Стройка и ремонт - Информационный портал

Духовный подвиг христианских мучениц веры, надежды, любови и матери их софии. Эссе "духовные подвиги простых людей как пример высокой нравствености"

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей, и Великой Субботой, и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе.
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), - поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), - говорит Христос.
Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста - это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.
Мы получаем друг у друга прощение, чтобы через прощение и покаяние Святой Дух Божий вошел в наше сердце, пребыл с нами, отверз наши очи и привел нас к осознанию своей греховности, дабы мы обратились к Богу и испросили отпущения наших грехов. Если вся эта брань не приведет нас к испрашиванию отпущения грехов, если она не приведет нас к благословенному состоянию покаяния, значит, эта брань не принесет никакого плода. Взращивает и очищает человеческую душу только покаяние. Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны, стояния, чтения - все, что мы делаем в этот период, имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот, кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто страшится, полагает, что его духовные достижения зависят от его собственных сил, - забывает о силе Божией, забывает слова апостола Павла, который говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4, 13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой и стремительностью, - с такой же силой и мы должны духовно трудиться в благословенный период Великого поста. Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать, что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не оставит. Покажи Богу свое намерение - и получишь от Него силу совершить дело своего спасения.
Но дело спасения не ограничивается только постом. Если у нас не получается поститься в соответствии с установлениями Церкви и мы по благословению своего духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым, чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало в благодати смирения. Все мы, молодые и старые, больные и здоровые, можем иметь эту благодать покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и есть наша цель.
Именно этого хочет от нас Бог. Мы сможем этого достичь, если освободимся от уз страстей, от греха. Пост - вот первая ступень, ведущая нас к тому состоянию мужественности и храбрости, которое разрывает узы греха, чтобы нам впоследствии продолжать свою духовную брань с большим рвением и дерзновением. Нам нужно отбросить злобу, лукавство, все, что затмевает образ Божий, и главным образом стяжать святое смирение. Смиренный человек может каяться, может молиться, получать здоровье души и тела, в то время как гордый не может покаяться. Гордый человек не может понять, в каком состоянии он находится; ему кажется, что он не нуждается ни в Боге, ни в ком другом. Он никогда не ощущает свою вину, никогда не ощущает себя виноватым, что ему нужно попросить прощения у своего брата. Он считает, что всегда прав. В действительности он пребывает во тьме отсутствия Бога. Бог живет в сердцах грешных, но смиренных и кающихся. В гордом же человеке Бог никогда не живет, и никогда не дает ему благодать. Гордым людям Бог противится. Он - противник гордости и эгоизма. Так что давайте в это благословенное время решимся наряду с телесным подвигом поста принести еще более глубокое покаяние.
Постараемся обрести это благословенное и блаженное состояние покаяния, стяжаемое плачем перед Богом. Бог придет в наше сердце, чтобы утешить и возвестить нам о Своей любви и о нашем спасении.
В Церкви мы не живем ложными утопиями, мечтаниями и морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога. Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога. Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми Церкви, будем действительно христианами, в которых воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать покаяния, особенно же в это благословенное время Святой, великой Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга, попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших сердцах. Православная Церковь всегда на первое место ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение, личное соединение человека с Богом. Для достижения этой любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы, коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам. Учение и Евангелие Христово - это инструменты и средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем, что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь совершает брак между человеком и Христом. Песнопения, чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску любви Христовой.

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

В чем заключается сущность христианского подвига?

    Св. Марк Подвижник говорит: «Подвиги - это не суть что-либо особое от заповедей».

    Подвиги - это и есть заповеди. Мы с вами исполняем каждый день заповеди Божии? Да, пытаемся что-то делать, хотя бы - молимся. А на самом деле заповеди - это целый духовный механизм, который не только нужно отправлять каждый день, но над которым нужно и много размышлять.

    Св. Макарий Египетский говорит о сущности подвига: «Это противление лукавому и лукавым помыслам» . Он выразил общий принцип, которым характеризуется подвиг.

    Святые отцы говорят, что подвиг должен быть везде: где бы ты ни находился, ты всегда должен быть в подвиге. У каждого человека, как мы дальше увидим, подвиг происходит по-разному в зависимости от духовной жизни. Но общее - противление лукавому (т.е. дьяволу) и противление лукавым помыслам - должно быть у нас всегда. В чем это заключается? Когда ты просто идешь, нужно внимать своему внутреннему миру - что там происходит. У нас постоянно там разные помыслы - грязные, нечистые, в любом случае там происходят искушения. И также происходят от лукавого многие искушения и в деле, и разные предложения приходят нам в жизни - сделать какую-то подлость, грех и т. д. Как раз об этом говорит святой Макарий, что всё это нужно отвергать и бороться. Это есть одна из сущностей подвига.

    Борьба, война против всего худого и грешного, что находится в этом мире , потому что подвиг - это есть не только духовное делание, но оно обязательно распространяется и на общественную жизнь.

    «Очищение ума и соединение с Богом», - говорит преподобный Петр Дамаскин. И преподобный Симеон Новый Богослов называет это обожением, то есть соединением с Богом, когда человек достигает обожения посредством исполнения заповедей Христовых. Это есть цель подвига - соединение с Богом.

Виды подвигов

Подвиги, разнообразны и многочисленны, у каждого из нас есть свой духовный уровень, есть какие-то определенные предрасположения к определенным моментам в подвигах, есть согласование с духовником, и из-за этого у каждого человека, конечно же, всё проходит индивидуально. Также подвиги делятся по добродетелям: подвиг молитвы, подвиг поста и т. д. К каждой добродетели человек может употреблять добродетель подвига, то есть понуждение, для того чтобы эту добродетель развить.

1. Первый подвиг, который доступен издревле, это подвиг ратный, или подвиг на поле сражения

Этот подвиг заключается в том, что человек за Родину, за Отчизну полагает свою жизнь. Для многих из тех, кто сражается и сегодня, и раньше этот подвиг заканчивается смертью. С одной стороны, есть подвиг, когда человек воюет конкретно, а с другой - наемная армия. Можно ли наемника считать подвижником? Он трудится профессионально, за деньги, и у него есть семья, которую надо кормить. Сегодня наши военные - они подвижники или нет? Они сидят без зарплаты, и ничего у них нет. Здесь складывается такая ситуация, что раньше военные служили 25 лет, и они не имели права заводить семью (римские легионеры, и затем при царе то же самое было), мужчина женился только после военной службы.

Конечно, они получали определенную плату, но всё четко подразделялось: когда-то это был бескорыстный подвиг за Родину, а когда-то это было исполнение профессиональных обязанностей. Но эти обязанности тоже связаны с риском для жизни. И ратные подвиги как таковые всегда очень прославлялись. И они должны прославляться. Допустим, сегодня в нашей стране они фактически не прославляются. Идти в армию сегодня, по правде говоря, не то что унизительно, а просто грех: чистить туалеты, железные дороги править и ещё не пойми чем заниматься. То есть сегодня этот подвиг в сознании людей полностью деформировался. Подвижников много в армии, да, это правда. Но общее мнение людей таково, что сегодня никто не хочет этим подвигом заниматься, потому что он от самого государства, правительства находится в некотором пренебрежении и поношении. В каких условиях находятся сегодня наши военные, какую они получают заработную плату, в нищете живут их семьи - это всё, конечно, является недопустимым.

2. Второй вид подвига - бытовой, или повседневный

Он заключается в жизни каждого из нас, когда, как я уже сказал, мы занимаемся противлением лукавому и всем лукавым помыслам. Проявляется в разных жизненных ситуациях, например, когда приходишь куда-то и надо кому-то дать взятку; если ты работаешь судьей - кого-то засудить за деньги и т.д. Когда мы должны отказываться от греха и жертвовать какими-то своими выгодами или ещё чем-то ради того, чтобы не связываться с этим грехом, - это есть подвиг, которым должен обладать не только каждый христианин, но вообще всякий человек, потому что это достойно и благородно для каждого человека - отрекаться от греха, отрекаться от подлых и плохих поступков.

Сегодня как принято говорить, особенно в молодежной среде: «Ты считаешь, что это правильно? Ну и хорошо», «Делаешь подлый поступок? - ну тебя же совесть не смущает? Не смущает. Ну, значит, это нормальный вообще поступок». Т.е. нет одной шкалы цельности, всё разваливается, получается, что сам подвиг теперь соотносится с выгодой, что подвижничать можно сегодня ради выгоды, можно кого-то обмануть, что-то отобрать - и это считается подвигом, который принесет человеку пользу. А настоящий подвиг - когда человек отказывается от греха и противится греху. Помню, ехал в детстве в автобусе, был ещё маленький. Рейсовый автобус желтый, еле едет. Зашла молодежь, начали курить в автобусе. Весь автобус молчит. Один дядька встал многодетный, трое или четверо детей было с ним, маленького росточка, и начал их понукать. Они стали с ним драться - никто не вступился. Так они потом и вышли вместе с ним и с детьми. Это человек, который сделал подвиг, самый настоящий подвиг, и никто его не поддержал. Или приснопоминаемый протоиерей Александр, который зашел в свой подъезд, видит - мочится человек в подъезде. Он ему сказал, получил пулю за это в сердце. Что, это не подвиг? Конечно, это подвиг! А мы-то как сегодня рассуждаем: «Ну, зачем говорить? Какой смысл? Что с отмороженными разговаривать?!». Да, есть больные люди, я всё понимаю, но, тем не менее, если бы эти люди знали: ты зайдешь в подъезд - и тебе не только скажут, а ещё и сверху дадут по голове, то никто бы этого не делал. Сегодня в Москве, если где-то открывается метро - люди из близлежащих домов квартиры продают, потому что это будет туалет: из метро выбежал и сразу в подъезд.

Итак, повседневный (бытовой) подвиг тоже реально существует и должен быть всегда у нас на виду.

3. Подвиг супружества

Некоторые может быть сомневаются, но действительно супружество - это подвиг , потому что настоящая семья, настоящий брак - это самоограничение во многих отношениях, это жизнь для другого, это действительно изменение своей природы. Это не просто так, где муж сидит, лежит, читает, занимается своим делом. Недавно одному говорю: «Что ж ты детей запустил, занимаются не пойми чем?!», - он отвечает: «Да что, они там ногти красят, лишь бы деньги у меня не просили - и ладно». То есть чем бы они ни занимались - лишь бы деньги не просили, лишь бы его не трогали. Но это разве семья? Разве так может говорить настоящий отец, когда дети твои занимаются греховным бизнесом? А тебе без разницы, лишь бы денег у тебя не просили. Нормально?

Так вот: семья - это большой подвиг, большой труд, особенно если семья многодетная.

Потому что многодетная и малодетная семьи - отличаются. Например, один или двое детей, и трое-четверо - это уже две большие разницы. У кого один-два - говоришь им: «Надо родить третьего, четвертого», - «У-у-у… Это очень тяжело!». Это же надо себя ограничить. А так - дети в садике, потом в школе, ты свободен, на работе, занимаешься делами, всё спокойно. А тут - ещё целая орава, ватага такая, никуда не съездить - ни на Канары, никуда, всё это очень обременяет человека. И действительно, многодетность - это большой подвиг, когда человек свою жизнь просто приносит в жертву ради того, чтобы родить других людей, чтобы дать им воспитание, образование. Потому что подвиг семейный заключается не в том, чтоб только родить, а потом - куда кривая выведет. Надо всё-таки заниматься детьми. Несмотря на то, что они самоорганизуются, всё равно детьми надо заниматься, вкладывать и держать их в строгости.

4. Подвиг монашества. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, это самый

возвышеннейший подвиг, потому что монашество - это подвиг молитвы

У монаха нет ничего в жизни больше, кроме молитвы. А молитва - это самый возвышеннейший подвиг и всё нужно делать ради молитвы. Я вообще в принципе могу сказать, что, несмотря на то, что мы, миряне, мы живем в миру, у нас суета, но всё равно мы должны понимать, что для нас тоже молитва - самое главное. Да, конечно, нам тяжело, молитвенное правило большое, тем более, если читать его по-настоящему, со вниманием, вдумываться в каждое слово, с паузами, чтобы это доходило прямо до сердца, в самую глубину. Без молитвы никто не находит Бога, ни один! Без молитвы никто Бога не нашел. И молитва тоже нам должна быть прилична, и мы должны тоже о ней радеть больше всего другого. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Молитва научит нас всему». Стяжая молитву, приближаясь к ней, пытаясь её заполучить, пытаясь ею овладеть, человек начинает со всех сторон себя ограничивать, искать причины, моменты, чтоб как-то почву такую подвести, чтобы молитва строилась. Потому что сама молитва просто так тоже не будет: пришел с поля, взял правило, начинаешь читать… А мысли-то ведь не на молитве! Молитва же складывается не просто из того: пришел, лоб перекрестил, встал сразу за книжку. Такой молитвы нет, она не пойдет, такая молитва. Её и не бывает у нас, почему мы бубним стоим, и тарабаним, и пребываем во время таких молитв неизвестно где. Молитва - это целый комплекс, который в человеке помогает возгревать этот дар: и чтение Священного Писания, и много разных других занятий. Подробно об этом говорится в наших лекциях «Как правильно молиться» и «О подготовке к молитве».

5. Подвиг священнический, или пастырство, когда человек, имея благодать от Бога, служит людям, спасает их семьи, занимается спасением людей даже в ущерб своей семье

Как мы знаем, у многих священников получается так, что матушка с многодетной семьей одна до вечера сидит, а батюшка - всё по чадам, всё по чадам. До своих очень редко доходит, и бывают такие случаи, что у некоторых священников дети остаются духовно не окормленными, бывает даже, что вырастают неверующими. Всё бывает. Конечно, здесь ещё от тайного выбора ребенка зависит. У благочестивых людей тоже вырастали дети безбожники. Тайна выбора ребенка, ничего не сделаешь. Он выбрал свою жизнь не Богу, а миру, мирским наслаждениям, тогда всё, за него остается только молиться. Знаю одну многодетную семью, двенадцать детей: десять верующих, два - нет. Говорит: «Мы всех воспитывали одинаково, всё вкладывали одно и то же. И те двое нормальные выросли, не курят, не пьют, не матерятся, благочестивые люди, хорошие, но в Храм не ходят. Говорят: «А смысл?». А десять ходят». Это как раз есть тайна выбора ребенка.

6. Самый славный подвиг - подвиг мучеников, мученичество. Когда человек отдает свою жизнь за Бога, за веру, за Святую Церковь

Это сонм древних мучеников, сонм новомучеников и исповедников Российских. Недавние примеры - протоиерей Александр, о котором я сказал, иеромонах Григорий Яковлев, которому кришнаит отрезал голову и обнес её вокруг престола.

Все эти люди, которые умерли за Христа, восприняли на себя самый великий подвиг - отдать жизнь за Бога, за веру. Выше этого, конечно, ничего нет.

Также ещё есть виды подвига по составу человеческой природы:

    Телесный подвиг. Он заключается в посте, умеренности в пище, в самоограничениях, в труде, в поклонах, в веригах и прочем , что бывает у человека, когда он для себя употребляет какой-то подвиг. Например, авва Макарий Египетский говорил так: «Господи, подвиги совершать я не могу, пойду на болото посижу, пусть меня комары покусают». Пошел, посидел, огромные комары его закусали, но он всё претерпел, пришел весь опухший.

    Серафим Саровский тоже терпел укусы комаров. Одному отцу как-то наскучили подвиги, и он решил пойти и повиснуть на отвесной скале и висеть всю ночь, чтобы не засыпать и молиться. Я так представил: если меня повесь, хоть где, - я засну. Если я спать хочу, мне без разницы, где я буду висеть, всё равно усну. А он - чтобы не уснуть. Он ходил в Петру - это такое место, где отвесные скалы, раньше там был город. О нем Господь изрек пророчество, что за возношение, гордость его жителей там будут жить только шакалы. А сначала город находился в этих скалах и там проходил торговый путь. Чтобы не проходить через лощину, все шли через Петру, поэтому там находились гостиницы и т.п., одним словом - был древний бизнес. Соответственно, город процветал. А потом Господь сделал другую дорогу, которая шла мимо, и Петра умерла. Там никого нет, эти отвесные скалы, дома в горных пещерах - всё до сих пор стоит пустое. И туда святой отец ходил молиться.

    Душевный подвиг. Он заключается в обуздании и в умерении страстей, обновлении характера и менталитета , когда человек направляет подвиг на свое душевное состояние.

    Духовный подвиг, который заключается в трезвлении , в борьбе с помыслами, когда человек стоит на страже и не подпускает никакие лукавые помыслы к себе.

    Подвиг по месту пребывания :

    • подвижнический (пустынножительство). Как говорит один из Святых отцов, в пустыне без подвига вообще делать нечего. Ну что, просто сидеть в келье, грызть сухари? Там же надо заниматься молитвой, рукоделием, отсечением помыслов, плачем, - подвигом нужно заниматься, у Святых отцов там было много разных духовных систем для достижения благодати. А просто лежать на лавке там никак не пойдет. Это же пустыня, там бесы сразу придут и тебя выгонят.
    • подвиг в миру, он называется умеренный подвиг. О нем Антоний Великий говорит следующее: «Те, кто проводит жизнь в малых и невысоких подвигах, и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь к Богу». Это когда у нас с вами умеренный подвиг, без каких-то особых возвышенностей - как на скалах висеть, питаться сухарями - без этого. Но наш подвиг, как я уже сказал выше, в бытовом, в супружеском отношении, где мы работаем, и ещё какие есть у нас места - везде нужно стараться быть благочестивым, чтобы человек на нас посмотрел и сказал: «Вот это настоящий христианин». Допустим, приходит человек на работу устраиваться, ему сразу водочку подносят: «Сейчас мы его проверим, какой он - нормальный верующий или нет?». Сразу наливают. Если верующий отказался - его начинают уважать, а если нет: «А, ты такой же, как мы».
  1. Также я хотел бы отметить подвиг по времени. У Святых отцов есть учение, о том, что в последние времена не будет особых подвигов, таких серьезных подвижников, кто подвизался бы так, как древние. На скалах сегодня действительно никто не висит, столпников нет, как раньше было. И как говорят отцы, последний подвиг - это подвиг терпения скорбей. Один ученик подошел к авве и спрашивает: «Авва, а каких подвигов достигнут те, кто будет после нас?». Авва ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших». В древности люди хотели узнать, кто как ведет подвижническую жизнь, чтобы обогатиться духовным опытом и понять, как человек приближается к Богу. Даже подсматривали за кельей подвижника, что понять, как он достигает благодатных даров.

    Помните, как авва Дорофей к одному отцу подошел и спрашивает: «Как ты, брат, достигаешь такого смирения? Кто бы тебя ни оскорблял - ты ровно относишься, даже не смущаешься». Тот говорит: «А что на собак внимания обращать?». И он сразу понял, в чем заключается подвиг. То есть когда человек видит, что другой адекватно реагирует на что-то, ему становится очень интересно: а как он достиг такого бесстрастия? Какую бы ему ни говорили хулу - вообще не реагирует. А что на собак внимания обращать — смысл?

Подвиг обязательно должен быть тайным.

Ты приходишь и всем рассказываешь, что ты ешь горох. Если ты хочешь есть горох и не нарушать принятый свой обычай - тогда не выходи никуда, сиди у себя в келье. А если ты выходишь куда-то - тогда не умничай и ешь, что дают. Ты можешь съесть мало, умеренно, чтобы не пресытиться, но доставать свою снедь и показывать, какой ты подвижник и что ты ешь - это недопустимо. Это сразу расхищает подвиг и делает его совершенно бесполезным.

О внешнем подвиге

Внешний подвиг - это когда человек всё свое усилие, рвение заключает во внешнем делании. Это бдения, посты, поклоны (что касается подвижничества). Что до нас с вами - это борьба с антихристом, с ИНН и т. д. Я не за ИНН, я просто говорю о том, что люди занимаются внешним. С правительством начинают бороться, а реально - молитва далека от них. Т.е. когда весь подвиг заключается только во внешнем. Даже один из таких людей признавался: «Когда я против антихриста воюю, мне легче, я так хорошо себя чувствую от того, что я что-то значу». Хотя там не только молитвы, там даже веры нет у человека. Но он воюет против антихриста и комфортно себя чувствует. Этот подвиг внешний, конечно же, приводит к заблуждению.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что если у человека выстраивается такой внешний подвиг, который не соединен с подвигом молитвы, чтением, настоящим плачем, покаянием, смирением, то он очень вреден ему, расстраивает природу человека и просто погубляет его душу. И сам он говорит о том, что он видел старцев, кто в своей жизни уже достиг многих духовных подвигов, но все они были внешние. Он видел, когда они были поражены лукавством, поражены гордостью, надмением. В 70-то лет! Знаете, есть такой известный проповедник, на Тибете что ли, к нему люди приезжают, и он им сразу всё говорит: что у тебя есть, чего у тебя нет и т.д. И вот один православный журналист к нему приехал, посмотрел на него, что это вообще за чудо такое, выходит и другому говорит: «Слушай, вообще… это злобный, ехидный, мерзкий старикашка!».

Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что если не будет подвиг связан с внутренними делами, будут только одни внешние дела, то это не даст нам плода. Как сегодня мы - проповедуем, строим храмы, но если внутреннего делания не будет, это нам вообще никакой пользы не принесет. В плане подвига точно. Да, за это Господь может что-то простить, конечно, помиловать за это Господь может, безусловно. Но в плане подвига, в плане своего внутреннего совершенства - это не дает ничего, полный ноль.

Подвиг состоит из некоторых добродетелей, которые помогают ему постоянно находиться в бодрости:

    Первая из добродетелей - ревность. Здесь это не когда муж с женой ревнуют друг друга. Это старание, прилежание, горение духа человеческого. Когда человек ревнует о Боге, ревнует о духовном. Но ревнует об этом, как о своем. Ревновать - это один и тот же глагол, но он употребляется как в отношении к Богу, так и в том смысле, когда человек ревнует своего согрешившего близкого. Это как раз говорит о том, что ревновать - это гореть за Божие, как за свое.

    Ревность - это горение сердца к Богу, к заповедям, к добродетели, правде, чистоте и всему святому.

    В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем примеры, когда израильтяне выходили из египетского рабства, что среди них были такие подвижники, как Финеес и другие, которые видя, что народ начал хулить Бога, брали меч и посекали согрешающих, чтобы эта зараза не распространялась по народу, и Господь потом этих людей благословлял за ревность. Их ревность о чистоте, о святости дома Господня была такова, что даже доходило до кровопролития. Т.е. в Ветхом Завете не церемонились особо: согрешил - получи. Как сказано у пророка Давида: «Ревность о доме Божием съедает меня». И мы с вами тоже должны ревновать о Божием.

    Авва Исаия говорит: «Ревность - это естественная способность природы человека», т.е. само ревнование и горение. Единственный момент, о котором указывает св. Иоанн Златоуст, что ревность эта может быть и на худое дело. Ревновать человек может и о худом, с тем же горением делать дела не во славу Божию, а наоборот - делать их для греха, для соблазна.

    Как сегодня ревнуют там, где кто-то на Первом канале постоянно выступает, - они же ревнуют для того, чтобы соблазнить людей, чтобы создать себе аудиторию. Ведь они так стараются не для того, чтобы только деньги получать. Они стараются для того, чтобы их получать постоянно. Как говорят сапожники: «Клиентов надо насиживать». Вот они их и насиживают у телевизора, постоянно кривляются, а мы с вами смотрим. А им за это платят деньги.

    Возгревание ревности. Чтобы ревность не потухала, её нужно возгревать с помощью следующего:

    1. 1) Память о смерти, о Суде, о вечных муках. Как человеку вспоминать о смерти? Как говорит премудрый Иисус, сын Сирахов: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» . Потому что человек сразу вспоминает, как умрет, какой он отчет даст Богу за эти дела. И как ты вообще пойдешь туда со всем этим? Эти благочестивые размышления человеку очень помогают, он начинает сразу приходить в бодрость, начинает искоренять в себе какие-то согрешения, немощи, ссоры с кем-то, потому что нехорошо, если у тебя будут претензии к кому-то на Страшном Суде. Ведь они будут разбираться, эти претензии! Если ты не отпустил человека здесь, то Господь будет отпускать это там. А очень часто так бывает, что мы не всегда правы. Мы правы здесь, когда говорим людям, объясняем ситуацию, какие мы были правильные. Но у Бога-то другие весы. Господь зрит на сердце, Он знает, кто из нас как поступил, где-то что-то недоговорил, где-то что-то недосказал, и там чаша весов может повернуть совсем в другую сторону. Тот человек может быть оправдан, а мы за то, что не отпустили, можем быть осуждены. И эти размышления человеку помогают возгревать ревность, потому что муки будут вечные, нескончаемые, и не дай Бог кому-то их претерпеть.
    2. 2) И говорит св. Феофан Затворник: «Ревность возгревается молитвой». Ревность - это огонь, а дрова этого костра - молитва. Т.е. без молитвы никуда. Молитва - это вообще смысл жизни человека потому, что смысл Царствия Божия - в молитве. Человек будет молиться там Богу, общаться с Богом будет всегда. Это есть молитва, и мы ей должны научиться здесь для того чтобы быть способными пребывать в Царстве Божием.
  1. Добродетель терпения . «Терпением вашим спасайте души ваши», - говорит Господь в Евангелии от Луки. Апостол Павел говорит: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 3-5). Т.е. само терпение человеку очень сильно помогает, потому что оно дает человеку пройти какой-то отрезок времени или какой-то отрезок подвига от начала и до конца: встал человек на подвиг - закончил его, пришло искушение - претерпел его - получил результат. Почему один из отцов сказал следующее: «Я не помню в своей жизни такого случая, чтоб сатана меня обманул дважды». Нас на день по сотне раз обманывают, а там представляете какое терпение, какое внимание, какой анализ внутренний! Видит демонский заход - посмотрел, как это всё выглядит, запомнил, до конца претерпел, посмотрел, чем это закончится. И потом, когда это искушение опять приближается, он уже знает, чем оно начнется, как оно будет продолжаться и чем закончится, и употребляет меры для того чтобы этого не было. Это, конечно, великий подвиг.

    Постоянство - оно в подвиге, конечно, очень важно. Вот утреннее правило ещё многие могут постоянно делать. Хотя примерно пополам: кто-то вечернее постоянно может соблюдать, а утреннее - нет, еле встает на раскачку, бежит в трапезную или на автобус, запрыгивает на ступеньку, на последнем ходу. А другой вечером приходит с работы, устал, объелся, - всё, сил на молитву просто нет, все силы отдал на работе. И складывается такая ситуация, что молитвенное правило, сам молитвенный подвиг у нас прерывается из-за того что нет постоянства. И постоянства нет ни в чем. За что бы мы ни взялись, нам всё время не хватает этого постоянства. А постоянство помогает человеку приобрести плоды , достигнуть конца тех трудов, к которым ты идешь. «Кто чередует подвиг с нерадением, тот ничего не делает и никогда не достигнет совершенства жизни, за недостатком ревности, постоянства и терпения» - говорит Антоний Великий. Кто чередует: поподвизался - расслабился, поподвизался - расслабился, - тот не достигнет совершенства. Философия сегодня такая: нам хочется отдохнуть. Ну, сколько можно молиться? Надо отдохнуть. Всё, расслабился, отдохнул ты, - потом неделю не можешь встать на молитву. Есть правило: мы раскаялись, взбодрились, вступили в пост, первую недельку держимся бодро, всё читаем, как-то движемся, потом - ни с того, ни с сего - пустота в душе такая… Ну, это конечно уныние с печалью пришло, всё у нас забрало сразу, и мы расслабились. И после этого что начинается: впадение в грубый вещизм. Мы начинаем сразу послаблять пост, как-то ослабевать, и молитва у нас начинает пропадать и т.д. Это происходит от отсутствия постоянства.

Причины желания подвига

Почему мы с вами должны желать его? Откуда рождается желание, чтобы родился у нас подвиг?

Кто хочет быть подвижником? Подвижником очень трудно быть. Всем нам хочется, чтоб как-то без трудов было, без пота, без подвигов. Чтобы без особых трудов, чуть-чуть, не напрягаясь, полегче чтоб было…

    Подвиг рождается от любви к Богу и совершенству, когда человек хочет достигнуть в жизни совершенства. Помните, из жития того же Антония Великого: пришел в Храм, было желание достигнуть совершенства, неопределенное ещё, он был христианином, но как-то не до конца понимал, как бы это всё сделать. Слышит слова Божии: «Продай всё имение, раздай нищим, и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Мы с вами знаем, что Евангелие, которое читается в церкви, имеет особую силу, потому что оно соединено молитвой верующих, поэтому оно имеет очень проникновенную силу. И он эти слова понимает, а так как была в нем любовь к совершенству, любовь к Богу, - он всё бросает, продает, что-то оставляет сестре, и уходит.

    Награда, венцы в Царствии Божием, которые подстегивают в нас желание подвига, потому что награда бывает только за подвиги. Ну а за что ещё давать венцы? Их не за что больше давать, как только за подвиги, за труды ради Бога. И если мы делаем эти труды, если у нас есть подвиг, то мы получим обязательно награду. Как говорит апостол Павел: «Теперь готовится мне венец славы». И дальше сказано: «Не только мне, но и всем возлюбившим явление славы Его». Все, кто подвижничает ради Бога, - все получают от Бога награду.

    Остальные, как сказано: «Кто призовет имя Господне - спасется». Спасены, может быть, будут, но без венцов. Святые отцы говорят, что память о венцах, славе, и в этом случае даже тщеславие помогает молодым подвижникам, потому что в начале подвигов не только положительные ресурсы, но и отрицательные используют для того, чтобы достичь этой славы: соревнования, кто больше и т.п. Помните истории из житий подвижников: «Господи! - говорит Антоний Великий, - открой мне, кто совершенней меня!» - «Иди к сапожнику, и смирись там», «сходи к блуднице» или ещё к кому-нибудь. И подвижники шли и реально видели, что и как живут эти люди: конечно, подвигов меньше, но скромность-то какая! Хотя просто люди живут и не думают о подвигах. А отцы-то, конечно, думали, они достигали, они ревновали, трудились, ощущали себя настоящими спортсменами на ристалище. Они очень много приводят этих примеров борцов, спортсменов, потому что они так себя ощущали на поприще Христова подвига.

    Из внешних причин: слава в Отечестве, когда многие воины, солдаты становились героями, воевали, рисковали своей жизнью и получали награды императорской семьи, государственные награды, которые имели определенную значимость в то время. Всё это так называемое геройство.

    Бывает, конечно, желание дурного подвига - это тщеславие и дурная слава, когда человеку хочется прославиться, он не делает особого разбора, ему всё равно - что сделать, лишь бы прославиться. И многие таких людей сегодня поддерживают: не важно - какой человек, надо только, чтобы он был известный. Вот по телевизору выступает - всё! - это умный человек, он всё очень правильно говорит. Даже нисколько не отфильтровываем то, что они там несут.

    Лишь бы только был известный. А на самом деле сегодня известных людей умных по пальцам одной руки можно сосчитать. А благочестивых ещё меньше. Одни пошляки и тому подобные.

    И ещё на подвиги подвигают людей бесы. В чем это заключается? Когда, допустим, человек не может подвижничать, а бесы ему всё время на ухо нашептывают: «Надо делать подвиг! Штангу повесить себе и носи!». Выше я рассказывал про подвижника на скалах. Вот, он повис, висит, бодрствует, ангел Господень к нему подлетает и говорит: «Надо спускаться на землю!», тот говорит: «А почему?», - «А сейчас другие увидят и соблазняться начнут, будут так же делать, потом снимай их отсюда всех». Эти подвиги бывают неполезны для других, потому что они имеют некоторый исключительный момент. Есть правило, некоторые нормы, а есть исключения. Данный случай относится к этим исключениям.

    Или же когда человек берет на себя подвиг неподъемный. Например, ничего не есть и не пить сорок дней как Спаситель. Да, такие люди есть, подвижники, кто весь Великий пост ничего не ест, но они редкие. А бывает так, что человек болеет язвой желудка, а хочет поститься как Господь. Но желудок уже не тот, организм не тот, ты надорвешь себя совсем, и желудок вырежут тебе оставшийся, и будешь потом обременять всех окружающих в округе - и толку-то от тебя будет. В этом случае, когда человек болеет, надо беречь себя. Подвиг всё-таки должен быть умеренным. В подвиге нужно быть, конечно, благоразумным и осторожным, потому что подвиг, как говорит Антоний Великий, дело опасное.

Воздействие подвига на тело человека

    Притеснение плоти и физические страдания. Когда человек начинает подвижничать, кто первый кричит против? Плоть! Потому что ей надо сытно поесть, сладко поспать, и, соответственно, плоть первая начинает скорбеть, первая начинает бунтовать. И св. Феофан Затворник говорит: «Пока не смирится - кричит, а потом привыкает и всё нормально».

    Первое время действительно тяжело. Потому, когда человек начинает подвиг, первое время ему страшно. Но потом ничего, всё пройдет. Надо просто терпеть и пребывать в постоянстве. Выбрал себе, допустим, какой-то небольшой подвиг, умеренный, и его нужно нести и ни за что от него не отступать. И можно за самую малость получить венец от Господа. Как сказано: «Кто даст воду во имя ученика, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 40-42). Поэтому, хоть небольшой подвиг, но должен быть у нас. Хотя бы маленький обязательно должен быть.

    Также для тела подвиг приносит следующие положительные качества: бодрость, легкость, подвижность для добродетелей. Т.е. когда человек занимается духовным подвигом, его плоть более послушна. Если он не переедает, постится. Очень важно в воздержании не переедать. Понять, что сытая жизнь, пресыщение - это смертный грех. Вот мы всё время едим досыта, а потом ещё догоняемся десертами и ещё чем-то. А когда вываливаемся из-за стола - ну, конечно, какая там может быть молитва, и вообще что может быть доброго на сытый желудок? И вот эти переедания как раз являются причиной многих болезней. А когда желудок бодр, то и плоть бодра. И действительно, кто это знает, так говорят: «Если я сейчас поем, я даже не помолюсь». Человек отказывается от пищи, попьет чай, - и молится. А поест лучше после молитвы. Когда уже помолился, силы потратил - тогда покрепился и спать лег. Бывает и так.

Влияние подвига на душу человека

    Приобретение умиления, благости, чистоты, мужества, терпения, стойкости, силы. Подвиг сильно закаляет душу человека в скорбях, и душа человеческая становится очень крепкой.

    Человек, который несет этот подвиг, уже крепок душой. Какие-то соблазны, искушения - а он тверд. Он, может быть, и колеблется, но всё равно не так сильно, как человек, который вообще живет без подвига, просто расслабленной жизнью. Кто живет без подвига - его вообще любой помысел увлекает, любой. Особенно грубый вещественный помысел - о материальных благах и т.п. очень сильно человека закруживает, и он этому сразу поддается, без всякого сопротивления.

    Также польза заключается в угасании страстей. Подвиг угашает в человеке страсти, ослабляет их, как говорят отцы - умеряет, делает их пассивными, вялыми. Откуда страсти питаются? Многие страсти берут соки от чрева и имеют большую силу. А подвигом, воздержанием всё умеряется. Человек находится в воздержании, терпит, следит за собой, не распускает себя и со временем он получает большую пользу, душа его успокаивается, уже так не терзается страстями, как в начале христианского пути.

Влияние подвига на дух человека

  1. Первое, что мы получаем, - это внимание Бога. Что это значит? Бог что, не смотрит на нас каждый час? Да у нас «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30). То есть Господь о каждом из нас печется. Так что такое внимание Бога? Отцы говорят конкретно, что когда подвижник встает на путь подвига, то он к себе привлекает внимание Бога, Господь начинает к нему проявлять не только чудный промысел, но и особое внимание, как к воину. Допустим, у правителя, у царя есть много подданных, но телохранители, его подвижники, его армия, которая его содержит, у него на особом счету и особое попечение у царя о тех, кто находится рядом с ним. Так же и подвижники - Бог проявляет к ним особое попечение и внимание.
  2. И также, конечно, подвиг дает нашему духу благодать Святого Духа. Она заключается в умилении, радости, ощущении будущих благ. То есть это то, что не передается словами, это нужно переживать. У нас в христианстве, мы знаем, есть очень много таких духовных вещей, которые нельзя передать ни словами, ни жестами, ни эмоциями, ни образами - ничем. Ни художник, ни кто-то другой не может это всё выразить. Потому что это не поддающиеся описанию чувства, которые переживает человек благодаря благодати Святого Духа.
  3. И также человеческий ум и дух получают ясность, бодрость и горение к Богу, то есть просветляются. И благодаря этому человек имеет возможность соединения с Богом и обожения.

Можно всю жизнь ходить в церковь, причащаться, исповедоваться и так ничего не понять по-настоящему, не начать жить духовной жизнью, работать над собой. Наша церковная жизнь обязательно должна быть чем-то трудным, чтобы человек начал внутренне работать, чтобы он не просто осуществлял какую-то свою привычную бытовую схему, отбывая какие-то праздники, какие-то службы. Нужно, чтобы у него была цель, чтобы он этой цели достигал. Каждый человек должен иметь свою программу духовной жизни.
Жизнь перестает быть подвигом. Она вошла в определенную колею и стала бытом. Как только подвиг ушел из жизни, пропали и духовные плоды. Оказывается, благодатная жизнь с Богом возможна только тогда, когда человек живет подвигом. Без этого подвига духовной, благодатной жизни нет. В чем же подвиг? Какой подвиг, когда нет тяжелых грехов и не в чем особенно каяться? Теперь это должен быть подвиг молитвы, смирения, любви, послушания, подвиг постоянной борьбы со своими страстями, со своей гордыней, тщеславием, честолюбием, властолюбием, раздражительностью. Должно быть постоянное внимание к себе, к своей духовной жизни, очень требовательное внимание. А более всего нужно смирение. Смирение- основа духовной жизни, смирение дается через послушание, через постоянное терпение скорбей, через постоянную победу над своей гордыней, над своим тщеславием, над своей обидчивостью.
Всякий человек может жить подвигом. Когда начинается подвиг, начинается духовная жизнь. Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все, что человеку очень трудно, даже превосходит силы, его естественные возможности - это и есть подвиг. Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности - вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодолением самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь.
От нас не требуются такие же духовные подвиги как у древних святых. Господь не вменит нам то, что мы не достигаем таких уровней. У каждого времени свой уровень трудности и свои достижения духовные. Но от нас требуется то же самое, что и от них,- требуется подвиг. В народе говорят: "Ты делай свое дела, а если чего-то ты не умеешь, то Ангел за тебя сделает, если ты действительно полагаешь все свои силы" Когда человек трудится, живет подвигом, тогда ограниченность снимается, уходит. Господь своей благодатью восполняет помимо человека все необходимое.

Не надо искать такие игольные уши, чтобы и подвига не было, и жизнь духовная была!!!
Чтобы причащаться, исповедоваться, молиться, считаться православным, считаться хорошим, и в тоже время - никаких подвигов. Это есть некий рубикон в жизни человека. От того, поймет ли он его и захочет ли его преодолеть, зависит его духовное будущее. И большинство перед этим рубиконом останавливается и не хочет идти дальше.
Людей, по-настоящему желающих искать подвига духовной жизни, очень мало. Подавляющее большинство ищет жизни душевной, душевного комфорта, душевных отношений, жизни земной, а не небесной, не хочет освобождаться от своей воли, не хочет ничем существенным жертвовать.

Можно дерзнуть сказать, что даже революция, со всеми ее трагическими последствиями, в большей степени была обусловлена именно расцерковлением русского народа. Расцерковлением, которое произошло в результате превращения церковной жизни в церковный быт , в результате снижения благодатной жизни, благодатного общения с Богом, низведения ее до отправления церковных обрядов. Люди перестали ощущать, что значит "таинство", перестали в Таинстве находить встречу с Богом.

P.S. Молитва творит чудеса. Любая молитва и любым человеком может творить чудеса. Главное условие для чудотворности молитвы - это ИСКРЕННОСТЬ . А если молитва совпадает с планами Бога, то это 100% гарантия её выполнения. Это и есть главная функция любой религии - учить людей способам (это целая наука) общения с Богом, молитва один из самых важных и реально действующих. Нет плохих религий (все религии истинны и были даны человечеству согласно времени, месту и обстоятельствам по уровню их сознания ), есть только люди, как правило, осознанно искажающие их изначальный смысл. Повторю ещё раз, только ИСКРЕННОСТЬ является ключом к успеху. Так например, священнослужители проповедующие отречение, кротость и нестяжательство, а сами ездящие на дорогих машинах и дерущие непомерные цены за свои сомнительные услуги - не искренни. Или проповедующие принцип "Не убий!", а сами с удовольствием пожирающие плоть умерщвлённых (животные являются такими же жителями планеты Земля, как и двуногие "хомо сапиенсы"), а также берущие в руки оружие и призывающие к убийствам ЛЮБЫМ, на самом деле есть демоны-оборотни и слуги ада. Это не искренность и не духовность - это сознательная профанация религиозных принципов , а они для всех религий одинаковы .
Тем белее на фоне полной, тотальной деградации всех без исключений мировых религий (а то, что православие уже давно выродилось в жидославие надеюсь ни для кого не является секретом), потрясают до глубины души редкие, единичные случаи реальных духовных подвигов священнослужителей любых религий. Это и есть тот самый человеческий фактор, когда при общей тенденции к деградации, мошенничеству и профанации находятся герои идущие против течения.
Честь им и слава, а самое главное всеобщая народная любовь!

"Православный священник-луганчанин отец Владимир, будучи смертельно ранен осколками авиабомбы, стоя на коленях до последнего читал молитву, чтобы остальные кассетные бомбы, спускающиеся на парашютах, не разорвались. Кто-то назовет это случайностью, в которые верующие люди не верят, но бомбы плавно вошли в землю так и не разорвавшись.
В результате обстрела Луганска украинской армией по-христиански героически погиб клирик Георгиевского храма протоиерей Владимир Креслянский. У него осталось пятеро детей. Одна из жительниц Луганска рассказала, что отец Владимир за 15 минут до очередного взрыва заходил к ней домой. Священник дал женщине пояс «Живый помощи» (90 псалом) и сказал: "Молитесь! Наденьте крест нательный!"

Вот что пишет священник Петр Пахомов о событиях, развивавшихся дальше:
"У меня из Луганска вернулся товарищ и рассказал такое чудо. Неделю назад на Луганск были сброшены на парашютах 5 (пять) авиационных 500 кг кассетных бомб! Священник отец Владимир шёл после службы из храма и в этот момент первая авиабомба взорвалась и часть осколков попала ему в грудь и в руку, но священник нашёл в себе силы стать на колени и молился пока спускались на парашютах другие бомбы, которые как нож в масло вошли в асфальт и в землю и не взорвались. К сожалению священник потом умер от потери крови прямо так же на коленях".

Но это не просто чудо, а чудо знаковое.

В центре Луганска стоит храм иконы Божией Матери «Умиление». 31 июля в 19.30 после вечерней службы именно из этого храма о. Владимир вышел на улицу и направился домой.

Был канун праздника одного из самых почитаемых в России святых преподобного Серафима Саровского: 1 августа празднуется обретение его мощей, случившееся в 1903. Церковный день начинается накануне с 17 часов, то есть вечером 31 июля свой молитвенный подвиг о. Владимир совершил в сам праздник Саровского чудотворца.

Подходя к улице Чапаева, он вдруг увидел в небе бомбардировщик, который сбросил восемь 500-килограммовых кассетных бомб на парашютах. Эти бомбы взрываются при подлете к земле, когда срабатывает соответствующий датчик. Так увеличивается их поражающий эффект.

Вокруг густонаселенный район, много жилых домов. Время, когда на улице много прохожих. Обычно стреляют и бомбардируют либо ночью, либо рано утром.

После взрыва первых двух бомб батюшка получил тяжелое ранение в грудь и левую руку. Зажимая рану в груди о. Владимир вышел из прохода между домами на ул. Чапаева. Встал на колени и начал молиться, крестясь здоровой правой рукой.
Остальные шесть кассетных бомб, падавшие на жилой район, не взорвались.

Так о. Владимир сподобился кончины в день памяти преподобного Серафима Саровского и почил, стоя на коленях, так же, как много лет до этого великий святой. В 1833 году о. Серафим умер во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление» (!), положив руки на подставку и опустив на них голову.

Ну и для сравнения:

P.P.S. Если кто-то думает, что МП РПЦ по накалу "духовности" отличается от открытого слуги ада - главы киевского П(ейсатого)Ц(ирка), то он очень сильно ошибается. Там сидят точно такие же "братья по разуму", "пастыри душ" рабов (ослов) божих и при схожих обстоятельствах они вели бы себя точно так же. Просто на бывшей Украине ситуация с "духовностью" была доведена до её высшей точки, закономерного финала жидославия - полного абсурда и адского хаоса.
Это полный крах жидовской православной церкви на древних ведических славянских землях.

(Кому интересно, вот подтверждение моих слов - О церкви)
«Имеющий уши да слышит... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют...Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите; ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться...» Св. Евангелие от Матфея, глава 13

Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского

© ООО «Издательство «Яуза», 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Архиепископ Никон Рождественский

Житие Преподобного Сергия Радонежского

Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и писателем, и сказателем, и послушателем.

Епифаний Премудрый

Буди ревнитель право живущим, и сих житие и деяние пиши на сердце своем.

Св. Василий Великий

«Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам старца, господина Преподобного Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней».

Так начинает свое сказание о житии и подвигах Преподобного отца нашего Сергия его присный ученик, блаженный Епифаний. «Дивлюся же, – говорит он, – како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнелиже преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший».

Сии слова Премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы с тою лишь разницей, что со дня кончины Преподобного Сергия до нашего времени протекло не 26, а уже пятьсот лет, и до сих пор мы не имеем на современном русском языке полного жизнеописания великого старца не только в смысле самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, а его значении в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания русского народа, но даже и простого, полного перевода жития, написанного Епифанием. Правда, существует более десятка разных житий Преподобного Сергия, и лучшее из них, конечно, то, которое составлено святителем Московским Филаретом. Но это житие предназначено было для чтения при Богослужении и читано самим в Бозе почившим иерархом в лавре, на всенощном бдении 5 июля 1822 года. По своим достоинствам внутренним это житие – слиток золота; но, предназначенное для церковного чтения, оно по необходимости отличается краткостью и опускает многочисленные подробности, драгоценные для благоговейных почитателей памяти великого угодника Божия. Следует еще упомянуть о двух житиях Преподобного Сергия, помещенных в сочинениях «Русские Святые» преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, и «Жития Святых Российской Церкви» А. Н. Муравьева; ни то, ни другое также не имеют желанной полноты, потому что составители этих житий, описывая жития всех русских святых, по необходимости старались быть краткими в изложении. Из отдельных изданий следует упомянуть только одно, вышедшее уже после 2-го издания нашей книги, к 500-летию преставления Преподобного Сергия – «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» Е. Голубинского; автор предлагает в этой книге, как сам он говорит, «повествование о Преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой – полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни, как естественного, так и сверхъестественного характера». Но и эта книга не может вполне удовлетворить благоговейного чтителя памяти великого угодника Божия: довольно сказать о ней одно уже то, что ради «краткости» автор ее не имеет в виду дать в ней назидательное чтение, а предлагает лишь сжатое изложение фактов, собранных им изо всех исторических источников и изложенных в форме «жизнеописания». Притом и это «жизнеописание» издано нераздельно с «путеводителем по лавре» и составляет как бы введение к этому «путеводителю». На других отдельных изданиях, вроде сочинения г. Лаврентьева, не считаем нужным останавливаться, так как они представляют плохие переделки из Епифания или же просто заимствования из вышеупомянутых авторов.

Предлагая благочестивым читателям свое описание «Жития и подвигов Преподобного и богоносного отца нашего Сергия», потрудившийся в его составлении считает долгом сказать, что он вовсе не имел в виду писать ученое исследование о жизни угодника Божия. Он задался более скромной целью – собрать в одну книгу все, что можно было найти в исторической и проповеднической литературе о Преподобном Сергии, и соединить в одно целое не только все дошедшие до нас подробности из его жизни, но и те нравственные уроки, какие извлекали из сказания о его житии наши проповедники. Для настоящего, пятого издания вновь пересмотрено, по возможности, все, что вышло в 1891–1903 годах по случаю 500-летия преставления угодника Божия, и таким образом многое в тексте дополнено и исправлено. Побуждением к этому труду служило то же, что побудило и преподобного Епифания в свое время взяться за перо, – отсутствие в наличествующей духовной литературе полного жития Преподобного Сергия. Подумать только: кто был Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа? Святая Церковь прекрасно характеризует его, называя столпом Церкви. Он не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по выражению одного из наших архипастырей, Херсонского архиепископа Никанора, «уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся к нему людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников; его духовное потомство было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое Великорусское племя, объединенное, одушевленное, скрепленное духом Православия. Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, он – примером, назиданием, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного российского народа, духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни. Потому-то к Преподобному Сергию, как к неиссякающему роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение для назидания, для молитвы и до сего дня многие тысячи народа. Ни один вблизи путешествующий инок не минет обители Преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного пред ракою Преподобного Сергия. Все до единого из Венценосцев России приносили у раки Преподобного Сергия свои молитвы (особенно – по вступлении на царство). Не только члены нашего Царствующего Дома, но и премногие члены иностранных царственных семейств приходили туда же – то молиться, то изучать русскую жизнь у самых ее основ, у того родника, у одного из главных родников, из которых она бьет ключом».

Да, наши летописцы имели полное основание именовать Преподобного Сергия Игуменом всея Руси, и Святая Церковь достойно и праведно величает его возбранным воеводою Русской земли!

«Если бы возможно было, – говорит известный наш историк В. О. Ключевский, – воспроизвести писанием все, что соединялось с памятью Преподобного Сергия, что в эти пятьсот лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни. Да и каждый из нас в своей собственной душе найдет то же общее чувство, стоя у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в чистой капле воды. Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека, когда жил Преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Так характеризуют великое духовное значение Преподобного Сергия, с одной стороны, – один из наших знаменитых духовных витий, с другой – один из глубоких знатоков нашей родной истории.

В другом своем слове, обращаясь к житию Преподобного отца нашего Сергия, архиепископ Никанор справедливо говорит, что это житие «переносит нас в новый для нас, хотя и стародавний мир, мир других людей – святых людей, других воззрений – святых воззрений, других обычаев – святых обычаев, в мир отречения от мира и себя, в мир святых великих подвигов, в мир вольного неуклонного несения креста Христова… Чувствуешь в душе разнозвучие гармонии этого мира с дисгармонией нашего внутреннего и внешнего мира, и с одной стороны мирно настраивается сердце умилением, – так вот взял бы крылья, яко голубине, и полетел бы туда, в пустыню, за 500 лет назад, – а с другой – надрывается сердце, что поневоле приходится жить многомятежною жизнью сего века»… Справедливо говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренною в мыслях своих».