Стройка и ремонт - Информационный портал

План-конспект урока по физике. Электроизмерительные приборы. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения на тему: «Классификация измерительных приборов»

Тема урока: Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Цели урока:

Предметная: закрепить ЗУН учащихся по теме «Электрический ток», продолжить формирование у обучающихся понятия напряжение, умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, сформировать практические навыки измерения напряжения.

Метапредметная : развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты эксперимента; развивать умение логически излагать свои мысли.

Личностная: продолжить развивать интерес к изучению физики, активизировать познавательную деятельность, воспитывать: аккуратность при выполнении работ, организованность, дисциплинированность, умение работать в микрогруппе.

Тип урока: комбинированный.

Урок повторения ранее изученного материала и проведение лабораторной работы.

Оборудование к уроку : компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, источник питания, вольтметр, спирали-резисторы-2шт., ключ, соединительные провода.

Этапы урока:

    Актуализация знаний

    1. Сообщение темы и цели урока

Здравствуйте, все ли у вас готово к уроку. Итак, начинаем.

На прошлом уроке мы проходили с вами тему «Электрическое напряжение».

Мы его измеряли?

Поэтому тема сегодняшнего урока, какая будет у нас?

Измерение напряжения

Позволю дополнить тему: на различных участках цепи. Слайд 1.

Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

Сегодня нам с вами предстоит выполнить лабораторную работу «Измерение напряжения на различных участках цепи». Но сначала давайте вспомним и повторим ранее изученный материал по теме электрический ток. Это поможет вам при выполнении работы.

      Повторение изученного материала

Взаимопроверка в парах по вопросам. Слайд 2.

1.Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)

2.От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока? (От «+» к «-»)

3. Вспомните элементы цепи и их условное обозначение.

4.Что показывает напряжение? (Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую)

5.По какой формуле рассчитывается напряжение?(U = A | q )

6.Единица измерения напряжения? (В-ВОЛЬТ)

7. Как называется прибор для измерения напряжения? (Вольтметр)

8. Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?

(1.Включать в электрическую цепь только параллельно.( Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение)

2.Соблюдать полярность.( Вольтметр в цепь включается с помощью двух клемм, имеющих на приборе. У одного из клемм вольтметра стоит знак «+», у другого «-». Клемму со знаком «+» нужно обязательно соединить с проводом, идущим от положительного полюса источника тока)

3.Можно включать в цепь без нагрузки.)

1.3 Проверка знаний и умений

    Назовите название условных обозначений компонентов электрической цепи.

Слайд 3(Волшебное окно)

    Вспомните правила включения вольтметра в эл. цепь. Слайд 4.

    Предлагаю собрать на доске электрическую цепь, состоящую из 2-х эл. ламп, соединенных последовательно, ключа, источника тока и вольтметра, измеряющего напряжение на лампе 1.(на лампе 2, на источнике тока, на 2-х лампах)

А вы зарисуйте схему этой цепи у себя в тетради. Ученик В зарисует схему эл. цепи на доске.

На схеме покажите направление электрического тока и укажите на схеме полярность клемм у вольтметра.

    Физкультминутка(пассивная):

В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу

    Выполнение лабораторной работы

Рабочие тетради закрываем. Открываем тетради для лабораторных работ(с.8).

Как называется работа? (Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.)

Какова цель работы? (Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали)

Какие приборы и материалы необходимы для выполнения работы? (источник тока, спирали-резисторы-2 шт., вольтметр, ключ, соединительные провода)

Вольтметр взять с пределом измерения 6 В.

Выполняя работу, соблюдайте ТБ:

ТБ при работе с электроизмерительными приборами. Слайд 5

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При сборке электрической цепи аккуратно располагайте провода, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, не прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением или оголенным проводам. Не включайте цепь без разрешения учителя. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Оберегайте приборы от падения. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

Ребята при выполнении лабораторной работы мы соблюдаем ТБ, а для чего?

Высокое напряжение опасно для жизни. Тело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека.

Ребята, давайте вместе с вами выясним какое напряжение опасно для человека и Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,
находящимся под высоким напряжением? Найдите ответ на этот вопрос на сайте Классная физика.

Во всех лабораторных опытах, где используется вольтметр, нужно сначала собирать цепь без него, а затем подключить вольтметр к тому участку, на котором измеряют напряжение. Вольтметр можно переключать от одного участка к другому, не разбирая остальные участки цепи.

Чтобы снимать показания с вольтметра нужно определить цену деления прибора.

    Итоги. К какому выводу вы пришли?

У: Мы научились измерять электрическое напряжение на различных участках цепи. Напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом резисторе. U = U 1 + U 2.

Выяснили, что электрическое поле совершает различную работу по перемещению единичного заряда в наших резисторах.

- Почему важно было узнать новую физическую величину напряжение?

У: Высокое напряжение опасно для жизни. Осторожность нужно соблюдать и в работе с небольшими напряжениями. В зависимости от условий даже небольшое напряжение может оказаться опасным.

    Рефлексия. На столе находятся три одинаковых картонных квадрата размером 3x3см. На учительском столе выставляются трое рычажных весов. На весах – таблички: «Я», «Мы», «Дело». Левая чаша весов означает «плохо» , правая «хорошо» . В конце урока учащиеся самостоятельно кладут свои квадраты на ту или иную чашу каждых весов. Таким образом становится наглядно виден результат работы учащихся на уроке и их самооценка.

    Домашнее задание.

Повторить параграфы 39-41, упражнение 16 (1,2).

По данным лабораторного опыта придумать самим задачу и решить.

Каждый ученик получает оценку за выполнение лабораторной работы после проверки тетрадей учителем.

Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
"Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"

Методическая разработка урока
«Приготовление первых блюд»

Разработала
преподаватель английского языка
Волошина Наталья Ивановна

Кропоткин, 2015

Тема урока: Приготовление первых блюд
Цели урока:

Образовательная:
научить составлять технологические карты первых блюд;
научиться строить диалог, монологические высказывания, задавать вопросы и отвечать на них;
научить применять в разговорной речи новые лексические единицы по теме;
уметь применять полученные знания на практике.

Развивающая:
развить у обучающихся познавательный и профессиональный интерес к технологиям приготовления первых блюд;
содействовать формированию познавательного интереса к выбранной профессии;
развивать познавательную, творческую активность, развивать память, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:
воспитывать чувство уверенности в себе, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии;
воспитание культуры труда;
воспитывать умение работать в коллективе (в парах, подгруппах, индивидуально).
Задача урока: обобщить и систематизировать ЗУН по изученной теме.

Тип урока: интегрированный.

Методические приёмы: опережающее обучение;
работа с презентацией;
работа с дидактическим материалом;
частично – поисковый;
репродуктивный;
объяснительно – иллюстративный.

Методическое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный поектор, дидактический материал.

Межпредметные связи: «Английский язык», « Технология», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания, санитария и гигиена».

Педагогические технологии: технология сотрудничества, ИКТ, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.

Используемая литература:
Анфимов Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»., М.: Издательский центр «Академия» 2005.
Сборник рецептур люд и кулинарных изделий., М.: Издательский центр «Академия» 2005.
Качурина Т.А. «Кулинария» рабочая тетрадь., М.: Издательский центр «Академия» 2008.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заключительное слово преподавателя. Slide -13
Teacher:
- You"ve learned a lot of about cooking the first courses. I hope that this knowledge will be useful to you in your future profession and working. Our lesson is over. Thank you for the good work.
Goodbye.

Application – 1
«Cooking the first courses»

The students’ answers:
Student 1:
Borsch is the Ukrainian national dish. Soup is prepared on the bone broth , mushroom broth, vegetarian .
Traditional lunch in the Ukraine started with the borsch. It so happened that on the table, but bread and lard with garlic, mistress [
·m
·str
·s] and there was nothing to put, but if it was borsch - consider that the dinner was very good.

Student -2:
Pickle is a soup with pickles. One hundred years ago, the pickle was not called soup, it was... a pie.
In the books of N. Gogol can be found: "pickle - chicken pot pie, buckwheat [
·b
·kwi
·t] cereal [
·s
·
·r
·
·l], in the filling is added to the brine , chopped eggs".
The main word "brine," that is, a solution of salt, or liquid [
·l
·kw
·d] generated [
·
·en
·re
·t] during pickling cucumbers or pickled cabbage. The word "pickle" is a native Russian. Pickle - dish vintage [
·v
·nt
·
·], only it was called before "Kala". It was cooked with eggs, meat, chicken, kidney [
·k
·dn
·], and not only on cucumber brine, but lemon water and served with cakes and pies.

Student 3:
" Shchee is the meat soup, not the usual prohibitively
bad meat soup, and wonderful Russian dish with fat from various [
·v
·
·r
·
·s] meats, eggs, sour cream and herbs . In fact, it seems to me, impossible to eat anything after shcheer» , - Knut Hamsun (Norwegian writer)

Application – 2
«Cooking the first courses»

Technology card
"Ukrainian borsch"

Product name
Gross weight
Net weight

Beetroot
150
120

Cabbage fresh or pickled
100
80

Potatoes
213
160

Carrots
50
40

Onion
36
30

Tomato puree [
·pj
·
·re
·]
30
30

Garlic
4
3

Vegetable oil
20
20

Wheat flour
6
6

Shpik
10,4
10

Sugar
10
10

Vinegar 3% [
·v
·n
·g
·]
10
10

Sweet pepper
27
20

Broth
700
700

Output
-
1000

Application - 3
«Cooking the first courses»

Physical exercises.

One, two - take a cabbage. Один, два - возьми капусту.
Three, four – quickly trim . Три, четыре - почисть её.
Five, six - finely cut. Пять, шесть- нашинкуй.
Seven, eight - put it into the pan. Семь, восемь - в кастрюлю бросим. Nine, ten – му soup is ready. Девять, десять – мой суп готов.
Do it again.

Application - 4
«Cooking the first courses»

Match the English proverbs with Russian equivalents.

1) The appetite comes with eating.
a) О вкусах не спорят.

2) After dinner sleep a while, after supper walk a mile.
b) Яблоко в день и не знай врачей.

3) An apple a day keeps the doctor away.
c) Аппетит приходит во время еды.

4) Don’t live to eat, but eat to live.
d) После обеда поспи немного, после ужина прогуляйся с милю.

5) Tastes differ.
e) Не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить.

Application - 5
«Cooking the first courses»
Technology card
«Solyanka»

Product name
Gross weight
Net weight

Technology card
"Soup kharcho"

Product name
Gross weight
Net weight

Application -5
«Cooking the first courses»

Technology card
"Pickle Leningrad"

Product name
Gross weight
Net weight

Technology card
« Okroshka»

Product name
Gross weight
Net weight

Application -5
«Cooking the first courses»

The standard answers
Technology card
"Pickle Leningrad"

Product name
Gross weight
Net weight

Potatoes
200
150

Rice
15
15

Carrots
25
20

Parsley (root),
7
5

Onion
12
10

Pickles
35
30

Tomato puree
15
15

Butter
10
10

The broth
350
350

Products: rice, potatoes, carrots, butter, parsley (root), the broth, onion, pickles, tomato puree.

Technology card
« Okroshka»

Product name
Gross weight
Net weight

Beef
109
80

Bread kvass
250
350

Green onion
27
30

Cucumbers
75
60

Potatoes
68
50

Radishes
5
5

Prepared mustard
2
2

Sour cream
15
15

Products: sour cream, sugar, cucumbers, beef, potatoes, bread kvass, eggs, prepared mustard, green onion, radishes.

Application -5
«Cooking the first courses»

The standard answers

Technology card
«Solyanka»

Product name
Gross weight
Net weight

Beef
55
40

Boiled ham
25
20

Sausages
22
20

Kidney beef
60
50

Onion
50
40

Pickles
50
30

Potatoes
80
60

Tomato puree
25
25

Butter
12
12

The broth
350
350

Sour cream
30
30

Products: butter, beef, pickles, sour cream, boiled ham, the broth, potatoes, kidney beef, tomato puree, onion, sausages.
Technology card
"Soup kharcho"

Product name
Gross weight
Net weight

Rice
36
35

Onion
50
40

Butter
20
20

Tomato puree
15
15

The spicy sauce
15
15

Garlic
4
3

Parsley (green)
20
15

Spices
1
1

Products: tomato puree, parsley (green), rice, butter, spices, onion, the spicy sauce, garlic.

Application - 6
«Cooking the first courses»

Divide the words into three columns
Potatoes, beef, bread kvass, rice, beets, fresh cabbage, carrots, green onions, cucumbers, parsley (root), vegetable oil, onion, eggs, cucumbers, tomato puree.
borsch
pickle
okroshka

картофель - potatoes
говядина - beef
свекла - beets
крупа рисовая - rice
квас хлебный - bread kvass
капуста свежая - cabbage fresh
морковь - carrots
лук зелёный - green onion
петрушка (корень) - parsley (root)
огурцы свежие - cucumbers
масло растительное - vegetable oil
лук репчатый - onion
томатное пюре - tomato puree
огурцы соленые - pickles
яйца - eggs

The standard answers

borsch
pickle
okroshka

potatoes
potatoes
beef

beetroot
rice
bread kvass

cabbage fresh
carrots
green onion

carrots
parsley (root)
cucumbers

vegetable oil
onion
potatoes

Tomato puree
pickles
eggs

Application - 7
«Cooking the first courses»

The dialogue -1.
- How are you? I haven"t seen for ages.
- I am OK.
- I want my mother to make a surprise to prepare the potato soup with meatballs. You study at the «Cook» faculty [
·fжk
·lt
·] help me, please. What products need I buy?
- You need buy the following: minced meat , potatoes, onions,....
- When the broth comes to a boil, how long does it need to boil?
-10 minutes.
Thanks I go for groceries [
·gr
·
·s
·r
·].
- Good - bye.
- Good – bye.

The dialogue - 2.
-Hello.
- Hi.
- How did you spend your summer vacation?
- Very well. I was at my grandma.
- What were you treated?
- My grandmother excellent cooks a country cabbage soup.
- Wow! What dish is this?
- Shchee is a national Russian dish.
- What made is it?
- It is prepared from fresh sauerkraut [
·sa
·
·kra
·t] квашеная капуста, sorrel [
·s
·r
·l] щавель and spinach [
·sp
·n
·
·], and sometimes from young nettles .
- Is it tasty?
- Yes, of course. Come to me and I"ll treat you its
- Bye.
- Bye.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915

Цель урока : сформировать у учащихся представление о практическом использовании законов и теорий; как действие магнитного поля на рамку с током применяют в электроизмерительных приборах.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом индивидуального опроса и решения задач

1. Характеристика магнитного поля – магнитный поток (ответ у доски)

2. Закон Ампера. Получение формулы. (ответ у доски)

3. Определение направления силы Ампера с помощью правила левой руки. (ответ у доски)

4. Решить задачи № 844, 842 (на доске)

Изучение нового материала

Действие магнитного поля на электрический ток используют в устройстве электроизмерительных приборов. Они представляют собой класс устройств, применяемых для измерения величин: силы тока, напряжения, частоты, емкости, сопротивления, индуктивности…

Электроизмерительные приборы используются в промышленности, энергетике, научной области, в быту. Классифицируются электроизмерительные приборы по разным критериям.

Например, по Единицам измеряемых величин . Это видно на шкале прибора, где стоит латинская буква (А, V, W…) или указано полное наименование.

Вторым важным признаком приборов является Род тока: постоянный или переменный .

Третьим отличительным признаком является Класс точности , начинающийся от 0,05 до 4.

Класс точности демонстрирует абсолютную точность прибора и его базовую погрешность при измерениях. При эксплуатации определяющую роль играет надежность и эргономичность приборов.

Внутреннее устройство приборов отличается типами систем. Существует класс приборов Электростатической системы: электрометры, электростатические вольтметры.

Класс приборов Магнитоэлектрической системы, где используется взаимодействие магнита с током.

Устройство приборов данной системы рассмотреть подробно, так как большинство приборов используемых на уроках физики – этой системы.

Распространенными являются приборы Электромагнитной системы , в которых используется втягивание сердечника в катушку с током.

Электродинамическая система приборов использует Взаимодействие токов . Ваттметры, чаще всего, изготовляют с применением такой системы.

Закрепление изученного материала

- Какие приборы относятся к классу электроизмерительного оборудования?

В каких областях применяются электроизмерительные приборы?

По каким признакам классифицируются электроприборы?

Как устроены и измеряют приборы магнитоэлектрической системы?

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования профессиональный лицей №24 г.Сибай Республика Башкортостан

Методическая разработка урока

по дисциплине «Электротехника»

тема: «Электроизмерительные приборы»

Разработала: преподаватель высшей

профессиональных учебных дисциплин

И.И. Передельская


Пояснительная записка.

Тема: «Электроизмерительные приборы» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для НПО по учебной дисциплине ОП 01. «Электротехника» по специальности «140.446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по горной отрасли)

Методическая разработка разработана по технологии модульного обучения, где используются разнообразные организации учебной деятельности:

1. разработан учебный теоретический материал по стандарту модуля и элементу, перечень рекомендуемой литературы;

2. представлен входной тест, на основании которого осуществляется повторение изученного материала в школе, в лицее, в предыдущем модуле;

3. представлена логическая схема изучения нового материала по методу Штейнберга, где обучающие должны самостоятельно заполнить название электроизмерительных приборов, используя учебное пособие по предмету: «Электротехника»;

4. задание промежуточного теста, который осуществляется после изучения новой темы и позволяет оценить знания обучающего.

В данной методической разработке представлен план текущего урока УЭ 4 «Электроизмерительные приборы» по МБ 2 «Электротехнические устройства» и учебные материалы.

Название УЭ 4 «Электроизмерительные приборы»

Тема урока: «Электроизмерительные приборы».

Тип урока: модульный урок

Цели урока:

№ Образовательные цели:

1) иметь представление о назначении, классификации электроизмерительных приборов.

2) знать условное обозначение электроизмерительных приборов.

Развивающая цель: развивать у учащихся логическое мышление.

Воспитательная цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности, умение сотрудничать в паре, и группе

Учебно-методическое обеспечение и ТСО: раздаточный материал с УЭ 4, наглядные пособия (батарея, провода, лампа, выключатель, амперметр, вольтметр); интерактивная доска, компьютер, тесты (Приложение № 1)

плакат: «Измерение мощности в цепи переменного тока », меловые иллюстрации.

Источники информации:

1) учебник Ю.Г. Синдяев «Электротехника с основами электроники» 2002 г.

2) учебник А. Я. Шихин «Электротехника» 1991 г.

Ход урока



Этап урока

Дидактические принципы методы

Деятельность учащегося

Деятельность преподавателя

1. Организационный момент

Метод: словесная беседа



Психологический настрой, мобилизация внимание на восприятие, самоорганизация

1.Объявить название МБ, УЭ

2. Сообщить цели урока


2. Актуализация базовых знаний

Принципы: сознательность, активность.

Метод: тестирование



1. Выполнение текущего теста (приложение № 1)

2.Взаимоконтроль

3. Определение уровня подготовки к занятию


1. Проведение текущего теста

2.Объявляется правила взаимоконтроля для оценки промежуточного теста


3. Сообщение новых знаний

Принципы доступность, активность.

Методы: словесный (работа с УЭ1 – задание №1, приложение № 2), интерактивный (сотрудничество)



1.Самообучение (выполнение выполнение логической схемы №1.)

2. Самоосмысление



1.Формирование знаний, умений, навыков.

2. Корректировка


4. Закрепление знаний

Принципы: сознательность, активность.

Метод: фронтальный опрос – работа с логической схемой №1 (расшифровка структурных элементов логической схемы)



1.Самодиагностика

2. Самоосмысление


1.Закрепление знаний по условному обозначению элетроизмерительных приборов

2. Корректировка


5. Этап контроля и самоконтроля знаний

Принципы: сознательность, активность.

Метод: словесный – работа с карточками -заданиями № 2, (приложение № 2)



1. Взаимопроверка карточек-заданий

1. Экспертный контроль для корректировки

6. Подведение итогов

Принципы: сознательность, активность

Метод: словесная беседа



1. Самоанализ

2.Самооценка



1.Подведение итогов по реализации цели

2. Анализ результативности занятия


7. Домашнее задание: подготовиться к зачету: «Условные обозначения электроизмерительных приборов»

МБ 2 ЭЛЕТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

После изучения МБ 2 учащийся должен:

иметь представление:

О назначении электротехнических устройств;

О классификации электротехнических устройств;

Обозначение, погрешность измерения электроизмерительных приборов;

Способы измерения электрических и неэлектрических величин;

Устройство, принцип действия, характеристики, схемы электротехнических устройств.

Решать типовые задачи по электротехническим устройствам;

УЭ 4 ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ


α

β

γ

Κτ

ν

1

2

2

0,5

3

После изучения УЭ 4 «ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ» учащийся должен:

1) иметь представление:

О назначении, классификации электроизмерительных приборов;

О видах погрешности электроизмерительных приборов.

Условные обозначения электроизмерительных приборов;

Определение, обозначение абсолютной и относительной погрешности прибора.

Решать типовые задачи по определению абсолютной и относительной погрешности прибора.

Приложение №1

ВХОДНОЙ ТЕСТ

1. Напишите название электроизмерительных приборов.

2. Верно, ли утверждение, что к электрическим машинам относятся: генератор и электрический двигатель.

3. Выберите, что относится к электрическим коммутационным аппаратам.

Электрические коммутационные аппараты – это 1)выключатель, 2)кнопка, 3)рубильник, 4)магнитный пускатель, 5)звонок, 6)пакетный выключатель.

Урок № 25 «Электроизмерительные приборы».

Электроизмерительные приборы применяются для измерения электрических величин (напряжение, сопротивление, сила тока, мощность, частота тока) и неэлектрических величин (температура, давление, время, уровень жидкости в ёмкости и т.д.).

Электроизмерительные приборы классифицируются:

1. по роду измеряемой величины.

2. по принципу действия.

3. по роду тока.

4. в зависимости от положения прибора в пространстве.

Условные обозначения электроизмерительных приборов представлены в таблице № 5(См. «Учебное пособие по электротехнике» по теме:«Электроизмерительные приборы»)

ЗАДАНИЕ № 1

1. Прочитайте материал урока по теме: «Электроизмерительные приборы».

2. Выполните конспект урока в следующем порядке:

2.1 Нарисуйте логическую схему № 1 «Электроизмерительные приборы» при этом:

1) в пункте №1: «Назначение электроизмерительных приборов» укажите название электрических и неэлектрических величин;

2) в пункте № 2,3,4,5 укажите название условных обозначений электроизмерительных приборов, используя таблицу № 5

3. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме: «Электроизмерительные приборы»:

1. Условное обозначение э/и п. по роду измеряемой величины.

2. Условноеобозначение э/и п. по принципу действия.

3. Условное обозначение э/и п. по роду тока.

4. Условное обозначение э/и п. в зависимости от положения в пространстве.

Логическая схема: «Электроизмерительные приборы»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1. Из какого материала выполняют провода?

а) из алюминия и латуни;

б) из меди и латуни;

в) из алюминия и меди;

2. Как обозначается резистор?

3. Найти ток, если R = 4 Ом, U = 12 В
б) 3 А

а) последовательное;

б) параллельное

в) смешанное

5. Какое условное обозначение применяется для вольтметра?

6. На что расходуется мощность в активном сопротивлении?

а) на тепло, рассеиваемое в пространстве;

б) только на полезную работу

в) на полезную работу или на тепло, рассеиваемое в пространстве;

7. В каких единицах измеряется индуктивное сопротивление катушки в системе СИ?
б) Г
8. Выберите, какое значение силы тока является смертельным для человека?

в) свыше 0,1 А

9.Что означает ώ?

а) угловую проводимость переменного тока;

б) угловую частоту переменного тока

в) удельное сопротивление переменного тока

10. Из каких элементов состоит структурная схема электропривода?

а) преобразователь, электродвигатель, редуктор, рабочий механизм;

б) вариатор, электродвигатель, редуктор, рабочий механизм

в) реле, электродвигатель, редуктор, рабочий механизм

Вариант 2

1. Из какого материала выполняют корпус выключателя?

а) из алюминия;

б) из меди;

в) из пластмассы;

2. Как обозначается нелинейный резистор?

3. Найти ток, если R = 4 Ом, U = 12 В
б) 3 А
4. Укажите, тип соединения проводников, выполненных на схеме?


R3

а) последовательное;

б) параллельное

в) смешанное

5. Какое условное обозначение применяется для амперметра?

6. Какой символ обозначает обмотку статора, соединенного треугольником?
б) ∩
7. Как обозначается магнитная проницаемость?
б) Н
8. Укажите, формулу абсолютной погрешности

а) ∆Á = Á1 – Á2

б) ∆Á = Áи- Áд

в) ∆Á = Áд - Áи

9. Выберите, защитный аппарат электрической сети

а) предохранитель

б) кнопка

в) рубильник

10. В каком случае генераторная установка заряжает аккумуляторную батарею?

а) на холостом ходу двигателя

б) при неработающем электродвигателе

в) при работающем электродвигателе

Ключ к тесту 1 варианта


№ вопроса

Правильный ответ

1

в)

2

а)

3

б)

4

а)

5

в)

6

в)

7

а)

8

в)

9

б)

10

а)

Ключ к тесту 2 варианта

№ вопроса

Правильный ответ

1

в)

2

а)

3

в)

4

в)

5

б)

6

а)

7

в)

8

б)

9

а)

10

в)

Список используемой литературы

1. П.А. Бутырин Электротехника: учебник для нач. проф. образования / П.А. Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; под редакцией П.А. Бутырина. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2008 г. – 272 с.

2. Задачник по электротехнике: учебник для нач. проф. образования: учебник для сред. проф. образования / [П.Н. Новиков, В.Я. Кауфман, О.В.Толчеев, и др.] – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г. – 336 с.

3. Прошин В.М. Лабораторно- практические работы по электротехнике: учебное пособие для нач. проф. образования / В.М. Прошин - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2007 г. –192с.

Дополнительные источники:

1. Ярочкина Г.В. Электротехника: рабочая тетрадь: учебное пособие для нач. проф. образования / Г.В. Ярочкина, А.А. Володарская – 5-е изд., стер. – М Издательский центр «Академия» 2007 г. –96с.

2. Электротехника: Учеб. для ПТУ / А.Я. Шихин, Н.М. Белоусова, Ю.Х. Поляков, и др.; Под ред. А.Я. Шихина. – М.: Высш. шк., 1991. - 336 с.: ил.

3.Крейдлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные, паркетные работы: учебник для нач. проф. образования – М.: Проф.Обр.Издат, 2001. - 352 с.

INTERNET -РЕСУРСЫ .

Http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the

ory.html (Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)

- http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)

- http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (Сайт содержит электронный справочник по направлению " Электротехника, электромеханика и электротехнологии").

- http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).


  • http://www. eltray . com . (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).

  • http://www. edu.ru .

  • http://www.experiment.edu.ru.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

занятия по электротехнике

на тему: «Классификация измерительных приборов»

Исполнитель:

М.М. Степанова,

преподаватель

специальных дисциплин

План

    Введение

    Проект занятия

    Психолого-педагогическая характеристика группы

    Диагностика ЗУНов

    Проект открытого занятия

    Самоанализ занятия

    Литература

    Приложения

    Введение

В любой области знаний измерения имеют исключительно большое значение, но особенно важны они в электротехнике. Механические, тепловые, световые явления человек ощущает при помощи своих органов чувств. Мы, хотя и приблизительно, можем оценить размеры предметов, скорость их движения, яркость светящихся тел. Долгое время именно так люди изучали звездное небо. Но мы с вами совершенно одинаково реагируем на проводник, ток которого равен 10 мА или 1 А (т. е. в 100 раз больше). Мы видим форму проводника, его цвет, но наши органы чувств не позволяют оценить величину тока. Точно так же мы совершенно равнодушны к магнитному полю, созданному катушкой, электрическому полю между обкладками конденсатора. Медицина установила определенное влияние электрических и магнитных полей на организм человека, но это влияние мы не ощущаем, и величину электромагнитного поля оценить не можем. Исключение составляют только очень сильные поля. Но и здесь неприятное покалывание, которое можно заметить, гуляя око высоковольтной линии передачи, не позволит нам даже приблизительно оценить величину электрического напряжения в линии. Все это заставило физиков и инженеров с первых шагов исследования и применения электричества пользоваться электроизмерительными приборами.

Приборы - глаза и уши инженера-электрика. Без них он глух и слеп и совершенно беспомощен. Миллионы электроизмерительных приборов установлены на заводах, в научно-исследовательских лабораториях. В каждой квартире тоже есть измерительный прибор - электрический счетчик. Показания (сигналы) электроизмерительных приборов используют для оценки работы различных электротехнических устройств и состояния электрооборудования, в частности состояния изоляции.

Электроизмерительные приборы отличаются высокой чувствительностью, точностью измерений, надежностью и простотой исполнения. Успехи электроприборостроения привели к тому, что его услугами стали пользоваться и другие отрасли. Электрические методы стали применять для определения размеров, скоростей, массы, температуры. Появилась даже самостоятельная дисциплина «Электрические измерения неэлектрических величин».

Современный уровень промышленности не может обойтись без электрических измерений. Для того чтобы обеспечить нормальную работу электрооборудования, нужно измерять ток, напряжение, сопротивление, мощность, количество израсходованной энергии и ряд других электрических характеристик.

Все эти измерения производят с помощью электроизмерительных приборов. Только зная методы электрических измерений и свойства электрических измерительных приборов можно вести контроль над работой различных электрических установок, достигать экономии энергии и топлива, обеспечивать бесперебойную работу электрических машин.

    Проект занятия

    Психолого-педагогическая характеристика группы

В группе 15-22 ЭРЭО – 25 студентов. Возраст 16 – 17 лет.

Коллектив в группе сформирован. Сложился благоприятный психологический климат. На эмоционально-межличностном уровне группа сплоченная, дружная, работоспособная; есть явно выраженные лидеры.

В группе отмечается средний уровень осведомленности, умения обобщать, анализировать, делать анализ и синтез, применять полученные навыки при решении задач и выполнении практических работ.

По уровню развития и обученности группа разноуровневая.

К первому уровню – творческому – относятся 20% студентов в группе, которые имеют неплохой запас знаний, могут оперировать понятиями, анализировать, самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Ко второму уровню – прикладному – относятся 30% студентов. Они могут воспроизвести не очень большой по объему материал, ответить на изложенные вопросы, но анализировать материал могут только по вопросам или алгоритму.

К третьему уровню относятся 50% студентов, не обладают умением сосредоточиться, которые требуют индивидуального подхода и дополнительных занятий.

В целом, студенты группы чувствуют себя комфортно.

    Диагностика ЗУНов

    студенты должны знать понятие измерительного прибора, цены деления прибора, предела измерения прибора, погрешности измерения;

    уметь пользоваться простейшими измерительными приборами;

    уметь проводить простейшие измерения и оценивать результат измерения с учётом погрешностей.

    Проект открытого занятия по дисциплине

«Электротехника и электроника»

Группа : 15-22 ЭРЭО

Специальность : 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Преподаватель: Степанова М.М.

Дата проведения : 17.01.2017 г.

Тема занятия : «Классификация измерительных приборов»

Вид занятия : урок

Тип урока : комбинированный

Педагогическая технология: технология развивающего обучения с элементами проектной деятельности

Цели занятия:

Образовательные:

    ознакомить студентов с типами электроизмерительных приборов;

    сформировать представление о принципах работы различных электроизмерительных систем;

    дать представление о погрешностях электроизмерительных приборов;

    научить организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество;

    обеспечить возможность реализации студентами умений самостоятельно добывать знания, анализируя учебный материал.

Развивающие :

Способствовать развитию

    умения применять на практике полученные знания;

    умения анализировать и делать выводы;

    интеллектуальных способностей (мышление, память, речь);

    навыков индивидуальной и коллективной деятельности;

    навыков публичных выступлений.

Воспитательные :

    способствовать пониманию сущности и значимости темы;

    создать условия для формирования чувства ответственности, коммуникативной компетентности;

    способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса к дисциплине и навыков работы в коллективе.

Межпредметные связи: физика, математика, электрические машины и аппараты, основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования; электрическое и электромеханическое оборудование.

Квалификационные требования:

Студенты должны знать:

    понятия: измерение, измерительный прибор, цена деления прибора, предел измерения прибора, погрешность измерения;

    классификацию электроизмерительных приборов;

    принцип действия измерительных приборов.

Студенты должны уметь:

    оперировать понятиями;

    работать с учебниками;

    представлять изучаемый материал в виде таблиц;

    повторять и обобщать изученное;

    производить расчеты погрешностей измерения..

Средства обучения:

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, видеоролик, измерительные приборы

Дидактический материал: индивидуальный лист заданий студентов, задачи, тест

Литература:

п/п

Ход урока

Теоретическое обоснование деятельности преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

Время

Организационный этап

Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок.

Приветствуют преподавателя, проверяют готовность к занятию, настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний

Подготовить студентов к изучению нового материала, закрепление знаний по пройденному материалу (решение тестовых заданий, фронтальный опрос).

Создать условия для развития коммуникативной компетенции

Решают тестовые задания, дают ответы на вопросы преподавателя

Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели занятия

Способствовать повышению познавательного интереса к изучаемой теме

Обозначение темы, знакомство с целями урока.

Студенты внимательно слушают, записывают тему и эпиграф занятия

Изложение материала по теме:

    Понятие измерительного прибора

    Виды измерительных приборов

    Принцип действия измерительных приборов

    Погрешность измерительных приборов

    Классификация измерительных приборов

Презентация преподавателя обеспечивает лучшее восприятие, подчеркивает ключевые моменты изучаемого материала.

Групповая работа при изучении пятого вопроса развивает навыки самостоятельной работы, способствует повышению эффективности обучения

Сообщения студентов «Цифровые измерительные приборы», «Логометры»

Просмотр видеоролика расширяет кругозор студентов, вызывает интерес к изучаемой теме, способствует формированию образного мышления.

Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, анализируют, делают выводы, ведут записи в индивидуальных листах заданий, заполняют таблицу

Заслушивают сообщения своих одногруппников, самостоятельно конспектируют

Извлекают информацию из фрагмента учебного фильма

Обобщение и систематизация изучаемого материала

Установление первичного уровня усвоения материала через решение задач, акцентированных на самых важных моментах

Решают задачи, дают самооценку знаний.

Домашнее задание

Объявление домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Студенты слушают, записывают домашнее задание

Подведение итогов урока

Благодарит студентов, анализирует их работу, объявляет оценки

Студенты выслушивают оценки

    Самоанализ занятия

    Данное занятие проводилось в группе, где студенты разного уровня по способностям, поэтому, планируя занятие, я использовала хорошие познавательные способности отдельных студентов, у которых хорошая память и имеются навыки мыслительной деятельности. Студенты с другими способностями участвовали в работе с понятиями, т.е. в репродуктивной деятельности.

    Комбинированный урок по теме «Классификация измерительных приборов» проводится после изучения темы «Измерительные приборы» с целью систематизации знаний. Опирается на знания, умения и навыки студентов, полученные на занятиях по физике. Данное занятие обеспечивает формирование интереса к электротехнической науке, которые будут необходимой базой при изучении последующих тем и предметов.

    Все занятие состоит из 7 этапов, каждый из которых имел свои учебно-воспитательные задачи, но эти этапы взаимосвязаны. Каждый этап продолжал предыдущий, и занятие получилось целостным и завершенным. Объем необходимого материала был тщательно подобран, поэтому соответствовал времени занятия, которое было составлено и проведено компактно, как единое целое, где последующий этап вытекал из предыдущего.

    Объем необходимого материала был тщательно подобран, поэтому соответствовал времени занятия, которое было составлено и проведено компактно, как единое целое, где последующий этап вытекал из предыдущего.

    Главный упор на уроке делался на развитие мыслительной деятельности студентов.

6,7. При систематизации и обобщении знаний использовались такие методы:

    наглядные;

    словесные: вводное слово преподавателя и проблемные вопросы активизировали умственную деятельность учащихся, историческое мышление;

    использовались индуктивные и дедуктивные методы;

    частично-поисковая деятельность;

    информационные технологии.

8. На уроке присутствовала самостоятельная работа студентов – как индивидуальная, так и групповая. Задания были реподуктивного и развивающего характера, разноуровневые (использовался дифференцированный и деятельностный подходы). Каждый вид работы предварял инструктаж учителя.

9. Контроль знаний проходил в течение всего занятия: при актуализации знаний, во время беседы, выводах и т.д.

10. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет активизации и упрощения материала, с помощью информационных технологий, а также через различные приемы обучения: проблемные вопросы, заполнение таблиц, использование наглядности, чередования видов работы. Психологический климат обеспечивался поощрениями студентов.

11. На уроке царила творческая, поисковая атмосфера, сотрудничество и взаимопонимание преподавателя и студентов. Студенты на уроке были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности.

12. Домашнее задание было выдано вовремя, посильное с последующим инструктажем.

13. Цели, поставленные преподавателем, достигнуты. Половина студентов группы получила положительные оценки.

    Литература

    Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

    Лотерейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2009.

    Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М.: высшая школа, 2000.

    Основы промышленной электроники/ Под ред. В.Г.Герасимова. – М.: Высшая школа, 2002

    Приложения

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАДАНИЙ

ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ И ЭЛЕКТРОНИКЕ

Тема:

«Классификация измерительных приборов»

«Наука начинается с тех пор, когда начинают измерять».

Д. И. Менделеев

Задание 1. Дайте определение:

Электроизмерительные приборы – это

Аналоговые приборы – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Цифровые приборы – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните схему:

Классификация шкал измерительных приборов

По равномерности градуировки:

По градуировке:

По положению нуля:

Задание 3. Дайте определение:

Цена деления – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицу:

Виды погрешностей

Абсолютная

Относительная

Приведенная

Задание 5. Заполните таблицу:

Классификация измерительных приборов:

По назначению

По роду тока

По степени точности

По принципу действия

Задание 6. Заполните таблицу:

Системы электроизмерительных приборов:

Система приборов

Условное обозначение

Принцип действия

Устройство

Достоинства

Недостатки

магнитная

электрическая

Электро-динамическая

Индукционная

Задание 7. Заполните таблицу:

Условное обозначение на шкалах:

Обозначение

Расшифровка

Задание 8. Решите задачи:

    Наибольшая сила тока, которую можно измерить амперметром – 15 А, класс точности 4. Определите абсолютную погрешность прибора.

Дано: Решение:

    При измерении силы тока I=4А пользовались амперметром со шкалой О – 10А и он показал 4,1 А. Вычислите основную (проведенную) погрешность прибора.