Стройка и ремонт - Информационный портал

Имеют ли право учителя заставлять отрабатывать практику. Законна ли летняя отработка (практика) в школе

Школа. Многие ли из нас вспоминают и говорят о ней с теплотой и любовью? А если еще учесть обязательную отработку летом, то и вовсе становится грустно. Мало того, что дети целый год там мучаются, так еще и «должны» идти на какие-то обязательные работы, будто заключенные. Законны ли летние школьные отработки?

Взгляд со стороны законодательства

В 1992 году вышедший закон об образовании отменил обязательную отработку в школе. Вдумайтесь, еще в 1992 году, то есть черт знает сколько лет назад.

Обязательная отработка в школе противоречит Конституции РФ, которая действует неукоснительно по всей стране.

Министры образования неоднократно делали публичные заявления и разъяснения о том, что летняя отработка в принудительном порядке — чистейшей воды произвол местных школьных администраций. Никто не может ни под каким предлогом по нынешним законам заставить ребенка горбатиться в летний период.

Как это происходит

В школах вводится так называемая «пятая четверть». Ребята делятся на группы, составляется график принудительного труда. Он, кстати, может запросто совпасть с отпуском родителей. Переживать не надо, можно эту отработку просто проигнорировать.

Учителя и директор часто грозятся, что будут некие санкции, если ученик не отработает. Например, оставят на второй год или что-то еще, причем они сами затрудняются сказать что. На практике школа никак не может покарать ученика за то, что он не отработает.

Иногда доходит до идиотизма, когда родители идут отрабатывать за своих детей. Это и вовсе выглядит дико и напоминает рабовладельческий строй. Не будьте как ишаки, не ходите на поводу у возомнивших из себя директоров и директрис школ.

Вред отработки для здоровья

Работа в школе летом в основном заключается в покраске стен, убирании и выносе строительного мусора и мытье полов. Согласитесь, лаком и краской дышать не очень полезно. Мусор тяжелый и им можно пораниться. Инвентарь (лопаты, грабли) в детских руках могут также представлять опасность: дети могут просто убить или покалечить друг друга лопатой.

Причины отработок в школе

Учителя объясняют, что причина якобы в том, чтобы привить ребенку уважение к труду и имуществу школы. Но на практике руководство школы хочет просто спихнуть грязную работу на учеников. Вместо того, чтобы нанимать дворников, маляров и строителей, директор поручает это школьникам. Но в таком случае он совсем не беспокоится о своей же безопасности: если ребенок во время такой отработки получит травму, факт незаконной принудительной отработки будет предан гласности и директора сильно накажут.

Иногда даже приводят в пример графа Льва Толстого , который утверждал полезность труда для морального воспитания. Но ведь именно он является идейным вдохновителем сталинских и гитлеровских концлагерей. В концлагерях ведь тоже основная идея такова, что труд исцеляет, воспитывает и освобождает.

Что делать, если заставляют отрабатывать

Если коротко, то ничего делать не нужно, можно просто игнорировать. Никто не имеет право принудить к обязательному труду за исключением суда, который выносит обвинительный приговор и назначает в качестве меры наказания исправительные работы.

Если школа и директор особо дикие, никак не хотят мириться с потерей титула рабовладельца, то можно написать жалобу в местные органы образования (например, это может быть департамент образования в городской администрации или министерство образования в областной или республиканской администрации).

В особо зверских случаях не нужно стесняться, можно написать заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность действий школьной администрации.

Если вы боитесь, что вашего ребенка начнут гнобить потом учителя, то это напрасно. Опять же, если они будут делать это специально, жалоба в вышестоящие органы их быстро отрезвит. К ним придут многочисленные проверки, которые будут только рады выявить как можно больше нарушений.

Выводы

Запомните, что отработка в школе является сугубо добровольной. Если вы убедились, что ребенку там не будут давать непосильных заданий и он сам не против, то его можно отдать в школу поработать немного летом. Особенно хорошо, если руководством школы это как-то поощряется (не все же директора плохие, есть и хорошие). Таким образом, прежде чем протестовать, сначала разберитесь в ситуации . Может быть, детей на отработке летней практики будут даже кормить и развлекать, а вы лишите своего чада такой возможности.

Проблема

Несмотря на то, что школьная практика является добровольной для учащихся, директора школ обязывают учеников проходить практику. Иначе грозятся не перевести ребенка в следующий класс или не выдать учебники. Если ученик не хочет отрабатывать, он должен заплатить деньги (сумма зависит от количества дней). Скажите, насколько действия школ законны?

Решение

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

Что касается законодательства об образовании РФ, то в п. 14 ст. 50. Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) "Об образовании", которая называется «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» установлен запрет на привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия либо согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Как известно многие учебные заведения к закону написали еще свои локальные акты — положения о дежурстве в классах, о приеме в первый класс школы, о переводе учащихся — и еще много разных документов, регламентирующих жизнь и поведение ребенка в школе. Есть случаи, когда данные акты отменяли в некоторых регионах по протесту прокурора.

По поводу дежурства в классе вообще отдельный разговор — в школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол. А ребенок не должен мыть пол (хотя можно долго спорить об эффекте трудовой терапии) по двум очевидным причинам - вес поднимаемого ведра (законодательством установлены нормы, сколько можно поднимать некоторым категориям работников) и гигиенические нормы (вода все-таки грязная и вряд ли ребенку будет полезен контакт с ней).

Однако, вернемся к отработкам - п. 16 ст. 50 указанного закона гласит: "Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом"

Из указанных норм следует вывод, что школа не может заставить вас прходить отрабатывать летом, если практика не прописана в образовательной программе по какому - либо предмету (Именно как практика. Например, по биологии - работы на пришкольном участке). Но заметим что такое понятие как «трудовая практика» уже давно не включаются в документы учебных заведений (и в Вашем скорее всего нет).

По поводу ответственности за неявку на отработку — так как мы выяснили, что дело это сугубо добровольное, стало быть, и вопрос об ответственности снят - ее не может быть. Если же со стороны администрации школы все-таки будут приняты меры по наказанию школьника (штраф) - пишите жалобу в прокуратуру (на принудительный труд и незаконное привлечение к ответственности).

Удачи Вам!

Решение

Соберитесь всем классом и напишите жалобу директору.

Если не поможет то в мэрию.

Подписи должны поставить все в классе (на несколько ботаников чеертей пофиг).

Школу так вздрбкнут, что руоводство все же начнет деньги выдавать на обслуживание школы а не тратить неизвестно в каком направлении.

Решение

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Что касается поборов деньгами, то это тоже выходит за рамки правомерного поведения. Школа может оказывать только платные образовательные услуги в дополнение к основным — за это можно деньги платить, но не за отработку. Вы можете поинтересоваться — а выдадут ли вам финансовый документ, подтверждающий, что вы за практику заплатили деньги. Сомневаюсь, что это сделают. Но можете настаивать, чтобы потом это использовать как аргумент в свою защиту. Но, думаю, что на это школа не пойдёт всё-таки, хотя….

Вывод: мирно разговариваете с учителем (завучем) и просите показать документы, где данные вопросы закреплены (то есть, где сказано, что ребёнок должен отработать или заплатить). Если мирного разговора не получается, то можете с заявлением о нарушении прав ребёнка (вы как законный представитель своего ребёнка) обратиться в Минобразования вашего региона (ну, или для начала отдел образования города), где всё изложить. Можете параллельно обратиться с заявлением в Прокуратуру (содержание аналогичное). Полагаю, что если вы поставите в известность учителей, что будете за разьяснением своих прав туда обращаться, то дальше денег с вас требовать не будут. А если будут, то тут уже и уголовным деянием может пахнуть, а это ещё серьёзнее.

Удачи вам!


У Вас есть какие-то вопросы? Задавайте, ответ последует незамедлительно!

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

Как известно многие учебные заведения к закону написали еще свои локальные акты - положения о дежурстве в классах, о приеме в первый класс школы, о переводе учащихся - и еще много разных документов, регламентирующих жизнь и поведение ребенка в школе. Есть случаи, когда данные акты отменяли в некоторых регионах по протесту прокурора.

По поводу дежурства в классе вообще отдельный разговор - в школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол. А ребенок не должен мыть пол (хотя можно долго спорить об эффекте трудовой терапии) по двум очевидным причинам – вес поднимаемого ведра (законодательством установлены нормы, сколько можно поднимать некоторым категориям работников) и гигиенические нормы (вода все-таки грязная и вряд ли ребенку будет полезен контакт с ней).

В соответствии с п. 4 привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Из указанных норм следует вывод, что школа не может заставить вас приходить отрабатывать летом, если практика не прописана в образовательной программе по какому – либо предмету (Именно как практика. Например, по биологии – работы на пришкольном участке). Но заметим что такое понятие как «трудовая практика» уже давно не включаются в документы учебных заведений (и в Вашем скорее всего нет).

По поводу ответственности за неявку на отработку - так как мы выяснили, что дело это сугубо добровольное, стало быть, и вопрос об ответственности снят – ее не может быть. Если же со стороны администрации школы все-таки будут приняты меры по наказанию школьника (штраф) – пишите жалобу в прокуратуру (на принудительный труд и незаконное привлечение к ответственности).

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Что касается поборов деньгами, то это тоже выходит за рамки правомерного поведения. Школа может оказывать только платные образовательные услуги в дополнение к основным - за это можно деньги платить, но не за отработку.

Попросите показать документы, где данные вопросы закреплены (то есть, где сказано, что ребёнок должен отработать или заплатить). В ситуации конфликта можете направить заявление о нарушении прав ребёнка в отдел образования города и Прокуратуру.

Практически все современные школы достаточно активно привлекают школьников к труду в виде летней школьной практики. Всё бы ничего, да многие учебные заведения грозятся не перевести ученика в следующий класс, если он не отработает определённое количество часов. Насколько же законна и полезна летняя практика для ребёнка? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

В чём заключается суть школьной летней практики?

Многие общеобразовательные заведения трактуют летнюю практику в школе как некую разновидность учебных занятий. Однако мы прекрасно понимаем, что это не так. На деле всё сводится к тому, что детишки несколько часов подряд моют окна и парты, а затем убирают школьный двор, выполняя работу техперсонала. В большинстве случаев подобная практика является инициативой администрации школы и даже не фигурирует в учебном плане. Что же она может дать? А ничего, кроме бесценного навыка махания веником. Безусловно, речь сейчас идёт лишь об общеобразовательных школах, поскольку в специализированных лицеях подобное не практикуют.

Не возникает сомнений в том, что подобной работой должен заниматься техперсонал школы

Вряд ли можно найти такого школьника, который бы с гордостью заявил: «А мне нравится летняя практика!» А всё потому, что ученики просто так теряют две, а порой и три недели каникул, которые они могли бы провести на берегу моря, в спортивном, оздоровительном лагере или где-то ещё, чтобы успеть отдохнуть и соскучиться по школе.

Что прописано в законе?

Не спешите вооружаться веником, шваброй и бежать отрабатывать необходимые часы. Оказывается, летняя практика в школе – совсем не обязательное мероприятие. Об этом говорится в федеральном Законе «Об образовании», где в ещё в далёком 1992 году была отменена принудительная отработка в школе . Достаточно заглянуть в статью 50, пункт 14 и 16. Если вкратце изложить суть данной статьи, то она сводится к следующему: школьники, учащиеся в общеобразовательных учреждениях, не имеют права быть привлечёнными к труду (если он не предусмотрен образовательной программой) без согласия самих учеников и их родителей. В 16 пункте статьи Закона указывается, что все школьники учреждения могут посещать мероприятия (которые не предусмотрены учебным планом) в свободной форме.

Как видите, школа не может просто так взять и заставить ребёнка отрабатывать школьную летнюю практику. Стоит также отметить, что и сами часы школьной практики давно не фигурируют в учебных планах. Получается, что отработка должна быть сугубо добровольным делом, и администрация школы не имеет конституционного права заставлять ребят трудиться без их согласия.

Поэтому, когда директор школы начнёт говорить о том, что не переведёт школьника в следующий класс, если тот не будет посещать практику, то смело можете привлекать администрацию учебного заведения к ответственности за принудительную отработку. А это может грозить большим штрафом или вовсе увольнением.

Владимир Филиппов подтвердил слова о том, что летняя практика является незаконным мероприятием

О том, что школьная летняя практика является незаконной, заявил и экс-министр образования РФ Владимир Филиппов. Он сказал, что любая школьная отработка без согласия учеников и их родителей может позиционироваться как чистый произвол администрации учебных заведения. Более того, если вы обратитесь к любому квалифицированному юристу, он подтвердит вышесказанные слова о том, что подобные обязательства просто-напросто противоречат Конституции РФ. Поэтому абсолютно любой ученик может не переживать и отказаться от подобной отработки.

Таким образом, летняя школьная практика не может быть принудительной (если она не предусмотрена образовательной программой) и является добровольным делом родителей и их детей.