Стройка и ремонт - Информационный портал

Занятие на тему: "Приставочные глаголы". Конспект подгруппового логопедического занятия «Приставочные глаголы За вредные привычки не держись

Тема: Приставочные глаголы

    Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.

    Учить детей практически использовать в речи приставочные глаголы.

    Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

Ход занятия

    Предварительная беседа с детьми:

    кто в детском саду готовит для детей еду?

    Что вы едите на первое в обед? (суп, борщ, рассольник, свекольник)

    А что пьете на третье? (компот, кисель, какао, чай)

    оргмомент. Сядет тот, кто запомнит за мной слова:

чай, кисель, компот;

сок, кофе, какао;

молоко, кефир, кофе;

борщ, щи, свекольник;

какао, сок, кисель.

    Сообщение цели занятия.

Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Настя. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

Ребенок: Воду.

Логопед : А теперь вылей воду. Что делает Настя?

Ребенок: Настя выливает воду.

Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе

Логопед: подойди ко мне, Никита. Налей воду. Что делает Никита?

Ребенок: Никита наливает воду.

Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе.

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполняли Настя и Никита?

Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку.

Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

Иди, … налей молоко. А ты, …, налей компот.

Дети составляют предложения про этих детей.

Логопед : а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Ответ : повар наливает щи, рассольник, борщ и т. д.

Логопед : а что наливает шофер?

Ответ : шофер наливает бензин.

Логопед: а что наливает доктор?

Ответ: доктор наливает лекарство.

Логопед: ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит эти действия и расскажет нам о нем?

Ребенок: Маша выливает воду, чай.

Логопед: послушайте, как маленькие части НА, ВЫ помогают называть разные действия (выливать, наливать).

Дети идут в природный уголок .

Логопед: Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, полей цветы. – что делает …?

Ответ : … поливает цветы.

Логопед : а что поливает садовник?

Составление предложений:

    садовник поливает цветы,

    садовник поливает клумбу.

Логопед обращает внимание детей на то, что в слове появляется новая часть ПО, выражающая другое действие.

    Игра «Кто самый внимательный?» Работа с деформированной фразой.

Мама поливает суп. Садовник выливает клумбу. Паша поливает молоко дворник выливает улицу.

    Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол.»

    Цель: закрепить знания учащихся о глаголах.

    Обучение постановки вопросов к глаголам;

    Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

    Работа по словоизменению;

    Развитие слухового внимания;

    Развитие и коррекция согласования;

    Развитие и коррекция управления;

    Развитие логического мышления;

    Формирование мотивации к обучению.

    Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

    Ход занятия .

      Организационный момент.

      Основная часть.

    1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

    Л. Читает загадки.

    За деревьями, кустами

    Промелькнуло быстро пламя.

    Промелькнуло, пробежало –

    Нет ни дыма, ни пожара.

    Какой зверек опасный

    Ходит в шубке прекрастной.

    Снег разгребает, мышек хватает?

    Посмотри она какая –

    Вся горит, как золотая.

    Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой.

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет.

    Л. О ком были наши загадки?

    У. О лисе.

    Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

    Файл с названием темы урока.

    Карточка №1.

    Л. читает каждое предложение.

    У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

    Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

    Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

    Л. К какой части речи они относятся?

    У. Это глаголы.

    Л. А что такое глагол?

    У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать?

    Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

    У. задают вопросы к каждому слову.

    Живут – что делают?

    Бегает – что делает?

    Прыгает – что делает?

    Видит – что делает?

    Лает – что делает?

    Роет – что делает?

    Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

    3.Л. Соберите слова из букв.

    Слова написаны на доске:

    а, л, и, с, и, ц

    и, л, с, я, а, т

    У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

    Л. Что общего в этих словах?

    У. У этих слов один корень.

    У. Эти слова родственные.

    У.Эти слова однокоренные.

    Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

    4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

    Карточка №2.

    У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

    Что делают?- воспитывают

    Что делает? – охраняет

    Что делает? – приносит

    Что делает? – не оставляет

    Что делают?- играют

    Что сделает? – обнаружит

    Что делает?- переносит

    У. читают текст целиком по цепочке.

    Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

    Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

    У. Лис, лисица, лисята.

    Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

    Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

    Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

    5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

    У. Лиса всегда хитрая.

    Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

    У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

    Л. Лиса семерых волков проведет.

    У. Что сделает?- проведет

    Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

    У. Что делает? – спит, щиплет

    Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

    Л. Каждая лиса свой хвост береги.

    У. Что делай? – береги

    Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

    6.Л. Возьмите карточку №3.

    Карточка №3.

    Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

    У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

    Л. Как лисята учатся охотиться?

    Л. Для чего нужно учиться лисятам?

    Л. А для чего нужно учиться ребятам?

    Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

    У. Лиса ловит мышей.

    Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

    6. Л. О ком мы говорили на уроке?

    У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

    Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

    У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

    7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

    Л. Что такое глагол?

    III. Организованное окончание урока.

    Карточка №1.

    В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

    Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

    Карточка №1.

    В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

    Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

    Карточка №2.

    Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

    Карточка №2.

    Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

    Карточка №3.

    Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

    Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

    Карточка №3.

    Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

    Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

    30.04 д/з выучить.

    Не шумит в реке камыш,

    Не шуршит под полом мышь.

    В этот час такая тишь!...

    Только слышно: « Спи малыш».

    У большого шалаша

    Слон качает малыша,

    А мамаша не спеша

    Шубку шьёт для малыша.

    30.04 д/з выучить.

    Не шумит в реке камыш,

    Не шуршит под полом мышь.

    В этот час такая тишь!...

    Только слышно: « Спи малыш».

    У большого шалаша

    Слон качает малыша,

    А мамаша не спеша

    Шубку шьёт для малыша.

    Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол».

    Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

      Расширение глагольного словаря.

      Развитие связной речи.

      Совершенствование навыка чтения.

    Наглядные пособия и раздаточный материал:

      Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.

      Распечатки текстов.

      Школьные принадлежности, компьютер.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент. (3 минуты)

    Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
    Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
    Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

    2. Основная часть:

    1. Подобрать антонимы к глаголам (устно).
    Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
    Бледнеть –
    Светать –
    Гасить –
    Помогать –
    Смеяться –
    Говорить –
    Любить –
    Мёрзнуть –
    Спасти –

    Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

    2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

    Ребёнок: глаголом.
    Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

    3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник»

    Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
    Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

    Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
    Мороз помог.

    Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

    5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

      Исходное положение – сидя, руки на поясе.

      Поворот головы направо.

      Исходное положение.

      Поворот головы налево.

      Исходное положение.

      Плавно наклонить голову назад.

      Исходное положение.

      Плавно наклонить голову вперёд.

      Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
      Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
      Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Собака пошла (взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

      Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

      7. Подбор глаголов к именам существительным.

      Что без меня предметы? Лишь названья.

      Но я приду – все в действие придёт.

      Летит ракета. Люди строят зданья, И рожь в полях растёт.

      Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

      На доске: К...тёнок (что делает?)…

      Мяч (?) (что делает?)…

      Врач (?) (что делает?)…

      Со.нце (что делает?)…

      Ч.сы (что делают?)…

      Объясните правописание орфограмм. Ответы детей: Безударная гласная в корне слова; Ь на конце существительных после шипящих; Сочетание ЧА; Непроизносимая согласная)

      Подберите к каждому существительному по 3 глагола. Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

      8. Определение синтаксической роли глагола.

      Инструкция: Спишите предложения.

      Подчеркните грамматическую основу в каждом.

      Найдите глаголы.

      Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол. Выполнение детьми упражнения.

      Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

      9. Заключительная часть.

      Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
      Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
      Синонимы – слова близкие по значению.
      Антонимы – слова противоположные по значению.

      Материал для учащихся.

      К заданию № 4.

      Мороз помог.
      В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

      Выпиши глаголы из текста:

      К заданию № 6.

      Охотник увидел на снегу следы зайца.

      Мороз помог.
      В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

      Выпиши глаголы из текста:

      1.________________________________________________________

      2.________________________________________________________

      3._______________________________________________________

      4._______________________________________________________

      5. ________________________________________________________

      6._______________________________________________________

      7.________________________________________________________

      8._____________________________________________________

      9._____________________________________________________

      10._____________________________________________________

      Мороз помог.
      В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

      Выпиши глаголы из текста:

      1.________________________________________________________

      2.________________________________________________________

      3._______________________________________________________

      4._______________________________________________________

      5. ________________________________________________________

      6._______________________________________________________

      7.________________________________________________________

      8._____________________________________________________

      9._____________________________________________________

      10._____________________________________________________

      К заданию № 6.
      Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

      За ним пошла ________________________________ собака Амур.

      Охотник увидел на снегу следы зайца.
      Собака пошла __________________________________ по следу.

      Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

      Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

      Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

      К заданию № 6.
      Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

      За ним пошла ________________________________ собака Амур.

      Охотник увидел на снегу следы зайца.
      Собака пошла __________________________________ по следу.

      Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

      Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

      Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

      и перескажи его.

      03.05 д/з. прочитай любой рассказ о Великой Отечественной войне

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

      «Центр развития ребенка детский сад №6»

      Конспект фронтального занятия

      в подготовительной к школе группе

      на тему:

      «Приставочные глаголы»

      Занятие составила и провела:

      Учитель-логопед

      Симонова Елена Валерьевна

      Тема: «Приставочные глаголы»

      Цель: учить правильно употреблять приставочные глаголы.

      Задачи:

      1. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставки от одной основы.
      2. Упражнять в подборе глаголов движения с приставками пространственного значения.
      3. Учить подбирать в словосочетание и предложение нужный приставочный глагол.
      4. Познакомить детей с понятием «приставка», «кусочек слова», с помощью которого образуются новые слова.
      5. Развивать внимание, память, основные мыслительные процессы.

      Ход занятия

      1) Организационный момент

      Логопед здоровается с детьми, просит их пройти и встать за своими стульчиками.

      Логопед:

      Ребята! Я недавно смотрела сказку про Бабу-Ягу. Она летала по небу в ступе.

      Вот Баба-Яга летела, летела и к лесу…

      В лес Баба-Яга… влетела.

      За дерево…

      Из-за дерева…

      Под куст…

      Из-под куста…

      К избушке… подлетела.

      Вокруг избушки… облетела.

      В трубу… влетела.

      Из окна... вылетела.

      В гости к Змею-Горынычу… улетела.

      Молодцы, ребята! Вы назвали много слов-действий.

      2) Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: стакан, чашка и кувшин с водой. Я буду совершать с этими предметами какие-то действия. Вам нужно внимательно за мной следить и сказать, что я сделала.

      Итак, ребята, что я сделала?

      Налила (воды в стакане не было, а теперь она появилась).

      Долила (вода в стакане уже была, но теперь её стало больше).

      Отлила (воды в стакане стало меньше).

      Перелила (в стакане воды больше нет, но зато она теперь есть в чашке).

      Пролила (теперь поднос мокрый).

      Полила (цветок).

      Облила (игрушечный слон намок).

      Вылила (воды в чашке не осталось).

      3) Посмотрите, ребята! К нам на занятие прилетела бабочка.

      Бабочка в комнату … влетела и на стол села.

      Со стола бабочка… взлетела.

      К цветку … подлетела.

      Вокруг цветка …облетела и на цветок села.

      С цветка … слетела

      На стакан … перелетела.

      Со стакана… слетела.

      Под стол …залетела.

      Из-под стола… вылетела.

      И из комнаты на улицу … улетела.

      Ребята! Все слова, которые мы назвали, похожи по звучанию. И отличаются они кусочками (приставками). Потому и значения у них разные.

      4) Физкультминутка

      Быть шофером хорошо, (Крутят воображаемый руль)

      А летчиком - лучше. (Разводят прямые руки в стороны)

      Я бы в летчики пошел, (Покачивание руками вверх-вниз)

      Пусть меня научат.

      Наливаю в бак бензин, («Наливают» бензин)

      Завожу пропеллер, (Круговые движения правой рукой)

      В небеса мотор вези, (Прямые руки вверх, встают на носочки)

      Чтобы птицы пели. (изображают кистями рук птичку)

      5) Жил-был кот, который все делал наоборот. Если ему скажут: «Смотри, мальчик залез под стол». Он ответит: «Нет, мальчик из-под стола вылез!»

      залезть - вылезть.

      вбежать - выбежать.

      въехать - выехать.

      отойти - подойти.

      подбежать - отбежать.

      заходить - выходить.

      влетать - вылетать.

      подъехать - отъехать.

      открыть - закрыть.

      уползти - приползти.

      приходить - уходить.

      скатиться - укатиться.

      подлететь – отлететь.

      6) Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. И вот однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на свои картинки.

      Итак, а Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.

      Птички летели, летели. До речки … долетели. Через речку… перелетели. К дому… подлетели. Вокруг дома… облетели. За дом… залетели. Из-за дома вылетели. В дом… влетели.

      Зайчики к Айболиту ехали, ехали. До речки … доехали. Через речку по мосту… переехали. Во двор … въехали. Вокруг дома… объехали. За дом … заехали. Из-за дома … выехали. К крыльцу… подъехали.

      Последними к Айболиту побежали лисички.

      Лисички бежали, бежали. До речки … добежали. Через речку… перебежали. К дому… подбежали. Вокруг дома… обежали. За дом… забежали. В дом… вбежали.

      Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Он обрадовался и скоро начал поправляться.

      7) Итог занятия, оценка деятельности детей.


      Открытое логопедическое занятие во 2б классе.

      Тема « Глагол ».

      Учитель-логопед Кудрявцева

      Наталья Владимировна.

      2012-2013 учебный год

      Логопедическая тема: устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

      Лексическая тела: Животное лиса.

      Грамматическая тема: Глагол, как часть речи.

      Цели и задачи:

      Закрепить знания учащихся о глаголах;

      Обучение постановки вопросов к глаголам;

      Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

      Работа по словоизменению;

      Развитие слухового внимания;

      Развитие и корркекция согласования;

      Развитие и коррекция управления;

      Развитие логического мышления;

      Формирование мотивации к обучению.

      Оборудование: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

      Ход занятия.

      1. Организационный момент.
      2. Основная часть.

      1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

      Л. Читает загадки.

      За деревьями, кустами

      Промелькнуло быстро пламя.

      Промелькнуло, пробежало –

      Нет ни дыма, ни пожара.

      Какой зверек опасный

      Ходит в шубке прекрастной.

      Снег разгребает, мышек хватает?

      Посмотри она какая –

      Вся горит, как золотая.

      Ходит в шубке дорогой,

      Хвост пушистый и большой.

      Хвост пушистый,

      Мех золотистый,

      В лесу живет,

      В деревне кур крадет.

      Л. О ком были наши загадки?

      У. О лисе.

      Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

      Файл с названием темы урока.

      Карточка №1.

      В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

      Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

      Л. читает каждое предложение.

      У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

      Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

      Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

      Л. К какой части речи они относятся?

      У. Это глаголы.

      Л. А что такое глагол?

      У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать? (определение из учебника по русскому языку для 2-го класса Рамзаевой Е.А.).

      Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

      У. задают вопросы к каждому слову.

      Живут – что делают?

      Бегает – что делает?

      Прыгает – что делает?

      Видит – что делает?

      Лает – что делает?

      Роет – что делает?

      Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

      3.Л. Соберите слова из букв.

      Слова написаны на доске:

      и, с, л

      а, л, и, с, и, ц

      и, л, с, я, а, т

      У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

      Л. Что общего в этих словах?

      У. У этих слов один корень.

      У. Эти слова родственные.

      У.Эти слова однокоренные.

      Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

      4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

      Карточка №2.

      Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

      У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

      Что делают?- воспитыавают

      Что делает? – охраняет

      Что делает? – приносит

      Что делает? – не оставляет

      Что делают?- играют

      Что сделает? – обнаружит

      Что делает?- переносит

      У. читают текст целиком по цепочке.

      Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

      Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

      У. Лис, лисица, лисята.

      Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

      Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

      Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

      5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

      У. Лиса всегда хитрая.

      Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

      У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

      Л. Лиса семерых волков проведет.

      У. Что сделает?- проведет

      Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

      У. Что делает? – спит, щиплет

      Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

      Л. Каждая лиса свой хвост береги.

      У. Что делай? – береги

      Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

      6.Л. Возьмите карточку №3.

      Карточка №3.

      Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

      Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

      Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

      У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

      Л. Как лисята учатся охотиться?

      Л. Для чего нужно учиться лисятам?

      Л. А для чего нужно учиться ребятам?

      Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

      У. Лиса ловит мышей.

      Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

      6. Л. О ком мы говорили на уроке?

      У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

      Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

      У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

      7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

      Л. Что такое глагол?

      III. Организованное окончание урока.


      Елена Чистикина
      Конспект подгруппового логопедического занятия «Приставочные глаголы»

      ЦЕЛЬ : практическое использование в речи приставочных глаголов : наливает, поливает, выливает.

      ЗАДАЧИ :

      I. Образовательные :

      1) Учить составлять предложения с приставочными глаголами по демонстрируемым действиям.

      2) Учить понимать значение приставок на , по, вы.

      3) Закрепить лексику по темам : «Продукты питания» .

      II. Коррекционно - развивающие :

      1) Развитие слухового внимания и памяти (запоминание слов на слух в нужной последовательности, подбор слов в нужной последовательности).

      III. Воспитательные :

      1) Формирование общеучебных умений и навыков (умение внимательно слушать и понимать задание педагога, стараться его выполнить, честно отвечать на вопросы педагога.

      2) Воспитание культуры поведения на занятии .

      Ход ЗАНЯТИЯ

      I. Организационный момент (дети стоят в кругу) .

      1) беседа :

      Что вы едите за обедом на первое? (суп, щи, борщ, рассольник) .

      А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко) .

      2) – Сядет тот, кто запомнит и повторит за мной слова :

      Чай, кисель, компот;

      Сок, кофе, какао;

      Молоко, кефир, кофе;

      Борщ, щи, суп;

      Какао, сок, кисель.

      II. Изучение нового

      Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрируемому действию.

      Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Даша. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

      А теперь вылей воду. Что сделала Даша?

      Даша вылила воду. (повторение хором) .

      Подойди ко мне, Рустам. Налей воду. Что сделал Рустам?

      Рустам налил воду. (повторение хором) .

      Подумайте, дети, одинаковые ли действия выполнили Даша и Рустам.

      Правильно, разные. Налить – это значит во что-то : в стакан, в банку в тарелку. Вылить – это значит из чего-то : из банки, из стакана, из тарелки.

      Вспомните, что еще можно налить и вылить.

      Дети вспоминают и составляют предложения по демонстрируемым действиям :

      Игорь налил молока, Коля налил компот, Анжела вылила сок и т. д.

      Посмотрите на цветы, чтобы они хорошо росли, их нужно поливать. Возьми, Даша, лейку и полей цветы. Что делает Даша?

      Даша поливает цветы.

      Вывод : Дети, слова наливает, поливает, выливает отличаются друг от друга маленькими частями на, вы, по : на-ливает, по-ливает, вы-ливает, которые помогают нам правильно выполнить действия.

      III. Закрепление.

      1) Упражнение «Исправь ошибку»

      Части слова на, вы, по перепутались и получились неправильные действия. Исправьте ошибки, подберите правильные слова.

      Маша поливает суп. (наливает)

      Вова поливает молоко. (наливает) .

      Рустам наливает цветы (поливает) .

      2) Дидактическое упражнение «Что я делаю» .

      Составьте предложения по моим действиям :

      Вы поливаете цветы.

      Вы выливаете воду.

      Вы наливаете чай.

      Сегодня на занятии мы выполняли разные действия и составляли предложения. Какие действия мы выполняли? (наливали, выливали, поливали) .

      Публикации по теме:

      Конспект подгруппового логопедического занятия Фонетическая тема: Автоматизация звука С. Лексическая тема: утешествие в зимний лес. Задачи:.

      Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

      Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия в соответствии с ФГОС Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. (в соответсвтвии с ФГОС) Вид занятия: тренировочное.

      Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Звук [Л]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное.

      Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука [с] Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука "С" Подготовила и провела: логопед Шульц Ольга Викторовна.

      Тема: «Домашние животные» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2. Развитие.