Стройка и ремонт - Информационный портал

Какой налог на землю для физических лиц. Расчет земельного налога по кадастровой стоимости. Кто должен платить

ГОРОДА МОСКВЫ

О земельном налоге


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 67, 04.06.2005) (о порядке вступления в силу см. );
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. );
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 12.08.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 19 ноября 2008 года N 58 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 25.11.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 30 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);
(Тверская, 13, N 67, 03.06.2010, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);
(Тверская, 13, N 137-138, 18.11.2010, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 16.11.2010) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 17 ноября 2010 года N 48 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 1, 30.11.2010, Тверская, 13, N 144, 02.12.2010);
(Тверская, 13, N 146, 07.12.2010, Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 1, 30.11.2010) (о порядке вступления в силу см. );
(Тверская, 13, N 143, 29.11.2011, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 29.11.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2012) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 08.02.2013) (о порядке вступления в силу см. );
Законом города Москвы от 16 апреля 2014 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.04.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.07.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.04.2015) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 14.10.2015) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2015) (о порядке вступления в силу см. часть 2 статьи 4 Закона города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 15.04.2016) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2016) (вступил в силу с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.05.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 27.12.2018).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с устанавливает земельный налог на территории города Москвы.

Статья 1. Общие положения

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая величину налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 июля 2005 года Законом города Москвы от 1 июня 2005 года N 19 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 .

Статья 2. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 .

1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении прочих земельных участков.

2. Часть утратила силу с 1 января 2014 года - Закон города Москвы от 16 мая 2012 года N 17 ..
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 17 ; распространяется на отношения по исчислению и уплате налога начиная с 1 января 2012 года.

Статья 3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налогоплательщики - организации уплачивают налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Законом города Москвы от 24 ноября 2010 года N 50 ; в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 15

1.1. Часть дополнительно включена с 1 января 2011 года Законом города Москвы от 24 ноября 2010 года N 50 ; утратила силу с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14

2. Налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 15 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

3. Часть утратила силу с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года..

Статья 3.1. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, а также учреждения, финансируемые за счет средств профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 26 декабря 2018 года N 36 .

3) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54

4) пункт утратил силу с 1 января 2009 года - Закон города Москвы от 19 ноября 2008 года N 58 .;

5) пункт утратил силу с 1 января 2011 года - ;

6) пункт утратил силу с 1 января 2010 года года - Закон города Москвы от 16 июля 2008 года N 36 .;

7) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ;

8) организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

9) пункт утратил силу с 1 января 2013 года - ;

10) пункт утратил силу с 1 января 2013 года - Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ;

11) товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 4 ноября 2007 года Законом города Москвы от 10 октября 2007 года N 40 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года);

12) негосударственные некоммерческие организации - в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры (пункт дополнительно включен с 4 июля 2010 года Законом города Москвы от 12 мая 2010 года N 18 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);

13) организации, которым в установленном порядке присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации, - в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности (пункт дополнительно включен с 17 декабря 2010 года Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46

14) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", - в отношении одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (пункт дополнительно включен с 17 декабря 2010 года Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года);

____________________________________________________________________
С 1 января 2020 года Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65 пункт 15 части 1 настоящей статьи утрачивает силу.
____________________________________________________________________

15) организации - в отношении земельных участков, используемых ими для размещения объектов спорта, предназначенных для проведения конноспортивных мероприятий и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством посадочных мест не менее одной тысячи.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2015 года Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)

16) резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы, - в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных особых экономических зон, сроком на 10 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 23 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года)

1.1. Часть дополнительно включена с 9 марта 2013 года Законом города Москвы от 6 февраля 2013 года N 6 ..

1.2. Часть дополнительно включена с 9 марта 2013 года Законом города Москвы от 6 февраля 2013 года N 6 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года; утратила силу с 1 января 2016 года - Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 51 ..

1.3. Организации, у которых доля дохода от реализации продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы и предназначенных для размещения производственных зданий, строений и сооружений промышленности, уплачивают налог в размере:

1) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 году;

2) 30 процентов от суммы исчисленного налога в 2015 году;

3) 43 процентов от суммы исчисленного налога в 2016 году;

4) 57 процентов от суммы исчисленного налога в 2017 году;

5) 67 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году.
Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 35

1.4. Санаторно-курортные организации, а также учреждения здравоохранения и учреждения оздоровительного профиля, перечни которых утверждены Правительством Российской Федерации, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, уплачивают налог в размере:

1) 17 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 году;

2) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2015 году;

3) 23 процентов от суммы исчисленного налога в 2016 году;

4) 27 процентов от суммы исчисленного налога в 2017 году;

5) 30 процентов от суммы исчисленного налога в 2018-2023 годах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 мая 2018 года Законом города Москвы от 17 мая 2018 года N 13 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
(Часть дополнительно включена с 7 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 35 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

1.5. Субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 процента суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (за исключением земельных участков, указанных в частях 1.6 и 1.7 настоящей статьи), с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен или подтвержден статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы. Перечень земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 51 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Законом города Москвы от 23 ноября 2016 года N 36 .

1.6. Организации уплачивают налог в размере 0,7 процента суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором технопарку или индустриальному (промышленному) парку присвоен или подтвержден статус технопарка или индустриального (промышленного) парка, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус технопарка или индустриального (промышленного) парка.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 51)
____________________________________________________________________
До 31 декабря 2017 года налоговые льготы, предусмотренные частью 1.6 статьи 3.1 настоящего Закона, также распространяются на организации, которые с 1 января 2016 года признаны управляющими компаниями или якорными резидентами технопарков или индустриальных (промышленных) парков. - Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 51 .
____________________________________________________________________

1.7. Организации уплачивают налог в размере 20 процентов суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых промышленными комплексами, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором промышленному комплексу присвоен или подтвержден статус промышленного комплекса, до первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус промышленного комплекса.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 51)

1.8. Организации в отношении земельных участков, на которых осуществляются строительство, реконструкция спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч, или эксплуатация указанных сооружений, строительство, реконструкция которых завершены после 1 января 2014 года, уплачивают налог в размере:

1) 20 процентов от суммы исчисленного налога в 2014 - 2017 годах;

2) 27 процентов от суммы исчисленного налога в 2018 году;

3) 34 процентов от суммы исчисленного налога в 2019 году;

4) 50 процентов от суммы исчисленного налога в 2020 - 2023 годах.
Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

1.9. Применение в одном налоговом периоде налоговой льготы, установленной частью 1.8 настоящей статьи, и налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, не допускается.
(Часть дополнительно включена с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

2. В дополнение к налоговому вычету, установленному главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации , налоговая база уменьшается на 1000000 рублей в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 .

1) пункт утратил силу с 17 декабря 2010 года - Закон города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46 ;

2) физических лиц, которые имеют I и II группу инвалидности (пункт в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2010 года Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года N 46 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" , Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье (пункт дополнительно включен с 12 сентября 2008 года Законом города Москвы от 16 июля 2008 года N 36 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года).

3. Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Законом города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 .

4. Часть утратила силу с 1 января 2012 года - Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ..

5. Часть утратила силу с 1 января 2012 года - Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 ..

6. Налогоплательщики, указанные в пункте 13 части 1 настоящей статьи, освобождаются от налогообложения при условии, если доля дохода от научной деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70 процентов от общего дохода (часть дополнительно включена с 17 декабря 2010 года

Статья 4 (утратила силу с 1 июля 2016 года)

(Статья утратила силу с 1 июля 2016 года - Закон города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14 .

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу:

1) Закон города Москвы от 21 января 1998 года N 1 "О ставках земельного налога" ;

2) Закон города Москвы от 11 октября 2000 года N 32 "О льготах по земельному налогу" .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в .

Как узнать налоговую ставку на землю

Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

Если вдруг эта ставка не соответствует той, по которой гражданин или юрлицо платили земельный налог, они вправе предъявить претензию о нарушении установленных правил.

Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
  • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
  • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

Такие сведения можно узнать из:

  • официальной из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
  • официального сайта Росреестра;
  • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

Начнем с того, что из всех категорий налогоплательщиков - организаций, ИП и физических лиц - самостоятельно рассчитывать сумму земельного налога должны только организации. И граждане, и предприниматели (последние, напомним, также относятся к физическим лицам), уплачивают земельный налог на основании уведомлений, полученных от ИФНС (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Юридические лица становятся плательщиками земельного налога, как правило, после приобретения в собственность земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ). Сведения о том, что компания купила землю, попадут в инспекцию по месту нахождения участка от органа Росреестра (п. 4 ст. 85 НК РФ). Так что самой организации уведомлять об этом налоговиков не придется.

Налог и авансовые платежи по нему

Земельный налог относится к местным налогам. И порядок его уплаты во многом определяется местным законодательным актом. Так, им устанавливается необходимость уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 397 НК РФ). Организации должны платить авансы по земельному налогу, если на местном уровне определены отчетные периоды по земельному налогу - I, II, III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ) - и установлены сроки уплаты авансов. Если же отчетные периоды в местном законе не прописаны, значит, компании в данном муниципальном образовании не обязаны платить авансовые платежи, а должны уплатить только налог по окончании года.

Порядок расчета налога и авансовых платежей

Земельный налог рассчитывается по формуле (п. 1 ст. 396 , ст. 390 НК РФ):

Ставки устанавливаются также на местном уровне. Их максимальные пределы ограничены НК РФ с учетом категории земель. Так, к примеру, в отношении земель сельскохозяйственного назначения ставка должна быть в пределах 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Авансовый платеж по налогу считается как его «квартальная величина». То есть:

Авансовый платеж = Сумма налога х ¼

Если организация уплачивает в течение года авансовые платежи, то она должна уменьшить на них сумму налога за год (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Если же земельным участком компания владеет не весь год, то сумму налога она считает пропорционально периоду владения. Для этого нужно определить, сколько полных месяцев участок был в собственности организации в течение календарного года.

Как полный месяц учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ):

  • месяц покупки земли, если право собственности на нее оформлено до 15 числа месяца;
  • месяц продажи земли, если право собственности на покупателя оформлено позднее 15 числа месяца.

Пример расчета земельного налога и авансовых платежей

Организация 22 января 2018 года приобрела в г. Балашиха Московской области земельный участок для размещения коллективных гаражей, кадастровая стоимость которого равна 9 430 270 руб. Число полных месяцев владения земельным участком в 2018 году составит 11 месяцев. Ставка налога установлена в размере 0,75%. Определим сумму авансовых платежей и земельного налога.

Авансовый платеж за I квартал:

9 430 270 руб. х 0,75% х 1/4 х 2/3 = 11 788 руб.

Авансовый платеж за II квартал:

Авансовый платеж за III квартал:

9 430 270 руб. х 0,75% х 1/4 = 17 682 руб.

Налог за год:

9 430 270 руб. х 0,75% х 11/12 = 64 833 руб.

Налог за год к уплате: 17 682 руб. (64 833 руб. — 11 788 руб. — 17 682 руб. — 17 682 руб.)

Любой гражданин или организация обязаны уплачивать налог на землю, которой они владеют. Налог устанавливается местными органами власти, и деньги от него поступают именно в местные бюджеты. Если гражданин (физическое лицо) владеет участком земли, то у него есть обязанность уплачивать земельный налог. Эту повинность на него накладывает Налоговый кодекс Российской Федерации. Этот налог относят к разряду имущественных и его уплачивают не в федеральный, а в местный бюджет.

Кто платит земельный налог?

Действующее законодательство определяет плательщиками земельного налога юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, если в их владении находится земля, которая облагается налогом.

Очень важным фактором является то, что участок обязательно должен находиться в собственности у налогоплательщика или же являться субъектом, который передано в наследство на пожизненное владение. Если лицо пользуется участком на правах аренды, то ему не нужно платить за него налог. Это же касается и тех граждан, которые получили землю на бесплатное срочное пользование.

Необходимость в уплате налога появляется сразу же после того, как гражданин становится полноправным владельцем участка земли. А это происходит после проведения государственной регистрации имущества или получения другого документа, подтверждающего право на владение землей. Регулированием этого вопроса занимается Гражданский Кодекс и Федеральный закон под номером 122, в котором говорится о регистрации прав на имущество и возможность проведения с ним любых сделок.

После того, как определенная запись была внесена в ЕГРП, физические лица берут на себя обязанность по уплате земельного налога.

Определяем налоговую базу

Налоговой базой является стоимость участков земли по кадастру, если они признаны объектами налогообложения. Регулированием этого вопроса занимается Налоговый кодекс РФ, а именно 389 статья. Земля должна быть признана налогооблагаемой на первое число текущего налогового периода. Такие сведения можно получить в государственном кадастре недвижимого имущества.

Кадастровую стоимость принято определять в соответствие с нормами земельного законодательства, которое действует на данный момент. Чтобы получить информацию о кадастровой стоимости участка, его владельцу необходимо обратиться с письменным заявлением в местное отделение Росреестра. Также некоторые данные находятся на сайте Росреестра. Ту информацию, которая там отсутствует можно получить, подав соответствующий запрос. По закону ответ на него должен поступить не позднее 5 дней. Его можно получить в электронном виде и в бумажном. Госпошлина за ответ также будет разная:

  • для электронного письма – 150 рублей;
  • для бумажного письма – 400 рублей.

Для каждого налогоплательщика налоговая база определяется в соответствии с той информацией, которую в налоговые органы предоставляют те учреждения, которые занимаются кадастровым учетом. Оценка кадастровой стоимость происходит раз в 3 года. Для городов с федеральным значением этот срок сокращен:

  • Один раз в два года. Это позволяет удерживать цену на недвижимость на одном уровне несколько лет.
  • Если земля находится в долевом владении, то налоговая база определяется отдельно для каждого из владельцев в той пропорции, которая отвечает его доле во владении недвижимостью. Если земля находится в совместной собственности, то ее владельцам нужно будет платить налог на равных условиях.

Порядок расчета земельного налога

Во время расчета размера налога на землю для физических лиц учитываются такие факторы:

  • Процентная ставка, у которой есть прямая зависимость от кадастровой стоимости участка. На сайте Росреестра присутствует опция, при помощи которой можно определить кадастровую стоимость. Для этого необходимо все лишь набрать регистрационный номер земельного участка или же точный его адрес.
  • Процентная ставка налога зависит от региона размещения участка. Но, в то же время, его размеры четко прописаны в Налоговом кодексе и это число не может превышать норму.
  • На налог влияет площадь земли, то есть ее размеры. Чем они больше, тем крупнее будет сумма пошлины.
  • Очень часто физические лица владеют землей, которая выделена для ведения личного хозяйства, садоводства, разведения животных или же огородных работ. На такие участки устанавливается ставка размером 0,3%.

Для расчета существует специальная формула: С*Д*П*К=ЗН, где:

  • С – стоимость по кадастровому реестру;
  • Д – доля собственности (если у земли один владелец, то коэффициент будет составлять 1, если два – 1/2 и т.д.);
  • П – процентная ставка налога (определяется в соответствие с регионом);
  • К – коэффициент собственности на землю (его необходимо исчислять только в том случае, когда земля находится в частном владении меньше одного года).

Ставка на земельный налог устанавливается органами местной власти. Ее размер не может превышать:

  • 0,3% для всех участков, которые выделены для использования в хозяйственных целях (для садов, огородов, дач, сельскохозяйственных помещений);
  • 1,5% для всех участков, которые имеют другое назначение.

Для расчета стоимости налога физические лица могут использовать специальный калькулятор, который находиться на официальном сайте налоговой службы. Для этого нужно ввести кадастровый номер участка.

Сроки уплаты

Расчет земельного налога всегда происходит в окончании налогового периода. За основу нужно брать действующую налоговую ставку от налоговой базы. Если в пунктах 15, 16 не прописаны другие требования, то всегда эта процедура должна происходить именно в эти сроки.

Уплата денежных средств по налогу всегда происходит по месту нахождения участка земли. Деньги идут не в федеральный, а местный бюджет. Уплата земельного налога происходит каждый год, для физических лиц – до 1 декабря текущего года.

Чтобы получить полную информацию о льготах и процентных ставках, нужно обратиться на официальный сайт налоговой службы. Чтобы провести оплату налога, можно обратиться в отделение любого банковского учреждения или провести платеж при помощи интернет-банкинга. Последний вариант очень удобен для тех, у кого нет времени на посещения отделений банка.

Для оформления платежки следует ввести такие данные:

  • персональные данные налогоплательщика;
  • адрес проживания налогоплательщика;
  • название налога;
  • адрес земельного участка;
  • сумму платежа.

Деньги будут зачислены на счет налоговой службы на протяжении нескольких рабочих дней.

Кто может быть освобождён?

Есть целый перечень граждан, для которых государство ввело особых порядок налогообложения. Они могут или быть полностью освобождены от уплаты земельного налога, или частично. Это те люди, которые внесли вклад в развитие РФ, защищали Родину или же принадлежат к незащищенным категориями граждан.

Для того чтобы воспользоваться государственными льготами нужно в налоговые органы подать заявление с теми документами, которые могут подтвердить право на получение льгот. Представлять их нужно в то отделение налоговой службы, которое находится по месту нахождения участка земли.

Льготы могут быть федеральными и тем, что назначаются органами местного самоуправления. По федеральному законодательству от уплаты земельного налога освобождаются такие типы лиц:

  • коренные народы Севера, Дальнего Востока или Сибири, которые признаны малочисленными;
  • физические лица, которые являются представителями этих народов и земли используется для ведения обычного для них образа жизни, хозяйствования и промысла.

Налог также можно немного уменьшить. Это небольшая сумма – всего 10 тысяч рублей на одного гражданина. Такие льготы могут быть использованы только для одного участка, который находится в частном владении таких лиц:

  • инвалидов (1 и 2 группы);
  • Герои СССР;
  • малоимущие граждане, у которых есть право на получение государственной помощи;
  • инвалиды, которые получили травму в детстве или же с рождения;
  • герои РФ;
  • граждане, которые участвовали в испытаниях ядерного вооружения РФ или СССР;
  • ветераны Великой Отечественной войны.

Местные органы власти также имеют право на установление льготных условий по уплате земельного налога.

Для этого существуют специальные нормативные акты, которые и занимаются регулированием этого вопроса. В них же должны быть прописаны размеры средств, которые не подлежат налогообложению.
Любые налоги, в том числе и на землю, необходимо уплачивать своевременно и в полном размере, чтобы избежать проблем с государством. Это позволит свободно пользоваться землей и не бояться за свое будущее.

Вконтакте

Размер налога устанавливается решением Совета депутатов муниципального района, и в 2017 ставки пока остаются на уровне прошлого года. Рассматривается законопроект об увеличении платы за участки с неоформленными строениями.

Средства, полученные за счет налогообложения земельных участков, поступают в местные бюджеты. На территории Раменского района, где расположены дачные поселки Поречье, Милашкино, Булгаково и другие, налог на землю в 2017 году не изменился. Его обязаны выплачивать собственники участков, а также те, кому они предоставлены в пожизненное пользование, или наследуемое владение. Сумму, начисленную за 2016 год, нужно оплатить до 1 декабря текущего.

Размеры ставок и расчет суммы налога на землю

Величина налога на землю в Московской области в 2017 году для физических лиц зависит:

  • от категории земель;
  • разрешенного вида использования;
  • от наличия права на льготы.

Так Решением Ульянинского сельского совета установлены следующие размеры:

  1. 0,3 % - для участков, предназначенных под производство сельскохозяйственной продукции; дачное хозяйство, сады и огороды, в том числе в кооперативах, объединениях и товариществах;
  2. 0,17% - для земель, выделенных или приобретенных под строительство индивидуального жилого дома, или ведение личного подсобного хозяйства;
  3. 1,5% - для строительства гаражей, а также для сельхоз/земель, не используемых по установленному целевому назначению.

Сумма к уплате рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка. Физические лица уплачивают налог однократно за предыдущий год по 30 ноября текущего года включительно. Расчет производится по простой формуле:

Размер ЗН = Кадастровая стоимость × процентная ставка

Например, если кадастровая стоимость садового участка 5 млн. рублей, то налог составит:

5 000 000 × 0,003 = 15 000 рублей в год.

Льготы для отдельных категорий

Федеральным и местным законодательством некоторые категории граждан полностью освобождаются от уплаты земельного налога в 2017 году:

  1. ветераны Великой отечественной войны;
  2. участники боевых действий в мирное время;
  3. ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  4. родители и вдовы погибших в/служащих;
  5. инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства.

Для пенсионеров установлена скидка 20%. Размер налога снижается на 50%, если:

  1. суммарный доход семьи пенсионеров не превышает 2-х минимумов, установленных для области;
  2. при наличии 3-х и более детей, и среднедушевом доходе ниже прожиточного минимума;
  3. это одиноко проживающий гражданин, или семья, средний ежемесячный доход которой ниже 1-го минимума, принятого для этой категории граждан.

Для того чтобы воспользоваться льготой, нужно представить в налоговую инспекцию подтверждающие документы, и написать заявление. Оно заполняется на месте по установленной форме. Уплата налога по сниженной ставке возможна только для одного участка. Если, например, в собственности пенсионера их два, то надо указать в заявлении, в отношении какого из них должна быть предоставлена льгота.

Кадастровый учет земли и дома

Нужно помнить о том, что земельный участок и построенный на нем дом - это разные объекты недвижимости. Каждый из них должен быть поставлен на кадастровый учет, и стоимость их определяется отдельно. Также на каждый объект оформляется отдельная выписка о правах собственника. Налогообложение недвижимых объектов тоже различается.

Так, например, налог на землю в 2017 году для пенсионеров не предусматривает никаких льгот, кроме тех, которые установлены местными властями. Как было указано, в Раменском муниципальном районе он снижен на 20%. С 2015 года такая льгота предоставляется только по одному недвижимому объекту, на выбор владельца.

Проект закона о повышении ставок

Многие собственники обеспокоены информацией в СМИ о грядущем повышении земельного налога. В феврале 2017 года будут рассмотрены поправки в закон, предусматривающий увеличение налоговой ставки в 3 раза для участков, на которых расположены незарегистрированные постройки. На начало этого года в Московской области выявлено более 182 тысяч таких неучтенных объектов. Все они внесены в специальный реестр, данные которого получит налоговая инспекция.

Изменения предусматриваются для земель, выделенных по ЛПХ, ИЖС, а также под садоводство и дачное хозяйство. Однако нововведения затронут не всех граждан. Правительство МО области разъяснило, что речь идет только об объектах капитального строительства: жилых и дачных домах. Повышенный налог не будет взиматься, если на земле имеются хозяйственные постройки (меньше 50 кв. м.), бани, временные летние сооружения, колодца или сараи.

Что же касается жилых строений, то граждане обязаны поставить их на кадастровый учет, и получить выписку о праве собственности. Соответственно, с таких объектов должен уплачиваться налог на имущество. Отметим, что участки и дома в дачных поселках, которые реализует ОблЗемСтрой по Новорязанскому шоссе в Раменском районе, полностью оформлены в соответствии с законом. На каждый объект получен кадастровый паспорт, и для каждого их них определена стоимость.