Стройка и ремонт - Информационный портал

Упорядоченный образ жизни и приятные занятия. Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Как проявляется в жизни

Пожаловаться

Привет!У меня есть вот такой вариант,если нужно бери в пользование:
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия- Взгляды и представления людей, основан-
ные на вере в сверхъестественное

Сфера ценностей (оценок) и норм
(правил), регулирующих жизнь с позиций
гуманизма, добра и справедливости

Ответ: Мораль
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

Ответ:доход
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,обозначают формы политического участия граждан.
1) выборы; 2) регистрация юридического лица; 3) уплата налогов;
4) обращение в органы государственной власти; 5) референдум; 6) членство в политической партии.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:23
4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам
деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ:125
5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВА
А) развитие высоких технологий
Б) механизация промышленного
производства
В) выдвижение на первый план сферы услуг
Г) натуральный характер хозяйства
Д) общинный уклад, коллективизм
1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
3) информационное
(постиндустриальное)

Ответ: А Б В Г Д
32311
6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют
о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса

Ответ: 345
7. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями
и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом
экономической деятельности.

Ответ: 245
8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце,подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
А) оклады администрации
Б) сдельная оплата труда наёмных работников
В) арендная плата за помещение
Г) приобретение сырья
Д) проценты по кредитам
1) постоянные
2) переменные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:А Б В Г Д
12121
9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия.
Что из приведённого в списке они могут использовать как источники
финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) повышение производительности труда
4) прибыль от реализации продукции предприятия
5) совершенствование производственных технологий
6) выпуск
Отв:146

Пожаловаться

Приветик у меня тоже этот вариант есть,там помоему вопросов 30.У меня тоже вопрос с ответом.Лови...
10. На графике изображено изменение предложения
легковых автомобилей на потребительском рынке:
кривая предложения переместилась из положения S
в положение S1. (На графике P – цена товара;
Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите цифры, под которыми
они указаны.

1) увеличение количества производителей автомобилей
2) снижение возраста получения водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
4) рост тарифов на электроэнергию
5) повышение процентов по автокредитам

Ответ: 13
11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения,происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на
социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации:доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

Ответ: 235
12. В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются,среди девушек больше, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Ответ:123
13. Выберите верные суждения о функциях политической партии
в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические партии участвуют в организации, подготовке и проведении парламентских выборов.
2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.
3) Политические партии мобилизуют граждан на осуществление
политических действий.
4) Политические партии участвуют в формировании правоохранительных органов.
5) Политические партии проводят организационные мероприятия среди партийного актива

Ответ:135
14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции,данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) утверждение изменения границ между
субъектами РФ
Б) управление федеральной собственностью
В) назначение на должность Председателя
Центрального банка РФ
Г) разработка федерального бюджета
Д) осуществление помилования
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума
4) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:А Б В Г Д
24341
15. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.
Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
3) включение в состав государства нескольких государственных
образ
Ответ:234

Пожаловаться

Костя лови:
16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду

Ответ: 24
17. Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4) Гражданское право относят к частному праву.
5) Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

Ответ: 245
18. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце,подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
А) требовать соблюдения и сохранения
налоговой тайны
Б) присутствовать при проведении выездной
налоговой проверки
В) уплачивать законно установленные
налоги и сборы
Г) выполнять законные требования
налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах
Д) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную
информацию о действующих налогах и сборах
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

1) права
2) обязанности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д
11221
19. Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта

Ответ: 235
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.«Мотивом _________(
А) называется то, что побуждает её, ради чего
она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная
_________(
Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.
Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(
В), социальной группы,
общества в целом.
_________(
Г) потребности вызваны биологической природой человека.
Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования,развития и воспроизводства. _________(
Д) потребности связаны с тем, что
человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место,участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми._________(
Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего
мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
8) индивид
9)идеальный(духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:АБВГДЕ
218549

Пожаловаться

Всем ПРИВЕТ!!!
у меня есть вторая часть этого теста:
Текст
Культура формирует личности членов общества, тем самым она
в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называеткультуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы,рецепты, правила, инструкции... которые служат для управленияповедением». Он считает, что без культуры люди были бы полностьюдезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида
и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных
социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культурадействительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам.Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого
организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут
препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. (Н. Смелзер)
21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов,
включающая планы, рецепты, инструкции… которые служат для
управления поведением;
2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет
побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные.
22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают«способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) причины по тексту:
– небеспредельные биологические возможности человеческого
организма;
– предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;
– факторы окружающей среды;
(Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу
формулировках.)
2) причина не по тексту, например: поддержание существующего
общественного порядка, следование принятым социальным
нормам.
23.Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
Ответ:1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения
в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего
хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком
стихи, читают

коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена
к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно
развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет
верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии(-ях) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при
помощи которых государство оказывает регулирующее
воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или
объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критерии(-ях) выделения
типов политических режимов, опирающейся на знание курса,
например: Критерием выделения демократических
и недемократических режимов является уровень политической
свободы общества;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее
информацию о критерии(-ях) выделения типов политических
режимов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса
особенности демократического режима, например: Особенностью
демократического режима является гарантия политических прав
и свобод граждан.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания
приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским
кодексом РФ
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы
следующие основания приобретения права собственности:
1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила
себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на
равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).
27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное.Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия
стратификации современного общества
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни – социальная;
2) исторический тип стратификации – сословная;
3) критерии стратификации современного общества:
– объём власти;
– уровень доходов;
– уровень образования;
– престиж профессии.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
 соответствие структуры предложенного ответа плану сложного
типа;
 наличие пунктов плана, указывающих на понимание
экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она
не может быть раскрыта по существу;
 корректность формулировок пунктов плана.
Всем УДАЧИ.

Захаров А.А., Корнеев С.Б.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ

1. Вступление

Порядок основывается на ощущении окружающего мира и своего места в нем, понимании своей текущей задачи и необходимых действиях для ее реализации.

Под порядком часто понимают «схему» действий, что где должно быть расположено и когда что сделать и т.д. без ощущения окружающего мира, без обратной связи с ним. Совершение дел без чувствования, что необходимо сделать, приводит к созданию иллюзии порядка (механистическая схема) и не как не влияет на степень упорядоченности окружающего мира.

2. Основные положения

Порядок - равновесие в жизни, наличие законов и правил, по которым живёт живая система (природа, человек), гармоничное отношение внутреннего и внешнего пространства и времени.

Упорядочивание - процесс создания порядка, процесс привнесения в своё бытие законов и правил, поддерживающих Жизнь, придание силам направления движения.

Состояние упорядоченности - наличие в бытии человека Законов и правил.

Качество упорядоченность - способность наполнить порядком свою жизнь, навык наведения порядка в своей жизни, способность выделить главное и второстепенное. Умение и желание организовать свой быт работу и досуг без ущерба друг для друга.

3. Для чего нужна упорядоченность

Упорядоченность дает последовательное движение вверх по лестнице развития (эволюции) и позволяет эффективно достигать намеченных целей. Нейтрализует энтропию хаоса, а также сохраняет и усиливает жизнь.

Без порядка в повседневной жизни невозможно расти духовно.

Понимание Божественных законов начинается с понимания бытового порядка.
Человек целое и неделимое существо и его духовный рост не отделим от физического бытия (состояния здоровья, порядка в доме, и т.д.).

Духовное течет в физическое через энергетику. Чтобы духовное начало течь нужно чтобы в энергетическом теле было место для этого. Чтобы это место появилось человек должен что-то созидательное сделать на физическом плане. Тем самым энергия переходит из энергетического тела в физическое компенсирую затраты, а из духовной части в энергетическую идут энергии для компенсации затрат энергетического тела. И тем самым начинается протекание энергий с духовного уровня на физический, а следовательно и духовный рост. Энергия течет в том случае, если человек совершает созидательные поступки, т.к. духовная энергия именно созидательная.

Духовное - это идея, цель и смысл жизни человека. Духовное всегда созидательное, направленное на сохранение и усиление жизни. Духовное питает энергией энергетическое тело, энергетическое тело дает энергию физическому телу, для реализации духовной идеи. Позитивная идея питает человека энергией. Негативная идея усиливает энтропию в человеке, а следовательно его разрушает.

Самое важно в жизни человека это идея. Т.К. идея обладает энергией и способна давать ее человеку.

Таким образом, упорядоченность обеспечивает естественный ток энергий, усиливая человека и обеспечивая его духовный рост.

Увеличивая свою упорядоченность, упорядоченность в окружающем мире и т.д. человек воплощает Закон Порядка в нашей реальности.

4. Как проявляется в жизни

На физическом плане - в слаженном функционировании систем организма, поддержание гомеостаза.

На психическом плане - ясность мышления, трезвость суждений, эмоциональная уравновешенность.

В семье - понимание мужчиной и женщиной своих обязанностей.

В быту - поддержание порядка, ощущение уюта в квартире.

Во взаимоотношениях - ощущение адекватной дистанции, времени и цели при общении с человеком.

В коллективе - соблюдение правил поведения и общения в коллективе (этикет, этика поведения), знание своего места и задачи в общем деле.

В письменной и устной речи.

В поэзии - стихи - это «магические заклинания», которые действуют тогда, когда слова сложены в определенном ритме и имеют определенный размер.

5. Где находится в теле - позвоночник, скелет, кости.

6. Рисунок - замороженный кристалл воды, пчелиные соты.

7. Ассоциации - призма преломляющая свет, разделяющая его на цвета, по порядку, растущее дерево, друза кристалла.

Пахарь, ведущий по полю лошадь, запряженную в плуг. На земле остаются ровные борозды. Будет урожай.

«Выкристаллизованное из хаоса состояние красоты»

«Как соты или бусы - одна бусина следует за другой»

Звук - мантра «М»

Цвет - Зеленый бархат, pantone 18-6024 tpx, amazon; 17-5734 tpx viridis: RGB #004C29.

Вкус - терпкий, с небольшой кислинкой, вяжущий, шиповник, барбарис, гранат.

Запах - можжевельник, кедр.

Стихия - Дерево, Воздух.

8. Способы наработки

1. Ведение графика набора Силы, планирование и точное претворение планов в жизнь.

2. Начинайте с простых дел.
Например:
Если у Вас нет порядка в доме, начните наводить его.
Если Вы постоянно опаздываете - постарайтесь начать приезжать вовремя.
Если вы не можете разобраться на своем рабочем месте, то для начала разложите все бумаги по стопкам и выкиньте все ненужное. И т.д.

3. Не превращайте Вашу жизнь в схему «порядок ради порядка».

4. Испытывайте радость от того что вы делаете.

5. Написание и соблюдение распорядка дня. Поддержание чистоты и порядка в доме. Ведение личного бюджета (приход\расход денег).

6. С вечера настроиться на предстоящий день, выделить главное, просмотреть планы и оценить их реальность.

7. Приходя в место, ощутить, зачем ты здесь, что нужно тебе сделать в этом месте, сделать это и посмотреть на свои ощущения и ощущения от места. Через какое-то время (несколько часов, дней и т.д.) посмотреть привело ли это к ожидаемому результату.

8. Выделите и следуйте главному, что созвучно предназначению, старайтесь для каждого дела находить и выделять свое время. Умейте взвешивать важность дел.

9. Доводите все дела до логического завершения.

9. Разное (пословицы, поговорки, афоризмы, и т.д.)

Выстроенная определенным образом последовательность действий в соответствии со значимостью во времени. Значимость в соответствии с Божественным предназначением.

Выстраивание предметов и действий в последовательности способствующей развитию и совершенствованию.

Поступательное, шаг за шагом движение по своему Пути, включает ясность мышления.

Сила позволяющая выстроить путь к мечте.

Удивительное состояние экономии времени и силы. Видишь общее - выделяешь главное, отметаешь ненужное, четко выстраиваешь последовательность действий по степени важности.

Представляется легкой структурой где нет ничего лишнего все на своих местах эта структура подвижная. живая там нет мусора и тяжести, все своевременно, легко.

Понимание что откуда берется и во что выливается, для чего это мне нужно и как поступить, чтобы мои действия не ломали красоту и не напрягали людей.

Совмещение слова и дела Чувство времени его ценности насыщенности.

Выстраивание своей жизни, руководствуясь принципом не нарушать гармонию, красоту.

Это знание что нужно делать в данный момент.

Свободное творчество мысли и дела в ладу Времени хватает на всё. Все гармонично красиво, потому что порядок.

Гармоничное отношение внешнего и внутреннего пространства и времени т.к. все, что мы делаем во вне рождается и живет внутри нас.

Спокойная уверенность в делании намеченных целей.

Проявление упорядоченности в речи

Речь, слова - это уже есть упорядочивание. Потому что слова представляют собой фиксацию чего-либо: состояния, поступка и пр., вербально-буквенная фиксация.

Помимо того, что каждое слово, произнесенное человеком вносит порядок в пространство, сами слова, построенные в предложения (а предложение - это определенный порядок слов: подлежащие, сказуемое и т. д.) представляют собой упорядочивание. Особенно это важно для письменной речи, поскольку считается, что записав свои мысли, человек упорядочивает их и себя в итоге. А письменная речь как раз и отличается от разговорной тем, что имеет порядок написания предложений, включает пунктуационный и орфографический порядок. Это было придумано тоже не просто так. Несложно увидеть, почему именно подлежащее, обозначающее предмет, стоит на первом месте. Потому что все остальные члены предложения будут строго подчинены подлежащему. Сказуемое - выражает действие предмета, определение - признак предмета и т. д. Недаром поэтическая лексика богата разного рода метафорами, олицетворениями, эпитетами и т. д. Они позволяют с наилучшей точностью передать свойство или состояние предмета, к которому они относятся. Но они относятся к предмету, а предмет - главное. Это пример проявления порядка в предложении.

Само слово также имеет порядок: приставка, корень, суффикс, окончание. Это тоже не просто набор морфем, а определенные «указатели» чего-либо. Например самое значимое - это корень, позволяющие понять, что лежит в основе слова (какой смысл заложен). Окончание позволяет определить род слова (мужской или женский), суффикс способен образовывать различные степени (увеличительные, уменьшительно-ласкательные), прилагательные и пр., приставка может указывать направление или уточнять то, что «около корня» (например, слово остров - приставка «о» и корень «стров» - значит около струи, то, что огибается струей).

Эти примеры были приведены, чтобы показать, что в каждом слове есть свой порядок морфемных единиц (и он не просто так такой!) и свой порядок букв (согласных/гласных), ударений, и т. д., а слова складываются в предложение. А предложение - это, как мы выяснили выше - определенный порядок слов. Поэтому речь может являться одним из самых наглядных и бытовых примеров упорядочивания.

Часть 1. Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.

Часть 2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом .

21 . Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции... которые служат для управления поведением; 2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.



Правильно даны ответы на два вопроса – 2 балла. \\ Правильно дан ответ только на один любой вопрос – 1 балл. \\ Ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

22 . Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) причины по тексту: - небеспредельные биологические возможности человеческого организма; - предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; - факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.). 2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. (Может быть названа другая причина.)

Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту – 2 балла \\ Правильно названы любые две-три причины – 1 балл \\ Ответ названа только одна причина. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 2 балла

23 . Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия: 1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);

2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);

3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика). Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия.

Правильно названы 3 результата социализации, к каждому приведены примеры – 3 балла

Правильно названы 2-3 результата социализации, к 2 из них приведены примеры – 2 балла

Правильно названы 1-3 результата социализации, к 1 из них приведён(-ы) пример(-ы) – 1 балл

Правильно названы только 1-3 результата социализации. ИЛИ Приведены только 1-3 примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

24 . Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Могут быть приведены такие объяснения : 1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам; 2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека; 3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. Могут быть приведены другие объяснения.

Приведены три объяснения – 3 балла. Приведены два объяснения – 2 балла. \\ Приведено только одно объяснение – 1 балл \\ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов. \\ Максимальный балл – 3 балла

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.). 2) например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение). 3) например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено другое предложение). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не насчитываются при оценивании.

Правильно раскрыт смысл понятия; составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла.

Правильно раскрыт смысл понятия; составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла

Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

26 . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности: 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье); 2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни); 3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);

4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо). Могут быть приведены другие примеры

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания – 3 балла

Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера – 2 балла

Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера – 1 балл

Правильно названы только одно-три основания. ИЛИ Приведены только один-три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

27 . Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сфера общественной жизни - социальная; 2) исторический тип стратификации - сословная; 3) критерии стратификации современного общества: - объём власти; - уровень доходов; - уровень образования; - престиж профессии. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия – 3 балла \\ Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия – 2 балла \\ Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия – 1 балл \\ Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

28 . Подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны».

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные.

2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная.

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов тана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

1) Структура предложенного плана, 2) Наличие пунктов плана, без которых тема не может быть раскрыта по существу, 3) Корректность формулировок пунктов плана, 4) Баллы.

3 и > пункта, 2 детализированы Два
2 пункта детализированы. ИЛИ 3 пункта + 1 детализирован Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
ИЛИ
3 и > пункта, 2 детализированы Два
План по структуре является простым и содержит не < 3 пунктов Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
ИЛИ
3 и > пункта, 1-2 детализированы Один
3 и > пункта, 1-2 детализированы Два В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы
2 пункта, 1 детализирован Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
2 пункта, 1-2 детализированы Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
ИЛИ План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы
Максимальный балл

29 . Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №21-24. Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом.
Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…

Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая
свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

(Р.М. Нуреев)

21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

Решение:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;
2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам
определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

Решение:

В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:
– в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;
– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;
2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:
– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;
– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.
(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)

24. Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

Решение:

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:
1) создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);
2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);
3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.);
4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т.д.).
Функции государства в рыночной экономике могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит
к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К.Х. Брайер)

21. Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица?
(Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

Решение:

Решение:

23. Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.

Решение:

24. Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.

Решение:

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться
добывать средства к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется
положение о «репрессивном» характере культуры?

Решение:

См предложение 2 (Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением».)

Ответ: Культура — это система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением.

22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Решение:

См предложения(Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.)

Ответ:

1. Биологические возможности человеческого организма
2. Предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг
3. Факторы окружающей среды
4. За причины не по тексту можно взять либо индивидуальные (врожденные) особенности человека либо социальные обстоятельства жизни человека, либо другие варианты.

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Решение:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.

Решение:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 Работа с источником Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Пример задания. Текст к заданиям 21-24.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

21. . Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

22. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

23. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.

Возможны иные правильные ответы.

24. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
— избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

По мнению некоторых исследователей стойкому успеху способствуют положительные изменения стиля жизни, которые усиливают приятные переживания и позволяют найти баланс между обязанностями и удовольствиями. Хотя в некоторых работах, посвященных успешным изменениям указывается на то, что создание «альтернативной зависимости» (например, чрезмерная занятость на работе или чрезмерное увлечение спортом) связано с длительной абстиненцией, мы обычно придерживаемся более сбалансированного подхода.

По ходу изменения некоторые клиенты начинают считать, что обязаны возместить другим прежнее пренебрежение ими и взваливают на себя все бремя забот о семье, работе и доме. Они пытаются проводить с детьми каждую свободную минуту, устраивают дома капитальный ремонт, берутся за какие-то крупные преобразования. Стремление взять на себя много обязательств имеет следствия как для самого клиента, так и для членов его семьи.

Выполнение взятых на себя обязательств приносит одновременно и удовлетворение и разочарование. Членов семьи обычно удивляет желание клиента взять на себя груз обязанностей, и они нередко сомневаются в том, что произошедшие изменения - надолго. Кроме того, члены семьи могут воспринимать энтузиазм клиента как вмешательство в их личную жизнь. Клиенты должны быть готовы к подобным реакциям, а задача клинициста - помочь ему понять такую реакцию членов семьи.

Клиентам следует указать на важность свободного времени, приятных занятий и самоподкрепления достигнутых положительных изменений. Сюзанну сложнее всего было убедить выделять хотя бы полчаса в день на приятные занятия: чтение, релаксацию, физические упражнения. Она полагала, что обязана посвящать все время дочерям, в результате она проводила с ними практически все время, когда они бывали дома. Когда девочки уходили в школу, Сюзанна занималась уборкой, приготовлением еды, оплачивала счета и т. д.

Она признавала, что к концу дня выбивается из сил и чувствует себя уставшей, алкоголь помогал ей «прийти в себя». В конце концов мы договорились о получасовом отдыхе перед обедом, когда она могла поупражняться на тренажере, почитать книгу или прогуляться. Сюзанна лишь отчасти выполнила эта предписание, оправдываясь возникновением неотложных дел.

В литературе, посвященной вмешательству при алкоголизме, предлагается привлекать значимую для клиента социальную систему для повышения эффективности вмешательства. Поэтому клиницист должен попытаться привлечь к терапии супруга/партнера клиента или значимого другого с самого начала. Для этого существует много способов: эти люди могут быть источниками информации, с ними вместе можно разработать подкрепления для воздержания, им следует помочь обеспечить клиенту эмоциональную или практическую поддержку, привлечь их к сфокусированному на отношениях вмешательству, провести с ними вмешательство без участия клиента, оказать им помощь в получении доступа к новым социальным системам.

Молва гласит, что алкоголики склонны преуменьшать количество выпитого или лгать об употреблении алкоголя и его последствиях. По результатам исследований, они дают довольно точную информацию, когда находятся в трезвом состоянии и не имеют серьезных причин это скрывать. Наш опыт показывает, что на этапе оценки полезно получить информацию от членов семьи. Во-первых, лица, которых направили на терапию против их воли, часто неохотно дают сведения об употреблении алкоголя.

Сбор анамнеза у специалиста, направившего данного клиента, позволяет понять причины такого нежелания. Даже если человек обратился за помощью сам, значимые другие могут предоставить о нем информацию, которую он никогда не вспомнит. Кроме того, близкий клиенту значимый другой имеет богатый опыт наблюдения за клиентом в течение длительного времени и в разной обстановке и может оказать неоценимую помощь в выявлении предпосылок пьянства.