Стройка и ремонт - Информационный портал

Род и рожаницы древнейшие славянские боги. Рожаница: значение древнеславянского символа. Изображение знака Рожаница

РОЖАНИЦЫ — в славянской вере это древние божества плодородия и жизни, а также они — богини судьбы;

РОДОСЛОВНАЯ: Все мы — потомки , и Рожаницы в том числе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Считалось, что Рожаницы предопределяют судьбу человека. Род, если хотел бы, то повелевал бы миром, но он просто»растворился» в нем. И функция Рожаниц — доводить до простых смертных то, что им завещано Родом.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ. Пуще всего помогают Рожаницы беременным женщинам. За это их и причисляют к .

СПУТНИЦЫ РОДА. Рожаницами могут быть разные богини — ибо Рожаница — это не имя Богини, это — ЗВАНИЕ! Однако Старшими Рожаницами принято было считать и .

Т
ОТЕМНОЕ ЖИВОТНОЕ. Рожаниц очень часто изображали в виде -Прародительниц. И это говорит о том, что хотя в настоящее время Лоси и считаются животными дикими, но в старо-давние времена они были домашними. Более того, в северных широтах они почитались наравне с , и даже выше.

Но некоторые считают, что Рожаницам соответствует

  • в славянских верованиях прозывалась рожаницей, считалась помощницей при родах и хранительницей души. Когда умирал хозяин, умирала и его змея. А.Прозоров, Поля доброй охоты (Ведун-16)

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Есть такая поговорка «Так Ему на записано!». Вроде бы она и о прародителе нашем — Роде, но и Рожаницах — тоже. Ведь это именно ими написано!

СИМВОЛ: Есть в вышивке такой элемент — Рожаница. Ведь по большому счету, любая Мать — Рожаница, то есть женщина, творящая жизнь, рождающая дитя.

Наши предки иногда видели в символ рожаниц.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ: 9 сентября — дата праздников и пиров честных в честь Рожаниц, 9 сентября — день и Рожаниц.

ПАРАЛЛЕЛИ: Образ Рожаниц вполне сопоставим с античными божествам: майорами, парками, фатумами. Рожаницы близки и славянской .

В ЛИТЕРАТУРЕ. Минули весенние праздники Рожаниц и Ярилы, прилетели на вскрывшиеся озёра звонкоголосые птицы, высох и побелел на святом дереве череп жертвенного оленя. Зазеленели нежные листья, недолго осталось ждать первой летней грозы…М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

. Некоторые Боги славян были удостоины чести иметь свой собственный символ. Имели такой символ и Рожаницы.

Богородица РОЖАНА

БОГОРОДИЦА РОЖАНА - (Мать Родиха, Рожаница), вечно молодая Небесная Богородица, Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта.

Богородица РОЖАНА

Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом.
Древний Славяно-Арийский культ Богородицы Рожаны, как и другие культы, посвященные Богородицам и Богиням, связан с женскими представлениями о продолжении Рода и судьбе новорожденного младенца, которому определяется Судьба.

Небесная Богородица Рожана покровительствовала не только беременным женщинам, но и младым девочкам, пока они не прошли обряды Совершеннолетия и Имянаречения в двенадцатилетнем возрасте.
Возраст 12 лет (сто восемь месяцев) выбран нашими Предками не случайно, это период взросления и обретения начального жизненного опыта. Кроме того, рост ребенка (имеется в виду его развитие и мировосприятие) к этому возрасту достигал, как говорили в древние времена: семь пядей во лбу. Это было началом нового этапа жизни детей.
Двенадцать лет – совершеннолетний возраст детей. Двенадцатилетние мальчики проходят два обряда: Имянаречение и Совершеннолетие. В это время всех мальчиков обучали воинскому искусству и ремеслу (родовому).
Число - 7 у славян имело образ буквицы Z – Земля. Понятие «Земля» есть многомерная, многогранная форма существования, своего рода система и форма жизни, раньше не зря величали данную систему, как «Мать-Сыра Земля», где «сыра» - необработанная, изначальная (из начала), «мать» - плот(ь)ная система, все сама в себе порождающая, это как основа дальнейшего мировосприятия и миропонимания. Поэтому и говориться «В начале…сотворил… небо… и землю». Писалось 7 на древне-славянском как О-семь и переходило в ВоСемь – «Осѣмь» (Ось Мира), то есть Земля как основа в центре которой находилась ОСЬ, вокруг которой крутилось все мироздание в целом. А в образе, это как ось во круге, или центр, как точка – безконечно малое пространство, посередь целого пространства, называемого – сферой. А потому Земля она круглая: нет круга – нет оси, нет оси – нет круга; нет центра пространства – нет сферы, нет сферы – нет кола, вокруг которого вращаются безконечно малые величины пространств. Ведь Человек состоит не только из мяса и костей, а еще из образа и чувств, образ – это внешнее проявление чувств, а чувства – это внутреннее проявление образа. (Пядь – «аналогична» славянскому «пять» «пяти» - чтобы глубоко не погружаться в образы ограничимся понятием пять органов чувств). И если нет одного, то и нет другого: нет разума – нет сердца, нет чувств – нет образа. Поэтому и сказано, что - в начале сотворил Бо/г - «неБо/га», а это внешнее проявление Себя в виде Образа Мира, «и землю», а это Сердце, т.е. СЕРеДь/ЦЕлого в котором отражаются все Образы Мира, как чувства и вкусы. А то, что одно неразрывно связанно с другим, указывает буква «И -иже», что стоит промеж слов - «…небо И землю».
Поэтому вновь образованная Цифра – Осемь, раскручивает коло Семи лучей во Образе нашей Земли, Осемь имея во образе своем Семь лучей Света (Спектр цветов радуги нашего мира), Раз кручивает коло следующего безвременного пространства - Дѣв-ять, а это уже относиться к другому чертогу.
И до достижения возраста-роста «семь пядей» любой ребенок, независимо от пола, назывался чадо и находился под обереговой защитой своих родителей, которые отвечали за него. После прохождения в 12 лет Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения ребенок становился полноправным членом Общины и нес ответственность за все свои слова и поступки.

Гимн-Правьславление :
Трисветлая Рожана-Матушка!
Не дли оскудеть Роду нашему,
освяти чрево всех жен и невест наших,
благодатной силой своей,
ныне и присно и от Круга до Круга!

РОД И РОЖАHИЦЫ

Согласно верованиям древних славян именно Род посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Роду сопутствуют рожаницы. Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было . С ней в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

Иногда упомянута только одна Рожаница: «Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам, ... а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом». («Сл. Св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали»). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): «Артеми, юже нарицають Родъ» («Мученiе св. Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века.» Моск. дух. Акад.N584).

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода - это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род - одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли.

В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род - не невзрачный идол, а древний повелитель небес. Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» . Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего!

В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему - Род». Так его и именовали в русских переводах Библии - «рододатель».

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где линга символизирует Рудру.

Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше - тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков.

Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем , чествуется и сам Сварожич, как солярное божество. Самое важное заключается в том, что Всевышний (Вышень), Род и Сварог, все боги и произошедшие от них люди являются родичами, родственниками. Все они - проявления первых богов, их уменьшенная копия. Люди называли себя внуками («Дажьбожьи внуки», например), а не рабами богов, как это принято в некоторых современных культах.

8 сентября - и РОЖАНИЦА . Праздник . Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию.
21 сентября - вторые ОСЕНИНЫ /МАКОШИ/, ДЕНЬ РОДА и РОЖАНИЦ и Рождество Майи Златогорки - матери Коляды.

Чертог Щуки, управляет им - Богиня Рожана, вечно молодая Небесная Богородица. Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта. Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом. Богиня Рожана отвечает за рождение и покровительствует роженицам и Беременным женщинам. Человек, рожденный под этим знаком, как правило, должен познать рождение своего потомства и его воспитание на благо Рода.

22 Рамхатъ - 4 Айлетъ

Священное дерево – Слива (действие людское в союзе со знанием божьим). Она вбирает в себя к осени множество необходимых веществ – сущностных характеристик (витаминов), необходимых для нормальной жизнедеятельности живого организма, структурирует их, учитывая свойства совместимости (гармонии), каждого и усиливает одним сущностным аспектом действие другого и хранит их очень долго.

Люди, рожденные в Чертоге Щуки и Лебедя, стремятся к спокойной, гармоничной и размеренной Жизни, к традиционному укладу, наполненному чувственным сопереживанием. Для них самой трудной задачей является принятие важного решения.
Чертог Щуки дает способность адаптироваться в любой среде и везде чувствовать себя как рыба в воде.

Щука, которая исполняла желания небезызвестного лентяя Емели, что на печи сидел… она ведь непростая рыба, а очень интересная. Чертог Щуки об этом явственно говорит. Помните, знаменитую присказку «По щучьему веленью, по моему хотенью!»? Сказочный Емеля – лентяй и дурак, был вовсе не такой уж и дурак, когда поймал в реке щуку. Что может быть притягательнее, чем возможность получать всё желаемое?
Люди, рожденные в Чертоге Щуки, обладают на редкость уравновешенным и спокойным мировоззрением. А кроме того, им может позавидовать почти каждый, так как в любой среде, обществе, компании и ситуации, они себя чувствуют как рыба в воде.
Эта их способность видна и при прочтении названия чертога по законам всеясветной грамоты.
«Щ» у «КА». Буква «Щ» символизирует три единых, тесно связанных друг с другом планов бытия, законы мироздания и единство их для всех. Хвостик буквы «Щ», обращенный вниз как бы укореняет эти принципы для людей.
«КА» - это душа. Это устаревшее название нашей духовной составляющей.
Сложив вместе значения, мы поймем, что люди, чертога щуки, принадлежат к счастливым исключениям. Их намерения, мысли и дела, сама их сущность приведены в соответствие с законами Жизни и Духа. Именно по этой причине, их желания так часто и скоро сбываются и осуществляются.
И все же, в большой бочке мёда, характере человека - щуки, есть приличная ложка дёгтя. Щуке очень сложно определиться и остановиться на главном. Нередко она начинает распыляться по мелочам.
Человека, наделенного такими свойствами, можно сравнить с волшебной палочкой, исполняющей любые желания. Но эта палочка нуждается в мудром владельце, который сумеет направить ее возможности в хорошее и полезное для самой щуки русло…»

Люди, доверившие свою жизнь защите Чертога Щуки становятся пластичными, как рыба, и мудрыми, как щука. Щука - не пескарь и не карась. Это зубатая хищница, которая никогда не прет напролом, а наблюдает и выбирает момент своего Удачного действия. Щука - как опытный хирург - сто раз отмерит, один раз отрежет. Именно такой подход к жизни наиболее разумен и плодотворен. Не мельтешить, как мелкая рыбешка. А действовать, как царица вод.
Размеренность и разумность - особый дар для настоящей женщины. Щука стремится к порядку. Суета всегда некрасива. Гармония обязательна для счастья.

Одним из древнейших славянских божеств был Род - творец Вселенной, всего видимого и невидимого мира; «отец и мать всех богов». Родом называли всю Вселенную. Род, как правило, выступал как бог Вселенной и как домашний бог-предок, пращур; возможно, культ Рода как бога-предка со временем трансформировался в культ домового.

До утверждения верховенства Перуна, бога князей и дружинников, Род, творец всего сущего, был верховным божеством восточных славян.

С именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в которых корнем является «род»: род (семья, племя), народ, родина, природа, урожай, родиа (молния), родый (красный, «рдяный»), родьство («геена огаенная»), родник (водный источник), родия (лилии) и т.д. Исходя из этого можно предположить, что Род (как создатель жизни) был связан с водой земной и небесной, а также с небесным и подземным огнем.

Род - божество плодородия и родящей силы; его основная функция - рождение новой жизни. Считалось, что Род, находясь на небе, вдувает жизнь во все живое; он оплодотворяет землю с помощью дождя и росы. Так, согласно народным поверьям, роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом как все содержащая влага жизни, как божественная оплодотворяющая сила. При этом верили, что дождь, посылаемый с неба Родом, дает жизнь не только растениям, но и животным, и даже людям: так, язычники считали, что «Род, седя на въздусе, мечеть на землю груды (капли) и в том раждаются дети ».

В поучениях против язычества и других документах Род постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами - женскими божествами плодородия, родительницами жизни. Род и рожаницы некогда считались небесными хозяевами мира.

Праздники Рода и рожениц, древних божеств плодородия, обычно посвящались новому урожаю и происходили в августе или в начале сентября. На этих праздниках Роду и роженицам приносили жертвы: еду (хлеб, мед, масло и т.п.), живых кур и т.п. Праздниками в честь Рода были, вероятно, и языческие русалии; возможно, что Роду посвящался и тот день, который позже стали называть Перуновым, а при христианстве - Ильиным днем. Считалось, что Рожаницы будто были небесными хозяйками Мира, явившимися людям в образе двух созвездий - Большой и Малой Лосих (позже созвездий Большой и Малой Медведицы). Изображали Рожаниц как полуженщин – полулосих. Однако Рожаницы не только даровали жизнь всему живому, но и «отслеживали» ее на всем протяжении. С их именами была накрепко связана судьба человека, как мы говорим, «его звезда». Ибо когда младенец появляется на свет, в небе зажигается дарованная Рожаницами новая звездочка. И от них зависело, будет ли судьба младенца счастливой или несчастной.

Проверь себя, ответив на вопросы: Какой бог считался у славян самым древним, прародителем всех других богов? В чём состоял его культ? Какие функции выполнял Род? Кто такие Рожаницы?

Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

Лада

Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Леля

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

  • < 4) Славянский календарь
  • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц - 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц - самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах - это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:

  1. Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".
  2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".
  3. Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
  4. По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним - Роду и рожаницам.

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке.

Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, -это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию - тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" - "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.

Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".

Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца - создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".

Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем - это обозначение воды, водного источника - "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, - лилий ("родий").

И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа - молния; рдеть, рьяный-красный, краснеть, родь-ство - геена огненная ("родьство огньное" - так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа - плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, - красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".

Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром - природы и рождения; и нижним - с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец - "рододелатель".

А что же неизменные спутницы Рода - рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству - Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами - божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры - богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители - к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы - берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида - северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" - Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей - это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб - в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня - вероятно, на следующий день, 9 сентября.

Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" - рожающие богини. В первом случае - это Анна, родившая Марию, а во втором - Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.