Стройка и ремонт - Информационный портал

Особенности скоростных лифтов. Грузовой лифт в жилом доме: размеры, максимальная грузоподъемность, назначение Лифт Шанхайской башни

ГОСТ 5746-2003
(ИСО 4190-1-99)

Группа Ж22


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Основные параметры и размеры

Passenger lifts. Basic parameters and dimensions


МКС 91.140.90
ОКП 48 3611

Дата введения 2004-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, строительные подъемники и эскалаторы"

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа
по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением 4.1 (таблица 1) и 4.3 (таблица 2), представляют собой аутентичный текст ИСО 4190-1:1999 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI" с Изменением от 01.03.2001 (ISO 4190-1:1999 "Installation of passenger and service lifts - Part 1: Class I, II, III and VI lifts") (with corrections of 01.03.2001)

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23 октября 2003 г. N 300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5746-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 5746-83


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Введение

Настоящий стандарт содержит требования к основным параметрам и размерам лифтов, изложенным в международном стандарте ИСО 4190-1-99 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI".

Стандарт разработан с целью:

- создания благоприятных условий для потребителей лифтов за счет значительного увеличения номенклатуры и исполнений пассажирских лифтов, в том числе лифтов с гидроприводом, а также лифтов, оснащенных телескопическими дверями;

- расширения возможностей использования пассажирских лифтов инвалидами;

- обеспечения перевозки лежачих больных на носилках, каталках и других средствах горизонтального транспортирования с различными системами жизнеобеспечения;

- расширения ряда грузоподъемностей и скоростей пассажирских лифтов для зданий большой заселенности и этажности с интенсивными пассажиропотоками;

- уменьшения объемов, занимаемых лифтами в зданиях, за счет сокращения размеров шахт.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские электрические и гидравлические лифты, устанавливаемые в глухих шахтах.

1.2 Пассажирские лифты, включенные в настоящий стандарт, предназначены для оборудования зданий (сооружений):

- строящихся;

- эксплуатирующихся (при замене лифтов);

- реконструируемых.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на лифты номинальной скоростью более 6 м/с. Требования стандарта являются рекомендуемыми, кроме требований, регламентированных национальными "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ) .

2 Нормативные ссылки

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1 грузоподъемность лифта номинальная: Значение, равное массе груза, на транспортирование которого рассчитан лифт.

3.1.2 дверь (кабины, шахты) горизонтально-раздвижная: Дверь, створка(и) которой перемещается(ются) в горизонтальном направлении.

3.1.3 дверь кабины (шахты) телескопическая: Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в параллельных плоскостях, при открывании заходя одна за другую.

3.1.4 дверь кабины (шахты) центрального открывания: Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в противоположных направлениях от центра.

3.1.5 здания с интенсивными пассажиропотоками: Здания большой этажности и (или) заселенности.

3.1.6 кабина: Грузонесущее устройство, предназначенное для размещения людей (пассажиров).

3.1.7 лифт: Стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

3.1.8 лифт гидравлический: Лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.

3.1.9 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный, в основном, для подъема и спуска людей.

3.1.10 лифт электрический: Лифт с электроприводом.

3.1.11 лифт пассажирский для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничный лифт): Пассажирский лифт, размеры кабины и конструкция которого позволяют перевозить пациентов лечебно-профилактических учреждений, в том числе на средствах горизонтального транспортирования (каталках, кроватях и т.д.) и (или) медицинское оборудование.

3.1.12 машинное помещение: Огороженное со всех сторон пространство, оснащенное дверью, в котором размещаются привод, вводное устройство, станция управления и другое оборудование лифта.

3.1.13 приямок шахты: Часть шахты, расположенная ниже уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки.

3.1.14 скорость номинальная: Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.1.15 шахта: Сооружение, в котором движутся кабина и противовес.

3.2 Обозначение размеров

3.2.1 Внутренние размеры кабины и дверного проема (см. рисунок 1)

3.2.1.1 Ширина кабины * - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен кабины, измеренное параллельно передней стенке входа в кабину.
________________

3.2.1.2 Глубина кабины * - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями передней и задней стен кабины, измеренное перпендикулярно ширине кабины.
________________
* Должны измеряться, как указано на рисунке 1а, на высоте 1 м от уровня пола кабины. Декоративные или защитные панели или поручни (при наличии) должны размещаться внутри этих размеров.

3.2.1.3 Высота кабины - вертикальное внутреннее расстояние между порогом входа в кабину и конструктивным потолком кабины.

Устройства освещения кабины и декоративные потолки размещены внутри этого размера.

3.2.1.4 Ширина дверного проема - размер ширины входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.2.1.5 Высота дверного проема - размер высоты входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.2.2 Внутренние размеры шахты (см. рисунки 2а и 2б)

3.2.2.1 Ширина шахты - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен шахты, измеренное параллельно ширине кабины.

3.2.2.2 Глубина шахты - горизонтальное расстояние, перпендикулярное ширине шахты.

3.2.2.3 Глубина приямка - наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки до пола шахты.

3.2.2.4 Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки - наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня чистого пола верхней посадочной (погрузочной) площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой.

3.2.3 Внутренние размеры машинного помещения (см. рисунки 2а и 2б)

3.2.3.1 Ширина машинного помещения - горизонтальный размер, измеренный параллельно ширине кабины.

3.2.3.2 Глубина машинного помещения - горизонтальный размер, измеренный перпендикулярно ширине машинного помещения.

3.2.3.3 Высота машинного помещения - наименьший размер между уровнем размещения лебедки (гидроагрегата) и потолком машинного помещения, измеренный в соответствии с положениями ПУБЭЛ .

4 Основные параметры

4.1 Числовые значения грузоподъемностей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R10 по ГОСТ 8032 .

Рекомендуемые значения номинальных грузоподъемностей пассажирских лифтов соответствуют ряду: 320, 630, 800, 1000, 1275, 1600, 1800, 2000, 2500 кг.

Значения грузоподъемностей пассажирских лифтов для зданий различных видов рекомендуется выбирать согласно таблице 1.


Таблица 1 - Значения грузоподъемностей лифтов для зданий различных видов

Вид здания

Общественные и промышленные (сооружения)

Большой этажности
и (или) заселенности
(с интенсивными пассажиропотоками)

Лечебно-
профилактические учреждения

Номинальные грузоподъемности лифтов, кг

1275, 1600,
1800, 2000

1275*, 1600*,
2000*, 2500*

* Для больничных лифтов.

4.2 Числовые значения скоростей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R5 по ГОСТ 8032 .

Рекомендуемые значения номинальных скоростей движения кабин пассажирских лифтов соответствуют ряду: 0,40; 0,63; 1,00; 1,60; 2,00; 2,50; 3,00; 3,50; 4,00; 5,00; 6,00 м/с.

Номинальные скорости для пассажирских лифтов в зависимости от привода следует принимать в диапазоне:

0,63-6,00 - электрический привод;

0,40-1,00 - гидравлический привод.

4.3 Для зданий различных видов высотой до 25 этажей включительно скорость лифта, как правило, принимают согласно таблице 2.

Таблица 2 - Значения скорости лифта в зависимости от этажности здания

Номинальная скорость лифта,
м/с

Максимальное число этажей

Жилые здания

Общественные и промышленные здания (сооружения)

0,40; 0,63; 1,00*

* Для электрических и гидравлических лифтов.


Для зданий высотой более 25 этажей выбор скорости лифта производят при проектировании в соответствии с расчетом и по согласованию с производителем лифта.

4.4 При невозможности оборудования зданий (сооружений) лифтами в соответствии с требованиями настоящего стандарта, применяют лифты с параметрами и размерами, отвечающими требованиям национальных ПУБЭЛ .

5 Основные размеры

5.1 Основные размеры (внутренние) кабин, шахт, машинных помещений выбирают по таблицам 3, 3.1, 4 и рисункам 1-6. Электрические лифты могут иметь исполнения, которые не предусматривают машинного помещения.

Таблица 3 - Высота кабины, дверного проема, частей шахты пассажирских лифтов

Размеры в миллиметрах

Номи-
нальная скорость , м/с

Жилые здания

Здания общественные
и промышленные (сооружения)

Здания
большой этажности
и заселенности

Высота кабины


Глубина приямка

Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки

3,50-
5,00

* Определяется поставщиком лифта.

Примечания

1 Высота кабины допускается 2100 мм.

2 Высота дверного проема лифтов грузоподъемностью более 320 кг допускается 2000 мм.

3 Высота верхнего этажа допускается 3500 мм для лифтов номинальной скоростью менее 1,00 м/с при высоте кабины 2100 мм.

Таблица 3.1 - Габариты машинного помещения пассажирских лифтов

Размеры в миллиметрах

Номинальная скорость , м/с

Номинальная грузоподъемность, кг

Машинное помещение
(в плане )

Электрический лифт

Гидравлический лифт

Ширина или глубина шахты2000

Таблица 4 - Высота кабины, дверного проема, частей шахты, габариты машинного помещения электрических больничных лифтов

Размеры в миллиметрах

Грузоподъемность, кг

Высота кабины

Высота дверного проема кабины и шахты

Глубина приямка для лифтов номинальной скоростью , м/с:

Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки для лифтов номинальной скоростью , м/с:

Машинное помещение для лифтов номинальной скоростью , м/с

Площадь, м

Ширина

Глубина

Площадь, м

Ширина

Глубина

* Только для номинальной скорости 2,00 м/с.

Примечания

1 Значения и минимально допустимые. Фактические размеры должны обеспечить площадь машинного помещения.

2 Высота кабины допускается 2200 мм.

- ширина кабины; - ширина дверного проема; - глубина кабины; - высота дверного проема;
- высота кабины; 1 - отделочные (декоративные) панели; 2 - подвесной потолок

Рисунок 1 - Обозначения основных размеров кабины и дверных проемов, а также внутренних размеров шахты

Рисунок 2а - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения электрических лифтов (одиночная установка)

- ширина шахты; - ширина машинного помещения; - глубина шахты; - глубина приямка;
- глубина машинного помещения; - высота шахты от уровня верхней посадочной площадки
до выступающих частей перекрытия над шахтой; - высота машинного помещения

Примечания

1 Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана).

2 Электрические лифты могут иметь исполнение, не предусматривающее машинное помещение.

Рисунок 2а - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения электрических лифтов
(одиночная установка)

Рисунок 2б - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения гидравлических лифтов (одиночная установка)

Ширина шахты; - ширина машинного помещения; - глубина шахты; - глубина приямка;
- глубина машинного помещения; - высота шахты от уровня верхней посадочной (погрузочной)
площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой; - высота машинного помещения

Примечание - Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана)

Рисунок 2б - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения гидравлических лифтов
(одиночная установка)

Примечания

3 Лифты с кабинами в плане 1100х2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600х2000 мм).

Рисунок 3 - Пассажирские лифты для жилых зданий

Примечания

1 Шахты лифтов скоростью более 2,50 м/с должны быть увеличены по ширине и глубине на 100 мм.

2 Лифты, обозначенные символом , доступны для инвалидов.

3 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

4 Лифты с кабинами в плане 1100х2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600х2000 мм).

Рисунок 4 - Пассажирские лифты для общественных и промышленных зданий (сооружений)

Рисунок 5 - Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и заселенности с интенсивными пассажиропотоками

________________
* Только для лифтов скоростью 2,50 м/с.
Примечание - Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

Рисунок 5 - Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и заселенности
с интенсивными пассажиропотоками

Примечания

1 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, доступные для инвалидов.

2 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

3 Кабины лифтов предназначены для транспортирования больного на кроватях, максимальные габариты которых (см. символы на чертеже):

a) 900х2000 мм;

b) 1000х2300 мм;

c) 1000х2300 мм, с дополнительным медицинским оборудованием.

Рисунок 6 - Пассажирские лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)

5.2 Рисунки не определяют конструкцию лифтов, а также расположение машинных помещений (в плане) относительно шахт и входных дверей в машинное помещение.

Размеры машинных помещений указаны с учетом наличия демонтажного люка в полу и расположения оборудования одиночного лифта. Расстояние от уровня площадки, где располагается привод лифта, до выступающих частей перекрытия машинных помещений, а также размеры общего машинного помещения для двух и более лифтов определяются производителем лифтов с учетом требований ПУБЭЛ .

Пассажирские лифты могут иметь исполнение, не требующее наличия машинного помещения (лифты без машинных помещений).

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Несмотря на то, что согласно статистике, каждые три дня лифты перевозят количество пассажиров равное населению Земли, поездка на скоростном лифте отнюдь не рядовая ситуация. По техническому регламенту об устройстве лифтов, по критерию скорости, они подразделяются на:

  • лифты тихоходные (до 1 метров в секунду);
  • лифты быстроходные (от 1 до 2 метров в секунду);
  • лифты скоростные (от 2 до 4 метров в секунду);
  • лифты высокоскоростные (свыше 4 метров в секунду).

Как правило, в обычных многоэтажных жилых домах устанавливаются лифты первой или, максимум, второй категории, потому как, во-первых, их конструкция, значительно проще, а, следовательно, дешевле, а, во-вторых, они безопаснее для пассажиров. Скоростные и высокоскоростные лифты устанавливаются чаще всего в крупных многоэтажных бизнес-центрах, где лифтом ежеминутно пользуются десятки человек, или в элитных жилых домах.С технической точки зрения, скоростные и высокоскоростные лифты совершеннее и мощнее обычных тихоходных подъёмников. Они оснащаются модернизированными безредукторными лебёдками, которые даже по весу превосходят лебёдки обычных подъёмников. Так, например, вес некоторых из них может превышать 18 тонн. При этом тяга таких моторов может быть свыше 70 тонн. Модернизированная безредукторная лебёдка может обеспечивать более плавное и мягкое передвижение кабины без вибраций. При этом, чем выше скорость, тем больше, разумеется, проблем с вибрацией. К тому же в силу того, что высокоскоростные лифты – удел небоскрёбов, которые в свою очередь также имеют немалый уровень вибраций из-за их высоты, инженерам приходится учитывать и это. Поэтому высокоскоростные лифты оснащаются более мощными системами подавления вибрации, которые призваны следить за равномерным распределением нагрузки на специальные особо прочные тросы, которыми оборудованы кабины. Конструкции быстроходных элеваторов осложняются ещё и тем, что системы разгона в них устроены особым образом – набирает высоту лифт довольно быстро, но при этом плавно. В связи с этим, такие лифты оснащены особыми системами подавления воздуха в шахте, для обеспечения меньшего сопротивления.

Скоростные и высокоскоростные лифты в силу высокого потребления энергии, оснащаются также особыми устройствами – рециклическими инвекторами, которые позволяют вторично использовать энергию. Кстати, для сохранения энергии, увеличения скорости, а также для обеспечения более плавного хода лифта, форма кабины делается обтекаемой, без резких углов.Однако, скоростные лифты обладают рядом «побочных эффектов», так, в некоторых из них человеку может стать плохо – закружиться голова, затошнить, заложить уши. Это происходит из-за существенных перепадов давления, особенно в тех случаях, когда подъёмник довольно быстро набирает скорость. Однако в нескольких небоскрёбах мира сегодня установлены лифты-рекордсмены, которые могут работать на «немыслимых» для обычного лифта скоростях, при этом с максимальным комфортом для пассажиров. Самые популярные из них находятся в Тайвани, в одном из самых высоких зданий «Taipei 101» высотой 509 метров. Лифты там могут подниматься на высоту со скоростью почти в 17 метров в секунду. Они оборудованы специальными системами стабилизации воздуха внутри самой кабины, так что с точки зрения самочувствия, пассажиры даже не замечают, как перемещаются на 80 этажей вверх и вниз всего за несколько секунд.

Высокоскоростные лифты обеспечены также сверхнадёжными системами торможения. В этих подъёмниках предусмотрены не простые ловители, которые останавливают лифт по «требованию» ограничителей скорости, а кремниево-азотные тормозные устройства или особые двойные системы тормозов, которые могут «поймать» кабину, и выдержать при этом высокие тепловые нагрузки. К тому же, удар от падения сведён к минимуму, так что пассажиры не ощущают серьёзного дискомфорта при поломке лифта. Кроме того, как правило, такие подъёмники оснащены интеллектуальными системами контроля скорости движения, так что их внезапное падение и выход из строя практически невозможен.

Возведение небоскреба можно сравнить со строительством целого города, где используются самые современные инженерные технологии. И, конечно, невозможно представить высотное здание без скоростных лифтов. О том, как работают эти подъемные механизмы в Московском международном деловом центре «Москва-Сити» и что позволяет им доставлять людей за считанные секунды на вершину небоскреба, в интервью Порталу Стройкомплекса рассказала Олеся Кошкина, директор по маркетингу ОАО «СИТИ», управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити».

- Какие лифты используются в небоскребах «Москва-Сити»?

Все здания в деловом центре соответствуют самым высоким классам А и В+, а для них обязательным условием является оборудование современными скоростными лифтами ведущих мировых производителей.

Именно в «Москва-Сити » впервые были внедрены наклонные лифты и лифты с повышенными скоростями (четыре - восемь метров в секунду).

Кроме того, при проектировании и возведении здания в Сити особое внимание уделяется вопросам безопасности и надежности.

СКОРОСТЬ ПАССАЖИРСКИХ ЛИФТОВ - ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ МЕТРОВ В СЕКУНДУ

Проводится необходимое техническое обслуживание лифтов, каждую смену их осматривают квалифицированные специалисты, аттестованные Ростехнадзором. Работа лифтов в небоскребе круглосуточно координируется из специального диспетчерского пункта, обеспечивающего слаженную работу всех систем в здании.

Отмечу, что в целом в «Москва-Сити» сосредоточены уникальный опыт и новейшие разработки в сфере строительства и в области эксплуатации высотных зданий, ранее не применявшиеся в России в подобных масштабах.

- Сколько лифтов обычно обслуживают один многофункциональный комплекс?



В среднем 30 лифтов работают в одном небоскребе в Сити. Причем в здании, как правило, предусмотрено разделение на лифтовые группы, обслуживающие различные функциональные зоны - офисы, апартаменты, парковку, зону погрузки и разгрузки. Это позволяет группировать поток пассажиров и значительно оптимизировать движение в деловом комплексе. Кроме того, имеется отдельная группа лифтов для пожарных подразделений - в случае возникновения какой-либо нештатной ситуации.

- С какой скоростью движутся лифты?

- Пассажирские едут со скоростью от трех до семи метров в секунду, технические - от двух до пяти метров в секунду. Она регулируется автоматически и зависит, в первую очередь, от того, на какой этаж направляется лифт. К примеру, если он едет сразу на самый высокий этаж, то автоматически включается скорость семь метров в секунду. Если есть промежуточные остановки на других этажах, то скорость лифта будет ниже. При этом заполняемость кабины не влияет на скорость движения. К примеру, на 60-й этаж небоскреба вы сможете доехать всего за 40 секунд! К слову, максимальный период ожидания лифтов с момента нажатия кнопки составляет 20 секунд.

- Какими инновационными системами оснащены подъемные механизмы?

ПРИ В ЫЗОВЕ ЛИФТА К ВАМ ПРИДЕТ ИМЕННО ТОТ, КОТОРЫЙ БЫСТРЕЕ ВСЕГО УСПЕЕТ ДО ВАС ДОБРАТЬСЯ

Все лифты оборудованы автоматическими ловителями, предотвращающими падение кабины. Это устройство для торможения, остановки и удержания кабины (противовесa) на направляющих - стальных рельсах. Поэтому в случае возникновения какой-либо аварийной ситуации находящиеся в лифтах люди всегда будут в безопасности. А при возникновении пожара все пассажиры будут доставлены на первый этаж вне зависимости от пункта назначения.

- Слышала, что есть интеллектуальная система управления лифтом. Расскажите о ней подробнее.

Интеллектуальная система управления, к примеру, действует в деловом комплексе «Империя». Она заключается в следующем: как только гость или служащий приложил пропуск к электронному считывающему устройству на турникете, система автоматически сама вызывает лифт на требуемый этаж. Таким образом, лифт программируется с помощью пропуска, что значительно экономит время посетителей и работников комплексов.

- Есть ли в Сити лифты, работающие по схеме «одна шахта - две кабины»?



Да. Это лифты системы Twin, которые решают проблему экономии пространства в небоскребах. Они установлены в некоторых небоскребах Сити, в частности в башнях «Федерация», «Меркурий-Сити» и «Эволюция». Особенность лифтов-близнецов заключается в следующем: в одной шахте независимо друг от друга перемещаются две кабины - они используют одни и те же двери и рельсы, каждая кабина имеет собственный противовес и привод.

- В чем преимущество таких лифтов?

При установке системы парных лифтов в уже имеющиеся шахты значительно повышается пропускная способность пассажиров. Уменьшение количества шахт при сохранении пропускной способности позволяет увеличить полезную используемую площадь строения, организовать больше офисного и жилого пространства. Кроме того, они обеспечивают безопасность и удобство передвижения пассажиров.

В них установлена электронная система управления распределения нагрузок. Все просто: когда посетитель заходит в деловой комплекс и вызывает лифт, предположим, на 15-й этаж, то из всей группы лифтов - а их обычно в холле небоскреба несколько - к нему приходит именно тот, который быстрее всего успеет до него добраться в этот момент. Если же кнопку на 15-й этаж одновременно нажали несколько человек, то система сама решает, как распределить нагрузку - на два лифта или один.

- В «Москва-Сити» есть еще и двухэтажные лифты. В чем их отличие от «твинов»?

Double Deck - это двухэтажные лифты с

зафиксированными кабинами, которые имеют два посадочных этажа. Их преимущество в том, что они могут перевезти вдвое больше людей. Причем расстояние между кабинами в таких лифтах устанавливается в зависимости от этажности здания.

Кто принимает решение о том, какие лифты, в каком количестве и в каких башнях «Москвы-Сити» необходимо установить?

Уже на этапе разработки архитектурной концепции зданий определяется, сколько лифтов и какой системы будет установлено. Учитывается объем площадей, анализируется движение внутри делового комплекса в зависимости от места назначения - офисы, апартаменты, парковка и прочее. Все расчеты делаются задолго до начала строительства.

Лифт - это жестко регламентированная конструкция, которая должна отвечать всем техническим требованиям. Именно такой подход позволяет оптимизировать поток пассажиров, обеспечить комфорт и безопасность передвижения людей внутри небоскреба.

Напомним, Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» - один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются на территории России за последние десятилетия.

Строительство ММДЦ ведется на Пресненской набережной, на месте бывшей каменоломни. Здесь создается зона деловой активности, которая объединит бизнес, апартаменты проживания и досуг. Общая площадь территории составляет около 100 га, из которых 60 га предназначены под новую застройку.

Кажется, что для создания сверхскоростных лифтов для небоскрёбов достаточно взять электромотор помощнее, да трос попрочнее. В реальности эта «количественная» задача сродни качественному технологическому прыжку от «Запорожца» к Ferrari. Причём такие лифты стоят намного дороже суперкаров.

Сразу вопрос - где же работают самые быстрые в мире лифты? В столице Тайваня, в здании Taipei 101 высотой 509 метров (это пока самое высокое здание в мире).

Этажей в нём 101, различных лифтов - 67, в том числе два мировых рекордсмена (они ходят только до 89 этажа). При подъёме лифты развивают 1010 метров в минуту. Это 60,6 километров в час или 16,83 метра в секунду. При спуске скорость немного ограничена.

Для сравнения: скорость обычного лифта в жилом здании 1–1,6 метров в секунду, в элитных высотках 1,6–3,5; а у распространённых скоростных лифтов в административных небоскрёбах 3,5 и, редко 5–10.

Соответственно, представьте, как вы входите в родную шестнадцати-этажку и взмываете на последний этаж менее чем за три секунды. Ну, чуть более трёх, если учесть разгон и торможение. В деловом центре Taipei 101 на 89 этаж, расположенный на высоте 388 метров, лифт взлетает за 38 секунд. Спуск занимает на 10 секунд больше.

Чтобы покончить с рекордами, скажем, что в мире есть модель со скоростью даже 18 метров в секунду, но, судя по всему, её ещё нигде не установили, да и данные по ней, представленные на одном из сайтов, староваты. Зато в нескольких небоскрёбах мира установлены лифты, развивающие скорость 12,5 метров в секунду, что тоже весьма и весьма много.

Причём, тут речь не о количественном сравнении таких лифтов с обычными, а о качественном. Инженерам приходится решать множество сложных задач.

Преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надёжные аварийные системы, способные остановить падающий с чудовищной скоростью лифт, и так далее.

Огромной проблемой становится трос. Из какого бы материала его ни делали, он всегда будет иметь собственную резонансную частоту колебаний, и, вот ведь незадача, постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания.

А тут ещё собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самой высотки накладываются. Да, за трос нужно «дёргать» весьма сильно - разгон в таких лифтах ещё в пределах допустимого с точки зрения комфорта, но всё же мощный.

Рассмотрим подробнее один из скоростных лифтов центра Taipei. Обтекаемая кабина призвана не только сократить расход энергии, но и уровень шума. Она дополнена такими «колпаками», которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке лифта (так как через двери слышно, что происходит снаружи, гораздо лучше).

Разумеется «по кругу» есть хорошая звукоизоляция. Так что уровень шума на максимальной скорости - ничтожные 45 децибел - это тише, чем в иных лифтах со скоростью в десять раз меньшей.

Ещё тут установлена первая в мире система кондиционирования, контролирующая давление воздуха внутри кабины лифта и уменьшающая «декомпрессионный» дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.

Кабина герметична, а электроника успевает за те несколько секунд, что лифт находится в «полёте» подправить давление так, чтобы скорость его нарастания (или падения) была бы насколько возможно наименьшей.

Очевидно, на этапах разгона/торможения можно выгадать секунды, в течение которых система может интенсивнее накачивать/откачивать воздух из кабины, по сравнению с тем изменением давления, которое наблюдалось бы в негерметичной кабине. Максимальные же скорости изменения давления при этом падают. И падают неслабо - на 37% - можете дышать глубже. Хотя суммарную величину этого перепада изменить нельзя - это уж зависит от разности высот этажей.

Кремниево-азотные керамические тормозные устройства останавливают 23–тонную (с пассажирами) кабину, падающую быстрее 20 метров в секунду - всего на 40 метрах, выдерживая при этом тысячеградусный нагрев.

Дополнительный гидравлический демпфер на дне шахты имеет ход сжатия 6 метров. Специальный подавитель вибрации троса учитывает не только движение лифта, но и колебания самого здания.

Добавим, что в подобных лифтах система управления меняет не только скорость лифта, но следит и за скоростью нарастания ускорения (замедления), обеспечивая не только безударный старт, но и минимальное влияние на колеблющийся трос.

Скоростные лифты - это особый тип подъемников, предназначенный для установки в высотных зданиях для перевозки пассажиров с одного уровня на другой за максимально короткий временной промежуток.

Такие подъемники могут устанавливаться как в высотных зданиях, так и в небоскребах. Если обычной скоростью пассажирского лифта, установленного в 7-15 этажном здании, считается 1-1,6 метров в секунду, в зданиях средней высоты (15-30 этажей) нормальной скоростью считается 1,6 – 3,5 метра в секунду, то в небоскребах эти цифры могут быть значительно выше. Скоростные лифты передвигаются в среднем со скоростью от 5 до 17 метров в секунду.

На сегодняшний день самый скоростной лифт установлен в небоскребе «Тайбэй 101», в Китае. Здание высотой 508 метров, состоящее из 101 этажа, оснащено 61 лифтом, из них 34 единицы подъемников двухэтажные. Кабины такого подъемника вмещают в себя 24 пассажира. Также в здании работает 50 эскалаторов .

Лифт в высотке «Тайбэй 101» перевозит пассажиров со скоростью 17 метров в секунду. Этот скоростной лифт способен за 30 секунд поднять пассажиров на высоту 382 метра (высота шахты одного из уровней китайского небоскреба). Этот показатель даже зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

За счет чего достигается высокая скорость лифтов?

Для обеспечения максимальной скорости в лифтах продумывается каждая деталь: от внутренней начинки до формы кабины.

В скоростные лифты внедрены системы пространственной стабилизации кабины. Они отвечают за погашение вибрационных волн, которые активизируются после получения сигнала со специального датчика.

Немаловажным элементом является система стабилизации барометрического параметра воздуха. Благодаря ей перевозка на высоких скоростях не доставляет дискомфорта пассажирам. В то время как при отсутствии этой системы, у людей во время поездки может заложить уши, закружиться голова, повыситься давление.

Первый мировой рекорд по скорости лифтов был зафиксирован в 1955 году и занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Самый высокоскоростной лифт на тот момент поднимал пассажиров со скоростью 25,6 км в час на высоту 426 метров. Сегодня скорость лифтов в высотках выше как минимум на 50%.

Аэродинамическая, обтекаемая форма кабины лифта способствует не только увеличению скорости, но и повышает акустический комфорт при движении. Корпус кабины обшит специальным звукоизоляционным материалом. Таким образом, при движении на высокой скорости в узкой шахте уровень шума составляет 45 децибел, что не превышает комфортные для человеческого уха параметры.

Благодаря тому, что кабина является герметичной, электронная система управления в процессе движения автоматически корректирует нарастание и падение давления до комфортного для пассажиров уровня. Отдельная система направлена на преодоление сопротивления воздуха в шахте.

Такие лифты обладают надежной аварийной системой, которая при малейшем сбое останавливает работу лифта и, в зависимости от ситуации, перевозит кабину на ближайший этаж или главную посадочную площадку. Даже при самых экстремальных ситуациях аварийная система должна мгновенно сработать, чтобы избежать падения лифта с большой высоты.

Естественно, что для скоростных лифтов используется усиленный трос. В данном случае он должен не только выдерживать вес кабины, но и преодолевать резонансную частоту колебаний, которая имеет свойство изменяться по мере сматывания и разматывания. Помимо этого, трос в скоростном лифте должен справляться с резонансной частотой колебаний самого здания.

Особое внимание уделяется тормозному устройству. В скоростных моделях кремниево-азотные тормоза обеспечивают плавное замедление и остановку подъемника, выдерживания при этом тысячеградусный нагрев.

Скоростные лифты, в отличие от обычных пассажирских, оснащены дополнительным гидравлическим демпфером, который располагается на дне шахты.

Высотные здания со скоростными лифтами должны быть оснащены специальным противовесом. Например, в высотке «Тайбэй 101» на 87 этаже установлена плита массой 900 тонн, которая отвечает за устойчивость здания во время землетрясения или тайфуна.

Шахты в высотках могут быть предназначены как для 1 кабины, так и приспособлены для функционирования нескольких подъемных механизмов. При этом каждая единица, в таком случае, оснащается собственным приводом и противовесом, которые управляются единой автоматической системой.

Конечно же, за работу скоростных лифтов отвечает интеллектуальная система управления. Она следит за скоростью вертикального транспорта на всех участках, что также позволяет обеспечивать плавный и безударный старт, быстроту набора скорости, мягкое «приземление». Также система следит за равномерным распределением нагрузки на колеблющийся трос.

Наибольшее количество скоростных лифтов сегодня установлено в высотных зданиях США, Китая, ОАЭ и Сингапура. С каждым днем увеличивается спрос на данный вид подъемного оборудования и среди российских клиентов.

Сегодня ведущими производителями, специализирующимися на разработке и монтаже скоростных лифтов, являются компании ThyssenKrupp Elevator AG , KONE, Toshiba Elevator and Building Systems,