Стройка и ремонт - Информационный портал

Кто такой п а клейнмихель. Пётр Андреевич Клейнмихель: биография. Смотреть что такое "Клейнмихель, граф Петр Андреевич" в других словарях

В 1842-1855 годах - главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий . Курировал строительство Николаевской железной дороги .


На портрете Ф. Крюгера
Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий Российской Империи
11 августа 1842 - 15 октября 1855
Рождение 11 декабря (30 ноября) (1793-11-30 )
  • Эстония
Смерть 3 февраля (1869-02-03 ) (75 лет)
  • Санкт-Петербург , Российская империя
Образование
  • Второй кадетский корпус
Автограф
Награды
Военная служба
Принадлежность Российская империя Российская империя
Звание генерал от инфантерии
генерал-адъютант
Пётр Андреевич Клейнмихель на Викискладе

Биография

«В 1839 году сгорел Зимний дворец. Государь собрал лучших архитекторов и просил их „починить ему дом скорее“. Они единогласно объявили, что скорее двух лет никак нельзя кончить эту работу, - и не уступали никаким настояниям государя. Тогда Клейнмихель, заведовавший казарменною строительною частью, вызвался возобновить дворец в один год, - и ему дан карт-бланш. Клейнмихель не тужил о деньгах, дал строительным средствам насильственное развитие; наставил сотни железных и чугунных печей, чтобы сушить кирпичную кладку и штукатурку; 10 тысяч человек работали во дворце зимою при 10-20 градусах мороза снаружи и 20-25 градусах тепла внутри, штукатурили, полировали, золотили! Дворец был готов через год, но готов только для смотра, а не для обитания. Усиленная нелепо, невежественно топка высушила наружные оболочки, заперев ими исход внутренней сырости. Как только эта топка заменилась нормальною, сырость стала выступать, позолота и штукатурка стали отваливаться, и, наконец, обрушился весь потолок Георгиевской залы, через два часа после окончания бывшего в ней какого-то собрания. Тогда возобновилась работа с новою яростью; несколько тысяч рабочих перемерло от горячки вследствие перехода из жары в стужу. Сметные суммы были далеко передержаны, а чтобы в этом не сознаться, Клейнмихель не платил подрядчикам; весь город кричал о злоупотреблениях, а между тем еще до обвала потолка Клейнмихель возведен в графское достоинство: в гербе, ему данном при этом случае, изображен дворец, а надпись гласит: „Усердие все превозмогает!“ »

В начале 1842 года Клейнмихель, произведённый годом ранее (16.04.1841) в генералы от инфантерии, исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву , сооружён Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве , выстроено здание нового Эрмитажа , проведена Николаевская железная дорога и прочее. В целом казённые постройки во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем ранее, однако возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора затянулось на долгие годы.

Сразу же по восшествии на престол Александра II Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом Государственного совета , в делах которого почти не принимал участия. Скончался от отека лёгких в феврале 1869 года, похоронен под Петербургом в Сергиевой пустыни рядом со второй женой.

Репутация

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца . Он стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частные компании . По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще. Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.

В общем и целом, те постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого - подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях. Например, подряд на поддержание в порядке тракта Москва-Петербург был отдан родственнику Клейнмихеля, при этом современники отмечали, что слишком уж нередки случаи, когда из-за неухоженных дорог и огромных ям опрокидываются дилижансы.

Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть. Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении « », где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.

Семья

Первая жена (с 1816 года) - Варвара Александровна Кокошкина (ум. 1842), внучка горнозаводчика А. Ф. Турчанинова и сестра петербургского обер-полицмейстера

Биография

«В 1839 году сгорел Зимний дворец. Государь собрал лучших архитекторов и просил их „починить ему дом скорее“. Они единогласно объявили, что скорее двух лет никак нельзя кончить эту работу, - и не уступали никаким настояниям государя. Тогда Клейнмихель, заведовавший казарменною строительною частью, вызвался возобновить дворец в один год, - и ему дан карт-бланш. Клейнмихель не тужил о деньгах, дал строительным средствам насильственное развитие; наставил сотни железных и чугунных печей, чтобы сушить кирпичную кладку и штукатурку; 10 тысяч человек работали во дворце зимою при 10-20 градусах мороза снаружи и 20-25 градусах тепла внутри, штукатурили, полировали, золотили! Дворец был готов через год, но готов только для смотра, а не для обитания. Усиленная нелепо, невежественно топка высушила наружные оболочки, заперев ими исход внутренней сырости. Как только эта топка заменилась нормальною, сырость стала выступать, позолота и штукатурка стали отваливаться, и, наконец, обрушился весь потолок Георгиевской залы, через два часа после окончания бывшего в ней какого-то собрания. Тогда возобновилась работа с новою яростью; несколько тысяч рабочих перемерло от горячки вследствие перехода из жары в стужу. Сметные суммы были далеко передержаны, а чтобы в этом не сознаться, Клейнмихель не платил подрядчикам; весь город кричал о злоупотреблениях, а между тем еще до обвала потолка Клейнмихель возведен в графское достоинство: в гербе, ему данном при этом случае, изображен дворец, а надпись гласит: „Усердие все превозмогает!“ »

В начале 1842 года Клейнмихель, произведённый годом ранее (16.04.1841) в генералы от инфантерии, исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву , сооружён Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве , выстроено здание нового Эрмитажа , проведена Николаевская железная дорога и прочее. В целом казённые постройки во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем ранее, однако возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора затянулось на долгие годы.

Сразу же по восшествии на престол Александра II Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом Государственного совета , в делах которого почти не принимал участия. Скончался от отека лёгких в феврале 1869 года, похоронен под Петербургом в Сергиевой пустыни рядом со второй женой.

Видео по теме

Репутация

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца . Он стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частные компании . По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще. Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.

В общем и целом, те постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого - подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях. Например, подряд на поддержание в порядке тракта Москва-Петербург был отдан родственнику Клейнмихеля, при этом современники отмечали, что слишком уж нередки случаи, когда из-за неухоженных дорог и огромных ям опрокидываются дилижансы.

Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть. Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении « », где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.

Семья

Графиня Клеопатра Петровна Клейнмихель

Первая жена (с 1816 года) - Варвара Александровна Кокошкина (ум. 1842), внучка горнозаводчика А. Ф. Турчанинова и сестра петербургского обер-полицмейстера С. А. Кокошкина . По словам К. И. Фишера , брак её с Клейнмихелем был заключен против воли её родителей. Будучи флигель-адъютантом С. К. Вязмитинова , Клейнмихель похитил девицу Кокошкину из церкви, где она была с матерью, и женился на ней. За этот поступок он был арестован на две недели, ввиду его безупречной службы более строго наказания не последовало . Брак не был удачным. По причине своего физического недостатка Клейнмихель не только не исполнял своего супружеского долга, но и требовал от жены благосклонного приема волокитства Аракчеева. Начались домашние распри, в которых утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков . Из-за жалоб обманутого мужа Булдакову было высочайше запрещено проживать в одном городе с госпожой Клейнмихель; но она сама стала ездить туда, где жил Булдаков. Наконец Клейнмихель, не имевший больше никакого интереса удерживать непокорную супругу, заключил с ней сделку. Она уступила ему свое приданое, а он обязался быть виновником в нарушении брачной верности, и они развелись. Варвара Александровна вышла замуж за Булдакова, впоследствии симбирского губернатора, с которым была очень несчастна .

Вторая жена (с 1832 года) - Клеопатра Петровна Ильинская (17.10.1811 - 17.01.1865), вдова штабс-ротмистра В. О. Хорвата ; дочь Петра Ильича Ильинского и Елизаветы Николаевны Переверзевой; родственница фаворитки Николая I фрейлины В. А. Нелидовой . Была богатой, милой женщиной, а вдовье её положение облегчало Клейнмихелю способы исполнения супружеских обязанностей. В этом браке граф совершенно изменил свой характер семьянина, он сдерживал все свои пары, чтобы не ссориться с женой и её влиятельной родней. Считался «добрым мужем, нежным отцом и был очень кроток с личной прислугой». По воспоминаниям А. И. Дельвига , сама графиня была женщина умная, но в ней, при её недостаточном образовании, видна была провинциалка, желающая выказать себя барыней большого света . За заслуги мужа 6 апреля 1835 графиня Клейнмихель получила ордена св. Екатерины (малого креста), а в августе 1851 года была пожалована в статс-дамы . Состояла председательницей Патриотического общества . В одной из исторических миниатюр Валентин Пикуль утверждал, что, будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако «они поступали в кубышку через его жену - Клеопатру Петровну, даму чрезвычайно строгую» . Скончалась от туберкулеза в Париже , похоронена в Санкт-Петербурге. Была известна в высшем свете как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток Николая I. Именно это обстоятельство, если верить злоязычным сплетням, служило причиной карьерного взлёта П. А. Клейнмихеля. Всего в семье Клейнмихеля было восемь детей :

Комментарии

Примечания

  1. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. / Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  3. ЦГИАК Украины . Ф. 692, оп. 11, д. 8.
  4. Жизнь графа Дмитрия Милютина - Виктор Петелин - Google Книги
  5. Вера Клейнмихель, Екатерина Клейнхмихель . В тени царской короны. - Бизнес-Информ, 2009. - ISBN 978-966-648-195-8 .
  6. Русская Старина. - 1901. - Том CVII. - Вып. 9. - С. 464.
  7. Дельвиг А. И. Мои воспоминания. В 4-х томах. - М. : Издание Московского и Публичного румянцевского музея, 1913. - Т. 2. - С. 9, 18.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Генерал-адъютант, член Государственного Совета, род. 30 ноября 1793 г., ум. 3 февраля 1869 г. Отец его, Андрей Иванович, был директором 2-го кадетского корпуса и генерал-лейтенантом. П. А. Клейнмихель числился в Дворянском полку, но воспитывался дома; 7 февраля 1808 г. он вступил на действительную службу подпоручиком в лейб-гренадерский полк и сначала состоял при отце; 23 марта 1812 г. переведен в Преображенский полк и зачислен адъютантом к гр. Аракчееву. С этого времени началось его чрезвычайно быстрое движение по службе: 16 мая 1814 г. он был назначен флигель-адъютантом Его Величества, 30 августа того же года с.-петербургским плац-майором, 1 января 1816 г., т. е. всего 23-х лет от роду, произведен в полковники и 24 марта 1819 г. сделан начальником штаба управления военными поселениями; 8 июня 1820 г. произведен в генерал-майоры. Исполняя эту должность Клейнмихель непрерывно пользовался расположением сначала гр. Аракчеева и Императора Александра I, а затем и Императора Николая I; он очень много раз получал выражение Высочайшей благодарности за действия свои по управлению военными поселенцами; особенно милостиво относился к нему Император Николай Павлович. 22 Августа 1826 г. Клейнмихель назначен был генерал-адъютантом. 1 Мая 1832 г. назначен дежурным генералом главного штаба Его Величества; 19 июня 1835 г. с переформированием управления военными поселениями в департамент назначен директором этого департамента; в то же время заведовал инспекторским департаментом военного министерства; 16 апреля 1841 г. произведен в генералы от инфантерии. Он принимал участие в работах многих комиссий, назначенных Императором Николаем Павловичем для изучения или для реформирования разных частей армии и флота, затем в 1830 г. на него возложено было составление исторического описания одежды и вооружения российских войск; в 1837 г. по его представлению учрежден для этого особый комитет, председателем которого Клейнмихель и состоял до 21 октября 1855 г.; описание это составлено главным образом трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под названием "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, Клейнмихель принимал деятельное участие, постоянно доставлявшее ему все более и более заметное благоволение Императора Николая, в комиссиях по сооружению разных построек в Петербурге: так в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического института, в 1835 г. постройкою зданий Чесменской богадельни; особенное благоволение он заслужил своим участием в комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимнего Дворца, - по окончании работ 26 марта 1839 г., при особо милостивом рескрипте П. А. Клейнмихель получил графское достоинство; после этого он заведовал еще постройкою зданий военного госпиталя, каменного моста через Неву - открыт 21 ноября 1850 г. и назывался сначала Благовещенским, ныне Николаевский; тогда же назначен в комиссию по сооружению новых зданий Эрмитажа. 4 марта 1834 г. назначен был председателем комитета, учрежденного для устройства телеграфного сообщения между С.-Петербургом и Варшавою; 1 февраля 1842 г. назначен членом комитета и строительной комиссии, учрежденной для устройства С.-Петербурго-Московской железной дороги, 10 февраля ему поручено главное заведование канцеляриею комитета; со 2 апреля до 11 августа того же года управлял в отсутствие военного министра военным министерством, и 11 августа 1842 г. назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Главным делом Клейнмихеля за это время является сооружение Николаевской железной дороги. Паровозное движение началось в 1846 г. сначала на участке от Петербург до Колпина, к этому же времени был устроен и Александровский завод; затем в 1849 г. открыто было движение между Петербургом и Чудовым и между Тверью и Вышним-Волочком; вся линия открыта была 1 ноября 1851 г., как раз в срок еще при начале работ назначенный Императором. Государь живо интересовался ходом постройки и деятельностью Клейнмихеля был очень доволен; но нельзя не признать, что она, при своей аккуратности и быстроте, обходилась чрезвычайно дорого и государству и народу; постройка Николаевской дороги обошлась в 64000000 с лишком, по 107000 pуб. на версту дороги. Кроме этого главного своего дела Клейнмихель устроил и несколько новых шоссе. 15 октября 1855 г. по прошению он был уволен от должности министра путей сообщения с оставлением в звании члена Государственного Совета. - Супруга гр. П. A. Клейнмихеля, вдова штаб-ротмистра Хорват, урожденная Ильинская, графиня Клеопатра Петровна , род. 17 октября 1811 г., ум. 17 января 1865 г.; была статс-дамою, кавалерственною дамою ордена св. Екатерины и председательницею патриотического общества.

"Подробный формуляр службы Генерал-Адъютанта гр. П. А. Клейнмихеля" (печатный); "Русский Инвалид", 1869 № 19.

{Половцов}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

Русский государственный деятель (1793-1869); воспитывался во 2-м спб. кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 г. назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 г. ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь К. золотая медаль с надписью: "Усердие все превозмогает". В начале 1842 г. К. исправлял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 г. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и проч. Казенные постройки во времена К. возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу - человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II, К. был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

{Брокгауз}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

Генерал-адъютант, член Гос. Сов., сын Андрея Андреевича Клейнмихеля, род. 30 ноября 1793 г., числился в Дворян. п., которым командовал в то время его отец, но воспитывался дома. В 1808 г. К. вступил на службу подпор. в Л.-Грен. п., в конце 1808 г. был переведен в лейб-гвардии Конный п., где оставался до мрт. 1812 г., когда был переведен в Преображенский полк и назначен адъютантом к гр. Аракчееву. Во время Отеч. войны К. состоял при командире V корпуса г.-л. Лаврове, а также участвовал в камп. 1813-1814 гг. В мае 1814 г. К. был назначен флиг.-ад-том к Его Императорскому Величеству, а по возвращении в Россию, 30 авг., СПб. плац-майором. 1 янв. 1816 г., т. е. всего 23 л. от роду, К. был произведен в полк. и в мрт. 1819 г. сделан начальником штаба управления воен. поселениями. К. непрерывно пользовался расположением гр. Аракчеева и Имп. Александра I, а затем и Имп. Николая I. В 1820 г. К. был произведен в генерал-майоры. Особенно милостиво относился к нему Имп. Николай I, который в день своей коронации, 22 авг. 1826 г., назначил К. генерал-адъютантом. Произведенный в 1829 г. в г.-л., К. во время польск. восстания 1831 г. исправлял долж-сть деж. генерала рез. армии в с.-зап. крае, а в 1832 г. был назначен деж. генералом гл. штаба Его Вел. В 1835 г., с переформ-нием управления воен. поселениями в деп-т, К. был назначен дир-ром этого деп-та и в то же время заведовал инспект. деп-том воен. мин-ства; в 1841 г. был произведен в генералы от инфантерии. К. принимал участие в работах мног. комиссий по реформнию армии и флота, а также в занятиях комитета для составления "воинского пех. службы устава"; затем в 1830 г. на него возложено было составление истор. описания одежды и вооружения рос. войск, для чего, по его представлению, был учрежден комитет, председ-лем которого К. и состоял до 1855 г. Описание это составлено, гл. обр., трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под назв. "Историч. описание одежды и вооружения рос. войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, К. принимал деят. участие в комиссиях по сооружению разн. построек в СПб.: так, в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического инст-та, в 1835 г. - зданий Чесмен. богадельни, но особенное благоволение Имп-ра он заслужил участием в особ. комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимн. дворца; за быстрое окончание работ 25 мрт. 1839 г. при особо милост. рескрипте К. получил граф. достоинство, причем в честь его была выбита зол. медаль с надп. "Усердие все превозмогает", и этот девиз был включен в его герб. После этого К. заведовал постройкой зданий воен. госпиталя, первого пост. камен. моста через Неву (открыт 21 ноябр. 1850 г., ныне Николаевский), а также входил в состав комиссии по сооружению нов. зданий Эрмитажа. В 1834 г. К. был назначен председ-лем комитета, учрежденного для устр-ва телегр. сообщения между СПб. и Варшавой, а в 1842 г. - членом комитета и строит. комиссии по постройке СПб.-Моск. ж. д., причем ему было поручено завед-ние канцелярией комитета. Со 2 апр. по 11 авг. 1842 г., за отсутствием воен. министpa, К. управлял воен. мин-ством, а после кончины гр. Толя (в авг. 1842 г.) был назначен главноуправляющим путями сообщения и публич. зданиями. Глав. делом К. за это время является сооружение Николаевской ж. д. Как и все постройки времени К., сооружение Николаевской ж. д. обошлось чрезвычайно дорого и государству и народу и стоило 64 млн. руб. с лишком. Суров, характеристику К. дает М. И. Семевский: "К. - это Аракчеев в более позднем и неск. исправленном издании". По восшествии на престол Имп. Александра II К. одним из первых сошел с арены высш. госуд. деятельности: 5 окт. 1855 г. по прошению он был уволен от долж-сти с оставлением в звании чл. Гос. Сов., в делах которого почти не принимал участия. Умер 3 фвр. 1869 г. (Подроб. формуляр службы К-, "Рус. Инв.", 1869, № 18; М . И . Семевский . Дворян. п. в трудах, научн., историч. и литературных, его бывш. воспитанников. СПб., 1877, отдел. оттиск из "Рус. Стар.").

{Воен. энц.}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

(супруг К. П. Клейнмихель, см.), главноуправлявший пут. сообщ. и публ. здан. (до 1856 г.); род. 1793 г., † 3 февраля 1869 г. на 76 году жизни.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Клейнмихель, граф Петр Андреевич" в других словарях:

    Граф Пётр Андреевич Клейнмихель … Википедия

    - (1793 1869), граф (1839), российский государственный деятель, генерал от инфантерии (1841). В 1842 55 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил постройкой железной дороги Санкт Петербург Москва. Уволен за… … Энциклопедический словарь

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Клейнмихель (Петр Андреевич, граф) русский государственный деятель (1793 1896); воспитывался во 2 м санкт петербургском кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником… … Биографический словарь

Источник - Википедия

Клейнмихель, Пётр Андреевич

Граф (с 1839) Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793 - 3 февраля 1869) - русский государственный деятель из рода Клейнмихелей, протеже Аракчеева и беспрекословный исполнитель воли Николая I . В 1842-1855 годах -главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий . Курировал строительство Николаевской железной дороги .

Воспитывался во 2-м Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А. А. Клейнмихель (1757-1815); мать Анна Францевна Ришар (1769-1833).
Выдвинулся главным образом благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. При нём возникла практика выплаты жалованья служащим неофициальным («серым») порядком. Например, архитектору в военных поселениях могли предложить получать «2000 рублей ассиг. явно, а 1000 инкогнито» при общем заработке 3000 руб. ассигнациями в год. В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы.
Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой, за что был возведён в графское достоинство (1839) и получил шуточное прозвище «Клейнмихель-Дворецкий». Тогда же была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

16 апреля 1841 года произведён в генералы от инфантерии. В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву, сооружён Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве, выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. В целом казённые постройки во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем ранее, однако возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора затянулось на долгие годы.
Сразу же по восшествии на престол Александра II Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом Государственного совета, в делах которого почти не принимал участия. Скончался от отека легких в феврале 1869 года, похоронен под Петербургом в Сергиевой пустыни рядом со второй женой.

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца. Он стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частных компаний. По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще. Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.
В общем и целом, те постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого - подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях. Например, подряд на поддержание в порядке тракта Москва-Петербург был отдан родственнику Клейнмихеля, при этом современники отмечали, что слишком уж нередки случаи, когда из-за неухоженных дорог и огромных ям опрокидываются дилижансы.
Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть. Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.

Семья
Первая жена (с 1816 года) - Варвара Александровна Кокошкина (ум. 1842) , внучка горнозаводчика А. Ф. Турчанинова и сестра петербургского обер-полицмейстера С. А. Кокошкина. По словам К. И. Фишера, брак её с Клейнмихелем был заключен против воли её родителей. Он же (по причине своего физического недостатка) не только не исполнял своего супружеского долга, но и требовал от неё благосклонного приема волокитства Аракчеева. Начались домашние распри, в которых утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков. Из-за жалоб обманутого мужа Булдакову было высочайше запрещено проживать в одном городе с госпожой Клейнмихель; но она сама стала ездить туда, где жил Булдаков. Наконец Клейнмихель, не имевший больше никакого интереса удерживать непокорную супругу, заключил с ней сделку. Она уступила ему свое приданое, а он обязался быть виновником в нарушении брачной верности, и они развелись. Варвара Александровна вышла замуж за Булдакова, впоследствии симбирского губернатора, с которым была очень несчастна.
Вторая жена (с 1832 года) - Клеопатра Петровна Ильинская (17.10.1811 - 17.01.1865), вдова штабс-ротмистра В. О. Хорвата; дочь Петра Ильича Ильинского и Елизаветы Николаевны Переверзевой; родственница фаворитки Николая I фрейлины В. А. Нелидовой. Была богатой, милой женщиной, а вдовье её положение облегчало Клейнмихелю способы исполнения супружеских обязанностей. В этом браке граф совершенно изменил свой характер семьянина, он сдерживал все свои пары, чтобы не ссориться с женой и её влиятельной родней. Считался «добрым мужем, нежным отцом и был очень кроток с личной прислугой».
За заслуги мужа 6 апреля 1835 графиня Клейнмихель получила ордена св. Екатерины (малого креста), а в августе 1851 года была пожалована в статс-дамы. Состояла председательницей Патриотического общества. В одной из исторических миниатюр Валентин Пикуль утверждал, что, будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако «они поступали в кубышку через его жену - Клеопатру Петровну, даму чрезвычайно строгую». Скончалась от туберкулеза в Париже, похоронена в Санкт-Петербурге. Была известна в высшем свете как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток Николая I. Именно это обстоятельство, если верить злоязычным сплетням, служило причиной карьерного взлёта П. А. Клейнмихеля. Всего в семье Клейнмихеля было восемь детей:

Елизавета (1833-1896), замужем за бароном Н. Г. Пилар фон Пильхау (1831-1886), генерал-лейтенантом; похоронена в родовом имении Клейнмихелей «Ивня-Троицкое».
Александра (1835-1912), фрейлина, замужем за полковником Ф. Ф. Козеном (ум. 1906).
Николай (1836-1878), генерал-майор; женат на графине Марии Эдуардовне Келлер (1846-1931), женщине «весьма предприимчивой и склонной вращаться в свете».
Александр (1837-1856).
Владимир (1839-1882), генерал-майор.
Константин (1840-1912), егермейстер, промышленник, почётный гражданин города Курска.
Ольга (1845-1920), с 1866 года жена шталмейстера князя П. Д. Волконского (1845-1919).
Михаил (1848-1872), умер в Париже.