В процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития семья должна занимать центральное место, но зачастую родители выступают в качестве наблюдателей, а не участников образовательного процесса.
Одной из причин такого отношения является их неосведомленность о структуре и основных направлениях логопедической работы, низкий уровень педагогических знаний.
Поэтому при включении членов семьи в коррекционный процесс нельзя недооценивать важность просветительской деятельности учителя-логопеда коррекционного учреждения.
Значимость трудно переоценить. На собраниях, семинарах, на «круглых столах» происходит знакомство и налаживание контактов между работниками ДОУ и родителями. Это взаимодействие особенно важно современным родителям, воспитывающим ребенка с задержкой психического развития.
В своей практике я наблюдала за многими родителями, как они следуют советам логопеда, дефектолога по выполнению домашних заданий с ребенком, отработке речевого материала. На основе этих наблюдений выделились несколько групп родителей.
1 группа: Родители, создающие иллюзию участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Такие родители выполняют задания логопеда со своим ребенком формально.
2 группа: Родители, необоснованно захваливающие своего ребенка, и не желающие замечать сложившихся и надвигающихся проблем.
3 группа: Родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к рекомендациям логопеда, дефектолога и других педагогов ДОУ.
Но «перед логопедом все равны» — и работа по педагогическому коррекционному просвещению со всеми родителями проводится одинаково. Для того, чтобы максимально эффективно проводить просветительскую работу с родителями, необходимо было изучить, в каком виде родители предпочитают получать информацию логопедического характера.
Оказалось, что компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.
Внедрение современных позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.
Электронная почта как средство логопедического просвещения родителей
Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы, одна из них - электронная почта.
Электронная почта (от англ. electronic mail) - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами) по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.
Особенности электронной почты, которые позволяют учителю-логопеду использовать ее в практике, следующие.
- Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
- Напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи Интернета.
- Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.
При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков).
Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.
Медиапособия как средства логопедического просвещения родителей
Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги логопедической направленности.
Медиатека (англ. media - «носитель») - фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.
Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации учитель-логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, а также для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития (в том числе и речевого) и воспитания детей.
Кроме того, учитель-логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.
Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.
Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.
Интернет — сайты как средство логопедического просвещения родителей
Сайт - это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а также имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.
Современный учитель-логопед может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями.
Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.
Ознакомительная информация сайта нашего ДОУ включает следующий материал:
- о реализуемой образовательной программе;
- о задачах и содержании логопедической работы на год;
- о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т. д.
- о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.
Обучающая информация может содержаться в следующих рубриках:
- «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).
- «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
- «Советы логопеда-дефектолога» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования (материала)).
Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.
Также благодаря Интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. Полезные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.
Блог (англ. blog, от «web log» - сетевой журнал или дневник событий) - это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).
Особенности блога, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике, следующие.
- Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения родителями.
- Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.
Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой «ленты новостей», где вверху располагаются более поздние, а внизу - более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).
Блог специалиста образовательного учреждения выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.
Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет учителю-логопеду создать электронное , методическую копилку.
Возможность пополнять, расширять и обогащать материал.
В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.
Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов внутри дошкольного образовательного учреждения, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.
Долганюк Елена Викторовна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» компенсирующего вида»,
г. Великий Новгород
Литература:
Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях
1. Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:
1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
Совместная деятельность с воспитателями.
Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:
Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
4. Методическая деятельность
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
перспективное планирование;
изучение и обобщение передового опыта;
участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
поиск наилучших средств коррекции речи детей;
изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
самообразование;
изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
5. Аналитическая деятельность
Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
«Психолого-логопедическая неделя в школе»
Психолого-логопедическая неделя– общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предлагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и воспитателей.
Цели:
Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
Создание психологической, развивающей среды в школе.
Повышение психологической компетентности всех субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Разнообразить формы работы психолого-логопедической службы в школе.
Развитие и совершенствование речи.
Уточнение, обогащение и активизация словаря.
Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности и предмету.
Вовлечь в рамках «Психолого-логопедической недели» в деятельность как можно больше учащихся и педагогов школы.
Сплочение учащихся и учителей, объединённых общим коллективным действием;
Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога, логопеда.
Форма проведения:
Групповая проективная диагностика участников образовательного процесса;
Школьный забор откровений;
Игровые логопедические занятия;
Психологические игры;
Классный час.
Принципы построения «Недели психологии в школе».
При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.
Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец, основная идея;
Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.
Кадровое обеспечение:
Педагог – психолог;
Учитель-логопед.
Методическое обеспечение : план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др.
Оформление:
Надпись в холле школы «Психолого-логопедическая неделя»
Рисунок солнца и радуги.
Школьный забор на тему: «Что интересного тебе дает школа?», «Идеальный учитель глазами учащихся», «Я хочу, чтобы в школе…».
ПЛАН
проведения «Психолого-логопедической недели» в школе
Дата проведения | Мероприятие | Задачи | Ответственный | Время проведения |
|
Старт общешкольной акции «Радуга настроений» | Учащиеся и педагоги школы | Ежедневно перед 1ур |
|||
Школьный забор на тему: «Что интересного тебе дает школа?» | Учащиеся и педагоги школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | |||
Общешкольная акция «Радуга настроений» | Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива | Педагоги, учащиеся школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | Перед 1ур. |
|
Школьный забор на тему: «Идеальный учитель глазами учащихся» | Активизация любознательности; развитие активной жизненной позиции | Учащиеся и педагоги школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | ||
развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество); развитие навыка принятия коллективного решения; снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения. | Учащиеся | Педагог – психолог | |||
Игра по станциям «Слова зовут на помощь!» | Учащиеся 1-4 классов | Учитель-логопед | |||
Общешкольная акция «Радуга настроений» | Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива | Педагоги, учащиеся школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | Перед 1ур. |
|
Школьный забор на тему: «Я хочу, чтобы в школе…». | Активизация любознательности; развитие активной жизненной позиции | Учащиеся и педагоги школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | ||
Общешкольная акция «Следопыт» | Развитие коммуникативных умений; поднятие общего эмоционального тонуса, поддержка отдельных членов детского и взрослого коллектива | Учащиеся 1-9-х классов | Педагог – психолог, учитель-логопед | Весь день |
|
Общешкольная акция «Радуга настроений» | Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива | Педагоги, учащиеся школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | Перед 1ур. |
|
Игра «Невероятное путешествие» | развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество); развитие навыка принятия коллективного решения; снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения. | Учащиеся | Педагог – психолог | ||
Игра по станциям «Всезнайка» | Развитие творческих способностей и общий кругозор детей; воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; формирование умения работать в команде. | Учащиеся 5-7 классов | Учитель-логопед | ||
Финиш общешкольной акции «Радуга настроений» | Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива | Педагоги, учащиеся школы | Педагог – психолог, учитель-логопед | Перед 1ур. |
|
Классный час «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» | формирование у учащихся теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессии; формирование установки у учащихся на необходимость профессионального самоопределения. | Учащиеся 9 «А», 9 «Б» | Педагог – психолог | ||
Подведение итогов | Педагог – психолог, учитель-логопед |
Общешкольная игра «РАДУГА НАСТРОЕНИЙ» (по Люшеру)
Метод цветовых выборов (адаптированный, утрированный тест)
Общешкольная игра «Радуга настроений» открывает «Психолого-логопедическую неделю». Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим акцентом и широкими психолого - педагогическими возможностями. Игра «Радуга настроений» в «Психолого-логопедической неделе» используется с целью создания интриги, настроя школы на «психологическую волну», формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще.
Цель: Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. «Психолого-логопедическая неделя» - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и «Радуга настроений» способствует такому погружению лучше многих других форм.
Ответственный: педагог – психолог Разоренова И.В., учитель-логопед Цыпуштанова К.С.
Ассистенты при проведении игры : инициативная группа учащихся.
Проведение игры:
В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. Холл школы красочно украшен надписью Психолого-логопедическая неделя.
Встречают участников игры учащиеся инициативной группы и предлагают выбрать один жетончик и бросить в коробочку определенного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный, оранжевый). Игра проводится перед первым уроком и соответственно после 5-6 уроков. После чего подсчитываются жетоны в зависимости от цветовой гаммы и категории участников.
На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные гистограммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: «Утро – школьники» и «Утро – взрослые». Две внизу - соответственно: «Вечер – школьники» и «Вечер – взрослые» на каждой гистограмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов. И всё понятно даже первокласснику.
Методика выявляет не только осознанное субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод проективным.
Анализ цветового выбора:
1. Красный цвет – веселый, активный, привлекательный, возбуждающий.
2. Зеленый цвет - уравновешенный, спокойный.
5. Синий цвет - печальный.
6. Черный цвет - печаль, горе, злость.
Это позволит вносить коррективы при планировании учебно-воспитательной работы.
Т.о. будет проведена лёгкая ненавязчивая диагностика. Она не претендует на серьёзные прогнозы, но всё же о многом говорит. Кроме того, это просто красиво и необычно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для 1-го класса: игра «Следопыты» Сколько учеников учится в вашем классе? Сколько в вашем классе девочек, сколько мальчиков? Сколько парт в вашем классе? Сколько книг лежит на столе у вашего учителя? Сколько дней в неделю вы учитесь? Кто в школе подаёт звонок? Сколько цветочных горшков в вашем кабинете? Как зовут вашего классного руководителя? |
Вопросы для 2-го класса: игра «Следопыты» Сколько парт стоит в вашем классе? Каким цветом стены в вашем кабинете? Какого цвета шторы в 3 «А» классе? Сколько стульев в вашем кабинете? Сколько девочек учится в параллельном классе? Как зовут охранника в вашей школе? Что нарисовано в коридоре, рядом с вашим кабинетом? Сколько цветочных горшков в вашем классе? |
Вопросы для 3-го класса: игра «Следопыты» Сколько обогревателей в вашем крыле? Сколько окон в вашем крыле? Как зовут школьного охранника? Какого цвета волосы у вашего классного руководителя? Сколько стульев в вашем классе? Как зовут ст. вожатую школы? |
Вопросы для 4-го класса: игра «Следопыты» Сколько шкафов в вашем классе? Сколько розеток в вашем классе? Сколько дней вы отдыхали на каникулах? Какого цвета шторы в параллельном 4 классе? Сколько окон в вашем крыле? Сколько книг лежит на столе у учителя? Как зовут библиотекаря? Сколько учится мальчиков в параллельном 4 классе? |
Вопросы для 5-го класса: игра «Следопыты» Сколько окон на 2-ом этаже? Сколько туалетов в школе? Как зовут классного руководителя параллельного 5 класса? Сколько швейных машинок в кабинете труда? Сколько телефонов в школе? Назовите № кабинета психолога. Сколько учителей начальных классов работает в школе? |
Вопросы для 6-го класса: игра «Следопыты» Сколько цветных горшков на 2-ом этаже? Сколько учеников учится в школе? Сколько туалетов в школе? Сколько учителей математики работает в школе? Сколько учителей русского языка работает в школе? Сколько швейных машинок в кабинете №11? Сколько лет исполнится школе в этом году? Сколько раз звенит звонок в день? Сколько учителей работает в школе? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Логопедическая игра по станциям « ВСЕЗНАЙКА » для 5-7кл.
Цветные афиши для игры :
1. «Узнавай-ка»
2. «Головоломка»
3. «Найди меня»
4. «Слова зовут на помощь»
5. «Угадай-ка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Логопедическая игра по станциям «СЛОВА ЗОВУТ НА ПОМОЩЬ » для 1-4 кл.
Цветные афиши для игры :
1. «Подскажи словечко»
2. «Всезнайка»
3. «Зарифмовочка»
4. «Составляй-ка»
5.»Узнавай-ка»
Подготовили и провели: учитель - логопед Цыпуштанова К.С,
педагог - психолог: Разоренова И.В.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно просветительская работа логопеда с родителями.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.
С целью реализации такой важнейшей задачи как профилактика и предупреждение речевых нарушений с младшего возраста организована работа для родителей, где рассматриваются вопросы речевого развития детей дошкольного возраста.
Определение направлений работы, выбор формы и тематика мероприятий зависит от структуры и механизмов речевых нарушений, диагностированных у детей, от уровня педагогических знаний и умений родителей в области преодоления речевых недостатков, от запросов самих родителей, от характера проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием не только детей-логопатов, но и детей, которым не оказывается коррекционно-логопедическая помощь.
Информационно-просветительские формы работы: родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями:
- организация проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)
- проведение практических занятий с участием родителей;
- организация и проведение интерактивных игр;
- проведение круглых столов;
- использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе мультимедийных презентаций;
- оформление буклетов, бюллетеней и т.д. для родителей;
- выпуск речевых газет.
В настоящее время компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. Поэтому в организации работы школы, широко используются ИКТ. С их помощью качественнее и легче реализуется задача – повышение педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.
Средства ИКТ дают возможность учителю-логопеду представить и раскрыть теоретические и практические аспекты логопедической работы для родителей.
Буклеты, бюллетени, памятки, служат раздаточным материалом, знакомят родителей с теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике речевых нарушений, структуре и механизмам этих нарушений.
Электронные журналы, газеты выступают в качестве демонстрационно-дидактических пособий, которые помогут разобраться родителям с содержанием коррекционно-логопедического процесса при различных речевых дефектах и значимостью воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств, с практическими методами и приемами закрепления речевых умений и навыков, методическими рекомендациями по их применению.
Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.
Мультимедийные презентации, созданные для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях, с различными комментариями учителя-логопеда по возрастным и речевым особенностям, по коррекции и воспитанию личности детей с различными формами речевых расстройств.
Использование средств ИКТ в логопедической работе позволяет:
- обеспечить доступность и качество услуги – образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией для детей с нарушениями речи;
- систематизировать и повысить эффективность работы учителя-логопеда в направлении работы с родителями;
- привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;
- организовать дистанционную поддержку родителей имеющих ПК и доступ в Интернет в области логопедического просвещения;
- распространить опыт работы специалистов дошкольного учреждения и продемонстрировать достигнутые результаты.
Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей-сирот строится с учётом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности.
Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).
При её проведении решаются следующие задачи:
- закрепление знаний, полученные за год обучения;
- развитие познавательных и психических процессов;
- создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
- осуществление взаимосвязи в работе педагогов.
Для проведения “Недели” нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение неделипроводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, семинары, развлекательные и познавательные логопедические праздники в виде утренников, КВНа.
В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно- информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих уроках логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, семинары-практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Викторина “Угадай-ка” вывешивается в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. В этот же день ребятам предлагается Олимпиада “Грамотей” в виде тестовых логопедических заданий. В последний день, на закрытии “Недели”, обязательно проводится какой-либо логопедический праздник в виде утренника, КВНа, капустника и т.д., где можно проследить результаты логопедической работы за учебный год. Затем, подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий.
Предлагаем примерный план “Логопедической недели”:
ПОНЕДЕЛЬНИК
Открытие “Логопедической недели”
- “Почтовый ящик” (письмо другу, где дети могут высказать все свои мысли, пожелания, поздравления и т.д.)
Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме “Если бы я был волшебником…”
- “День открытых дверей” (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы)
Викторина “Угадай-ка”
Олимпиада для учащихся “Грамотей”
Семинар-практикум для педагогов “Умеем ли мы общаться”
Логопедический праздник“Путешествие в страну Правильной речи”
Закрытие “ Логопедической недели” (подведение итогов и награждения)
Каждый год план “Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.
По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с работниками библиотеки, вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении “Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.
Проведение “Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей-сирот и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.
В различных мероприятиях участвуют все желающие воспитанники. Как правило, учащиеся, занимающиеся у логопедов, имеют лучшие результаты в викторине, занимают призовые места в конкурсах. Это является высоким показателем логопедической коррекции.
Вашему вниманию предлагается собственная разработка логопедического праздника
Путешествие в страну “Правильной речи”
Цель: Закрепление знаний учащихся.
- Закреплять знания детей, полученные за год на логопедических занятиях.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
- Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
- Способствовать развитию учебной мотивации.
- Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.
Действующие лица: ведущая, Звуковичок, Волшебница Грамота, Незнайка, Звукомор, Злая Ошибка.
Реквизит: Замок Грамотеев, “волшебный мешочек” с кубиками, декорация “озеро”, уточки, картинки, схемы слов, плакат со словами, музыкальное оформление.
Ход занятия
Дети входят в зал под весёлую музыку.
Вед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.
(Выбегает Звуковичок).
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной речи. Возьмите меня, пожалуйста, с собой. А я вам помогу.
Вед. – Ну что, ребята, возьмём Звуковичка с собой?
Звуковичок: Вот спасибо! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы).
Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
- Построгай, меня, дружок,
- Чтобы я трудиться мог. (Карандаш).
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик).
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши).
Вед. – Все загадки отгадали, молодцы, ребята!
Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой? Прочитайте.
(Замок грамотеев). В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота)
В. Грамота:- Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить это задание. (“Волшебный мешочек”). Вы вытащите 10 кубиков из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на кубиках, слова. (Ребята выполняют задание).
Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.
Хлеба купить попросили Андрея
Вот и пошёл он, читать не умея
Вывесок много, а мальчик один
Входит несмело Андрей в магазин.Кто-то в халате и молвит Андрею
- Сядьте, я голову Вашу побрею
Только тогда, покраснев от стыда
Понял Андрей, что попал не туда.Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает
Надо читать научиться скорей
А то ты впросак попадёшь, как Андрей.
Вед: - Вот видите, дети, как важно уметь читать?
Вед: Посмотрите, у нас на пути какое красивое озеро! Оно тоже, наверное, волшебное. (На озере уточки, а под ними схемы и картинки. Какая картинка подходит, какой схеме.)
Исполняется танец маленьких утят.
Входит Незнайка и плачет.
Вед: - Почему ты, Незнайка, плачешь?
Незнайка:- Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в Страну Правильной речи, потому что я не знаю ни одной скороговорки.
Вед: - Ребята, поможем Незнайке? (конкурс скороговорок).
Ну, теперь ты запомнил хоть одну скороговорку?
Незнайка: - Да (повторяет 1 скороговорку).
Вед: - Пошли с нами вместе.
(Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)
Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.
Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: “Тяйник”, “Суба”, “Ыба”, “Коска”, “Гуть”
Всё равно вас не боюсь!
(На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова.: кры – ка, но – ка, ро -, но -, сты -, сем-я). Злая Ошибка:
Ну а я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите
Да как правильно, скажите,
Ну а я вам помогу
И как надо, подскажу!
Проводит конкурс “Скажи правильно ”.
“Поставьте правильно ударение в выделенных словах”.
Люблю Зиму. Жду весну.
Строгаю доску. Разрезаю кору.
Вижу гору. Встречаю зарю.
Ломит спину . Точу пилу.
Пашу землю . Крошу траву.
Строю стену . Рублю сосну.
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт,
Переставишь ударенье-
И на двери он висит. (За мок, замо к)
Если первый слог ударный,
Мы посуда для питья
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (Кру жки, кружки ).
Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье -
И в мишень стрелять
Мы будем. (Стре лки, стрелки ).
Звукомор: - Ничего мы не смогли с вами сделать.
Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.
Злая Ошибка: - Если только бы мы знали,
То сюда бы не попали!
Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят).
Вед: - Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия.
(Звучит музыка)
Вот мы и очутились в Стране Правильной речи.
Ребята читают стихи:
Вед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?
Звуковичок: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.
Исполняется песня “Маленькая страна”
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Ни Звукомор и Ошибка Злая
Не приживутся там.
Нам Звуковик поможет точно
Звуки произносить
Надо нам научиться срочн
Правильно говорить.