Стройка и ремонт - Информационный портал

Урок по истории древнего мира на тему возникновение земледелия и скотоводства. Крестьянские дети А теперь из другого

Готовится к рождению вся семья. Когда же нет ни теток, ни дядей, а мать и родители утратили родовые заветы, всю заботу должен взять на себя отец или тот, кто больше всего понимает в Обычае. Задание женщины — готовить себя и ребенка к будущим родам. Время родов нужно держать в тайне, лишь самые близкие родичи должны его знать. Будущая мать загодя должна подготовить все ей необходимое для родов. Главной фигурой выступает женщина —баба-повитуха, которая принимает роды. Безусловно, сегодня говорить о родах дома непросто и тяжело найти такую бабку-повитуху, и все же они есть. Женщина, которая принимает детей из Потустороннего мира, выступает проводницей между мирами. Ибо непосредственно ей в руки передает ребенка сам Бог Велес из мира Нави в мир Яви.

Сама баба-повитуха является жрицей Велеса и Мокоши — подземных Богов. Ее образ и стиль поведения не всегда совпадает с образом нежной и доброй бабушки. Прикосновение к потустороннему оставляет свой отпечаток на душе и теле человека. Ей нельзя противоречить, нельзя ни обижаться, ни гневить ее. В предродовой и родовой период именно она держит крепкую духовную связь с миром Нави, поэтому лучше всех чувствует, что нужно делать. После родов баба-повитуха доделывает священные обережные обряды и после «сливания рук» передает ребенка в руки родителей под их духовно-магическую защиту. Отец принимает ребенка в особенных случаях: когда роды начались внезапно, и рядом нет никого, или же когда отец является высокодуховным человеком и уверен в своих силах.

Если нет бабы-повитухи, роды могут принимать высокодуховные лица, чина волхва, которые знают Мокошину веду, но лучше, если это сделает женщина. Мужчина является проводником сил, которые направлены на добывание и завоевание, в минуты рождения ребенку нужна именно женская, сохраняющая и удерживающая сила. Кроме того, женщина является проводником силы Нави, откуда приходят все люди на землю, и поэтому она как можно лучше примет ребенка из Потустороннего мира, не повредив ни матери, ни ребенку. Именно поэтому наши предки в каждой общине лелеяли и свято почитали жрицу Мокоши,бабу-повитуху,где-то ее называли просто баба,где-то баба-пупорезка.

Каждую повитуху Мокоша отмечала чем-то особым, но всех их продолжала обучать до последнего их издыхания. Потому что жизнь не заканчивается одним отрезком. Чтобы пройти эту великую школу обучения, нужно пройти много отрезков, и очень часто случалось, что главный урок можно познать только перед самим отходом в Иной мир. Мокоша и Велес постоянно общаются с теми женщинами, которым детей в Явь передают. Очень часто сами, без посредников, приходят к ним в Явь, а то — во сны вещие или священные состояния сознания. Соответственно их наставлениям, были главные правила, или законы, которые должна знать каждая баба-повитуха, которая шла в дом роды принимать. Но помните, та женщина, которая принимает роды, должна сама иметь детей, ибо если у нее их нет, это значит, что Мокоша не благословила ее на деяние это. Должна женщина с собой сначала разобраться, выйти замуж, нарожать детей, а потом у других роды принимать. Ибо как для женщины, так и для нее проблем будет достаточно с ее деятельностью. Не сможет сама родить детей здоровых.

Перед тем как принять роды, нужно очистить дом от нечисти всякой и умыслов чужих да освятить его. Бросить зелья обережного под кровать будущей роженицы и на порог дома. В тяжелых случаях вокруг кровати роженицы ставят восемь свечей (равно лучевая звезда-алатырь) и призывают Богов Родных на помощь.Баба-повитуха должна задействовать силу всех Богов. Особенно обратиться к Доле и к Роду. Нужно снять все чужие символы, которые есть в доме и не отвечают «русскому духу» — духу Родных Богов. Поставить кумиры Мокоши, Рожаницы и Велеса в Покутье, обкурить чебрецом и травами, которые в это время священны. Отец и все родственники в саду или во дворе должны развести большой костер и проговаривать молитвы-славы к Велесу, Рожанице и Мокоше.

Отворить все замки и приоткрыть все двери, все, что закрыто, развязать все шнурки на обуви, ремешках, пояса, косы. На подоконники и на порог дома накинуть покрывала. Таким образом простелить путь новой душе и Родным Богам в жилище, где живет роженица. Были и другие заповеди, которых свято придерживалась повитуха. Ибо ее задание было непростым: она должна была чувствовать каждое движение ребенка в матери, видеть, как передает ребенка Велес, как Богиня Рожаница стоит рядом, подсказывает и направляет бабу-повитуху, что делать каждую минуту. Та баба, которая не имеет чувствительности и духовного видения, может покалечить ребенка и накликать на себя гнев Мокоши. Поэтому женщины, которые становятся на этот путь, не всегда имеют счастливую судьбу. Несоблюдение Мокошиных заветов, нечистая душа и помыслы, неведание Потустороннего мира и его законов приводит к тяжелым последствиям. Мокоша очень справедливая Богиня, Она свято бережет род Православный огнищанский, и поэтому, как когда-то, так и сейчас, если она видит, что какая-топовитуха плохое умыслила против матери или ее ребенка, накажет очень жестоко, вплоть до седьмого колена.

Когда же по незнанию сделает беду новорожденному или матери, также будет судить строго, но так, чтобы лишь научить ее, чтобы дальше не делала ошибок. Ведь Богиня Карна пристально следит за их помыслами и действиями. Мокоша, Велес и все Боги, которые являются нашими прямыми духовными родителями, постоянно стоят возле своих детей незримо в те жизненно важные моменты, которыми является движение наше сквозь миры через смерть и рождение. Поэтому, если мы имеем сильную веру — наши светлые Боги помешают беде и сотворят лад. И все же нужно самим подготовиться к этому всему еще задолго до родов, избрать бабку-повитуху или хорошего врача, с которым вы пойдете в роды.

Мокошиных заветов есть очень много, и некоторые из них можно обозначить. Нельзя мешать Мокоше, нужно научиться ждать, и она так подаст ребенка из Иного мира, чтобы ему как можно лучше было выйти в мир Яви невредимым. Плохие помыслы бабы-повитухи во время рождения ребенка увеличивают черноту в ее судьбе. Открываются Врата в Мир Нави, и, если душа повитухи черна, оттуда к ней потянутся чорнобожичи лихие, насылая болезни и беду всякую. Если же душа светлая, то получит она благословение небесное, любовь и почет от Богов. Если во время родов повитуха передает ребенка в отцовы руки, то между ними всю жизнь будет держаться крепкая связь. И ребенок будет идти отцовыми тропинками и расти ему на радость. Повитуха должна улыбаться ребенку и окутать его своей душевной теплотой. Покон Родовой Православный учит: чем больше повитуха отдаст любви и теплоты своей при рождении ребенка (первое взятие на руки), тем больше ей воздастся уважением, почетом и благословением Божьим.

Переход из одного мира в другой очень не прост, и когда Велес подает душу и тело здоровое, а Богиня Рожаница стоит на страже между мирами, то беда той повитухе, которая неумением своим покалечит ребенка. Боги выбирают наилучших женщин, которые повитухами могут стать, и свято почитают их, заботясь о них. Но те постоянно учиться должны, чтобы дело хорошо из рук в руки ложилось, ибо непростое предназначение повитухи, и Боги сие знают. Повитуха слышать должна, как ребенку лучше выйти из матери, и не навязывать свою волю, а дать возможность ему самому выбрать свой путь. Повитуха должна стать единой с душой, которая идет в мир Явный. И когда запуталась душа ребенка и выйти ей тяжело, не нужно спешить, а нужно раскрыть душу детскую, наполнить ее верой в жизнь и радостью нового мира, ощущая любовь, она увидит, что там, куда она идет, ее ожидают с радостью.

С большой любовью и заботой к Матери должна повитуха относиться, ибо несет она в себе жизнь новую и является самой любимой дочкой Богов Родных в это время, благословенная ими она есть. И Матушка Лада, Леля и Дажбог стоят в головах роженицы, Мокоша по левую сторону от руки повитухи, а Велес — по правую. Большая честь принимать из Потустороннего мира внука Дажбожьего, и для бабы-повитухи такие дети родные есть, как и для Дажбога, Велеса, Мокоши, Лады и всех Родных Богов. Каждая повитуха знает, что нужно делать во время родов. Для обычного человека могут казаться странными те вещи, которые она говорит сделать, но ум и душа ее крепко связаны с Богами и видением мира Навного, поэтому то, что видит она, не видит никто другой. Есть случаи, когда женщина родить не может, крепко держит ее муж в мире Явном, и не может она уйти к ребенку в мир Иной, чтобы помочь ему выйти из него в мир Явный. Тогда повитуха говорит отцу, чтобы он лег на порог дома, и сама переступает через него трижды. Приглушая мужской дух в избе, наполняет все вокруг Навью, и ребенок легче выходит из матери.

Бывают такие роды, где мужчине вообще нельзя быть возле жены своей. Имеются на то причины разные: или сердце его не открылось к ребенку и женщине своей, или совесть нечистая. А бывает, что, живя со своей женой, он ходил к другой женщине — любовнице, и суть женская, которая остается после этого у мужчины, может очень навредить роженице. Поэтому Боги и повитуха отслеживают все и сами решают, что делать надо, и нельзя мужчине противоречить повитухе, ибо этим он лишь беду накликать может на себя и семью свою.

Во время родов роженица должна слушаться повитухи, все, что та говорит — нужно делать. Кроме того, перед самими родами ей надо хорошо настроиться на связь с ребенком и удерживать его вплоть до того момента, когда приложат младенца к груди. Лишь тогда женщина может расслабиться и отдохнуть. За время беременности нужно выработать свои знаки, по которым Вы поймете, каково детское состояние. Ребенок с радостью Вам в этом поможет. Во время родов это сослужит Вам хорошую службу. Удерживая эту связь, соедините его с Ладой и Рожаницей (настройтесь молитвами), и вам вдвоем будет намного легче перейти из Иного мира в Явь. Блаженное состояние, когда Вы находитесь в Божественном потоке, позволит Вам «видеть» в разных измерениях все, что происходит, и даст возможность помочь ребенку особым дыханием, движением или мыслью, когда это будет для него нужнее всего.

Повитуха, в порядке духовных магических действий, может и класть под спину и на живот роженицы котомку с вареным овсом, говорить разные заговоры и молитвы, которые ей передались по роду от предыдущих баб-повитух или установлены Волхвами Ведического Православия. Были такие отцы, которые в ледяной воде ребенка купали. Ставилась большая кадка на печи, а печь растапливали до жару в комнате. Дед приносил из родника воду со льдом и выливал в кадку, и после того, как дитя родилось, окунали его в эту воду. А затем растирали маслом и в первую рубашку, вышитую оберегами, одевали, и в тулуп заворачивали либо же возле печи обсушивали, таким образом, приобщая в первые минуты жизни к роду своему. Если же в семье уже были дети, тогда надевали распашонку предыдущего ребенка, чтобы дружные они были. Можно надевать распашонки детей из рода Вашего, племянников.

Так делали лишь казацкие семьи, которые берегли этот обычай в своем роде, ибо передавался он испокон веков. Так рождались будущие характерники, и, чтобы большую силу в теле имели, и руководить ею могли, делали над ними сие лишь самые старшие в роду, которые силу тайную в себе имели. Так у ребенка мощнее развивались защитные резервы организма и включались сверхчеловеческие способности. Но это нужно делать умеючи, ибо от неумелой руки может умереть ребенок. Если же в Вашем роду такого не было, и Вы или мать, которая в это время особую связь с ребенком имеет, страх чувствуете или неуверенность какую, то нельзя делать этого, ибо лишь навредите ребенку.

Когда родился ребенок, баба-повитухаили отец прикладывает его к маминой груди. Очень важно в первые часы и минуты дать ребенку сосать мамину грудь, которая выделяет молозиво. Чрезвычайно ценное это первое молоко для ребенка, оно полно витаминов и нужной желудочно-кишечной микрофлоры. Имеется несколько моментов, которые нужно отметить: нельзя отлучать мать от ребенка, чтобы избежать испуга и переживаний. Ребенок возле матери будет спокойным и будет хорошо развиваться; нужно сразу приложить к груди ребенка, чтобы у него сработала врожденная способность к сосанию и первое питание было именно молозивом, которое в первые два-три дня молоко выделения является густой клейкой жидкостью желтого цвета. Оно богатое на питательные вещества и имеет в себе материнский дух (информационную составляющую), который поддерживает развитие ребенка.

При таком подходе ребенок легко и естественно переходит от жизни в матери к жизни снаружи. Последующее кормление также должно осуществляться только молоком матери из груди. Без всяких кипячений и заменителей. Кратковременное влияние прохладной воды на кожу ребенка (в виде быстрого погружения или обтирания) чрезвычайно сильно стимулирует защитные силы и развитие младенца.

Освящение водой

Первые девять месяцев кормления ребенка являются очень важными. До пяти месяцев закладывается работа кишечника на будущую жизнь. Поэтому нежелательно давать ребенку какое-то другое молоко, например коровье. Коровье молоко содержит вдвое больше белков, чем мамино, и поэтому оно плохо усваивается детским организмом. Вместо того чтобы приносить пользу, оно начинает гнить, что поражает кожу, слизистые оболочки, дыхательные и пищеварительные пути. Врачи это считают «снижением пассивного иммунитета» и «слабой выработкой активных иммунных качеств».

В действительности за первые два-три месяца ошибками в питании мы подрываем организм ребенка, со временем наблюдая развитие болезней, заложенных в первые месяцы неправильного питания. Если молока недостаточно, то желательно договориться со своей подругой или какой-то доброй женщиной, у которой много молока, и она может выступить молочной мамой (кормилицею). Но помните, эта женщина заложит в Вашем ребенке через свое молоко и свои духовные стремления и жизненные силы, поэтому необходимо, чтобы она была с Вами одного духовного уровня. Подкармливать ребенка нужно с одного года свежевыжатыми фруктовыми и овощными соками. Очень хорошо, когда мама перед кормлением подержит еду у себя во рту, а затем даст ее ребенку, это способствует ее обезвреживанию и предварительной обработке.

Закрытие Врат Нави. Сливки, или омывание рук

Женщина все время, от начала потуг, которые открывают врата Иного мира — Нави, и до «сливок», которые закрывают врата Нави, вместе с повитухой и ребенком находится под его воздействием. Это мир, из которого приходят души в мир Яви и куда они идут, чтобы заново родиться на земле сей. Если же душа не нуждается в рождении, она идет в Правь. И только по большой необходимости да по зову своего рода может вернуться на землю. Если душу не звали к рождению, и ребенок зачинался случайно, то во время рождения, когда открываются врата мира Нави, может войти в ребенка дух навича (существа, созданного плохими намерениями темных людей, магами и черными колдунами). И тогда рождается оборотень, убийца, вор и т. п. Мир Нави опасен для тех, кто от Богов Родных отрекся, родовые знания говорят, что мы православные родноверы — Нави не боимся, ибо Навь не имеет силы против нас. Кто несет в себе Ведогонь Сварожий, для того зло не существует, ибо мы сами творим свой мир. Таким образом, люд православный, имея веду Родосвета, знает духовные состояния, обереги и обрядодействия, которые ограждают нас от влияния Навного.

Врата Нави закрываются повитухой первый раз вечером после родов, когда повитуха омывает ребенка. Выливает воду от купели на заре. Закрываются врата Нави для ребенка, что ограждает его от болезней и внезапной смерти. Второй раз закрываются на третий день после родов, когдабаба-повитухаомывает женщину. Закрывает Навь для женщины, чтобы болезни разные не цеплялись к ней и не забирали жизненной силы. Рано утром, когда всходит солнце, непочатой святой водой (освященной на капище, жаром из жертвенного огнища), повитуха поливает водой роженицу, начиная с головы, приговаривая:

Святой водой омываю,
Врата к Нави закрываю,
Пусть та чорноба, которая в Явь забрела,
Сгорит вся дотла,
А те чорнобожичи, которые прицепились к роженице,
Пусть утонут в этой воде.
Все черное и злое
Пропадет над тобою,
Опять омываю и врата закрываю,
Закрываю врата трижды,
На все стороны и на все миры.
Вся чернота в Навь отойди.
Пусть душа (имярек) светлая и чистая
Водой Даной святой омоется
И в воды Земли Матушки сольется.
И в третий раз пусть врата закроются.

И на сороковой день, утром, после восхода солнца, повитуха закрывает врата для себя. Этот обряд называется «Сливки», или «смывание рук». Призывались все женщины рода, роженицы и ее мужа. Повитуха наливала в миску до краев (чтобы всего в доме достаточно было) освященной воды из трех источников, настоянной на угольках, взятых из священного капища. Клала туда ягоды калины (чтобы роженица была красивой и здоровой), зерна овса, хмель, конопляное семя и зерна ржи (чтобы могла еще родить детей), дубовую щепу, хлеб. На пол кладется прялка или гребень, если девочка, когда мальчик — топор. Роженица правой ногой становится на топор, прялку ли и вздымает правую руку, на которую повитуха льет воду, из левой же руки роженица выливает немного воды. Заговор, который при этом говорит повитуха, очень древний и сильный, его только из уст в уста передают. Ибо он вибрацию имеет, которая с Мокошей в ее суть сливается. Поэтому здесь его мы оглашать не будем, в целом все, что она говорит, должна слышать лишь роженица да иногда семья, если это их касается. Дальше руки менялись, это делалось трижды, а затем все эти действия повторяла и повитуха. После обряда повитуха и роженица с младенцем на руках, и все присутствующие женщины трижды обходили вокруг стола посолонь в знак присоединения к силе Богов Прави в Великом Триглаве Миров.

Освящение ребенка

После сливок в тот же день (сороковой день после родов) проводятся освящения ребенка в Родную (Родовую) Веру и принятие в род. Обряд проводит волхв, или ведун. На освящение ребенка приходит весь род, взрослые и дети. По сути, это первый день, когда ребенка показывают всем. По тому, как проходит обряд освящения, можно судить о судьбе ребенка. Родители и деды по завершении обряда могут расспросить волхва, что предвещали Боги их ребенку. И если волхв не видит предостережения, может рассказать им, как лучше воспитывать ребенка, какие Боги выступают его покровителями, на каком пути жизни он может больше преуспеть, кто из Богов отвернулся, если такое произошло, а кто был более благосклонным. Часто Боги указывают на того человека, который по сердцу будет ребенку, и будет иметь для его воспитания и развития главное значение. Важно, чтобы все делалось по обрядам родовым, тогда и судьба ребенка будет легкой и хорошей.

К обряду освящения нужно тщательным образом готовиться. Еще до рождения ребенка нужно подумать, кто станет Божатыми для него. Это может быть как супружеская пара, так и молодые, и неженатые парни, и незамужние девушки. Есть обычай брать несколько Божатых, по две пары. Но чаще берется одна пара, те близкие люди, которым можно доверить ребенка, если родителей вдруг не станет. Очень хорошо, если такой парой выступят супруги. Доброй приметой является, когда Божатка при надежде (ожидает ребенка). Божатые должны отдавать себе отчет в том, что, держа к святому Алатырю (алтарю) ребенка, они берут на себя ответственность перед Богами в случае смерти кровных родителей (в худшем случае) взять его к себе и вырастить как своего. Эти случаи, безусловно, одиночные, и все же ответственность очень большая. Божатые выступают духовными наставниками ребенка на всю жизнь. Божатые вместе с родителями проводят все вековые посвящения. Учат Богов почитать да род развивать (умению и ремеслу всякому). Если божатко — девочка, особенно ответственная роль у Божатки, если же мальчик, у Божатого. Обряд посвящения полностью описан в духовном издании Родового Огнища, в книге «Малый Требник Родной Православной Веры», и каждая семья, которая хочет приобщить своего ребенка к своему роду, Богам и Предкам, должна его знать и хорошо приготовиться.

Для освящения Божатые должны принести крыжмо (белое чистое полотно, без всякого шва), из которого затем мать вышьет рубаху, а также образы Богов (писаные) или малые кумиры (обязательно Лады, Сварога и Божича), калач или красивый каравай. Родители же должны приготовить серебряный или золотой нагрудный Алатырь (оберег), 10 восковых свечей, два вышитых рушника (которые будут нужны, сберечь к свадьбе и передать затем детям), тулуп, зерно пшеницы, хлеб, землю из-под плодоносящего дерева, если девочка — яблоня, вишня, груша, если мальчик — дуб, ясень, и сушеную траву бессмертника.

Заканчивается обряд угощением всего рода, во время которого волхва и бабу-повитуху сажают на почетное место за столом, а роженицу на тулуп, вывернутый шерстью вверх, как знак благословения Велесом молодой мамы и ребенка. Тулуп на лавку должна расстелить баба-повитуха, которая является жрицей Велеса. Повитуха на освящение должна сварить горшок каши и борщ. Борщом нужно угостить всех присутствующих как ритуальным кушаньем, символом солнца и буяния жизни. Горшок каши после угощения борщом разбивался, разбивает его самый ловкий (спорый) мужчина в роде. Он как бы символизирует собой яйцо, из которого рождается мир, в данном случае ребенок. После этого он и продавал комочки каши, каждый из гостей брал ее, желая здоровья ребенку и роженице. Повитуха же приговаривает: «Роди, Боже,рожь-пшеницу, а в запечке — детей копну». Когда же кашу покупают Божата, она отвечает так: «Роди, Боже,рожь-пшеницу, а кумам — детей копну». Потом повитуха обрядово разносит гостям сурицу (молочный квас) и тарелочку, на которую для роженицы бросают деньги, чтобы положить их «на зубок» ребенку. После сливок и Освящения баба-повитуха навсегда остается очень уважаемой в сей семье. Ее принимают как свою бабушку, которую всегда приглашают на все родственные праздники.

  • По истории Древнего мира

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

    Задачи :

      Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

    Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

    Оборудование:

      Компьютер Мультимедийный проектор Экран Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» Дидактический раздаточный материал для работы групп (в конспекте урока в таблице) Таблички на столах с названиями «родовых общин» Листы самоконтроля (приложение 2) Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир» Годер тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

    · Вигасина древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / , . – М., Просвещение, 2007

    Основные даты : около 10 т. л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

    Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

    Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения

    Ход урока:

    Эпиграф: Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

    Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

    Нет стране благополучья, царь не ведает победы

    Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

    Унсури

    Актуализация знаний (слайд 1). Учитель :

      Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

    Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока.)

    Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока)

    Мотивация (слайд 3).

    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т. л.н. в Западную Азию .

    Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

    Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

    Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

    Изучение нового материала:

    Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

    После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

    Работа в группах (слайд 5):

    Проблемное задание

    Род Бобра

    Мотыжное земледелие

    Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

    Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

    Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

    Приручение животных

    Возникновение скотоводства.

    Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

    Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

    Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

    Род Ящерицы

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

    2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

    3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

    Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

    Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

    Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

    Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

    1. Земледелие возникло из:

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    2. Найдите лишнее:

    В земледельческих работах применяли :

    А) мотыгу

    В) каменный топор

    Г) гончарный круг

    3. Земледелие возникло:

    А) более 2 млн. л.н. в Восточной Африке

    Б) около 40 тыс. л.н. в Северной Африке

    В) около 10 т. л.н. в Западной Азии

    Г) около 7 т. л.н. в Двуречье


    Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

    4. Скотоводство возникло из:

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

    Б) лошадь

    В) корова

    Г) собака

    6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

    Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

    А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

    Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

    В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

    Ремесло (слайд 11):

    7.Что такое ремесло?

    А) обработка земли

    Б) разведение скота

    В) изготовление изделий

    Г) продажа товаров

    8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

    А) изготовление рыцарских доспехов

    Б) гончарство

    В) прядение

    Г) ткачество

    9.Гончарство – это:

    А) изготовление нитей

    Б) изготовление глиняной посуды

    В) изготовление ткани

    10. Выберите неправильный ответ:

    Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

    А) составляли племя

    Б) состояли из больших семей

    В) управлялись советом старейшин

    Общий вопрос (устно – слайд 12)

    Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

    А) собирательство

    Б) скотоводство

    Г) земледелие

    Д) ремесла


    Присваивающее хозяйство

    Производящее хозяйство

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля.

    (слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода. путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

    Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

    1.10 т. л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

    2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

    3.У людей стало больше свободного времени , они стали заниматься ремеслом

    4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

    Практическая направленность (слайд 15):

      Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.) Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания? От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

    Рефлексия:

      Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

    Домашнее задание:

    п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

    Список использованной литературы:

    Брандт древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты) Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. . – М.: Мысль, 1990 (эпиграф) Старобинская и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

    Приложение 1. Таблички на доске

    1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    2. 10 тысяч лет назад

    Западная Азия

    3.Земледелие

    Каменный топор

    Зернотерка

    4.Скотоводство

    Ремесла

    Гончарство

    Прядение

    Ткачество

    Приложение 2. Лист самоконтроля

    учащегося 5 ___ класса ________________________________

    № вопроса

    В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

    Всего баллов: ________ Оценка: ____________

    См. приложение 1

    15.12.2015

    Образ славянской Богини Йогини-Матушки очерняют тысячу лет , но до конца превратить её в злодейку так и не смогли. В трудную минуту Иваны-Царевичи и Иваны-дураки приходят именно к Бабе Яге, та их и покормит, и баньку им истопит, на печь спать уложит, а поутру Путь укажет, клубок волшебный подарит, проблемы поможет решить и т.д. Нет ни одной сказки, где бы Баба Яга съела бы ребёнка или человека, она только лишь пугает их, испытывает и обучает.

    Подмена образа молодой светлой Богини на горбатую старуху-каннибала, которая крадёт и жарит в печи маленьких детей, стала возможной потому, что тысячу лет назад, когда наступили смутные времена и стало забываться Родное славянское миропонимание, Огненный обряд очищения детей стал восприниматься как сожжение детей .

    Как красавица Йогиня стала Бабой Ягой

    Страшная Баба Яга, да ещё на костяной ноге - это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства. Образ, пришедший к нам вместе с колобком и репкой из «старины глубокой». Однако тот период, то время на Руси, о котором повествуется в сказках, всё же не Древняя Русь, это относительно недавнее время, период образования на Руси государственности. Уже во многих сказках имеется князь, богатырь служит в дружине, многие герои уже люди крещёные… а Баба Яга - косматое, страшное, злобное чудовище, которое ворует маленьких детей, да и жарит-варит их, чтобы съесть! Однако, существует ещё и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими Богами и обрядами служения им, со своими героями и героинями. Так вот, ещё до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила-была прекрасная, юная богиня, с карезелёными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами - Йогиня. Всем она была хороша - и красива, и добра необычайно. И щеголяла она в Золотых сапожках, которые носили её по белу свету. И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот.

    В каждой Славяно-Арийской Веси и в каждом граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучаемой ею доброте, нежности, кротости, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.

    Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

    В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.

    Рядом с горным Капищем Рода, в скале было специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра и Йогиня поджигала хворост.

    Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означало, что дети-сироты проходят посвящение Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

    Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а став взрослыми, эти юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Однако с началом смутных времён, когда появилась необходимость отвлечь народ от древних знаний, образ красивой молодой Богини подменили образом злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи, а потом поедает. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

    Скит Йогини-Матушки

    Скит - это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу и был огорожен высоким круглым тыном (забором). А что было у Бабы Яги за тыном, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках, из которой, как в сказках говорится, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу. Но мало кто обращает внимание, что избушка не на куриных, а на курьих ножках . Что это за «курьи ножки»? Курьи - это дымовые ножки, т.к. это старое понятие, означающее дымить, производить дым (как, например, понятие - вулкан, который курится, или Курильские острова , на которых курящиеся гейзеры). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он ещё имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной Мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутишься). Поэтому на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити - так наши Предки называли другие формы жизни. Возможно, через подобные врата и прибывали на Землю разные существа с других систем и становилось возможным общение с ними.

    К тому же избушка на курьих ножках светилась днём и ночью, переливалась огоньками, так её находили герои сказок: шли по тёмному лесу, увидели свет, а за тыном избушка. Т.е. было очень много всего, что современным восприятием не понять. Поэтому, чтобы не было путаницы между дымными ногами и куриными окорочками, чтобы вникнуть в смысл древних славянских сказок, понять, что там в действительности происходило — нужно менять наше мировосприятие .

    Прохождение инициации

    Помимо того, что эта Богиня, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но далеко не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причём помощь её в большинстве случаев - указание Пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Матушка Йогиня связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

    Всех, пришедших к ней за помощью да за знаниями, Матушка Йогиня экзаменовала на прочность намерения, чистоту помыслов и на способность выдержать и принять это знание. Поэтому все гости проходили через испытания.

    Женщины же в сказках к Йогине попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы - т.е. такие, которые способны стать достойными жёнами князю или принцу или же сами претендующие на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из её родственниц. Но если женщина претендовала на большее - её экзаменовала Йогиня-Матушка. Только задания менялись - убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

    Не вина Йогини в том, что не каждому было дано пройти испытания. Сокровенные знания не всем пользу приносят; тот, кто неправильно их использует, может много вреда принести людям.

    Вот и создался образ злобной бабы, вокруг избушки которой частокол из костей с черепами, да прочими атрибутами чёрной магии. А страх человека необразованного и вообще чудеса творит. Но мы-то с вами уже можем отличить правду от кривды, а значит, если внимательно отнесёмся ко всему, что написано в сказках, можно многое познать из жизни наших Предков.

    При подготовке статьи использованы материалы сайтов:


    Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

    Возникновение земледелия и скотоводства.

    Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

    Задачи :

      Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей

      Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

      Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

    Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

    Оборудование:

      Компьютер

      Мультимедийный проектор

      Экран

      Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

      Дидактический раздаточный материал для работы групп

      Таблички на столах с названиями «родовых общин»

      Листы самоконтроля

      Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске

      Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир»

      Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

      Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2007

    Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

    Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

    Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

    Здравствуйте ребята, сегодня у нас немного необычный урок на нашем уроке присутствуют гости давайте их по приветствуем (похлопали) Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята прежде чем познакомится с нашей сегодняшней темой давайте с вами немного поговорим!!! Сейчас мы с вами прочитаем эпиграф к уроку.

    Актуализация знаний (слайд 1).

    Учитель : Чтобы уже точно понять с нашей темой давайте с вами поговорим.

      Что вы ели вчера и сегодня?

      Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

      Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

      Откуда брали пищу самые первые люди?

      Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

      Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

    Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока.)

    Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока) Эпиграф:

    Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

    Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

    Нет стране благополучья, царь не ведает победы

    Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

    Унсури

    Мотивация (слайд 3).

    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху.Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию .

    Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

    Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

    Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

    Изучение нового материала:

    Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

    После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

    Работа в группах (слайд 5):

    Группы

    Проблемное задание

    Род Бобра

    Мотыжное земледелие

    Составьте рассказ по картинкам о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

    Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

    Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

    Род Орла

    Приручение животных

    Возникновение скотоводства.

    Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

    Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

    Род Ящерицы

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

    Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

    Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

    Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

    Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

    1. Земледелие возникло из:

    А) охоты

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    2. Найдите лишнее:

    В земледельческих работах применяли :

    А) мотыгу

    Б) серп

    В) каменный топор

    Г) гончарный круг

    3. Земледелие возникло:

    А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке

    Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке

    В) около 10 т.л.н. в Западной Азии

    Г) около 7 т.л.н. в Двуречье

    (р-т з.13)

    Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

    4. Скотоводство возникло из:

    А) охоты

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

    А) тигр

    Б) лошадь

    В) корова

    Г) собака

    6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

    Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

    А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

    Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

    В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

    Ремесло (слайд 11):

    7.Что такое ремесло?

    А) обработка земли

    Б) разведение скота

    В) изготовление изделий

    Г) продажа товаров

    8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

    А) изготовление рыцарских доспехов

    Б) гончарство

    В) прядение

    Г) ткачество

    9.Гончарство – это:

    А) изготовление нитей

    Б) изготовление глиняной посуды

    В) изготовление ткани

    В) строительство жилищ

    10. Выберите неправильный ответ:

    Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

    А) составляли племя

    Б) состояли из больших семей

    В) управлялись советом старейшин

    Общий вопрос (устно – слайд 12)

    Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

    А) собирательство

    Б) скотоводство

    В) охота

    Г) земледелие

    Д) ремесла

    Присваивающее хозяйство

    Производящее хозяйство

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля .

    (слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

    Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

    1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

    2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

    3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

    4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

    Практическая направленность (слайд 15):

      Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

      Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье

      (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания?

      От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

      Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

    Рефлексия:

      Что на уроке было главным?

      Что было интересным?

      Что нового я узнал на уроке?

      Чему научился?

    Домашнее задание:

    п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

    Список использованной литературы:

      Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)

      Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)

      Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

    Приложение 1. Таблички на доске

    1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    2. 10 тысяч лет назад

    Западная Азия

    3.Земледелие

    Каменный топор

    Мотыга

    Серп

    Зернотерка

    4.Скотоводство

    Ремесла

    Гончарство

    Прядение

    Ткачество

    Приложение 2. Лист самоконтроля

    учащегося 5 ___ класса ________________________________

    № вопроса

    Ответ

    Баллы

    В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

    Всего баллов: ________ Оценка: ____________

    Лист Самоконтроля

    Учащегося 5 А Класса __________________________________________

    вопроса

    9 10

    ответ

    баллы

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    Род Бобра

    Мотыжное земледелие. Составьте рассказ по картинкам о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

    Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

    Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

    Род Орла

    Приручение животных Возникновение скотоводства.

    Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

    Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

    Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

    Род Ящерицы

    Возникновение ремесел Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова:

    Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

    2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

    3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3


    Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
    Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
    Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
    Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
    Оборудование:
    Компьютер
    Мультимедийный проектор
    Экран
    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
    Дидактический раздаточный материал для работы групп
    Листы самоконтроля
    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
    Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
    Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
    Форма урока: урок – игра
    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
    Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20
    Актуализация знаний.
    Как была открыта пещерная живопись?
    Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
    Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
    Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

    Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
    Что вы ели вчера и сегодня?
    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
    Откуда брали пищу самые первые люди?
    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
    Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

    Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
    (Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

    Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
    Мотивация
    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
    Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

    Изучение нового материала:
    Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).
    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
    Родовая община это коллектив людей, связанных между собой родством.
    - Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
    Роль старейшин в родовых общинах:
    1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
    2. Разрешает споры внутри рода.
    Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
    Записывают схему.
    Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
    После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

    Работа в группах:(10 мин).
    Группы
    Содержание плана урока
    Проблемное задание

    Род Лошади

    Мотыжное земледелие


    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

    Род Бизона

    Приручение животных

    Род Медведя

    Возникновение ремесел
    Возникновение ремесел.
    Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.
    1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.
    2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.


    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

    Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
    Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
    Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.
    Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).
    1. Земледелие возникло из:
    А) охоты
    Б) собирательства
    В) рыболовства
    Г) ремесла
    2. Найдите лишнее:
    В земледельческих работах применяли:
    А) мотыгу
    Б) серп
    В) каменный топор
    Г) гончарный круг
    3. Скотоводство возникло из:
    А) охоты
    Б) собирательства
    В) рыболовства
    Г) ремесла
    4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
    А) тигр
    Б) лошадь
    В) корова
    Г) собака

    5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
    А) изготовление рыцарских доспехов
    Б) гончарство
    В) прядение
    Г) ткачество
    6.Гончарство – это:
    А) изготовление нитей
    Б) изготовление глиняной посуды
    В) изготовление ткани
    Г) строительство жилищ
    7. Выберите неправильный ответ:
    Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
    А) составляли племя
    Б) состояли из больших семей
    В) управлялись советом старейшин

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.
    Обсудим проблемную ситуацию
    Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
    1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
    2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
    3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
    4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

    Рефлексия:
    Что на уроке было главным?
    Что было интересным?
    Что нового я узнал на уроке?
    Чему научился?

    Домашнее задание:
    п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

    Список использованной литературы:
    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

    Лист Самоконтроля


    вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    Лист Самоконтроля
    Учащегося 5 А Класса __________________________________________


    вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    Лист Самоконтроля
    Учащегося 5 А Класса __________________________________________


    вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    Род Лошади
    Мотыжное земледелие.

    Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

    Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю., поэтому

    Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие
    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

    Род Бизона
    Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

    Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и. Первым домашним животным была, потом люди приручили и одомашнили. Так из.. появилось. Домашний скот давал людям..

    Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.
    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

    Род Медведя
    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова:
    Мы научились изготавливать посуду и одежду.
    1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.
    2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.
    3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3