Стройка и ремонт - Информационный портал

Воин-освободитель в Берлине. Памятник в Трептов-парке (рассказ, фото, видео). Споры про памятник "вождям белого движения и казачьим атаманам" Памятник евгению родионову в чечне

В Москве, в Центральном музее Пограничной службы ФСБ России, . Он повествует о трагической судьбе молодого парня, который в далеком уже 1996 году, находясь в плену у боевиков в Чечне, отказался снять православный крест, за что был обезглавлен. Мог выжить, но от своих принципов не отказался. Причислен Русской православной церковью к священномученикам.

Первая чеченская кампания принесла немало смертей российских солдат. Но смерть Жени Родионова выпадает из общего списка именно из-за православного контекста, когда солдата, рядового пограничника, который нес службу на административной границе Чечни и Ингушетии, казнили именно за веру. Просто потому, что отказался снять православный крест.

У каждой войны есть свои герои. Как генералы, так и рядовые. Суворов - это русско-турецкие войны, взятие Измаила. Кутузов - Бородинская битва. Матрос Кошка - оборона Севастополя. Рядовой Матросов - Великая Отечественная война. Генерал Громов - Афганистан. Список огромный: Россия богата на героев. Кампания в Чечне тоже оказалась богатой на мужественные и смелые поступки наших военных. Легендами тех военных событий стали многие - генералы Трошев и Шаманов, другие полковники, майоры, лейтенанты и рядовые. На той войне, к слову, погибли девять сыновей генералов, в том числе сын командующего ВДВ Георгия Шпака, пятьдесят пять сыновей полковников - в окопах не отсиживались.Великий подвиг совершил, как обычно, и простой русский солдат. И среди этих героев, безусловно, можно назвать имя Евгения Родионова. Рядового, гранатометчика по должности, добросовестного и ответственного парня, который своим мужеством вызвал уважение даже у врагов.

«Сложить голову на поле брани, как это ни прискорбно, - святая честь для каждого воина, который защищает свое Отечество, - говорит настоятель Крестовоздвиженского храма в деревне Дарна Истринского района Московской области отец Константин (кавалер медали «За отвагу» в Афганистане). - Попасть в плен и не сломаться - это гораздо сложнее. Пуля потому и дура, что прошибает навылет и не оставляет возможности выбора - это солдатская доля в бою. Жене Родионову, которого мы чтим как священномученика, выпала более тяжелая участь. Ему был дан непростой выбор между жизнью и отречением от веры.
Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы. Но он оставил крест у себя на груди. К сердцу прижал. И когда уже в плену его пытались убедить в необходимости избрания новой веры, неприемлемой по многим соображениям, он отверг эти предложения. Мы знаем много примеров из истории, когда христиан пытались отлучить от веры насильственными способами. Они не отказались от своих убеждений и сохранили свои принципы. Рядовой Родионов - наследник традиций, в первую очередь православных. Принял мученическую смерть, за что так и почитаем ныне. Молимся за него каждодневно».Евгения Родионова почитают во многих российских храмах, а в мае 2011 года он включен как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитриевскую субботу.В России в 2010 в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Евгению Родионову, который представляет собой бронзовую свечу, пламя которой будто обнимает фигуру Евгения, вокруг головы которого виден нимб, а в руках - восьмиконечный крест. Памятник этот установлен на территории местной школы, которая носит его имя.
В 2016 году в Москве на очередном заседании круглого стола Изборского клуба, объединяющего экспертов, аналитиков, публицистов, политиков патриотического толка, было подписано обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации (прославления в лике святых) воина Евгения Родионова. В обращении указывалось, что фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за веру и отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению. Именем воина Евгения предлагалось назвать улицы и площади российских городов. Было отмечено, что нынешняя патриотическая власть Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации с огромным уважением относится к подвигу Евгения Родионова.

«Нельзя забывать своих героев, - говорит директор национальной премии «Воины духа» Игорь Исаков. - Они отдали свою жизнь за Отечество, знали, на что идут, поэтому заслуживают достойной памяти и уважения потомков. То, что сняли документальный фильм о славном воине Евгении Родионове, очень здорово. Это напоминание о том, что наши люди готовы на самопожертвование ради своей Родины, ради отстаивания своей свободы и своего суверенитета. Ведь ради спокойствия своей страны кто-то всегда находится на передовой, несет службу и порой жертвует жизнью. Наш долг - отдавать память своим защитникам, воспитывать на их примере молодое поколение. Нельзя забывать героизм тех, кто защищал нашу Родину в отечественных войнах, отстаивал интересы России в Афганистане, Чечне, прочих вооруженных конфликтах. Нужно помнить и о далеких событиях - той же Куликовской битве, где проявил героизм монах Пересвет, вышедший на схватку с Челубеем. Это генетическая память, и мы должны ее сохранить для потомков».

Здесь, конечно, нельзя не вспомнить и про маму Жени - Любовь Васильевну Родионову. После сообщения об исчезновении сына она десятки раз ездила в зону боевых действий. Была неоднократно обнадежена и неоднократно бита боевиками, добралась до главаря бандформирований Басаева и в конечном итоге получила вначале тело своего сына, а потом и фрагменты его головы. Установила истину, но так и не успокоилась. Ее воспоминания и стали основой документального фильма «Мой сын рядовой Родионов».

Евгению Родионову было всего 19 лет, когда он погиб в Чечне. Попав в плен, юноша мужественно выдержал зверские пытки и издевательства, отказался снять православный крест и принять чужую веру.

Дорога к храму

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Его родители работали на мебельном производстве. Мальчик долго не ходил, пошел только в год и два месяца, после того как был окрещен. Но нательный крест он начал носить только с 12 лет по настоянию бабушки. С тех пор стал и ходить в храм - в Троицкий собор в Подольске (к тому времени семья жила в Подмосковье).

Окончив девять классов общеобразовательной школы в поселке Курилово Подольского района Московской области, Женя, как и его родители, устроился на мебельную фабрику. Трудился сборщиком, обойщиком, раскройщиком, затем выучился на водителя.

Плен и казнь

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Воин в огненном плаще

Евгений был похоронен близ деревни Сатино-Русское поселения Щаповское (ныне Троицкий административный округ г. Москвы), возле церкви Вознесения Христова. Посмертно он был награжден орденом Мужества.

В конце 2003 года комитет «За нравственное возрождение Отечества» выступил с предложением канонизировать Евгения Родионова. Однако Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви пришла к выводу, что все сведения о мученической кончине Родионова записаны лишь со слов его матери, которая сама при этом не присутствовала. Также она не могла с уверенностью подтвердить, что ее сына заставляли отречься от Христа. Пока вопрос о канонизации не решен, хотя по этому поводу к Патриарху Кириллу обращались многие влиятельные люди.

Сейчас Евгения поминают как мученика – Евгения Воина. В десятках церквей, в том числе и в московском храме Христа Спасителя, находятся его иконы. Там его чаще всего изображают в накидке красного цвета, похожей на плащ-палатку. Несколько раз люди рассказывали о «божественном воине в огненном плаще», который спасал в Чечне пленных солдат, показывал, где лежат мины и растяжки. Раненые военнослужащие из госпиталя Бурденко также утверждали, что им помогает некий солдат Евгений, «особенно когда подступают боли». Видели его якобы и в тюрьмах. «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных», - вспоминали заключенные.

25 сентября 2010 года в родном городе Евгения Родионова Кузнецке, на территории школы №4, носящей его имя, был установлен памятник казненному солдату: его фигуру обвивает пламя бронзовой свечи, вокруг головы - нимб, а в руках - восьмиконечный крест.

April 15th, 2015

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным.

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они — документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч — это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков — более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке — один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал — пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах — это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

Зачем казнят памятники? Вот человек, который всю жизнь собирался , а вот как делали Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

20 лет назад 19-летнего воина Евгения Родионова боевики обезглавили за отказ снять с себя православный крест. Это произошло 23 мая 1996 г. в Чечне в селе Бамут.

Спустя несколько месяцев после казни мама Жени — Любовь Васильевна — лицом к лицу встретилась с убийцей сына, полевым командиром Р. Хайхороевым . «Ты вырастила борзого сына! — заявил ей боевик в присутствии представителя ОБСЕ. — Он дважды пытался бежать. Мы предлагали ему снять крест, принять нашу веру и воевать против федералов. Он отказался. Таких мы убиваем. Придёшь ещё раз — и тебе конец, не испытывай судьбу!»

Чего ждали боевики?

Судьбу мама Жени испытывала все 9 месяцев, за которые исходила более 70 сёл и горных аулов в поисках сына: «Чечню с тех пор я знаю лучше, чем наш подмосковный посёлок Курилово», — рассказывает «АиФ» Любовь Васильевна Родионова .

Евгений Родионов был взят в плен в феврале 1996 г., когда на их блокпост напали боевики. Бандиты передвигались на машине «скорой помощи». Кроме Жени в плен попали ещё трое однополчан — мл. сержант Андрей Трусов , рядовые Александр Железнов и Игорь Яковлев . Следы неравной борьбы (боевиков было в разы больше) останутся на снегу даже спустя неделю, и Любовь Васильевна увидит их собственными глазами. А на седьмой месяц поисков услышит: «Твой сын погиб. Ищи его в Бамуте...» Любовь Васильевна узнает, что и Женя, и трое его однополчан отказались отправлять родным просьбу о выкупе — понимали, что у родителей нет таких денег. Три месяца они были в плену, подвергались пыткам, но ни одного из ребят боевикам сломить не удалось.

Останки сына Любовь Родионова откапывала собственными руками, а перед этим 17 раз ездила на переговоры с убийцей Жени, чтобы он указал точное место. Хайхороев постоянно выдвигал новые требования. Решающим стали деньги, которые Любовь Васильевна заплатила боевикам, заложив квартиру. «Бандитам я поклялась молчать. Молчать о том, что был заплачен выкуп, что тела казнённых ребят лежали незакопанными две недели. Масхадов издал приказ, чтобы обезображенные тела наших солдат не выдавать до тех пор, пока невозможно будет опознать следы зверств боевиков. Они хотели выглядеть перед ОБСЕ и в глазах мировых СМИ не палачами, а воинами. Ждали, когда время скроет следы преступления и они смогут сказать, что Женя и трое его однополчан, Андрей, Александр и Игорь, погибли при бомбёжке федералов. Молчать об этом я не смогла...

На груди Жени был крестик, который с него не посмели снять даже с мёртвого. Крест этот Женя носил с 11 лет. «Сын тогда вернулся с каникул от бабушки с крестиком на груди. Сказал, что ходил в церковь, исповедался, причастился. Я убеждала его снять крестик, говорила, что над ним будут смеяться. Мы его крестили в год с небольшим, но в храм я его не водила, потому что не была воцерковлённым человеком. Но Женя тогда очень твёрдо себя повёл. Крестик он носил на верёвочке, не снимая даже на тренировках по самбо.

Когда я привезла Женю в наш посёлок, был вечер. Собрались все те, кто его знал. А ночью я осталась с ним одна. И не могла наговориться. Я так долго его искала, — продолжает Любовь Васильевна. — Вспомнила многое. В отдельную двухкомнатную квартиру мы переехали в 1994 г. А до этого жили в общежитии, я работала на трёх работах, уходила в 6 утра. Женя сам вставал в школу, возвращаясь домой, готовил обед. Он рано повзрослел. У него была удивительная особенность в обычном видеть прекрасное — мог пройти мимо осенней лужи, сказав: «Что ты там видишь? Грязь? А ты попытайся увидеть там небо». Из армии он прислал мне на день рождения стихотворное поздравление:

Я тебе много счастья желаю
Чтобы много ты лет прожила
Чтоб всегда ты была молодая
И всегда чтоб со мною была

Как затронуть сердца?

В день похорон я сама переложила сына из «цинка» в деревянный гроб. А через пять дней похоронили и папу Жени — Александра . Он умер на могиле Жени — положил на неё десять шоколадок, обнял землю и больше не встал. Мы расстались с Сашей, когда Жене было 7 лет. Они с сыном любили друг друга, общались. Теперь лежат рядом.

В 100 м от могилы сына — древний храм в честь Вознесения Христова, в день гибели Жени, 23 мая 1996 г., Церковь отмечала именно этот праздник — Вознесение. И ещё это день рождения сына. В день казни ему исполнилось 19 лет.

Под Бамутом, на месте, где мы обнаружили тела ребят, установить православный крест нам помогли мусульмане со словами: «Мы хотим, чтобы Бог простил нам эту невинную кровь, чтобы снял с нашего села проклятие». Историю пленных ребят там знали все».

После гибели сына Любовь Васильевна более 60 раз побывала в Чечне, и каждый раз с благотворительным грузом. «Первую помощь я повезла в ноябре 1999 г. Как раз тогда праздновали День матери. Помню, какой был холодный ветер, когда мы вручали солдатам варежки, носки, одеяла. После получила от этих ребят письмо: “Мы всегда будем помнить, что ваши подарки помогли пережить нам эту зиму”. Можно ли после этого останавливаться?»

Любовь Васильевна признаётся, что не перестаёт удивляться, сколько людских сердец затронула судьба её сына: «Он так мало успел при жизни. И так много после смерти. На могилу сына приезжают тысячи людей. Создаются музеи Жени Родионова, о нём выходят книги в России, Сербии, Черногории, Греции. За границей его называют Евгений Русский. Меня потряс случай, когда на могилу Жени пришёл ветеран Великой Отечественной войны и в знак уважения оставил свои боевые награды. Сам Женя посмертно награждён орденом Мужества».

Мы разговариваем с Любовью Васильевной на кладбище. Надпись на кресте, осеняющем могилу её сына, гласит: «Здесь покоится русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрёкшийся от Христа, казнённый под Бамутом 23 мая 1996 г.». С места, где упокоился Женя, открывается захватывающий вид на леса и поля. «Люблю сюда приходить — здесь много неба. Но что будет с могилой, когда не станет меня? Неухоженная могила считается бесхозной, и туда подзахоранивают других. Нужен закон, который сделает солдатские могилы неприкосновенными по всей стране. Наши сыновья ценой жизни сохранили целостность Российской Федерации, неужели государство не найдёт сил и средств ухаживать за участками земли 2 на 2 метра, где покоятся герои?»

Поклонный крест на трассе М4 — один из народных знаков почитания воина Евгения. Многие сигналят, проезжая мимо, словно отдавая честь. А мама солдата, оглядываяь на прошедшие 20 лет, говорит: «Все эти годы стараюсь жить так, чтобы, когда мы встретимся с Женей в вечности, ему не было за меня стыдно».

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.