Стройка и ремонт - Информационный портал

Ассирия власть. Древняя ассирийская империя

Как известно, страной, на севере которой возникло Ассирийское государство, является Месопотамия, именуется также Междуречьем. Это название она получила благодаря своему расположению в долине рек Тигра и Ефрата. Явившись колыбелью таких мощных государств Древнего мира, как Вавилония, Шумер и Аккад, оно сыграло важную роль в становлении и развитии мировой цивилизации. Что же касается его наиболее воинственного детища - Ассирии, то именно она считается первой в истории человечества империей.

Географические и природные особенности Месопотамии

По своему географическому положению Древнее Междуречье имело два существенных достоинства. Во-первых, в отличие от окружавших его засушливых районов, оно находилось в зоне так называемого Плодородного полумесяца, где в зимний период выпадало значительное количество осадков, что было весьма благоприятно для земледелия. Во-вторых, почва в этом регионе изобиловала залежами железной руды и меди, высоко ценившихся с той поры, как люди научились их обрабатывать.

Сегодня территория Междуречья - древней страны, на севере которой возникло Ассирийское государство - разделена между Ираком и Северо-Восточной Сирией. Кроме того, некоторые её районы принадлежат Ирану и Турции. Как в древности, так и в период современной истории этот среднеазиатский регион представляет собой зону частых вооружённых конфликтов, подчас создающих напряжённость во всей международной политике.

Воинственная дочь Междуречья

По данным исследователей, история Ассирии насчитывает почти 2 тыс. лет. Образовавшись в XXIV веке до н. э, государство просуществовало до начала VII века, после чего, в 609 году до н. э., пало под натиском армий Вавилона и Мидии. Ассирийская держава по праву считается одной из самых воинственных и агрессивных в Древнем мире.

Начав в первой половине IX века свои захватнические походы, она вскоре сумела завоевать огромную территорию. Под властью её царей оказалась не только вся Месопотамия, но также Палестина, Кипр и Египет, который, впрочем, через непродолжительное время сумел вновь обрести независимость.

Кроме того, Ассирийская держава в течение многих веков контролировала отдельные районы нынешней Турции и Сирии. Именно поэтому её принято считать империей, то есть государством, опирающимся в своей внешней политике на военную силу и расширяющим собственные границы за счёт территорий захваченных им народов.

Колониальная политика Ассирии

Поскольку страна, на севере которой возникло Ассирийское государство, уже в начале IX века была полностью им же завоёвана, то последующие 3 столетия являются не чем иным, как периодом их общей истории, изобилующей множеством драматических страниц. Известно, что все покорённые народы ассирийцы облагали данью, для сбора которой ими периодически высылались вооружённые отряды.

Кроме того, на территорию Ассирии угоняли всех искусных ремесленников, благодаря чему удалось поднять на небывалую по тем временам высоту уровень производства, а достижениями культуры оказывать влияние на все окружавшие народы. Такой порядок поддерживался на протяжении веков самыми жестокими карательными мерами. Все недовольные неминуемо обрекались на смерть или, в лучшем случае, на немедленную депортацию.

Выдающийся политик и воин

Вершиной развития государства Ассирии принято считать период с 745 по 727 год до н. э., когда во главе её стоял величайший правитель древности - царь Тиглатпаласар III, вошедший в историю не только как выдающийся полководец своего времени, но и как весьма дальновидный и хитрый политик.

Известно, например, что в 745 году до н. э. он откликнулся на призыв вавилонского царя Набонасара, просившего помощь в борьбе с оккупировавшими страну племенами халдеев и эламитов. Введя свои войска в Вавилонию и изгнав из неё захватчиков, мудрый царь сумел при этом завоевать столь горячие симпатии местных жителей, что стал фактическим правителем страны, оттеснив на второй план их незадачливого царя.

Под властью Саргона II

После смерти Тиглатпаласара трон унаследовал его сын, вошедший в историю под именем Саргона II. Он продолжил расширение границ государства, но, в отличие от отца, прибегал не столько к искусной дипломатии, сколько к грубой военной силе. Например, когда в 689 году до н. э. вспыхнуло восстание в подвластном ему Вавилоне, он сравнял его с землёй, не щадя ни женщин, ни детей.

Город, возвращённый из небытия

В период его правления столицей Ассирии, а фактически и всего Древнего Междуречья, стал город Ниневия, упоминаемый в Библии, но долгое время считавшийся вымышленным. Лишь раскопки французских археологов, проведённые в 40-х годах XIX века, позволили доказать его историчность. Это явилось сенсационным открытием, поскольку до той поры не было точно известно даже само местоположение Ассирии.

Благодаря трудам исследователей удалось обнаружить многие артефакты, свидетельствующие о необычайной роскоши, с которой Саргон II обустроил Ниневию, сменившую прежнюю столицу государства - город Ашшур. Стало известно о построенном им дворце и мощных оборонительных сооружениях, опоясывавших город. Одним из технических достижений той эпохи стал акведук, поднятый на высоту 10 метров и снабжавший водой царские сады.

Среди прочих находок французских археологов были и глиняные таблички, содержавшие надписи на одном из языков семитской группы. Расшифровав их, учёные узнали о походе царя ассирийского Саргона II в юго-западную часть Азии, где им было покорено государство Урарту, а также о захвате Северо-Израильского царства, что также упомянуто в Библии, но вызывало сомнение у историков.

Структура ассирийского общества

С первых веков после образования государства ассирийские цари концентрировали в своих руках всю полноту военной, гражданской и религиозной власти. Они были одновременно верховными правителями, военачальниками, высшими жрецами и казначеями. Следующую ступень вертикали власти занимали управляющие провинциями, которые назначались из числа военных.

Они отвечали не только за лояльность народов, проживавших на покорённых территориях, но и за своевременное и полное поступление от них установленной дани. Основную же массу населения составляли земледельцы и ремесленники, являвшиеся или рабами, или работниками, находившимися в зависимости от своих хозяев.

Гибель империи

К началу VII века до н. э. история Ассирии достигла наивысшей точки своего развития, вслед за которой последовал её неожиданный крах. Как уже упоминалось выше, в 609 году до н. э. на территорию империи вторглись объединённые войска двух соседних государств - Вавилонии, некогда находившейся под контролем Ассирии, но сумевшей обрести независимость, и Мидии. Силы были слишком неравны, и, несмотря на отчаянное сопротивление врагу, империя, длительное время державшая в своём повиновении всю Месопотамию и прилегавшие к нему земли, перестала существовать.

Под властью завоевателей

Однако Междуречье - страна, на севере которой возникло Ассирийское государство - недолго после его падения сохраняла статус политически самостоятельного района. Через 7 десятилетий она была полностью захвачена персами, после чего уже не смогла возродить свой прежний суверенитет. С конца VI до середины IV века до н. э. этот обширный регион входил в состав Ахеменидской державы - персидской империи, подчинившей себе всю Переднюю Азию и значительную часть Северо-Восточной Африки. Своё название она получила по имени своего первого правителя - царя Ахемена, ставшего основателем династии, находившейся у власти почти 3 столетия.

В середине IV века до н. э. с территории Междуречья персов изгнал Александр Македонский, включив её в состав своей империи. После её распада родина некогда грозных ассирийцев подпала под власть эллинистической монархии Селевкидов, построивших новое греческое государство на развалинах прежней державы. Это были поистине достойные наследники былой славы царя Александра. Им удалось распространить свою власть не только на территорию суверенного некогда Междуречья, но также подчинить себе всю Малую Азию, Финикию, Сирию, Иран, а также значительную часть Средней Азии и Ближнего Востока.

Однако и этим воинам суждено было сойти с исторической сцены. В III веке до н. э.Месопотамияоказывается во власти Парфянского царства, располагавшегося на южных берегах Каспийского моря, а через два столетия её захватывает армянский император Тигран Осроену. В период же римского владычества Месопотамия распалась на несколько мелких государств, имевших разных правителей. Этот последний этап её истории, относящийся к периоду Поздней Древности, замечателен лишь тем, что самым крупным и известным городом Междуречья стала Эдесса, неоднократно упоминаемая в Библии и связанная с именами многих выдающихся деятелей христианства.

Древняя Ассирия

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, которую в северной части пересекали горы Синджара. На этой небольшой территории в разное время возникали такие ассирийские города, как Ашшур, Ниневия, Арбела, Калах и Дур-Шаррукин.

В конце XXII в. до н. э. Южная Месопотамия объединяется под эгидой шумерских царей из третьей династии Ура. В следующем веке они уже устанавливают свой контроль и в Северной Месопотамии.

Таким образом, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. еще трудно было предвидеть превращение Ассирии в могучую державу. Лишь в XIX в. до н. э. ассирийцы делают свои первые военные успехи и устремляются далеко за пределы занимаемой ими территории, которая по мере роста военного могущества Ассирии постепенно расширяется. Так, в период своего наибольшего развития Ассирия простиралась на 350 миль в длину, а в ширину (между Тигром и Евфратом) от 170 до 300 миль. По словам английского исследователя Г. Роулинсона, вся площадь, занимаемая Ассирией,

«равнялась не менее как 7500 квадратным милям, т. е. покрывала пространство больше того, которое занимают… Австрия или Пруссия, вдвое с лишним больше Португалии и немногим меньше Великобритании».

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Ассирия Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

АССИРИЯ А теперь снова вернемся на страницы безымянного интернет-сайта. Процитирую одно из утверждений его авторов: «Современные историки не могут увязать высокоразвитую Арабскую Цивилизацию раннего средневековья с жалким видом, который представляет арабский мир в

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

1. Ассирия и Россия Ассирия на страницах Библии.В «Библейской энциклопедии» читаем: «Ассирия (от Ассура)… - это могущественнейшая империя в Азии… По всей вероятности, Ассирия была основана Ассуром, построившим Ниневию и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XIV. Ассирия Природа Ашшурбанипал пирует в беседке. Рельеф из Куюнджика Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Ассирия и Вавилон С XIII в. до н. э. начинается длительное противоборство Вавилона с быстро набирающей силу Ассирией. Бесконечные войны и столкновения этих двух государств – излюбленная тема клинописных глиняных табличек, хранившихся в дворцовых архивах ассирийских и

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э. Еще в первой половине III тыс. до н. э. в Северной Месопотамии, на правом берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой передаче - Ассирия). Уже

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Ассирия - Элам Внутренними проблемами Ассирии, начавшимися еще при жизни Тукульти-Нинурты, не преминули воспользоваться эламиты. Согласно хроникам, эламитский правитель Кидин-Хутран II напал на третьего ассирийского ставленника на касситском троне - Адад-Шума-Иддина,

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Ассирия. Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным соседям, вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Древняя Ассирия Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь,

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1. Ассирия и Россия 1.1. Ассирия-Россия на страницах Библии Библейская Энциклопедия говорит: «АССИРИЯ (от Ассура)… - МОГУЩЕСТВЕННЕЙШАЯ ИМПЕРИЯ В АЗИИ… По всей вероятности, Ассирия была основана АССУРОМ, построившим НИНЕВИЮ и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

3.3. АССИРИЯ В XV – XI ВВ. ДО Н. Э. Ассирия, область на верхнем Тигре, была населена семитами и хурритами, еще в III тысячелетии до н. э. воспринявшими шумерскую культуру. Ашшур, главный город Ассирии, прежде входил в состав «Царства Шумера и Аккада». В эпоху волны варварских

автора Бадак Александр Николаевич

1. Ассирия в X–VIII в.в. до н. э В конце II тысячелетия арамейским вторжением Ассирия была оттеснена на свои прежние территории.В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия не имела возможности вести захватнические войны. В свою очередь это привело к тому, что между различными

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Ассирия при Ашшурбанапале В конце своего правления Асархаддон решил передать престол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. Еще при жизни Асархаддона с этой целью населения Ассирии было приведено к присяге

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Pyсколань и Ассирия В XII веке до с.л. под влиянием Ассирии и Нового Вавилона в Иране укореняется имперская идеология. После вытеснения из Ирана русов и ариев (кисейцев) парсы и мидяне-иезды возвратились в местности, которые занимали более 500 лет назад. Однако вскоре между

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Вавилон и Ассирия Религия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов

Ассирия – одна из первых империй в мире, цивилизация, которая зародилась на территории Месопотамии. Ассирия берет свое начало с XXIV века и существует почти два тысячелетия.

Ассирия в древности

Ассирия представляла собой одну из самых сильных империй в I тыс. до н. э., ее расцвет и золотой век приходиться как раз на этот период. До этого времени она была простым государством на севере

Междуречья, которое занималось в основном торговлей, поскольку располагалось на важных торговых путях.

Ассирия тогда подвергалась нападениям кочевников, например арамеев, которые привели к упадку государства в XI веке до н. э.

Всего историки делят условно на три периода:

  • староассирийский;
  • среднеассирийский;
  • новоассирийский.

В последнем Ассирия стает первой в мире империей. В VIII веке начинается золотой век империи, тогда ей правит царь Тиглатпаласар ІІІ. Ассирия сокрушает государство Урарту. В конце VIII века она подчиняет Израиль, в VII захватывает и Египет. Когда царем становиться Ашшурбанапал, Ассирия подчиняет Мидию, Фивы, Лидию.
После смерти Ашшурбанапала Ассирия не смогла устоять под натиском Вавилона и Мидии, приходит конец империи.

Где находится древняя Ассирия сейчас

Сейчас Ассирии как государства не существует, в XXI веке на территории бывшей империи расположились страны: Ирак, Иран и другие. На ее территории живут народы семитской группы: арабы, евреи и некоторые другие. Главенствующей религией на территории былой Ассирии является мусульманство. Наибольшую территорию принадлежащей Ассирии, теперь занимает Ирак. Сейчас Ирак находиться на гране гражданской войны. На территории Ирака имеется диаспора тех древних ассирийцев, которые основали первую в мире империю, покорившую почти весь Аравийский полуостров (Междуречье).


Как выглядит территория Ассирии в современности

Сейчас мир, по некоторым данным, которые не подтверждены, населяют около миллиона ассирийцев. В современном мире у них нету собственного государства, они населяют Иран, Ирак, США, Сирию, небольшие диаспоры также есть в России и Украине. Современные ассирийцы в основном говорят на арабском и турецком языках. А их древний, родной язык находиться на грани исчезновения.
Современная Ассирия представляет собой не государство, а лишь один миллион потомков древних ассирийцев, которые несут в себе уникальную ассирийскую культуру и фольклор.

Ассирия была регионом на Ближнем Востоке, который под Нео-ассирийской империей достиг из Месопотамии (современный Ирак) через Малую Азию (современную Турцию) и вниз через Египет. Империя началась скромно в городе Ашур (известном как Субарту шумерам), расположенном в Месопотамии к северо-востоку от Вавилона, где торговцы, которые торговали в Анатолии, становились все более богатыми, и это богатство позволило росту и процветанию города. Согласно одной интерпретации отрывков в библейской Книге Бытия, Ашур был основан человеком по имени Ашур, сын Сима, сына Ноя, после Великого Потопа, который затем продолжил искать другие важные ассирийские города. Более вероятно, что город был назван Ашур после божества этого имени когда-то в 3-м тысячелетии до нашей эры; имя того же бога является источником для «Ассирии». Библейская версия происхождения Ашура появляется позже в историческом отчете после того, как ассирийцы приняли христианство, и поэтому считается, что это переинтерпретация их ранней истории, которая больше соответствовала их системе убеждений. Ассирийцы были семитскими людьми, которые изначально говорили и писали Аккадский, прежде чем более простой в использовании арамейский язык стал более популярным. Историки разделили подъем и падение ассирийской империи на три периода: «Старое королевство», «Средняя империя» и «Поздняя империя» (также известная как Нео-ассирийская империя), хотя следует отметить, что история ассирийцев продолжалась в прошлом и в настоящее время ассирийцы проживают в регионах Ирана и Ирака, а также в других местах. Ассирийская империя считается величайшей из империй Месопотамии из-за ее пространства и развития бюрократии и военных стратегий, которые позволили ей расти и процветать.

СТАРЫЙ КОРОЛЕВСТВО
Хотя город Ашур существовал с 3-го тысячелетия до нашей эры, сохранившиеся руины этого города относятся к 1900 году до нашей эры, который теперь считается датой основания города. Согласно ранним надписям, первым царем была Тудия, а те, кто следовал за ним, были известны как «короли, которые жили в палатках», предлагая пастырскую, а не городскую общину. Однако Ашур был, безусловно, важным торговым центром даже в это время, хотя его четкая форма и структура неясны. Король

Эришум Я построил храм Ашура на сайте в. 1900/1905 г. до н.э., и это стало признанной датой основания фактического города на участке, хотя, очевидно, какая-то форма города, должно быть, существовала там до этой даты. Историк Вольфрам фон Соден пишет:

Из-за нехватки источников очень мало известно об Ассирии в третьем тысячелетии … Ассирия иногда принадлежала Империи Аккад, а также третьей династии Ура. Нашими основными источниками этого периода являются многотысячные ассирийские письма и документы из торговых колоний в Каппадокии, главным из которых был Канеш (современный Культепе) (49-50).

Торговая колония Карум Канеш (Порт Канеш) была одним из самых прибыльных центров торговли на древнем Ближнем Востоке и, безусловно, самым важным для города Ашур. Торговцы из Ашура поехали в Канеш, создали предприятия, а затем, после того как они положили доверенных сотрудников (как правило, членов семьи), вернулись в Ашур и контролировали их деловые отношения оттуда. Историк Павел Кривачек отмечает:

В течение нескольких поколений процветали торговые дома Карума Канеш, а некоторые стали чрезвычайно богатыми - древние миллионеры. Однако не все дела были сохранены в семье. У Ашура была сложная банковская система, а часть капитала, финансировавшая анатолийскую торговлю, приходилась на долгосрочные инвестиции независимых спекулянтов в обмен на определенную часть прибыли. О сегодняшних товарных рынках мало что говорит о том, что старый ассирий не узнал быстро (214-215).

Восхищение Ашура
Богатство, полученное от торговли в Карум-Канеш, обеспечило людям Ашура стабильность и безопасность, необходимые для расширения города, и поэтому заложили основу для роста империи. Торговля с Анатолией была одинаково важна для обеспечения ассирийцев сырьем, из которого они смогли совершенствовать ремесло железной промышленности. Железное оружие ассирийских военных окажет решающее преимущество в кампаниях, которые покорят весь регион Ближнего Востока. Однако, прежде чем это могло произойти, политический ландшафт должен был измениться. Люди, известные как хурьяны и хатти, держали господство в регионе Анатолии, а Ашур, на север в Месопотамии, оставались в тени этих более могущественных цивилизаций. В дополнение к Хатти были люди, известные как аморреи, которые неуклонно поселялись в этом районе и приобретали больше земли и ресурсов. Ассирийский король Шамаши Адад I (1813-1791 гг. До н. Э.) Вывел аморрейцев и обеспечил границы Ассирии, утверждая, что Ашур является столицей его королевства. Хатти продолжал оставаться доминирующим в регионе, пока они не вторглись и не ассимилировались хеттами в c. 1700. Однако задолго до этого они перестали быть столь же серьезной проблемой, как город на юго-запад, который медленно набирал силу: Вавилон. Аморреи были растущей силой в Вавилоне в течение по крайней мере 100 лет, когда аморрейский король по имени Синь Мубаллит взял трон и, в. 1792 г. до н. Э. Его сын, царь Хаммурапи, восшел к власти и покорил земли ассирийцев. Примерно в это же время закончилась торговля между Ашуром и Карумом Канешем, так как Вавилон теперь стал известен в регионе и взял под контроль торговлю с Ассирией.

Вскоре после смерти Хаммурапи в 1750 году до нашей эры Вавилонская империя распалась. Ассирия снова попыталась утвердить контроль над регионом, окружающим Ашур, но кажется, что короли этого периода не справились с задачей. В регионе разразилась гражданская война, и стабильность не была восстановлена ​​до царствования ассирийского царя Адаси (ок. 1726-1691 гг. До н. Э.). Адаси смог обеспечить регион, и его преемники продолжали свою политику, но не смогли или не желали участвовать в расширении королевства.

СРЕДНЯЯ ИМПЕРИЯ
Огромное Королевство Митанни поднялось из области восточной Анатолии и в настоящее время удерживает власть в районе Месопотамии; Ассирия попала под их контроль. Нашествия хеттов при царе Суппилулиуме Я сломал силу Митанни и заменил царей Митанни хеттскими правителями одновременно с тем, что ассирийский король Эриба Адад I смог получить влияние в суде Митанни (ныне главным образом хеттском). Ассирийцы теперь получили возможность заявить о своей автономии и начали расширять свое королевство от Ашура до районов, ранее принадлежавших Митанни. Хеттцы отступили назад и смогли удерживать ассирийцев в страхе до тех пор, пока король Ашур-Убаллит I (c.1353-1318 гг. До н. Э.) Не победил оставшиеся силы Митанни под командованием хеттов и захватил значительную часть региона. Его сменили два короля, которые поддерживали то, что было выиграно, но дальнейшее расширение не было достигнуто до прихода короля Адада Нирари I (1307-1275 гг. До н. Э.), Который расширил ассирийскую империю на севере и юге, вытеснив хеттов и завоевывая их основные опорные пункты. Адад Нирари I - первый ассирийский король, о котором все известно с уверенностью, потому что он оставил надписи о своих достижениях, которые сохранились в основном неповрежденными. Кроме того, сохранились письма между ассирийским царем и хеттскими правителями и ясно дали понять, что изначально ассирийские правители не воспринимались всерьез теми из других народов в регионе, пока они не оказались слишком могущественными, чтобы сопротивляться. Историк Уилл Дюрант комментирует рост ассирийской империи:

Если мы должны признать имперский принцип - что хорошо, ради распространения закона, безопасности, торговли и мира, что многие государства должны быть приведены путем убеждения или силы под руководством одного правительства, тогда нам следует признает Ассирию отличием, установленным в Западной Азии, более масштабной мерой и областью порядка и процветания, чем этот регион Земли, насколько нам известно, пользовался раньше (270).

ПОЛИТИКА АССИРИНСКОЙ ДЕФОРТЫЦИИ
Адад Нирари Я полностью покорил Митанни и начал то, что станет стандартной политикой в ​​ассирийской империи: депортацией крупных слоев населения. С Митанни под ассирийским контролем Адад Нирари я решил, что лучший способ предотвратить будущее восстание - это удалить бывших жителей земли и заменить их ассирийцами. Однако это не следует понимать как жестокое обращение с пленниками. Говоря об этом, историк Карен Раднер утверждает,

Депортированные, их труд и их способности были чрезвычайно ценны для ассирийского государства, и их переселение было тщательно спланировано и организовано. Мы не должны представлять себе пути безнадежных беглецов, которые были легкой добычей для голода и болезней: депортированные должны были путешествовать максимально комфортно и безопасно, чтобы добраться до места назначения в хорошей физической форме. Всякий раз, когда депортации изображаются в ассирийском имперском искусстве, мужчины, женщины и дети показывают, что они путешествуют группами, часто ездят на транспортных средствах или животных и никогда в связях. Нет никаких оснований сомневаться в этих изображениях, поскольку ассирийское повествовательное искусство не уклоняется от графического проявления экстремального насилия (1).

Депортированные были тщательно отобраны для своих способностей и отправлены в регионы, которые могли бы максимально использовать их таланты. Не все в завоеванном населении были выбраны для депортации, и семьи никогда не были разделены. Те части населения, которые активно сопротивлялись ассирийцам, были убиты или проданы в рабство, но общее население стало поглощаться растущей империей и считалось ассирийцами. Историк Гвендолин Лейк пишет об Ададе Нирари I, что «процветание и стабильность его правления позволили ему участвовать в амбициозных строительных проектах, строить городские стены и каналы и восстанавливать храмы» (3). Он также обеспечил основу для империи, на которой его преемники будут строить.

АССИРИЙСКИЙ ЗАВИСИМОСТЬ МИТАННИ И ХИТИТЕЛЕЙ
Его сын и преемник Шальманер, я завершил уничтожение Митанни и поглотил их культуру. Шальманер Я продолжил политику своего отца, в том числе переселение населения, но его сын Тукульти-Нинурта I (1244-1208 гг. До н. Э.) Пошел еще дальше. По словам Лейка, Тукульти-Нинурта я «был одним из самых известных ассирийских солдатских королей, которые беспрестанно проводили кампанию за сохранение ассирийских владений и влияния. Он отреагировал с впечатляющей жестокостью на любые признаки восстания »(177). Он также очень интересовался приобретением и сохранением знаний и культур народов, которых он завоевал, и разработал более сложный метод выбора того, какого рода человек или сообщество будут перемещены и в какое конкретное место. Например, книжники и ученые были тщательно отобраны и отправлены в городские центры, где они могли бы помочь каталогизировать письменные работы и помогать бюрократии империи. Грамотный человек, он составил эпическое стихотворение, в котором рассказывал о своей победе над касситским царем Вавилона и подчинением этого города и районам, находящимся под его влиянием, и написал другую о своей победе над эламитами. Он победил хеттов в битве при Нихрии в c. 1245 г. до н.э., что фактически положило конец хеттской власти в регионе и начало упадка их цивилизации. Когда Вавилон совершил вторжения на ассирийскую территорию, Тукульти-Нинурта я жестоко наказал город, уволив его, разграбляя священные храмы и неся король и часть населения обратно в Ассур в качестве рабов. С его разграбленным богатством он отремонтировал свой величественный дворец в городе, который он построил напротив Ассура, который он назвал Кар-Тукульти-Нинуртой, которому он, похоже, отступил, когда волна популярного мнения повернулась против него. Его осквернение храмов Вавилона было расценено как преступление против богов (поскольку ассирийцы и вавилоняне разделяли многие из тех же божеств), и его сыновья и судебные чиновники восстали против него за то, что он положил руку на товар богов. Он был убит во дворце, вероятно, одним из его сыновей, Ашуром-Надин-Апли, который затем взял трон.

TIGLATH PILESER I & REVITALIZATION
После смерти Тукульти-Нинурты I, ассирийская империя попала в период застоя, в котором она не расширялась и не уменьшалась. В то время как весь Ближний Восток упал в «темный век» после так называемого краха эпохи бронзы c. 1200 г. до н.э., Ашшур и его империя оставались относительно нетронутыми. В отличие от других цивилизаций в регионе, которые понесли полный крах, ассирийцы, похоже, испытали что-то более близкое к простому переходу вперед. Нельзя сказать, что империя «застопорилась», потому что культура, включая акцент на военную кампанию и ценность завоевания, продолжалась; однако не было существенного расширения империи и цивилизации, как это было при Тукульти-Нинурте I.

Все это изменилось с подъемом Тиглата Пилезера I на трон (царствовал c 1115-1076 гг. До н. Э.). По словам Лейка:

Он был одним из самых важных ассирийских царей этого периода, в основном из-за его широкомасштабных военных кампаний, его энтузиазма в отношении проектов строительства и его интереса к коллекции клинописных планшетов. Он широко выступал в Анатолии, где он покорил многочисленные народы и отважился на Средиземное море. В столице Ассур он построил новый дворец и создал библиотеку, в которой хранились многочисленные таблички по всем видам научных предметов. Он также издал законный декрет, так называемые Средние ассирийские законы, и написал первые королевские летописи. Он также был одним из первых ассирийских царей, которые заказывали парки и сады с чужими и родными деревьями и растениями (171).

Тиглат Пилезер I активизировал экономику и военные благодаря его кампаниям, добавляя в Ассирийскую империю больше ресурсов и квалифицированных групп населения. Грамотность и искусство процветали, а инициатива по сохранению, которую царь принял в отношении клинописных табличек, послужит образцом для более поздней правителя, знаменитой библиотеки Ашурбанипала в Ниневии. После смерти Тиглата Пилезера I его сын Ашарид-апал-экур взял трон и правил в течение двух лет, в течение которого он продолжал политику своего отца без изменений. Его сменил его брат Ашур-бель-Кала, который изначально правил успешно, пока его не оспаривает узурпатор, который бросил империю в гражданскую войну. Несмотря на то, что мятеж был подавлен, и участники были казнены, беспорядки позволили некоторым регионам, которые были крепко удержаны Ассирией, чтобы освободиться, и среди них была область, известная как Эбер Нари (современная Сирия, Ливан и Израиль), которая была особенно что важно для империи из-за устоявшихся морских портов вдоль побережья. Арамеяне теперь держали Эбер Нари и начали совершать вторжения оттуда в остальную часть империи. В это же время амориты Вавилона и город Мари утвердились и попытались разбить владение империей. Короли, которые следовали за Ашур-бель-Калой (в том числе Шалманезер II и Тиглат Пилезер II), сумели сохранить ядро ​​империи вокруг Ашшура, но не смогли повторно захватить Эбер Нари или полностью вывести арамейцев и аморрейцев из границ. Империя неуклонно сокращалась из-за неоднократных нападений извне и восстаний изнутри и, не имея достаточного для того, чтобы возродить армию, Ассирия снова вступила в период застоя, в котором они держали все, что могли, от империи, но ничего не могли сделать.

НЕО-АССИРСКАЯ ИМПЕРИЯ
Поздняя империя (также известная как Нео-ассирийская империя) является наиболее знакомой студентам древней истории, поскольку это период наибольшего расширения империи. Это также эпоха, которая наиболее решительно дает Ассирийской империи репутацию, которую она имеет для безжалостности и жестокости. Историк Кривачек пишет:

Ассирия, несомненно, должна быть среди самых печальных извещений любого государства в истории. Вавилон может быть из-за коррупции, декаданса и греха, но ассирийцы и их знаменитые правители с такими ужасающими именами, как Шальманер, Тиглат-Пилесер, Сеннахирим, Эсархаддон и Ашурбанипал, оценивают в популярном воображении чуть ниже Адольфа Гитлера и Чингисхана за жестокость, насилие и явная жестокая дикость (208).

Хотя историки склонны уклоняться от аналогии, возникает соблазн увидеть ассирийскую империю, которая доминировала на Ближнем Востоке с 900-612 до н.э., как исторический предводитель нацистской Германии: агрессивный, убийственно мстительный режим, поддерживаемый великолепной и успешной войной машина. Как и в случае с немецкой армией Второй мировой войны, ассирийская армия была наиболее технологически и доктринально продвинутой в свое время и впоследствии была образцом для других поколений. Ассирийцы первыми широко использовали железное оружие [и] не только железное оружие, превосходящее бронзу, но и массовое производство, позволяющее на самом деле оснастить очень большие армии (12).

Хотя репутация решительной, безжалостной военной тактики понятна, сравнение с нацистским режимом в меньшей степени. В отличие от нацистов ассирийцы обращались с захваченными людьми, которых они хорошо перемещали (как уже говорилось выше), и считали их ассирийцами, как только они подчинялись центральной власти. В ассирийской политике не было понятия «мастер-гонки»; все считались активом империи, родились ли они ассирийцами или были ассимилированы в культуру. Кривачек отмечает: «По правде говоря, ассирийская война не была более жестокой, чем у других современных государств. И, действительно, не были ассирийцы, особенно жестокие, чем римляне, которые делали ставку на свои дороги, тысячи жертв распятия умирали в агонии »(209). Таким образом, единственным справедливым сравнением между Германией в годы Великой Отечественной войны и ассирийцами является эффективность военных и численность армии, и такое же сравнение может быть сделано с древним Римом.

Эти массивные армии все еще лежали в будущем, однако, когда к власти пришел первый царь нео-ассирийской империи. Возникновение царя Адада Нирари II (примерно 912-891 гг. До н. Э.) Привело к оживлению Ассирии. Адад Нирари II вновь захватил земли, которые были потеряны, включая Эбер Нари, и обеспечил границы. Побежденные арамейцы были казнены или депортированы в районы в центре Ассирии. Он также завоевал Вавилон, но, изучая ошибки прошлого, отказался грабить город и вместо этого заключил мирное соглашение с королем, в котором они вышли замуж за дочерей друг друга и обещали взаимную лояльность. Их договор обеспечит Вавилон в качестве могущественного союзника вместо многолетней проблемы в течение следующих 80 лет.

ВОЕННОЕ РАСШИРЕНИЕ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД БОГА
Короли, которые следовали за Ададом Нирари II, продолжали ту же политику и военную экспансию. Тукульти Нинурта II (891-884 г. до н. Э.) Расширил империю на север и получил дальнейшую территорию к югу в Анатолии, тогда как Ашурнасирпал II (884-859 гг. До н. Э.) Объединил правила в Леванте и распространил ассирийское господство через Ханаан. Их наиболее распространенный метод завоевания - это осадная война, которая начнется с жестокого нападения на город. Англим пишет:

Больше всего на свете ассирийская армия преуспела в осадной войне и, вероятно, была первой силой, которая вела отдельный корпус инженеров … Нападение было их главной тактикой против сильно укрепленных городов Ближнего Востока. Они разработали множество методов для прорыва стен противника: саперов применяли для подрыва стен или зажигания под деревянными воротами, а пандусы были выброшены, чтобы позволить людям пройти через валы или попытаться пробить верхнюю часть стены где он был наименее толстым. Мобильные лестницы позволяли атакующим пересекать рвы и быстро атаковать любую точку обороны. Эти операции были охвачены массами лучников, которые были ядром пехоты. Но гордость ассирийского блока осады была их двигателями. Это были многоэтажные деревянные башни с четырьмя колесами и башня сверху и одна, или порой две, таранные бараны у основания (186).

Продвижение военной техники не было единственным или даже основным вкладом ассирийцев, поскольку в это же время они достигли значительного прогресса в медицине, опираясь на основы шумеров и опираясь на знания и таланты тех, кто были завоеваны и ассимилированы. Ашурнасирпал II сделал первые систематические списки растений и животных в империи и привез с собой книжников в кампанию по записи новых находок. Школы были созданы во всей империи, но были только для сыновей богатых и дворян. Женщинам не разрешалось посещать школу или занимать руководящие должности, хотя ранее в Месопотамии женщины пользовались почти равными правами. Снижение прав женщин коррелирует с ростом ассирийского монотеизма. Поскольку ассирийские армии проводили кампанию по всей земле, их бог Ашур пошел с ними, но, поскольку Ашур ранее был связан с храмом этого города и там только поклонялся, новый способ воображения бога стал необходимым для продолжения этого поклонения в других местах. Кривачек пишет:

Можно было бы молиться Ашуру не только в собственном храме в его собственном городе, но и в любом месте. Когда ассирийская империя расширила свои границы, Ашур встретился даже в самых отдаленных местах. От веры в вездесущего бога к вере в единого бога не долгий шаг. Поскольку Он был повсюду, люди пришли к пониманию того, что в каком-то смысле местные божества были просто разными проявлениями того же Ашура (231).

Это единство видения верховного божества помогло еще больше объединить регионы империи. Различные боги покоренных народов и их различные религиозные практики погрузились в поклонение Ашуру, который был признан одним истинным богом, которого в прошлом называли разными именами разными людьми, но которые теперь были ясно известны и могли должным образом поклоняться как всеобщее божество. Относительно этого, Кривачек пишет:

Важные последствия имели вера в трансцендентность, а не имманентность божественного. Природа стала десакрализованной, деконсервированной. Поскольку боги были вне и над природой, человечество - согласно месопотамской вере, созданной по подобию богов и служащим богам, должно быть вне и над природой тоже. Человеческая раса, вместо неотъемлемой части естественной земли, теперь была ее начальником и ее правителем. Новое положение позднее было подытожено в Бытие 1:26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию нашему, и пусть у него будет власть над рыбой моря и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всяким пресмыкающимся, пресмыкающимся на земле ». Это очень хорошо для людей, явно выделенных в этом отрывке. Но для женщин это представляет собой непреодолимую трудность. В то время как мужчины могут обманывать себя и друг друга, что они находятся снаружи, выше и превосходят природу, женщины не могут так дистанцироваться, поскольку их физиология делает их ясными и, очевидно, частью естественного мира … Не случайно даже сегодня эти религии уделять больше внимания абсолютной трансцендентности Бога и невозможности представить себе Его реальность, должны отводить женщин на более низкую ступень существования, их участие в публичном религиозном богослужении допускается только неохотно, если вообще (229-230).

Ассирийская культура стала все более сплоченной с расширением империи, новым пониманием божества и ассимиляцией людей из завоеванных регионов. Шальманер III (859-824 гг. До н. Э.) Расширил империю через побережье Средиземного моря и получил дань уважения от богатых финикийских городов Тир и Сидон. Он также победил армянское королевство Урарту, которое долгое время оказывало значительную неприятность ассирийцам. Однако после его царствования империя разразилась в гражданской войне, так как король Шамши Адад V (824-811 гг. До н. Э.) Сражался со своим братом за контроль. Хотя восстание было подавлено, расширение империи прекратилось после Шальманера III. Регент Шаммурамат (также известный как Семирамис, ставший мифической богиней-царицей ассирийцев в более поздних традициях) провел трон для своего маленького сына Адада Нирари III с. 811-806 гг. До н. Э. И в то время обеспечил границы империи и организовал успешные кампании по подавлению мидийцев и других неприятных популяций на севере. Когда ее сын достиг совершеннолетия, она смогла передать ему стабильную и значительную империю, которую затем расширил Адад Нирари III. Однако после его правления его преемники предпочли покоиться на достижениях других, а империя вошла в другой период застоя. Это было особенно опасно для военных, которые томились под королями, такими как Ашур Дэн III и Ашур Нирари V.

ВЕЛИКИМИ КОРОЛЯМИ НЕОССИРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Империю оживил Тиглат Пилешер III (745-727 гг. До н. Э.), Который реорганизовал вооруженные силы и реструктурировал бюрократию правительства. По словам англичан, Тиглат Пилесер III «провел обширные реформы армии, восстановил центральный контроль над империей, отвоевал Средиземное море и даже подчинил Вавилон. Он заменил воинскую повинность [в армии] наложенным на каждую провинцию трудовым правом, а также потребовал контингенты из вассальных государств »(14). Он победил царство Урату, которое долго беспокоило ассирийских правителей и покорило регион Сирии. Под властью Тиглат Пилесер III ассирийская армия до этого времени стала самой эффективной военной силой в истории и обеспечила бы модель для будущих армий в организации, тактике, подготовке и эффективности.

Тиглат Пилешер III сопровождался Шалманезером V (727-722 гг. До н. Э.), Который продолжал политику короля, и его преемник, Саргон II (722-705 гг. До н. Э.), Улучшил их и расширил империю дальше. Несмотря на то, что правление Саргона II оспаривалось дворянами, которые утверждали, что он незаконно захватил трон, он поддерживал сплоченность империи. Следуя примеру Тиглата Пилезера III, Саргон II смог довести империю до самой большой высоты. За ним последовал Сеннахирим (705-681 гг. До н. Э.), Который широко и беспощадно проводил кампанию, завоевывая Израиль, Иудею и греческие провинции в Анатолии. Его мешок Иерусалима подробно описан в «Тейлорской призме», клинописном блоке, описывающем военные подвиги Сеннахириба, который был обнаружен в 1830 году британским полковником Тейлором, в котором он утверждает, что захватил 46 городов и захватил жителей Иерусалима в городе до тех пор, пока он переполнил их. Однако его рассказ оспаривается версией событий, описанных в библейской книге II Царств, главы 18-19, где утверждается, что Иерусалим был спасен божественным вмешательством, и армия Сеннахириба была изгнана с поля. Однако библейский отчет связывает ассирийское завоевание региона.

Военные победы Сеннахириба увеличили богатство империи. Он перенес столицу в Ниневию и построил так называемый «Дворец без соперника». Он украсил и улучшил первоначальную структуру города, посадил сады и сады. Историк Кристофер Скарр пишет:

Дворец Сеннахириба имел все обычные принадлежности крупной ассирийской резиденции: колоссальные фигуры опекунов и впечатляющие резные каменные рельефы (более 2000 скульптурных плит в 71 номере). Его сады тоже были исключительными. Недавние исследования британской ассириолога Стефани Далли предположили, что это были знаменитые Висячие сады, одно из семи чудес древнего мира. Позже писатели разместили Висячие сады в Вавилоне, но обширные исследования не нашли никакого следа. Гордый рассказ Сеннахириба о дворцовых садах, которые он создал в Ниневии, подходит к висячим садам в нескольких значительных деталях (231).

Игнорируя уроки прошлого, однако, не довольный своим великим богатством и роскошью города, Сеннахирим выгнал свою армию против Вавилона, уволил ее и разграбил храмы. Как и ранее в истории, грабежи и разрушения храмов Вавилона рассматривались как высота святотатства жителей региона, а также сыновья Сеннахирима, которые убили его в его дворце в Ниневии, чтобы успокоить гнев богов. Хотя они, несомненно, были бы мотивированы на то, чтобы убить своего отца на престоле (после того как он выбрал своего младшего сына, Эсархаддон, как наследник в 683 году до н. Э., Обманывая их), для этого им была бы нужна законная причина; и разрушение Вавилона обеспечило их одним.

Его сын Эсархаддон (681-669 гг. До н. Э.) Взял трон, и одним из его первых проектов было восстановление Вавилона. Он издал официальное провозглашение, в котором утверждалось, что Вавилон был уничтожен волей богов из-за нечестивости города и отсутствия уважения к божественному. Нигде в его прокламации не упоминается Сеннахириб или его роль в разрушении города, но ясно, что боги выбрали Эсархаддон как божественное средство для восстановления: «Однажды во время правления предыдущего правителя были плохие предзнаменования. Город оскорбил своих богов и был разрушен по их приказу. Они выбрали меня, Эсархаддон, чтобы восстановить все до своего законного места, успокоить свой гнев и успокоить их ярость ». Император процветал при его царствовании. Он успешно завоевал Египет (который Сеннахирих попытался и не смог сделать) и установил границы империи как далеко на север, так как горы Загрос (современный Иран) и на юг, до Нубии (современный Судан) с пролетом с запада на восток Левант (современный Ливан в Израиль) через Анатолию (Турция). Его успешные кампании и тщательное поддержание правительства обеспечили стабильность достижений в области медицины, грамотности, математики, астрономии, архитектуры и искусства. Дюрант пишет:

В области искусства Ассирия сравнялась с ее наставником Вавилонией и в барельефе превзошла ее. Стимулированные притоком богатства в Ашур, Калах и Ниневию, художники и ремесленники начали выпускать - для дворян и их дам, для королей и дворцов, для священников и храмов - драгоценности каждого описания, литой металл, умело спроектированный и мелко-кованый как на великих воротах в Балавате, и роскошная мебель из богатых резных и дорогих лесов, укрепленных металлом и инкрустированных золотом, серебром, бронзой или драгоценными камнями (278).

Чтобы обеспечить мир, мать Исархаддона, Закуту (также известная как Накия-Закуту), заключила вассальные договоры с персами и мидянами, требуя, чтобы они заранее подчинили его преемнику. Этот договор, известный как Договор о верности Накиа-Закуту, обеспечил легкий переход власти, когда умер Есархаддон, готовившийся к кампании против нубийцев, и правление перешло к последнему великому ассирийскому правителю Ашурбанипалу (668-627 гг. До н. Э.). Ашурбанипал был самым грамотным из ассирийских правителей и, вероятно, наиболее известен в современный день для обширной библиотеки, которую он собрал в своем дворце в Ниневии. Будучи великим покровителем искусства и культуры, Ашурбанипал мог быть столь же безжалостным, как и его предшественники в обеспечении империи и запугивании своих врагов. Кривачек пишет: «Какой другой империалист, как и Ашурбанипал, заказал скульптуру для своего дворца с украшением, показывающим ему и его женскому банкету в своем саду, с удаленной головой и отрезанную руку короля Элама, свисающего с деревьев на как ужасные рождественские блесна или странные плоды? »(208). Он решительно победил эламитов и расширил империю дальше на восток и север. Признавая важность сохранения прошлого, он затем направлял посланников в каждую точку под землей под землей и забирал или копировал книги этого города или города, возвращая все в Ниневию для королевской библиотеки.

Ашурбанипал управлял империей в течение 42 лет и в то время успешно проводил кампанию и действовал эффективно. Однако империя стала слишком большой, и регионы были перенапряжены. Кроме того, обширность ассирийского домена затрудняла защиту границ. Столь же большое число, что и армия, не было достаточного количества людей, чтобы держать гарнизон в каждом значительном форте или форпосте. Когда Ашурбанипал умер в 627 году до н.э., империя начала разваливаться. Его преемники Ашур-этли-Илани и Син-Шар-Ишкун не смогли удержать территории вместе, и регионы начали отрываться. Правило Ассирийской империи было воспринято чрезмерно суровым подданных, несмотря на то, что любые улучшения и роскошь, которые мог быть ассирийский гражданин, возможно, и бывшие вассальные государства восстали.

В 612 году до н.э. Ниневия была уволена и сожжена коалицией вавилонян, персов, мидийцев и скифов, среди прочих. Разрушение дворца привело огненные стены к библиотеке Ашурбанипала и, хотя это было далеко от намерения, сохранило великую библиотеку и историю ассирийцев, тщательно выпекая и закапывая глиняные тетради. Кривачек пишет: «Таким образом, враги Ассирии в конечном счете не достигли своей цели, когда они уничтожили Ашура и Ниневию в 612 году до нашей эры, всего через пятнадцать лет после смерти Ашшурбанипала: уничтожение места Ассирии в истории» (255). Тем не менее разрушение великих ассирийских городов было настолько полным, что в течение двух поколений падения империи никто не знал, где были города. Руины Ниневии были покрыты песками и похоронены в течение следующих 2000 лет.

ЗАКОННОСТЬ АССИРИИ
Благодаря греческому историку Геродоту, который считал всю Ассирию в Месопотамии, ученые давно знают, что существовала культура (по сравнению с шумерами, которые до 19 века не знали науки). Месопотамская стипендия традиционно известна как ассириология до относительно недавнего времени (хотя этот термин, безусловно, все еще используется), потому что ассирийцы были так хорошо известны благодаря первоисточникам греческих и римских писателей. Через пространство их империи ассирийцы распространили месопотамскую культуру на другие регионы мира, которые, в свою очередь, повлияли на культуры во всем мире до наших дней. Дюрант пишет:

Через завоевание Ассирией Вавилона, ее присвоение культуры древнего города и распространение этой культуры на всей ее широкой империи; через долгое пленение евреев и большое влияние на них вавилонской жизни и мысли; через персидские и греческие завоевания, которые затем открывали беспрецедентную полноту и свободу на всех дорогах общения и торговли между Вавилоном и восходящими городами Ионии, Малой Азии и Греции - через эти и многие другие пути цивилизация Земли между реками переданы в культурный фонд нашей расы. В конце ничего не потеряно; за добро или зло, каждое событие имеет последствия навсегда (264).

Тиглат Пилешер III ввел арамейский язык вместо Аккадского как лингва-франка империи, и, поскольку арамейский язык сохранился как письменный язык, это позволило более поздним ученым расшифровать аккадские писания, а затем шумерские. Ассирийское завоевание Месопотамии и расширение империи на всем Ближнем Востоке привело арамейцев к регионам как к Израилю, так и к Греции, и таким образом мысль Месопотамии стала наполнена этими культурами и частью их литературных и культурное наследие. После упадка и разрыва ассирийской империи Вавилон взял на себя господство в регионе с 605-549 гг. До н. Э. Затем Вавилон упал к персам под Киром Великим, который основал Ахеменидскую империю (549-330 гг. До н. Э.), Которая упала до Александра Великого и после его смерти была частью Империи Селевкидов.

Регион Месопотамии, соответствующий современному Ираку, Сирии и части Турции, был областью в это время известной как Ассирия, и, когда Селевкиды были изгнаны парфянами, западная часть региона, ранее известная как Эбер Нари и затем Арамея, сохранил имя Сирия. Парфяне получили контроль над регионом и держали его до прихода Рима в 115 г. н.э., а затем империя Сасанидов держала господство в этом районе с 226 по 6550 г. н.э. до тех пор, пока не возникнут ислам и завоевания Аравии в VII веке н.э. , Ассирия перестала существовать как национальное образование. Среди величайших достижений, однако, был арамейский алфавит, импортированный в ассирийское правительство Тиглатом Пилезером III из завоеванного региона Сирии. Арамеяне было легче писать, чем Аккадский, и поэтому старые документы, собранные королями, такими как Ашурбанипал, были переведены с Аккадского на арамейский, в то время как более новые были написаны на арамейском языке и игнорировались аккадскими. В результате тысячи поколений истории и культуры сохранились для будущих поколений, и это величайшее наследие Ассирии.

Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.

Рождение Ашшура

Во II тысячелетии до н.э. климат на Аравийском полуострове ухудшился. Это заставило аборигенов покинуть исконную территорию и отправиться на поиски «лучшей жизни». Среди них были и ассирийцы. В качестве новой родины они выбрали долину реки Тигр и основали на ее берегу город Ашшур.

Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.

Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.

Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат - уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.

Тиглатпаласар I (1115 – 1076 гг. до н.э.) сумел вывести государство на новый уровень. С ним стали считаться все соседи. Казалось, что «звездный час» близок. Но в 1076 году до н.э. царь умер. И среди претендентов на трон не нашлось достойного сменщика. Этим воспользовались кочевники-арамеи, которые нанесли несколько сокрушительных поражений ассирийским войскам. Территория государства резко сократилась – из-под власти выходили захваченные города. В конечном итоге у Ассирии остались лишь исконные земли, а сама страна оказалась в глубочайшем кризисе.

Новоассирийская держава

Больше двухсот лет потребовалось Ассирии, чтобы оправиться от удара. Лишь при царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 годы до н.э. началось возвышение государства. Первым делом правитель разобрался с Урартским царством, сумев покорить большинство городов и крепостей противника. Затем были удачные походы в Финикию, Сирию, Палестину. Венцом деятельности Тиглапаласара III стало восхождение на вавилонский престол.

Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.

Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.

Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.

Гибель империи

Ассирийская империя росла. Но политика, которую проводили ее цари в отношении захваченных народов, приводила к постоянным бунтам. Разрушение городов, истребление населения, жестокие казни царей поверженных народов – все это вызывало ненависть к ассирийцам. Например, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления восстания в Вавилоне, часть населения казнил, а оставшуюся – депортировал. Сам город он разрушил и залил водами Евфрата. И это было неоправданно жестоким поступком, ведь вавилоняне и ассирийцы – родственные народы. Более того, первые всегда считали вторых своими младшими братьями. Это, возможно, и сыграло определенную роль. Синаххерриб решил избавиться от надменной «родни».

Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.

Спустя два года пала и столица - Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.