Стройка и ремонт - Информационный портал

10 заповедей православие.  Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Десять заповедей

"Десятисловие" или "Десять заповедей", которые были написаны на горе Синай на двух каменных скрижалях, дошли до нас в неизменном виде. По своему содержанию они состоят из двух частей, из которых первая часть (заповеди 1-4) касается отношений людей к Богу, вторая же часть (5 - 10) - отношений людей друг с другом.
Обе части отражают нравственную сущность и любовь к Богу.

И так, Отношение человека к Богу 1- 4 заповедь.

(1-я заповедь) - Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

1-я Заповедь утверждает веру в Бога. Бог вывел Израиль с величайшими чудесами: Он разделил Чермное море (Красное море) и вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской.
Царь Соломон у берегов Чермного моря поставил столбы в честь перехода евреев через море, один столб находится в музее а второй все еще стоит у Берегов Красного моря.

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

Израильтяне были избранным народом Божьим, но Бог уточняет, люди принявшие Иисуса Христа становятся детьми Божьими.

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:11-29)

Да не говорит сын иноплеменника,(*иноплеменник -Человек, принадлежащий к другому племени, к чужой народности*) присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа ", Исаия, глава 56;1-8

2-я Заповедь запрещает веру в других богов.

(2-я заповедь) - Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня или быть нарисованным на бумаге. Попытка сделать это унижает Его.

Когда Бог говорил " Не делай себе и никакого изображения " он под этим подрузамевал одну опастность, к сожалению сатана может спокойно использовать любые изображения и неважно, что на ней нарисовано.

Я лично изучал такие случаи и могу с предосторожностью сказать, не имейте никаких святых изображении в них действительно могут селиться нечистые силы. Примером я могу назвать историю из Соединенных штатов, которая меня потрясла. Так-же знаком с многочисленными историями из России и Европы.

3-я Заповедь запрещает произносить имя Бога напрасно.

(3-я заповедь) - Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я Заповедь утверждает послушание Богу.

(4-я заповедь) - Помни день субботний,чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему:

Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

Появилась и проблема – очень старательно не упоминать то, что Первая Церковь естественно соблюдала субботу. Обычно церковь объясняет, что это Иисус отменил Четвертую Заповедь (только в Первой Церкви об этом еще не знали), и сразу становятся виновны в нарушении еще одной Заповеди. Это и является причиной отмены Заповеди – самое обычное нежелание иметь ничего общего ни с евреями, ни с еврейскими обычаями. А ведь Иисус, Его мать, все Апостолы были Евреями.

(5 - 10) - отношений людей друг с другом

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

В се действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь : «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Моисей получает Закон от Бога, божественным образом записанный на каменных таблицах, - его мы и стали называть десятью заповедями Ветхого Завета.

Заповеди даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств (их насчитывается на одну меньше), описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Сегодня же мы расскажем именно о и их библейском значении.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Это знаменательное событие произошло на горе Синай, когда израильтяне подошли к ней на 50-й день от начала исхода из египетского плена. Момент прихода Бога был запечатлен в Библии:

Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ( Книга Исход, глава 19 )

Моисей восходит на гору, чтобы встретиться с Богом, который обращается к нему напрямую и дает Десять заповедей , содержащих приказания поклоняться только единственному Богу, соблюдать день субботний, почитать родителей, не делать себе кумиров, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать дома и имущества ближнего.

Впоследствии эти заповеди, записанные на каменных скрижалях (таблицах) «перстом Божиим» (Исх. 24.12, 31.18), составили основу иудейского Закона.

Далее Бог излагает Моисею дополнительные правила, в том числе касающиеся сооружения скинии - переносного места «присутствия» Бога - и ковчега, то есть сундука, в котором должны храниться каменные скрижали и другие священные реликвии.

После того как Моисей, увидев, что его народ поклоняется золотой статуе тельца, в гневе разбивает скрижали Завета, Бог дарует ему еще одни. Для иудеев дарование Закона - это главное событие иудейской религии, и традиционно Десять заповедей читались ежедневно, как напоминание об обязательствах праведников.

Бог записывал Десять заповедей на каменных скрижалях не один, а два раза, потому что первые скрижали Моисей в гневе разбил, увидев, как его народ поклоняется идолу.

Толкование заповедей


В христианстве отношение к Десяти заповедям неоднозначное. Некоторые считают, что учение Иисуса Христа заменяет Закон Моисея и что главнее всего высказанные Иисусом заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22.37; 22.39).

Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход , и в пятой главе Второзакония .

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня

Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.

В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи - это может привести к греху или болезни.

Другими словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.


Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.

Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.


Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших делает семьи крепче, а людей счастливее.

6. Не убий.

Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.

7. Не прелюбодействуй.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

8. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

9. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

10. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе - лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые девять заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

По материалам сайта bibliya-online.ru

На протяжении всей истории общения человека с Богом, Бог всегда хочет и будет хотеть иметь отношения со всеми людьми. Бог хочет. чтобы мы Его любили и имели страх Господень, но в это же время человек по плану Всевышнего создан со свободной волей, поэтому он сам должен изъявить желание присоединиться к Нему. Одним из способов привлечения внимания человека – Бог использует закон.
В центре всего закона стоит Господь:

1. И изрек Бог все слова сии, говоря:

2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…

(Книга Исход 20:1,2)

На иврите закон, может звучать как тора. Тора имеет несколько значений:

Слово Божье
Писание Ветхого завета
Пятикнижие Моисея
Закон Моисея, то есть собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов, которые Бог дал Моисею на горе Синай. В нее входит десять заповедей, которые написаны рукой Божьей и 613 подзаконных актов:

18. И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

(Книга Исход 31:18)

16. скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

(Книга Исход 32:16)

Закон Божий – это «жизненный строй» определенный Богом и тесно связывающий Его с избранными людьми.

Десять заповедей можно условно разделить на 3 части

1. Отношение человека с Богом (1-4 заповеди):

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

(Книга Исход 20:2,3)

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…

(Книга Исход 20:4)

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

(Книга Исход 20:7)

4. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих…

(Книга Исход 20:9,10)

2. Отношение человека с семьей (5 заповедь):

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

(Книга Исход 20:12)

3. Отношения человека с обществом (6-10 заповеди):

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

(Книга Исход 20:13-17)

Предназначение закона или для чего был дан закон:

1. Дать своему народу справедливый перечень уставов, законов и заповедей, а также чтобы сохранить Израиль, как отдельный народ, к которому должен прийти Мессия. Благодаря закону, Израиль был выделен из других народов и возвышен перед Богом:

1. Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.

(Книга Второзаконие 4:1)

6. итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.

7. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?

8. и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?

(Книга Второзаконие 4:6-8)

2. Через закон происходит осознание греха:

20. потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

(Послание к Римлянам 3:20)

3. Предсказать образ и приход Мессии – Спасителя:

1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,

4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

(Послание к Евреям 10:1-5)

4. Показать человеку, что своими силами он не способен исполнить Волю Божью

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

(Послание Иакова 2:10)

Закон для нас детоводитель ко Христу (детоводитель с греч. «суровый воспитатель», как правило раб, который воспитывал ребенка и мог наказывать его розгами):

23. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою…

(Послание к Галатам 3:23,24)

Придя в этот мир, как Спаситель, Иисус заменил закон заповедей Своим учением , которое сводилось к двум заповедям:
1. Возлюби Господа своего:

37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…

(Св. Евангелие от Матфея 22:37)

2. Возлюби ближнего своего:

39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…

(Св. Евангелие от Матфея 22:39)

Иисус пришел не нарушить закон, а исполнить его:

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

(Св. Евангелие от Матфея 5:17)

Современная жизнь полна искушений, повсюду человеку твердят о том, что его желания - это закон, а сам он высшая ценность. Все не так в мировоззрении православных верующих. Согласно ему, человек лишь создание , призванный служить Ему и не потакать плохим сторонам характера. Основанием, руководством в их жизни служат 10 заповедей Божьих, которые даны для того, чтобы избегать 7-ми .


10 заповедей Божьих

Целью христианской жизни являются не удовольствие, богатство или слава, каждый верующий мечтает обрести после смерти вечную жизнь в раю с . Согласно Библейскому повествованию, в Ветхозаветные времена Бог лично беседовал с некоторыми праведниками, через них передавая другим Свою волю. Одним из таких людей был пророк Моисей. Именно он принес иудейскому народу Закон, согласно которому он должен жить.

Существуют различные повеления , упомянутые в Священном Писании:

  • 10 заповедей Божьих, перечисленных в Ветхом Завете (Закон Моисея);
  • Заповеди блаженства (даны во время Нагорной проповеди);
  • Две главные заповеди, указанные Сыном Божиим (Луки 10:27).

Имеются и другие указания на то, как проходить путь духовного совершенствования. Но сегодня мы поговорим о Декалоге - тех заповедях, которые были даны Моисею на горе Синай. Случилось это после того, как еврейский народ вышел из Египта. Господь в облаке сошел на гору и начертал Закон на каменных плитах.

10 заповедей Божьих - это не просто список запретов, а некая инструкция по духовной безопасности. Господь предупреждает людей, что если они будут нарушать законы мироздания, то пострадают от этого сами. Приводится список декалога в Ветхом Завете дважды - в книгах Исход (20 глава) и Второзаконие (5 глава). Вот закон Моисея на русском языке:

1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

4. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему».

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

6. «Не убивай».

7. «Не прелюбодействуй».

8. «Не кради».

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» .

В православии и протестантизме несколько отличается порядок заповедей, но суть от этого не меняется. Итак, чтобы попасть в Царство небесное, не надо читать множество духовной литературы, совершать бесконечное количество поклонов и обрядов. Необходимо лишь в повседневной жизни уклоняться от грехов. На самом деле, конечно, это не так просто современным изнеженным людям.

  • Первые четыре заповеди (по версии православной церкви) закона регулируют отношения человека и Господа.
  • Остальные шесть (с 5-й по 10-ю) показывают, как необходимо относиться к окружающим.

Приход на землю Спасителя ни в коей мере не отменяет декалог, наоборот внес новое понимание в его соблюдение.


Толкование заповедей

Да не будет у тебя других богов

Христианство - религия монотеистическая, в которой есть место только для одного Бога. Он является Творцом, подателем жизни. Весь видимый мир существует благодаря Ему - начиная с муравья, заканчивая звездами на небе. Все хорошее, что есть в человеческой душе, имеет свои корни в Боге.

Многие обращают внимание на то, как красиво и мудро устроена природа. Все это - результат Божьего замысла. Птицы знают, куда им лететь, трава растет, дерево цветет и дает плод в свое время. Источник всего - Господь Саваоф. Человеку необходим лишь один Создатель, добрый, щедрый, терпеливый. Грехами против первой заповеди являются многие вещи:

  • отрицание Бога;
  • суеверие;
  • увлечение оккультизмом, магией, волхование;
  • вступление в сектантские организации.

Поклонение любому другому существу будет подменой истинного Бога. Об этом более подробно сказано в следующей заповеди.

Не сотвори себе кумира.

Логически продолжает первую заповедь. Нельзя путать творение - пусть даже прекрасное и достойное - с Творцом, поклоняться знаменитостям, ставить в центре своей жизни кого-то или что-то, что не является Богом. Для многих сегодня идолами стали их смартфоны, дорогие автомобили. Кумиром может быть не только человек или физический объект, но и идея. Например, желание материального процветания, стремление угодить своим похотям.

Не упоминай имени Божьего напрасно.

Дар речи отличает человека от животных. Он дан не напрасно, словом человек может при помощи слов восходить на небо или грешить, ободрять ближних или клеветать на них. Поэтому следует очень внимательно относиться к тому, что произносите. Почаще следует вслух читать Слово Божие, молиться, поменьше сплетничать и пустословить.

О субботнем отдыхе.

По примеру, поданному Самим Богом, человек должен один день посвящать отдыху. Его цель не только в том, чтобы восстановить силы, но и в том, чтобы отдать должное своему Господу. Этот день следует провести в молитвах, изучении Библии, делах милосердия. В ветхозаветные времена иудеи отдыхали в субботу. Но пришел Христос, он восстал из гроба в воскресенье, поэтому именно этот день православные теперь посвящают походу в храм, ведут детей в воскресные школы.

О почитании родителей.

У любого из нас есть отец и мать, бабушка и дедушка. Не всегда отношения складываются гладко, взгляды молодежи часто расходятся с мнением старшего поколения. Но все же, по указанию Господа, мы всегда должны уважать старших, проявлять к ним уважение и заботу. Не научившись этой заповеди, человек не сможет достойно почитать и Бога.

Не убивай.

Жизнь - великий дар, который человеку дает Создатель. Для каждого в мире есть задача, назначение, оно уникально. Отнимать жизнь не смеет никто, даже тот, кому она дана. Поэтому самоубийство в христианстве - один из самых тяжких грехов. Добровольно уходя из жизни человек пренебрегает самым большим подарком от Бога. Многие святые отцы говорят о том, что за гробом невозможно покаяние, об этом свидетельствует и Библия.

В христианстве аборт (неважно, на каком сроке) также приравнивается к убийству. Душа считается живой с самого момента зачатия. Грубо прерывая существование младенца, мать вмешивается в глобальные планы Творца. Не будет на этой земле души, которая, вероятно, была призвана совершить много добрых дел. Пристрастие к табаку, алкоголю и другим химическим веществам - это медленное самоубийство. Поэтому зависимости также являются грехами против 6-й заповеди.

О прелюбодеянии.

Брак в христианстве должен быть единственным и нерушимым, несмотря на любые обстоятельства. Измена мужу или жене может быть не только буквальной, когда один из супругов вступает в связь с другим человеком. Даже помыслы о подобном налагают на душу отпечаток греха.

Также незаконным является связь с человеком своего пола. Как бы ни стремились сегодня многие навязывать мысль о том, что гомосексуализм - это нормально, Библия однозначно говорит о том, что Господь против. Достаточно прочесть историю наказания Содома. Жители этого города хотели подвергнуть насилию ангелов, явившихся с Лотом под видом мужчин. Наутро Содом и Гоморра были уничтожены, поскольку Господь не нашел в нем и пяти праведников.

Против воровства.

Бог заботится не только о духовном, но и материальном благополучии человека. Поэтому Он запрещает присваивать себе чужое имущество. Нельзя обманом выманивать средства, грабить, красть, давать и брать взятки, мошенничать.

Запрет на ложь.

Мы уже говорили о том, что язык может быть средством гибели или спасения. Господь указывает нам, что говорить неправду - плохо не только для самого лжеца, но может доставить большие неприятности и ближним. Нельзя не только говорить неправду, также не следует сплетничать, злословить, сквернословить.

Запрет на зависть.

10-я заповедь также ограждает права ближнего. Каждому Господь отмеряет земные блага по-разному. Со стороны может показаться, что ваш сосед не знает горя, потому что у него лучше квартира, красивая жена и т.п. На самом деле никому не дано полностью понять другого. Поэтому не следует желать того, что имеется у знакомого, коллеги, друга.

Завершающий запрет декалога носит, скорей, новозаветный характер, поскольку относится не к действию, а к неправильным мыслям. Именно они являются источником любого прегрешения. От заповедей Божиих перейдем к проступкам.


7 смертных грехов

Учение о 7 смертных грехах имеет древнее происхождение. Почему они так называются? Поскольку отлучают человека от Бога, а только Он является источником всех благ, в том числе и жизни. Человек, живя в райском саду, мог вкушать плоды Древа жизни. Сейчас для потомков Адама это невозможно. Христиане живут надеждой на то, что после физической смерти смогут, наконец, соединиться с Творцом.

После того, как человек отступает от Закона, написанного в его сердце, он ощущает свою отдаленность от Господа, лишается благодати, уже не стремиться видеть лицо Божией, а наивно прячется от него, словно Адам. Важно в таком состоянии вспомнить о всепрощающей любви Христа и покаяться от души.

Уже во 2-3 вв. монахи сформулировали основные человеческие прегрешения. Не случайно в аду, который описал Данте, семь кругов. Столько же называет и знаменитый богослов Фома Аквинский. Именно названные смертные грехи являются источником всех остальных. Многие богословы считают их не отдельными проступками, а группой прегрешений.

Они были записаны на каменных досках(скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.

1-я заповедь.

Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.

2-я заповедь.

Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. – Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

3-я заповедь.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры.

4-я заповедь.

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

5-я заповедь.

Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. — этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.

6-я заповедь.

Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека.

7-я заповедь.

Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, неумеренность в пище, пьянство.

8-я заповедь.

Не укради. Нельзя брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.

9-я заповедь.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.

10-я заповедь.

Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .