Стройка и ремонт - Информационный портал

Художник диего ривера биография. Школьная энциклопедия. Соперничество картин Диего и Фриды на аукционных торгах

Диего Ривера и его брат-близнец Карлос родился в хорошо обеспеченной семье на северо-западе Мексики в небольшом городке Гуанахуато 8 декабря 1886 года. Карлос умер в возрасте 2 лет , Диего оказался единственным ребенком в семье.Сведения об отце противоречивы. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать , но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его , родители сделали доску и дали мел, в последующем и холст в использование молодого художника.

Мать Диего , Мария Баррьентос , которую Диего называл " уменьшительно , почти по-детски , с большими невинными глазами ", обезумев в связи с гибелью сына, чтобы преодолеть депрессию, начала активно изучать акушерство, позабыв про маленького Диего. За это время состояние здоровья Диего сильно пострадало, он заболел рахитом, что привело к деформации скелета.

Родственниками Диего был отправлен жить в горы со своей няней Антонией, индианкой . " Визуально для художника она была идеальной индийской женщиной , и я нарисовал ее много раз по памяти в своем длинном красном халате и голубом платке". Диего называл её знахаркой, она использовала травы и ритуалы, чтобы исцелить его и позволяла ему бродить по лесу. Именно из-за нее Диего создал много картин с изображением коренных народов. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. В начале ХХ века, получив от Академии художеств в Мехико стипендию, Диего уехал продолжать образование в Европу.В 1896 году он поступил в Академию Сан-Карлос, где он получал 30 песо в месяц от губернатора .

В 1904 году мексиканский художник вернулся из своей поездки по Европе. Европу начала прошлого века было трудно удивить талантами, но Ривера ворвался в искусство стремительно и бурно, окунувшись в живопись как в очередной любовный роман. Но этот роман был для него исключительным, так как длился всю жизнь. В Европе он постигал не только премудрости живописи, но и искусство обворожения женщин. Друзья, а среди них были художники Пикассо, Рейес, Модильяни, писатель Эренбург, террорист Савинков, дали темпераментному мексиканцу прозвище «людоед», намекая на его умение буквально поглощать женщин, причем не легкомысленных простушек, а светских див, состоявшихся в жизни и создавших себе имя собственными талантами. Это и самобытная художница Мария Воробьева-Стебельская, и звезда экрана Мария Феликс, и много других. При этом он умудрялся параллельно жениться на не менее известных женщинах.

Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера прославился не только своими картинами, но и бурными любовными романами. Он любил жизнь во всех её проявлениях, а ещё - он страстно любил женщин, у которых пользовался неизменным успехом. Он буквально обволакивал женщин обаянием, которое всегда выражал бурно и эмоционально. И при этом назвать его красавцем не рискнул бы самый завзятый льстец.

Диего любил сравнивать женщин с белоснежными каллами - стройными, ароматными, дышащими свежестью солнечного утра. Обожание этого цветка он выплескивал на свои полотна. Громадными букетами белых калл он подчеркивал смуглость темпераментных мексиканок и изысканную красоту томных светских красавиц.

На его полотнах другие цветы появлялись редко, но каллы всегда в изобилии, женщины буквально утопают в их громадных белых бутонах. Но первой официальной женой его была художница Ангелина Белова.

Ангелина Петровна Белова (1890—1969) — русская художница.С 1909 года жила в Париже, где сблизилась с художественной богемой. В 1911 году вышла замуж за Диего Ривера. Их брак продлился до 1918 года. В 20-е годы Белова работает в жанре книжной графики, иллюстрирует «Сказки» Шарля Перро, «Французские грёзы с приложением цветочков св. Франциска» Ф. Жамма, «Русскую девушку Арину» К. Анэ, рисует для журнала «Монд». Её книжная графика экспонировалась на выставке «Роскошная книга» в 1923—1927 годах в Музее книги в Брюсселе. Последние годы жизни провела в Мексике . Оба были вместе с сыном , который умирает от гриппа осенью 1918 года. " Она дала мне все, что женщина может дать мужчине. В свою очередь, получила от меня все страдания , которые мужчина может причинить женщине".

Ангелина Белова любила Диего всю жизнь, она писала ему письма. В каждом письме - огромная любовь к Диего, воспоминания о жизни вместе, об их умершем сыне, о своих мыслях, чувствах и творчестве.

В письмах она часто говорила, что омехиканизировалась, что теперь Диего - ее Бог, Мексика - ее Родина, а испанский - ее родной язык. Много лет живя в Париже, она мечтала уехать в Мексику. И она это сделала. Она приехала в Мексику, когда ей было 45 и прожила там до конца жизни, до 89 лет....и что когда они с Диего случайно встретились где-то в Мехико, он сделал вид, что не узнал ее...

В то время как Ривера был женат на Беловой, он встречался с другой русской художницей по имени Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Через год после смерти сына , у Маревны от него родилась девочка по имени Марика (которая позже стала киноактрисой и танцовщицей ). В том же году он встретил художника Давида Альфаро Сикейроса и изучал с ним фрески в Италии. Диего уехал в Мексику в июне 1921 года, пообещав Маревне, что будет посылать деньги на ребенка, он посылал алименты иногда, но никогда не признавал дочь своею....


Мария Воробьева-Стебельская была дочерью еврейской актрисы Роганович, вышедшей замуж за некоего Воробьева. Родилась она в Чебоксарах, в Чувашии, в 1892 году. В возрасте двух лет ее практически удочерил польский аристократ Бронислав Стебельский, инженер, приехавший работать по контракту. Возможно, он был ее настоящим отцом, ни мать, ни Воробьева она не помнила. Стебельский забирает ребенка и переводится на Кавказ, где и прошло детство Марии. Получение аттестата об окончании школы обернулось для нее настоящей трагедией. Она вернулась домой в слезах: почему в аттестате написано, что она Воробьева, когда она Стебельская? Отец с грустью рассказал девочке ее «биографию», заметив, что официально не смог удочерить ее, потому что он католик. Восемнадцати лет Мария уезжает одна в Москву, посещает Школу декоративных искусств, знакомится с художниками. Затем ее путь лежит через Рим и остров Капри в Париж .Сказочное имя Маревна девятнадцатилетней Марии Воробьевой-Стебельской придумал Максим Горький. Девушка путешествовала по Италии и оказалась на Капри. «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь», — напутствовал пролетарский писатель молодую художницу.

Портрет Маревны работы Модильяни .

На Капри Маревна прожила целых шесть бурных месяцев, и это было началом ее долгой жизни в эмиграции. За плечами были Чебоксары, где она родилась, Тифлис, в котором окончила художественную школу, потом год учебы в Строгановском училище в Москве. Но настоящая художественная жизнь началась у нее только с приездом в Париж, когда она поселилась на Монпарнасе. Мария Воробьева-Стебельская долгое время была практически неизвестна в России. Лишь после выставки в Третьяковке в 2004 году и издания мемуаров ее имя оказалось на слуху, а картины начали успешно продаваться на аукционах, хотя и недотягивали до тех миллионов долларов, в которые оценивались работы ее друзей. Еще при жизни значительная часть ее работ была выкуплена у самой художницы музеем современного искусства «Пти Пале» в Женеве.

Одним из самых притягательных мест обитания французской богемы начала ХХ века был «Улей», знаменитый сквот парижских художников. Это были мастерские, которые в 1902 году устроил на Монпарнасе скульптор Альфред Буше. В основном здесь жили выходцы из Восточной Европы, пробивающиеся в художники. Среди ставших потом знаменитыми можно назвать Сутина, Шагала, Паскина, Цадкина… Бывали здесь все — от Пикассо до Хемингуэя и Эйзенштейна. Марк Шагал впоследствии вспоминал: «Здесь жила разноплеменная художественная богема. В мастерских у русских рыдала обиженная натурщица, у итальянцев пели под гитару, у евреев жарко спорили, а я сидел один, перед керосиновой лампой. Кругом картины, холсты — собственно и не холсты, а мои скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски и натянутые на подрамники… В «Улье» можно было либо умереть, либо уйти оттуда знаменитым».

Оказавшись в Париже, Маревна с головой окунулась в художественную жизнь. Днем она ходила на занятия в Русскую академию Марии Васильевой, а также в академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников, а также писателей Максимилиана Волошина и Бориса Савинкова. Париж того времени полон легенд и историй, которые создавались буквально на глазах. Это не могло не заворожить юную особу. Первыми ее друзьями стали Хаим Сутин и Амадео Модильяни.

Модильяни курил гашиш, раздевался догола перед бледными англичанками, показывая свое обнаженное тело: «Вот смотрите на великолепный образец Возрождения», — те охали и напивались.

В своих воспоминаниях в 50-х она выпустила три книги подряд — Маревна описала, как после очередной ночной оргии одна из девушек раздевается догола и лезет под ледяную струю фонтана. Все восхищены этой картиной, кричат «ура!» и объясняются девушке в любви. «В золотистом свете восходящего солнца розово-рыжая, с длинными распущенными волосами бессмертная Венера рождалась в струях вод». «Потом я узнала, — написала Маревна, — что в результате этой выходки девушка схватила воспаление легких и через несколько дней умерла в больнице». Оборотной стороной богемной жизни были нищета и болезни. 24 января 1920 года от туберкулезного менингита умер Модильяни, его возлюбленная, обезумев от горя, на девятом месяце беременности выбросилась из окна четвертого этажа. Накануне вернисажа повесился в мастерской вечно сомневающийся в своем таланте Жюль Паскин…

Одним из самых близких друзей Маревны стал Хаим Сутин. Он восхищал ее своей безусловной гениальностью, сумасшедшим блеском в глазах. Иногда у него не было куска хлеба, он стучал к соседям и потом снова запирался в мастерской, с любовью и страстью рисуя свои картины. Максимилиан Волошин заботился о ней почти как отец, в этом было много трогательного и нежного. «Волошин был низкорослым, плотным и широким… — писала Маревна. — Голова его выглядела львиной, в то время как голова Эренбурга напоминала мне о большой обезьяне… Когда они вместе шествовали вниз по улице де ля Гаэт…, кто-нибудь, посмотрев на них, говорил: «Эй, взгляни-ка на этих двух больших обезьян!» А если с ними был еще Диего Ривера и я сама, то можно было услышать от уличных мальчишек: «Эй, парни! Да тут цирк появился! Две обезьяны, толстый слон и девица из «Трех мушкетеров»!»

Диего Риверу Маревна впервые увидела в кафе на Монпарнасе. Его слава как художника была еще далеко впереди, а пока он был известен своим темпераментом и любовью к женскому полу, за что Борис Савинков дал ему прозвище «людоед», намекая на умение «поглощать» женский пол. Илья Эренбург писал: «В 1917 году Ривера неожиданно увлекся Маревной, с которой был давно знаком. Характеры у них были сходные — вспыльчивые, ребячливые, чувствительные. Два года спустя у Маревны родилась дочь Марика…» Маревна жила с Диего шесть лет, пока он не уехал в Мексику и не женился там на художнице Фриде Кало. Ривера был убежденным коммунистом. В 1927 году он даже приезжал в СССР, где встречался со Сталиным и позже оказался втянут в авантюру с убийством Троцкого. Именно он и Фрида Кало зазвали Троцкого в Мексику и предоставили ему для жизни дом своих родителей в пригороде столицы Койоакане. В доме Риверы и произошло первое покушение на Троцкого, организованное другом Диего Риверы, тоже художником-монументалистом Давидом Сикейросом. Сам Ривера находился тогда в США. «Он никогда не был постоянным в своих поступках, влекомый похотью и страстью к женщинам, — пишет Маревна, — даже из коммунистической партии он дважды выходил, возвращаясь туда с покаянными письмами».

Дочь Марика .

Марика родилась в Париже 13 ноября 1919 года.Диего никогда публично не признавал дочь еще и потому,что Пикассо заставлял его ревновать, поглаживая живот Маревны во время беременности и говоря ему:

"Это не твое, это мое".

Оставшись одна, Маревна оказалась в очень сложном положении. Картины покупали нечасто. И тогда Маревна решила попробовать себя в плетении декоративных поясов и шалей. Она сотрудничала с модным домом «Ирфэ», созданном княгиней Юсуповой, делала эскизы для Поля Пуаре и даже показывала их на выставках. В 1925 году на выставке декоративно-прикладного искусства в Париже она выставила их в советском павильоне. «Русские шали Маревны объединяют их дикость, примитивность и модность… В созданиях Маревны есть что-то весеннее, спонтанное, свободное и откровенное, что радует…», — писал в 1927 году парижский модный журнал «Л’Ар вивант».

Она вернулась к живописи, и в 1936 году открыватель Модильяни Леопольд Зборовски организовал для нее одну из первых больших выставок.В 1948 году она вместе с дочерью переехала в Англию. Очередной интерес к ней был вызван ее мемуарами, в которых она подробно описывала жизнь парижской богемы. Многие из ее историй стали культовыми, а ее картины, даже не будучи шедеврами, попали в коллекции крупнейших музеев мира.

На поздних полотнах она возвращалась к рисованию портретов своих друзей юности, и воспринимаются они во многом именно как дань любви этому периоду художественной истории .

Портрет жены художницы Фриды Кало .

Ни с кем из любимых женщин он не был так близок духовно...

Но главным в жизни художника все-таки были не женщины, а творчество. Он успел поработать в различных стилях, в молодости даже «баловался» кубизмом.

В начале 20-х годов прошлого столетия включился в государственную программу по украшению фресками общественных зданий в Мексике, создав собственный стиль монументальной живописи. В этот период он вступил в компартию, считая, что своим искусством напрямую обращается к народу. По большому счету так и было, в своих фресках он изображал народный быт, тяжелый труд простых людей, борьбу мексиканцев за независимость.




В центре композиции,конечно же, Фрида Кало

К началу 30-х годов художник уже имел международное признание, и вскоре его пригласили в США расписывать общественные здания. В 1931 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась его крупная персональная выставка. Особой популярностью у американцев пользовались пейзажи, портреты и картины, посвященные быту индейцев. С этого времени выставки Риверы стали проходить часто, неизменно вызывая большой интерес публики. Так уж сложилось, что значительное количество работ художника-коммуниста оказалось в музеях и частных коллекциях в США. Богатых любителей живописи мало интересовали идеологические предпочтения Риверы, они видели в нем только талантливого живописца.




Работоспособность художника была поразительной. Он на все находил время - и на творчество, и на общественную работу, и на педагогическую деятельность. Ривера серьезно занимался подготовкой национальных художников, будучи деканом Мексиканской школы живописи. Говорят, что в отношении студенток он вел себя вполне благопристойно .





Художник Диего Ривера скончался 25 ноября 1957 года в Мехико, через три года после смерти своей жены Фриды Кало. Творческое наследие выдающегося мастера громадно, это живописные полотна, рисунки и масштабные фрески, украшающие здания в нескольких странах. Интерес к его творчеству не угасает, в музеях перед его картинами всегда многолюдно. Среди других работ живописца неизменный интерес зрителей вызывают полотна с неестественно большими белоснежными каллами, которые всегда так обожал художник.

Это история о грандиозном скандале из-за сходства одного из персонажей великой фрески с лицом Ленина. Даже портретного сходства хватило для того, чтобы фреску так и не увидели люди. Страх перед этим лицом и именем заставляет капиталистов просыпаться в холодном поту… А вы про заложенную бомбу под здание, называемое Россией…

Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать, но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его, родители сделали доску и дали мел. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Европе. До 1921 года он жил большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию.

Портрет Диего Риверы - Фрида Кало

В Мексике в 1910 году началась революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы. В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам.
Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий. Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи.


Триумф Революции. 1926

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико.
В главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.
Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

Смерть капиталиста 1928. Фрагмент росписи Министерства просвещения в Мехико.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.
Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое.


Диего Ривера. Эксплуатация Мексики испанскими конкистадорами. Фрагмент фрески Национального дворца в Мехико. 1929–1935

В 1930-х мексиканцы начинают выезжать в США, организуются выставки, такие мастера, как Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, получают заказы на создание монументальных росписей в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Йорке и других городах. Представительство мексиканских художников в Америке в те годы стало настолько широким, что получило неофициальное название «мексиканское вторжение».
По личному приглашению Эдселя Форда, сына Генри Форда Диего Ривера отправляется в Детройт. В индустриальном центре Америки художник получает заказ на фреску в центральном дворе Института искусств на тему «Промышленность Детройта», за работу над которой Ривера берется с удовольствием и чрезвычайным интересом: он изучает технологию на местных заводах, устройство современных конвейеров, станков и гигантского машиностроительного оборудования. Любопытно, что Генри Форд к началу 1930-х годов обладал репутацией бескомпромиссного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 год с завода Форда были уволены тысячи рабочих. Ривера прибыл в Детройт спустя неделю после очередного крупного скандала с забастовщиками. И, несмотря на это, художник, который ярко заявляет о своей позиции борца за права пролетариата, принимает заказ и деньги от промышленного магната. Проект в Детройте оказался непростым: фрагмент фрески с сюжетом «Вакцинации» вызвал аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова, что спровоцировало настоящую бурю протеста - в прессе и в церквях - против мурали. Несмотря на все нападки, в первый день готовую фреску пришло посмотреть около 10 тысяч человек. Широкий общественный резонанс стал частью самого произведения и принес городу славу. События в Детройте можно считать репетицией генерального сражения. Настоящую схватку за сохранение своей работы и право на свободу высказывания Ривере еще предстояло пережить. Следующим крупным проектом художника в США стало оформление главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке.

Диего Ривера. «Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта»

Создание монументальной живописной композиции в вестибюле главного здания комплекса - Radio Corporation of America (RCA, или 30 Rock) было решено доверить Диего Ривере, хотя рассматривались и другие кандидатуры - Анри Матисс и Пабло Пикассо. В ответ на заданную тему «Новые границы» мексиканский муралист предложил сложную многофигурную композицию под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Фреска должна была состоять из трех частей: центральная мураль 5,85х12,5 м и две боковые - 5,10х3,25 м. Смысловым и композиционным центром являлась, по задумке художника, фигура рабочего, контролирующего стихии. В итоге мураль превратилась в насыщенную образами систему миропорядка, где два полюса - мир капиталистический и социалистический - разделены эллипсами, наполненными изображениями, представляющими макро- и микромиры. В правой части центральной мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес бодрящим сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части центральной композиции - иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица. Боковые части своеобразного триптиха посвящены темам «Ликвидация суеверий в области науки» и «Смерть тирании».


Диего Ривера. Эскиз для росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Около 1932. Бумага, темпера, уголь.

Торжественное открытие здания и фрески планировалось на 1 мая 1933 года. Незадолго до завершения мурали площадку, где работал художник со своими ассистентами, посещает репортерNew York World-Telegram Джозеф Лилли. 24 апреля 1933 года появляется его статья с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». По свидетельствам ассистентов Риверы, в ответ на публикацию художник ради укрепления полемики преобразует одного из центральных персонажей - рабочий из революционной триады наделяется чертами В.И. Ленина. Изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира и символа его нерушимости, в здании RCA, формально стало причиной затяжного конфликта между Рокфеллерами и Риверой. Спустя несколько дней после газетной шумихи Нельсон Рокфеллер обратился в письме к создателю противоречивой мурали с просьбой заменить изображение Ленина на обобщенный образ рабочего лидера. На что Ривера выдвинул встречное предложение - оставить Ленина и добавить в композицию фигуру Линкольна. Этот вариант Рокфеллеров не устроил. Побоявшись обвинений в пропаганде коммунизма и общественных волнений, управляющие Рокфеллеровским центром не нашли ничего лучше, чем отстранить Риверу от работ, а незавершенную фреску закрыть от посторонних глаз защитным экраном. 9 мая 1933 года стало пиком конфликта, в здание RCA не было доступа, художник с ассистентами были выведены с площадки. Люсьен Блош, одной из помощниц Риверы, удалось сделать фотографию мурали в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года: это единственная репродукция произведения, по которой сегодня мы можем оценить композицию, сюжет и содержание.


Диего Ривера. Роспись в холле Рокфеллеровского центра

Рокфеллер распорядился заплатить Диего Ривере часть гонорара в размере 14 тысяч долларов (позже эти деньги муралист потратит на создание фрески «Портрет Америки» в New Worker"s School). Уже через час после происшествия собралась стихийная демонстрация в поддержку мексиканского художника. Среди лозунгов звучали: «Мы хотим Риверу!», «Спасите искусство Риверы!» Сам виновник спора принимал активное участие в митингах, регулярно появлялся в радиоэфире, имя художника на некоторое время заполнило все новостные передовицы. New YorkTimes назвала муралиста «огненным крестоносцем кисти». Наравне со сторонниками художника свою позицию высказывают и идеологические антагонисты.
На фоне общественной дискуссии, развернувшейся в прессе и на улицах города, Эбби и Нельсон Рокфеллер рассматривали вариант сохранения фрески Риверы вне стен RCA Building. Перенос стены с красочным слоем по фрагментам для постоянного хранения в фондах МоМА технически был неосуществим. В феврале 1934 года фреска была уничтожена. Известия вскоре дошли до Мехико, где находился в тот момент автор работы. «Культурный вандализм» - так охарактеризовал действия управляющих Ривера, сравнив происходящее с сожжением книг нацистами.


Диего Ривера. Фреска «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико

В том же 1934 году Диего Ривера подписал контракт с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико. В новых обстоятельствах художник повторил с некоторыми изменения нью-йоркскую работу (добавил в композицию изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона, Вольфе и других).

Части фресок Диего Ривера. «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико



Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера был славен не только своим гениальным талантом муралиста, политическими взглядами, но и бурными любовными похождениями, о которых до сих пор ходят легенды. Обволакивая женщин своим необыкновенным обаянием, Диего буквально поглощал их своей бурной страстью. Многие из его "жертв" были талантливыми светскими дивами, которые добились успеха своими талантами, и имели достаточно известные имена.


Диего Ривера.

Сам же Диего Ривера был неуклюж, огромен и толст, с выпученными глазами и набрякшими веками. Красавцем его никак нельзя было назвать. Но женщины его всегда боготворили. Он их завоевывал внутренним магнетизмом и дикой страстью, которая в нем просто бурлила и разрушала женские сердца.

А Диего частенько изображал себя в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. И как-то признался: "Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать".Вот за что и был прозван темпераментный мексиканец "людоедом" своими парижскими друзьями художниками Пикассо, Рейесом, Модильяни, писателем Эренбургом.

Автопортрет.

В своем же творчестве Диего преклонялся перед красивыми женщинами, сравнивая их белыми калами – «стройными, ароматными, дышащими свежестью солнечного утра».Трепетное отношение к этому цветку он с мастерством выплескивал на свои живописные творения. Огромными букетами белоснежных кал он подчеркивал смуглую кожу темпераментных мексиканских женщин и изысканную красоту светских львиц. На его холстах они словно утопали в огромных бутонах прелестных цветов.

Калы.

Ангелина Белова - первая жена Риверы

Первый брак юного мексиканца Диего Риверы был заключен по страстной любви с русской художницей Ангелиной Беловой в 1911 году. "Она дала мне все, что женщина может дать мужчине. В свою очередь, получила от меня все страдания, которые мужчина может причинить женщине". Их отношения были переполнены страстью, дикой ревностью, отчаянием и даже драками. У них родился сын, который умер от гриппа в 1918 году. В итоге супруги расстались, но Ангелина продолжала любить Диего всю жизнь.

Ангелина Белова.

Живя в Париже, она мечтала уехать в Мексику. Такое уж сильное влияние оказал на нее Ривера. В письмах она часто писала бывшему мужу, что теперь Диего - ее бог, Мексика - ее родина, а испанский - ее родной язык. И в 45-летнем возрасте Ангелина все же переехала в Мексику, и прожила там до конца своих дней. А однажды, когда они случайно повстречались в Мехико, Диего сделал вид - будто не узнал ее...

Мария Воробьева-Стебельская по прозвищу "Маревна"


Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет. (1929)

Еще будучи женатым на Ангелине, горячий мексиканец очаровал другую русскую художницу по прозвищу Маревна, которое 19-летней красавице придумал Максим Горький при встрече на Капри в честь сказочной морской царевны. «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь», - сказал тогда молодой писатель юной художнице.

Но Париж в то время был загадочным, полным легенд и удивительных историй, которые создавались современниками. И это все не могло не увлечь молодую девушку. Она с головой окунулась в богемную жизнь французской столицы.

Влюбившись в юную Маревну, Ривера буквально сразил свою "жертву" напором и страстью. И когда художница поняла, что для бешеного Диего нет никаких моральных запретов, она сдалась. А в своих воспоминаниях позже написала: "Я ощущала странную тягу к этому необычному человеку, в котором соединились сила гения и слабость ребенка".

Марика Ривера -дочь Диего.

И уже через год после смерти сына Диего, у Маревны от него родилась дочь по имени Марика, ставшая впоследствии известной киноактрисой и танцовщицей. Но отец на людях никогда не признавал девочку дочерью. Причиной этому была бешеная ревность: Пикассо, любил подтрунить друга, и гладя округлый живот Марии приговаривал: " Это не твое - это мое". Чем крепко бесил мексиканца.

Вскоре Диего бросает любовницу с ребенком и уезжает к себе на родину, где решает начать новую жизнь. На память о себе Маревне он оставляет "фантастический букет страстей", в котором было все: сумасбродная любовь, оскорбления, дикая ревность. Она же ему - шрам на шее от ножа.

«Он никогда не был постоянным в своих поступках, влекомый похотью и страстью к женщинам, - напишет позже Маревна, - даже из коммунистической партии он дважды выходил, возвращаясь туда с покаянными письмами».

Гуадалупе Марин - вторая жена Риверы

Гуадалупе Марин. (1938).

Вернувшись в Мексику, Ривера, вдохновленный происшедшими изменениями в стране после революции, вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. И начинает работу над своими монументальными работами, которые впоследствии получили название мурали.

А в 1922 году он официально женился второй раз на Гуадалупе Марин, известной модели и писательнице. Диего воспылал страстной любовью к рослой красавице мексиканке Лупе, вскорости ставшей матерью двух его дочерей. Но в 1928 году и этот брак распался. С этим Гуадалупе долго не могла смириться, и еще долгие годы напоминала о себе Диего и его очередной жене.

Диего и Фрида Кало: брак слона и голубки


Фрида Кало и Диего Ривера.

К 1929 году 43-летний Диего повстречал главную женщину своей жизни - 22-летнюю мексиканскую художницу Фриду Карло. Ни с одной из своих любимых женщин Ривера не был так близок духовно как с ней.

Фрида Кало. Автопортрет.

Его голубка не была похожа "ни на одну из женщин, которых он знал до сих пор. Ни на Ангелину с ее бледным, озаренным внутренним светом лицом славянки, ни на импульсивную Маревну, ни на чувственную, необузданную Лупе Марин. Это девушка из космической расы Васконселоса, и чем-то она похожа на самого Диего: в ней причудливо сочетаются беззаботная веселость индейцев и печаль метисов, и ко всему примешиваются иудейские беспокойность и чувственность, которые она унаследовала от отца". Все эти достоинства юной Фриды и притягивали к ней Диего как магнитом.

Портрет Кристины. (1928).

В 1939 году случился развод, из-за интимной связи Диего с сестрой Фриды - Кристиной. После измены мужа она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. И одно из таких увлечений был Лев Троцкий, поселившийся в Мексике с супругой в 1937 году.

Но уже в 1940 году Диего с Фридой снова сочетались браком. Сам Диего умолял жену вернуться домой, соглашаясь на любые условия. И она выдвинула требование заключить брачный контракт, где был предусмотрен полный отказ от интимных отношений между супругами.

Диего и Фрида.

У этой супружеской пары не было детей, две беременности Фриды закончились выкидышами. Совместно с Диего они прожили двадцать пять лет.

Диего Ривера и Мария Феликс- легенда Мексики

Мария Феликс.

Марию Феликс - известную актрису Мексики называли "пожирательницей мужских сердец". Мужчины, оказавшись рядом с ней, теряли головы. Диего Ривера был страстно влюблен в актрису, и написал множество ее портретов. Поговаривали, что они были любовниками. А Фрида сама просила Марию выйти замуж за Диего после ее смерти.

Мария Феликс.


Мария Феликс.

Эмма Уртадо - последняя жена Риверы


Diego Rivera y Emma Hurtado. | Фото: mirfaces.com.

После смерти Фриды Диего вскоре опять женился. Его избранницей стала хозяйка художественного салона Эмма Уртадо.
Всю свою жизнь Ривера оставался неуемным мачо и ловеласом, изменяя всем своим женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.
Умер Диего в возрасте 70 лет, всего лишь на три года пережив свою голубку - Фриду. После себя знаменитый мексиканец оставил огромное наследие в искусстве, культуре и политике. Он был не только страстным любителем женщин, а и «огненным крестоносцем кисти».