Стройка и ремонт - Информационный портал

Прокимен и «чтения», или Паремии. Значение слова паремия в православной энциклопедии древо В каких случаях надо читать паремии

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова паремия

паремия в словаре кроссвордиста

паремия

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

паремия

ж. церк. нравоучительное слово;

места из Свщ. писания, читаемые на вечерии по входе. Паремийник, книга, содержащая праздничные паремии.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

паремия

паремии, ж. (греч. paroimia - притча) (лит. и церк.). Чтение отрывок из Ветхого завета.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

паремия

ж. Читаемый в православной церкви во время богослужения отрывок из книги Ветхого Завета, содержащий пророчество или поучение.

Википедия

Паремия (филология)

Пареми́я (от - поговорка, пословица, притча) - устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания.

К паремиям относятся пословицы, представляющие собой целостные предложения (например, Вот тебе, бабушка, и Юрьев день ), и поговорки, являющиеся фрагментами предложений (поживём - увидим ). Паремии представляют собой речевые клише, близкие по образности и афористичности крылатым словам, однако, в отличие от последних, являются анонимными изречениями.

Паремия (литургика)

Пареми́я , или Парими́я - элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви - отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужебными чинопоследованиями Вечерни, Всенощного бдения и молебнов. Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.

Богослужебная книга, в которой собраны паремии носит название « Паримейник » или «Паримийник».

Толкователем пареми́й был епископ Костромской и Галичский Виссарион (1823-1905).

Паремия

Пареми́я :

  • Паремия - устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания.
  • Паремия - в богослужебной практике православной церкви - чтения из книг Священного Писания, которые приурочены к богослужебным чинопоследованиям Вечерни, Всенощного бдения и молебнов.

Примеры употребления слова паремия в литературе.

Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники.

Хотя паремии из нее не читаются за православным богослужением, но в богородичных песнопениях использованы образы и выражения из нее.

Поэтому паремии из Притчей читают в Богородичные праздники, а храмы св.

Во всяком случае, несомненно, что они перевели все паремии и Псалтирь.

На вопрос Епифания перечислил, загибая пальцы, свои переводы на зырянский язык: часослов, псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, паремии , стихирарь, октоих, литургию и ряд праздничных служб, а также заупокойную службу, Евангелие от Луки.

Толкования на паремии из книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии, Малахии.

В большие праздники, в сочельник он всегда читал паремии , и так, что запомнилось на всю жизнь.

Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией.

Паремия

Родовое обозначение пословиц , поговорок : народный речевой жанр малой формы, характеризующийся устойчивостью, клишированностью. *Сказанное словцо - серебряное, не сказанное - золотое. Добрая жена дом сбережет, а худая - рукавом растрясет. Конец - делу венец. Ныне много грамотных, да мало сытых. Идти в науку - терпеть муку. Наука не пиво, в рот не вольешь. Не нужен ученый, а нужен смышленый (примеры В.И. Даля).


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "паремия" в других словарях:

    ПАРЕМИЯ - (греч., пословица). Церковные чтения из какой либо книги Ветхого Завета, заключающие в себе пророчества, преобразование совершаемого праздника или просто нравственные уроки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    паремия - места из священного писания, читаемые на вечерии при входе (Даль) См … Словарь синонимов

    ПАРЕМИЯ - ПАРЕМИЯ, паремии, жен. (греч. paroimia притча) (лит. и церк.). Чтение, отрывок из Ветхого завета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПАРЕМИЯ - жен., церк. нравоучительное слово; | места из Св. писания, читаемые на вечерии по входе. Паремийник, книга, содержащая праздничные паремии. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    паремия - и паремья … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    паремия - паремия, паремии, паремии, паремий, паремии, паремиям, паремию, паремии, паремиёй, паремиёю, паремиями, паремии, паремиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Паремия - Паремия: Паремия (филология) устойчивая фразеологическая единица, представляющее собой целостное предложение дидактического содержания. Паремия (литургика) в богослужебной практике православной церкви чтения из книг Священного Писания … Википедия

    ПАРЕМИЯ - и; ж. [греч. paroimia изречение, притча]. Церк. Отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчества или поучения и читаемый в православной церкви во время богослужения. * * * ПАРЕМИЯ ПАРЕМИЯ (греч. paroimia поговорка, притча), чтения из Священного… … Энциклопедический словарь

    паремия - избранные места для чтения из Ветхого завета, народн. паремья, др. русск., ст. слав. паремиѩ – тоже (Еuсh. Sin., Хожд. игум. Дан. 133, Позняков, 1558 г. и др.). Из греч. παροιμία притча, пословица; см. Фасмер Гр. сл. эт. 144. Такой сборник… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Паремия - (от греческого παροιμία притча, proverbium, parabola) чтения из Св. Писания, Ветхого или Нового Завета, произносимые в прав. церкви на вечернем богослужении (главным образом, накануне праздников) по содержанию своему имеющие отношение к смыслу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Паремия - ж. Читаемый в православной церкви во время богослужения отрывок из книги Ветхого Завета, содержащий пророчество или поучение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • О восьми главных страстях и о победе над ними , Преподобный Нил Сорский. Кто посвятит себя всецело делу Божию - того сама благодать Божия вразумляет, тому она способствует отныне и до века. Тех же, кои не хотят подвизаться и суесловят, будто бы в настоящее время… Купить за 144 руб
  • О смерти и будущей жизни , Преподобный Паисий Святогорец (Арсений Эзнепидис). В данной брошюре представлены ответы Преподобного Старца Паисия на вопросы о тот, как правильно относиться к стерши и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чётсостоит истинное утешение…

Паремия переводится как притча, иносказание . Это избранные чтения из Священного Писания , преимущественно Ветхого Завета, в которых пророчески или прообразовательно изъясняется значение праздника.

Паремии обычно напечатаны на ряду в Минее и называются «чтения». Еще они могут быть напечатаны в Минее того же месяца, только в другой день – в службе святому такого же чина. В таком случае на ряду указано число, где паремии искать. Паремии всем чинам святых напечатаны в приложении Общей Минеи.

Паремии читаются :

    На великой вечерне после прокимна при знаках полиелей и бдение.

    В седмичные дни великого поста: 1) на 6-ом часе 1 паремия; 2) на вечерне 2 паремии.

    На Царских часах.

    На великом освящении воды на Богоявление.

Обычное количество паремий – 3 . Больше паремий бывает в следующие дни: на вечерне в праздник Благовещения – 5 паремий, в Навечерие Рождества Христова – 8 паремий, в Навечерие Богоявления – 13 паремий, в Великую Субботу – 15 паремий.

Образ исполнения паремий: свящ.: «Премудрость», чтец читает надписание паремии, например, «Бытия чтение», свящ.: «Вонмем», чтец читает паремию. Перед каждой паремией эти возгласы повторяются .

      Литии нет. Но в последовании некоторых полиелейных служб в Типиконе и Минее говориться о литии и есть стихиры на литии. В таком случае, «аще изволит настоятель», можно совершить литию, но без выноса и последующего освящения хлебов и других веществ.

      Окончание великой вечерни будничным порядком при открытых царских вратах: хор поет тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен; священник: «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: возглас утрени «Слава Святей…» и далее совершается праздничная утреня.

На утрени после кафизм и седальнов поется полиелей – «Хвалите Имя Господне…». Этот момент отличает полиелейную службу от предыдущей – со славословием, отсюда и название знака праздника. С началом полиелея открываются царские врата, священник совершает каждение (подробнее о полиелее см. в разделе «Воскресное всенощное бдение. Утреня»).

Сразу после полиелея поется величание.

Величание.

Это новозаветное хвалебное песнопение в честь праздника или святого , начинающееся, чаще всего, словами «Величаем Тя…». Величание поется со стихами так называемых избра́нных псалмов . В эти псалмы собраны из всей Псалтири стихи, прообразовательно или иносказательно повествующие о празднике или святом.

Величания с избранными псалмами напечтаны в Ирмологии (глава «Полиелей, поемый в праздники Господския, и Богородицы и нарочитых святых, и величания со избра́нными псалмами»), во 2-й части Следованной Псалтири (глава «Псалмы избра́ные»), а также Общей Минее . В этих богослужебных книгах для Двунадесятых Господских и Богородичных праздников величания напечатаны для каждого праздника отдельно, а для служб святым даны общие величания «по чину», т.е. для апостола, святителя, преподобного и т.д.

Образ исполнения величания. Сначала величание поет духовенство перед праздничной иконой, затем хор поет стих избранного псалма и величание, стих, величание и т.д., пока священник не покадит весь храм; тогда хор «Слава, и ныне… Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» дважды; духовенство поет «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» 1 раз и величание.

    После величания малая ектения и читаются седальны святому «по полиелеи».

    Затем поется «От юности моея…» - 1-й антифон 4-го гласа. Текст этого песнопения находиться в последовании воскресной утрени 4-го гласа, а также, в нотных книгах.

    Читается праздничное Евангелие . В Минее обозначено зачало, то есть, какой Евангельский отрывок читать в этот праздник.

    Затем на 6-й глас поется «Слава…» «Молитвами …(чин и имя святого, например , святителя Николая), Милостиве, очисти множества согрешений наших»,

«И ныне…» «Молитвами Богородицы , Милостиве, очисти множества согрешений наших», «Помилуй мя, Боже…» (два стиха 50-го псалма),

стихира праздника «по 50-ом псалме» (глас этой стихиры указан в Минее на ряду, но есть практика петь ее, также как предыдущие строки, на 6-й глас).

    Канон: Богородице на 6

Святому на 8.

Оба эти каноны напечатаны на ряду в Минее. Если канона Богородице в Минее нет, то поется канон Молебный Богородице «Воду прошед яко сушу … Многими содержим напастьми…» или из приложения Октоиха.

    Окончание утрени праздничное – поется великое славословие, тропарь, 2 ектеньи, окончание, отпуст, 1-й час.

Если полиелейная служба в честь Богородицы ,

то на ряду в Минее напечатаны песнопения на «Слава, и ныне…», как и в службах со славословием.

        После стихир на «Господи, воззвах…», на стиховне и на хвалитех поются стихиры на «Слава, и ныне…», а Богородичны из приложений Минеи не используются.

        Тропари поются особым образом : в конце вечерни и после великого славословия поется тропарь праздника 1 раз, а на «Бог Господь…» тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне…» этот же тропарь.

        Если праздник Богородицы , то после Евангелия «Слава…Молитвами Богородицы…», «И ныне… Молитвами Богородицы… ».

Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»).

Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий.

К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души.

И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его.

Итак, что же такое паремия?

Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

Вот какое, дорогие братья и сестры, величие момента! Вход посреди вечерни, прообразующей собой Ветхий Завет преимущественно, говорит нам о ветхозаветных Пророчествах о Господе нашем Иисусе Христе, о пришествии в мир нашего Спасителя.

И далее после прокимна (с греч. «лежащий или предлагаемый впереди») – специального краткого стиха чаще всего Псалтири, сжато и емко, говорящего о сути праздника или памяти дня, возглашается священником «Премудрость», что обозначает: сейчас будет звучать Слово Божие, далее чтец (диакон) называет книгу Священного Писания, из которой читается зачало (целостный отрывок священного текста), и священник возглашает «Вонмем», т. е. «предельное сосредоточенное на чтении внимание». И читается паремия. Причем в идеале диакон или чтец, облаченный в стихарь, при открытых Царских вратах подходит к священнику, стоящему возле горнего места, с книгой, где находятся паремии (есть даже специальная богослужебная книга «Паремийник»), берет благословение и, торжественно склонив голову перед книгой, держа ее выше головы, выходит на середину храма и читает также медленно, внятно, возвышенно, с благоговением. Все это говорит о важности момента. Ведь что такое паремия?

В переводе с греческого слово обозначает «притча». Это отрывок из Священного Писания, чаще всего Ветхого Завета, но может быть и из Нового, в котором повествуется о данном двунадесятом празднике или о великом празднике, посвященном Пресвятой Богородице или почитаемому святому, в день памяти которого совершается богослужение. Обычно паремий три, но бывает и больше. Так, например, на утрени Великой субботы паремий 15. Если служатся Царские (Великие) часы в навечерие Рождества Христова, Святого Богоявления (Крещения Господня), Страстной пятницы, то тогда читается перед Апостолом и Святым Евангелием одна паремия.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем же внимательны, чтобы повседневная суета не отобрала у нас слова Божия, звучащего для нас, исцеляющего и спасающего нас.