предприятий, таких как атомные электростанции и т.д. Особенность субъектов межрегионального значения обусловлена мотивом создания: целесообразность их функционирования может быть продиктована как “снизу”-- непосредственными нуждами нескольких регионов, так и “сверху”-- созданием региональных подразделений более крупных структур.

    В обобщенном виде, описанная классификация производственной инфраструктуры представлена в таблице 1.

    производственный инфраструктура рыночный воспроизводство

    Таблица 1 - Классификация производственной инфраструктуры материального сектора экономики

    Классификационный признак

    Значения признаков

    форма собственности на средства производства

    1) государственные субъекты производственной инфраструктуры;

    2) субъекты производственной инфраструктуры в коллективной собственности;

    3) субъекты производственной инфраструктуры в индивидуальной собственности.

    способ управления деятельностью предприятий производственной инфраструктуры

    1) рыночный способ управления;

    2) административно-командный способ управления;

    3) рыночно-административный способ управления.

    отраслевая специфика основного производства

    1) промышленная инфраструктура

    2) сельскохозяйственная инфраструктура;

    3) строительная инфраструктура.

    функциональная сфера

    1) внешняя производственная инфраструктура;

    2) внутренняя производственная инфраструктура;

    3) смешанная производственная инфраструктура.

    пространственная принадлежность субъектов производственной инфраструктуры

    1) магистральная производственная инфраструктура;

    2) районная производственная инфраструктура;

    3) локальная производственная инфраструктура.

    этапы возникновения

    1) формирующаяся производственная инфраструктура;

    2) развитая производственная инфраструктура;

    3) регрессирующая производственная инфраструктура.

    фактор времени

    1) опережающий тип производственной инфраструктуры;

    2) своевременный тип производственной инфраструктуры;

    3) запаздывающий тип производственной инфраструктуры.

    назначение субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления услуг

    1) межотраслевое;

    2) внутриотраслевое;

    3) внутрипроизводственное.

    функции производственной инфраструктуры на различных стадиях производственного цикла

    1) субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие подготовку для осуществления технологического процесса;

    2) субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие условия непосредственно технологического процесса;

    3) субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие реализацию готовой продукции.

    масштабы спроса и предложения производственных услуг

    1) субъекты федерального значения;

    2) межрегионального значения;

    3) местного значения.

    Рассмотрение производственной инфраструктуры региона с точки зрения перечисленных признаков позволяет подойти к комплексному анализу ее развития, определить диспропорции, направления совершенствования и использовать при формировании региональных программ по ее совершенствованию. Теоретическая значимость данной классификации заключается в том, что с ее помощью, возможно рассмотреть производственную инфраструктуру как комплексную составляющую региональной экономики, а практическая -- в том, что этот подход позволяет учесть проблемы и противоречия в каждой из групп, соответствующих классификационным признакам.