Стройка и ремонт - Информационный портал

Требования к кабинету технологии. Кабинет Технологии (мальчики) Требования к кабинету технологии для мальчиков

В общеобразовательной школе создаются комбинированные учебные мастерские:

По обработке металла и древесины для мальчиков, уча­щихся 5-9-х классов;

По обработке тканей и для работ с пищевыми продукта­ми для девочек.

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудо­ванием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными посо­биями, техническими средствами обучения в соответствии с действую­щими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного обо­рудования, а также дидактическими материалами, технической и техно­логической документацией.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения техни­ческой инспекции труда и оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских и размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования -верстак или специальный стол с откидным приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его пере­наладку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно при­меняемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.

Рабочее место учителя в мастерской должно располагаться на возвышении-подиуме.

Оно оборудуется:

· столом;

· классной доской с комплект классных инструментов;

· устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Каждая учебная мастерская должна оснащаться умывальниками с щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами (допускается размеще­ние умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).

В специально отведенных местах размещаются емкости для от­ходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект обору­дования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мас­терских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об уча­щихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель полу­чает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, перед­ник, косынка). Пользование спецодеждой должно быть строго инди­видуальным.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допуска­ются только после проведения инструктажа по безопасности труда.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и

оформляется актом.

Учителя трудового обучения обязаны один раз в пять лет прой­ти курсовую переподготовку по охране труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением ква­лификационной группы не ниже 3-й.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз­дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пище­выми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площа­ди).

Рабочими местами индивидуального пользования данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкций и укладками с инструмен­тами.

Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального поль­зования одноместными столами со светлой поверхностью из водоот­талкивающего материала с установленными на них швейными маши­нами.

Рабочими местами коллективного пользования являются оверлоки, гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудова­ние. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя ткани.

Места для влажно-тепловой обработки следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.

К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей до­полнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Оборудование блока «Обработка тканей».

Образцы тканей разной фактуры и цвета:

¨ хлопок;

¨ шерсть;

¨ смесовые ткани.

Инструменты, приборы, приспособления:

¨ ножницы - 10-15 шт.;

¨ зигзагообразные ножницы - 2 шт.;

¨ длинномерные линейки (75-100 см) - 5-10 шт.;

¨ гибкий сантиметр-5-10 шт.;

¨ лекало - 5-10 шт.;

¨ утюги - 3 шт.;

¨ гладильные доски - 2 шт.:

¨ булавки для скалывания ткани -1 коробка;

¨ масштабная бумага - 1 рулон.
Блок «Домашняя экономика» должен иметь:

¨ инструкцию по технике безопасности и охране труда;

¨ 2 электрические плиты;

¨ холодильник;

¨ бак для отходов с педалью и крышкой;

¨ ведро эмалированное;

¨ таз эмалированный - 3 шт.;

¨ сушилка для посуды-2 шт.;

¨ 3-4 чайника;

¨ сито-2 шт.;

¨ скалка - 6 шт.;

¨ скатерть матерчатая с салфетками - 2 шт.;

¨ щетка для мытья раковины - 2 шт.;

¨ набор кастрюль;

¨ набор сковород;

¨ 3 чайных сервиза;

Требования к оснащению кабинета технологии (труда)

Предмет «технология» в школьную программу введен для того, чтобы дети наравне с теоретическими знаниями получали общетрудовые и практические навыки в областях кулинарии, кройки и шитья, столярного, токарного дела и других, которые пригодятся им в жизни.

Технология – это уже знакомые старшим поколениям «труды». Однако познавательный и предметно-преобразовательный виды деятельности видоизменены в соответствии с требованиями новой программы образования в РФ. Технология построена на системе проектов «от идеи до реализации». Дети учатся формировать идею (сшить фартук, сделать табурет), планировать работу по этапам, выполнять ее, получать готовый результат и оценивать его качество.

Трудовое обучение проводится отдельно для мальчиков и для девочек. Соответственно, в школе должно быть минимум два класса технологии (труда). Требования к оформлению мастерских и кабинетов перечислены в соответствующих государственных стандартах: ГОСТ, ФГОС, ОСТ, СанПиН.

Кабинет технологии (труда) для девочек

Кабинеты технологии для обучения девочек разделяют на несколько зон, каждая из которых имеет свое оснащение, рассчитанное на пятнадцать учащихся.

Эта часть представляет собой обычный учебный класс с партами, доской и столом учителя. Также здесь устанавливают стеллажи для хранения наглядных пособий. Постепенно школы оснащают классы технологии компьютерами, проекторами, интерактивными досками и др. При наличии такой техники часть учебных материалов хранится в электронном виде, что существенно экономит пространство и расширяет возможности обучения.

В этой части класса организовывают места для первичной обработки продуктов со столами и раковинами, зоны для тепловой обработки и рабочие места для учениц. Кухонный блок оснащают лабораторно-технологическим оборудованием : варочной поверхностью, духовкой, холодильником, микроволновкой, вытяжкой, мелкой бытовой техникой. Наличие кухонной утвари в кабинете обязательно.

  1. Мастерская обработки ткани.

В зоне кройки и шитья устанавливают швейные машины и универсальные рабочие столы по количеству учениц, выделяют зону для примерочной с зеркалом и манекеном. Для сбора обрезков устанавливают специальные емкости. Также необходимы специализированная мебель и системы хранения для выкроек и швейного оборудования, места для влажно-тепловой обработки текстильных изделий.

Кабинет технологии (труда) для мальчиков

Согласно требованиям российской системы образования, кабинеты технологии для мальчиков должны иметь несколько специализированных зон с индивидуальным оснащением на пятнадцать учеников.

  1. Зона для теоретической подготовки.

Требования такие же, как к зоне для теоретической подготовки класса для девочек. При наличии электронных средств обучения используют мультимедийные пособия и слайд-альбомы.

  1. Столярное дело.

В этой части класса устанавливают столярные верстаки. Кабинет оснащают полным комплектом столярного оборудования и инструментов : сверлами, ножовками, выжигателями, измерительными приборами.

  1. Слесарное дело.

Главная часть каждого учебного места – слесарный верстак. Дополнительно в классе можно установить фрезерные, токарные станки, муфельную печь, пресс для штамповки, приспособления для прокатки и гибки металла и проволоки.

  1. Ведение дома.

Для изучения технологии ведения дома нет необходимости в создании отдельной учебной зоны, но нужны инструменты для сантехнических, отделочных и ремонтных работ, бытовые приборы для ухода за домом, обувью и техникой.

Другие требования к оснащению кабинета технологии

Существует отдельная разновидность классов технологии – кабинет технической графики. Такие классы оснащают одноместными ученическими столами для черчения. На передней стене рядом с доской устанавливают чертежный прибор для учителя.

В ряде школ в теплое время года в рамках уроков технологии проводится обучение сельскохозяйственным работам. В таком случае нужно приобрести садовый инвентарь и мебель для организации мест его хранения.

Если вам необходимо оформить класс технологии, центр «Ректор» поможет сделать это в соответствии с требованиями современной программы обучения. Мы подберем полный комплект мебели, оборудования, техники и пособий в соответствии с бюджетом.

Чтобы занятия по труду были максимально безопасными и интересными государственные общеобразовательные федеральные стандарты предписывают использование определенного оборудования. Все оснащение кабинетов должно соответствовать требованиям ФГОС, предъявляемым к кабинетам технологий для мальчиков.

Согласно ФГОС главными элементами оснащения кабинета технологии для мальчиков являются специализированная мебель и станки. Такое оборудование позволяет производить практические работы непосредственно во время уроков.

Правильное оснащение кабинета технологии для мальчиков с соблюдением всех требований предъявляемых ФГОС – гарантия успешности учебного процесса.

Требования к оснащению кабинета технологии для мальчиков

Согласно требованиям ФГОС, оснащение кабинета технологии для мальчиков состоит из:

· материального оснащения;

· мультимедийного оснащения;

· стендов;

· методического обеспечения.

Материальное оснащение кабинета технологии для мальчиков согласно ФГОС содержит следующие элементы.

1. Верстаки столярные.

2. Станки винторезные.

3. Металлообрабатывающие станки.

4. Тиски слесарные.

5. Станки по дереву.

6. Токарно-винторезные станки.

7. Сверлильные станки.

8. Деревообрабатывающие станки.

9. Ленточная и монтажная пила.

10. Фреза микрошиповая.

11. Набор фрез.

12. Фрезер.

13. Пила торцевая.

14. Шлейфовальные станки.

15. Инвертор.

16. Токарные станки по металлу.

17. Электролобзики.

18. Долбежные станки.

19. Компрессоры.

20. Настольный сверлильный станок.

21. Шлифмашина.

22. Гравер.

23. Гвозди.

24. Наждачный круг.

25. Дрель (аккумуляторная).

26. Бормашина.

27. Муфельная печь.

28. Пылесос (для уборки стружек).

29. Ножовки (набор).

30. Наборы рубанков, отверток, ключей, стамесок.

31. Пассатижи.

32. Круглогубцы.

33. Кусачки.

Оснащение кабинета технологии для мальчиков включает и мультимедийное оснащение, включающее ноутбук, проектор, принтер и колонки.

К стендовому оформлению оснащения кабинета технологии для мальчиков относятся тематические стенды, наглядно показывающие тот или иной процесс, классная доска и стенд с правилами безопасности. Предметные стенды позволяют продемонстрировать учащимся наглядные пособия, которые располагаются в специальных ячейках и коллекции инструментов, которые могут потребоваться во время проведения обучения (например, наборы инструментов). Все необходимые инструменты надежно закрепляются на стенде специальными хомутами.

На специальных полочках вы сможете выставлять лучшие работы учащихся. Для того, чтобы разместить как можно больше работ, рекомендуется использовать шнуровую систему.

К методическому обеспечению учебного процесса относятся:

· учебно-методический комплекс по технологии;

· библиотека (справочники, учебно-методические журналы и т.д.);

· технологические таблицы;

· наглядные экспонаты;

· электронные носители (диски, презентации и т.д.).

Согласно требованиям, предъявляемым к оснащению кабинета технологии для мальчиков все механизмы и станки должны иметь защиту, которая оградит ученика и преподавателя от поражений электрическим током.

Все оборудование должно легко и просто управляться, так что бы с этим мог справиться и школьник. Качественный ручные инструменты помогут учащимся самостоятельно выполнять простейшие операции по обработке материалов (древесина, полимеры, металл и т.д.).

Наглядные пособия, дополнительно установленные в кабинете, позволит быстрее усвоить теоритическую часть. Подобная визуализация позволит учащимся быстро освоить сложную тему.

Рассмотрено на заседании

районного методического совета

29.11.2012 Протокол № 3

УТВЕРЖДЕНО

приказом начальника управления

образования от 16.01.2013 № 12

Требования к кабинету технологии

1. Санитарно-гигиенические требования

1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии с требованием СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному освещению.

1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2.2 м от пола

1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

1.5. Уровень освещенности кабинета должен соответствовать норме от 300 до 500 ЛК.

1.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок. Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской

1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0.6, потолка-0,7-0,8, пола-0, 3-0,5.

1.10. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

1.11. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

Для образовательной области «Технология» необходимо выделить следующие помещения:

- кабинет художественного труда (1-IV классы);

- мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);

- мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);

- мастерская по обработке ткани;

- мастерская по обработке пищевых продуктов;

- кабинет технической графики.

При наличии площади допускается создание кабинета «Электрорадиотехнология». Допускается организация комбинированных мастерских «мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов», а также «мастерской по обработке конструкционных материалов», в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.

2. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»

2.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом «Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ».

2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 м² на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 м² - для комбинированной мастерской и 4,5 м² для мастерских по обработке ткани и 4,5 м² для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования». Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области «Технология» должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.

2.3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 м³ Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

2.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.

2.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.

2.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода" один -в коридоре, другой - в мастерскую.

2.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 м², а кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 м² в зависимости от вместимости классов-комплектов.

2.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

2.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

2.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.

2.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: «кухня-лаборатория» и зона для теоретической подготовки.

2.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.

2.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.

2.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 м²

2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.

2.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 м² в зависимости от типа школы.

2.17. При площади кабинета технической графики менее 60 м² должно быть и лаборантское помещение.

2.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.

2.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

2.20. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.

2.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа «Кульман».

2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.

2.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

3. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области «Технология»

3.1. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.

3.2. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):

- столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»;

- столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;

- одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;

- универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;

- стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);

- верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);

- подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),

- шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);

- доски классные (ГОСТ 20064-86);

- гладильные столы или доски.

3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.

В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.

3.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.

3.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.

3.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.

4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

4.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.

4.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.

4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

4.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.

4.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.

4.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

4.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.

4.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.

4.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.

4.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.

4.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.

4.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.

4.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол учителя со стулом.

4.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.

4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.

4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.

5. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области «Технология» аппаратурой и приспособлениями

5.1. В кабинете должны быть постоянно размещены компьютер с колонками и мультимедийный проектор.

5.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в классе должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене, третья - на стене противоположной окнам.

5.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран.

5.4. Для подключения аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.

5.5.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.

6. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области «Технология» учебным, оборудованием, и необходимой документацией

6.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области «Технология» рекомендуется определять по действующими «Перечням учебного оборудования по образовательной области „Технология“ для общеобразовательных учреждений России», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

6.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

6.3. Оборудование, не предусмотренное «Перечнями», в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.

6.4. В кабинете и мастерских образовательной области «Технология» должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).

6.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

6.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

7. Требования к размещению и хранению оборудования

7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

- сохранность средств обучения;

- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

7.2. Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

7.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные верхние - с глухими дверками.

7.4. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.

7.5. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.

7.6. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.

7.7. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.

7.8. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.

8. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских

8.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.

8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.

8.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.

8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.

8.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.

8.6. В кабинетах и мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.

9. Правила пожарной безопасности

9.1 . Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения, наличие инструкции по пожарной безопасности.

9.2. Не допускается устанавливать на окнах несъемные металлические решетки, загромождать и закладывать кирпичом оконные проемы.

Запрещается:

9 .3. Применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

9.4. Использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

9.5.Оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, персональные компьютеры, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

10. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:

10. 1..Закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.

11. При эксплуатации электроустановок запрещается:

11.1. Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

11.2. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

11.3. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

11.4. Применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

11.5. Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

11.6. Использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

Все мы когда-то учились в школе и с большим удовольствием занимались в мастерских и кабинетах трудового обучения: мальчики снимали стружку с деревянных заготовок, девочки шили фартуки и пекли блины. Время не стоит на месте, и теперь уроки труда называются «технологией».

В кабинетах технологии ученики и ученицы, как и прежде, шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия. На этом сходство и заканчивается.

Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.

Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано «Рекомендациями МД-1552/03 от 24.11.2011» Министерства образования и науки РФ и «Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03 -417 от 01.04.2005)». Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».

Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.

Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.

Все приобретаемое оборудование должно соответствовать следующим критериям:

· актуальность;

· безопасность;

· компактность;

· соответствие физическому и психологическому развитию ученика;

· простота в эксплуатации и уходе.

Таблица оснащения кабинета труда в школе в соответствии с требованиями ФГОС

Общее учебно-практическое и наглядное оборудование

Оснащение кабинета

для девочек

Оснащение мастерской

для мальчиков

Рабочий халат или фартук

Очки защитные

Комплект технологических таблиц по темам урока.

1. Швейное дело:

Стол рабочий

Машина швейная

Оверлок трехниточный

Станок ткацкий

Манекен на несколько размеров

Измерительные инструменты для работы с тканями

Инструменты для ручного шитья

Шаблоны для раскроя швейных изделий

· для вязания спицами;

· для вязания крючком;

· для вышивания.

Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей

2. Кулинария:

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов.

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

Приспособления для разделки:

· овощей.

Предметы для сервировки стола

1. Столярное дело:

Верстак столярный

Столярные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструменты для резьбы по дереву

Свёрла по дереву

Прибор для выжигания

Набор для выпиливания лобзиком

Ножовка по дереву

Деревянная колода

2. Слесарное дело:

Верстак слесарный

Слесарные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструмент для нарезки резьбы

Свёрла по металлу

Напильники

Муфельная печь

Наковальня

Ножовка по металлу

Ножницы для резки металла

Электрооборудование и электроинструменты для:

· сверления отверстий;

· заточки инструментов;

· фрезерования заготовок;

· шлифования поверхностей;

· роспуска заготовок;

· фугования.

3. Технология ведения дома:

Набор инструментов для сантехработ

Санитарно-технические изделия

Инструменты и дополнительное оборудование для ремонтных и отделочных работ

Бытовые приборы и оборудование для ухода:

· за домом;

· за одеждой;

· за обувью.

Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства.

Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования, перечисленного в Рекомендациях. Что же касается практики, то далеко не всегда оправдано приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники.

Оснащение кабинета труда в школе по ФГОС не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме станков и инструментов, на уроках технологии в обязательном порядке используют компьютерное и мультимедийное оборудование, электронные средства обучения. Все рабочие места школьников и учителя автоматизированы. Создаются технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения.