Стройка и ремонт - Информационный портал

Смерть царевича Дмитрия. Нераскрытое дело XVI века. Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) Мощи царевича димитрия

Сегодня празднуется память Святого благоверного царевича Димитрия Угличского (Московского)

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ:

Дни памяти: Май 15, Май 23 (Ростов.), Июнь 3 (Перенесение мощей), Октябрь 19
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Материал из Википедии :

Жизнь
Дми́трий Ива́нович, прямое имя (по дню рождения) Уа́р (19 (29) октября 1582, Москва — 15 (25) мая 1591, Углич) — царевич, князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены (невенчанной). Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время) продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. Канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Углицкий (день памяти — 15 мая по старому стилю, в XXI веке — 28 мая по новому стилю).
После смерти отца остался единственным представителем московской линии дома Рюриковичей, кроме старшего брата, царя Фёдора Иоанновича. Однако он был рождён от не менее чем шестого брака отца, в то время как православная церковь считает законными только три последовательных брака, и, следовательно, мог считаться незаконнорождённым и исключаться из числа претендентов на престол (см. например историю о проблемах императора Льва VI с попыткой обеспечить право на престол своему сыну от такой «неодобренной» 4-й жены Зои — Константину Багрянородному). Отправлен регентским советом вместе с матерью в Углич, где считался правящим князем и имел свой двор (последний русский удельный князь), официально — получив его в удел, но по всей видимости, реальной причиной тому было опасение властей, что Дмитрий вольно или невольно может стать центром, вокруг которого сплотятся все недовольные правлением царя Фёдора.

Эта версия подтверждается тем, что никаких реальных прав на «удел» кроме получения части доходов уезда ни сам царевич, ни его родня не получили. Реальная власть сосредотачивалась в руках присланных из Москвы «служилых людей» под руководством дьяка Михаила Битяговского.

Смерть
15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли маленькие робятка жильцы Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова.

Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож или заостренный гвоздь, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь или перочинный нож. То же подтвердил брат царицы Андрей Нагой, передававший, впрочем, события с чужих слов. Существует несколько иной вариант, записанный со слов некоего Ромки Иванова «со товарищи» (также говоривших, по всей вероятности, с чужих слов): царевич тешился сваею в кольцо.

Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «черной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло.

По словам кормилицы Арины Тучковой Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у нее царевича на руках и не стало.

Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Федорович Нагой.

Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) — то есть по прямому приказу Москвы.

Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови». Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой. 19 (29) мая 1591 года, через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Обычно считается, что он был невыгоден правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, как претендент на престол; однако многие историки утверждают, что Борис считал его по указанной выше причине незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу.

Исследования
С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина ). В 1829 году историк М. П. Погодин рискнул выступить в защиту невиновности Бориса . Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он уверил многих историков и биографов Бориса (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что причиной гибели сына Ивана Грозного был несчастный случай. Некоторые криминалисты утверждают, что показания, записанные комиссией Шуйского, производят впечатление составленных под диктовку, а ребёнок-эпилептик не может во время припадка поранить себя ножом, потому что в это время ладони широко раскрыты .

Почитание
Сохраняется почитание благоверного царевича Димитрия как святого; с XVIII века его образ помещён на гербе Углича, а с 1999 и на флаге города. Также была построена Церковь Димитрия на крови, воздвигнутая на месте его убиения.

В 1997 году Русской православной церковью совместно с Российским детским фондом по инициативе председателя фонда писателя Альберта Лиханова учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Согласно статуту ордена, им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия» . Ежегодно в Угличе 28 мая (дата для XX—XXI веков) проводится православный праздник День Царевича Димитрия.

Примечания
1 Кобрин, В. Б. Гробница в московском Кремле // Кому ты опасен, историк? / Владимир Борисович Кобрин. — М.: Московский рабочий, 1992. — 224 с.
2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: 1955 Т. 4. — С. 446-447.
3 Скрынников, Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. - С. 14
4 В 1823 году Карамзин написал М. П. Погодину, что ему удалось сделать открытие, которое перевернёт существовавшие представления об убиении царевича Дмитрия по приказу Годунова. О своей новой версии Карамзин собирался сообщить читателям в готовившемся X томе «Истории государства Российского». Погодин удивился, получив этот том и не обнаружив в указанном сюжете никаких новаций. См.
5 См. М. П. Погодин, «Об участии Годунова в убиении царевича Димитрия» //«Московский Вестник», 1829 г. на сайте Православие и мир
6 Крылов И. Ф. Были и легенды криминалистики. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987

Масса И. об убийстве царевича Дмитрия в Угличе. Ок. 1611

Исаак Масса — голландский купец и резидент в России. Он жил в Москве в 1601—1609 и 1612—1634 годах, изучил русский язык и собрал много материалов по истории страны. Около 1611 г. Масса написал сочинение о событиях в России конца XVI — начала XVII вв. Виновником угличской трагедии он считал Годунова.

Борис советуется со своими друзьями о том, как бы вступить на престол и извести Дмитрия

Когда все успокоились, Борис приступил к осуществлению своего намерения, совещаясь со своими друзьями и родственниками, которых было до 70 домов, а именно: Годуновы, над которыми Борис был главою, хотя некоторые из них были старше его, Вельяминовы (Velieminoven) и Сабуровы (Soboroven) — два рода, прозванные так; с ними он каждодневно советовался, как достичь короны; прежде же всего необходимо было избавиться от юного царевича Дмитрия, ибо весьма опасались, что удобное время упущено, ибо Дмитрию было десять лет и по своему возрасту он был очень умен, часто говоря: «Плохой какой царь, мой брат. Он не способен управлять таким царством», и нередко спрашивал, что за человек Борис Годунов, державший в своих руках все управление государством, говоря при этом: «Я сам хочу ехать в Москву, хочу видеть, как там идут дела, ибо предвижу дурной конец, если будут столь доверять недостойным дворянам, поэтому надо позаботиться заблаговременно».

Эти и им подобные речи были передаваемы Борису и его приверженцам, опасавшимся, что если они вовремя не осуществят своего намерения, то сами попадут в западню, приготовленную для других. Поэтому они и решились на измену.

При царевиче Дмитрии безотлучно находился дьяк Михаил [С. 40] Михайлович Битяговский (Petoegoffsci), которого царевич считал своим лучшим другом; его подкупили извести Дмитрия, на что он согласился и поручил совершить убийство своему сыну Даниилу Битяговскому, у которого был товарищ, Никита Качалов (Micita Catsaloff); оба они сперва были в Москве у Бориса, который обещал их обеспечить и поручить им важные должности; причастившись и получив от Борисова священника благословение и полное отпущение грехов, они поехали в Углич с письмом от Бориса Годунова к отцу [Битяговского].

Предательское убиение Дмитрия

Отец, хорошо зная, что следует делать, в тот день приказал сыну своему Даниилу вместе с Никитою спрятаться на дворе, полагая, что в тот же день и должно совершиться; и после обеда дьяк предложил двум или трем молодым дворянам устроить игру в орехи, в которой, по его словам, желал принять участие Дмитрий; и дьяк в положенный час, когда он знал, что игра в самом разгаре, разослал всех с различными поручениями, а сам, дабы отклонить от себя всякое подозрение народа, отправился в канцелярию заниматься своими делами в присутствии большой толпы народа, собравшегося для решения тяжебных дел. И тем временем, в самый разгар игры, двое помянутых убийц перерезали царевичу горло, от сильного смущения забыв умертвить других детей, [и] тотчас бежали; они успели ускакать на лошадях, заранее для них приготовленных.

Как только это свершилось, молодые дворяне подняли на дворе сильный вопль. И известие тотчас дошло до канцелярии, а потом распространилось по всему городу. Каждый кричал: «Разбой, извели царя!» И многие вскочили на лошадей и сами не знали, что предпринять; другие бросились на двор, схватили здесь всех: и дворян и недворян и заточили до той поры, пока Москва не узнает об убийстве; между тем во время ужасного смятения многие были умерщвлены.

Когда это известие пришло в Москву, сильное смущение овладело и народом и придворными и царь был в таком испуге, что желал смерти; его утешали, как только могли; царица также была глубоко огорчена и желала удалиться в монастырь, ибо подозревала, что убийство совершилось по наущению ее брата, жаждавшего управлять царством и владеть короною; но она молчала и все, что слышала, таила в сердце, никому ничего не сообщая.

Сверх того опасались смуты и сильного волнения в Москве, но присутствие царя удержало от того, однако тайно шептали, что все устроено Годуновыми, которых очень боялись, ибо число их приверженцев было [С. 41] весьма велико, и Годуновы страшились, что все будет раскрыто и что розыск будет произведен весьма тщательно; но Борис с чрезвычайной ловкостью сумел так подействовать на царя, что тот поручил ему произвести розыск, и Борис принял это поручение.

Тогда можно было справедливо сказать: овцу поручили волку, но Борис так произвел розыск, что всех, бывших при дворе царевича, схватили как изменников и все они подверглись царской опале и были отправлены в ссылку в Устюг, город на реке Двине, в двухстах милях от Москвы, где они провели долгое время в тяжких бедствиях; некоторых, навлекших па себя подозрение, казнили; так совершенно невинно погибли многие добрые люди с женами и детьми.

Похороны царевича

Из Москвы послали знатного боярина Василия Ивановича Шуйского (Solscy) и боярина, или господина, Андрея Клешнина (Clesnin) присутствовать при погребении; они осмотрели тело царевича, которого хорошо знали, и собственноручно положили его во гроб в присутствии старой царицы, его матери, вдовы покойного тирана. И так похоронили царевича в том городе Угличе, с великим воем и плачем, по их обычаю.

Затем старая царица Марфа заключена была в монастырь, все оставшиеся в живых ее родственники из рода Нагих были, как уже сказано, сосланы. По всей стране было много толков среди знатных людей, которые не осмеливались действовать против Годуновых, пока царь жил с царицею, сестрою Годунова; но простой народ, купцы и другие простые люди толковали между собой о Годуновых, говоря втайне, что они изменники и стремятся овладеть царским венцом, поэтому Борис употреблял всевозможные средства для того, чтобы отвести от себя эти толки.

Примечания:

И. Масса ошибается: царевичу Дмитрию было восемь лет.

Ср. другие свидетельства. К. Буссов: «Вскоре заметили в сем Царевиче отцовское жестокосердие: однажды он велел своим товарищам, молодым дворянам, сделать из снегу несколько изображений, назвал их именами известных бояр, поставил рядом и начал рубить: одному отсек голову, другому отбил руку, ногу, иного проколол насквозь, приговаривая: „Это такой то боярин, такой то князь; так им будет в мое царствование“» (Сказание современников о Димитрие Самозванце. Изд. 2-е. Ч. 1. — СПб., 1837. С. 3.). Также П. Петрей: «По словам и детским играм Димитрия было заметно, что в нем крылась жестокая натура, влияние отца, особливо, когда он чем-нибудь занимался и играл со своими мальчиками. Однажды, забавляясь в зимнюю пору на льду с дворянскими детьми, он велел наделать из снега и льда несколько человеческих статуй, потом каждой фигуре дал имя какого-нибудь московского князя и большого боярина и сказал: „Вот это князь, это наместник, это думный боярин, это канцлер, это казначей, это Борис“, и так далее, до двадцати человек. После того велел принести саблю и молвил: „Когда буду великим князем, тогда вот что сделаю с большими боярами“, и сперва срубил голову у фигуры, представлявшей Бориса Годунова, потом у другой руку, у третьей бедро, четвертую заколол, и так далее, одну за другой, пока ни одной не осталось» (Там же. С. 170.). Об этих слухах говорит и Авраамии Палицын: Димитрий «часто в детских глумлениях глаголет и действует нелепая о ближнейших брата си, паче же о сем Борисе» (Сказание Авраамия Палицина // Русская историческая библиотека. Т. XIII. С. 970.).

Битяговский, Михаил в 1581 г. служил в Казани; потом был правителем земской избы в Угличе. М. Битяговский заведовал дворцовым хозяйством царицы-вдовы Марии Нагой и сына Дмитрия. 15 мая 1591 г. вместе с сыном Данилой убит народом как соучастник в убийстве царевича Дмитрия.

Известие Массы сходно с некоторыми русскими источниками. См., например, Собрание государственных грамот и договоров. Ч. II. — М., 1819. № 60, а также Клейн В. Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15 мая 1591 г. // Записки Московского археологического института. Т. XXV. — М., 1913. По следственному делу, Дмитрий погиб от несчастного случая. Иностранцы и русские источники, вышедшие из лагеря Шуйских, дают версию о убийстве Дмитрия. П. Петрей утверждает, что Дмитрий был убит ночью: «Однажды ночью подожгли дворец, когда же он начал гореть и все были в испуге и смятении, изменники бегом бежали ко дворцу, разбудили Димитрия, зная его привычку вставать с постели и смотреть, как горело и как народ тушил огонь. Когда он встал с постели и сошел из дворца по лестнице, четыре вероломные дворянина напали на него, закололи его длинными, отравленными ножами и побежали в Москву к Борису, думая получить от него большие милости и подарки за свою верную службу» (Сказание современников о Димитрии Самозванце. Изд. 2-е. Ч. 1. — СПб., 1837. С. 171.).

Великий Устюг — город в Вологодских землях. Расположен на левом берегу реки Сухоны против впадения в нее реки Юг.

Клешнин был сокольничим, а не боярином (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. II. — М., 1819. № 60. С. 108.).

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Среди сонма православных святых есть также почитаемые и дети. Все, наверное, знают Артемия Веркольского, семь эфесских отроков. И в их число входит поминаемый ныне святой благоверный царевич Димитрий Угличский. И он почитается именно как мученик нельзя сказать, что прямо, что за веру православную, но он царского рода. А как представитель царского рода он отвечает за весь православный народ. Поэтому действительно можно сказать, что он пострадал за веру православную.

Он является одним из самых известных наших святых — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. К большому сожалению вот, сколько сейчас разговариваем с людьми и обнаруживаем такую вещь, что люди совершенно не знают и не хотят знать своей истории. Куда смотрят взрослые, они ничего не делают для этого и даже не проверяют знания своих детей. Вы взрослые, вы еще что-то может, знаете. Я разговаривал с детьми от десяти до двадцати лет. Они вообще ничего не знают. И вот даже сегодня спросите у своих детей, знают ли они, кто такой святой царевич Димитрий, просто ради интереса. Дай Бог, чтобы вы услышали от ваших детей, что они действительно знают кто это такой. А это наша история.

Что с нами делают? У нас убивают историю. Люди, не интересующиеся своей историей, не имеют будущего. И поэтому смотрите, что делает наш президент? Он стал главой географического общества, он развивает историю. У нас открыта библиотека Ивана Грозного. Она напечатана, в интернете она есть. Люди все это знают и изучают. Поэтому мы, как православные христиане, не должны забывать о своей истории, потому что это наши корни, это именно православные наши корни. И основываясь на них, у нас есть надежда на наше будущее, и не только на «мое будущее», но и будущее всей нашей страны.

Так вот поскольку этот брак между Иваном Грозным и Марией Нагой был не венчан, то святой Димитрий не мог считаться претендентом на царский престол. И после смерти отца и воцарения одного из старших сыновей Иоанна, младенец был отправлен вместе с матерью в город Углич. Хотя город дан был ему в удел, и юный царевич Димитрий и его мать были окружены почетом, но это была фактически ссылка, так как сторонники нового царя опасались, что рано или поздно царевич будет претендовать на престол, поскольку у царя Феодора не было наследников. Во времена царствования Феодора Иоанновича фактическим правителем Русского государства был его шурин, всем известный нам властолюбивый боярин Борис Годунов.

Вы, наверное, много слышали об этой личности. Так вот царевич Димитрий вместе с матерью Марией Федоровной был удален со двора. И желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов начал действовать против маленького царевича, как против личного врага. Сначала он был оклеветан как наследник престола. О нем распустили слухи, что он незаконнорожденный. Неудавшийся этот замысел был продлен другим: его пытались отравить. Вообще многие из династии Рюриковичей были отравлены. Это действительно такая вековая вражда против русских царей, против наших православных русских правителей. Поскольку и эти действия не привели к желаемому, то коварный Борис решил погубить царевича. И они решились на преступление. Когда отрок утром гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы зверски зарезали царевича. Хотя много версий, и даже сейчас.

Многие умники, если почитать все, что пишут, говорят, что царевич сам себя зарезал в приступе эпилепсии. Но назовите мне хоть один случай, когда больной эпилепсией сам себя зарезал, причем перерезав себе горло. Такого я не слышал, и думаю, что вы такого тоже не слышали. То есть, против России врали, врут, и мы спокойно это знаем, всегда будут врать все наши враги. И если бы это было так, если бы царевич сам себя зарезал, то не было бы такого святого, то не было бы его канонизации спустя всего лишь шести лет после его смерти. Не было бы многочисленных исцелений. Ведь вся Россия, все эти века с 1600-го года четыре года и четыреста лет молится святому благоверному царевичу Димитрию и просит у него помощи во многих проблемах, особенно у него просят помощи в глазных болезнях. Матери просят святого благоверного царевича Димитрия молиться о своих детях. И он действительно помогает.

А что же было тогда? Смерть царевича Димитрия ставила точку в истории московской династии Рюриковичей. И с этого момента начинается самая страшная пора в истории нашего Российского русского государства, когда много лет раздирали нашу страну всякие самозванцы и войны. В эти смутные годы Россия потеряла до половины населения своей державы. Половину населения потеряли в Гражданской войне. Это колоссальная цифра. То есть люди шли за одним правителем, который объявлялся самозванцем, потом за другим. Убивали друг друга. То, что мы видим сейчас в соседней стране, то же самое было и в смутное время. Насколько это страшно! И даже, исходя из опыта, как долго это продолжалось больше 12 лет, даже не верится, что в соседней стране это закончится быстро. Потому что то, что назревает веками, невозможно решить в один день.

Еще во времена правления Годунова стали известны случаи исцеления страждущих возле гробницы маленького Димитрия. Особенно исцелялись часто страдающие глазными заболеваниями. По народным замечаниям святой Димитрий неоднократно являлся людям и предупреждал их о предстоящих опасностях. Известен рассказ старца, которому явился Димитрий и предупредил его о том, что в скором времени на Руси появится множество самозванцев под его именем. При мощах святого царевича Углического Димитрия принято молиться о благополучии и здоровье детей. В этот день 28-го мая стоит молиться не только об исцелении детей, но и всех своих родных и близких. Святитель Димитрий Ростовский, когда составлял житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, уделял действительно внимание, что многие люди исцелялись именно от глазных болезней.

Извлеченные в 1606-м году святые мощи царевича оказались нетленными. То есть он был прославлен буквально через шесть лет после своей безвременной кончины, потому что в этом была государственная необходимость. Была направлена специальная комиссия, которая должна была расследовать дело об убийстве. И цель была очень ясна. В это время на русской земле появился самозванец, заявлявший о себе, как о сыне царя Ивана Грозного, «истинном» царевиче Димитрии. И вот этот лже-Дмитрий распространял слухи, что убит был другой младенец, а он есть тот самый. И когда была вскрыта рака с мощами святого царевича, необыкновенное благоухание по всему храму разошлось, то есть он лежал нетленный. И его мощи до сих пор почивают в Москве. Сразу же по прославлению царевича Димитрия, он становится покровителем всех детей. Спустя некоторое время после причисления его к лику святых, на том месте в Угличе был построен храм, получивший название Храм Царевича Димитрия на крови.

В 2011-м году по благословению святейшего Патриарха Московского Кирилла день царевича Димитрия приобрел статус всероссийского православного детского праздника. То есть сегодня праздник всей детей. Мы знаем, что 1-го июня праздник «День защиты детей». А у нас православных есть еще один праздник — сегодня. Поэтому у всех православных детей России сегодня праздник. Ну конечно, если кто хочет присоединиться к нашему празднику, мы никогда никого не отвергаем. Сегодня праздник всех детей. Им сегодня можно все хорошее. А вы, родители, расскажите как раз сегодня своим детям, кто же такой был святой Димитрий, какую роль он имел в истории нашего Российского государства и какую имеет дальше. Потому что к нему, как к потомку царя Ивана Грозного, великого нашего царя, мы обращаем свои молитвы и просим его защитить нас от всех видимых и невидимых врагов, которые пытались, пытаются и будут всегда пытаться уничтожить нашу великую страну. Но никогда им не удастся этого, потому что с нами Господь. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)

Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин - властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Ошеломительное произведение ювелирного искусства, своего рода древнерусская "маска Тутанхамона".

Младший сын Ивана Грозного, как известно, загадочно погиб (в 1591 году), что позволило взойти на трон Годунову. Потом началась катавасия со Лжедмитрием. В мае 1606 года Лжедмитрия выкинули из окна кремлевского терема. Следующему царю Василию Шуйскому приходилось разбираться со Лжедмитрием II, который маячил на подступах к Москве аж до 1610 года. Чтобы подчеркнуть, что царевич-таки давно мёртв (а не сидит в Тушино), царь Василий Шуйский инициировал шумную пиар-историю про то, что невинно убиенное дитя Димитрий Иоаннович стал святым.

Чтобы подтвердить гибель царевича, в Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Филарета (отца будущего царя Михаила Федоровича). Комиссия должна была удостоверить, что тело царевича на месте.

Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице, по оппозиционным слухам, лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов, болтали, что это Филарет купил у некого стрельца его малолетнего сына, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия).

Такие чудесные мощи оставлять в Угличе было нельзя: великолепный инфоповод же! Отвлечем страну от роста налогов и возможного дефолта. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой (царицйе Марией Нагой). Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, веско опознал царевича и повелел гроб закрыть.

Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного — «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его».

Современное местонахождение мощей царевича в соборе (ныне в основном пространстве, каменную сень с оградой соорудили позже). Иван Грозный с двумя старшими сыновьями погребен за алтарной преградой, и доступа к нему нет.

Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Таким образом, с XVII века он становится одним из самых почитаемых русских святых.

Почему я это рассказываю? Чтобы стало понятней, отчего эта вещь такая роскошная.

На дальнем плане - крышка раки св. Кирилла Белозерского.

Из династии Шуйских на русском троне задержались правителей ровно 1 шт., и на престол взошел первый Романов, Михаил Федорович. Сын того самого Филарета, который обрел останки царевича. Теперь он стал уже патриархом и, де-юре, главой государства при малолетнем сыне.

Филарет не хуже предшественника понимал про пиар, поэтому история с почитанием царевича Димитрия продолжала разворачиваться. Более того, новая династия постоянно старалась подчеркивать свою связь с последними Рюриковичами, преемственность. Например, Михаил и его сын Алексей своих детей называли теми же именами, что Иван Грозный, тоже приказывали с них делать мерные иконы, ну и прочую всякую монархическую атрибутику поддерживали. Первые Романовы старательно подчеркивали, что в бедах Смутного времени они не виноваты, это все Годуновы и Шуйские, а их, Романовых, вообще и близко-то не было, они как раз покурить вышли.

Поэтому в развитие культа рюриковича Димитрия продолжали активно вкладываться.

В 1630 году по заказу царя Михаила Федоровича и был создан этот самый экспонат.

Официально он называется Крышка раки царевича Димитрия
и хранится в Оружейной палате, то есть является частью фондов Музеев Московского Кремля.

Остальные части раки (гроба) не сохранились: их похитили во время Отечественной войны 1812 года. Удалось спасти вот только эту крышку, с изображением. На боковых сторонах, скорей всего, просто были узоры, как на той, где мощи Дмитрия лежат в наши дни.

В Архангельском соборе мощи царевича находятся в другой раке, без этой крышки.


Вид раскрытой современной раки в соборе изнутри.

Вот описание крышки раки из каталога музея:

Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова. 1628-1630 годы. Мастерские Московского Кремля.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекло, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, канфарение, золочение, эмаль. 158,3 х 70,3.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Реставрирована в 1985 году Н.И. Долговым. ММК. инв. МР-9989.

"Крышка раки принадлежит к числу наиболее значительных творений мастеров-ювелиров Серебряной палаты Московского Кремля, выполненных под руководством одного из лучших ювелиров страны Гаврилы Овдокимова.

На крышке помещена чеканная горельефная фигура юного царевича в нарядном облачении. Хотя изображение подчинено определенному канону, детское лицо царевича, мягко смоделированное, со слегка выпяченной нижней губой и широко открытыми глазами, создает впечатление известной портретности образа. Это произведение свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства русских чеканщиков XVII века".

Это единственное фото, на котором мне удалось сфотографировать крышку "во весь рост". Увы, получилось расплывчато.

Очень круто, что сохранились имена художников, которые сделали этот позолоченный "портрет".











Вот он каков, наш "русский Тутанхамон", шедевр ювелирного искусства в жанре посмертного портрета!

Убийство наследника Ивана Грозного царевича Дмитрия окутано множеством слухов, догадок и легенд.

Запутанная история стала причиной появления большого количество самозванцев, выдававших себя за погибшего наследника.

Самыми известными из них были и Лжедмитрий II. До сих пор есть сторонники точки зрения, что первый самозванец был действительно чудесным образом спасенным сыном царя.

Дмитрий Углицкий биография

Царевич Дмитрий родился в октябре 1582 г. Он был сыном Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Когда наследнику было всего лишь полтора года, его отец умер. Большинство бояр решило возвести на престол слабоумного брата Дмитрия - Федора. Марию Нагую вместе с младенцем отправили в Углич.

Летописцы сообщают, что молодой Дмитрий по характеру сильно напоминал Ивана Грозного. С ранних лет в нем была заметна склонность к жестокости. Дмитрий так же, как и его отец в детстве, ненавидел наиболее влиятельных бояр. Именно они лишили его престола, отдав предпочтение глупому Федору.

Однажды мальчик приказал сделать фигуры из снега. Каждой он дал имя влиятельного боярина (в том числе Годунова) и начал рубить им головы, воскликнув: "Вот, что будет, когда я стану царствовать". Если этот рассказ достоверен, то месть Бориса Годунова - вполне возможная причина смерти царевича.

Причина смерти

Загадочная смерть царевича 15 мая 1591 г. расследовалась специальной высокой комиссией, которую возглавлял князь . Царевич Дмитрий страдал "падучей", т. е. эпилепсией. Заключение комиссии гласило: во время игры в "тычку" с мальчиком случился очередной приступ болезни. Во время припадка он упал и случайно повредил ножом сонную артерию или яремную вену.

Комиссией было допрошено 140 свидетелей. Непосредственными очевидцами были три няньки и четыре ребенка, постоянно игравших вместе с царевичем. Главной виновницей называла себя кормилица Арина Тучкова. Она утверждала, что должна была предугадать наступление приступа и отобрать у мальчика нож. Выводы комиссии выглядят довольно сомнительно, а показания свидетелей на удивление однообразны. В материалах расследования даже нет показаний матери Дмитрия - Марии Нагой.

Более правдоподобной представляется версия заказного убийства. Царевич Дмитрий был реальной угрозой для Бориса Годунова. Многие современники были уверены, что именно он организовал гибель наследника. В Угличе Мария и царевич находились под неусыпным надзором представителя Годунова - дьяка М. Битяговского.

Когда Нагая увидела мертвого сына она, указывая на Битяговского, начала кричать: "Он, он убийца!". Дьяк попытался спрятаться, но братья Марии Михаил и Григорий во главе разъяренной толпы ворвались в его дом. Битяговский вместе с сыном Данилой и ближайшими сторонниками были убиты.

Расследование смерти царевича Дмитрия превратилось... в процесс против семейства Нагих. Их обвинили в убийстве правительственного чиновника и подстрекательстве к бунту. Мария была сослана в Никольский монастырь, а ее братья брошены в тюрьму. Проживающий в это время в России английский дипломат Дж. Горсей так пишет об этом событии: "юный князь... был жестоко и изменнически убит; его горло было перерезано".

Последствия

Гибель Дмитрия имела огромное значение. Слабоумный Федор был номинальным правителем. К тому же у него не было наследников. Всеми делами государства уже давно управлял . Смерть Дмитрия фактически означала пресечение . В 1598 г. заветная мечта Годунова осуществилась: он был избран русским царем.

Итоги

Смерть Дмитрия Углицкого до сих пор остается загадкой. Тем не менее, нельзя не признать, что она была выгодна Борису Годунову. Версия нечаянного ранения выглядит неправдоподобно. Скорее всего, царевич был действительно убит по приказу будущего русского царя.

Канонизирован Дмитрий Иванович в 1606г, мощи царевеча перенесли в Москву в Архангельский собор из Углича.