РОЖАНИЦЫ — в славянской вере это древние божества плодородия и жизни, а также они — богини судьбы;
РОДОСЛОВНАЯ: Все мы — потомки , и Рожаницы в том числе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Считалось, что Рожаницы предопределяют судьбу человека. Род, если хотел бы, то повелевал бы миром, но он просто»растворился» в нем. И функция Рожаниц — доводить до простых смертных то, что им завещано Родом.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ. Пуще всего помогают Рожаницы беременным женщинам. За это их и причисляют к .
СПУТНИЦЫ РОДА. Рожаницами могут быть разные богини — ибо Рожаница — это не имя Богини, это — ЗВАНИЕ! Однако Старшими Рожаницами принято было считать и .
Т
ОТЕМНОЕ ЖИВОТНОЕ. Рожаниц очень часто изображали в виде -Прародительниц. И это говорит о том, что хотя в настоящее время Лоси и считаются животными дикими, но в старо-давние времена они были домашними. Более того, в северных широтах они почитались наравне с , и даже выше.
Но некоторые считают, что Рожаницам соответствует
- в славянских верованиях прозывалась рожаницей, считалась помощницей при родах и хранительницей души. Когда умирал хозяин, умирала и его змея. А.Прозоров, Поля доброй охоты (Ведун-16)
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Есть такая поговорка «Так Ему на записано!». Вроде бы она и о прародителе нашем — Роде, но и Рожаницах — тоже. Ведь это именно ими написано!
СИМВОЛ: Есть в вышивке такой элемент — Рожаница. Ведь по большому счету, любая Мать — Рожаница, то есть женщина, творящая жизнь, рождающая дитя.
Наши предки иногда видели в символ рожаниц.
ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ: 9 сентября — дата праздников и пиров честных в честь Рожаниц, 9 сентября — день и Рожаниц.
ПАРАЛЛЕЛИ: Образ Рожаниц вполне сопоставим с античными божествам: майорами, парками, фатумами. Рожаницы близки и славянской .
В ЛИТЕРАТУРЕ. Минули весенние праздники Рожаниц и Ярилы, прилетели на вскрывшиеся озёра звонкоголосые птицы, высох и побелел на святом дереве череп жертвенного оленя. Зазеленели нежные листья, недолго осталось ждать первой летней грозы…М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.
. Некоторые Боги славян были удостоины чести иметь свой собственный символ. Имели такой символ и Рожаницы.
Богородица РОЖАНА
БОГОРОДИЦА РОЖАНА - (Мать Родиха, Рожаница), вечно молодая Небесная Богородица, Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта.Богородица РОЖАНА
Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом.
Древний Славяно-Арийский культ Богородицы Рожаны, как и другие культы, посвященные Богородицам и Богиням, связан с женскими представлениями о продолжении Рода и судьбе новорожденного младенца, которому определяется Судьба.
Небесная Богородица Рожана покровительствовала не только беременным женщинам, но и младым девочкам, пока они не прошли обряды Совершеннолетия и Имянаречения в двенадцатилетнем возрасте.
Возраст 12 лет (сто восемь месяцев) выбран нашими Предками не случайно, это период взросления и обретения начального жизненного опыта. Кроме того, рост ребенка (имеется в виду его развитие и мировосприятие) к этому возрасту достигал, как говорили в древние времена: семь пядей во лбу. Это было началом нового этапа жизни детей.
Двенадцать лет – совершеннолетний возраст детей. Двенадцатилетние мальчики проходят два обряда: Имянаречение и Совершеннолетие. В это время всех мальчиков обучали воинскому искусству и ремеслу (родовому).
Число - 7 у славян имело образ буквицы Z – Земля. Понятие «Земля» есть многомерная, многогранная форма существования, своего рода система и форма жизни, раньше не зря величали данную систему, как «Мать-Сыра Земля», где «сыра» - необработанная, изначальная (из начала), «мать» - плот(ь)ная система, все сама в себе порождающая, это как основа дальнейшего мировосприятия и миропонимания. Поэтому и говориться «В начале…сотворил… небо… и землю». Писалось 7 на древне-славянском как О-семь и переходило в ВоСемь – «Осѣмь» (Ось Мира), то есть Земля как основа в центре которой находилась ОСЬ, вокруг которой крутилось все мироздание в целом. А в образе, это как ось во круге, или центр, как точка – безконечно малое пространство, посередь целого пространства, называемого – сферой. А потому Земля она круглая: нет круга – нет оси, нет оси – нет круга; нет центра пространства – нет сферы, нет сферы – нет кола, вокруг которого вращаются безконечно малые величины пространств. Ведь Человек состоит не только из мяса и костей, а еще из образа и чувств, образ – это внешнее проявление чувств, а чувства – это внутреннее проявление образа. (Пядь – «аналогична» славянскому «пять» «пяти» - чтобы глубоко не погружаться в образы ограничимся понятием пять органов чувств). И если нет одного, то и нет другого: нет разума – нет сердца, нет чувств – нет образа. Поэтому и сказано, что - в начале сотворил Бо/г - «неБо/га», а это внешнее проявление Себя в виде Образа Мира, «и землю», а это Сердце, т.е. СЕРеДь/ЦЕлого в котором отражаются все Образы Мира, как чувства и вкусы. А то, что одно неразрывно связанно с другим, указывает буква «И -иже», что стоит промеж слов - «…небо И землю».
Поэтому вновь образованная Цифра – Осемь, раскручивает коло Семи лучей во Образе нашей Земли, Осемь имея во образе своем Семь лучей Света (Спектр цветов радуги нашего мира), Раз кручивает коло следующего безвременного пространства - Дѣв-ять, а это уже относиться к другому чертогу.
И до достижения возраста-роста «семь пядей» любой ребенок, независимо от пола, назывался чадо и находился под обереговой защитой своих родителей, которые отвечали за него. После прохождения в 12 лет Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения ребенок становился полноправным членом Общины и нес ответственность за все свои слова и поступки.
Гимн-Правьславление
:
Трисветлая Рожана-Матушка!
Не дли оскудеть Роду нашему,
освяти чрево всех жен и невест наших,
благодатной силой своей,
ныне и присно и от Круга до Круга!
РОД И РОЖАHИЦЫ
Согласно верованиям древних славян именно Род посылает с небес на Землю души рождающимся детям.
Роду сопутствуют рожаницы. Рожаниц было две: Мать и Дочь.
Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было . С ней в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.
Иногда упомянута только одна Рожаница: «Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам, ... а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом». («Сл. Св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали»). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): «Артеми, юже нарицають Родъ» («Мученiе св. Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века.» Моск. дух. Акад.N584).
Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода - это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род - одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли.
В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род - не невзрачный идол, а древний повелитель небес. Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» . Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего!
В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему - Род». Так его и именовали в русских переводах Библии - «рододатель».
Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где линга символизирует Рудру.
Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше - тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков.
Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем , чествуется и сам Сварожич, как солярное божество. Самое важное заключается в том, что Всевышний (Вышень), Род и Сварог, все боги и произошедшие от них люди являются родичами, родственниками. Все они - проявления первых богов, их уменьшенная копия. Люди называли себя внуками («Дажьбожьи внуки», например), а не рабами богов, как это принято в некоторых современных культах.
8 сентября - и РОЖАНИЦА
. Праздник . Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию.
21 сентября - вторые ОСЕНИНЫ /МАКОШИ/, ДЕНЬ РОДА и РОЖАНИЦ
и Рождество Майи Златогорки - матери Коляды.
Чертог Щуки, управляет им - Богиня Рожана, вечно молодая Небесная Богородица. Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта. Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом. Богиня Рожана отвечает за рождение и покровительствует роженицам и Беременным женщинам. Человек, рожденный под этим знаком, как правило, должен познать рождение своего потомства и его воспитание на благо Рода.
22 Рамхатъ - 4 Айлетъ
Священное дерево – Слива (действие людское в союзе со знанием божьим). Она вбирает в себя к осени множество необходимых веществ – сущностных характеристик (витаминов), необходимых для нормальной жизнедеятельности живого организма, структурирует их, учитывая свойства совместимости (гармонии), каждого и усиливает одним сущностным аспектом действие другого и хранит их очень долго.Люди, рожденные в Чертоге Щуки и Лебедя, стремятся к спокойной, гармоничной и размеренной Жизни, к традиционному укладу, наполненному чувственным сопереживанием. Для них самой трудной задачей является принятие важного решения.
Чертог Щуки дает способность адаптироваться в любой среде и везде чувствовать себя как рыба в воде.
Щука, которая исполняла желания небезызвестного лентяя Емели, что на печи сидел… она ведь непростая рыба, а очень интересная. Чертог Щуки об этом явственно говорит. Помните, знаменитую присказку «По щучьему веленью, по моему хотенью!»? Сказочный Емеля – лентяй и дурак, был вовсе не такой уж и дурак, когда поймал в реке щуку. Что может быть притягательнее, чем возможность получать всё желаемое?
Люди, рожденные в Чертоге Щуки, обладают на редкость уравновешенным и спокойным мировоззрением. А кроме того, им может позавидовать почти каждый, так как в любой среде, обществе, компании и ситуации, они себя чувствуют как рыба в воде.
Эта их способность видна и при прочтении названия чертога по законам всеясветной грамоты.
«Щ» у «КА». Буква «Щ» символизирует три единых, тесно связанных друг с другом планов бытия, законы мироздания и единство их для всех. Хвостик буквы «Щ», обращенный вниз как бы укореняет эти принципы для людей.
«КА» - это душа. Это устаревшее название нашей духовной составляющей.
Сложив вместе значения, мы поймем, что люди, чертога щуки, принадлежат к счастливым исключениям. Их намерения, мысли и дела, сама их сущность приведены в соответствие с законами Жизни и Духа. Именно по этой причине, их желания так часто и скоро сбываются и осуществляются.
И все же, в большой бочке мёда, характере человека - щуки, есть приличная ложка дёгтя. Щуке очень сложно определиться и остановиться на главном. Нередко она начинает распыляться по мелочам.
Человека, наделенного такими свойствами, можно сравнить с волшебной палочкой, исполняющей любые желания. Но эта палочка нуждается в мудром владельце, который сумеет направить ее возможности в хорошее и полезное для самой щуки русло…»
Люди, доверившие свою жизнь защите Чертога Щуки становятся пластичными, как рыба, и мудрыми, как щука. Щука - не пескарь и не карась. Это зубатая хищница, которая никогда не прет напролом, а наблюдает и выбирает момент своего Удачного действия. Щука - как опытный хирург - сто раз отмерит, один раз отрежет. Именно такой подход к жизни наиболее разумен и плодотворен. Не мельтешить, как мелкая рыбешка. А действовать, как царица вод.
Размеренность и разумность - особый дар для настоящей женщины. Щука стремится к порядку. Суета всегда некрасива. Гармония обязательна для счастья.
Одним из древнейших славянских божеств был Род - творец Вселенной, всего видимого и невидимого мира; «отец и мать всех богов». Родом называли всю Вселенную. Род, как правило, выступал как бог Вселенной и как домашний бог-предок, пращур; возможно, культ Рода как бога-предка со временем трансформировался в культ домового.
До утверждения верховенства Перуна, бога князей и дружинников, Род, творец всего сущего, был верховным божеством восточных славян.
С именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в которых корнем является «род»: род (семья, племя), народ, родина, природа, урожай, родиа (молния), родый (красный, «рдяный»), родьство («геена огаенная»), родник (водный источник), родия (лилии) и т.д. Исходя из этого можно предположить, что Род (как создатель жизни) был связан с водой земной и небесной, а также с небесным и подземным огнем.
Род - божество плодородия и родящей силы; его основная функция - рождение новой жизни. Считалось, что Род, находясь на небе, вдувает жизнь во все живое; он оплодотворяет землю с помощью дождя и росы. Так, согласно народным поверьям, роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом как все содержащая влага жизни, как божественная оплодотворяющая сила. При этом верили, что дождь, посылаемый с неба Родом, дает жизнь не только растениям, но и животным, и даже людям: так, язычники считали, что «Род, седя на въздусе, мечеть на землю груды (капли) и в том раждаются дети ».
В поучениях против язычества и других документах Род постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами - женскими божествами плодородия, родительницами жизни. Род и рожаницы некогда считались небесными хозяевами мира.
Праздники Рода и рожениц, древних божеств плодородия, обычно посвящались новому урожаю и происходили в августе или в начале сентября. На этих праздниках Роду и роженицам приносили жертвы: еду (хлеб, мед, масло и т.п.), живых кур и т.п. Праздниками в честь Рода были, вероятно, и языческие русалии; возможно, что Роду посвящался и тот день, который позже стали называть Перуновым, а при христианстве - Ильиным днем. Считалось, что Рожаницы будто были небесными хозяйками Мира, явившимися людям в образе двух созвездий - Большой и Малой Лосих (позже созвездий Большой и Малой Медведицы). Изображали Рожаниц как полуженщин – полулосих. Однако Рожаницы не только даровали жизнь всему живому, но и «отслеживали» ее на всем протяжении. С их именами была накрепко связана судьба человека, как мы говорим, «его звезда». Ибо когда младенец появляется на свет, в небе зажигается дарованная Рожаницами новая звездочка. И от них зависело, будет ли судьба младенца счастливой или несчастной.
Проверь себя, ответив на вопросы: Какой бог считался у славян самым древним, прародителем всех других богов? В чём состоял его культ? Какие функции выполнял Род? Кто такие Рожаницы?
Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.
Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.
Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.
У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.
Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.
Лада
Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.
В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.
Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.
Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.
Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.
Леля
Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.
Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.
У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.
Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.
Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.
- < 4) Славянский календарь
- Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >
Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц - 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц - самый темный и запутанный.
Первое упоминание о Роде и рожаницах - это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:
- Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".
- Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".
- Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
- По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним - Роду и рожаницам.
Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.
Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке.
Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, -это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.
Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.
По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию - тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!
Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" - "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.
В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.
Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".
Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца - создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".
Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем - это обозначение воды, водного источника - "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, - лилий ("родий").
И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа - молния; рдеть, рьяный-красный, краснеть, родь-ство - геена огненная ("родьство огньное" - так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа - плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, - красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".
Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром - природы и рождения; и нижним - с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец - "рододелатель".
А что же неизменные спутницы Рода - рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству - Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами - божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры - богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители - к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.
Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы - берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.
Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида - северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" - Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).
Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.
Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.
Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей - это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб - в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.
Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня - вероятно, на следующий день, 9 сентября.
Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" - рожающие богини. В первом случае - это Анна, родившая Марию, а во втором - Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.
Славянская мифология | |
---|---|
Боги | |
Авсень Белобог Велес Волх Дажьбог Дэвы Девана Дий Догода Жива Коляда Кострома Крышень Лада Леля Магура Маржана Мокошь Морана Переплут Перун Поревит Поренут Радогост Род Рожаницы Руевит Сварог Сварожич Святобор Святовит Семаргл Стрибог Триглав Троян Хорс Чернобог Яровит Ярило | |
Мифические существа | |
Алконост Анчутка Баба-Яга Бабай Банник Берегиня Бес Болотняник Болотница Блудичек Бродница Ведьмак Верлиока Вечорка Вий Вилия Водяной Водяница Волколак Вурдалак Гамаюн Деды Денница Доля |