Стройка и ремонт - Информационный портал

Соборное послание апостола иоанна читать. Новый завет. Время и место написания послания Иоаннова

Адресат.

Из послания видно 5.21.что данное послание назначено для христиан малоазийской церкви. Состоявшей в большинстве из язычников, чем из иудеев.

Подлинность.

Хотя Иоанн Богослов не называет себя по имени, но он говорит о себе как об очевидце событий жизни Иисуса Христа.

(1.1-4).Все христианское общество признавало послание подлинным. Евсевий Кесарийский говорит что послание апостольское «тот же Иоанн что написал Евангелие написал и это послание, с целью утвердить в вере тех кто уверовал в Господа.» Некоторые признаки свидетельствуют с сходностью с Евангелием от Иоанна. Как в Евангелии, так и в послании Иоанн говорит, называя себя как очевидцем Слова, Иисус Христос является примером для христиан 2.6,3.7,4.17.Эта внутренняя близость послания, замечена Дионисием Александрийским. «Евангелие от Иоанна и 1-е послание согласны между собой и одинаково начинается, говорит: «В начале было слово…»последнее говорит «Слово было от начала. «Внимательный читатель часто встретит такие слова: жизнь, свет, истина, радость, и т. дал. Это все говорит о том, что автором является Иоанн Богослов.

Повод, цель, время и место написания первого послания святого апостола Иоанна Богослова.

Повод и цель.

Из послания видно, что ко времени написания умножилось гностическое учение, против которого боролись ап. Павел и Иуда. Опасность, грозившая церквям побудила написать послание. Эти лжеучения отвергали божество Иисуса Христа.2.3-9.Цель: утверждение веры в Сына Божьего,чтобы через Него получить жизнь вечную и были вечными в любви.1.15.20.

Время и место написания.

О времени написания нет точных исторических свидетельств и в самом послании нет точных данных. Многие считают, Что в содержании послания имеются косвенные доказательства –конец апостольского века. Автор не говорит об устроении христианских общин, а лишь говорит об утверждении той истины, которой они давно слышали и познали Ее (2.20;27).по видимому ко времени написания, христианские общины Малой Азии уже получили Церковную организацию. И у них уже были такие которые уже умерли, и такие которые уже родились. В пользу подлинного написания, свидетельства иудейские. В послании нет никакого намека по поводу борьбы с иудейством, наоборот, в недрах христианской общины появляется лжеучителя искажавшие догматически Воплощения Иисуса Христа. Лжеучение появляется из недр Церкви, а ап. Павел говорит о нападках из вне, то можно отнести послание к концу 1 в.-96-97гг. в Ефесе.

Текст, формуляр и богословие первого послания святого апостола Иоанна Богослова.



Единство текста.

Язык послания близок к Евангельскому, что трудно сомневаться, Что автор Иоанн Богослов. Язык простой греческий - кини. Мнения по поводу (5.7) очень важен в вероучитель ном отношении, хотя не встречаются в древне греческом кодек

Се. В творениях древних Св. отцев и учителей церкви в понимании против ариан, встречается этот стих. Этого стиха нет в Пешито и Вульгате. Впервые встречается у Блаженного Августина. Этот стих появляется в XVI в. В новейшей издании греческого текста этот стих опускается (Шульц, Гризбах).Поскольку этот стих принят как восточной так и западной церковью. Церковь считает подлинно апостольской. Стих не нарушает связи с другими стихами текста. Этот стих вполне согласуется, гармонизируется с Богословием Иоанна Богослова.

Богословие.

Богословие написано не по образу античного письма. Иисус Христос назван, словом жизни. Бог назван Светом.1.5; «Как в мире свет есть стихия превосходнейшая, так и Бог Свет есть совокупность и полнота его Божественного совершенства». Бог –любовь.4.8.-это выражение принадлежит Иоанну Богослову, и больше нигде не встречается. Наибольшее выражение любви к людям в том что Бог послал в мир Сына, чтобы мы получили жизнь через Него.(4.9). «Из любви к нам Бог послал Единородного Сына. и тем показал, что Он есть любовь, источник любви заключенной не в человеке, но в Боге». Феофилакт. 5.6-8.-Учение о вере. Вера в Божество Иисуса Христа является основой христианства. Иоанн богослов раскрывает и обосновывает учение о Христе. Свидетельство о Божестве Иисуса Христа является - Вода, крещение и кровь.

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.

6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что" есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15 Не люби"те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.

19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то" открылось, что не все наши.

20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.

21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то", что всякая ложь не от истины.

22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

26 Это я написал вам об обольщающих вас.

27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Авторство Первого Послание Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов

Несмотря на то, что ни в заглавии, ни в тексте не дается прямого указания на то, что автором данной Новозаветной книги является именно Иоанн Богослова, сомнений в этом нет и никогда не было у Христианской Церкви. В начале послания мы узнаем лишь то, что автор книги – свидетель жизни Иисуса Христа. Уверенность Церкви в авторстве Святого Апостола Иоанна Богослова проистекает из схожести текста Послания и . Однако, если вспомнить о том, что большое количество современных исследователей считают, что автором Евангелия от Иоанна был не Иоанн Богослов, а, возможно, Иоанн Иерусалимский, пресвитер Иоанн, либо группа последователей апостола Иоанна, вопрос об авторстве Первого Послания Иоанна можно считать открытым.

Время написания.

Нам известно, что Первое Соборное Послание Иоанна Богослова было знакомо Иустину Мученику, жившему около 100-165 гг н.э. Поэтому Послание не могло быть написано позже 165 г, кем бы ни был автор. К началу III века книга уже считалась канонической и подлинной. Вопросов по поводу подлинности и канонического достоинства книги не было по той же причине – не было сомнения, что текст принадлежит автору Четвертого Евангелия. Здесь мы встречает те же образы и мысли, то же возвышенное христианское созерцание, те же живые воспоминания очевидца жизни Сына Божьего. Даже лексический набор слов - один и тот же.

Время написания в Церковной Традиции принято относить к концу I века (97-99 гг.) – последним годам жизни Апостола Иоанна. В тексте Иоанн Богослов говорит не об устроении Христианских общин, а о их функционировании и росте, что, конечно, характерно было для более позднего периода жизни Св. Апостола. В тексте нет отражения иудейских споров, характерного для более ранних апостольских посланий. Автор, однако, пытается противостоять лжеучителям, действующим в самой христианской общине.

Место написания – г. Ефес в Малой Азии.


Место написания – г. Ефес в Малой Азии.

Толкование Первого Послания Иоанна.

Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова часто воспринимается как дополнительное чтение к Евангелию от Иоанна. Евангелие рассматривается в качестве теоретической части, тогда как послание носит более практический и даже полемический характер.

Первое послание адресовано, прежде всего, христианам Малой Азии. Основная цель Послания – предостережение от лжеучителей. Характер книги – обличительный, увещевательный. Автор предупреждает христиан об опасностях лжеучений о Господе.

Скорее всего под словом «лжеучителя» автор послания имел в виду гностиков , которые в своей философии четко разграничивали земное и духовное. Возможно также, что письмо направленно против теории досетиков , которые не считали Сына Божьего реальным человеком. Вероятно, что автор также имел в виду еретические взгляды Сирентия , который считал, что божественное начало снизошло на Иисуса во время крещения и покинуло его перед распятием.

Стоит сказать, что в то время греко-римский мир отличался множеством идей и философий, понятно лишь то, что Иоанн Богослов боролся с теми идеями, которые отрицали факт того, что Иисус был Сыном Божьим. Послание даже в большей степени обращено к вождям церкви, нежели к общинам в целом. Именно руководители общин должны быть верными в своих духовных воззрениях.

1:1-3 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни
Здесь Иоанн речь ведет не о Писании как таковом, но об Иисусе как о том, кто принёс и исполнил на себе слово Божие.
Иоанн пишет о том, что через человеческие органы чувств, которые слышат, рассматривают и осязают - можно рассказать о том, что вместилось через них - в умы и сердца учеников Христа. А всё, что вместилось в умы и сердца - уже не в смертную плоть, а в дух человеческий посеялось, в убеждения и восприятие, что гораздо надёжнее посеянного в смертную плоть, ибо внутренние убеждения не истлевают.

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам
Именно Иисус принес человекам жизнь вечную. В каком смысле?

1) тем, что своею смертью искупил нас и сделал ее возможной для человечества
2) указал путь (образ жизни), благодаря которому мы можем приблизиться к Богу и получить жизнь вечную.

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
Иоанн был непосредственным участником событий и сам лично видел всё, что происходило, и слышал слово Христа - из уст самого Иисуса.

Общение с Отцом и сыном Его означает для каждого из нас, что есть возможность узнать, что нужно делать каждому желающему - для того, чтобы жить вечно. Через это Слово жизни, переданное Христом, христиане словно общаются с Самим Богом и Христом Его.

1:4-7
И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

Иоанн делится собственной радостью, ибо чего нет, то и с другими разделить невозможно А радость его - необычная, не из тех, что по причине удовлетворения плоти часто происходит, но именно по причине познания Божьей любви в лице Христа - радость Иоанна. И он пишет соверующим ради того, чтобы укрепить их радость от знаний, полученных чрез благовествование. Суть же благовествования в том, что Бог – это свет, нет в нём никаких тёмных пятен. А наши тёмные пятна грехов Бог очищает при помощи крови Христа (благодаря жертве искупления).

Обычно все дела, которые хороши и любезны в глазах Божиих - делаются на виду (на свету), ибо делающие их уверены, что, поступая так, прославляют Бога. Прячутся в темноту лишь те дела, которые в глазах Бога злом являются. А потому, те дела, которые не прославляют Бога - Его служителям лучше и не делать:
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны - Иоан.3:20-21.

Если кто-то заявляет, что общается с Богом и Христом, но делает тёмные дела (поступает неправильно) – тот лжец.
А кто делает дела света – по тому и без заявления ясно, что он на самом деле находится в тесном общении с Отцом и сыном Его и что общение с Вышними - во всём положительно на него влияет, уж если он подражает Богу и Христу своим праведным образом жизни. Именно о ТАКОМ, ходящем во свете на деле, (а не заявившего всего лишь об этом) – можно сказать с уверенностью, что кровь Иисуса очистила его от всякого греха и открыла доступ к Богу, иначе не смог бы христианин в тесном общении с Богом находиться и ума с праведностью – от Него набираться.

1:8,9 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен,простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Если из-за того, что мы получили возможность общения с Вышними, мы спешим заявлять о своей непогрешимости – то не по истине поступаем, обманываем самих себя, ибо нет праведника от грешного Адама ни одного.

Если же мы осознаём, что греховны, не запираемся, а открываем Богу ВСЁ, что нас волнует и в чём мы согрешаем – то грехи нам прощаются благодаря праведности и верности Христа, ибо если бы он верности своей не сохранил, его жертва искупительной силы бы не имела.

1:10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Если, будучи служителями Божьими, говорим, что не согрешаем – то показываем этим, что Бог лжёт, ибо Сам Он говорит о том, что ВСЕ согрешили в Адаме (Римл. 5:12) - в противовес тому, что говорим о себе мы. Да и Иисус для того пришёл, чтобы искупить наши грехи (1Ин.2:2).
А если бы мы были праведниками и не имели бы греха - не нужен был бы Христос.

Язык, стиль и учение Послания настолько близки к четвертому Евангелию , что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до в., считает, что им является ап. Иоанн Богослов . Самая ранняя цитата из Первого послания ап. Иоанна относится к (свт. Поликарп Смирнский . К филиппийцам, 7). На него как на произведение ап.Иоанна ссылаются Папий Иерапольский , Климент Александрийский , Ориген и др. писатели -III вв. Свт. Дионисий Великий , обладавший тонким критическим чутьем, определенно отождествляет писателя Евангелия от Иоанна и Первого послания Иоанна. Выражения, подобные 1 Ин. 2:7 , указывают, что Послание написано много лет спустя после евангельских событий. Апокалиптические мотивы («последнее время», «антихрист») отличают, однако, Послание от четвертого Евангелия. В связи с этим высказывалось предположение, что послание предшествует по времени Евангелию от Иоанна. Открытым остается вопрос о лжеучителях, упоминаемых в послании. Наиболее распространенным считается мнение, обоснованное архиеп. Василием (Богдашевским) , согласно которому эти лжеучители были ранними гностиками . У самого апостола часто встречаются слова, связанные с понятием гнозис - знание (2:3,5 ; 3:10,14,16,24 ; 4:2,6 и др.). Но еще в Ветхом Завете слово даат - знание - фигурирует как синоним веры.

Первое послание Иоанна не является посланием в строгом смысле слова. Это вдохновенная проповедь о важнейших основах христианской жизни. Единение со Христом, любовь к Богу и к людям как нечто неразделимое - таковы основные темы этого Послания. Апостол обращается к новоначальным всех возрастов.

Еп. Кассиан (Безобразов) отмечает: «Первое послание апостола Иоанна можно заучить наизусть, но пересказать его, строго говоря, невозможно. Послание состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собой, может быть, наиболее совершенный пример Иоанновой «цепи». Всякое деление этого послания на его составные части должно быть признано условным».

Афористический характер Послания дал повод ряду экзегетов (напр., Бультману) считать его мозаичным произведением, сложившимся из разных источников. Но правоту этого мнения доказать невозможно именно в силу литературных особенностей Послания. В нем речь апостола течет единым потоком, в котором нет строго логической последовательности. Попытка Ломайера вычленить в Послании 7 частей достаточно произвольна.

Литература

  • Митр. Антоний (Храповицкий), Творения св. ап. Иоанна Богослова, Варшава, 1928;
  • Баркли У., Толкование Посл. Иоанна и Иуды, пер. с англ., Вашингтон, 1986;
  • Богдашевский Д.И., Лжеучители, обличаемые в первом Посл. ап.Иоанна, К., 1890;
  • Бухарев А.М., О соборных Апостольских Посланиях, БТ, сб.9, 1972;
  • [Глаголев А.], Первое Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. - Второе Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. - Третье Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ТБ, т.10, с.308-350;
  • Глубоковский Н.Н., Замечания о I посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ХЧ, 1904, № 6; еп.
  • Евдоким (Мещерский), Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнич. труды, Серг.Пос., 1898;
  • архиеп. Евсевий (Орлинский), Беседы на Первое Соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, СПб., 1864;
  • прот. Зефиров Н., Общедоступное объяснение апостольских посланий, Могилев, 1912;
  • Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. На слав. и рус. наречии. С предисл. и подроб. объяснениями еп.Михаила, кн.1-2, Киев, 19052;
  • еп. Никанор (Каменский), Толковый апостол, ч.1-3, СПб., 1904-05;
  • Питирим, архим.Волоколамский, Пастырская дидактика св. апостола и ев. Иоанна Богослова, ЖМП, 1984, № 3;
  • прот. Полотебнов А. (предисл., примечания), Иоанн Богослов. Соборные посл. апостола любви св.Иоанна Богослова I, II, III на слав. и рус. наречии, М., 1875;
  • Сагарда Н., Первое соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Полтава, 1903;
  • его же, Соборные посл. ап. и ев. Иоанна Богослова, ПБЭ, т.6, с.837-61;
  • Фаррар Ф.В., Первые дни Христианства, ч.1-2, СПб., 1888;
  • Херасков М.И., Послания апостольския и Апокалипсис, Владимир, 19073;
  • Brown R., The Community of the Beloved Disciple, N.Y., 1979;
  • Bruce F.F., The Epistles of John, L., 1970;
  • Laplace J., Discernement pour temps de crise, P., 1978;
  • Perkins Ph., The Johannine Epistles, Chi., 1979;
  • Stott J.R., Epistles of John, L., 1964;
  • JBC, v.2, p.404-13;
  • RFIB, v.2;
  • NCCS, p.1257-62.

Использованные материалы

  • Библиологический словарь священника Александра Меня