Стройка и ремонт - Информационный портал

Сочинение на тему добро и зло рассуждение. Добро и зло: мысли об относительности бытия Анализ на тему добро и зло

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www.allbest.ru/

Добро и зло в жизни человека

Ангарск 2012

Введение

добро зло человечность

Наверное, на земле нет человека, который так или иначе не ставил бы перед собой вопроса о добре и зле. Не было в истории человеческой мысли философа, который решая общие проблемы мироздания, не высказал бы о добре и зле своих суждений. Нет общества, которое в самых общих чертах не предписывало бы людям взглядов на добро и зло, не призывало бы их творить добро и искоренять зло. Одна из наиболее общих и сложных проблем теории морали всегда состояла в том, чтобы дать определение понятиям «добро» и «зло», раскрыть их содержание и сформулировать критерий деления моральных явлений на добрые и злые. В истории этики существовало множество попыток ответить на вопрос о том, что есть добро и зло.

Какие качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения - в виде доброты и злобы. В чем же заключается и как проявляется доброта?

2.Выделить свойства и проявления «Добра и зла» в жизни людей и общества.

Всего: 84 человека (ученики 8-11 классов и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска)

Методы исследования:

1. Теоретический: анализ, систематизация.

2.Эмпирический: анкетирование, тестирование.

Теоретическая часть

1. Понятия добра и зла

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» - плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом - с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе. Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло - не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удовлетворения их потребностей - жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому.

Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неизлечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового уничтожения, войнами за обладание материальными благами, Чернобылем) и сопровождается проявлением отвратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).

Духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, справедливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро - это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо - это совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло.

Человек, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности - самораскрытию, самовыявлению, самореализации личности, разумеется при условии, что эта личность «имеет право на звание Человека» (А. Блок).

И тогда добро - это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Но в этом случае еще одним критерием добра и - одновременно - условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).Проблема "Добра и зла" одна из самых древних и самых сложных в человеческой культуре. Вопросов здесь очень много. Как-то общепринято, "Добро" должно существовать, если существуем мы и, с "Добром" обычно ассоциируется процесс Божественного творения, т.е. как бы существует синонимичная пара "Добро-Бог".

Сущность "Добра" любому человеку с нормальной психикой вполне понятно. Это и свет, и тепло, и пища, полученные собственным трудом. "Добро" - это и помощь близкому, это и твоя помощь и помощь тебе в трудную минуту. А так как творческие усилия, обращенные в едином направлении, всегда складываются по закону сверхаддитивности ("суммарный потенциал системы существенно больше суммы отдельно взятых потенциалов", законы А.А.Богданова, автора знаменитой "Тектологии" - учении об всеобщем управлении), то Добро задает тенденции социальной интеграции. Все, что мы видим рукотворное вокруг нас - это результаты Добра. Для придания же сил "Добру" необходимы механизмы социального управления, построенные на Любви, ему необходимы также и инструменты для открытия новых горизонтов развития человека, наций, народов и всей человеческой цивилизации.

Открывая Мир, человек становится свободнее от притяжения породившей его материи и социальной истории. Он уже не обязан вступать ни в одну из армий Добра или зла, он волен создать свои отряды и двинуться с ними по своему разумению. Добро это, скорее всего, - помощь, которую мы получаем, когда попадаем в критическую ситуацию. Добро - это процессы по преодолению этих трудностей. При решении совершенно новых задач Добро представляется в форме Творчества, при преодолении же уже известных трудностей, Добро - это есть Любовь (к себеподобным). Социальная культура человечества уже давно использует понятия "Добра и зла". В разных культурах и на различных исторических этапах становления общества их используют с позиции как одного субъекта, одной семьи, одной общины, одного народа, одного человечества, одного разума. Постепенно, исторически и культурно, критерием Добра становится все большие и большие общности людей. И, как эгоистические, отвергаются предыдущие идеалы. Сначала отвергается гегемония индивидуализма -эгоизм, затем семейная и общинная - мафия, классовая и национальная (государственная) - фашизм. Сегодня ставится под сомнение и человеческая гегемония: движения за экологию, за единство всего живого на планете. И этот восходящий процесс идет непрерывно и его не остановить.

Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, научающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Зло -- понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Представления о добре и зле менялись у разных народов из века ввек, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и познанию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолютным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. Никто не делает зла специально, по своей воле, говорил он, а лишь по неведению. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании - уже Шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло - невежество, которое Сократ усматривал не в том, что мы чего-то не знаем, а в том, что не догадываемся об этом и не нуждаемся (или считаем, что не нуждаемся) в знании.

Другие философы древности усматривали добродетельность в социальных отношениях человека (Аристотель), в его связи с миром идей (Платон). Третьи считали, что добро заложено в самой природе человека и зависит только от него самого: «Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого» (Эпикур).

Гегель писал: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор, могу решиться на то и на другое, могу принять в свою субъективность как то, так и другое. Природа зла, следовательно, такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть».Гегель распространяет не только на область внешней реализации, область поступков, но и на область внутреннюю, область мышления и намерений.

Вл. Соловьев считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравственный закон записан в человеческом сердце. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра. Мысль Соловьева сводится к тому, чтобы совершенно сознательно и свободно подчинить нашу волю идее добра, заложенной в нас от природы, идее лично продуманной, «разумной». Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.

Развивая положения своей нравственной философии, Соловьев указывает на три основных принципа, базирующихся на рассмотренных первичных элементах добра и нравственности: принцип аскетизма, принцип альтруизма и религиозный принцип.Этическая система Соловьева и сегодня имеет непреходящее значение - это единственная в русской философии законченная концепция христианской нравственности, пронизанная верой в неистребимость пребывающего в человеке добра.

Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях. Первая из них - всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Под понятие Добра и Зла подпадает все: и человеческие отношения, и отношение человека к природе и миру вещей. Заметим, однако, что всеобщность и универсальность не мешают добру и злу отличаться второй особенностью - конкретностью и непосредственностью. Они - понятия исторические, зависящие от реальных общественных отношений.

Третья важнейшая особенность добра и зла - это то, что они феномены субъективные, то есть не принадлежащие объективному миру, а относящиеся к деятельности человеческого сознания. Действительно, в природе, например, нет явлений, которые безотносительно к человеку были бы добром или злом. Это мы, в зависимости от своих нужд, интересов, условий жизни, относим одни вещи и явления к разряду «добрых», другие - к разряду «злых». Дело в том, что добро и зло - понятия не только ценностные, но и оценочные. При их помощи мы положительно или отрицательно оцениваем то или иное природное, социальное явление, моральные качества и поступки людей. Но как всякие оценочные понятия они несут в себе элемент человеческой субъективности, личной пристрастности, эмоциональности.

В силу тех или иных причин то, что для одного человека объективно выступает в виде добра, для другого является (или ему кажется, что является) злом. Так, для больного предстоящая операция однозначно воспринимается как зло; для хирурга же, видящего картину болезни с профессиональной точки зрения, она - единственная форма помощи, а значит - добро. А и области человеческих отношений?.. Плохой-хороший, добрый-злой... Такое двухцветное деление мира начинается еще с детского сада и нередко проходит через всю жизнь. Со временем выясняется, что «плохой» с нашей точки зрения для других вовсе не так уж и плох, у него, как и у нас, есть друзья, которые его уважают и даже любят. После такого открытия уже нетрудно сообразить, что и мы сами - безусловно, по-своему хорошие - далеко не у всех пользуемся симпатией, а для кого-то просто невыносимы. Субъективность, таким образом, предполагает отсутствие абсолютного Добра и Зла в реальном мире (они возможны лишь в абстракции или мире потустороннем). Поэтому из субъективности проистекает четвертая особенность добра и зла - их относительность, также проявляющаяся в ряде моментов.

Русский философ И.О. Лосский, указывая на то, что зло всегда относительно, утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра. Лосский иллюстрировал этот тезис на примере смерти. Смерть есть несомненное зло; более того, она символизирует предельное зло мира. С этим согласится любой человек, познавший боль утраты или задумавшийся о бренности своего существования. Но если абстрагироваться от личностных переживаний и посмотреть на смерть с точки зрения ее роли в процессе жизни, то становится очевидной ее необходимость - не только биологическая, но и этическая. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Без смерти нет жизни, но без смерти нет и смысла жизни. Зло, в процессе развития может превращаться в добро и наоборот.

Вместе с тем нравственные правила справедливости и милосердия, хотя и включают в себя всю область взаимоотношений живых существ, но не покрывают всего многообразия отношений даже между людьми. Поэтому необходим религиозный принцип, базирующийся на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, то есть, другими словами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога. Эта вера... составляет то, что называется естественной религией». Соловьев считал, что «добродетельный человек есть человек, каким он должен быть. Другими словами, добродетель есть нормальное или должное отношение человека ко всему».

Религия идею высшего добра воплотила в Боге. Он - творец всего доброго, вечного, разумного. Всевышний не творил зла. Зло происходит от врожденной «греховности» людей, оно есть происки дьявола. Зло - это не нечто самостоятельное, оно - отсутствие добра, подобно тому как мрак - отсутствие света. Начиная с первородного греха, выбор между добром и злом сопровождает человека. Именно христианство впервые утвердило право на этот добровольный и ответственный выбор, за который человек расплачивается вечным потусторонним бытием в Раю (абсолютное Добро) или в Аду (абсолютное Зло). Христианство же, не оставляя человека беззащитным перед этим выбором, вооружило его нравственным кодексом, следуя которому человек может идти по пути добра, избегая зла.

Этот кодекс составил содержание знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5). В ней Иисус не только учит народ десяти заповедям, сформулированным Моисеем еще в Ветхом Завете, таким как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», «Не убий», «Не укради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», но и дает им свое толкование. Так, ветхозаветное «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» Иисус дополняет: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» Конкретизируя, разрешая или запрещая те или иные формы поведения, христианские заповеди явились, по существу, выражением основных принципов нравственности, на которых должно строиться отношение человека к человеку. Если религиозная этика рассматривает Добро и Зло прежде всего как основания нравственного поведения личности, то философский анализ этих категорий направлен скорее на выявление их сущности, истоков и диалектики. Стремление понять природу добра и зла, объединяя усилия разных мыслителей.

Христианство (от греч. Христос-- «помазанник», «мессимя») -- авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство -- крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности -- почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Буддизм - мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев. Буддизм возник в Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм.

Ислам - мировая религия, объединяющая более 1 млрд. приверженцев. Суть ислама составляет учение о единобожии, посредничестве между Богом и людьми, загробном воздаянии, страшном суде. Основал религию пророк Мухаммед.

Иудаизм, иудейство (от греч.), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа) -- религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.

Основные функции (роли) религии:

· Мировоззренческая -- религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Коммуникативная -- общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Регулятивная -- осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная -- позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая -- лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная -- религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая -- религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правил распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

· Психотерапевтическая -- религия может быть использована как средство психотерапии.

В искусстве природа часто наделяется человеческими чертами, устремлениями, волей. Природа выступает в качестве неразумного, инстинктивного начала, противостоящего человеческому духу. Природа также трактуется как исток, первобытное состояние мира, поэтому иногда считается, что ей свойственна девственность и чистота. Уставший от цивилизации человек ищет успокоение на лоне природы. В XX веке появляется тема природы, мстящей человеку в виде стихийных бедствий. Современное неоязычество во многом является культом природы. Многообразие и сложность природных явлений и структур позволяют говорить о её мудрости и способности быть учителем для людей. Некритичный перенос антропоморфизации природы из области искусства в научные и учебные тексты вносит в них элемент мистицизма, подменяя объяснение причин явлений отсылками на волю и разум Природы.

Рассмотренные проявления относительности добра и зла высвечивают и подтверждают их пятую особенность: единство и неразрывную связь друг с другом. Они бессмысленны в отдельности, как бессмыслен плюс без минуса; они не могут существовать друг без друга, как не существуют самостоятельно северный и южный полюс магнита.

Не следует в то же время забывать, что единство добра и зла - это единство противоположностей. А это означает, что они не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. И это взаимоисключение обусловливает постоянную борьбу добра и зла, борьбу, которая не просто выступает еще одной - шестой их отличительной особенностью, но и определяет способ их существования. Иными словами, добро ведет со злом постоянную борьбу, которая не может завершиться окончательной победой одной из сторон. Ведь если, скажем, победит добро, а зло будет уничтожено, то само добро «породит» зло - в условиях всеобщего добра «наименьшее» добро будет восприниматься как зло. И, наоборот, в условиях победившего зла «минимизированное» зло будет добром.

3. Проблема борьбы добра и зла

Однако взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, парадокс в том, что в процессе этой борьбы можно «заразиться» злом и насадить еще большее зло; ибо «во время борьбы со злом и злыми добрые делаются злыми и не верят в другие способы борьбы с ним, кроме злых способов».

Во времена первых христиан это непротивление не рассматривалось еще в качестве пути преодоления зла, а являлось лишь свидетельством нравственного совершенства, индивидуальной победы над грехом. В XX веке - веке насилия и жестокости, войн и преступности - концепция ненасилия, развитая такими выдающимися мыслителями, как Г. Торо, Л. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг, становится особенно актуальной, ибо она рассматривает ненасилие как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все другие оказались не эффективными.

У этики ненасилия так много сторонников - и идейных, и практически действующих в рамках различных движений (хиппи, пацифисты, «зеленые» и др.). Ведь ненасилие способно изменить не только личность и межличностные отношения, но и общественные институты, взаимоотношения масс людей, классов, государств. Однако сторонники ненасилия в то же время признают, что человеческое поведение может быть и источником зла. Но считать человека полностью злым существом - значит клеветать на него, так же как считать его только добрым - значит льстить ему. Именно такую ошибку допускают те, кто утверждает, что каждый человек - хищный «волк», склонный к разрушению и насилию, или покорная «овца», не способная постоять за себя (Э. Фромм).

Существует устойчивый стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение нельзя считать справедливым. Прежде всего, следует провести различие между понятиями силы и насилия. Сила является неотъемлемым и фундаментальным свойством бытия человека. Насилие - это разрушительная сила, точнее даже, саморазрушительная, ибо в своем последовательном осуществлении как абсолютное зло оно оборачивается против самого себя. Ненасилие же является позитивным, конструктивным выражением силы: оно тоже сила, но при этом более сильная, чем насилие. Ненасилие - это сила бесстрашия, любви и правды, сила в ее наиболее чистом, созидательном и полном проявлении, направленная на борьбу против зла и несправедливости.

В жизни каждого человека однажды или постоянно встают проблемы борьбы со злом. И от того, какую линию поведения и форму борьбы - насильственную или ненасильственную - изберет каждый из нас, зависит утверждение или поражение Добра и проявление нашей сущности. Так какую же позицию предпочесть? Выбор остается за нами.
4. Справедливость: победа добра над злом

В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между: 1) «ролями» отдельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способностям и возможностям; 2) деянием и воздаянием; 3) преступлением и наказанием; 4) правами и обязанностями; 5) достоинством и честью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро.

Справедливость - это мерило естественных прав человека. В основе понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях.

Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.

Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о которых мы говорили выше, в частности, относительность и субъективность.
Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким. Очевидно, что смертная казнь не имеет никакого смысла по следующим причинам:
- отмена или сохранение смертной казни не меняет уровня преступности в стране (это подтверждено многолетними социологическими исследованиями);
- смертная казнь не оказывает превентивного действия: не запугивает и не отпугивает преступника (что также подтверждено);
- она не предотвращает преступления: никого из потенциальных преступников не останавливает наличие или отсутствие в обществе смертной казни;
- она не может удовлетворить родственников жертв: ведь минутное торжество, вызванное тем, что «справедливость восторжествовала», не в состоянии вернуть им их близких;
- она не является в полной мере наказанием: мгновенная смерть во время казни - избавление преступника от страданий.

Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удовлетворению наших низменных страстей в жестокости и мстительности. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишающим жизни другого человека, пусть и преступника - например, через пожизненное заключение. И говорить здесь об экономической нецелесообразности такого наказания неуместно: гуманизм и нравственность не должны измеряться в денежном эквиваленте.

Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

5. Человечности как разность проявления добра и зла

Одной из центральных задач человекознания является создание новой отрасли психологической науки - нравственной и этической психологии. Однако в психологической науке пока не сформулировано четко представление о ее предмете, адекватных методах исследования, строгой системе соотнесенных понятий. Человечность амбивалентна, представлена соотношением добра и зла, имеет глубокие истоки в истории человеческой культуры. Поведение может быть созерцательным и преобразующим, оцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обусловлено внешними и внутренними факторами, а также уровнем человечности.

Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека. В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение - наказывается. Есть основания считать, что фундаментальное научное знание и производные от него науки складываются в процессе углубленного созерцания любого предмета, явления, процесса и побуждают исследователя не столько оценивать их, сколько проникать в суть и создать модельное представление о нем в знаковой форме, которое как знание не требует моральной оценки.

Однако полный цикл жизнедеятельности человека включает и второй вид направленности действий человека, его субъектные инициативные действия по преобразованию мира, общества и самого себя. И если созерцание может происходить на уровне удовлетворения собственного любопытства, то преобразующие действия должны быть соотнесены с интересами других людей, законами природы и социальной жизни. Это обусловливает необходимость введения оценивающей составляющей в структуру действий человека, который решается приложить найденное знание в практику. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали».

Человечность как явление духовной жизни человека, по материалам книги В.Д. Шадрикова , проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Человечность, по мнению В.Д. Шадрикова, возникла на основе инстинктов, которые в процессе эволюции от животных к человеку также перерастали в отдельные проявления человечности: половой инстинкт перерастал в любовь; инстинкт оборонительный - в смелость, храбрость; инстинкт жертвенности - в сострадание, альтруизм.

Другим источником человечности явились предания, обычаи, благодаря которым осуществлялась идентификация себя со своим народом. Человечность, проявляясь в борьбе добра и зла, эгоизма и альтруизма, в конечном счете выступает как победа добра над злом в конкретном поступке и во всем складе личности . Выражением человечности является духовность, главным источником которой выступает осознание себя и своих отношений с другими людьми, осознание своей выгоды и отказ от нее во имя другого . На формирование духовности повлияло то, что еще издревле человек складывался под влиянием морали веры и светской морали. Мораль веры складывается в виде страха наказания перед Богом за моральное зло. В светской морали духовность соотносится с идеями свободы, равенства, справедливости, патриотизма, то есть идей, за которые человек готов отдать жизнь или жертвовать ценным, если они личностно значимы для него.

Выводы

1. Добро, как и зло, являются этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений.

2. Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.

3. Основные свойства проявления добра и зла заключаются в универсальности, конкретности, субъективности, относительности и единстве противоборства.

4. Человечность есть соотношение проявлений добродетелей и пороков человека.

Практическая часть

Добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания, которых зависят духовность и все этические представления. Человечность как явление духовной жизни человека, проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Проведение исследования предполагало подтверждение гипотезы.

Гипотеза: Проявления позитивного отношения к окружающему миру и добрые дела людей, определяют коэффициент человечности.

Цель: Определить уровень проявления добра и зла как фактора человечности.

1. Изучить понятия «Добра и зла» в разных культурах и на различных исторических этапах становления общества.

2. Выделить свойства и проявления «Добра и зла» в жизни людей и общества.

3. Провести психологическое исследование на определение уровня добра и зла как проявление коэффициента человечности.

Объект исследования: проявления добра и зла.

Предмет исследования: коэффициент человечности.

Респонденты: подростки 15 - 18 лет, педагоги - 12 человек.

Всего: 84 человека (ученики 8-11 классов и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска).

Методы исследования:

· 1. Теоретический: анализ, систематизация.

· 2.Эмпирический: анкетирование, тестирование.

Критерием оцениваемого поведения может служить уровень человечности поступка в условиях ситуативного проявления. Уровень человечности определяется разностью проявления добродетельно оцениваемых действий и действий, оцениваемых как порочные, противоречащие принятым нормам.

Уровень человечности (высокий, средний, низкий) в соответствии с данными обоснованиями может быть индивидуально зафиксирован в форме количественного показателя с помощью теста «Добро-зло» [приложение№1]. Поведение на философском уровне определяется как «система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой». При оценке реального поведения человека определяются внешние и внутренние регуляторы поведения. Под внешними следует понимать социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры, субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения, тот или иной способ достижения цели. Под внутренними понимают потребности и мотивы деятельности. К внутренним регуляторам поведения следует отнести ценностные ориентации, установки, систему ценностных смыслов, а также психологические особенности личности. Добродетельные действия соотносятся с теми чертам (свойствами, характеристиками) личности, которые в этических источниках даются как положительно оцениваемые: достоинство, духовность, ответственность, справедливость, стыдливость, альтруизм, милосердие, толерантность, беспристрастность, бескорыстие и др. Порочные действия соотносятся с такими чертами, как злонамеренность, жадность, зависть, леность, пессимизм, злопамятность, тщеславие, конфликтность, ревность, вероломство .

Для проведения исследования в наибольшей степени подошёл экспериментальный тест «Добро и Зло» профессора Л.М.Попова из Казанского государственного университета, так как он был разработан и апробирован на студентах вуза, а также непосредственно раскрывает оценочные особенности отношения людей к другим людям. Тест выделяет поверхностные, глубокие и стержневые проявления Добра и Зла в личности человека. Коэффициент человечности определяется разницей суммы Добра и Зла, т.е. по формуле: ДЗ = сумма А (проявления Добра) - сумма В (проявление Зла) или ДЗ = Сумма А - Сумма ГВ (глубокие проявления Зла). Мы произвели подсчёт результатов по первой формуле, которую в своей книге рекомендовал автор теста.

Результаты исследования представлены в таблице:

В тестирование приняли участие ученики 8 «а» - 27 человек, 10 «а» - 23 человека, 11 «а» -22 человека классов и также 12 учителей нашей школы, всего приняли участие 84 человека. Тестирование проводилось во время классных часов. Анализируя результаты, мы отметили, что проявление исследуемых характеристик не зависело от возраста школьников, но учителя показали выше коэффициент проявления добра и в свою очередь человечности. Таким образом мы получили результаты и видим, что женщины в виду своих особенностей (женственности, мягкости) оказались немного добрее, чем мужчины, независимо от возраста. Но в целом результаты показали, что коэффициент человечности высок (тест) : мужчины - 94% (средний и выше среднего - 25%) , женщины - 93% (выше среднего - 61%). Выше среднего уровень показали 50,5% тестируемых.

Мы разработали анкету с целью выяснить, что считают ли испытуемые сами себя добрыми людьми: Вы считаете себя добрым человеком? Да- 61% , Не знаю - 30%, Нет - 9%. Считаем ответы объективными, т.к. каждый хочет быть в душе лучше и добрее. Результаты ответов целом совпали с результатами теста. Чтобы узнать какие произведения искусства учат добру и оказывают влияние на личность, мы задали следующие вопросы: Самое известное литературное произведение, где наблюдается противоборство добра и зла: Булгаков М. Мастер и Маргарита. 51%. Самое радостное событие в жизни человека: рождение ребёнка - 75%, Любовь - 81%, хорошая зарплата - 83%. Самое доброе произведение: русские народные сказки - 78%, библия 35%.

Выводы

1. Проявления Добра и Зла определяют уровень человечности.

2. Проявления Добра и Зла в жизни человека не зависят от возраста, пола.

3. Ученики и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска имеют уровень человечности выше среднего.

З аключение

Проблемы Добра и Зла, справедливости и несправедливости, насилия и ненасилия были и остаются центральными и вечными проблемами.

В своем развитии этические учения прошли этапы, когда добро и зло рассматривались как силы, подчиненные человеческому разуму, его воле и как самостоятельные, всеобъемлющие сущности. Сторонники рационалистического подхода рассматривали добро как результат знания и полезности, соответственно зло служило для них показателем вреда и незнания. Если в безрелигиозном сознании добро рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некоей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть благо, высшее из всех возможных благ, он - источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди должны не измыливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу. Во все времена философы и богословы стремились осознать смысл своего существования, проникнуть в тайну мироустройства, определить нравственные ориентиры, способные указать путь к гармонии и благодати, обосновать наличие страданий, горя и других негативных явлений в мире.

В данной исследовательской работе цель достигнута, гипотеза доказана. Если проявлять добродетельные действия, доброе отношение к окружающему и делать добрые дела, то выше будет коэффициент человечности. В перспективе интересно было бы исследовать влияние профессии человека на проявление им Добра и Зла.

1. В сознание человека всегда происходит противоборство добра и зла.

2. Проявления позитивного отношения к окружающему миру и добрые дела людей, определяют коэффициент человечности.

Список используемой литературы

1. Анцыферова Л.И. Патологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Анцыферова Л.И Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН 2006.

2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1994.

3. Венедиктова В.И О деловой этике и этикете, М., 1999.

4. ЗеленковаИ.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.

5. Золотухина-Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону: 1998.

6. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: 1998.

7. Попов Л.М., Кашин АЛ., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.,

9. Этика. Конспект лекций - Ростов-на-До ну: Феникс, 2004.

10. Этика: Уч. пос./ Под ред. Т. В. Мишаткиной,- Мн.: Новое знание, 2004

11. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. .Апресяна, А. А. Гусейнова. -М.: Просвещение, 2001.

12. Надриков В. Д. Происхождение человечности. - М: Логос, 2004.

13. Сайт www.dobrо-i-zlо.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия добра и зла в христианстве, индуизме, каббале, этике. Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла. Рассмотрение исторических примеров: Адольфа Гитлера, Влада III Цепеша (Графа Дракула), римского императора Нерона.

    реферат , добавлен 21.02.2016

    Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Зависимость философских категорий добра и зла от моральных принципов общества. Необходимость помощи бездомным людям и брошенным животным, асоциальным элементам. Формирование этики и морали как порядочного отношения совести к происходящему в государстве.

    творческая работа , добавлен 02.04.2011

    Изучение истории человеческого общества, материальной и духовной культуры. Процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру. Исследование творческой деятельности и техники коллективного поиска человека.

    презентация , добавлен 16.08.2015

    Панморализм как одна из характерных черт русской философии. Оптимизм, гуманизм и аисторизм моральных доктрин. Поиск вечных ценностей - правды, истины и добра как смысл религиозного мировоззрения. Проблема добра и зла в убеждениях Толстого и Достоевского.

    реферат , добавлен 20.07.2011

    Определение этической направленности поступка интеллигибельным характером индивида. Проблема восстановления добра в человеке. Совершение революции образа мыслей у человека, который испорчен. Идеи создания нравственной общности людей в трудах философов.

    реферат , добавлен 16.07.2016

    Экономическая жизнь общества как неотъемлемая часть общественной жизни и ее основные проявления. Объективные экономические законы. Экономические отношения и интересы. Взаимодействие объективных и субъективных сторон экономической жизни общества.

    реферат , добавлен 16.02.2008

    Общечеловеческие нормы и ценности в религии и философии - правда, стыд, терпимость и сострадание. Определение философских категорий добра и зла. Наличие уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках как основной критерий морали.

    презентация , добавлен 12.06.2013

    Понимание проблемы человека в современной философии. Представления о смысле жизни человека и его высшей цели. Представления о смысле жизни в философской мысли различных исторических эпох. Человек и его взаимоотношения с определенным типом общества.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2011

    Современное состояние проблемы человека. Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза. Философские концепции происхождения человека. Варианты человеческого самопознания. Социальные признаки и психологические особенности человечности.

Введение

1. Понятия добра и зла

3. Проблема борьбы добра и зла

4. Справедливость: победа добра и зла

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы

Введение

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» – как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом – с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.

Понятия добра и зла

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Тра­диционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло – не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Благо существует в виде самых различных вещей. Благом назы­вают книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удов­летворения их потребностей – жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного истори­ческого периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни инди­вида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому.

Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неизлечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изоб­ретением средств массового уничтожения, войнами за обладание мате­риальными благами, Чернобылем) и сопровождается проявлением от­вратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, спра­ведливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро – это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступ­ки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической характеристикой человечес­кой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть доб­ро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является бла­гом. А поскольку высшее благо – это совершенствование отноше­ний в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способ­ствует этому, – добро; все, что препятствует, – зло.

Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребно­сти и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности – самораскрытию, самовыявлению, самореализации лич­ности, разумеется при условии, что эта личность «имеет право на звание Человека» (А. Блок).

И тогда добро – это любовь, мудрость, талант, активность, гражданствен­ность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Но в этом случае еще одним критерием добра и – одновремен­но – условием, обеспечивающим самореализацию человека, высту­пает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).

И тогда добро – это все, что связано с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс – но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соот­ветствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует дости­жению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

У добра есть свои «секреты», о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенци­альное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утвержде­ния далеко не бесспорны, и поэтому мы предлагаем читателям обсудить их. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее дости­жения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Так, благая цель – обеспечение по­рядка и безопасности граждан не оправдывает, с моральной точки зрения, применения смертной казни в обществе.

Как качества личности добро и зло выступают в виде доброде­телей и пороков. Как свойства поведения – в виде доброты и злобы. В чем же заключается и как проявляется доброта? Добро­та – это, с одной стороны, линия поведения – приветливая улыбка или вовремя произнесенная любезность. С другой стороны, добро­та – это точка зрения, сознательно или невольно исповедуемая фи­лософия, а не природная склонность. Кроме того, доброта не исчер­пывается сказанным или сделанным. В ней – все существо человека.

Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разде­лить нашу радость, даже когда он озабочен собственными проблемами, горем или очень устал, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Обычно это человек общительный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он излучает тепло, щедрость и великоду­шие. Он естествен, доступен и отзывчив. При этом он не унижает нас своей добротой и не ставит никаких условий. Конечно, он не ангел, не герой из сказки и не маг с волшебной палочкой. Он не всегда может противостоять закоренелому негодяю, который творит зло ради самого зла – просто «из любви к искусству».

К сожалению, таких не просто злых, а именно злобных людей все еще немало. Своим злом они как бы мстят окружающим за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в профессии, в обществен­ной жизни, в личной сфере. Некоторые из них прикрывают низменные чувства красивыми манерами и приятными словами. Другие же не стес­няются употреблять резкие слова, быть грубыми и высокомерными.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отноше­нием к людям. Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изна­чальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть. Хри­стианская мораль осуждает месть, противопоставляя ей непротивление злу насилием.


Представления о добре и зле менялись у разных народов из века ввек, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и позна­нию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолют­ным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. Никто не делает зла специально, по своей воле, говорил он, а лишь по неведению. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании – уже Шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло – невежество, которое Сократ усматривал не в том, что мы чего-то не знаем, а в том, что не догадываемся об этом и не нуждаемся (или считаем, что не нуждаемся) в знании.


ЦИТАТЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Высшая мудрость - различать добро и зло (Сократ)

Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)

Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру. (Али Апшерони)

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (Иммануил Кант)

Неведение добра и зла - самый тревожный факт человеческой жизни. ( Марк Туллий Цицерон)

Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие... (Франсуа Рене де Шатобриан)

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь - это море; Из благих деяний
Построй корабль и по волнам плыви.
(Рудаки -Абу Абдаллах Рудаки)

Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды, в отличие от верующих лицемеров. (Ганс Христиан Андерсен)

Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям)

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их. (Аристотель)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)

Кто не замечает зла - глуп, кто не замечает добра - несчастен.
(Ежи Плудовский)


В победе зла - падение твое. В добре твоем - спасение твое. (Джами)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг Ван Бетховен)

Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
(Фирдоуси - Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси)

Всякое доброе дело несёт награду в самом себе. (А. Дюма)

Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро - спрашивайте у совести. (Н. Карамзин)

Выгода от доброго деяния - то, что ты использовал возможность его совершить. (Сенека Луций Анней )

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. (Конфуций - Кун Цзы)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (Сенека Луций Анней)

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло вершится без труда,
Добро творить трудней.
(Фаррухи - Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани)

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)

Истинно добр только тот, кто разумен... (В.Г. Белинский)

Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон)

Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства. (Мишель Монтень)

Приносят счастье добрые дела,
Тот счастлив, кто не делал людям зла.
(Насир Хосров - Абу Муин Насир ибн Хосров ибн Фарис ал-Кабадияни ал-Марвази)

Наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич)

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного. (Сократ)

Совершайте добро, пока вы существуете... (Дени Дидро)

Все, кроме доброты, - лишь блажь и суета.
Все преходяще здесь - но вечна доброта.
(Масуд Сад Салман)

Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций)

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)

Совершать дурные поступки - низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, - вещь обычная. Хороший человек - тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем (Плутарх)

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. (Д.И. Фонвизин)

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих)

Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
(Низами - Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф)

Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)

Пусть слаб ты, и со злом вступить не можешь в бой,
Но сам не делай зла стоящим пред тобой.
(Аттар - Абу Хамид Мухаммед ибн Аби Бакр Ибрахим )

Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий)

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым - глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто - велика. (Хун Цзычен)

В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться... - это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. (Сомерсет Моэм)

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. (Сократ)

Есть две морали: одна - пассивная, запрещающая делать зло, другая - активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст)

Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант)

В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. (Али Апшерони)

Все, что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше (Гюстав Флобер)

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер)

Сказку о том, что для всех добро разное, придумали очень злые люди, чтобы всех запутать. (Борис Кригер)

Один человек вместе с Богом составляет большинство (Фрэнк Бухман)

Писать - это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить (Фазиль Искандер)

Конечная задача искусства, как и религии, - очеловечивание человека (Фазиль Искандер)

Цель человечества ― хороший человек, и никакой другой цели нет и не может быть (Фазиль Искандер)

Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель. (Эпиктет)

Граница между светом и тенью - ты. (Станислав Ежи Лец)

Не делать зла - и то благодеяние. (Публий)

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. (Аврелий Августин)

Т от, кто намерен делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути; он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых. (Альберт Швейцер)

Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)

Добро по указу - не добро. (И.С. Тургенев)

Доброта - она превыше всех благ. (М. Горький)

Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев)

Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. (К.М. Батюшков)

Добродетель есть обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке. (Аристотель)

Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро)

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони)

Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его. (Конфуций)

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. (Хун Цзычен)

Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир)

Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо)

Кто доброе сеет - добро его плод,
Кто злое посеет - злодейство пожнет.
(М. Саади - Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази)

Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб; тот, что зол, - раб, даже если он король. (Августин Аврелий)

Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан)

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза)

Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром. (Конфуций - Кун-Цзы)

Доброе - это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо)

Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)

Осознать зло­­ - значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов)

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы. (Пифагор)


Прекраснейшая музыка души - это доброта. (Ромен Роллан)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе. (Эразм Роттердамский)

Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг)

Умереть с голоду ― событие маленькое, а утратить мораль ― большое. (Конфуций ― Кун-Цзы)

Путем зла не доходят до добра. (Вильям Шекспир)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой)

Только сойди с пути добра - и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле. (Л.Н. Толстой)

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне)

Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо)

Для того чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести. (Шарль Морис де Талейран-Перигор)

Так как невозможно избежать результатов наших поступков, давайте делать добрые дела. (Будда Шакьямуни)

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)

Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей. (Ф.М. Достоевский)

Лишь малое знание уводит нас от Бога, большое вновь возвращает нас к Нему (Исаак Ньютон)

В течение всей жизни рядом с нами «путешествуют» добро и зло. Обычно предпочтение мы отдаем добру. Но всегда задаем себе вопрос: а почему же существует зло? Откуда оно взялось?

Очень часто мы объясняем детям на примере яблока; что некоторые яблоки сверху красивые, а внутри гнилые. Так и люди. Они хорошо одеваются, хвалят себя, имеют высокое мнение о себе. Но в сердце зло. Потому что там живет «червь греха».

А началось все с Адама и Евы через познания добра и зла в райском саду. И так с тех пор на землю пришло горе и зло, болезни и смерть. Грех поселился в человеческом сердце, потому появились плохие мысли, ложные показания, зависть, тщеславие, злословие… Этот корень греха передавался из поколение в поколение и дошел до наших дней.

Ребенок рождается в любви мамы и папы. Все родные стараются дать ему как можно больше тепла, берегут как «зеницу ока». То есть, ребенок растет в доброте, любви и ласке. И когда он взрослеет, то встречается с чем-то для него непонятным, с несправедливостью, злобой, обманом. Ребенок теряется, потому что его учили делать только хорошее. Перед ним возникает выбор: быть такими, как все, чтобы существовать в обществе; быть не таким как все, то есть «белой вороной». Наверное, что лучше идти до конца. Нужно всегда оставаться человеком, добрым, непоколебимым, верным принципам добра.

Если же выбрать другую дорогу, то можно остаться несчастным. Почему? Потому что будет разочарование в людях, недоверие, потому что всегда будет казаться, что тебя предадут, сделают подлость, будут завидовать. Соответственно, мы можем стать такими же, защищая себя от внешних факторов социума.

Существует точное, проверенное поколениями высказывание: «Если ты делаешь добро людям, то оно тебе вернется сторицей».

Выжить в современном мире очень трудно. Каждый день мы сталкиваемся с недоброжелательными людьми, которые готовы на все только, чтобы защитить себя. Если нам делают плохо, мы хотим сделать еще хуже. А потом начинаем «жаловаться» на плохое самочувствие, проблемы в семье, даже не задумываясь, что причина во всем - обычные слова. Казалось бы, при чем тут слова. А они влекут за собой большую силу. Интонация или произношение, с которой мы их произносим оставляют невидимый след на душе. Добродушных людей и поступков, к сожалению, почти не осталось. Их будто вытесняют из общества.

Мы спросили у детей восьмилетнего возраста, как они видят добро и зло. На что они дали такой ответ: «Зло появилось тогда, когда появились на свете деньги. Скупость душит человека. Если не было бы денег все люди дружили бы, царил бы мир. А добро - это рай, это мир, в котором люди живут мирно, понимают друг друга, любят и помогают». Они приводят много примеров из своей неопытной жизни. В этих примерах мы легко можем увидеть поступки взрослых, потому что все начинается с малого. Хотя дети это еще маленькие люди, но они уже приспосабливаются к жизни.

Понимая то, что зло - это плохо, все равно большинство склоняется к нему. Потому что каждый хочет быть лидером, сильнее другого. Но если «копнуть» глубже, то можно увидеть человека, который стремится быть добрым и делать добро.

Не раз бывает, когда хочешь что-то сделать, как будто слышится два голоса, которые обращаются к нам. Один поощряет к доброму делу и отговаривает от злого. Он напоминает нам слово Божие, установки родителей, добрых людей. Второй голос нашептывает говорить неправду, спорить, ругаться, клеветать.

Поэтому мы должны не давать повода демону искушать себя, а прислушиваться к голосу Божьему, который говорит из нашего сердца.

Мы создатели нашей жизни, которое строим по кирпичикам. А кирпичики - это мелочи повседневной жизни, которые кажутся нам не такими важными, чтобы над ними задумываться или обращать на них внимание. Но эти незначительные мелочи, это стена, которую мы называем жизнью. Ее очень трудно построить и так легко разрушить.

Если задуматься, что же такое зло? Зло - это война, на которой гибнут ни в чем не повинные люди. Это слезы на глазах матерей, страдающих от своих бесстыдных детей. Это когда ты встречаешь человека, которому нужна твоя помощь и проходишь мимо, позволяя себе осуждать его. Это - распущенность, самовлюбленность, замкнутость, недоброжелательность.

Что же такое добро? А добро - это улыбка старушки, которую только что попоцеловал маленький внучек. Это любовь между родителями, которую передают своим детям. Это когда ты уверен, что счастлив. Что ты любишь и тебя любят.

Здесь можно долго спорить, но истина одна. Никто не знает, что творится в голове каждого человека. Один человек может говорить, что война - это зло, другой - это зло ради добра. Одни считают, что то, что они делают правильно, другие это осуждают.

Но, если подумать, если бы не было зла, то не было бы и добра. Мы всегда стремимся к совершенству. Поэтому начнем с себя и мир нам покажется добрее

Почему мы злимся? Как поступить в сложной ситуации

Философский вопрос о природе добра и зла во все времена волновал умы не только великих философов, но и простой обыватель иногда задаётся вопросом: что хорошо, а что плохо? Можно бесконечно спорить на отвлечённые темы, однако, сталкиваясь с той или иной проблемой в повседневной жизни, мы не знаем как поступить и почему мы ведём себя именно так, а не иначе. Представьте себе ситуацию: вы пришли домой, а дети разбросали свои игрушки по дому и не хотят их убирать. Классический пример, но очень показательный. Вас начинает охватывать чувство негодования, а не то и гнева: почему же никто не хочет ничего понимать и делать так, как надо. Если в этот момент или после, когда вы уже придёте в себя, задаться вопросом о природе гнева можно выделить поверхностные причины, а именно:

А)Дети не хотят меня слушать, они не признают моего авторитета.

Б)Я не смогла донести до них, что порядок это правильно.

Второй вариант происходит из-за неудовлетворённости собой. А это крайне нефилософски, если смотреть с точки зрения философии, не должно разделять поступки и события на правильные и неправильные. А значит и гнев, то есть то, что принимает за зло тоже понятие относительное. Существует такое понятие как эгоизм, знакомое всем нам, но немногих волнующие. А ведь именно это чувство и заставляет нас злиться даже на родных и близких. Когда человек принимает за «правильное» только то, что нравится ему и отвечает его требованиям, можно сказать, что он эгоистичен, то есть ограничен своей личностью. Философ старается не ограничиваться собственной личностью, которая не может вместить всего разнообразия мнений и чувств разных людей. В данном случае с детьми гнев вызывает именно то, что другие (не важно ваши дети, подчинённые или соседи) не желают принимать вашу точку зрения. Конечно, это не значит что нужно позволить детям разбрасывать игрушки и не отвечать за свои действия. В раздраженном состоянии лучше не предпринимать попыток воспитания, нудно сесть и попробовать разобрать ситуацию по-философски, следуя указанной линии мышления. Во-первых, приняв во внимание возраст ваших детей, вы вспомните себя, разве вы были идеальны? Во-вторых, психологическое состояние во время игры не предполагает рассуждений, всё происходит быстро и нет времени оглянуться. Взрослея, мы в какой-то степени утрачиваем способность находиться в таком состоянии. Наверное, размышляя так, вы уже не будете злиться, а на вашем лице появиться лёгкая улыбка от воспоминаний и понимания непосредственности и лёгкости детского возраста. Вы, конечно, слышали такое выражения мудрых людей, что прежде, чем человек обретает мудрость, он должен сам стать как ребёнок. Так стоит ли кричать на детей и травмировать их психику?

Добро и зло в человеке

Также философской причиной не злиться, а поискать позитивное объяснение ситуации служит не всем известный, однако очень древний и мудрый принцип: зло порождает зло. Продолжая рассматривать ту же ситуацию, можно сделать вывод, что ваша злость на детей породит ответное чувство в них, поскольку философия признает влияние мысли на нашу жизнь, мы ужаснёмся, вспомнив, сколько таких раздражённых и негативных мыслей возникают ежедневно в нашей голове.

К сожалению, современная жизнь, наполненная конкуренцией, корыстными целями и борьбой за место под солнцем заставляет человека считать, что добро — дело не благодарное. Может быть, это так, но ведь вы делаете добро не ради благодарности, но ради того, что по тому же принципу — добро порождает добро. Философы считают, что любое действие производит бесконечный ряд следствий и становится причиной страданий или радостей, пока вновь не вернётся к вам. Изучение философии по книгам мыслящих людей поможет вам обрести багаж знаний, но нужно помнить, что они останутся только багажом, если вы не станете применять их в жизни.

Злиться или искать причину зла; негодовать или попробовать посмотреть с точки зрения другого человека — выбор всегда за вами. Добро и зло в человеке.