Стройка и ремонт - Информационный портал

Глагол, его особые формы (причастие, деепричастие). Глаголы состояния в английском языке (Stative Verbs) На какие вопросы отвечает глагол

36. Общая характеристика глагола. Основы глаголов. Классы глаголов.

Глагол - разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс. Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение - под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.

Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога. Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката). В словообразовании преобладает приставочный способ.

Основы глаголов. Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира -ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш -ут, напиш -ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший ), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Классы глаголов. Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Класс – группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Классы делятся на продуктивные и непродуктивные (около 17 классов).

Можно классифицировать по разным признакам, и один из них – передача действия или состояния предмета. Соответственно, все глаголы можно разделить на динамические или глаголы действия (Dynamic Verbs ) и статические или глаголы состояния (Stative Verbs ).

Динамические глаголы сообщают, что предмет совершает определенное физическое действие. К этой группе относится большинство известных нам глаголов (to eat, to run, to write, to burn, etc. ), и каждый из них описывает конкретное понятное физическое действие.

Другое дело – глаголы состояния. Их задача понятна из названия: они передают состояния, чувства, отношения, умственные процессы и другие характеристики предмета. Например, к глаголам состояния относятся такие простые и известные нам слова, как to love и to hate , to remember и to forget , to understand и to believe , to look и to feel . Эти глаголы мы узнаем чуть ли не на первых занятиях по английскому языку и даже не знаем, что они попадают в определенную классификацию и имеют свои грамматические особенности. А основное их отличие от динамических глаголов в том, что они не употребляются во временах группы Continuous , т. е. не могут иметь длительного времени. Действительно, нельзя же наблюдать за тем, как мы помним или верим, это ведь не физический процесс, а результат мыслительной деятельности человека. То же самое можно сказать про все Stative Verbs (конечно, с некоторыми исключениями, как это обычно бывает в английском языке).

Для начала давайте выясним, какие еще глаголы относятся к Stative Verbs и на какие они делятся группы:

  1. Глаголы физического восприятия (verbs of physical perception ): to hear , to notice , to see .
  2. Глаголы эмоционального состояния (verbs denoting emotions ): to adore , to care for , to detest , to dislike , to hate , to like , to love , to respect .
  3. Глаголы желания (verbs denoting wish ): to desire , to want , to wish .
  4. Глаголы умственной деятельности (verbs denoting mental processes ): to admire (в значении «восхищаться»), to appreciate , to assume , to believe (полагать), to consider (считать кем-либо, рассматривать как), to doubt , to expect (полагать), to feel (полагать), to imagine , to know , to mind (возражать), to perceive , to presume , to recall , to recognize , to recollect , to regard , to remember , to suppose , to think (думать), to trust , to understand .
  5. Глаголы отношения (relational verbs ): to apply , to be , to belong , to concern , to consist , to contain , to depend , to deserve , to differ , to equal , to fit , to have , to hold (содержать), to include , to involve , to lack , to matter , to need , to owe , to own , to possess , to remain , to require , to resemble , to result , to signify , to suffice .
  6. Другие глаголы: to agree , to allow , to appear (казаться), to astonish , to claim , to consent , to displease , to envy , to fail to do , to feel , to find , to forbid , to forgive , to intend , to interest , to keep doing , to manage to do , to mean , to object , to please , to prefer , to prevent , to puzzle , to realize , to refuse , to remind , to satisfy , to seem , to smell , to sound , to succeed , to suit , to surprise , to taste , to tend , to value .

Кажется, что запомнить такой огромный список ничем не связанных между собой английских слов просто нереально. На самом деле, делать этого и не нужно, главное – понять принцип, по которому попал в него тот или иной глагол, и важно помнить, что эти глаголы не обозначают физического действия. Вы можете просто запомнить названия групп, и глаголы будут вспоминаться сами собой.

Итак, мы должны запомнить, что все эти глаголы относятся к глаголам состояния и не использовать их во временах группы Continuous , ведь мы не хотим показаться неграмотными! Вспомните самые простые фразы на английском языке:

  • I understand you . / I understand what you mean .
  • I need a minute to write it down .
  • I like roses .
  • I have a car .

Мы никогда не говорим I’m understanding или I’m needing в простой английской речи.

Кажется, что все понятно, и тут приходит время поговорить об исключениях. В данном случае они будут обусловлены английских слов, т. е. возможностью иметь более одного лексического значения. Например, один и тот же глагол может иметь значение физического действия и принадлежать к одному из типов глаголов состояния. Среди них такой понятный и знакомый нам глагол to see :

to see – видеть (stative ), встречаться (dynamic ).

I see a woman in an elegant suit. – Я вижу женщину в элегантном костюме.

He’s seeing his parents after work. – Он встречается с родителями после работы.

Вот еще пример:

to appear – казаться (stative ), выступать на сцене (dynamic ).

She appears to be very happy with her new fiancé. – Кажется, она очень счастлива со своим новым женихом.

My favourite band is appearing on Sunday. – Моя любимая группа выступает в воскресенье.

Глаголы taste (иметь вкус / пробовать), smell (пахнуть/нюхать), look (выглядеть/смотреть), feel (чувствовать/трогать), think (думать/обдумывать) тоже подчиняются этому принципу. Чтобы разобраться, является ли глагол в конкретном случае динамическим или статическим, нужно хорошо понимать контекст, в котором он употребляется.

Интересно наблюдать за использованием глагола to have как статического и динамического. Так, когда to have является глаголом состояния и имеет значение «иметь», «обладать», его нельзя использовать в Continuous Tenses . Но если to have является частью устойчивого выражения (to have dinner , to have a shower ), он начинает работать как динамический глагол:

We have a big house in the suburbs. – У нас большой дом на окраине города.

I’m having lunch, so I’ll call you later. – Сейчас я обедаю, так что перезвоню позже.

Глагол to be тоже может употребляться во временах группы Continuous , но только при определенном ограничении: он будет использоваться для передачи временного состояния или поведения, например:

You are being too quiet today. What’s wrong? – Что-то ты совсем притихла сегодня. Что случилось?

She is being a pop-star. – Она ведет себя прямо как поп-звезда.

Кроме того, глагол to be следует поставить в Continuous из грамматических соображений в в формах Present Continuous Passive и Past Continuous Passive :

A new church is being built in our district. – В нашем районе строят новую церковь.

An applicant was being interviewed when I came to the office yesterday morning. – Когда я пришел вчера утром в офис, с претендентом на работу проводили собеседование.

Глагол to enjoy может употребляться в Continuous Tenses , если он обозначает наслаждение чем-то конкретным:

I’m enjoying my holiday in Italy. – Мне очень хорошо на отпуске в Италии.

I’m enjoying the performance a lot. – Мне так нравится это выступление!

В остальных случаях to enjoy выступает в качестве глагола состояния:

I enjoy watching horror films at night. – Мне нравится смотреть ужастики ночью.

Глаголы to look (выглядеть), to feel (чувствовать), to hurt и to ache (болеть) можно использовать как во временах Continuous , так и во временах Simple , при этом значение меняться не будет, и это не будет выглядеть грамматической ошибкой.

You"re looking much younger in this brightly-colored summer dress. = You look much younger in this brightly-colored summer dress. – В этом ярком летнем платье ты выглядишь намного моложе.

I’m feeling more confident after my promotion. = I feel more confident after my promotion. – Я чувствую себя увереннее после повышения.

My leg hurts me. = My leg is hurting me. – Нога болит.

И напоследок самое интересное. Большинство глаголов состояния можно использовать во времени Continuous для выражения ярких положительных или отрицательных эмоции или особого отношения:

I’m loving you. – Я так тебя люблю!

I’m hating the way you treat waiters. – Мне ужасно не нравится, как ты относишься к официантам.

I’m needing you, don’t leave! – Ты мне очень нужна, не уходи!

Глаголы состояния (Stative Verbs ) могут показаться сложной темой, хотя не стоит паниковать, если вы сразу не поймете ее полностью и не запомните всех глаголов и разницы в их значениях. Чаще читайте , задумывайтесь о том, почему автор использует конкретное время и как он его выражает, и необходимость учить статические глаголы у вас попросту отпадет. Упоминание о статических глаголах есть в описании почти каждого , поэтому рано или поздно эта тема усвоится сама собой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Начиная изучать иностранный язык в школе, я не придавала этому предмету большого значения. Осознание важности пришло чуть позже, когда мне стало интересно, о чем поется в моих любимых песнях. С того момента изучение английского приобрело смысл, а вместе с ним появилось желание понимать как можно больше и заговорить на нем. Английский заворожил меня своей яркой стилистикой, четкой организованностью с одной стороны и неожиданной гибкостью с другой. Это увлечение привело к тому, что в 2007 году я закончила факультет иностранных языков с квалификациями преподавателя и технического переводчика. Я действительно хотела быть хорошим переводчиком, но так получилось, что я устроилась работать на курсы и начала преподавать. Оказалось, что преподавать можно по-разному, а не только так, как это делалось в школе или университетах. Перед преподавателями открыто множество дорог, придуманы разные методы, главное – не забывать ими пользоваться, делать обучение разнообразным и индивидуализированным. Все эти открытия мы воплощаем в нашей онлайн-школе «Инглекс» , проводя занятия по Skype.

Глагол - одна из самых больших частей речи в современном русском языке. Никакая другая не имеет столь богатой и сложной системы грамматических форм.

Глагол - это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога.

Русский термин «способы действия» является, по мнению А.В. Исаченко (7, стр.209), калькой с немецкого Aktionsart (Handlungsart).Этот термин в течение некоторого времени использовался для обозначения вида и некоторых других явлений в сфере аспектуальности. В тысяча девятьсот восьмом году шведский славянист С. Агрелль впервые противопоставил глагольный вид (Aspekt) и способ глагольного действия. «Под термином «вид» (аспект) этот учёный подразумевал две основные категории славянского глагола, совершенного и несовершенного действия (Handlungsform).Термином Aktionsart он обозначал семантические функции приставочных глаголов (а также некоторых бесприставочных глаголов и суффиксальных образований), уточняющие, как именно совершается действие, отмечающие способ выполнения этого действия». (7, стр.210-211). Дальнейшая разработка понятия сыграла существенную роль для более ясного осознания строго грамматического характера категории вида.

Не останавливаясь на зарождении и развитии теории «способов действия», Н.С. Авилова (1, стр.260-261) отмечает, что в русском языкознании у истоков развития этой теории стоят А.А. Потебня, Г.К. Ульянов, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов. Они теорию вида глагола связывали с подвидами и степенями действия и включали в неё явления, которые в современной лингвистике именуются способами глагольного действия. Современное учение о видах не пошло по этому пути.

Значительное развитие теория «способов действия» получает в трудах В.В Виноградова, Е.А. Земской, Л.А. Быковой. Однако этими лингвистами рассматриваются лишь словообразовательные типы глаголов и возможности их видовых корреляций.

В русской лингвистике теория способов глагольного действия наиболее подробно разработана в трудах Ю.С. Маслова. Он проводит строгую границу между понятием глагольного вида (аспекта) и тем, что он называет «способами глагольного действия». Развивая учение о «способах действия», Ю.С. Маслов рассматривает их в плане семантики глагола и даёт такое определение: «под способом действия следует понимать некоторые общие (часто, но не обязательно выраженные словообразовательными средствами) особенности лексического значения тех или иных глаголов, относящиеся к протеканию действия этих глаголов во времени и проявляющиеся в общих особенностях их функционирования в языке, а именно по линии словообразовательной активности, вида и синтаксического употребления» (цитир. по А.В. Исаченко, стр.215-216). Он утверждает, что «любой глагол производный или непроизводный относится к тому или иному способу действия» (цитир. по Н.С. Авиловой, стр.261).

Выделив проблему способов действия из чисто видовой глагольной проблематики, Ю.С. Маслов подчеркнул, что рассмотрение «способов действия» должно производиться отдельно от видов, хотя и в тесной связи. Сущность способов действия лежит в иной плоскости, чем виды. «Способы действия не представляют собой грамматических категорий, не образуют четких парадигматических противопоставлений широкого охвата, остаются в рамках лексических различий между глаголами» (цитир. по Н.С. Авиловой, стр.262).

Ю.С. Маслов считает, что понятие способа действия так, как он его представил, «довольно чётко выкристаллизовавшееся в современной аспектологии, широко распространённое и весьма плодотворное, не нуждается в коренном пересмотре… Дальнейшая разработка этого понятия могла бы идти по линии его подразделения, то есть по линии выявления отдельных его разновидностей» (цитир. по Н.С. Авиловой, стр.262). Уточнением состава способов действия, оставаясь в рамках предложенной Ю.С. Масловым схемы, занялся его ученик А.В. Бондарко (3), а позднее М.А. Шелякин(19, 20).

«Другая теория «способов действия» развивает идеи А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, В.Н. Сидорова, П.С. Кузнецова и других русских грамматистов. Она выявляет формально выраженные характеристики глагольного действия со значением начинательности, ограничительности, многократности, то есть развивает намеченное русской традиционной грамматикой и восходящее к А.А. Потебне, Г. Ульянову, Ф.Ф. Фортунатову учение о структурно-семантических типах глаголов, выражающих модификацию действия, названного простым глаголом». (1, стр.263).

В настоящее время научная разработка русского глагола немыслима без чёткого и принципиального разграничения понятий глагольного вида и способов глагольного действия.

Категория вида - это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаками ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Её категориальным признаком является предельность - непредельность. Ограничение действия пределом, представляющим действие как целостный факт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости. Глаголы несовершенного вида не обладают признаком ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В этом заключается категориальное значение несовершенного вида, отсюда вытекает способность глаголов несовершенного вида выражать действие в процессе его протекания, в частности, действие, стремящееся к достижению предела.

В глаголах совершенного вида достигаемый предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается. Это такой вид целостности действия, когда длившееся и стремившееся к пределу действие заканчивается его достижением. Предел в большинстве случаев достигается как определенная цель сохранившимся после её достижения результатом действия. Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам совершенного вида.

Глаголы русского языка в своём большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Видовая пара - это пара лексически тождественных глаголов совершенного и несовершенного вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать - сделать. Объединение глаголов в видовые пары - системная категориальная черта вида.

Не все глаголы имеют видовую пару. С проблемой одновидовых глаголов - - совершенного и несовершенного вида - тесно связаны «способы действия».

Таким образом, способы действия тесно переплетены с видовой проблематикой.

Вид и способ действия различаются в плане выражения, но близки в плане содержания. По своему смысловому содержанию вид и способ действия тесно соприкасаются друг с другом. И вид и способ действия отражают какие-то различия в типах протекания глагольного действия или типах представления этого протекания говорящим.

Современное учение о способах глагольного действия выделяет в этой области предельность и непредельность, которые, как было отмечено выше, характеризуют вид.

Соотносительность или несоотносительность по виду определяется семантическим фактором - влиянием способа глагольного действия на вид. Если значение способа действия сочетается со значением обоих видов, то глагол соотносительный, то есть имеет форму обоих видов или образует видовую пару с глаголом противоположного вида. И если значение способа действия не сочетается со значением какого-либо вида, то глагол является несоотносительным, то есть имеет форму одного вида и не образует видовую пару с глаголом противоположного вида.

Любое действие, процесс, отношение или состояние одушевленного или неодушевленного предмета в русском языке выражается через глагол. В свою очередь, эта часть речи представлена различными формами. В этой статье подробно описано, на какие вопросы отвечает глагол, указаны его особенности и примеры.

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления .

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается) ;
  • Инфинитивом (искать) ;
  • Причастиями (написанный, сверкающий) ;
  • Деепричастиями (нарисовав) .

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Тест

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили, что такое глагол в русском языке и на какие вопросы он отвечает.