Стройка и ремонт - Информационный портал

Микенская греция. Древний город Микены: археологические находки, мифы и легенды Город микены был расположен в

Микены - древний город, построенный во втором тысячелетии до нашей эры. Являлся одним из центров Микенской культуры, а затем греческой цивилизации. Сейчас от него остались только развалины. Микены были заброшены примерно в 1100 году до нашей эры и пребывали в таком состоянии, пока в 1874 году город не обнаружил знаменитый археолог Генрих Шлиман. От Афин до сюда совсем не далеко - около 90 километров.

Прогулку по Микенам начнём от Сокровищницы Атрея. Это гробница, которая была построена около 1250 года до нашей эры. Название условное и точно никто не знает, кто именно здесь был захоронен, но предполагают, что это был один из правителей Микен.

Вход в гробницу

Плита над входом весит 120 тонн

Купол гробницы. Каменная кладка держится без какого-либо раствора

Перемещаемся в микенский акрополь. Вид на древний город

Подходим ближе

Стены древних Микен созданы при помощи так называемой циклопической кладки, когда огромные тёсанные глыбы держатся друг на друге только за счёт собственного веса без какого-либо раствора. Название "циклопическая" пошло ещё от древних греков - с течением времени люди считали, что поднимать такие глыбы человеку не под силу, и подобное строительство приписывали мифическим циклопам

Львиные ворота построены в середине 13-го века до нашей эры

Барельеф над Львиными воротами, от которого они и получили своё название

Львиные ворота с другой стороны

Могилы круга A. Именно здесь Шлиман нашёл знаменитую золотую маску Агамемнона. Саму маску вы также увидите чуть ниже

Львиная могила примерно датируется 1350 годом до нашей эры и называется так не потому, что там хоронили львов, а потому что на стенах были найдены их фигуры. Над ней был такой же свод, как и над Сокровищницей Атрея, которую показывал выше, но он рухнул

Ещё пара видов на развалины

В Греции знают, что коты привлекают значительно больше внимания туристов, чем какая бы то ни было античность, поэтому их полно возле любых достопримечательностей

На территории древних Микен работает археологический музей

В основном здесь представлена различная античная керамика, найденная в окрестностях

Просто красавцы

Древние письмена

Фрагменты древней фрески

Древние украшения

Различные аксессуары знатных людей

Золотая маска Агамемнона была найдена здесь в 1876 году, но в музее выставлена копия знаменитой маски. Оригинал же находится в в Афинах, где мы с вами недавно были. На самом деле эта маска не принадлежала Агамемнону, так как учёные относят её к более ранней эпохе, но название закрепилось

Околомикенская природа

На выезде заехали в сувенирную лавку

Здесь можно купить не только маленькие сувенирчики, но и вот такие статуи. Цены, разумеется, немаленькие и исчисляются десятками тысяч евро

Гончар за работой

Добавлю несколько реконструкций Микен, подготовленных Данилой Логиновым (

Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

История археологических раскопок

Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.

На заметку

  • Месторасположение: Mycenae
  • Часы работы: ежедневно, июнь – ноябрь с 08.00 до 19.00, ноябрь – март с 08.30 до 15.00.
  • Билеты: взрослый - 3 евро, до 21 года - бесплатно.

Одним из самых важных археологических памятников Греции являются Микены. Микенская эпоха процветала в Греции, начиная с 3000 года до н.э. Культура жителей Микен была уникальной, что ярко проявляется в легендах, искусстве и архитектуре. Она была обогащена греческой и средиземноморской культурой.

Сильное влияние королевской власти проявилось в величии крепости Цитадели, ее дворце, роскошном погребении королевской семьи. Основатель Микен теряется в тумане истории. Здесь приходят на помощь лишь греческие мифы, согласно которым город основал легендарный герой Персей.

Микены процветали долгое время, но в ходе кровопролитных и опустошительных войн цивилизации пришел конец. Наибольший вклад в обнаружение находок внес знаменитый археолог – Генрих Шлиман . Ценители древнейшей истории и развития цивилизаций непременно должны включить Микены в список своего туристического маршрута.

В Микенах можно найти множество интересных достопримечательностей, главнейшей из них является цитадель. Она стоит над плодотворной равниной Арголиды у побережья на северо-востоке Пелопоннеса.

Основной доступ к ней обеспечивают Левские ворота. Два льва, расположенные симметрично вокруг колонны, охраняют вход. Их размещение над главными воротами самой мощной цитадели позднего бронзового века символизирует что-то очень важное. Рельефная скульптура вырезана из серого известняка, а головы львов из металла, который со временем был утрачен. Ворота ранее закрывались двойной, тяжелой деревянной дверью.

Пройдя через Львиные ворота, справа можно увидеть знаменитое кладбище – первый круг королевских гробниц. Их обнаружил Генрих Шлиман в 1870-х годах. Зона захоронения имеет диаметр 27 метров , она обнесена двойным кольцом вертикально обтесанных каменных плит.

По ходу движения в цитадели, направляясь от гробниц, виден дворец. Он занимает центральное место на вершине цитадели.

Во внутреннем дворе находилась центральная королевская палата, ее пол был выложен гипсом, стены облицованы лепниной, на них рисунки в критском стиле, внутри был священный очаг, а крышу поддерживало 4 столба, сейчас именно эти столбы можно увидеть. В микенские времена дворец был щедро украшен яркими фресками и мозаикой.

Археологи, проводившие раскопки в древнем городе Микены были поражены. Ведь здесь было найдено величайшее чудо инженерии – система водоснабжения. Благодаря этому впечатляющему творению Цитадель имела неограниченную и безопасную подачу воды.

Вода поступала по подземным трубам из ближайшего природного источника. Каждый желающий может осмотреть тоннель, ведущий к подземному бассейну.

За стенами Цитадели можно посмотреть еще одно древнее захоронение. Ему дали название – могильный круг Б. Начало захоронений в этом месте относится к 1650 году до н.э. Здесь обнаружено 25 могил и собрано огромное количество артефактов. Наиболее ценными считаются экземпляры драгоценных предметов из золота, слоновой кости горного хрусталя.

Знаменитую гробницу Клитемнестры обнаружил известный немецкий археолог Генрих Шлиман. Клитемнестра являлась супругой Агамемнона, чья золотая маска была обнаружена в ходе раскопок и сейчас находится в Афинах в археологическом музее.

Гробница расположена около микенской цитадели и акрополя. Историки до сих пор не пришли к единому мнению о годах ее строительства. Они предполагают, что она создана в период между 15 и 18 веком до н.э. Гробницу построили для захоронения царицы вместе с ее любовником Эгисфом. Каждый год сюда съезжаются туристы, которых привлекает микенская культура.

Покидая цитадель, обязательно стоит взглянуть на гробницы в западной части. Здесь хорошо сохранилась Сокровищница Атрея, или по-другому ее называют Гробницей Агамемнона. Она была построена между 1350 и 1250 годами до нашей эры, и это самая сохранившаяся найденная могила. Вход в нее обрамлен металлическими элементами. Сокровищница изготовлена из камня, за столь долгую историю была разграблена. Но не смотря на это остается интересной достопримечательностью Микен.

Сувенирный магазин Золото Микен

Магазин Золото Микен – интересное место, которое разнообразит увлекательную поездку в крупнейший центр греческой цивилизации. В нем прошлое переплетается с настоящим. Подбирая сувениры себе и своим близким, складывается ощущение, что вы находитесь в музее, а не в крупном сувенирном магазине.

Здесь представлен огромный выбор продукции на любой вкус. Это и небольшие керамические, и металлические статуэтки, ювелирные изделия, невероятной красоты амфоры и многое другое. Все это копии подлинных предметов, найденных при раскопках, и созданы они своими руками.

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Таким примером являются Микены. Микены - это древний город-крепость, которую окружали крепостные стены, сложенные из монолитных глыб. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь » - «верхний город», Пространство между глыбами было заполнено грунтом и глиной. Это так называемая «циклопическая кладка». Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Крепость располагает двумя воротами – у северо-западного угла находятся главные ворота, известные, как Львиные, тогда, как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. К Львиным воротам вела основная дорога. Знаменитые «» — венчает монолитный фронтон с изображением двух львов, опирающихся на небольшой двойной алтарь.


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600-1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.


Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине - мегарон.

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристоен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Сначала считалось, что она была сделана с легендарного царя Агамемнона, воевавшего против Трои в знаменитой Троянской войне, но теперь известно, что маска относится к гораздо более древнему периоду. Но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царём и так и называется: «Маска Агамемнона». Маска находится в музее, но естественно это копия. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу лица. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.