Стройка и ремонт - Информационный портал

В. маяковский "лиличка": история стихотворения. Анализ стихотворения “Лиличка!” Маяковский Лиличка анализ кратко

Стихотворение В. В. Маяковского «Лиличка!» входит в золотую коллекцию произведений о любви, в нем Маяковский – настоящий, без эпатажа, свойственного ему в ранних произведениях.

«Маяк» — песня группы «Сплин» на стихи Маяковского

Кому посвящено стихотворение «Лиличка»? История создания

В 1915 году судьба молодого поэта круто поменялась: он познакомился с Лилей Брик – женщиной, оставившей роковой след и в жизни, и в творчестве Маяковского. Лиля была замужем, но это не мешало ей вести достаточно вольный образ жизни: она проповедовала «новые» рамки поведения для женщин. Молодой и талантливый поэт лишь привлек ее, но Маяковский полюбил по-настоящему, сознавая всю трагичность этих отношений. Через год после знакомства молодых людей, 26 мая 1916 года, была написана «Лиличка!», подзаголовок «Вместо письма» показывает всю сокровенность этой взволнованной исповеди.

Лилия Брик

Стихотворение «Лиличка»: жанр, тема, идея, направление

Тема любви блистательно раскрыта в стихотворении, каждое сравнение отсылает нас к ней: «Если быка трудом уморят – он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых».

Идея «Лилички!» в вечности сложной, но колоссальной любви: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». Поэт осознает, но не может принять то, что чувства любимой не столь же сильны и масштабны: «Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще – выгонишь, может быть, изругав».

Маяковский в тот период – ярый футурист, но его «Лиличка!» походит на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Однако эта строка также помогает в художественном восприятии данного стихотворения, ведь это не рационалистический, а взволнованный и страстный монолог.

Лирический герой в стихотворении «Лиличка»

Центральный образ – сам поэт и его переживания. Чтобы подчеркнуть масштаб своей трагической любви, автор вводит образы быка и слона, которые ищут и находят покой и отдых, в отличие от лирического героя. Маяковский отделяет себя от поэзии, говоря, что поэт бы так не стал мучиться, «он любимую на деньги б и славу выменял».

Средства художественной выразительности: примеры из текста

Стихотворение изобилует метафорами: «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «любовь моя – тяжкая гиря», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья». Они показывают переживания героя, его обреченность, понимание, что лучшие дни, когда его душа цвела, прошли.

Гипербола – любимый прием Маяковского: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». С помощью него любовь приобретает космический размер, удивительно, как столько чувств умещается в одном человеке. Эпитеты «Лилички!» образны и оригинальны – «крученыховский ад», «мутная передняя», «горечь обиженных жалоб», «опожаренный песок», «суетных дней взметенный карнавал». Благодаря нескольким ярким эпитетам создается целая картина: читатель видит эту комнату, улицу, образы, ощущает на себе чувства героя.

Композиция произведения

Стихотворение можно разделить на три части: первая – вступление, где рисуется картина событий (комната, в которой, вероятно, произошла ссора, но которая напоминает о былом счастье); вторая – размышления о сложности любовного чувства, необходимости его прекратить (образы быка, слона и поэта); третья – победа любви, герой еще любит, хоть и понимает всю обреченность этого чувства.

Актуальность лирики Маяковского

«Лиличка!» — одно из лучших стихотворений В. Маяковского, показывающее, что за всеми своими агитками, рекламами, революционно-общественной деятельностью, поэт остается человеком, способным полюбить серьезно и надолго. Это стихотворение актуально для каждого человека, любой хоть раз переживал такие трагические чувства.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Самым сильным и болезненным чувством Маяковского были чувства к Лиле Брик, которая никогда не отвечала ему с той же силой и порой даже иронизировала над его чрезмерным увлечением. С тех пор, как он познакомился с Брик, он посвящал ей все свои произведения. Она была его музой и сильной страстью. Стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)» появилось в 1916г. - спустя год знакомства с Брик.

Тема стихотворения любовная. Стихотворение написано в форме мыслей, которые с бешенной пульсацией врываются поэту в голову в то время, как он сидит в комнате со своей возлюбленной. Эти параллельные с происходящим мысли как бы тут же транслируются. Они и начинается с того, что

«Дым табачный воздух выел,
комната - глава в крученыховском аде»

Он сравнивает комнату с адом из произведения современника Крученых, будто она сейчас является пыточной камерой для поэта.

«Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил»

Это обращение, которое призывает вспомнить такой незначительный момент как он гладил ее руки, но для него даже это событие важно, в отличие от нее. Еще одно подтверждение ада - куда ни глянь, везде напоминание о прошлом.
«Сердце в железе» - ему кажется что он обречен на то, чтобы снять с ее сердца железный панцирь, об который он неустанно бьется.
«День еще - выгонишь» — Маяковский предчувствует, что вскоре она и вовсе закроет перед ним все двери. Далее он описывает свой страх о том состоянии, которое настигнет его, если это все-таки произойдет:

«В мутно передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу тело в улицу брошу…” - такая у поэта аллегория судьбы, в руках которой он безропотно откажется, так как не в силах будет выйти на улицу, он может только в нее бросить свое тело, как что-то безжизненное.

«Дикий, обезумясь, отчаяньем иссечась» -

Он уже сейчас понимает что отвергнутый он сойдет с ума.
«Не надо этого дорогая, хорошая
дай простимся сейчас» - боль не вызывает нем агрессии, а скорее нежность “дорогая”, “хорошая”, а возможно попытка даже такими словами удержать.
«Все равно любовь моя тяжкая гиря ведь» - гиря противопоставление крыльям, парению и легкости, которые обычно ассоциируются с любовью. Гиря тянет на дно и не дает двигаться - Маяковский уничижает, обзывает свою любовь, будто сам ее ненавидя.
Далее Маяковский просит «криком выреветь» ей свои обиды

«Если быка трудом уморят,
он уйдет разляжется в холодных водах». То есть даже бык, на котором пашут имеет отдых, которого не имеет он.
«Кроме любви твоей мне нету солнца,
а я не знаю где ты и с кем.»

Лиля не обязывалась быть верной Маяковскому и вела свободную жизнь. А он не хотел разделять ее с кем-то, ему причиняло это боль. Таким образом Маяковский выражает свою ревность, но обосновывает ее: любовь ее - его солнце и он имеет на нее право, как слон, устав, имеет право разлечься в песке.
Называя себя поэтом, он все же акцентирует внимание, что она забрала у него даже свойственно поэтом тщеславие и эгоизм, благодаря которым «любимую на деньги и славу» они с легкостью вымениваю.

“Вместо письма” - так пометил стихотворение Маяковский, то есть, это послание. Стихотворение написано в свойственной Маяковскому особой ритмичной манере. Когда фразы завершаются не размеренно, а рвано - то коротки, то длинны. Когда начало четверостишия можно понять, только в его конце. Лирический герой здесь не олицетворяется ни с кем, Маяковский говорит конкретно о себе, как о «поэте» и о своей любви как «тяжкой гире». Его стихи сейчас - «живут» на “сухих листьях”, что Маяковский противопоставляет «жадному дыханию», живому дыханию Лили.

Риторический вопрос о том, заставят ли ее остановиться сухие листья его слов, имеет понятный ответ — «нет». Понимая это, Маяковский просит принять его последнюю нежность в виде подстилки, ковра, по которому она пройдется или потопчется, уходя от него.

Стихотворение пронизано самоуничижение, опусканием своих чувств, как «гири», «подстилки», а сам Маяковский описывает себя «диким», «исступленным», ожидающим когда его «выгонят, изругав» и даже не способным на решительные поступки («и в пролет не брошусь и не выпью яда»).

Маяковский явно демонстрирует свое полное порабощение безответным чувством, которое его обездвижило, сделало слабым и измученным, чувствующим свою ничтожность, в противовес ей, которая для него и море, и солнце, а ее имя самый любимый «звон».

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

В. Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.

В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.

Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.

Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).

Стихотворение «Лиличка!» — образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского - задание не из легких. Жемчужина интимной лирики напоминает настоящую лавину из чувств, страданий и мыслей поэта. Он настолько открыт и откровенен, что создается впечатление, будто сквозь строчки слышен голос этого человека-глыбы в русской поэзии. В статье мы предлагаем вашему вниманию Маяковского и краткую историю его создания.

О поэте

Владимир Маяковский - неоднозначная, но очень выдающаяся фигура в русской поэзии. Поэт, чей рост достигал почти двух метров, создавал эффект своего могущества и в стихах. Его резкий, хлесткий слог был сильным, в нем будто проглядывала тень самого великого поэта, кубофутуриста, революционера и анархиста, актера и драматурга.

Маяковский известен не только своей выдающейся поэзией, но и бунтарским стилем жизни. В его биографии - годы, проведенные в заключении и на войне, путешествия, трагедии и любовные драмы.

Стихотворения и поэмы этого гиганта литературы обладают ни с чем не сравнимым слогом. Так писал только великий Маяковский. «Лиличка вместо письма» - одно из сильнейших лирических произведений поэта. Оно поражает своей искренностью, открытой ранимой душой поэта, которую он раскрывает и перед любимой, и перед читателями.

Кто же такая Лиличка? История создания стихотворения

Загадочная Лиличка - это жена друга поэта Осипа Брика - Лиля Брик. С ней поэт познакомился благодаря ее сестре Эльзе, за которой ухаживал. Однажды ею он был приглашен в гости. Там он читал свои стихи семейной чете Брик. Стихотворения запали в душу им, а сам Маяковский безнадежно влюбился в Лиличку...

Стихотворение написано в 1916 году, через год после знакомства со своей музой. Без краткой предыстории отношений не будет полным литературный анализ. Лиличка (Маяковский безумно и безнадежно любил ее) была классической разбивающей сердца. Сердце поэта и так было слишком измотанным и израненным. Лиля держала его рядом, не позволяя приближаться и одновременно не отпуская. Именно об этих сложных взаимоотношениях было написано поэтом стихотворение.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского

Поэзия принадлежит к золотой коллекции интимной лирики русской поэзии. Дополняет название приписка «Вместо письма», но признаков мы не находим. Скорее поэта, попытка успокоить бурю своих чувств, от которых нет спасения истерзанному сердцу.

Анализ «Лиличка» (Маяковский, как утверждают биографы, написал находясь в одной комнате с Лилей) сложен из-за эмоционального груза. Кажется, поэт всю свою боль и страдания пытался вылить на бумагу.

Свою любовь поэт называет «тяжкой гирей» для женщины, но, стоит сказать, именно такого впечатления для него и добивалась Лиля, ее нравилось чувствовать свою власть над поэтом, заставлять страдать его, а потом читать выстраданные, омытые слезами сердца стихи. Но ее же лирический герой сравнивает с солнцем и морем, то есть абсолютом жизни и жизненной энергии. Это было то чувство, которое медленно убивало сердце поэта, как на расстоянии, так и рядом с любимой, от любви которой «и плачем не вымолить отдых».

Очень сложен и многогранен этого произведения литературный анализ. Лиличка (Маяковский все это облачил в слова) вызвала в душе поэта такую гамму чувств, что трудно понять, как могло биться его настолько исстрадавшееся сердце.

Антитеза и параллелизм в стихотворении

Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа - обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. Поэт «гладил руки» любимой в прошлом, сегодня ее «сердце в железе», а завтра «выгонишь». Игра с временными формами глаголов создает впечатление настоящего калейдоскопа событий, чувств, страданий и переживаний.

Антитеза проявляется в противопоставлении внутреннего мира поэта и чувств к любимой женщине. Тяжесть страдания сменяет временное просветление, от «любимого взгляда», который через строчку поэт сравнивает с «лезвием ножа».

Анализ стиха Маяковского «Лиличка» усложняется для любого читателя собственными эмоциями. Трудно прочитать эту исповедь поэта и остаться равнодушным. Монотонные строки чередуются с внезапными порывами обращения, нежными словами и просьбами к любимой.

В заключение

Вот такой получился у нас анализ. «Лиличка» (Маяковский пытался сказать в поэзии то, что не смог произнести вслух) демонстрирует не только умение поэта использовать языковые средства и но и позволяет понять то, кем был поэт. Очень сильный, не сломанный тюрьмами и войной, он оказался незащищенным и ранимым перед лицом любви. При чтении стихотворения создается двоякое впечатление. Поэту сочувствуешь, но одновременно понимаешь, не будь таких сильных чувств, мы бы не смогли насладиться таким пронзительным стихотворением о любви, аналогов которому нет и не было раньше.

«Лиличка!» Владимир Маяковский

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения Маяковского «Лиличка!»

Поэт Владимир Маяковский за свою жизнь пережил немало бурных романов, меняя женщин, словно перчатки. Однако его истинной музой на протяжении долгих лет оставалась Лиля Брик – представительница московской богемы, увлекающаяся скульптурой, живописью, литературой и иностранными переводами.

Взаимоотношения Маяковского с Лилей Брик были довольно сложными и неровными. Избранница поэта предпочитала свободную любовь, считая, что брак убивает чувства. Тем не менее, буквально с первых дней знакомства она стала для поэта женщиной-идеалом, которой он в первый же вечер посвятил свою поэму . Впоследствии таких посвящений было великое множество, однако самым ярким из них по праву считается стихотворение-письмо «Лиличка!», созданное в 1916 году. Примечательно, что оно было написано в тот момент, когда муза поэта находилась с ним в одной комнате . Однако Маяковский предпочел не выражать свои мысли и чувства вслух, предав их бумаге.

Стихотворение начинается с описания прокуренной комнаты, которая стала для Маяковского кратковременным пристанищем. Ее Лиля Брик снимала вместе с братом, и поэт часто подолгу жил с ними. Друзья Маяковского даже в шутку называли подобные взаимоотношения «любовью втроем». Действительно, автор романтического и наполненного горечью стихотворения «Лиличка!» был безумно влюблен в свою музу. И хоть поначалу она отвечала ему взаимностью, со временем пылкая страсть поэта превратилась для нее в обузу. Осознавая это, Маяковский, тонко чувствовавший перемену настроения любимой, в своем обращении-письме просит, чтобы она не выгоняла его только потому, что пребывает в дурном расположении духа – «сердце в железе». По-видимому, подобная сцена повторялась не раз, поэтому Маяковский точно знает, как будут развиваться события . «Выбегу, тело в улицу брошу, дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась», — такие чувства поэт испытывал неоднократно. Чтобы избежать унизительной сцены, Маяковский обращается к Лиле Брик со словами: «Дай простимся сейчас». Он не хочет больше мучить свою возлюбленную, и не в состоянии сносить ее насмешки, холодность и безразличие. Единственное желание поэта в этот момент – «в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб».

С присущей образностью, обыгрывая каждое слово, Маяковский пытается доказать Лиле Брик свою любовь, утверждая, что это чувство владеет полно и безраздельно. Но еще гораздо больше в душе автора ревности, которая заставляет его ежеминутно страдать и при этом ненавидеть себя самого. «Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем», — утверждает поэт.

Рассуждая над сложившейся ситуацией, Маяковский в стихотворении примеряет к себе различные способы самоубийства , однако понимает, что его чувства гораздо выше и сильнее добровольного ухода из жизни. Ведь тогда он навсегда потеряет свою музу, ради которой он «душу цветущую любовью выжег». Но, вместе с тем, поэт также отчетливо осознает, что рядом со своей избранницей никогда не сможет быть по-настоящему счастливым. Да и Лиля Брик не готова целиком и полностью принадлежать лишь ему одному, она не создана для скучной и рутинной семейной жизни. Конечно, Маяковский в душе все еще надеется, что, возможно, это трогательное и чувственное стихотворение-письмо поможет все изменить. Однако умом понимает, что шансов на взаимность у него нет, поэтому его последняя просьба заключается в том, чтобы «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Стихотворение «Лиличка!» было написано примерно через год после знакомства Брик и Маяковского. Однако их странные и порой даже абсурдные взаимоотношения длились до самой смерти поэта. Автор этого произведения влюблялся и расставался с женщинами, после чего вновь возвращался к Лиле Брик, не в силах забыть ту, которая стала главной героиней его лирический произведений.