Стройка и ремонт - Информационный портал

Патологическая скупость. Жадные мужчины: как их распознать, о чем с ними говорить? Скупость и жадность. Где живет скупость

Глеб Поспелов о том, почему некоторые люди не могут расстаться со своими вещами

Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) — психическое расстройство, характеризующееся крайне пренебрежительным отношением к бытовым вопросам, социальной изоляцией, апатией, склонностью к бессистемному собиранию и накоплению ненужных, вышедших из употребления вещей (патологическое накопительство), при отсутствии критического отношения к своему -состоянию.

Что нужно каждому из нас, чтобы почувствовать себя счастливым? Сколько денег, вещей человек может взять в свое путешествие по жизни — от самого ее начала до неизбежного конца? Почему одни довольствуются малым, переезжая из дома в дом с небольшим чемоданчиком, а другие — не в силах расстаться с жалким гвоздем, найденным на улице, и боятся оставить без присмотра жилье даже на -час?

Часто мы тащим за собой непосильную и нелепую ношу вещей, не задумываясь, так ли она нам нужна, в ней ли заключена ценность нашей жизни. Не многие задают себе этот вопрос и, тем более, могут на него ответить. Подобные рассуждения — привилегия философии, а иногда — психиатрии. Об этом и будет наш -рассказ.

История жадности – к истокам причины патологического накопительства

Болезненное скопидомство известно людям на протяжении всей документированной истории их существования. Например, в церковнославянском языке существовало даже особое название для собирательства вещей — мшелоимство, и по православным традициям оно считается грехом. С детства нам знакомы русские сказки о Кащее. Недуг нашел отражение и в произведениях искусства: вспомним хотя бы картину «Смерть скупца» Иеронима Босха, пушкинского «Скупого рыцаря», Эбинезера Скруджа, того же старика Плюшкина, подарившего другое имя нашему синдрому. Все эти скупердяи в той или иной степени имеют отношение к рассматриваемой проблеме — патологическому -накопительству.

До 1966 года психиатры рассматривали эту проблему как подтип обсессивно-компульсивного расстройства. Английский психиатр Д. Макмиллан в Британском медицинском журнале впервые описал синдром Диогена как самостоятельное расстройство. Он дал ему название «Senile breakdown in standards of personal and environmental cleanliness», которое в приблизительном переводе звучит как «Старческое снижение стандартов личной и бытовой гигиены». Благодаря британским психиатрам А. Кларку, Г. Мейникару и Дж. Грею в 1975 году расстройство получило название «синдром Диогена, или синдром старческого убожества». Именно это название прижилось и ныне используется -повсеместно.

Нужно отметить, что в Международной классификации болезней 10‑го пересмотра синдром Диогена (Плюшкина) как самостоятельное заболевание отсутствует. Это объясняется тем, что он наблюдается при целом ряде поражений и заболеваний головного мозга, имеющих разные причины и протекающих с разными проявлениями, среди которых доминирующими считаются нарушения когнитивных функций и эмоционально-волевого статуса, а также наличие психотических включений (в том числе деменция, шизофрения, последствия алкоголизма). Сам синдром Диогена (Плюшкина) при этом как бы отходит на задний план. Поэтому традиционно мы рассматриваем синдром Диогена в рамках органических заболеваний головного мозга с изменениями личности -больного.

Древнегреческий философ Диоген Синопский (404-323 г. до н.э., один из основателей школы киников) отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме. Философу вовсе не требовалось имущество: он исповедовал аскетизм и искал человеческого общения. Таким образом, «синдром Диогена» — не совсем корректное название, и ряд исследователей предлагают использовать другие варианты: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из романа Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого -убожества.

Старые скряги: клинические проявления синдрома Диогена

Данное расстройство чаще всего встречается у пожилых. Наиболее часто синдром Диогена возникает у ранее активных людей, ориентированных прежде всего на работу и даже имевших социальный успех. По мере отхода от профессиональной и общественной деятельности проявления синдрома становятся все ярче. При этом страдают основные психические функции -больных.

Развиваются необратимые изменения характера: появляются и нарастают эмоциональная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, даже агрессивность. Формируется недоверчивость, необщительность, теряется реалистичность установок и, самое главное, зарождается негативизм по отношению к тем людям, которые предлагают им свою -помощь.

Меняется поведение: больные зачастую не открывают двери посетителям, опасаясь подвоха или имущественных претензий. При этом они могут иметь неплохой доход или накопления, родственников, которые в состоянии помочь обустроить быт или взять к себе, но категорически отказываются от помощи по разным причинам. Денежные накопления больные не реализуют и не инвестируют, предпочитая хранить их в укромных уголках, и постоянно озабочены сохранением и приумножением своего имущества; это занятие становится определяющим в их -поведении.

Они не уделяют должного внимания правильному питанию (зачастую мнимая экономия заставляет их питаться очень скромно, вплоть до заплесневелых объедков), что может вести к истощению и даже смерти. Больные не любят вызывать врачей и скупятся приобретать лекарства, поэтому при заболеваниях внутренних органов в остром периоде у них отмечается особенно высокая -смертность.

Пациенты пренебрегают нормами гигиены, не заботятся о своей внешности и жилище, которое приходит в запустение и превращается в пополняющийся склад старых и никому не нужных вещей. Сохраненные и приобретенные вещи скапливаются настолько в больших количествах, что больные не могут свободно перемещаться по жилищу, комфортно принимать пищу (из‑за обилия вещей на столе и кухне приходится есть, держа тарелку на коленях), отправлять естественные надобности, спать (кровать и прилегающее пространство заставлено, на стенах развешаны пакеты с -вещами).

Немаловажно, что при заболеваниях, для которых характерен синдром Диогена, интеллект снижен не так уж и часто. Речь ведь идет о специфическом поведении человека и отсутствии самокритики, а не о слабоумии или -помешательстве.

Вот великолепное описание образа жизни одной из жертв синдрома, сделанное Владимиром Гиляровским в книге «Москва и -москвичи».

«Во втором зале этого трактира… за отдельным столиком целыми днями сидел старик, нечесаный, не бритый, редко умывающийся, чуть не оборванный… К его столику подходят очень приличные, даже богатые, известные Москве люди. Некоторым он предлагает сесть. Некоторые от него уходят радостные, некоторые — очень огорченные. А он сидит и пьет давно остывший чай. А то вынет пачки серий или займов и режет купоны. Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что‑нибудь из платья. В квартире никогда не натирали полов и не мели. Ночи он проводил в подвалах, около денег, как "скупой рыцарь"… Десятки лет такой образ жизни вел Карташев, не посещая никого, даже свою сестру… Только после смерти Карташева выяснилось, как он жил: в его комнатах, покрытых слоями пыли, в мебели, за обоями, в отдушинах, найдены были пачки серий, кредиток, векселей. Главные же капиталы хранились в огромной печи, к которой было прилажено нечто вроде гильотины: заберется вор — пополам его перерубит. В подвалах стояли железные сундуки, где вместе с огромными суммами денег хранились груды огрызков сэкономленного сахара, стащенные со столов куски хлеба, баранки, веревочки и грязное белье. Найдены были пачки просроченных векселей и купонов, дорогие собольи меха, съеденные молью, и рядом — свертки полуимпериалов более чем на 50 тысяч рублей. В другой пачке — на 150 тысяч кредитных билетов и серий, а всего состояния было более 30 -миллионов».

Откуда берутся Плюшкины или причины синдрома Диогена

На данный момент исследователи выделяют несколько причин развития -синдрома.

Первая — травма головы, операция на головном мозге или энцефалит, токсическая энцефалопатия, в результате чего произошло повреждение нейронов участков, отвечающих за принятие решений. Вторая — гипертрофированная, вследствие возрастных дегенеративных изменений в тех же отделах головного мозга, бережливость или страсть к коллекционированию. В преклонном возрасте, по мере заострения черт характера и снижения критики к происходящему, на фоне общего когнитивного дефицита человек продолжает собирать все нужное на «крайний случай», запрещает вывоз старой мебели из квартиры и так -далее.

Существуют экспериментальные данные, которые подтверждают наличие материального субстрата синдрома. Группой ученых из различных американских университетов под руководством клинического психолога Дэвида Толина в 2012 было установлено, что у пациентов с синдромом патологического накопительства наблюдается аномальная, в сравнении с другими группами испытуемых, активность в двух областях коры: передней части поясной извилины и островке, которые обычно задействованы в процессе принятия -решений.

Невропатолог Стивен В. Андерсон и его коллеги из университета Айовы в 2004 году обследовали 63 человека с повреждением головного мозга вследствие удара, хирургического вмешательства или энцефалита. До заболевания (повлекшего нарушения психических функций) никто из них не имел проблем с бессмысленным коллекционированием, но в конечном итоге девять из них стали заполнять свое жилище всевозможным -мусором.

У всех этих навязчивых коллекционеров наблюдалось повреждение коры лобной доли — участка мозга, ответственного за принятие решения, обработку информации и организацию поведения. Исследователи пришли к выводу, что необходимость собирать всё подряд происходит из глубинной потребности накопления запасов, например, еды. Эта потребность столь древняя и элементарная, что центры, ответственные за нее, находятся в подкорковых участках мозга. А для того чтобы осознать, стоит ли что‑то копить, человеку нужна кора лобных -долей.

Учитывая результаты этих изысканий, можно сделать вывод, что синдром Диогена (Плюшкина) связан как с поражением некоторых зон коры в лобных долях полушарий головного мозга, так и с повреждением более глубоких подкорковых структур. И те и другие — часть системы принятия решений, и, возможно, особенности клинических проявлений синдрома зависят от того, какой именно отдел мозга -пострадал.

Страсть к патологическому накопительству, чаще всего наблюдаемая при синдроме Диогена, называется силлогоманией. Крайний случай, к которому обычно применяется этот термин, — захламление всего жилища самыми разнообразными вещами, по сути — мусором. Признак патологии в собирании и хранении старых вещей — бессистемное хранение и -неиспользование.

Лечение синдрома патологического накопительства

Как же поступать родственникам, друзьям, соседям таких плюшкиных? Ответ достаточно прост — так как синдром Диогена уже описан в медицине и является частью многих заболеваний, больного нужно обследовать и лечить. Пациента, конечно же, следует проконсультировать у психиатра, который назначит амбулаторное лечение или предложит госпитализацию. Однако, как правило, такие пациенты не осознают наличия болезни и совсем не хотят лечиться. Поэтому как родственникам, так и соседям приходится как‑то уживаться с плюшкиными--диогенами.

На начальных этапах близким рекомендуется договариваться с больными, стараться направлять их страсть к «коллекционированию» в мирное русло. Следует периодически помогать с уборкой, чтобы загодя предотвратить полное захламление. Стоит объяснять нашим героям, что в их комнате неудобно ходить, да и присесть негде, тем самым пробуждая «здоровое сознание». Человек должен чувствовать, что он нужен окружающим, любим своими близкими. Чем прочнее он будет интегрирован в общество, тем меньше будет проявляться -заболевание.

Естественно, начинать медикаментозное лечение следует как можно раньше. Хорошо помогают ноотропные и сосудистые препараты с преимущественно успокаивающим действием. Они улучшают память, внимание, умственную активность и работоспособность. Также имеет смысл применять тимонейролептики — «мягкие» препараты с преимущественно противотревожным, регулирующим поведение расслабляющим и антидепрессивным эффектом. Пациенты становятся спокойнее, контактнее, адекватнее в эмоциональном плане; появляется частичная критика к своему состоянию и поведению. Как показывает моя практика работы с такими больными — психотерапия в этих случаях практически бесполезна, поскольку мы имеем дело с поражением вещества головного -мозга.

Если болезнь зашла далеко и никаким образом не получается договориться с пациентом, его жилище становится опасным для окружающих и самого обитателя, а лечиться дома он отказывается, то, конечно, необходимо лечение в психиатрическом стационаре даже без согласия больного. О недобровольной госпитализации в психиатрический стационар можно прочитать в «Законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее -оказании».

Заключение

В моей собственной практике пациенты с синдромом Плюшкина (так у нас традиционно именуют это расстройство) встречались десятки раз, но лучше всего запомнился один из первых случаев. Интересен он был еще и тем, что жертвами недуга стали пожилые супруги — муж и жена. Теперь трудно сказать, развивалась ли у них болезнь независимо, синхронно или же один индуцировал другого. Мой коллега, их сосед по дому, описывал, как по утрам старики выбирались из своей забитой вещами квартиры — на поиски новой добычи, которую собирали по всем близлежащим мусорным бакам. Самые ценные (по крайней мере, в их понимании) вещи увязывались в мешок из нескольких простыней; к мешку крепилась веревка. Старики неторопливо шли по городу и по очереди волокли мешок по -асфальту…

История эта имела вполне закономерный финал. Пока супруги просто собирали и копили мусор — мало кто обращал на них внимание, разве что запах из квартиры раздражал соседей. Но в один прекрасный день они решили развести костер прямо на полу гостиной… Так мы и познакомились в психбольнице. Примечательно, что эти пациенты в целом производили достаточно приятное впечатление. Вежливые, приветливые, улыбчивые — они очень переживали друг за друга (поскольку находились в разных отделениях). При этом отнюдь не производили впечатления слабоумных, хотя некоторое снижение интеллекта и памяти имелось. Свою страсть к накопительству они достаточно резонно объясняли трудной жизнью и маленькой пенсией: «Выкинешь что‑нибудь, а оно потом понадобится… Нам так удобнее…».

Насколько я помню, после сравнительно недолгого лечения в больнице они были оформлены в дом престарелых, во избежание дальнейшего замусоривания квартиры и тем паче ее -поджога.

В заключение могу только посоветовать читателям держать свой дом в чистоте и порядке, не обрастать лишним хламом, следить за собой и почаще задумываться: а так ли окружающим людям комфортно с вами, как вам — с -ними?

1. Руководство по психиатрии в 2‑х томах, под редакцией академика РАМН А. С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э. Г. Эйдемиллера, СПб, 2005.

3. Психиатрия. Учебник для студентов, М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.

4. В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

5. D. Macmillan, P. Shaw Senile breakdown in standards of personal and environmental cleanliness. BMJ, 1966.

6. A. N. G. Clark, G. D. Mannikar, I. Gray Diogenes syndrome: a clinical study of gross self-neglectin old age. Lancet, 1975.

7. M. Orrell, B. Sahakian «Dementia of frontal type». Psychol Med, 1991.

«Деньги станут кесарем» (Томас Манн)

Живший в убогой лачуге на окраине города Канзас-Сити Франклин Лоусон всегда вел себя как простой американский нищий. Старик кормился подаяниями, которые выпрашивал на бензозаправках и у магазинов. Одеждой и обувью Франклина снабжали различные благотворительные организации. В возрасте 73 лет мистер Лоусон покинул этот мир. Приехавшие забрать тело в морг санитары и полицейские увидели зелененькую бумажку, торчавшую из убогого матраса под покойником. Из любопытства вытащили ее - оказалось, что это 100-долларовая купюра. Распороли тюфяк и ахнули: в нем было зашитодолларов. Поскольку прижимистый дедок не оставил наследников, деньги поступили в фонд муниципалитета, а оттуда - на оказание помощи нищим. Не исключено, что и таким же, как мистер Франклин.

Такой же случай был описан психиатрами в начале 70-х годов прошлого столетия в Алма-Ате (Алматы), в Казахстане, только тюфяк был набит бумажными денежными знаками начиная со сталинских времен, отображая хрущевскую денежную реформу и заканчивая брежневский застойный период.

«Стремление человека к обладанию представляет выражение животного инстинкта» (Ардри)

Ещё один яркий пример: в 1977 году, когда я только начинал осваивать психиатрию, работая врачом-интерном в Чимкентском психиатрическом гордиспансере, я столкнулся с таким случаем: женщину 63-х лет, оставшуюся без родных и близких, уже на протяжении 20 лет, наблюдавшуюся в этом диспансере по поводу органического поражения головного мозга и патологическим накопительством, и по социальным показаниям оформленную на попечение в дом-интернат, нужно было отвезти из её квартиры на новое место жительства. Что мы увидели в квартире "скупого рыцаря" в юбке? Её двухкомнатная квартира, включая и кухню была забита от пола до потолка старыми, ненужными, сломанными вещами: радиоприёмниками, швейными машинами, холодильниками, стиральными машинами, детскими колясками, велосипедами, коробками и ящиками разных размеров и модификаций. В квартиру можно было пролезть только через узкий лаз-туннель и по нему можно было попасть только к лежбищу хозяйки (это кроватью назвать было трудно). На протяжении многих лет, с маниакальным упорством и постоянством эта больная женщина собирала по ночам со всех окрестных помоек выброшенные вещи и "забивала" этой рухлядью свою квартиру.

«Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими» (Л. Н. Толстой).

Первые исследования головного мозга людей, страдающих синдромом "Плюшкина" были проведены в Университете Калифорнии (University of California), которые выявили активность "зоны скупости", такая зона была обнаружена в лобной доле головного мозга, рядом с "зоной совести". Патологическое накопительство, болезненная скупость - эти расстройства по клиническим признакам относили к тревожно-навязчивым расстройствам. Но эта активность головного мозга с синдромом "Плюшкина" отличалась от активности зон головного мозга, которая наблюдается в общей группе пациентов с тревожно-навязчивыми расстройствами.

И действительно, чуть позже американские ученые из Университета Айовы (University of Iowia) становили, что за склонность некоторых людей припрятывать про запас совершенно ненужные вещи отвечает область, сообщает BBS News.

Доктор Стивен Андерсон (Steven Anderson) с коллегами обследовали 13 человек, которые отличались привычкой накапливать у себя в домах множество ненужных вещей, как то сломанные электроприборы, старые рекламные буклеты, причем не хотели расставаться даже с частью своей "коллекции". Подобное состояние у них развилось после перенесенной травмы мозга, в результате которой страдала именно лобная доля мозга.

Ученые сравнили компьютерные томограммы (КТ) 13 испытуемых с компьютерными томографиями других 73 пациентов, перенесших черепно-мозговую травму, которые не были замечены в складировании бесполезных вещей. У всех 13 испытуемых обнаружилось повреждение в правой части лобной доли головного мозга. У контрольной группы такое повреждение отсутствовало.

Специалист по тревожным расстройствам Наоми Файнберг (Naomi Fineberg) отмечает, что данные исследования указывают на то, что припрятывание вещей может иметь иную природу, чем другие виды тревожных расстройств, и могут помочь в поиске метода лечения этого состояния.

Однако профессор Пол Салковскис (Paul Salkovskis) из Института психиатрии при Королевском колледже в Лондоне (Institute of Psychiatry at King"s College, London), что полученные данные вовсе не доказывают, что данное расстройство вызвано поражением мозга. По его мнению, помочь таким больным может лишь психотерапия.

К тревожным расстройствам относятся и другие виды навязчивостей - так, больные могут испытывать постоянное желание мыть руки, пересчитывать предметы или, выходя из дома, бесконечное число раз проверять, выключены ли все электроприборы. (Источник: Mednovosti.Ru)

По своим наблюдениям во множестве случаев у пациентов с «синдромом Плюшкина» по классификации Диагностического и Статистического справочника умственных расстройств в четвертом издании (DSM-IV) в структуре личности преобладает Добросовестный тип (эпилептоиды).

Анекдот в тему: "Доктор, выпишите мне лекарство от жадности и побольше, побольше. ".

А если серьёзно, то лекарства от жадности не существует. Если диагностировано органическое поражение головного мозга, а патологическая скупость как одно из проявлений этого поражения, то лечение подбирается исходя из характера этого поражения и симптоматики. Оставим эту задачу психиатрам, невропатологам и нейрохирургам. Если принять концепцию психосоматики, то, например, "синдром Плюшкина" очень часто сопровождает поражение простаты у мужчин.

Сократу сказали о каком-то человеке, что путешествие нисколько его не исправило. «Охотно верю, - сказал Сократ, - «ведь он возил с собой себя самого». «Что нам искать земель, освещаемых иным солнцем? Разве изгнанник сможет убежать от себя?!» - восклицает Гораций.

История знает множество способов борьбы с всепожирающей алчностью: пустынножительство, нищенствующие ордена, кельи, разоблачения ненасытных и высмеивание корыстных…

Если же проявлением патологической скупости выступает только психологический аспект, то работа прежде всего будет направлена на осознание скрытых мотивов такого поведения:

1. Деньги, как инструмент власти; бывает, что человек, далеко не жадный по натуре, управляет и контролирует своих близких (жену, детей) с помощью этого инструмента, и это доставляет ему громадное наслаждение. Например, муж-добытчик с их помощью контролирует поведение жены. Внешне они поразительно скупы и выдают жене на домашние расходы жалкие гроши. Иногда, наоборот, щедры и одевают жену, как куколку. Но при этом у самой женщины практически нет карманных денег, и о любой мелочи она должна просить мужа.

То есть, в любом случае жена находится в полной зависимости от мужчины, главы семьи, и её все время попрекают: раз я зарабатываю такие деньги, то ты могла бы получше заботиться обо мне и побольше заниматься домом. Придирок может быть много, иногда они справедливы, иногда нет, но вывод один: женщина, которая считает себя самостоятельной личностью, не может долго мириться с таким положением вещей. Вот Вам и средство номер один: развод. Так же как и "гильотина от перхоти". Если же "скупой рыцарь" начинает осознавать и понимать свою патологическую скупость как форму поведенческой зависимости, к тому же боится потерять жену, то по этой проблеме можно работать. Возникает внутренний конфликт, который требует разрешения. Здесь, как говорится, возможны варианты.

Впрочем, чрезмерная скупость - это такое же ненормальное и болезненное явление, как и легкомысленное расточительство. Это дефект личности, когда деньги заменяют все: радости жизни и человеческие чувства, ставят непреодолимую преграду между скупцом и окружающими его людьми.

В "Скупом рыцаре" Александр Сергеевич Пушкин сравнивает патологическую скупость и накопительство по силе маниакальности со сладострастием садистов:

Нас уверяют медики: есть люди,

В убийстве находящие приятность.

Когда я ключ в замок влагаю, то же

Я чувствую, что чувствовать должны

Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе.

Вы знаете феномен Мидаса? Бог дионис наделил царя фригийцев способностью превращать своим прикосновением любые предметы в золото. Ну и что? А то, что дар оказался роковым: в золото превращалась пища, которую он брал в руки. По этому поводу Овидий в «Метаморфозах» писал: «Пораженный этой нежданной бедой, и богатый и бедный одновременно, он жаждет бежать своих сокровищ и ненавидит то, чего алкал».

Клиническое наблюдение: Муж Евгений, 58 лет, крупный предприниматель, жена Елена, 40 лет. У Елены это был первый брак, у мужа - второй. Своим сыновьям от первого брака Евгений подарил по квартире. Внешнее впечатление для людей - щедрый и заботливый отец. Но внутри семьи, Евгений контролировал каждый шаг, на каждодневные расходы выдавал деньги только при наличии чеков, требуя отчет за каждую потраченную крону. Этим самым ограничивал её во всём: для того чтобы сходить в парикмахерскую или проконсультировать дочь у семейного врача, для этого требовалось особое разрешение мужа. Все попытки привлечь мужа к психологической работе над своей проблемой - были отвергнуты, так как саму проблему Евгений не признавал и считал "выдуманной". И всё-таки лекарство было найдено, причем радикальное: развод. Елена уехала с дочерью к своим родителям и вернулась на свою старую работу, так как терпение в отношении издевательств в отношении себя было исчерпано.

«Честолюбие, жадность, нерешительность, страх, вожделения», - пишет Монтень, - «не покидают человека с переменой места. Они преследуют его даже в монастыре, даже в убежище философии. Ни пустыня, ни даже скалы, ни власяница (веревка) не избавляют от них».

2. Деньги, как средство подавления. В этом варианте, того, кто использует деньги таким образом можно смело назвать домашним тираном. Деньги могут зарабатывать взрослые дети или муж, но всё равно они оказываются в руках тирана. Тираны скупы в отношении выдачи денег на карманные расходы, скупы на доброту,сочувствие или понимание. Это проявления могут отсутствовать напрочь. Подавляемые в денежном смысле члены семьи начинают сопротивляться: вынуждены делать заначки, от этого финансовая война в семье еще больше ожесточается.

Тираны, прижимистые в деньгах, заставляют всех домочадцев ходить по струночке. Такое подавление вынуждает повзрослевших детей вместе с окончанием школы быстро покидать родительский дом. У женщин-тиранок мужья обычно скатываются в алкогольную зависимость. Более того, жены-скупердяйки не в состоянии понять, что причина всех семейных бед исходит от их патологической скупости.

Подлинно бескорыстные никогда не третируют жадных – они просто не ведают, что это такое. А корысть любит корить…

3. Деньги, как средство экономии. "Скупой платит дважды" - эта народная мудрость как нельзя лучше ставит на место злостных скупердяев. Такой пример: охота начинается с газетной рекламы, от куда узнают, что по определённому купону будет скидка в 10% во время дешевой распродажи на продукты или товары, без которых можно и обойтись. Но при этом транспортные расходы не учитываются. Зато к тем запасам мыла или стирального порошка добавиться новая партия, купленная по дешевке в супермаркете, находящегося на другом конце города.

Такая мелочная скаредность сводит людей с ума, сжирает человеческие чувства, а там где нет нормальных человеческих чувств семья сохраняться не может. Если кто-то из супругов скупердяй, то другой в этой семье счастливым быть не может. Браки распадаются именно по причине патологической скупости. К тому же такая копеечная экономика на самом деле не помогает экономить в домашнем хозяйстве.

Скупость, как поведенческая зависимость, искажает эмоции, мышление, а также деформирует характер, личность. При чем этот процесс всё время прогрессирует, деградация личности углубляется, что легко превращает семейную жизнь в ад. Вся трудность в психологической помощи заключается в том, чтобы подверженный в скупости сделал первый шаг в осознании своей проблемы. Без этого, патологическая скупость или накопительство практически психологической коррекции не поддается. Если же сделан этот первый шаг, то с этой зависимостью нужно работать как с любой другой зависимостью.

Алкоголик оправдывается так: "Все пьют и я буду пить, алкоголь мне вовсе не мешает, наоборот, помогает расслабиться, избавиться от стрессов". Так и скупердяй объясняет свою болезненную скупость бережливостью, умением экономить, предусмотрительностью и заботой о семье.

Жадность – корень всех зол. Высшее богатство – отсутствие жадности. Скупость сушит душу. Кто умеет довольствоваться малым, тот богат. Бедны мы лишь тем, на что заримся. Богаты мы лишь тогда, когда ни к чему не вожделеем. Эти мысли выссказывали в разное время Чосер, Сенека, Дюма, Гольдони, Лабрюйер и другие. Авторы всех этих афоризмов были очень богаты или неистово стремились разбогатеть…

4. Деньги, как гарантия защиты. Это тоже иллюзия. Люди такого ориентира очень тяжело расплачиваются по счетам, часто сроки платежей оказываются просроченными, в итоге приходится оплачивать интрессы. На деле оказывается, что никакой гарантии защиты нет. Им трудно определить, что на самом деле необходимо, а без чего можно действительно и обойтись. Они могут очень много тратить деньги на продукты, делая долгосрочные запасы, продукты от этого портятся и их приходится выбрасывать. Но зато экономят на своём здоровье, отказываясь обследоваться, делать визиты к специалистам и экономят на оздоровительных мероприятиях, помогающих поддерживать своё физическое здоровье на удовлетворительном уровне.

«Люди считают деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги» - пишет Буаст и… сколачивает состояние.

5. Деньги, как движение «ОТ», а не движение «К». Здесь заложено принципиальное отличие отношения людей к материальным ценностям. В результатах ответов на вопрос: «Какую цель Вы ставите в отношении к материальным ценностям?» более 60 процентов респондентов отвечали говорили о том, чего они не хотят (долгов, нищеты, бедности и т.д.) и далее шло перечисление «чего и сколько не хватает, чего и сколько не достает» (движение «ОТ» проблемы к проблеме и приводит и около 40 процентов отвечали, чего бы они хотели достичь в жизни иметь (движение «К» цели – к ней и приводит).

Люди, склонные к скупости, ограничивают себя во всем, пытаясь сохранить имеющееся (денег всегда не хватает). Этим самым парализуют свою инициативу, живут по остаточному принципу. А то, что имеют – не приносит им ощущения удовлетворенности. При этом деньги теряют свое значение, даже, если их много. Парадокс! Даже имея материальные ценности, такие люди несчстны. Классический пример «Движения «ОТ» из литературы - подпольный миллионер Корейко из бессмертного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок».

«Где много денег, там всегда бродит призрак. Деньги – проклятье. Миллионы, полученные в наследство или каким либо не трудовым способом – всего лишь источник бедствий, и даже богатые филантропы бывают несчастными» – заявляет Фонтане и… становится миллионером.

Другой герой - Остап Бендер, человек внутренне свободный, щедрый, предприимчивый и целеустремленный, знает точно свою мечту и к ней активно стремится. Он способен ощущать состояние счастья, способен любить. И хотя повествование завершается сценой разгрома Великого комбинатора на румынской границе, куда он направляется для того, чтобы воплотить свой несбыточный миф о Рио-де-Жанейро. Это пример «Движения «К» цели».

Абсолютное большинство – сознательно или бессознательно – желает добиться материального благополучия, хочет разбогатеть. Не всем это удается, но это – ключевая причина жизнестойкости здоровых обществ, если можно так выразиться, социальный закон Ома.И нарушение этого закона всеми видами уравниловки суть причина упадка общества, закон этот игнорирующего.

«Иметь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средства насытить потребности еще не указали» (Ф. Достоевский).

Стремление к благу – добро, ибо естественно. Злом оно становится лишь тогда, когда превращается в манию, в стремлении идти по трупам. Но последнее возможно лишь в диких и нищих обществах, а не в культурных и богатых. В культурных обществах, где есть закон и порядок хищничество само закрывает путь к богатству.

В традиции Рейки существуют три уровня посвящения, каждый из которых является самодостаточным и не требует получения следующего. школа рейки киев

Sindrom.guru

Sindrom.guru

Хотя бы раз каждый из нас сталкивался с пожилыми людьми, ведущими полубродяжнический образ жизни и собирающими хлам на свалках. Такие старики создают впечатление нищих, брошенных родными людей. Мало кто задумывался о том, что такое состояние является широко распространенной психиатрической болезнью и носит название синдром Диогена. Узнаем подробнее, что же это?

Существует множество психических расстройств, обусловленных возрастными изменениями. Синдром Диогена – это патологическое состояние психики с характерными признаками:

Синдром Диогена – это патологическое состояние психики

Что представляет собой болезнь?

Диоген Синопский – известный древнегреческий философ. Многим он запомнился именно своим эпатажным образом жизни. В старости Диоген жил в большом глиняном кувшине (в некоторых источниках – бочке), принимал пищу прямо посреди площади (в древние времена – верх неприличия), прилюдно занимался онанизмом.

Синдром Диогена имеет и второе, менее поэтическое название – синдром старческого убожества.

Чтобы объяснить суть заболевания в двух словах, достаточно привести пример из русской литературы – Степан Плюшкин из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». В произведении конкретно не упоминалось, что персонаж имеет расстройство психики, но именно за те черты, которые характерны больным с данным синдромом, имя героя стало нарицательным. «Плюшкиными» называют людей патологически скупых, собирающих лишние и ненужные им вещи, а иногда при этом и неряшливых. Чаще всего так говорят о пожилых людях. И неспроста. Около 2-3% стариков страдают от этого заболевания.

Причины

Предположительно, большое влияние на развитие и течение болезни имеет нарушение работы лобной доли мозга. Она отвечает за способность к рассуждению, принятию решений, оценку конфликтов, осознанные движения, а также за умение писать, разговаривать, читать.

Черепно-мозговые травмы могут привести к такому заболеванию

Факторами риска для синдрома Диогена являются:

  • черепно-мозговые травмы;
  • сильные стрессы;
  • алкоголизм;
  • заболевания, которые оказывают влияние на головной мозг (менингит, энцефалит и т.д.).

Вторичной причиной синдрома являются психические расстройства. В этом случае синдром Плюшкина развивается у человека, уже имеющего психическое заболевание (например, обессивно-компульсивное расстройство).

Ранее считалось, что синдромом старческого убожества болеют люди, которые на протяжении жизни испытывали значительные финансовые трудности или же те, кому изначально была присуща скупость. Но со временем эту теорию отвергли.

В большинстве своем, больные синдромом Диогена – умные образованные люди, далеко не всегда из бедных семей. Но можно выделить некоторые черты, которые характерны для таких личностей:

Стрессы могут вызвать появление этой патологии

  • предвзятость;
  • подозрительность по отношению к другим;
  • эмоциональная лабильность (неустойчивость).

Как развивается синдром?

Развиваться болезнь может постепенно. Часто первые признаки упускаются из виду. В первое время человек просто закупает больше продуктов или лекарств, чем ему требуется, пренебрегает элементарными правилами гигиены, часто оправдывая это тем, что он стар и ему тяжело или незачем лишний раз выходить из дому.

Постепенно симптомы нарастают. Больной несет в дом совершенно ненужные в быту вещи: коробки, доски, стекла, бутылки. Часто эти вещи собираются на свалках. Так проявляется характерное для синдрома Диогена патологическое накопительство. Чувство стыда полностью пропадает. Человек не следит за собой, своими речью и поступками. В дополнение ко всему наблюдаются изменения характера – такие люди со временем стремятся к полному уединению, человеческое общество гнетет и раздражает их.

Симптомы

Сформулировать конкретные признаки не так легко – они будут разными в каждом конкретном случае. Однако у психотерапевтов никогда не возникало трудностей с диагностикой данного заболевания. Более того, часто даже люди, далекие от психиатрии, могут заподозрить этот диагноз у знакомого старика и оказываются правы.

Безразличие - это один из симптомов заболевания

Можно выделить некоторые говорящие о синдроме Диогена признаки:

  • силлогомания (страсть к патологическому накопительству);
  • стремление к изоляции;
  • безразличие;
  • безучастность;
  • неряшливость;
  • отказ от предлагаемой помощи;
  • спонтанность и необоснованность решений;
  • агрессивность;
  • подозрительность;
  • недоверчивость;
  • тревожность.

При диагностике важно оценивать именно совокупность симптомов. Заболевание дифференцируют с рядом старческих дегенеративных заболеваний.

Тревожность- это один из симптомов заболевания

Осложнения

Усугубиться состояние больного может из-за пренебрежительного отношения к себе. Такие люди не только забывают об элементарных требованиях гигиены и санитарии, нередко они забывают поесть или принять необходимое лекарство. Из-за того, что человек постоянно находится в состоянии психического напряжения, есть высокий риск развития физического коллапса. Именно в это время могут развиться или обостриться психосоматические заболевания:

  • пневмония;
  • мигрень;
  • гастрит, панкреатит;
  • язва, язвенный колит;
  • радикулит;
  • невралгии;
  • гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;
  • бронхиальная астма;
  • псориаз, атопический дерматит;
  • сахарный диабет;

Синдром Диогена может привести к сахарному диабету

  • ревматоидный артрит;
  • тиреотоксикоз;
  • ожирение;
  • в некоторых случаях онкология.

Часто именно одна из этих болезней и становится причиной смерти больного синдромом Диогена.

Лечение

Психотерапия для лечения используется редко, так как в основе заболевания лежит поражение участка мозга. Полезным будет сеанс психотерапевта родственникам больного – специалист расскажет о заболевании и подскажет, как справится с этим.

В тяжелых случаях больной подлежит госпитализации в специальное лечебное учреждение.

Медикаментозное лечение включает:

Медикаментозное лечение заболевания

  • нейролептики;
  • реже – транквилизаторы.

Пациентам с выраженной депрессией прописываются антидепрессанты.

Для того чтобы оценить степень поражения лобной доли мозга и скорректировать лечение, проводится магнитно-резонансная томография.

Прогнозы

Многие психиатры, изучая синдром Диогена, задавались вопросом, как избавиться от этого заболевания. К сожалению, на сегодняшний день при синдроме Диогена лечение направлено на замедление дегенеративных процессов и не влияет на уже имеющиеся нарушения.

Максимально важным является создание безопасных условий для больных синдромом Диогена.

Родственникам и близким нужно морально подготовиться к тому, что человек, которого они когда-то знали, сильно изменился и вряд ли станет прежним.

Больному нужно обеспечить быт, надлежащие санитарные условия, живое общение, занять его посильной деятельностью. Это поможет создать наиболее благоприятную обстановку для дальнейшей жизни.

Жадность опасна для здоровья?

Жадность - неприглядный порок

Большинство из нас не считают себя жадными, но, тем не менее, едва успевают погашать один кредит за другим, с явным ажиотажем «охотятся» за скидками и распродажами. Возможно, вы назовете это дальновидностью и бережливостью, но нередко это признак банальной жадности. Зачастую распознать в себе этот неприглядный порок не так легко, но, как вы узнаете из статьи, жизненно необходимо.

«Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные». А. Вампилов

Для начала предлагаю определиться с понятием жадности, которую условно можно разделить на две составляющие, являющиеся сторонами одной медали. Первая красуется с надписью «Алчность», это когда человек испытывает непреодолимое желание иметь все больше и больше.

Пожалуй, многим из нас до этого далеко, но отрезвляет одно любопытное исследование, опубликованное еще в 1956 г. Согласно данным в середине XIX в. человеку предлагалось для потребления 200 товаров, тогда как в список его желаний входило 72 вещи, из которых 16 были просто необходимыми. На 1956 г. только в США предлагалось 32 тыс. товаров, человек уже хотел иметь 474 предмета, а необходимыми он стал считать 94. Теперь ради интереса прикиньте, сколько необходимых для жизни предметов вас окружает, и сколько вам еще хочется приобрести для полного счастья? Вероятно, этот список будет бесконечным. Ведь только за один поход в супермаркет потребитель вывозит тележку «необходимого».

Безусловно, жадность - это не просто желание денег, вещей, еды, удовольствий, острых ощущений, власти, информации. Патологическими эти стремления становятся тогда, когда являются самоцелью, и обладание вожделенными предметами не приносит радости и удовольствия. Образец уже славянской жадности - царь Кощей, который, как известно, «над златом чах».

Другая сторона этой «медали» носит название «скупость». Так же как и алчность, относится она не только к материальным понятиям. Некоторые скупцы болезненно расстаются с деньгами, подолгу переживают, если случайно переплатили лишнее, и напротив, торжествуют из-за сэкономленных копеек. Даже для любимых людей они выберут подарок из уцененных товаров. Другие скупцы считают сон и отдых непозволительной роскошью. Третьи как партизаны скрывают всю информацию, которой владеют. Скупец ни при каких обстоятельствах не хочет расставаться со своим.

Подобной скупостью поражены многие пережившие голодные годы или дефицит Советского Союза. Вспомните знаменитую репризу Петросяна об изобретательности советских граждан: «Если у вас осталась пленка от сосиски, не выбрасывайте ее! Ведь ее можно заштопать и применить!». Таким образом, балконы, и стеллажи становились пристанищем драгоценного барахла, ожидающего своей второй жизни.

Итак, жадный человек либо постоянно стремится к накопительству, либо крайне боится растрат. Однако большинство людей носят полноценную медаль жадности - своего не тратят, но им всего мало и мало. Почему же формируются такие черты характера?

«Сердце алчного - это океан, жаждущий дождя»

Многие поведенческие расстройства, как правило, формируются еще в детстве. Кто-то пережил лишения, кому-то не хватало заботы родных, другие неосознанно подражают родителям. Однако, что бы ни послужило почвой для жадности, «удобрения», на которых она произрастает, всегда одни и те же - страх, зависть, недовольство. Обычно эти компоненты присутствуют в комплексе, просто в разных пропорциях.

Страх. Чего боится жадный человек? Боится, что он будет хуже других жить, выглядеть, зарабатывать, боится, что ему чего-то не хватит. Может, на самом деле, ему и не нужна новая машина, шуба и престижный курорт, но подобные страхи подгоняют его к миражу счастья и благополучия, способствуя спешке, напряженности и суете.

Зависть. Типичное мышление жадного человека: «У него лучше, чем у меня». Мучительный пожар зависти вынуждает гнаться за бесконечными новинками, которые появляются у его знакомых.

Недовольство. «Телефон немодный, носить нечего, муж недостаточно любит». Недовольный человек чувствует себя обделенным, а потому мечтает о том, что как только появится новый телефон, туфли или муж, наступит блаженное состояние довольства. Но конца его желаниям не наступает, т.к. радость от нового приобретения очень коротка. А все потому, что жадность концентрирует внимание человека на том, чего у него нет.

Если вы распознали в себе признаки страха, зависти и недовольства - учитесь видеть изобилие окружающего мира. Вся окружающая нас природа - это образец щедрости, оттого она такая гармоничная. Не приглашаете гостей, потому что боитесь, что вам потом не хватит еды для себя? Выход один – соберите друзей, щедро их угостите и испытывайте гордость и радость за свое благородство. Не скупитесь на похвалу, на внимание к окружающим.

Ни в коем случае не представляйте, какая награда вам за это будет! Это очень эффективное лекарство против скупости и, по мнению некоторых специалистов, щедрость укрепляет иммунитет, способствует омоложению и приподнятому настроению!

Комментирует тему профессор психологии Юрий Щербатых - автор книги «Семь смертных грехов или Психология порока».

ЭЗ: Чем опасна жадность?

Жадность вредит не только репутации, но и здоровью человека. Надо заметить, что кратковременные проявления этой склонности не представляют угрозы. Другое дело, когда человек в течение долгого времени испытывает мучительное желание что-то приобрести, переживает скупость, алчность. В таком случае речь идет о хронической жадности, при которой возникает психологический стресс и, как следствие, нарушения здоровья.

Под удар попадают те органы, которые наиболее уязвимы. У одних приступы жадности сказываются на системе ЖКТ, у других - на сердце, у третьих - на эндокринной системе. Специалисты установили, что между склонностью к жадности и болезнями существует очевидная взаимосвязь. По их наблюдениям, жадные люди страдают от заболеваний кожи в 5 раз чаще, от инсультов и гипертонии - в 3 раза, от инфарктов - в 6 раз, от болезней ЖКТ - в 4 раза.

ЭЗ: Как можно проверить себя на жадность?

Вообще-то то, что люди обычно называют жадностью, является комбинированным свойством личности, состоящим из двух относительно самостоятельных компонентов – алчности (желания захватить побольше) и скупости (стремления не расставаться с уже приобретенным). Сумма этих компонентов называется жадностью, и существует тест на жадность, состоящий из двух субшкал.

ЭЗ: Как избавиться от жадности?

Чтобы держать под контролем свою природную алчность, перед покупкой нужно задать себе пять вопросов: 1. Почему я хочу это купить? 2. Что мне это даст? 3. Могу ли я позволить себе такую покупку? 4. Могу ли я обойтись без нее? 5. Когда именно мне следует купить эту вещь?

Поставьте цель один день в неделю обходиться как можно меньшим количеством всего: небольшой порцией пищи, минимумом одежды, не использовать вещи, которые вам жизненно не нужны. Постепенно снижая количество используемых в такой день вещей, вы обнаружите, как мало нужно человеку для жизни! Выполняя это упражнение, настройтесь искать во всем только хорошее, тогда вы убедитесь, что и для счастья нужно совсем немного.

Для человека, пораженного скупостью (того, кто не может получить полного счастья от жизни, боясь тратить заработанные денежки), метод лечения его порока будет обратным: он должен научиться находить удовольствия в жизни, тратя заработанные деньги. Такому человеку имеет смысл 1-2 раза в месяц выделять определенную сумму денег для развлечения и получения положительных эмоций.

Следующий шаг - мысленно «списать» эту сумму с баланса, предположив, что ее украли, или он ее потерял. После такого упражнения будет гораздо легче расставаться с деньгами, фиксируя внимание уже на тех положительных эмоциях, которые он при этом получил.

Синдром Диогена

Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) - психическое расстройство, характеризующееся крайне пренебрежительным отношением к бытовым вопросам, социальной изоляцией, апатией, склонностью к бессистемному собиранию и накоплению ненужных, вышедших из употребления вещей (патологическое накопительство), при отсутствии критического отношения к своему ­состоянию.

История жадности – к истокам причины патологического накопительства

Древнегреческий философ Диоген Синопский (404–323 г. до н.э., один из основателей школы киников) отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме. Философу вовсе не требовалось имущество: он исповедовал аскетизм и искал человеческого общения. Таким образом, «синдром Диогена» - не совсем корректное название, и ряд исследователей предлагают использовать другие варианты: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из романа Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого ­убожества.

Старые скряги: клинические проявления синдрома Диогена

Откуда берутся Плюшкины или причины синдрома Диогена

Страсть к патологическому накопительству, чаще всего наблюдаемая при синдроме Диогена, называется силлогоманией. Крайний случай, к которому обычно применяется этот термин, - захламление всего жилища самыми разнообразными вещами, по сути - мусором. Признак патологии в собирании и хранении старых вещей - бессистемное хранение и ­неиспользование.

Лечение синдрома патологического накопительства

1. Руководство по психиатрии в 2‑х томах, под редакцией академика РАМН А. С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

Жадность: как избавиться от порока

Что есть жадность? Это неумеренная страсть человека завладеть и потребить какие-то блага. Жадность – это тяга, которая возникла на сознательном уровне и закрепилась в подсознании, как привычка. Это следствие естественного стремления человека к соперничеству и негативный отголосок нездоровой конкуренции в человеческом сообществе.

Жадность имеет принципиальное отличие от таких качеств человека, как бережливость и экономность. Бережливый человек экономно расходует имеющиеся блага и может дифференцировать полезное вложение от бессмысленных трат. Жадная особа страдает патологическим нежеланием расставаться с деньгами, даже если приобретения каких-то предметов является жизненно необходимыми расходами.

Из-за чего человек становится жадным? Оказывается, прижимистость и скупость пустили корни в далекие времена истории человечества, когда первобытные хомо сапиенс испытывали явный дефицит ресурсов для удовлетворения естественных потребностей. Они вынуждены были соперничать и сражаться за кусок мяса. Им приходилось вступать в бой, чтобы подобрать для себя место для ночлега. Первобытный человек был вынужден конкурировать с соплеменниками, дабы обладать наилучшей особой женского пола, способной родить здоровое потомство. Ему приходилось с азартом хищника добывать и защищать свои блага.

Жадность может сформироваться у ребенка при неправильной воспитательной стратегии. Это те ситуации, когда заботливые родители чрезмерно балуют своего отпрыска, удовлетворяя каждую его похоть. Или, наоборот, ребенок растет в вечной нужде, испытывает дефицит родительского внимания и заботы. Когда он вынужден разделять материнскую любовь с многочисленными братьями и сестрами.

Патологическая жадность испепеляет человека изнутри и награждает неприятными неврологическими дефектами. У жадного человека, как правило, ускорен ритм сердца и учащено дыхание. Его алчность приводит в напряжение все мышцы скелетной мускулатуры. Частая проблема лиц с неумеренной жадностью – скачки артериального давления. В итоге такие вегетативные изъяны приводят к соматическим проблемам – гипертонической болезни, кардиопатии, проблемам в пищеварительном тракте.

Жадность полностью меняет психологический портрет личности. Характерная черта скупых и алчных людей – подозрительность и завистливость. Они с опаской относятся к окружающим людям. Это недружелюбные и неуступчивые особы, которые редко имеют друзей и несчастливы в браке. Жадность – частая причина разногласий и ссор в семье. Очень часто именно скупость супруга является поводом для развода. Жадность способна превратить человека в изгоя, поскольку с такой ущербной личностью адекватные люди не хотят общаться.

Нередко именно жадность – причина, по которой человек преступает черту закона и свершает тяжкие преступления. Ради личной наживы алчный индивид способен предать, украсть, ограбить, обмануть и убить. Жадность – причина многочисленных махинаций и афер. Руководствуясь этим чувством, люди начинают брать взятки, становятся вымогателями. В итоге это патологическое чувство приводит человека на скамью подсудимых.

Можно ли искоренить в себе жадность, когда жажда стать обладателем мира испепеляет тебя? Ответ банален – можно и нужно! Человек – творец своей личности и хозяин собственной судьбы. И каждому, даже хищному крохобору, под силу преодолеть свою ненасытную жадность и превратиться в щедрую натуру. Как преодолеть жадность? Следуем советам психологов.

Чтобы избавиться от жадности, необходимо развить в себе правильное понимание реальности. Искоренить деструктивное восприятие действительности. Изменить ошибочные и вредоносные убеждения.

Нам следует признать, что все материальные блага, которые мы стремимся обрести, удержать, приумножить – временные достояния, данные на срок короткой человеческой жизни. Все богатства мира – это замок, выстроенный из песка, который может быть в мгновение разрушен набежавшей волной. Все песчинки крепости, которые мы с трудом собирали, могут быть в считанные секунды унесены безвозвратно в бескрайний океан.

Все, что мы копили в жизни – деньги, драгоценности, акции и иные материальные блага, не последуют за нами в потусторонний мир. Однако мы в состоянии оставить веский след в истории, состоящий из наших щедрых поступков и добрых дел.

Каждый раз, когда нас одолевает приступ жадности, необходимо остановиться и задуматься: какова будет цена за наше неуемное сквалыжничество. Скорей всего, наша жажда обладать чем-то оборачивается для других страданиями, болью, нищетой. Нам следует поразмышлять о том, стоит ли наше очередное приобретение чьих-то слез, переживаний, обид.

И эти мучительные переживания других из-за нашей жадности нацелены именно в наш адрес. А можем ли мы чувствовать себя счастливым и довольным, когда нас ненавидят, презирают, желают нам смерти? Вряд ли сложится гармонично жизнь у того богатея, который окружил себя платиновыми слитками и прозябает, не встречая никакого человеческого тепла, а ощущая лишь холод металла. Помним о том, что обрести гармонию с собой и окружающим миром можно лишь, избавившись от страстей.

Жадность затуманивает разом и делает существо зомбированным рабом денег. Такой плененный человек легко может переступить планку дозволенного и нарушить закон. Одолеваемый жадностью, индивид способен украсть, похитить, обмануть, даже убить. А расплата за такие злодеяния одна – тюремный срок. Не всегда жадному богатею удастся договориться с фемидой и подкупить судей. И вряд ли где-то в тюремной камере будет уютно и приятно существовать, даже если на счету в швейцарском банке лежит сумма с шестью нулями.

Чтобы преодолеть собственную жадность, мы должны запастись терпением. Корыстолюбие – страшная привычка, которая по доброй воле покидать уступчивую душу не будет. Действуем постепенно. Для начала устраиваем церемонию очищения личного пространства. Выносим хлам из дома, раздаем бесполезные для нас вещи нуждающимся персонам, избавляемся от груды ненужной одежды и обуви. Как определить, что является необходимым скарбом, а что бесполезным мусором? Открываем платяной шкаф, пересматриваем гардероб, оставляем лишь те вещи, которые мы использовали в течение последнего года.

Точно также поступаем и с посудой, и с техникой, и с гаджетами. Нам вряд ли понадобятся пять телевизоров в двухкомнатной квартире. Мы точно не будем использовать одновременно десять мобильных телефонов. И вряд ли у нас получится ездить за рулем на двадцати автомобилях. Душит жаба отдать бесплатно? Свою жадность можно обхитрить. Даем объявление о продаже на площадках интернет, выставляя на товар минимальную цену. Так мы и деньги получим, и от ненужных вещей избавимся.

Чтобы избавиться от жадности, нам следует развивать в себе милосердие. Вести жизнь, полную добра, сострадания, любви. Именно забота о ближних, помощь обездоленным, опека над неимущими приносит чувство удовлетворения, позволяет ощутить себя нужным, полезным, достойным человеком. Деяния во благо других улучшают собственную самооценку, наполняют ощущениями гордости и уважения себя.

Поэтому следует выбрать конкретный объект для опеки. Это может быть одинокая старушка, пенсии у которой не хватает на лекарство. Чтобы преодолеть жадность, мы можем начать опекать сироту из детского дома. Или стать спонсорами образовательного учреждения, вечно испытывающего дефицит всего.

Чтобы перестать быть жадиной, нам следует научиться не только выделять кому-то свои материальные блага. Нам необходимо бескорыстно делиться с другими своими моральными достояниями, знаниями, опытом, навыками, мастерством.

Мы можем на добровольных началах ухаживать за немощным инвалидом. Нам под силу бесплатно помочь волонтерской организации. Мы можем стать работником благотворительного фонда. Те, кто обладает знаниями в какой-то узкой специализации, способны помочь репетиторством малоимущим студентам. Осознание того, что ты помогаешь людям и делишься с ними своим внутренним богатством – надежный помощник для искоренения жадности.

Чтобы преодолеть жадность, мы должны избавиться от привязанности к материальным результатам труда. Не ожидать, что в итоге очередной сделки мы сорвем большой куш. Не планировать, что получение повышения на работе станет источником высокой зарплаты. Не вынашивать коварные планы, что хитро задуманный обман государства поможет избежать уплаты налогов и позволит приумножить капитал.

Какую бы работу бы не выполняли, мы должны научиться получать удовлетворение от самого процесса деятельности, а не ожидать получения награды за труд. Таким образом, мы убьем двух зайцев – избавимся от жадности и станем действительно счастливым человеком, который чувствует себя на седьмом небе каждый день.

Чтобы искоренить жадность, необходимо внести в свою жизнь здоровые удовольствия. Не жалеть денег на свое развитие, образование, досуг. Каждому человеку необходимо расширять кругозор: путешествовать, посещать выставки и представления, смотреть фильмы и заниматься любимым хобби.

Вы давно мечтали спуститься по склону на горнолыжном курорте или нырнуть с аквалангом возле коралловых рифов, но было жалко средств? Переступаем через свою жадность и приобретаем путевку на именитый курорт. Необычный отдых, новые впечатления принесут заряд энергии и помогут ощутить себя счастливым щедрым человеком, который источает свое тепло окружающим.

Чтобы избавиться от жадности, помним о правиле: что посеешь, то и пожнешь. Касательно денег эта аксиома срабатывает также: чем больше средств ты потратишь, то тем больше материальных благ получишь. Поэтому не стоить бояться вкладывать капитал в перспективные бизнес-проекты. Не надо отказывать себе в удовольствиях, особенно экономить на еде и здоровье. Надо баловать себя и дарить близким подарки. Поэтому сознательно увеличиваем свои траты.

Чтобы искоренить жадность, необходимо всегда помнить: окружающий мир полон изобилия. Действительность щедра на блага и богатства. Вокруг существуют неиссякаемые источники возможностей и ресурсов. Материальных богатств хватит на всех, поэтому не стоит забирать у неимущих людей последнее.

Комплекс Плюшкина

Говорят, что «скупость – это капитал глупца». Что уж тогда говорить о скаредности и жадности… По мнению американских ученых за страсть к коллекционированию отвечают особые участки лобных долей коры головного мозга. Недавние исследования профессора Университета Айовы Стивена Андерсена показали, что вследствие повреждения именно лобных долей люди, которым прежде не была свойственна страсть собирательства, после черепно-мозговой травмы, перенесенного энцефалита или хирургической операции на лобных долях головного мозга начинали заниматься «коллекционированием» бесполезного хлама, а основной чертой их характера становилась патологическая жадность.

Этот, на вид еще не пожилой человек, хотя и вышедший на заслуженную пенсию в55 лет по причине многолетней работы психоневрологом, всегда отличался любовью к женщинам и собирательству медицинской литературы. По первой причине он трижды побывал в законном браке, а по второй – частенько оставался «без гроша в кармане» после приобретения очередного фолианта у букинистов.

«Книжная расточительность», соседствующая с определенной бытовой скаредностью, всегда вела к семейным конфликтам и к последующим разрывам брачных отношений. Было у нашего героя и еще одно давнее увлечение – езда на гоночном велосипеде. До 56 лет он гонял на нем по столице и области, сбегая от очередных выяснений семейных отношений. Пока не столкнулся с автомобилем. Последовала тяжелая черепно-мозговая травма с переломом основания черепа. Затем было длительное лечение и не менее длительное восстановление.

Казалось бы, медицина совершила чудо – видимых последствий черепно-мозговой травмы не осталось, однако остались не слишком видимые, но весьма заметные, да к тому же нарастающие последствия. Увлечение собиранием книжных медицинских раритетов быстро сменила страсть к собирательству всякого барахла на блошиных рынках и даже на свалках. Да и сам хозяин стал неряшливым, запущенным, хотя в общественном транспорте, прежде чем усесться, аккуратно подстилал газетку, дабы «не испачкаться и не подцепить какую-нибудь заразу».

Супруга терпела его чудачества меньше года. Последней каплей, переполнившей чашу ее терпения, стал случай, произошедший между ее супругом и его дочерью от первого брака. Она была проездом в Москве, направляясь в Чебоксары, где по квоте ей должны были сделать имплантацию тазобедренного сустава. Женщине не хватало денег, но отец ее категорически не желал расставаться ни с одной копейкой. Только по настоянию супруги он выдал дочери из семейного бюджета «целых» 5 тысяч (!) рублей. А потом с утра до вечера только и говорил о собственной щедрости. А также о том, что это дети обязаны материально обеспечивать престарелых родителей, а не наоборот.

Конечно же, самое страшное, если присущая ранее человеку расчетливость или тем более жадность становится патологической. При этом она нередко сосуществует со скаредностью и нарастающей деградацией личности. Ярким примером того является знаменитый персонаж Н.В. Гоголя из его бессмертной поэмы «Мертвые души» – Плюшкин. Имя, а точнее, фамилия эта стала нарицательной настолько, что современные психологи назвали им один из психологических комплексов.

Напомним: собиратель и хранитель старья, скаредный старик-помещик Степан Плюшкин «ходил каждый день по улице своей деревни, заглядывал под мостки, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты».

Увы, со времен Гоголя мало что изменилось в людях и Плюшкиных можно обнаружить почти в любом из больших городских домов. Старики и старухи (а порой и более молодые люди) тащат домой разный мусор, всеми силами сопротивляясь попыткам домашних избавиться от этого хлама. Подобная категория людей поражена патологической жадностью. Специалисты расценивают ее уже как психическое расстройство, которому подвержены в основном пожилые люди. Они склонны к «коллекционированию», к накоплению вышедших из употребления никому не нужных вещей. Обычно они безразличны к своему внешнему виду и порядку в собственной квартире, крайне неряшливы и лишены стыда. Но, дрожа над своими «сокровищами», они сопротивляются любым попыткам прибраться в их комнате, подозревая, что их могут обокрасть. Они подозрительны, часто вступают в конфликты с родными, близкими и соседями. И, конечно же, у таких людей «зимой снега не выпросишь».

Н.В. Гоголь не пишет, что предшествовало деградации личности помещика Плюшкина. Он упоминает лишь о том, что «было время, когда он только был бережливым хозяином. Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…». Современные психологи считают, что патологическая жадность может быть присуща людям с тревожно-зависимой, садистической и асоциальной структурой личности. Высокий уровень тревожности (из чего произрастает привычка откладывать на черный день), и желание повысить самооценку («с деньгами я выше других!»), садизм («я могу себе это позволить, а ты – нет»; либо – «попроси меня хорошенько, поунижайся») – все это проявления психологического нездоровья человека. У такого человека нет взаимодействия с собой, его гложет страх перед жизнью и перед другими людьми. Он во всем видит лишь темную сторону жизни, и для него все смещено – ему кажется, что все вокруг него жадные. У некоторых людей патологическая страсть к накопительству приобретает форму почти наркотической зависимости от денег. И потому они проявляют нетерпимость к тем, кто не умеет копить и «не понимает, зачем это нужно делать».

Увы, от патологической жадности лекарств не изобретено. Но если просто жадного человека жизнь сможет заставить задуматься над тем, что с ним «что-то не так», это может стать его первым шагом к самокоррекции. Если у такого человека нет семьи, ему неплохо было бы начать чем-то помогать окружающим людям (и не обязательно сразу же деньгами).

Семейному же Плюшкину нужно, переломив себя, просто начать чаще приглашать к себе гостей. Особенно в любые мало-мальски значимые праздники. Или, если у него есть дети, не препятствовать их дружбе с другими детьми, чаще приглашать этих детей к себе в дом, усаживать вместе со своими детьми за общий стол и дарить им хотя бы небольшие подарки. В общем, нужно начинать делать какие-то первые шаги. А при этом не забывать критически поглядывать на себя глазами объективного стороннего наблюдателя!

Ну а страдающим патологической жадностью уже необходима не только квалифицированная психологическая коррекция, но нередко и соответствующее медикаментозное лечение.

Стержень личности человека формируется в процессе взросления. В этот период проявляется патологическая жадность, которая мешает жить и строить гармоничные отношения. В понятие вкладывается желание обладать чем-то, что другие люди не смогут забрать.

Жадность как явление

Жадность - это желание обладать определенными благами, на которые никто не может посягнуть. Это жажда защитить ценность (она воспринимается, как главная цель существования, труда) от окружающего мира. Чем сильнее чувство, тем ярче проявляется защитная реакция: человек проявляет агрессию или испытывает сильный страх.

У скупости, как у нежелания делиться, несколько проявлений:

  • человек замыкается в себе (он защищает свое богатство от любого постороннего);
  • личность зациклена на накоплении или сохранении этого блага;
  • поведение личности меняется, когда речь заходит о тратах или необходимости делиться чем-либо, она проявляет свои худшие качества характера.

Суть скупости - желание добыть что-либо, что психика человека воспринимает как благо. Нечто ценное, даже если окружающие не воспринимают такой объект таким образом.

Понятие патологической жадности

Человек развивается, с раннего детства формируются основные черты характера. В этот же период ребенок учится воспринимать окружающий мир. Через родителей или близкое окружение малыш идентифицирует каждое событие, материальную вещь или понятие. Формируется понятие ценности - это объект, который ценится больше, чем другие вещи. Ребенок не только понимает, что такую вещь нужно ставить выше остальных, но и формирует реакцию на событие, когда вещь утеряна.

Расставаться с благом детей учат родители, они расставляют правильные приоритеты: за труд человек получает награду, с которой при необходимости он расстается. Патология, связанная с жадностью, возникает на фоне неправильного восприятия.

Ребенок не понимает, что его реакция неправильная. Он самостоятельно изменить ее не может, т. к. проявления, обусловленные нарушениями психики, воспринимаются как нечто естественное. Патологический вид жадности - это постоянное состояние человека, которое сопряжено со сложными психоэмоциональными реакциями. Избавиться от него трудно.

Скопидомство у женщины

Жадность - это желание обладать чем-то, без чего жизнь кажется бессмысленной. Постепенно такая негативная реакция превращается в инстинкт. Человек чувствует, что должен заполучить ценность, иначе стать счастливым ему не удастся.

Он не задумывается о том, почему возникла такая необходимость, из-за чего конечная цель не оправдывает средства ее получения. Женщинам научиться понимать такое состояние еще сложнее. В отличие от мужчин, они не привыкли анализировать происходящее.

Женщина хочет то, что успокоит ее внутреннюю тревогу. Сам объект желания не столь важен. Расставаться с ценностью она не может: психологически вещь досталась ей с большим трудом. Девочка начинает жадничать с раннего детства, если любовь, забота, нежность материализуются.

Происходит такое, когда родители пытаются откупиться от ребенка: вместо заботы и элементарных проявлений любви, они задаривают его подарками. На подсознательном уровне складывается устойчивая установка, что девочка заслуживает только этого. По этой причине женщина во взрослой жизни пытается заполучить любую желанную вещь, а обретя ее, яростно защищает ценность.

Другие причины женской жадности

Женщина стремится защитить нажитое богатство, если она выросла в бедности. Комплекс толкает людей на необъяснимые поступки. Чем больше она может получить, тем в большем количестве этого блага нуждается.

Желания никогда не осуществляются за собственные средства - это еще один важный аспект патологического вида бедности. Женщина пытается получить блага от других людей в качестве доказательства любви к ней или заботы. Копит дама с комплексом бедности потому, что боится снова оказаться в роли жертвы, беззащитной девочки.

Проявления свойства у мужчины

В большинстве случаев мужчина бывает жадным к деньгам. Это определенная устойчивая черта характера, которая мешает ему преуспеть в выбранном деле или обзавестись семьей. К людям жадным к деньгам формируется особое отношение в современном обществе. Такие черты порицаются, как сознательный выбор человека (жадность патологическая - это следствие нарушения психики, над которой нет контроля).

Основные проявления жадности у взрослого мужчины:

  • хочет получить что-то извне (чаще в готовом, сформированном виде, чтобы не пришлось с ценностью работать);
  • желает выставить полученную ценность как достояние: только он смог это заслужить;
  • пытается заполнить внутреннюю недостаточность, перекрыть ее вещами.

Из-за особенностей психики мужчины, жадность сочетается с повышенной агрессией. Он не считает нужным оправдываться, а неправильные установки со временем обрастают правдоподобными причинами, знает, почему стремится что-то постоянно получать.

Вместе с накоплением богатства возрастает страх, что его можно лишиться. Внутреннее напряжение нарастает, проявляются худшие качества характера: мужчина не подпускает к себе людей, думает, что его все хотят использовать его и обманным способом отобрать блага. Все его внимание концентрируется только на том, чтобы не потерять внешнюю атрибутику (она прикрывает внутренние недостатки).

В психологии жадность ассоциируется с желанием скрыться, спрятать недостатки и собственную ущербность, поэтому одна из ее причин - заниженная самооценка и неуверенность в себе.

Привычки жадного человека

С жадными людьми сложно контактировать. Они не могут перестать экономить, хотя для этого нет явной причины. Жадные люди боятся сближаться с окружающими, им кажется, что каждый незнакомец вор или предатель.

Также они опасаются, что внутренние проблемы станут очевидными. Часто с жадными людьми не уживаются даже женщины неприхотливые и нетребовательные. С годами скупость перерастает в манию, которая сопровождается сильной паранойей.

На фоне нарастающей потребительской потребности (человеку нужно больше и больше благ) возрастает желание спрятаться от остального мира. Жадные люди могут вести затворническую жизнь, избегать общения. Они теряют социальную адаптацию и выбирают добровольное заточение.

Борьба с одержимостью благами

Бороться с жадностью очень сложно. Чем больше человек живет с такой проблемой, тем сильнее она укореняется (личность воспринимает жадность как часть характера).

Как избавиться от жадности:

  • признать проблему;
  • провести глубокий психоанализ;
  • использовать гипнотерапию;
  • заняться аутотренингом.

Признание проблемы - первый шаг на пути к выздоровлению. Как побороть жадность быстро подскажут психологи и психотерапевты. Быстро поможет глубокий психоанализ. Такая методика позволит побороть первопричину проблемы. Это простой способ, помогающий избавиться от ментальной установки. Психоанализ проводится на основе общей симптоматики: исследуется общее состояние больного.

Гипнотерапия для избавления от проблемы

Гипнотерапия работает по такому принципу: человек вводится в транс, снижается психическая защита, проводится работа напрямую с подсознанием. В таком состоянии личности можно внушить любое понятие. Такая установка воспринимается, как естественная верная идея, порожденная мозгом. Гипнотерапия помогает побороть любое утверждение, которое корректирует поведение мужчины или женщины.

Заключение

Жадность к деньгам - это желание обладать ценностью. Человек не может и не хочет ею наслаждаться или использовать по назначению. Для него важнее факт, что благо принадлежит ему. Патологическое состояние развивается в любом возрасте и влияет на поведение или привычки личности. От жадности страдают дети, мужчины и женщины. У скупости свои сопутствующие симптомы.

Когда молекулярный биолог, Джон Медина, предпринял попытку научного анализа жадности, наткнулся на серьезные препятствия. Никто и никогда не обнаруживал человеческого гена жадности, и, кроме того, никто не предложил еще „стандартного, единого, широко утвержденного определения этого понятия”.

Жадность не только качество личности, но и социально-культурный феномен. Жадность может быть к чему угодно: к еде, деньгам, ценностям, власти. Это патологическое стремление к накоплению, это неудовлетворенность тем, что есть, это желание иметь больше. Это тщетная попытка заполнить духовную и эмоциональную пустоту.

Причины возникновения жадности

Жадность часто возникает из-за раннего негативного опыта, например недостатка родительской любви, чувства лишения или наоборот, чрезмерной опеки. В дальнейшем чувства тревоги и уязвимости, часто в сочетании с низкой самооценкой, способствуют тому, что человек ищет механизмы замещения удовлетворения своих потребностей, к зацикливанию на объекте своей жадности. Накопление, экономия, собирательство и т. д. становится образом жизни, заполняет время и переживается как что-то очень необходимое, потому что человек не имеет других важных целей.

Неразлучным спутником жадности является страх, стресс, депрессия. Жадность не только ухудшает психосоматическое состояние человека, но вызывает конфликты, разрыв межличностных отношений, ревность, зависть, финансовые проблемы, а также дезадаптационные формы поведения, такие как азартные игры, обман, воровство. Наконец, жадный человек никогда не бывает, счастлив, ему всегда чего-то не хватает. Несмотря на приобретения желаемых благ человек, не достигает ожидаемого удовлетворения.

Психолог Абрахам Маслоу предположил, что здоровые люди имеют ряд потребностей, и эти потребности располагаются в виде иерархической структуры. Его «иерархия потребностей» представлена в виде пятиуровневой пирамиды, с базовыми потребностями внизу и более высокими потребностями вверху.

Проблема жадности заключается в том, что она останавливает человека на нижних уровнях пирамиды, и тем самым мешает подняться на уровень роста и самореализации.

Жадность-это не просто эгоизм. Нет ничего принципиально плохого в удовлетворении собственных потребностей и желаний, но жадность – это состояние чрезмерного эгоизма. Она является более многогранной и многослойной.

Что делать?

Однако жадность не смертельная болезнь, ей можно противостоять. Осознание того, что жадность не облегчает жизнь, первый шаг к «выздоровлению». Важным аспектом также является самосознание, самоанализ собственного «Я». Это необходимость для личностного развития, повышение своей самооценки в областях, не касающихся владения и накопления богатства.