Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога.
Последовательность знакомства детей с ударением:
1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.
2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.
3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.
4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.
5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.
6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.
7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.
Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.
Построение и употребление обиходных словосочетаний
Задание 1. Научить детей объединять слова:
а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.
дай + мяч (шарик, грибок)
б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.
Вова, вымой...
Ната, вытри...
Таня, причеши...
Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.
Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:
дай (хлеба, воды, зайку);
налей (супу, молока);
хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.
Употребление в речи однословных и двусловных предложений
Задание. Употребление предложений типа:
а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.
б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.
в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.
г) Можно кушать? Можно идти?
д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.
Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.
Развитие речевой подражательности
Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.
Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.
Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).
Игры
«Шоферы и строители», «Что мы делали - не скажем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».
Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения
Задачи:
Научить понимать простые нераспространенные предложения;
Учить выполнять простые действия по речевой инструкции;
Учить понимать и строить словосочетания типа глагол в повелительном наклонении + существительное в винительном падеже;
Учить употреблять в речи словосочетания типа глагол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;
Учить употреблять в общении предложения типа подлежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;
Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + сказуемое + обстоятельство;
Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;
Учить некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов;
Учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных и трехсложных слов.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.
Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)
1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?
б) устная речь является основой для освоения чтения и письма ;
2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?
а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания ;
3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…
б) речевая рефлексия ;
4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?
в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи .
5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?
а) механизмы кодирования и декодирования устной речи ;
6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …
в) чтением .
7.В чем суть психологического механизма чтения?
б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели ;
8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?
в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи .
9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?
а) фонематический слух ;
10. Что понимается под фонематическим слухом?
в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи .
11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?
б) фонематическое восприятие ;
12. Что такое фонематическое восприятие?
а) умение производить анализ звуковой структуры слов ;
13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?
в) предпосылка к развитию фонематического восприятия .
14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?
б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи ;
15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?
а) во 2 младшей группе ;
16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?
в) средней группе .
17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?
б) старшей группе ;
18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?
в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,
развитие графомоторных навыков .
19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?
а) четыре ;
20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?
б) моделирование ;
21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:
в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование .
22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:
а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам» ;
23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?
в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях .
24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?
б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике ;
25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?
а) Д.Б. Эльконин ;
26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?
а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям ;
27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?
в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».
28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?
а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;
29.Что предусматривает подготовка детей к письму?
б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма ;
30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?
а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям ;
31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?
в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними .
32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?
б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера ;
33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?
а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв ;
34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?
в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.
35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?
б) воспитанием звуковой культуры речи ;
Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.
Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.
Место ударения в словоформе . Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy.
Различают ударение подвижное и неподвижное . Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.
Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.
Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.
Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы - характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги ("приехал с Москвы").
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.
В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.
Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.
Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.
Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые .
Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка
Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по
количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою
идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они
различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.
Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических
оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают
не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве
своих экспонентов разные слова (и морфемы).
Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.
Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.
Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.
Виды слогов
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги
заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги
заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог
можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги
- это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги
- это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога
.
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы
.
Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.
Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром - особым качеством входящих в него звуков.
При этом существует сложная зависимость силы (интенсивности) и длительности ударного слога главным образом от следующих двух факторов.
1. Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словоформах пила, пиле, пилой или в словах вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.
Мы можем произнести слово громче или тише. Но у каждого гласного есть собственная сила (интенсивность) и связанная с нею громкость. Она зависит от объема ротового и глоточного резонатора при артикуляции гласного, а сам этот объем связан со степенью раствора рта, т. е. с подъемом гласного, и с его рядом. Гласные узкие (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей силой и громкостью, чем гласные со средним раствором рта (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый сильный и громкий. Гласные переднего ряда менее громкие, чем гласные заднего ряда, поэтому [у] громче [и], а [о] громче [э]. Таким образом, по нарастающей собственной силе, громкости гласные можно выстроить в ряд: [и]-[ы]-[у]-[э]-[о]-[а].
У каждого гласного есть и свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше этого порога ударности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.
2. Порог ударности у каждого гласного не постоянная величина, он меняется в зависимости от места ударения в слове. Существует следующая зависимость интенсивности (і) и долготы (t) гласного от места ударного слога в изолированном слове: чем ближе место ударения к началу слова, тем больше интенсивность гласного и меньше его долгота; чем ближе место ударения к концу слова, тем меньше интенсивность гласного и больше его долгота.
На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, после и перед паузами начало и
конец фразы и фонетической синтагмы (независимо от того, какой там гласный, безударный или ударный) выделяются особенно сильно: начало - особенно высокой интенсивностью, конец - особенно большой длительностью.
Таким образом, при общем правиле: ударный гласный сильнее и длительнее безударных - конкретные ударные гласные в конкретных положениях в слове и фразе могут оказаться слабее и короче безударных. Но совокупность указанных выше закономерностей все равно покажет слушающим, где в слове ударный слог.
Выделяет ударный слог еще одна особенность ударных гласных: они характеризуются особым тембром. Например, в предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [-а] после мягкого согласного в слове взял [вз’ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.
Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние (коартикуляция) гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.
теория сонорности О. Есперсена показала, что гласные, особенно открытые, являются самыми звучными сегментами речи, а потому они составляют вершину слога, его ядро, в то время как согласные группируются вокруг гласного по мере убывания «сонорности» (звучности) и тем самым определяют границы слогов.
в теории мускульного напряжения, которую развивал вслед за французским лингвистом М. Граммоном, слог рассматривается как дуга мускульного напряжения с гласной на вершине этой дуги. Эта теория помогает объяснить фонетическую природу согласных на стыке слогов: согласный сильнее там, где он примыкает к гласному, особенно к ударному, и слабее на границе слога. Например, в английских словах an aim [эn "eim] и а пате [э "neim] последовательность сегментов одинакова, но характер произношения пограничного [n] меняется: в первом случае он сильный в начале и слабый в конце, а во втором - он слабый в начале и сильный в конце. Сильноконечный [n] во втором примере, примыкающий к ударному гласному, втрое превышает слабоконечный [n] в первом примере по длительности: в а пате - 90 мс, в an aim - 30 мс. При этом на границе слогов происходит спад интенсивности.
Такой же спад интенсивности был обнаружен внутри двойных согласных на границе слогов (эти согласные называются геминаты (geminate), т. е. двойные): penknife ["pennaif]. Здесь граница проходит внутри удвоенного звука [n] (его можно рассматривать как один двухвершинный звук с границей слога внутри); следовательно, в различении ядра и границы слога участвует акустический признак интенсивности, и эта теория может быть названа динамической теорией;
И наконец, теория громкости , который рассматривал слог с точки зрения восприятия как дугу громкости; действительно, собственное качество гласных обеспечивает звучание речи, потому гласный и составляет обязательный элемент слога, его ядро, а количество слогов соответствует волнообразному нарастанию и затуханию звучности с гласным на пике каждой волны.
Специфика слогообразования в английском и русском языках
При сопоставлении английского слогосложения с русским, необходимо отметить, что в английском и русском языках существуют все типы слогов и количество возможных структур (подтипов) слогов практически совпадает: 19 в английском и 18 в русском, но из всех моделей каждый язык «выбирает» одну или несколько наиболее частотных. Так, для русского языка более характерны модели открытого типа слога (СГ), а для английского - модели закрытого типа слога (СГС, СГСС и др.).
Таким образом, за исключением моделей из четырех согласных в зачине в русском языке и из пяти согласных - в английском, мы имеем дело с полным совпадением фонологического инвентаря слогов в двух языках. Но частотность, а значит, и функциональная нагрузка различных моделей слогов не совпадают.
Таким образом, фонетическая форма слога в английском и русском языках значительно отличается по следующим параметрам:
1) по наиболее частотному типу слога (СГ и СГС);
2) по характеру связи согласного с последующим гласным (сильное примыкание русского согласного к последующему гласному и слабое примыкание английского согласного в этой же позиции, влияние качества английских сильных (глухих) согласных на длительность гласных в английском языке);
3) по способности некоторых согласных, а именно сонантов, в английском языке выполнять слогообразующую функцию в позиции после согласного;
4) по наличию редких типов слогов (ССССГ в русском и ГCCCCC в английском) и количеству допустимых сочетаний согласных, характерных только для одного из двух языков, в целом определяющих тенденцию к большей свободе сочетаний согласных для русского языка в зачине и для английского языка - в коде (конце слога);
5) по противопоставлению тяжелых (сильных) и легких (слабых) слогов в английском языке, которые определяют характеристику «ударный/безударный».
Таким образом, в слоге проявляются все характерные для данного языка особенности произношения как сегментного (гласные и согласные, их связь), так и сверхсегментного состава (историческая и позиционная долгота гласных в английском языке).
Слогоделение в английском и русском языках
Большая часть знаний о фонетике слога получена экспериментальным путем. Так, например, установлено, что 78 % слогов в русском языке - открытые, что большинство слогов в английском языке - закрытые, если за гласным следует сильный, т. е. глухой, согласный. Экспериментально были проверены средства слогоделения: установлена роль просодических признаков длительности и интенсивности. Длительность согласного участвует в распознавании слов типа an aim [эп "eim] и а пате [э "neim] или фраз типа 1 saw them eat , I saw the meat , а в keep sticking и keeps ticking отмечается участие аспирации [t] (во втором случае) как акустический сигнал принадлежности s к первому слогу. Во фразах / scream, "I love it! " и Ice cream, I love it! ведущая роль также принадлежит просодии, т. е. ударению и мелодике. Вместе с тем, несмотря на эти примеры различения смысла слов, словосочетаний и предложений посредством слогоделения, эксперименты по восприятию выявили, что вероятность распознавания таких словосочетаний вне контекста, т. е. при изолированном чтении, очень невысока, около 30 %. В реальной беглой речи слушающий опирается на вербальный и невербальный контекст ситуации, который помогает опознавать слова и уточнять, о чем идет речь в случаях типа: peace talks , pea stalks ; I saw the meat , 1 saw them eat ; an ice house , a nice house .
Кроме экспериментально установленных данных тип слогоделения, отраженный в орфоэпических словарях, зависит от фонологических взглядов составителя словаря. Так два принципа, отражены в словарях издательства Лонгман (Дж. Уэллса) (максимум согласных в ударном слоге): lady ["leid-i] и в словаре издательства Кембридж (Д. Джоунз) (максимум согласных в начале слога): ["lei-di].
Задача экспериментальной фонетики - проверять фонологические теории. Например, было установлено, что, судя по характеру интенсивности, который проявился в ее падении в конце долгих гласных, граница слога, как правило, проходит после долгого гласного (включая дифтонг, как тип долгого гласного), поэтому мы поддерживаем позицию редакторов Кембриджского словаря в том, что слогоделение в случае с долгими гласными должно быть представлено следующим образом: lady ["lei-di].
В обоих словарях совпадают:
Отнесение одиночного согласного на границе двух слогов к ударному краткому гласному, т. е. к первому слогу: pit-y, Kitt-y, bett-er;
деление сложных слов по морфологическому составу: hardware.
Можно ли считать, что, когда мы имеем дело с кратким гласным в закрытом слоге, универсальный принцип максимального начала слога не действует? Как было установлено экспериментально, краткие ударные гласные действительно оказываются в закрытом слоге: city ["sit-i], но при этом смыкание органов речи относится к первому слогу, в то время как взрыв смычного согласного [t] - ко второму слогу, и он обретает необходимое звучание с согласным в зачине. Следовательно, граница слога - внутри [t]: ["sit-ti].
Проверьте себя
1. Заполните пропуски, используя предложенные термины (некоторые термины повторяются). Поставьте их в нужном падеже.
фонологический, фонетический, ядро, пограничные элементы, гласный, гласные, согласные, кода, зачин, открытый, открытые, прикрытые, закрытые, неприкрытые, легкие, тяжелые, сонорность
Слог - минимальная единица произношения и восприятия на
(1)_______ уровне и минимальная группа фонем на (2)______
уровне ментальной репрезентации.
Слог состоит из ядра и пограничных элементов. Ядро слога -
это (3)______, его слогообразующий элемент, к ней примыкают
(4)______, которые не являются слогоносителями. Согласные в
начале слога образуют (5)______, согласные в конце слога называются (6)______.
Акустически важен характер перехода от согласного к гласному, например для проявления твердости/мягкости согласных в русском языке. Характер согласного, следующего за гласным, определяет длительность гласного в английском языке.
Слоги бывают (7)______, если оканчиваются на гласный (Г,
СГ), и (8)______, если оканчиваются на согласный (СГС, СГСС),
(9)______, если начинаются с согласного (СГ, СГС), и (10)______, если начинаются с гласного (Г, ГС).
Слог - универсальная для всех языков единица, где слогообразующие - это (11)______. Базовой формой слога можно считать
(12)______слог: сочетание «согласный + гласный» (СГ). Также
универсален принцип (13)______, или звучности, организующий
все звуки речи по степени открытости и связанной с ней слогообразующей функцией.
2. Русский и английский языки имеют много общего в фонологическом инвентаре слоговых моделей, но отличаются по некоторым существенным фонетическим характеристикам. Назовите их.
3. Назовите основные теории слога, с помощью которых можно объяснить строение слога и слогоделение в английском и русском языках. Приведите примеры.
Практические задания
1. Определите количество слогов и найдите их границы в следующих словах. Английские слова запишите в транскрипции. Обозначьте слогораздел дефисом. Объясните свое решение.
catfish melt carpet nature
eagle metal announced mileage
funny proper syllable mile
2. Напишите, из каких элементов состоят следующие слоги. Запишите их структуру с помощью обозначений С и Г. Определите тип слога.
mean oaths
east sixths
fifths strew
7
Topic: The Accentual Structure of English Words
The Outline
(2 часа)
1. The nature of word stress.
2. Types of word stress.
3. Functions of English word stress.
5. Sentence stress.
6. Особенности слогораздела и места ударения в английском языке (доклад). Плоткин английского языка. – М., 1989, 239 с. (с. 197-199).
Обязательная литература
1.Соколова фонетика английского языка. – М., 1996
2.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002
Дополнительная литература
1.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970
2.Зиндер фонетика. – Л., 1979
3. Лебедева фразовой акцентуации английского языка. – М., 2000
5.Торсуев акцентологии современного английского языка. – М., 1966
6. Трубецкой фонологии. – М., 2000.
7. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997
Понятие и природа ударения
В наиболее общем плане ударение можно определить как большую выделенность некоторых элементов речевой цепи по отношению к остальным. В зависимости от того, в какой единице - слове или фразе - реализуется ударение, в отечественной лингвистике принято различать словесное и фразовое ударение. Под словесным ударением традиционно понимается большая степень выделенности одного или нескольких слогов в слове по сравнению с остальными слогами. Фразовое ударение есть большая степень выделенности одного или нескольких слов во фразе по сравнению с остальными словами.
В западной лингвистической традиции различение этих двух понятий последовательно не проводится, что имеет определенные основания: даже тогда, когда мы произносим отдельное слово, на него накладывается просодическая сетка, присущая фразе, т. е. в ударном слоге слова происходит определенное мелодическое изменение - повышение уровня, восходящее или нисходящее движение (тон). Мелодическое изменение может служить средством достижения как словесного, так и фразового ударения.
Тем не менее в последнее время и в западной литературе все чаще встречается разделение ударения на лексическое (потенциальное) (stress) и акцент (accent) - ударение, воспринимаемое за счет мелодического изменения в ударном слоге слова, являющегося составной частью фразы. Дж. Уэллс, например, пишет, что реализация лексического ударения как акцента зависит от интонации, которая, в свою очередь, определяется тем смыслом, который хочет выразить говорящий.
"К сожалению, полного соответствия между противопоставлениями stress- accent, с одной стороны, и словесное - фразовое ударение - с другой, не существует, что приводит к путанице и неопределенности понятия ударения во многих работах зарубежных и отечественных лингвистов.
Природа ударения может изучаться с различных точек зрения - артикуляторной (физиологической), акустической (физической), перцептивной (психологической).
С артикуляторной точки зрения ударение связано со значительным усилением мускульной энергии речевого аппарата. Сокращение мышц грудной клетки вызывает усиление речевого выдоха и увеличение напряженности и силы вибрации голосовых связок.
Усиление воздушного толчка и усиление мускульной активности органов речи на акустическом уровне приводят к росту интенсивности, длительности и частоты основного тона на ударном слоге, что на уровне восприятия соответствует увеличению громкости, времени и повышению уровня произнесения. Понять этот процесс легче, если провести немудреный эксперимент: произнося на монотоне звук [о:], резко нажмите ладонями обеих рук на нижнюю часть грудной клетки. Ее мышцы сократятся, и вы услышите, что в момент нажатия звук становится громче и выше.
В языках мира в основном представлены два способа выделения слога: силовое (динамическое) и музыкальное (тональное) ударение. Силовое ударение достигается более интенсивным произнесением ударного слога, чему сопутствует его удлинение и наличие нередуцированного гласного. Такой вид ударения наблюдается в тюркских и большинстве индоевропейских языков. Музыкальное ударение проявляется в том, что ударный слог выделяется интонационно (например, повышением основного тона). Разные интонации ударного слога используются в китайском, вьетнамском языках. Очень редко наблюдается количественное ударение, т. е. удлинение ударного слога без его усиления, например в индонезийском языке.
До сих пор не существует общепринятого понимания того, какой акустический параметр играет ведущую роль в восприятии словесного ударения в английском языке. Человеческое ухо устроено таким образом, что без специально поставленной задачи мы не различаем, за счет чего тот или иной слог воспринимается как выделенный. Нам кажется, что он более громкий. Однако это не всегда верно. Доказано, что ударным считается не только слог, произнесенный с большей силой, но и тот, который имеет большую длительность.
Экспериментальные исследования показали, что ударные слоги в русском языке стабильно имеют большую относительную длительность.
Несмотря на то, что физиологическая природа ударения универсальна, сила речевого выдоха у говорящих на различных языках различна. Эксперименты показывают, что сила экспирации у славян слабее, чем у носителей германских языков, а у русских - сильнее, чем у поляков, чехов и украинцев. Русские воспринимают как ударные те слоги немецких слов, которые содержат долгий гласный.
В тех языках, где ударный и безударный слоги противопоставлены по признаку наличия/отсутствия редукции, важным, очевидно, будет являться и качество звука. Поскольку в русском языке полный гласный может встречаться только под ударением, русские, изучающие английский язык, допускают ошибки в произнесении слов с нередуцированным безударным гласным, перенося ударение на него.
В классических работах российских фонетистов приоритет в формировании словесного ударения в английском языке отдается силовому компоненту - интенсивности. справедливо отмечает, что высотные различия между слогами слова не присущи акцентно-ритмической структуре слова как таковой. Слог может быть воспринят как выделенный и без участия голосового тона, например, при монотонном произнесении или произнесении шепотом. Однако при произнесении слова высотные различия неизбежно присутствуют вследствие артикуляторного навыка интонационно оформлять предложение.
Признание одного из компонентов ударения ведущим не отрицает значимости других. А. Гимсон отмечает, что громкость сама по себе не является надежным средством определения положения ударения в английском языке. Слова типа "import и im"port, не различающиеся по сегментному составу, при произнесении на одном уровне без увеличения длительности ударного слога едва ли можно различить на основании только параметра громкости.
В настоящее время признается, что английское ударение представляет собой сложный комплекс взаимодействующих друг с другом компонентов - динамического, высотного, временного и качественного. Выделение ведущего компонента весьма относительно. По мнению, компоненты ударения обладают способностью к взаимной компенсации. Ударный слог едва ли может оказаться одновременно и самым громким, и самым долгим, и самым высоким: уменьшение одного из параметров обычно сопровождается ростом другого.
Второстепенными показателями ударности слога в английском языке считаются наличие в нем нередуцированного гласного, твердого приступа, аспирированного взрывного согласного.
Типы словесного ударения
1. По расположению в слове. Словесное ударение может рассматриваться с точки зрения его положения в слове. Закономерности расположения словесного ударения - типологическая черта, на которой основана одна из классификаций языков.
Если ударный слог во всех словах языка занимает неизменное положение по отношению к другим слогам, т. е. является первым, вторым, последним и т. п., то ударение называется связанным или фиксированным (bound ). Например, в финском, венгерском, чешском языках ударение, как правило, падает на первый слог; в турецком, армянском и французском, а также в тюркских и иранских языках - на последний слог.
Сравнительно небольшое количество языков характеризуется свободным положением ударения, т. е. ударение может падать на любой слог слова. К таким языкам относятся английский, голландский, греческий, итальянский, русский, румынский, испанский и ряд других (ср. английские " extract и ex " tract , русские промысел, столица, самовар)..
Свободное (разноместное) ударение может быть подвижным или неподвижным в зависимости от места ударения в различных словоформах. В случае неподвижного ударения его положение сохраняется на одном и том же слоге во всех морфологических формах слова и его производных: важный - важно - важничать - важность - важностью - о важности", "wonder - "wondrous - "wonderful - "wonderfully.
Подвижное ударение меняет свое положение в различных формах слова и его производных: поле - поля - полевой", "diplomat - diplomacy - ,diplo"matic.
Подвижность английского ударения выражается и в смене места главного ударения в сложных прилагательных, числительных, фразовых глаголах и словах с отделяемыми односложными приставками под влиянием ритма фразы, например: The de " vice is user - , friendly , но This is a " user - friendly device .
2. По степени выделенности слога. Слоги в слове обладают различной степенью выделенности. Словесное ударение определяет облик слова: ударный слог, подчиняя себе безударные, как бы связывает все слоги в единое целое. Соотношение слогов слова, определяемое по степеням словесного ударения, называют акцентно-ритмической структурой слова, например, "- (mother }, - "- (police ).
В английском языке принято выделять главное (primary, strong, main, principal) и второстепенное (secondary, half-strong, medium) ударение. Представители американской фонетической школы Б. Блок (B. Bloch), Г. Трейгер (G. Trager), (Н. А. Gleason) выделяют большее количество степеней ударности. Они говорят о главном (primary, loud), второстепенном (secondary, reduced loud) и третичном (tertiary, medial) ударении.
Третичное ударение обладает приблизительно той же степенью выделенности, что и второстепенное, но отличается от последнего своим расположением в слове. Оно занимает положение за глав-ноударным слогом, в то время как второстепенное ударение предшествует основному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суффиксами -аrу, - о r у, - опу предпоследний слог получает ослабленное ударение: dictionary , territory , ceremony . Существует точка зрения, что в английских словах типа "blackboard или "realize, где не происходит редукции гласного в последнем слоге, мы тоже имеем дело с третичным ударением.
Таким образом, по мнению американских дескриптивистов в английском языке можно выделить четыре значимые степени ударения, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1) главное ударение, маркированное изменением направления голосового тона;
2) второстепенное ударение, маркированное повышением уровня произнесения слога и/или громкости;
3) третичное ударение, не предполагающее мелодического изменения и воспринимаемое за счет полного качества гласного;
4) слабое ударение (отсутствие ударения), не предполагающее мелодического изменения и характеризующееся редукцией гласного.
Однако, наиболее целесообразной и распространненной в методике преподавания английского языка как иностранного является британская концепция трехфазного словесного ударения, согласно которой принято выделять три значимые степени ударения: главное, второстепенное и слабое ударения.
Функции словесного ударения
Словесное ударение является средством формирования слова. Оно придает звуковой форме законченность и способствует распознаваемости слова в потоке речи. Эту функцию обычно называют конститутивной (словообразовательной, словоформирующей). Как мы уже упомянули, ударением обладают даже односложные слова, поскольку качественные характеристики ударного слога отличаются от качественных характеристик безударного. В многосложных словах ударение задает специфическую модель взаимоотношения между слогами, подчиняя безударные слоги ударным и объединяя их в единое целое. Слог, несущий ударение, составляет ядро, «вершину» слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.
Главное ударение в английском языке обладает различительной функцией. Оно способно различать:
1) синтаксическую принадлежность слова, как в оппозициях an "overflow - to, over"flow; an "accent - to ac"cent, где существительные имеют ударение на первом слоге, а глаголы - на последнем;
2) лексическое значение слов, например be"low и "billow;
3) сложное существительное и свободное словосочетание со структурой «прилагательное + существительное», например a "bluebottle (василёк} - a "blue "bottle (бутылка голубого цвета); a "hot dog (вид пищи) - a "hot "dog (перегревшаяся собака);
4) сложное существительное и фразовый глагол: a "walkout - to "walk "out; a "pushover - to "push "over.
В сложном слове ударение падает на первый компонент, в свободном словосочетании и фразовом глаголе - на оба компонента.
Проверьте себя
Для подготовки к лабораторно-практическому занятию студентам предлагается список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе занятия, которые могут быть использованы учащимися в качестве материала для самоконтроля.
1. Какое наиболее общее определение понятия ударения Вы знаете?
2. Какие термины употребляются в отечественной и зарубежной фонетике для разграничения понятий ударения, реализующегося в слове и фразе? В чем заключается практическая трудность разграничения этих видов ударения?
3. Какова природа ударения с артикуляторной, акустической и перцептивной точек зрения?
4. Каковы основные способы выделения ударного слога в языках мира?
5. Каким образом достигается выделенность ударного слога в английском языке?
6. Какое ударение называют фиксированным? свободным? Охарактеризуйте английский язык с точки зрения положения ударения в слове; подтвердите свой вывод примерами.
7. Какова градация степеней ударения в английском языке?
8. Чем второстепенное ударение отличается от третичного?
9. Каковы основные тенденции постановки словесного ударения в английском языке?
10. Какие функции выполняет словесное ударение в английском языке?
11. В чем проявляется различительная функция словесного ударения?
Практические задания
На лабораторно-практических занятиях студентам предлагается комплекс упражнений для практического закрепления теоретических положений.
1. Назовите тенденции, определившие место ударения в следующих словах:
Despe"ration, "boxful, ac "centual, a, ccommo"dation, "bracket, a"ccumulator, "comedy, re"act, pro "priety,represen "tation, "doubletalk, "session,seven"teen, "nursery school,re"mold,over"value, con "duct, "smoking room
2. Проставьте ударение в следующих словах и обоснуйте свое решение:
AIDS patient, answering machine, air-sea, air-sea rescue, apple-green,
аirsick, agriculture, aquaculture, allergy, allergic, asocial, all-round, all-round athlete
3. Попытайтесь вывести правила постановки ударения в многосложных глаголах, исходя из влияния фонетического фактора и основываясь на приведенных ниже примерах. Начните формулировку правила со слов: «Если последний слог содержит...».
determine entertain
develop remember
abandon represent
astonish appoint
prohibit connect
4. Проставьте ударение в подчеркнутых словах, обоснуйте свое решение:
а) The lack of proper housing made the post-war governments work out a programme of rapid apartment building.
б) Every new apartment building has underground parking.
в) The insurance was invalid for the invalid.
r) You will need a permit to fish here.
д) The bighorn can hardly be seen in European zoos.
е) The horseman was blowing a big horn.
ж) Another word for a strikebreaker is a blackleg.
з) Have you ever seen an all-white dog with a black leg?
Лабораторно-практическое занятие № 8, 9
Topic: The Concept of Intonation
The Outline
(4 hours)
1. Intonation, it’s definition. Intonation and prosody.
2. Main approaches to intonation in the UK and USA.
3. Functions of intonation.
4. Graphical representation of intonation in the line of text and on the staves.
ponents of intonation (pitch, loudness, tempo and pauses, timber).
6. Functional aspect of intonation (доклад ). Roach P. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, 2007, 283 с. (c. 183-201).
Обязательная литература
2.Соколова фонетика английского языка. – М., 2004
3.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002
Дополнительная литература
1. Антипова система английской речи. – М., 1984.
2. Блохина характеристики речи и методы их анализа. – М., 1980.
3.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970
4. Зиндер фонетика. – Л., 1979
5. Николаева интонация славянских языков. – М., 1977.
6. Цеплитис речевой интонации. – Рига, 1974.
7. К проблеме взаимосвязи гармонии и интонации в русской художественной речи // Синтаксис и интонация. – Уфа, 1973.
8. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997
9. Wells J. C. English Intonation. – Cambridge University Press, 2011
На лабораторно-практических занятиях разбираются теоретические вопросы, а также обсуждаются выводы, к которым студенты пришли в результате выполнения практического задания.
При подготовке к лабораторно-практическому занятию рекомендуется использовать следующий дополнительный материал по учебнику, Шевченко современного английского языка. Теоретический курс. – М., 2005.
Просодия. Компоненты просодии
Речевой поток состоит не только из сегментных единиц - звуков, составляющих линейную последовательность. В любом его отрезке присутствуют и другие средства, которые принято называть сверхсегментными или просодическими (от греческого слова prosodia - ударение, припев). Эти средства характеризуют не отдельные звуки речи, а звуковую последовательность. Наименьшей такой последовательностью является слог, к последовательностям большей протяженности относятся слово, словосочетание, синтагма (синтагма - минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов), фраза, сверхфразовое единство (сверхфразовое единство - отрезок речи в форме последовательности двух или более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки) и текст.
Сверхсегментные средства речи можно изучать с точки зрения их физических (акустических) свойств, а также с перцептивной точки зрения, т. е. в зависимости от воспринимаемых человеческим ухом качеств.
Базовыми сверхсегментными средствами речи на уровне восприятия являются высотные характеристики (изменение направления голосового тона, уровень и диапазон произнесения), сила (громкость) и долгота. На акустическом уровне им соответствуют частота основного тона, интенсивность и длительность речевого сигнала.
Частота основного тона соответствует частоте колебания голосовых связок. При производстве звука, составной частью которого является голос (гласные, звонкие согласные, сонанты), голосовые связки вибрируют не только всей своей массой, но и отдельными частями. Эта вибрация порождает образование множества звуковых волн различной частоты, которые и создают звук. Самая низкая частотная составляющая соответствует колебанию тела голосовых связок. Эту частоту и называют частотой основного тона,
ЧОТ (fundamental frequency). Частоту основного тона измеряют в количестве колебаний голосовых связок в секунду (герцах) или в полутонах, представляющих собой наименьший частотный интервал, воспринимаемый человеческим ухом.
Акустический коррелят громкости - интенсивность, или звуковая мощность, - определяется величиной звуковой энергии, проходящей за единицу времени через единицу площади. Диапазон интенсивности звуков, воспринимаемый человеческим ухом, очень велик. Интенсивность голоса певца превышает интенсивность шепота в 1000 раз. Поэтому для измерения интенсивности применяют логарифмические единицы - децибелы. Очень слабые звуки, не различимые человеческим ухом, акустически принимают за 0 дБ. Остальные звуки характеризуются тем, во сколько раз они превышают этот условный уровень.
Под длительностью речевого сигнала понимают количество времени, затраченное на его произнесение. Длительность измеряется в милисекундах.
Описанные акустические характеристики являются лишь непосредственными коррелятами того, что слышит человеческое ухо. Иными словами, слыша повышение или понижение мелодического уровня, мы воспринимаем его как результат непосредственного изменения ЧОТ. На самом деле эффект мелодического изменения достигается путем сложного взаимодействия высоты, силы, долготы и даже тембра звука. Подобно этому эффект громкости возникает на основе взаимодействия силы с высотой и долготой.
Сверхсегментные средства формируют направление изменения голосового тона, уровень и диапазон фразы, ее громкость, темп, противопоставление ударных и безударных элементов, ритм, т. е. то, что принято называть просодией фразы.
К просодии фразы относят также и паузу, которая представляет собой отсутствие речевого сигнала. Часто элементом просодии считают и тембр (качество голоса). Качество голоса зависит от спектральных характеристик, тесно связанных с просодическими, и в первую очередь с уровневыми показателями (ЧОТ). Просодический тембр (качество голоса) принадлежит не звуку, а фразе или ее отрезку и определяется в терминах «шепот», «хриплость», «фальцет» и т. д.
Просодия является строительным материалом звучащей речи, выполняя функции ее целостного формообразования и разделения на сегменты. Характеризуя просодию речевой единицы, мы оперируем абсолютными показателями ЧОТ, интенсивности и длительности, ничего не говорящими о смыслоразличительных возможностях этой единицы. В самом деле, ничего во фразе не меняется в зависимости от того, произнесена она высоким или низким голосом, громко или тихо, быстро или медленно. Один из виднейших исследователей в области экспериментальной фонетики и психологии речи называл просодию «канвой, по которой вышиваются интонации и слова».
Просодия - это комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, временных, включая паузу), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию организации и сегментации потока речи.
Сверхсегментные просодические средства служат материалом для образования трех взаимозависимых и взаимодействующих функциональных систем: интонации, ударения и ритма. Интонация является системой единиц, обладающих планом содержания, а следовательно, смыслоразличительной функцией. Ударение выполняет функцию выделения одних слогов (словесное ударение) или слов (фразовое ударение) по отношению к другим. Ритм накладывает на синтагму, фразу, сверхфразовое единство и текст структурную сетку, организуя их.
Одно и то же просодическое средство может одновременно являться строительным элементом всех трех систем. Так, изменение направления тона в последнем значимом слове фразы выделяет его среди других слов (ударение), передает значение коммуникативного типа, или целеустановки (интонация), а повторяемость аналогичных тональных изменений создает ритмический эффект.