Стройка и ремонт - Информационный портал

Святое Крещение (старец Паисий Святогорец). Как обольщаются люди. Святой Паисий Святогорец «Старец нас толкал вместе с собой на небо»

, - эти слова Паисия Святогорца в полной мере применимы к учению рассматриваемых в настоящем исследовании подвижников. На вопрос университетского профессора можно ли покупать продукты из магазина, хозяин которого принадлежит к секте свидетелей Иеговы, старец Паисий ответил: “Нет, категорически нет” . Руководствуясь схожей аргументацией Косма Этолийский запрещал христианам торговать с иудеями и даже добился разорения некоторых ростовщиков и золотых дел мастеров: “Иудеи называют Христа моего внебрачным, а Богородицу блудницей и именуют Святое евангелие диавольской книгой. Как мне после этого иметь с ними дело? Если какой-нибудь человек оскорбит меня, убьёт мою мать, братьев, детей, а затем выколет мне глаз, то я, как христианин, обязан простить его. А Христа моего и Богородицу Владычицу нашу оскорбляющих я видеть не хочу. Удивляюсь, как вы можете торговать с иудеями?” .

Святые Косма и Паисий были очень чувствительными в догматических вопросах и полагали Православие единственной спасительной религией. «Святая Троица есть истинный Бог, и все так называемые «боги» вне Святой троицы суть демоны» , - подчеркивал Косма Этолийский. Паисий Святогорец также “следовал по святоотеческому пути, полагая что не только добродетель но и правомыслие в вопросах веры необходимы для спасения человека» .

Оба подвижника успешно боролись с исламизацией православного населения на Балканах и активно действовали в областях, где угроза исламизма была особенно высока. «Видя опасность турецкой пропаганды во Фракии, Старец приехал в город Комотини, чтобы поддержать обращённых в христианство мусульман, пожить с ними какое-то время, чтобы им помочь” . Косма Этолийский также сосредоточил свою деятельность в регионах где шла исламская экспансия и смог ее остановить. Как современники святого так и современные ученые сходятся во мнении, что если бы не этот подвижник «не оставалось бы в этих местах ни одного прав христианина» , а «Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией” .

Оба подвижника всегда жестко говорили о Латинской церкви. Косма Этолийский называл папу антихристом, а католиков еретиками . А старец Паисий прекратил поминать Вселенского патриарха Афинагора из-за его сближения с римо-католиками” .

В сочинениях современников и оппонентов Космы Этолийского - представителей Новогреческого просвещения часто встречались имена античных богов и мифологических героев, призываемых на помощь и защиту отечества , на место устойчивого выражения «страх Божий» радикальные адепты новой идеологии ставили «страх богов» . С этими тенденциями пришлось бороться и Паисию Святогорцу, жизнь которого пришлась на эпоху дехристианизации Европы и начало расцвета неоязычества.

Святые Паисий и Косма боролись как с открытыми проявлениями язычества, так и с обожествлением новых идолов: своего «я», «золотого тельца», красоты и успеха. Подвижники говорили о страшном духовном падении человечества, проявляющемся в постепенном придании разврату, гомосексуализму и другим порокам, которые «не совершает ни собака ни осел» статуса нормы.

При всей своей строгости и бескомпромиссности Паисий Святогорец и Косма Этолийский были чужды морализма и пиетизма. Все что они делали было исполнено любви к Богу. Они ничего не требовали от Христа, ничего для себя не просили, а хотели только одного: не расстраивать Господа. И стремились к этому каждый день, прилагая все свои силы .

Подобный подход подвижники стремились привить и своим слушателям. Паисий Святогорец хотел научить их «смотреть на Христа не как на судью, как на полицейского, а относится к Нему как Отцу» . Для Космы Этолийского Христос также был не только Богом, но и «Сладчайшим Вседержителем и Владыкой». Эти слова производили сильное впечатление на народ, который привык называть «вседержителем» тирана - султана, а «владыкой» - своего архиерея. Но для святого Христос выше любой земной власти .

Многое из того что предлагали Паисий Святогорец и Косма Этолийский опередило их время. Равноапостольный Косма первым применил несколько передовых педагогических методик, большое внимание уделил проблеме адаптации ребенка во взрослом обществе и заговорил о необходимости всеобщего и бесплатного образования. Много внимания схожим проблемам уделил и Паисий Святогорец. То что он говорил о психологии ребенка (например, о значении грудного вскармливания, недопустимости ругать и наказывать ребенка в темноте) было впоследствии подтверждено научными исследованиями .


Очевидцы проповеди Космы Этолийского указывают на разносторонность его проповеди и богатство знаний: «я слышал и другое поучение, где он показал, что не чужд естественных наук… показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звезд» . Психиатр - психоаналитик после того, как встретился с отцом Паисием рассказывал, что «не только получил от старца утешение и поддержку, но и сделал вывод, что отец Паисий знаком с новейшими достижениями психиатрии» . Согласно воспоминаниям духовного чада старца социальный кругозор Паисия Святогорца поражал: “хотя он и был монахом-пустынником, он прекрасно знал что твориться в мире и мог ответить на любой вопрос” .

Косма Этолийский заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Показательно, что его учение сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании греческой экономики - проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, первым рассказал о необходимости их прививать, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев. Практические советы давал мирянам и преподобный Паисия Святогорец: «Многим наркоманам Старец помог порвать с наркотиками. Вначале ему удавалось пробудить в них интерес к жизни, установить с ними контакт и завоевать их доверие. Несчастные слушали Старца со вниманием и принимали его советы. Многие из них, благодаря молитве и помощи Старца, освободились от своей страсти и стали горячими христианами и добрыми главами семейств… Старец своими руками завязывал этим юношам развязавшиеся шнурки на ботинках, отгонял от них мух, поправлял волосы, которые падали им на глаза. Он советовал им пойти на исповедь, начать жить духовной жизнью, устроиться на какую-нибудь простую работу, чтобы быть чем-то занятым. Он советовал им есть морковь и давал другие практические советы. Он посылал их к людям, в окружении которых было бы легче избавиться от страсти к наркотикам, помогал им стать членами общества и создать семьи” .

Подвижники проявляли заботу не только о людях, но и о природе. Космой Этолийским были посажены сотни деревьев во многих областях Греции (некоторые из которых сохранились до нашего времени). Многие исследователи полагают, что распространенный в Греции обычай сажать во дворах домов тутовые деревья также пошел от святого Космы. В свою очередь Паисий Святогорец «с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства» .

Продолжение следует…

Старец Паисий Святогорец. «Страсти и добродетели» Слова. Т. V. М., Издательский дом «Святая Гора», 2008. С. 263.

Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm (обращение - 24.1.2015 г.).

Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 151.

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 120.

Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце (обращение - 24.1.2015 г.).

Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 713.

Житие и пророчества Космы Этолийского. М., «Святая Гора», 2007. С. 27.

- Геронда, когда перед Вторым Пришествием на Землю придут пророки Илья и Енох для проповеди покаяния, то поймет ли мир их проповедь, придет ли он в чувство?

- Те, у кого есть доброе расположение, поймут. А те, у кого доброго расположения нет, не поймут и прельстятся. Христос предупредил нас о том, что нам нужно быть очень внимательными, поскольку "восста́нут лжехри́сти и лжепроро́цы и дадя́т зна́мения и чудеса́ Еже прельсти́ти а́ще возмо́жно и избра́нныя" . Есть люди, которые принимают некоторых прельщенных за пророков.

Несколько лет назад один протестант, не переставая, ездил из одного города в другой, имея при себе кожаный чемоданчик, на котором была наклейка с надписью по-английски: "Я - Илья Пророк!" Этот протестант был одет в рубашку с короткими рукавами, имел при себе Священное Писание на английском языке и говорил людям, что он спустился с неба! Когда его спрашивали, во что он верит и к какой религии относится, он отвечал: "Э, сейчас все это не имеет никакого значения! В те времена, когда я еще жил на земле, никаких религий не было!"

Тебе понятно? Стало быть, все: католики, протестанты, пятидесятники, все ереси и все еретические ответвления - для этого протестанта не имели никаких различий. Но разве после этого не становится ясно, что это за "пророк"?

А сколько он мне присылал писем! Все его письма пестрели цитатами из Священного Писания и различными протестантскими идеями. Он присылал целую кучу писем и другим людям: одним - из Англии, другим - из других мест. Некоторые поверили ему и даже хотели опубликовать в одном журнале статью о том, что пришел Пророк Илья. "Да вы в своем уме? - сказал я этим людям. - Что же вы такое собираетесь делать?" Несчастные люди: у них совсем заморочена голова!

Даже просто слушая то, что говорят прельщенные, человек согрешает. Некоторые говорят: "Если ты поверишь в то, что некое событие произойдет, то оно произойдет". Такая вера - вера в свое "я", однако за этим "я" скрывается тангалашка. Такие люди делают свое "я" богом и лишаются Божественной Благодати. И вот подобными теориями некоторые стараются привести людей в заблуждение.

Один такой прельщенный, лет сорока пяти, выдавал себя за выпускника богословской школы на Халки и проповедовал различные индуистские теории. "Распространяя все эти облагороженные индийские глупости, - сказал я ему, - и одновременно выдавая себя за выпускника школы на Халки, ты вредишь и себе самому, и людям. Будь внимателен: ты можешь стать бесноватым".

- Геронда, а почему некоторые распространившиеся в Греции псевдорелигиозные течения стремятся выдать себя за нерелигиозные объединения, клубы, общества и тому подобное? Почему они не говорят о том, что содержание их учения религиозно?

Они делают это для того, чтобы обольстить людей. И посмотри: ведь еще Святой равноапостольный Константин Великий упразднил идолопоклонство и сделал христианство государственной религией всей тогдашней Римской империи. И вот сегодня нас снова хотят вернуть в идолопоклонство. [На государственном уровне] позволяют строить мечети, разным там гуру - основывать у нас свои монастыри, свободно выступать с лекциями, открывать различные прозелитские центры... Масоны действуют у нас свободно, иеговисты тоже... На Православие ополчилась целая куча различных религиозных учений. Но все это не удержится - распадется как карточный домик.

Несчастные люди увлекаются всеми этими лжеучениями, потому что они удалились от Бога и дошли до помрачения! Два юноши рассказывали мне, как, путешествуя по Святой Земле, они приехали в Хеврон поклониться гробу Авраама, и там их пустили к гробу только с тем условием, что они наденут еврейские шапочки. Но если ты надел на свою голову вещь, которая используется в еврейском религиозном культе, то чем поможет тебе православное паломничество?

Да что тут скажешь! Происходит страшный [духовный] кавардак! В Париже при входе в одну римо-католическую церковь повесили табличку: "Даем уроки Иисусовой молитвы по методу йоги". До чего же они докатились! А потом у таких "молитвенников" начинаются непорядки с головой и они сходят с ума. Они не знают, чего просят. Некоторые римо-католики, протестанты и подобные им узнают о том, что при Крещении в Православной Церкви человек изменяется, возрождается. И вот эти люди считают, что, если они тоже покрестятся Православным Крещением, состояние их психики вновь придет в норму.

Один протестант хотел стать православным. Когда те, кого он попросил о Крещении, пришли ко мне, я сказал им: "Послушайте, не нужно его крестить. Он не готов ко Крещению". - "Нет, - ответили они мне, - если он покрестится, то получит помощь". - "Но ведь он не готов ко Крещению! Неужели вы этого не понимаете?" Но они меня не послушали, отвезли этого протестанта на море и крестили! Через два-три дня он приходит ко мне в каливу и заявляет: "Я крестился, но состояние моей психики Крещение не улучшило".

- "Послушай-ка, да неужели ты крестился ради того, чтобы улучшилось состояние твоей психики? - спросил я его. - Гляди: если бы ты чувствовал необходимость в Крещении, если бы ты понимал его достоинство и ради этого величия стремился бы к сему Таинству, тогда и твоя психика пришла бы в норму. Но сейчас, когда ты приступил к Таинству Святого Крещения только ради того, чтобы исправить непорядки с психикой, как же они исправятся, эти непорядки? Думаешь, они исправятся магически?"

Эти люди смешивают колдовство с чудом. Они не могут отличить золото от бронзы. Ты погляди: какой-нибудь протестант может принять, к примеру, Православное Крещение, а после этого стать католиком, потом, сказав: "Нет, это мне тоже не по душе", снова вернуться в протестантизм или в Православие.

Один католик принял Православное Крещение, стал монахом и девять лет прожил в православном монастыре. Как-то он пришел ко мне в каливу и заявил: "Как православный, я еще не жил мирской жизнью и поэтому хочу уйти в мир и жениться!" Ты только послушай! И помимо всего прочего, когда ты ему говоришь, насколько тяжелый грех думать так, он тебе отвечает: "А почему это тяжелый грех? Этого я понять не могу".

___________________________________________________

1) Мк. 13, 22.

2) Богословская школа на о. Халки (Принцевы острова, недалеко от Константинополя) - учебное заведение Вселенской Патриархии. Основана в 1844 г. Имела три гимназических и четыре академических класса (подобно русским Духовным Семинариям и Академиям). Богословское отделение закрыто турецким правительством в 1971 г., а гимназическое отделение - в 1984 г. - Прим. пер.

Святое Крещение (старец Паисий Святогорец) - Геронда, что будет с теми жителями Северного Эпира , которые умирают некрещёными? - Э-э, большинство из них были крещены своими родителями воздушным Крещением . А многие в тех странах приняли воздушное Крещение от нянечек или медицинских сестёр в родильных домах. Я знаю случай, когда одна медицинская сестра крестила младенца в тазу с водой. Бог видел расположение этой женщины... А сколько Благодати имеют новокрещёные! Однажды в группе человек в триста пятьдесят я различил крещёную женщину. Я спросил, кто это такая, и мне сказали, что это была турчанка, принявшая Святое Крещение. Ее лицо сияло. Рядом с ней остальные выглядели варварами. - Геронда, а правильно ли, если при Крещении детям даются два имени? - Если супруги ругаются и разводятся из-за того, как назвать ребёнка, то пусть дают ему хоть по три имени! Но ведь и правильные христианские имена сейчас превратили неизвестно во что... Вики, Пеппи, Мими... - Геронда, одна женщина на пятом месяце беременности потеряла младенца. Он родился мёртвым, и теперь она расстраивается из-за того, что над ним нельзя было совершить даже воздушного Крещения. - Раз она сама не виновата в этом, то пусть имеет доверие к Богу. Бог знает, что сделать с такими детьми и куда их поместить. - Геронда, моя мать рассказала мне, что один из моих братьев умер через несколько часов после рождения и она не успела его окрестить. Я посоветовала ей рассказать об этом духовнику. - Раз она хотела, но не успела его окрестить, то у неё есть смягчающие обстоятельства. Другие-то женщины вообще делают аборты и сами убивают собственных детей. Нам неведом суд Божий. Было бы тяжёлым грехом, если бы она не успела окрестить своего ребёнка по нерадению и он умер бы некрещёным. Ты судишь о подобных вещах с позиции здравого смысла. Это богословие рационализма. Помню, как-то раз ко мне пришла группа паломников, и я рассказывал им следующий случай. Одного малыша из Северного Эпира крестили трижды. Один раз бабушка, другой раз дед и потом мать - один тайком от другого, - потому что все они считали младенца некрещёным. Когда я рассказывал эту историю, один из паломников подскочил и заявил: "Это неканонично!" - "Слушай, - говорю я ему, - по-твоему, они вычитали о том, что надо крестить ребёнка трижды в какой-то догматической книге? Ведь этот малыш получил тройное благословение!" - Геронда, иногда люди видят во сне своих усопших родственников и разговаривают с ними. Это попускается Богом для того, чтобы помочь людям в вере, в покаянии? - Да. Разве я не рассказывал вам подобный случай? Один монах со Святой Горы был родом из деревни, которая находилась на территории Болгарии. Там было много некрещёных. Этот монах рассказывал мне, что, еще будучи мирянином и некрещёным, он увидел во сне своего маленького племянника, который недавно умер. Малыш стоял за оградой прекрасного сада и плакал. А сад был полон маленьких детей, которые радовались и играли. "Почему ты не идёшь в сад?" - спросил человек, видевший сон. "Как я могу пойти туда? - ответил ребёнок. - Ведь я же не крещён". После этого случая человек немедленно пошел и окрестился, а после рассказал священнику о том, что видел во сне. Так устроил Бог для того, чтобы другие тоже поняли, какое достоинство имеет Святое Крещение. После этого жители этой болгарской деревни тоже стали крестить детей. - Геронда, некоторые родители, вступившие в гражданский брак, хотят окрестить своих детей. Можно ли им это делать? - Почему же нельзя? В чем виноваты несчастные дети? То, что люди, вступившие в гражданский брак, хотят окрестить своих детей, свидетельствует о том, что у них есть внутри что-то [доброе], что эти люди не совсем равнодушны. Видимо, эти люди где-то и в чём-то запутались. Если кто-то хочет им помочь, то сначала надо посмотреть, по какой причине они не венчались в церкви, а потом - по какой причине они хотят окрестить своих детей. - Геронда, если монахиня до ухода в монастырь была чьей-то восприемницей при Крещении, то сейчас, помимо молитвы за своего крестника, должна ли она посылать ему подарки - как это делают крёстные в миру? - Э-э, монахиня сейчас от таких обязанностей освобождена. Монах поможет [своему крестнику] молитвой. Вот её родители - если хотят - могут иметь с крестником своей дочери-монахини подобные связи. - То есть родители монахини могут иметь такую связь с крестником их дочери, если они сами захотят этого? - Да, сами. Монахиня не должна принуждать их к этому. Пусть она молится, чтобы Бог их просветил. Но как бы то ни было, крёстный несет большую ответственность. Когда я ещё был в миру, мои родители пообещали одной знакомой супружеской паре, что восприемником одного из их детей будет кто-то из нашей семьи. Когда у них родился ребёнок, все мои родные находились в отлучке, и потому стать крёстным малыша попросили меня. Мне было тогда шестнадцать лет, я не хотел его крестить, потому что чувствовал, что беру на себя большую ответственность. Итак, оказавшись в трудной ситуации, я стал молиться. "Боже мой, - просил я, - если этот младенец станет добрым человеком, то возьми от меня все оставшиеся годы моей жизни и дай их ему. Однако если он станет человеком недобрым, то возьми его к Себе сейчас - когда он подобен маленькому Ангелу". Я крестил младенца и дал ему имя Павел. Через неделю он умер. Сейчас он на Небесах и не рискует их потерять. _____________________________________ 1) Северный Эпир - часть Балканского полуострова, заселённая греками. С 1912 года относится к территории Албании. - Прим. перев. 2) По греческой практике, если жизни новорождённою некрещёного младенца угрожает непосредственная опасность, над ним может быть совершено так называемое воздушное Крещение. Любой христианин (или христианка) берёт младенца на руки и трижды изображает им в воздухе крестное знамение, произнося слова: "Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа Аминь". Если младенец умирает, то он считается крещёным, если он остаётся в живых, то, по решению Синода Элладской Церкви, Таинство Крещения повторяется над ним полностью. - Прим. перев.

«Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса.

Когда человек не считается с собой и приносит себя в жертву, тогда все идет как надо: он любит своего ближнего, любит Бога...

Как только разовьются любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей...»

Старец Паисий Святогорец

Паисий Святогорец


Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорил: Когда человек ощущает Божественную любовь, тогда на него обрушивается... «плотный огонь» любви Божией. Наверное, вам кажется странным это выражение - «плотный огонь». Но, чтобы удалить из сердца известковые отложения или разрушить окружающую его гранитную стену, требуются снаряды, которые содержат сильнейшее взрывчатое вещество – Божественную любовь. Когда эта твердая оболочка будет разрушена, то сердце сделается восприимчивым, и человек станет радоваться даже самому малому благодеянию Божию. Он ощущает себя перед Богом неоплатным должником и все время чувствует умиление, потому что думает все время о своем долге, а Бог ему посылает благословения, одно больше другого, так что в конце концов его любочестная душа истаивает от любви Божией.

- Геронда, почему Бог нас так сильно любит?

- Потому что мы Его дети, больше я ничего не могу вам сказать!

- А если человек подвизается и все время претыкается на одном и том же, этим он сердит и разочаровывает Бога?

- Разве Бог ждет от нас преуспеяния? Нет. Мы Его дети, и Он всех нас одинаково любит. Как-то раз я видел одного отца. Один его ребенок был немного глуповат, и то и дело вытирал рукавом сопли. Но отец и его прижимал к себе, целовал и ласково поглаживал, как и остальных. Так же и Бог, как Благой Отец, любит не только красивых детей, но и духовно слабых. И переживает, и заботится о них даже больше, чем о здоровых.

Никто не может постичь, как Бог любит человека! Его любовь ни с чем не сравнима! Она не имеет границ! Она так велика, что если человек почувствует хоть малую ее часть, его сердце не выдерживает, растворяется, потому что сделано из глины.

Бог часто попускает прийти в изобилии Своей любви на Его творение, и тогда наша душа согревается, мы видим, насколько сладка Божественная любовь, насколько велика...

Чем больше очищается сердце, тем больше увеличивается его емкость и тем больше мы сможем принимать Божественной любви, безграничной, невместимой, неисчерпаемой.


ОТДАДИМ СВОЮ ЛЮБОВЬ ХРИСТУ

Когда человек не считается с собой и приносит себя в жертву, тогда все идет как надо: он любит своего ближнего, любит Бога. Те люди, которые говорят, что любят Бога, но не жертвуют собой ради ближнего, «возлюбиши Бога усты своими, и языком своим солгаша Ему» (Ср.Пс.77, 36).

- Геронда, как растет любовь к Богу?

- Пусть ваш ум постоянно будет в Боге, думайте о Боге. Творите молитву, разговаривайте с Богом. Когда человек занимается таким деланием, то вначале слабо ощущает любовь Божию, но чем дальше, тем чувствует ее все сильнее. Теперь его ум постоянно пребывает в Боге, его не занимает ничто земное и суетное. В его сердце растет любовь к Богу, наполняет, и он не хочет думать ни о чем, кроме Бога. Его не волнует ничто из того, что есть в мире, он постоянно думает о Небесном Отце...

- Чего же нам не хватает для того, чтобы мы с...ревностью искали Христа?

- Все у нас есть. Голова есть, зрелость есть. Препятствие – мы сами, наше «я». Если мы не откажемся от себя, то как в нас войдет Христос? Если же мы откажемся от себя и недобросовестный квартиросъемщик, ветхий наш человек, оставит наше жилище, то в сердце на освободившемся месте поселится новый человек, человек Нового Завета. Наш храм, все наше существо наполнится любовью, потому что в нас будет обитать Христос, Который есть Любовь...

Когда человек отдаст свое сердце Богу, тогда и ум его охвачен любовью Божией, и сердце трепещет от радости. В голове легкость, тело как перышко. А когда любовь Божия больше, чем может вместить сердце, тогда звон сердца слышен окружающим, так как в этом состоянии участвует и тело...

Какое великое зло совершают люди, которые не хотят отдать свою любовь Христу, а расточают ее на земные, пустые и суетные вещи! Даже если бы мы жили тысячу лет и имели бы тысячу сердец, то и этого бы нам не хватило, чтобы воздать Христу за Его великую к нам любовь, которую Он нам явил и продолжает являть, прощая нас, терпя и очищая наши смрадные души Своей Божественной Кровью.

ЛЮБОВЬ И СМИРЕНИЕ - ДВЕ ДОБРОДЕТЕЛИ-СЕСТРЫ

Как только разовьются любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей. Так постепенно все страсти погибнут и все остальные добродетели придут сами собой. Поэтому все свои силы направь на приобретение любви и смирения.

Где есть любовь, там обитает Христос – Любовь, и где сеть смирение, оно словно силой удерживает в человеке Благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка – враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни.

Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным признакам – по смирению и любви – святые Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу.


ДОРОГАЯ ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ

По моему мнению, любовь бывает трех видов: плотская любовь, которая полна духовных микробов; мирская любовь – кажущаяся, внешняя, лицемерная, неглубокая; и духовная любовь – истинная, чистая и дорогая. Эта любовь безсмертна, она пребывает «в век века».

- Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь?

- Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя...

Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать...

В зависимости от того, сколько любви ты отдаешь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви... Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, делая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешевая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от других людей.

Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духовная, дорогая любовь… любят, не думая о том, любят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их любили. Хотят постоянно отдавать свое и себя и не требуют от других, чтобы они отдавали им свое и себя. Таких людей любят все, но больше всех Бог, с Которым они одного рода.

Любовь без воздаяния! Не надо оказывать благодеяния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать благородную, дорогую любовь, такую, какой любит Бог, а не дешевую мирскую любовь, которая исполнена всех человеческих немощей.

Того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит.

УДАЛИТЬ СВОЕ "Я" ИЗ НАШЕЙ ЛЮБВИ

«Да любите друг друга: якоже возлюбих вы» (Ин.13, 34). Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать собой ради других, как Он принес Себя в жертву за нас.

Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т.д. Когда человек смиренно жертвует собой, тогда это означает, что у него есть любовь, тогда он преклоняет к себе Бога. Когда я говорю о любви, говорю о настоящей, подлинной любви, в которой есть благородство. Ведь человек может быть уверенным в своем помысле и думать, что имеет любовь, потому что все раздает, и, однако, не иметь любви, потому что все раздает, и, однако, не иметь любви, потому что в его любви есть его «я», то есть его любовь направлена на достижение личного интереса.

Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны ее очистить, удалить свое «я» из нашей любви. И когда все удаляют свое «я» из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой. А во Христе разрешаются все проблемы, потому что любовь Христова ликвидирует все проблемы.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ВО ВСЕМ

- Геронда, как человек может принять весь мир в свое сердце...

- Любовью. Но и этого не достаточно. Нужна материнская любовь. Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретет такую любовь, то он станет любить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вредит, потому что будет всегда для других находить смягчающие обстоятельства и обвинять во всем себя.

Даже если его обворуют, он будет чувствовать угрызения совести, когда вора поймают и посадят в тюрьму...

Материнская любовь все покрывает и все угашает. Если ребенок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он ее чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости, и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твое сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит...

Оправдывай несобранность и недостатки других. Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью...

Чтобы твое сердце стало шире, нужно что-то из него убрать: избавиться от себялюбия. Если плющ себялюбия и узости мысли, ...засохнет, то твое духовное древо станет развиваться свободно...


ИМЕЮЩИЙ ПРАВУЮ ВЕРУ ОБЛАДАЕТ НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБОВЬЮ

«Только рядом с Христом человек обретает настоящую, подлинную радость, потому что только Христос дает настоящие радость и утешение»

- Геронда, Вы нам говорили, что сначала вера, а потом приходит любовь к Богу.

- Смотрите, чтобы возлюбить Бога, нужно в Него уверовать. Какова наша вера, такова и любовь к Богу. Хотя помысел мне говорит, что у любочестного человека любовь к Богу предшествует вере. Как-то мелко просить Бога сначала открыться тебе, чтобы ты смог уверовать в Него, а потом уже Его любить. Я люблю любочестно Бога, а затем Бог действует. И чем больше я вижу благодеяний Божиих, тем больше увеличивается моя вера и любовь к Богу. Я люблю и всех людей, так как они образ Божий, и всех животных и птиц, и все творение, потому что оно создано Богом.
- Геронда, может человек иметь любовь, не имея правой веры?

Человек может думать, что имеет любовь, а на самом деле не иметь. В православном догмате находит человек истинную любовь. Как-то раз ко мне в келью пришли два католика, один был журналистом, другой секретарем в Ватикане. «Прежде прочитаем «Отче наш»», - сказали они. «Чтобы прочитать «Отче наш», - сказал я, - нужно прийти к согласию в догмате, но между нами и вами великая пропасть». «Так что же, - говорит один, - только православные спасутся? Бог со всеми людьми». «Правильно, - отвечаю я ему, - а ты можешь мне сказать, сколько людей с Богом?» «Проявим любовь», - говорят они потом. «И грех сделался модой», - говорю я. «И это тоже часть любви», - говорят они. «Все говорят о любви, мире и согласии, - сказал я им в конце, - и все живут в разладе с собой и с другими, потому и делают все большие бомбы».

Многие, кто говорит о мире и единении, сами не пребывают в единении с Богом, потому что не любят Его и не имеют истинной любви. Истинная любовь у того, кто имеет правую веру, живет вблизи Бога. Тогда в его лице начертается Бог, и другие видят в его лице Бога...

По книге: «Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.5. «Страсти и добродетели», Краматорск, «Тираж-51», 2009г.»

Блаженный Старец схимонах Паисий Святогорец родился в Каппадокии в 1924 г. Вырос в Греции. С детских лет вел подвижническую жизнь. В 1950 г. стал монахом, подвизался по большей части на Святой Афонской Горе, а также в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Нес исключительные аскетические подвиги и был щедро наделен от Господа многообразными благодатными дарованиями.После божественного призвания духовно окормлял тысячи людей, был одним из благодатнейших и рассудительнейших Старцев нового времени. Пройдёт много лет и монах, которого «оставил после себя» святой старец напишет о нём: «Жизнь отца была святой, и подобно духовному генератору, который приводила в движение великая и всеобъемлющая любовь Божия, всегда чудесным образом сообщала благодать Божию не только христианам, но и туркам, и верующим, и неверующим… Правую веру он проповедовал праведной жизнью. Плоть его истаяла в подвиге от теплой любви к Богу, и он изменял души божественной благодатью. Он имел глубокую веру и исцелял многих, верующих и неверующих. Мало слов, много чудес. Он переживал многое, и скрывал многое. Под твердой внешней оболочкой он скрывал свой сладкий духовный плод. Старцу были открыты тайные помышления человеческие. Он прозревал в Духе на громадном расстояния, от его прикосновения люди исцелялись. Его слушались животные, ему было открыто будущие народов, потрясения, великие войны. Кроткий и смиренный, отец Паисий с годами только приумножал в себе эти благодатные дары. Он помог множеству молодых людей, ставших жертвами моды на восточный оккультизм.

Реинкарнация

- Геронда, отчего некоторые люди, даже образованные, верят в перевоплощение?

Перевоплощение устраивает людей, и особенно людей безбожных, неверующих. Это лжеучение - величайшее лукавство диавола. Диавол удерживает таких людей в греховной жизни помыслом о том, что их души якобы уходят из этого мира и вновь возвращаются в него. «Подумаешь, какое дело, - внушает диавол приверженцам перевоплощения. - Если в этот раз ты потерпишь неудачу, то удача ждет тебя в следующий раз, когда ты снова вернешься в эту жизнь. А если ты потерпишь неудачу снова, то ты снова вернешься, а потом еще раз… Ты претерпишь эволюцию!». После этого люди говорят: «Ничего страшного в том, что я совершу еще и этот грех» - и на все машут рукой. Они живут невнимательно, не каются. Видишь, как диавол ослепляет этих людей и удерживает их в аду! Я не видел лукавства и выдумки диавола большей, чем лжеучение о перевоплощении: он придумал это для того, чтобы собирать людей в аду. А если диавол один раз поймает тебя, то думаешь, он даст тебе вернуться назад? Теория перевоплощения - самая худшая из всех индуистских теорий.
Как-то поздно вечером ко мне в каливу пришел один юноша. «Ты пришел ко мне в такой час, когда я собирался читать вечерню», - сказал я ему. «И ты все еще занимаешься такой ерундой?» - ответил он и ушел. На следующий день снова пришел и стал рассказывать мне о бывших ему видениях. «А ты, - говорю, - раньше гашишем никогда не баловался?» - «Да, - говорит, - раньше баловался. Однако в тот раз, когда мне были эти видения, я не курил никакого гашиша!» - «А может быть, - спросил я его, - ты читал книги о перевоплощении?» - «Да», - ответил он мне. Вот на этом он и погорел. Он начитался о перевоплощении, к этому подмешался эгоизм, и диавол начал показывать ему сны о том, что тысячу лет назад он был большим человеком! Денег куры не клевали! Потом в видении он был «восхищен на небо», однако на небе еще «не был записан», и поэтому ему велели спуститься. До этого состояния его довел диавол. «Все, о чем ты мне рассказал, - сказал я ему, - это небылицы. А ты им поверил?»

К сожалению, есть и образованные люди, которые верят подобным глупостям. У меня возле каливы пасся один ослик. Он был резвым, и поэтому я назвал его Насером. Однажды ко мне пришел паломник - грек, живший в Швейцарии. Он услышал, как я звал ослика Насером, и, приехав в следующий раз, привез с собой две коробки со сладостями - одну простую, другую подарочную. «Эти сладости тебе», - сказал он мне и вручил коробку с простыми сладостями. «А вот эти изысканные пирожные - для Насера. Я еще в тот раз понял, что он настоящий Насер. Когда я с ним повстречался, он посмотрел на меня столь скорбным взглядом, что пронзил мое сердце!» То есть он думал, что Насер перевоплотился и стал ослом! И верил в это! «Брат ты мой, - сказал я ему, - да ты в своем уме? Я зову осла Насером, потому что он резвый!» Но, несмотря на все мои старания, он меня не понимал.

Но это еще что! Расскажу вам еще об одном случае. Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции немцами. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что «брат» узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии… И смех и грех!.. Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: «Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю». - «Да пошел ты, знаешь куда». - ответил ему крестьянин. Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше… «Да уходи ты, - уговаривал крестьянин, - дай мне пройти». Еще больше, еще больше… В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину: «Дурень, ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за «Мерседес». Ну и отдай ему». Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!

- Геронда, это все серьезно?

Серьезней не бывает! Я бы и сам не поверил этому, если бы не услышал эту историю от одного серьезного человека.

Об аскетических упражнениях в индуизме

- Геронда, индуисты достигают определенного самообладания, потому что им помогают усиленные аскетические упражнения, которыми они занимаются в йоге?

Заниматься-то всеми этими упражнениями они занимаются, только вот чего добиваются в конечном итоге? Православное воздержание и вообще духовная аскеза всегда имеет в виду высшую духовную цель - освящение души. А сатанинская мирская аскеза тех, о ком мы ведем речь, совершается для того, чтобы тело стало гибким, чтобы можно было крутить руками и ногами, подобно бумажному Карайозу, чтобы этими «аскетами» восхищались некоторые неразумные люди и для того, чтобы над ними смеялись достойные осмеяния бесы. Тот, кто занимается такой восточной аскезой, с детского возраста начинает растягивать себе ноги, одну ногу заводит за одно плечо, другую - за другое и, сидя в таком положении, молится. Они набивают мозоли на руках, потому что долгими часами лупят кулаками по мешку с щебенкой, и потом могут ломать камни, доски и тому подобное.

Но ощущения и переживания, о которых рассказывают последователи восточных религий, поддаются объяснению. К примеру, дотягиваясь языком до кончика носа или же, наоборот, втягивая его внутрь и прикасаясь кончиком языка к гортани, они чувствуют какое-то раздражение, испытывают некоторую сладость щекотания и говорят: «Мы испили нектара [напитка богов]». Потом такие «аскеты» сдавливают пальцами нервы возле ушей и начинают слышать какой-то гул: «У-у-у-у…» Музыка!.. Или же они давят пальцами на глаза, и в их глазах начинают мелькать звездочки! А то, бывает, вытаращатся широко раскрытыми глазами на солнце, потом зажмурят глаза и видят свет! «Вот, - говорят, - мы добились того, чего хотели. Увидели нетварный свет!» А потом диавол говорит им: «А-а, так вы хотите света? Ну что же, я вам его дам». Диавол распаляет их воображение, и впоследствии они видят «свет», уже не надавливая на глаза пальцами и не глядя на солнце. Нас [православных монахов] диавол часто старается прельстить, показывая какой-нибудь свет или что-то подобное этому. Мы его не просим об этом, даже поворачиваемся к этому свету спиной а он все равно старается нас прельстить! Что ж тогда говорить, если сам человек провоцирует на это диавола! Ведь диаволу только дай повод!

- Геронда, то есть диавол показывает им разные картины?

Да, он разжигает, обостряет их воображение до высокой степени и потом ввергает их в прелесть. А некоторые наши соотечественники едут к индийским учителям. Индийцы учат их говорить на своем языке разные хульные вещи о Христе, о Пресвятой Богородице, о Святых. Одни из них знают, что это хула, другие - не знают. И, таким образом, эти люди становятся бесноватыми. Потом они начинают произносить «неизреченные глаголы». Они доходят до исступления, невменяемого состояния, а люди, видя их, думают, что те находятся в духовном состоянии! Но это состояние - бесовское.

Индийцы - народ умный. Они [не удовлетворяются земным], их беспокоит то, что лежит за пределами естества. И они наделены богатым сердцем. Но, несмотря на это, они занимаются якобы философией, прелестными учениями и колдовством. Индийцы разлагают европейцев своими теориями. И погляди на тех, кто стоит во главе восточных религиозных течений: сами они по комплекции похожи на быков, тогда как большинство людей в тех странах умирают от голода! Эти учителя приезжают и к нам в Грецию, дурачат людей нирваной - возможностью побездельничать, перевоплощением… Помимо всего прочего они используют в своих книгах отрывки из Священного Писания, из Добротолюбия, из святоотеческих книг и таким образом привлекают к себе народ. Разве можно было себе представить в прежние времена православных, верящих индуистским теориям! А сейчас даже некоторые, как бы это получше сказать, правильные, положительные люди поддерживают подобные глупости и дают этим учителям кучу денег. Индуизм причинил нам огромное зло.

- Геронда, а есть ли в Индии православные христиане?

Очень мало. Оставалось немного членов той Церкви, которую основал в Индии апостол Фома, но перевелись и они. Одни из них стали католиками, другие - протестантами. Сегодня православных в тех странах можно пересчитать по пальцам.

То, что иные религии или религиозные движения выдают за чудеса, не имеет ни малейшей связи с чудесами нашей веры. Христос хочет от нас любочестия. Он не хочет, чтобы мы любили Его, потому что Он всесилен. Если бы Он захотел, то мог бы совершить какое-то чудо и весь мир тут же уверовал бы в Него. Однако, поступив так, Он связал бы свободу человека. Поэтому Христос говорит: «Блаже́ни не ви́девшии и ве́ровавше».

В Православии присутствуют чудо и Божественная Благодать. В индуизме - колдовство и философия. Чудо индуизм заменяет колдовством, а Божественную Благодать - философией. Диавол дает силы гуру, колдунам и подобным им, потому что они сами дают ему права над собой. Таким образом, эти люди могут совершать якобы чудеса, видя которые, другие восхищаются.

С того момента как человек, увлекшийся восточными религиозными учениями, видит, что тот, кто совершает ложные чудеса, не имеет ни малейшего родства со Христом, он должен понять, что все, совершаемое таким «чудотворцем», есть диавольский обман. Диавол не способен говорить истину. Он говорит одну ложь и вводит в заблуждение создания Божии. Если люди, связавшиеся с восточными учениями, прежде немного познали Православие и имеют доброе расположение, то они задумываются, видя, что жизнь восточных чародеев нечиста, запутанна, в то время как в Православии они находят чистую жизнь и высшие [духовные] дарования. В Православии они находят людей, имеющих святость и совершающих истинные чудеса.

Доброта в Православии есть преизлияние любви человека к Богу и к своему ближнему. Все прочие виды доброты, которые совершаются инославными, прельщенными и подобными им, не имеют духовных основ [жизни] во Христе, однако могут иметь в себе какие-то положительные человеческие основы. Тот, кто правильно живет православной жизнью, имеет смирение, любовь и всецело отдает себя ближнему, приносит себя в жертву. И свои аскетические подвиги, пост, бдение он тоже совершает от любви к Богу, а не ради того, чтобы почувствовать что-то приятное.

Христос пришел в этот мир для того, чтобы претерпеть распятие от любви к Своему созданию. Сначала Он претерпел распятие, а потом воскрес. Просить духовных радостей - дело дешевое. Другое дело, если небесных сладостей даст вкусить человеку Сам Христос. А вот те, кто занимаются, к примеру, различными индуистскими философиями, йогой и тому подобным, делают это, стремясь достичь якобы духовного состояния, экстаза. Они стремятся испытать наслаждение или же стать выше других - при этом не имея ни к кому никакого сочувствия, интереса.

Предположим, что последователь восточной религии сидит на морском берегу и занимается «самоконцентрацией». Если, в то время как он занимается своим деланием, в море будет тонуть человек и кричать: «Помогите!» - то последователь восточного культа останется совершенно равнодушным к его крику. Он даже не пошевелится, не сойдет со своего места, чтобы не лишиться наслаждения, которое испытывает. А вот если бы на его месте находился православный монах, который творил бы Иисусову молитву, то, услышав крик утопающего, он тут же отложил бы в сторону четки и бросился в море спасать человека.

Возвращение в Православие

Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством. А о Святой Афонской Горе, которая находится на их Родине, рядом с ними и хранит истинную таинственную жизнь во Христе, они не знают, пренебрегают ею! Один студент рассказывал мне о том, что он ездил в Индию и прожил там три с половиной года. Он пытался разобраться и понять, какая религия истинна. В конце концов один индиец сказал ему: «Зачем ты сюда приехал? То, что ты ищешь, есть в Православии. Свет идет оттуда. Поезжай на Святую Гору Афон, и найди там то, что ищешь Таким образом, юноша вернулся в Грецию и приехал на Святую Гору.

- Геронда, когда православный христианин, связавшийся с различными восточными религиозными культами, кается в этом, то Православная Церковь снова принимает его в число Своих членов?

Такому человеку необходимо великое покаяние и помазание Святым Миром. Если он захочет возвратиться в Православие и снова стать членом Церкви, то по правилам ему сперва нужно письменно отречься от злославия восточных культов, исповедать православную веру, а после этого священник должен прочитать над ним молитвы о возвращающемся к истинной вере и помазать его Святым Миром.

Я вижу, как некоторые молодые ребята - наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное. Едут они и к индийским гуру. Потом там им приходится не по душе и они возвращаются в Православие, однако уже заразившись в этих восточных культах целой кучей разных [духовных] микробов. Люди повреждаются, и потом им трудно найти истину. Пусть человек сперва [жизненным опытом] познает Православие, а потом - если Православие ему не нравится - уходит из него. Пусть он познает Православие правильно и потом сравнит его с различными религиозными учениями, о которых он слышит. Ведь, познав Православие, человек сможет отличить подделку от золота или понять, насколько чисто золото, сколько в нем каратов. Такого человека не проведешь на мякине, он не принимает за золото все то, что блестит.