Стройка и ремонт - Информационный портал

Модели развития отношений между личностью и коллективом. Личность и коллектив в прерогативе современной школы Отношения между личностью и коллективом

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА: ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ, ОТКАЗ ОТ ИДЕИ ОДНОЗНАЧНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ЛИЧНОСТЬ

Аннотация
В статье поднимаются вопросы о необходимости проведения новых психолого-педагогических исследований по проблемам влияния коллектива на развитие личности с учетом современных реалий развития общества и системы образования. Уровень развития современного российского общества, смена образовательных и социальных парадигм позволяют рассматривать взаимоотношения личности и коллектива не только с точки зрения однозначного положительного влияния коллектива на личность и однозначного положительного влияния развитого чувства коллективизма на ее полноценное гармоничное всестороннее развитие.

MODERN VIEW OF THE RELATIONSHIP BETWEEN INDIVIDUAL AND COLLECTIVE: THE PRIORITY OF THE INDIVIDUAL BEFORE THE COLLECTIVE, THE REJECTION OF THE IDEA OF AN UNEQUIVOCAL POSITIVE INFLUENCE OF THE COLLECTIVE ON THE INDIVIDUAL

Sitnikova Liliya Ravilevna
Udmurt State University
student of the 4th course of the TIP


Abstract
The article raises questions about the need for new psychological and pedagogical research on the impact of the team on the development of personality with the modern realities of the development of society and the education system. The level of development of modern Russian society, changing educational and social paradigms allows us to consider the relationship of the individual and collective not only from the standpoint of an unequivocal positive influence of the collective on the individual and unambiguous positive influence of a developed sense of collectivism at its full harmonious all-round development.

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р. Современный взгляд на взаимоотношения личности и коллектива: приоритет личности перед коллективом, отказ от идеи однозначного положительного влияния коллектива на личность // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Основателем концепции воспитания личности в коллективе и через коллектив считается отечественный педагог А.С. Макаренко, разрабатывавший в педагогической практике принцип коллективизма. Именно Макаренко определил коллектив как группу людей, объединенную общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющей выборные органы. Признаками коллектива также являются отношения ответственной зависимости, общие эмоциональные переживания, связанные с их реализацией. «Коллектив – воспитатель личности» .

Безусловно, коллектив является важным условием для гармонического всестороннего развития личности, а также фактором личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. Схожих взглядов на коллектив придерживались и другие советские педагоги и психологи: С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, А.В. Петровский и другие.

Однако вопросы взаимоотношений личности и коллектива столь же углубленно и последовательно, как советскими учеными, не рассматривались уже довольно длительное время. Не является секретом, что общественные события, потрясшие нашу страну в 90-е гг. прошлого века, оказали ощутимое влияние и на состояние образовательной сферы. Именно тогда само понятие таких важнейших характеристик общества и личности как «коллектив», «чувства коллективизма» и т.п. потеряли свое определяющее значение в воспитании подрастающего поколения. В соответствии с новыми реалиями социальных и образовательных парадигм современного общества идеи Макаренко о коллективе и его влиянии на развитие личности требуют нового подхода и дальнейшего развития с учетом меняющейся образовательной и коммуникационной стратегии в обществе.

Вспомним перипетии развития коллектива в коммуне, которую возглавил талантливый педагог А.С. Макаренко («Педагогическая поэма»). Мы не можем утверждать, что до его появления в сообществе малолетних правонарушителей не наблюдалось признаков коллектива. Все-таки коллектив (по строго определенным педагогической наукой признакам) зарождался, но его деятельность, хоть и была социально значимой, не была по определению общественно-полезной деятельностью. Антон Семенович, являясь поистине сильной неординарной личностью, смог внести в развитие данного коллектива новые, положительные, веяния, ввести позитивные нормы и правила и привить колонистам чувства, отличные от прежних асоциальных установок.

В момент появления в колонне первых шести воспитанников Антон Семенович вступил, по его словам, на путь поиска педагогической истины. Парадоксальным для современной науки воспитания способом, «толчком» развития коллектива в направлении, соответствующем высшим идеалам советского общества, стал случай, когда Макаренко ударил Задорова – активиста данной группы. Начав разговор с ребятами на понятном им языке, педагог смог вызвать уважение к себе в первую очередь у актива, сотрудничая с которым, начал предпринимать дальнейшие успешные шаги по развитию коллектива.

Таким образом, А.С. Макаренко «повернул» развитие коллектива в положительную сторону, тем самым закрепив в педагогике понятия необходимости и умения формирования и развития коллектива учащихся талантливым педагогом с ярко выраженными личностными качествами. Затем, когда в этот коллектив попадал новичок, уже сам коллектив ребят принимал самое непосредственное участие в его воспитании и перевоспитании, т.е. здесь мы видим классический пример воспитания личности в коллективе в положительном аспекте .

Безусловно, данный пример подчеркивает положительное влияние коллектива на личность. Однако если представить, что к юным правонарушителям не пришел своевременно Макаренко, их коллектив все равно остался бы коллективом, развиваясь дальше в ту же негативную для общества сторону. А новички, попадая в этот коллектив, так же ощущали бы на себе воспитательное воздействие коллектива и подчинялись ему.

Некоторые педагоги склонны к отрицанию признаков коллектива в группах ребят с асоциальным поведением, считая термины «группировка», «мини-группа подростков с асоциальными наклонностями», «группа учащихся с девиантным поведением» и т.п. более подходящими для определения подобных общностей людей. Однако российские практикующие социальные педагоги, не понаслышке знакомые с группами ребят, склонных к асоциальной деятельности, стоящих на учете в прокуратуре, не склонны отмечать отсутствие признаков коллектива в таких группах:

  • На основании того, что социальная деятельность в группе не является положительно окрашенной общественно-полезной деятельностью, мы не вправе не считать данную группу коллективом, т.к. даже негативная (часто преступная) деятельность этих ребят все-таки по своему определению социально значима.

Не случайно современные исследователи склонны добавлять к определению коллектива дополнение о необходимости того, что социально значимая цель должна достигаться через общественно-полезную деятельность. Например, А.Н. Моргаевская отмечает, что цели коллектива должны быть гуманистически ориентированными, только тогда коллектив может называться коллективом . Однако это справедливое умозаключение в настоящее время является обоснованным допущением к существующим трактовкам термина «коллектив» и отражает по большей части не реальную педагогическую ситуацию, а стремление к созданию идеальных коллективов. Возможно, назревает необходимость внести некоторые изменения в определение данного термина. Но пока в педагогической литературе в определении термина «коллектив» отсутствует важное дополнение о гуманистической направленности социально значимых целей группы людей, мы вправе называть коллективом и сплоченный школьный класс, и асоциальную группировку подростков с девиантным поведением.

  • Органы самоуправления, актив. В любом коллективе всегда есть лидер, в таких группах он есть априори (чаще всего тот, кто и «сколачивает банду»). Довольно часто в преступных группировках существует строгая иерархическая структура.
  • Отношения ответственной зависимости. Не каждый класс в школе может считаться коллективом, а вот компания ребят с криминальными наклонностями в плане ответственности друг перед другом и перед всей группой («Один за всех, и все за одного», круговая порука) – несомненно, коллектив, причем коллектив, находящийся на высокой ступени развития.
  • Общие эмоциональные переживания. И они ведь на самом деле общие, когда участники обдумывают предстоящее мероприятие и когда добиваются (или не добиваются) цели.

Таким образом, получается почти идиллическая картина развития коллектива, естественно, если не обращать внимания на дополнения. А ведь мальчики подросткового возраста, которых большинство в таких компаниях, могут рассматривать их как желательное для себя окружение. И если подросток сможет стать членом такого коллектива, то естественным образом начнет ощущать на себе воздействие коллектива. И, воспитываясь в коллективе по законам и правилам развития данного коллектива, начнет сначала неосознанно, а затем вполне сознательно принимать те нормы и правила, которые являются здесь догмой, и которые обычно идут вразрез с моралью общества и не могут вести к развитию положительных личностных качеств.

На наш взгляд, это происходит потому, что, во-первых, в подобной группе каждый подросток меньше ощущает личную ответственность (анонимно разделенная ответственность); а во-вторых, присущий этому возрасту конформизм по отношению к более влиятельным сверстникам склоняет их к тому, чтобы меньше проявлять интерес к конкретным фактам коллективного поведения, а не к тому, чтобы противостоять «вредоносным элементам» группы, которым в итоге и принадлежит инициатива.

В авторской интерпретации данный пример означает наличие отрицательного влияния коллектива на личность. Таким образом, воспитание личности через коллектив не всегда может рассматриваться как однозначно позитивное, т.к. влияние коллектива, рассмотренное на примере коллектива с асоциальной направленностью, носит деконструктивный, иногда травмирующий личность, или, по крайней мере, содержащий установки на развитие отрицательных черт личности характер. Что подводит нас к мысли о необходимости отказа от идеи однозначного положительного влияния коллектива на личность.

Такой же простой пример отрицательного влияния коллектива на личность – это различные секты с фанатичной направленностью, в которых иногда полностью «стирается» личность человека. Однако здесь нужно отметить некий приоритет личности перед коллективом: предводитель и идейный вдохновитель секты, лидер. Вот он-то как раз гармонически всесторонне развивается за счет коллектива, а также имеет все возможности (и успешно их использует) для личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.

Рассмотренные выше примеры – это лишь явно выраженные случаи негативного влияния коллектива на личность. Наука же должна рассматривать проблему с двух сторон, и это целесообразно.

Благополучные межличностные отношения в коллективе способствуют нивелированию негативных проявлений эмоциональной децентрации каждого члена коллектива . Однако существует опасность, что чрезмерно развитое чувство коллективизма в сочетании с повышенным уровнем конформности может привести к снижению инициативности, самостоятельности и независимости, т.е. к регрессу черт характера, являющихся одними из определяющих саморазвитие и самореализацию личности. Бывает, что человек, привыкший во всем полагаться на коллектив, «проживает чужую жизнь».

Приоритет личности перед коллективом во многом определяется современными образовательными парадигмами, в т.ч. процессом гуманизации образования, который в первую очередь предполагает индивидуальный подход, часто воспринимаемый непрофессионалами как процесс индивидуализации. Безусловно, индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения оправдан, т.к. позволяет учитывать личностные особенности всех субъектов образовательного процесса. Более того, здесь как никогда уместен тезис о том, что индивидуальность заметнее в коллективе, и личность развивается только в социуме.

Однако если представить со всех сторон идеальный коллектив, то может получиться следующая картина: оптимальные возможности для самореализации обнаруживаются в первую очередь у «звезд», неформальных лидеров. Людям, живущим в обществе и стремящимся быть вхожим в коллектив, свойствен конформизм. В идеальном коллективе цель у всех его членов одна, общие правила и нормы поведения, схожее мировоззрение, одинаковые эмоции и т.д. Много ли здесь места и возможностей для индивидуального развития личности? И не может ли идеальный коллективизм привести к обезличенности, утрате индивидуальности?

Приоритет личности во многом определяется сугубо психологическим подходом к развитию личности, в то время как педагогический подход, разрабатываемый советскими педагогами, предполагал целенаправленное формирование личности. Одним из основополагающих принципов формирования личности и было воспитание личности в коллективе и через коллектив . Однако с современной точки зрения не всегда приемлемым представляется стремление многих советских практикующих педагогов к «полному вливанию личности в коллектив». Не случайно одной из негативных характеристик личности в образовательных учреждениях второй половины прошлого века было «ставит личные интересы выше коллективных».

Представляется бесспорным также в определенной степени разрушительное воздействие приоритетов информационной цивилизации, принципиально меняющих коммуникационные стратегии в современном российском обществе, на сферу взаимоотношений личности и коллектива. В то же время формирование приоритета личности перед коллективом мы склонны связывать с современным «поворотом» культурно-образовательной ситуации к человеку как высшей самоценности и главной цели развития общества.

Итак, современные тенденции развития общества диктуют нам необходимость создания адекватных педагогических условий, долженствующих способствовать формированию у индивида устойчивых представлений о коллективе как о неотъемлемой части социального мира, а также успешному овладению социальными нормами и приобщению к общезначимым ценностям не только для реализации собственного социально значимого личностного потенциала, но и обеспечению социальной успешности личности. В данный момент, исходя из реалий развития российского общества, наиболее целесообразным подходом к развитию взаимоотношений между коллективом и личностью представляется комплексный психолого-педагогический подход. Что в авторской интерпретации означает развитие личности через ее формирование с применением психолого-педагогических технологий индивидуального гуманистического подхода в воспитании личности в коллективе.

Завершить статью хочется так:

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что цели, нормы и ценности в асоциальных коллективах подростков определенным образом деформированы, из-за чего характеризуются большим смещением в негативную сторону. Именно нравственным содержанием норм и ценностей группы асоциально-криминальной направленности прежде всего отличаются от групп социально-полезной ориентации . Запретами, санкциями и разрушением асоциальных группировок можно добиться многого, однако нам представляется педагогически необходимым не разрушая, создавать новое.

Иными словами, педагогически оправданной и целесообразной перевоспитанию коллектива с асоциальной направленностью станет переориентация его целей, норм и ценностей в положительную сторону. Здесь нужно действовать через лидера группы (как один из вариантов – референтный подход), предварительно особенно тщательно изучив психологические особенности всех членов коллектива. Как правило, подростки испытывают потребность в общественном признании, на чем можно удачно и достойно сыграть, постепенно заинтересовав ребят такими общественными делами, как, например, популярная социальная интерактивная игра «Квест», волонтерское движение, «Тимуровское движение», шефство над маленькими и слабыми и т.д.

  • Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1988. – 608 с.
  • Моргаевская А.Н. Направления развития теории коллектива в отечественной педагогике / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. – № 69.
  • Отношения между людьми / Ф. Бо. – 12-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 160 с.
  • Комарова А.В., Слотина Т.В. Современный взгляд на идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива / Российский гуманитарный журнал, 2014. – № 2, том 3.
  • Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 416 с.
  • Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1984. – 285 с.
  • Косарецкая C.B., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг. М.: Генезис, 2008. – 208 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Содержание
    Введение
    1 Отличительные характеристики коллектива
    2 Коллектив в трудах А.С. Макаренко. Закон жизни коллектива
    2.1 Этапы развития коллектива
    2.2 Традиции в коллективной жизни

    2.3 Перспектива как цель, способная увлечь и сплотить
    2.4 Принцип параллельного действия и его грамотное использование педагогом
    3 Взаимодействие коллектива и личности
    3.1 Как сложатся отношения личности и коллектива
    3.2 Модель взаимоотношений: конформизм
    3.3 Модель взаимоотношений: гармония
    3.4 Модель взаимоотношений: нонконформизм
    4 Эффективное управление школьным коллективом
    Заключение

    Введение

    Латинское слово “коллективус” переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия “коллектив”. Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие “коллектив” в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Вот эти четыре простых и в тоже время важных принципа:
    1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
    2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели.. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
    3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
    4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
    Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
    Цель курсовой работы – изучить теоретический и практический аспекты проблемы и и коллектива в прерогативе современной школы.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    – рассмотреть отличительные характеристики коллектива;
    – изучить сущность коллектива в трудах А.С. Макаренко, а также понять смысл закона жизни коллектива, разработанного ученым;
    – разобраться в моделях взаимодействия личности и коллектива;
    – рассмотреть принципы эффективного управления школьным коллективом.

    1 Отличительные характеристики коллектива

    Кроме названных во введении признаков коллектива, коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
    Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
    В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
    Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.
    Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

    2 Коллектив в трудах А.С. Макаренко. Закон жизни коллектива

    Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

    2.1 Этапы развития коллектива

    Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелепой путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
    Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
    На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
    Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
    Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
    Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
    Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
    Процесс развития коллектива с позиции рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

    2.2 Традиции в коллективной жизни

    На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
    В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее до масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

    2.3 Перспектива как цель, способная увлечь и сплотить

    Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что “истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость”. Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.
    В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
    Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, ‘по она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
    Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
    Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.
    Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

    2.4 Принцип параллельного действия и его грамотное использование педагогом

    Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.. Каждый член коллектива оказывается под “параллельным” воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и опосредованно через актив и коллектив (параллели 2′ и 2). При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания). В сочинениях А. С. Макаренко находим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.
    Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и непродуманные решения. Так, этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удается предвидеть. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди. А.С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.
    Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри-коллективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор – постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

    3 Взаимодействие коллектива и личности

    3.1 Как сложатся отношения личности и коллектива

    Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам.
    Сделаем вывод: как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

    Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается – мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.
    Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д.

    3.2 Модель взаимоотношений: конформизм

    Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив “поглощает” личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.
    По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто “бунтует”, сопротивляется, конфликтует. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытовавший в наших школьных коллективах мотив – стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить “характеристику”. В этом случае школьник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне школьного коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт. Такое состояние может быть временным, переходным, а может оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся ранее социальный опыт личности, неадекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.).
    Открытый “бунт” против коллектива – явление в наших школах редкое. Ребята “бунтуют” лишь изредка и то по непринципиальным вопросам. Чувство самосохранения берет верх. Коллектив, сломавший личность, выступает по отношению к ней в роли жандарма. Это противоречит гуманному подходу к воспитанию, и педагогам есть над чем думать, разрабатывая новые пути совершенствования отношений личности с коллективом.

    3.3 Модель взаимоотношений: гармония

    Идеал взаимоотношений – гармонизация личности и коллектива. По некоторым оценкам, комфортными условия своей жизни в коллективе считают менее 5% опрошенных школьников. Углубленное изучение этих ребят показало, что они наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общежития и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения.
    Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для недавней нашей школы, – сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути. В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей, двойное поле морального напряжения, когда в рамках организованной при участии педагогов деятельности между школьниками устанавливаются позитивные отношения, а при неорганизованном общении они остаются отрицательными. Это связано с тем, что ребята не могут проявить в коллективе свою индивидуальность, а вынуждены орать навязанные роли. Там, где удается расширить диапазон золей, школьники находят удовлетворяющие их позиции в коллективе, и их положение в системе отношений становится долее благоприятным.

    3.4 Модель взаимоотношений: нонконформизм

    Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так. называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, гак и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.
    Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой, завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других – частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радуют общие неудачи класса, так как на этом фоне ярче блестят их собственные достижения.
    Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.

    4 Эффективное управление школьным коллективом

    Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись по внимательнее, видим – процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
    Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (A. T. Куракин).
    Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

    Заключение

    Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу временя решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
    Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
    В практике педагогического управления коллективом школьников, чтобы взаимоотношения коллектива и личности были гармоничными, необходимо соблюдать следующие важные правила:
    1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
    2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
    3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний – важнейшая обязанность классного руководителя.
    4. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.
    5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
    6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
    7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.
    К чему это обязывает воспитателя? К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.
    8. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае ребята фактически выпадают из системы коллективных отношений. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
    9. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Естественно, эти выводы немедленно ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).
    10. Положение ученика и коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в. благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.
    11. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

    Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды.Это основа основ.К ним должно стремиться любое разумное и современно руководство.Существует несколько классификаций типов взаимоотношений в коллективе. Например, их подразделяют на формальные отношения и теплую компанию, а также коллектив, не имеющий строгих правил.

    Плюсы и минусы таких взаимоотношений

    При формальных отношениях все в коллективе четко знают свои обязанности и приходят на работу работать, а не проводить время. Такие коллективы считаются более работоспособными и наличие таких отношений больше характерно для мужского коллектива.
    Иногда это может быть и смешанный коллектив, но, если человеку не хватает теплоты и общения, то человеку может быть тяжело в нем работать.
    Дружеская компания кажется более сплоченной за счет совместных посиделок и дружеских отношений, однако имеет свои минусы.

    Она отвлекает от работы и человек слишком раскрывается перед коллегами, порой демонстрируя свои слабые стороны. Если этим хотят воспользоваться, то такие отношения оборачиваются для него очень печально.Существуют некоторые типы организаций, где не принят ни один из выше перечисленных способов, поэтому каждое взаимоотношение с сотрудниками становится некоторым испытанием для вновь прибывшего. Там могут завязаться и дружеские отношения, и его могут просто игнорировать, считая все формальностью.

    Зачастую в таком коллективе кто-то может считать, что коллега обязан решать его личные проблемы, поэтому не каждый справится с такой нагрузкой, где помимо рабочих задач на него будет падать и психологическая составляющая.

    Пять типов управления командой

    Кроме этого сам тип руководства компанией часто подразделяют на пять составляющих, где начальник не вмешивается в управление коллективом, много делает сам и не делегирует свои функции.

    1. Он нацелен сохранить свою должность и больше ничего. Не удивительно, что коллектив его недолюбливает, ведь заботы о себе он не чувствует.Часто страдает в таком случае и производство, ведь руководитель просто физически не может знать все, а так как к помощи других он не прибегает, то и топчется практически на месте.
    2. Второй тип руководства практически панибратство. В такой компании руководитель заботится о каждом, задает удобный темп работы, но результаты его также не особо волнуют, ведь забота о людях их порой невольно расхолаживает, и они садятся на шею. Также могут появляться любимчики, что тоже ведет к снижению результатов, так как с них спрос меньше.
    3. Руководитель, ставящий задачи, но не интересующийся человеческим фактором также не очень хорош в компаниях, так как люди просто работают в них на износ. Задача может быть поставлена сотруднику, не имеющему достаточной компетентности с ней разобраться.
      Еще, такой командный стиль выдерживает не каждый, так как приказы обычно не обсуждаются, и инакомыслящих ждет увольнение.
      Если руководитель имеет золотую середину в руководстве и психологическом подходе, то он добивается от команды прекрасных результатов, так как он не требует невозможного, но и не дает спуску в решении задач. Это удобно в тех структурах, где коллектив небольшой, и разновозрастной.
    4. Однако, лучше всего себя зарекомендовала работа в команде. Так как руководитель учитывает интересы компании и в тоже время объединяет коллектив во всех уровнях. Не каждый способен объединить людей с разными интересами и характерами в одну команду, однако у особо одаренных и харизматичных личностей это получается. Естественно такой руководитель должен сам быть образцом самоотверженности и компетентности, чтобы сотрудники тянулись за ним.
    5. Руководитель дает сотруднику уверенность в себе, позволяет ему получить больше управленческих функций, растит из него профессионала. Доверие со стороны руководителя и сокращение опеки позволяет сформировать дополнительные руководящие кадры компании, которые могут самостоятельно справиться с любыми задачами компании.

    Формы руководства

    Итак, рассмотрев несколько типов руководителей, можно придти к выводу, что существует две формы руководства :

    1. Высокий профессионализм (приказ, внушение, участие, делегирование, доверие)
    2. Низкий профессионализм (инструктаж, руководство, малое доверие, контроль)

    Если сотрудник готов взять на себя ответственность к самостоятельному выполнению задачи, то внушение ему уже не понадобится, там руководитель просто принимает участие в его работе и в дальнейшем делегирует свои полномочия. Получив такого сотрудника в свою компанию, или вырастив его самостоятельно, руководитель может гордиться тем, что он нашел себе отличного помощника, а может и замену в будущем. В данном случае эмоциональная поддержка сотрудника уже не нужна, и он самостоятельно принимает любые решения в зависимости от ситуации.

    Когда руководитель может быть неправ, и к чему это приводит

    • Если он наказал другого сотрудника, а не того, кто совершил ошибку, коллектив или наказанный могут не понять и не принять такой стиль руководства
    • Если решение было принято без сотрудника, которому поручали выполнить работу
    • Разборки в присутствии третьих лиц или «за глаза»
    • Вместо того, чтобы признать свою ошибку руководитель ищет виновного среди подчиненных
    • Исполнитель не владеет важной информацией для качественного выполнения работы
    • Профпригодный сотрудник засиделся на месте и не продвигается по службе в компании
    • Жалобы начальника на своих работников своему вышестоящему руководству
    • Поощрения достаются не тому работнику, кто сделал всю работу
    • Любимчики и отверженные в коллективе, разный уровень спроса с команды

    Все эти ошибки руководителя говорят о том, что он не компетентен в своей работе и профессионально не готов руководить людьми. Это не является критическим, но, тем не менее, влияет на результаты команды в целом и взаимоотношения внутри коллектива. Такого начальника не любят, часто не слушаются и тем более не уважают. Если есть возможность уйти из такого коллектива, сотрудник это делает с удовольствием. При выборе такого начальника на должность нужно понимать, что сплоченности команды в таком коллективе не достичь.

    Взаимоотношения в коллективе зависят от воспитания людей, их возрастных категорий и общечеловеческих ценностей. Чем более воспитан человек, тем лучше у него отношения в коллективе. Он знает, где промолчать, а где ответить, и естественно не забывает о выполнении своих задач, оставляя выяснение личных качеств каждого за пределами своего офиса.

    При желании можно сформировать любой тип коллектива, определив наиболее важную цель его личностей внутри, но не нужно забывать, что самый продуктивный из них коллектив команда.Если начальник заинтересован в продвижении своего дела и получении высоких результатов, то он должен делегировать свои полномочия наиболее подготовленным членам команды, в тоже время оставляя себе роль контролера и координатора действий.

    Любой человек в своей жизни вынужден искать работу. На новом рабочем месте может возникнуть множество проблем, в том числе, и во взаимоотношениях. Что нужно учесть при вхождении в новый коллектив, как вести себя, чтобы не нажить врагов в первый же день?

    Приходя в новое общество людей, странно думать, что вас там ждут с распростертыми объятьями. До вашего появления у коллег уже сложились определенные правила поведения, связи друг с другом и стиль общения с начальством. Принимая это во внимание, следует учесть некоторые особенности коллективов при поступлении на новую должность.

    Какой коллектив вас ждет?

    Прежде, чем выйти на работу, следует выяснить много вопросов, связанных не только с вашими новыми должностными обязанностями, но и с составом коллектива: он женский или мужской? Смешанный?

    Даже проанализировав структуру общества, можно легко понять, чего ожидать.

    Например, в женском коллективе обязательно обсудят новую прическу начальницы или рубашку директора. Женщины с удовольствием могут сделать перерыв на чаепитие и засидеться за разговорами больше положенного. В жестких конкурентных режимах женщины будут биться до конца и могут даже устроить «подножку» в нужный момент.

    Но все равно, женский коллектив отличается в спокойной рабочей атмосфере теплотой, семейными разговорами и эмоциональностью. Любая (или любой) коллега может быть уверен, что именно на работе «девчонки» поймут и поддержат, обязательно посочувствуют и дадут кучу советов из их собственного опыта.

    В смешанном коллективе возникает мало конфликтов, но зато бывают «нерабочие отношения», которые могут мешать не только выполнять свои непосредственные функции двум работникам, но и напрягать коллег. В такой среде складывается, скорее, нейтральная позиция к коллективу: рабочее общество не является близким или родным, но и резкого отчуждения не имеется.

    В мужском коллективе обычно все сухо, строго и адекватно. Мужчины не показывают своих эмоций, страхов и непонимания, все нацелены на получение результата. Для сильной половины человечества работа – это средство достижения будущих целей, а не место, где можно обсудить проблемы, побыть в центре внимания из-за новых брюк или просто получить поддержку. В мужском коллективе развита конкуренция, ведь каждый хочет показать, что он профессионал, однако действовать скрытно и за спиной мужчина не будет.

    Какие бывают взаимоотношения в коллективе?

    Кроме разделения по половому признаку коллективы могут различаться по типам взаимоотношений. Причем чаще всего тип взаимоотношений зависит, скорее, от начальника, чем от подчиненных.

    Коллектив может быть большой и дружной семьей, для таких организаций характерна развитая корпоративная культура, система поддержки социальных инициатив, постоянные коллективные вылазки, праздники и концерты. Безусловно, есть множество плюсов: человек с радостью идет на работу, коллеги знают ваши хобби и ситуацию в семье, однако вместе с разговорами по душам раскрываются и слабые стороны, что впоследствии может быть использовано конкурентами. Кроме того, такой коллектив сложно собрать для быстрой, активной и срочной работы.

    Бывают коллективы формальные. Характеристика подобной организации довольно коротка: люди взаимодействуют друг с другом минимально, занимаются исключительно работой, нет взаимопомощи и выручки. Такой коллектив очень работоспособен и исполнителен, однако часто возникает проблема текучести кадров, ведь если человеку даже некому улыбнуться в течение 8 часов в день, то до нервного срыва тут совсем недалеко.

    Бывают и смешанные коллективы, в которых люди могут совмещать и продуктивную работу, и совместный коллективный отдых. Однако стоит только нарушить отношение сторон, то коллектив быстро трансформируется либо в формальный, либо в дружеский.

    Советы новичку, как построить взаимоотношения в коллективе

    Как можно заметить, коллектив – это не просто группа людей, это еще и полноценный организм, который действует по-разному в зависимости от ситуации. Лучше всего понять особенности коллектива еще до того, как вы непосредственно в него войдете. Это можно сделать при разговоре с начальником (задайте несколько наводящих вопросов) или в общении с каким-нибудь сотрудником. Но даже если у вас ничего не вышло, существуют общие правила, которые помогут вам быстро войти в новую рабочую обстановку.

    • Будьте аккуратны в словах. Сохраняйте нейтралитет в спорных ситуациях, будьте приветливы, но не слишком открыты, интересуйтесь у коллег, какие особенности работы вас ожидают.
    • Одежда на вас должна быть сдержанной, но подобранной со вкусом. Если дресс-код не оговорен в договоре, то лучше прийти в деловом костюме.
    • Никогда не пишите доносы начальству, даже если в первый день заметили жесткую провинность коллеги. Если вы промолчите, то вас невольно зауважают, ведь вы могли нажаловаться и сместить конкурента с пути.
    • Психология человека такова, что работник, пробивший себе дорогу на работу через знакомых или родственников, обязательно подвергнется общей зависти и порицанию. Хоть вы первоклассный специалист и попали сюда потому, что работник нужен был срочно, а начальник-дядя не смог никого найти кроме вас, лучше не распространяйтесь о дороге к должности.

    Пройдет время, вы найдете себе друзей, узнаете особенности коллектива и будете вспоминать свои переживания перед первым днем работы с улыбкой, а пока дерзайте, и новое общество вас обязательно примет!

    Видео по теме статьи

    а) Личность подчиняется коллективу: конформизм. Личность может подчиняться добровольно, может уступать коллективу, как более сильной внешней силе, может подчиняться формально, сохраняя свою независимость и индивидуальность.

    б) Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях: гармония.

      Личность сохраняет внутреннюю независимость

      Бунтует, сопротивляется и конфликтует

    в) Личность подчиняет себе коллектив: нонконформизм. Такая модель встречается не часто, её нельзя игнорировать. Этот процесс может иметь двойственный характер. Если личность неординарная, с обычными качествами, то он способен повести за собой, но не длительное время.

    Система деятельности классного руководителя.

    1. Типы классного руководства.

    2. Функции классного руководителя.

    3. Основные направления деятельности (программы)

    1. В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью в классе занимается классный руководитель. Важной особенностью деятельности классного руководителя в современных условиях является вариативность.

      Традиционный вариант. (Педагог имеет полную учебную нагрузку, классное руководство, совместную деятельность с учениками и родителями).

      Освобожденныйклассный руководитель – воспитатель. (Он может вообще не вести уроков, используя воспитательную функцию, или ведёт уроки только у своего класса. Такойклассный руководитель может быть классным руководителем и в параллели. Организация воспитательных дел, работа с родителями, изучение школьников и организация индивидуальной работы с каждым, занятие исследовательской деятельностью.)

      Вальдорфский вариант (Классный руководитель – главный в своём классе, и через него ведет воспитание и обучение. Ведет все предметы).

      Клубный вариант (классный руководитель является организатором клуба по какому-то из воспитательных направлений). Осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, работу по самообслуживанию, работает в клубном объединении.

    Вариативность определяется запросами, интересами, потребностями учеников и родителей, их возможностями, условиями класса, школы и социума, а также возможностями самого педагога. Меняется в зависимости от возраста детей, опыта их самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Классный руководитель может быть организатором, старшим товарищем, наставником, то есть через сферы жизнедеятельности ребёнка: деятельность, общение и просто бытие. Классный руководитель развивает способности каждого ребёнка, формирует его базовую культуру.

    Основные задачи классного руководителя:

      Защита ребенка и его прав

      Изучение личности каждого ребёнка для составления воспитательных приемов и для правильной оценки ситуации и своих собственных действий.

      Коррекция межличностных отношений

      Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.

      Формирование коллектива класса, помощь организации, самоорганизации различной творческой деятельности.

      Координация усилий семьи, педагогического дополнительного образования, воспитания взрослых, которые взаимодействуют в данном классном коллективе и направляют в сторону развития базовой культуры.