Стройка и ремонт - Информационный портал

«крестьянская царица» сююмбике. Кем была знаменитая царица Сююмбике

В феврале мы были в командировке в Рязанской области. Ночь застала нас на трассе у города Касимова, похожего на богатое село с большим количеством деревянных одно- и двухэтажных домов.

Татарская улица в Рязанской губернии. Эти дома представляли собой шедевры деревянного зодчества. Особенно хороши были белые наличники на окнах, воздушно-ажурные, со сказочными узорами. Второй приятной неожиданностью было то, что эта улица называлась Татарской. Кругом чистота и порядок! Нам показалось, что мы попали в уникальные татарские деревни Балтасинского, Арского или Сабинского районов. Но чем ближе подъезжали к центру Касимова, тем больше преображался город. Старинные каменные жилые и исторические постройки, мечети и православные храмы...

Чувствовалось, что местные власти сумели максимально сохранить старые и исторические постройки. (В Казани бы так заботились об исторических памятниках, вздохнули мы.) Мы словно вернулись на несколько веков назад. В историю, тесно связанную с Казанью. И несмотря на усталость от дороги, поспешили в местный музей этнографии касимовских татар, расположенный в бывшей ханской мечети.

Историческая справка . После завоевания в 1552 году Казани Иваном Грозным последнюю правительницу Казанского ханства царицу Сююмбике сослали в город Касимов, где она скончалась через несколько лет.

Экскурс в века. Перед нами предстал великолепный вид на башню-минарет из отесанных белых камней, почти как в нашем Болгаре. Нас радушно встретила и с большим интересом рассказала о городе завмузеем этнографии Татьяна Пронина.

По ее словам, Касимов - один из древних российских городов. Основан в 1152 году князем суздальским Юрием Долгоруким как опорный пункт для защиты юго-восточных границ своего княжества. Свое название город получил по имени живущего здесь финно-угорского племени мещера - Городец-Мещерский. В конце 14-го века город был уничтожен монголо-татарами и восстановлен выше по течению реки Оки. Там, где он сейчас находится. В середине 15-го века великий князь московский Василий пожаловал город казанскому царевичу Касиму, сыну хана Улуг-Мухаммада. Так образовалось удельное Касимовское ханство. Оно находилось в прямой зависимости от великого князя и простиралось на 200 верст вокруг Городца-Мещерского.

После смерти Касима его сын Данияр назвал город в честь своего отца - Городом Касима (впоследствии просто Касимов). Касимовское ханство почти не отличалось от других татарских ханств. Во главе его находился хан (царь) или султан (царевич). Но им мог быть только мусульманин. Татарская знать (беки, мурзы) составляла окружение правителя. Хан имел войско, в основном из татар. Религией татарского населения Касимовского ханства был ислам. Глава мусульманского духовенства избирался из числа сеитов, считавшихся потомками пророка Мухаммада. В подчинении у сеита находился полк служилых татар. В городе уделом касимовских царей был Старый Посад и Татарская слобода. Последняя представляла собой деревянную крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом, дворами придворных, ремесленников, служивых мурз.

Параллельно здесь существовал и русский городок, управлявшийся воеводой. 229 лет просуществовало Касимовское ханство. За эти годы на его троне побывало 14 правителей. Некоторые из них оставили заметный след в истории Российского государства. Например, с именем Шах-Али-хана (1505 - 1567 гг.), происходившего из рода сарайского хана Тимур-Кутлуга, связано падение Казани. Он участвовал в походе Ивана Грозного на Казань. В то время жители Казани предложили политический компромисс. В качестве правителя, ставленника Москвы, они согласились принять касимовского хана Шах-Али. Но с условием, что тот женится на их царице Сююмбике. Но это не входило в планы самой царицы, стремившейся сохранить казанский престол для своего маленького сына Утямыш-Гирея.

История непокорной царицы . Экскурсовод напомнила нам историю царицы. В 1535 году Сююмбике, дочь ногайского мурзы Юсуфа, стала в Казани женой младшего брата Шах-Али Джан-Али, который по соглашению с горожанами правил в их городе.

Вообще-то казанскую царицу звали Сююн, а Сююмбике - «любимой госпожой» - ее прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть во все тяготы жизни. И по возможности ослабить их, - рассказывала Татьяна Алексеевна. - Сююн выросла в ногайской степи на просторе и воле. Но в те годы у казанских ханов появилась мода искать жен в степях у знатных мурз и беков. Так она попала в Казань и стала женой местного хана. Однако вскоре вельможи убили ее мужа Джан-Али ночью в его спальне. А казанский престол занял крымский хан Сафа-Гирей.

Как предполагают историки, все это произошло не без ведома и участия царицы. Ведь затем она стала любимой супругой Сафа-Гирея и родила ему долгожданного наследника. А после смерти хана оказалась полновластной правительницей Казани. Однако правила Сююмбике недолго, всего два года. При своем трехлетнем сыне Утямыше была регентшей. Успела провести некоторые реформы, например освободила крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов.

По преданию, Сююмбике пыталась избавиться от нежеланного жениха Шах-Али. Во время приготовления к свадебным торжествам она согласно обычаю отправила жениху подарки: приготовленное самой кушанье и расшитую шелками одежду. Но Шах-Али был осторожен. Угощение царицы сначала предложил собаке, а роскошную одежду велел надеть на приговоренного к смерти раба. Собака и раб тут же погибли в страшных мучениях на глазах господина: и еда, и одежда оказались пропитанными сильнодействующим ядом. После этого по требованию Москвы казанцы против ее воли выдали строптивую царицу русским воеводам. «И хотела царица убить себя, но не смогла, ибо крепко берег ее блюститель».

После того как Иван Грозный в 1552 году взял Казань, решилась и судьба Сююмбике (ни с какой башни она не прыгала!). В это время она жила при царском дворце в Москве. Упорно отказывалась принять христианство и надеялась на помощь своего отца Юсуфа, который вел с царем переговоры, прося вернуть ему дочь. Однако Иван Грозный приказал Шах-Али взять в жены непокорную царицу. Тот и увез ее в город Касимов, хотя «не любил ее, несмотря на ее красоту, и жила она у него запертая, в отдельной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать…» Ее малолетнего сына царь оставил при дворе, дав ему имя Александр. Велел обучить русскому языку и русским обычаям. Но в 17 лет росший сиротой царевич умер.

Тайна могильной плиты.

Посмотрите в окно, - попросила Татьяна Алексеевна, указав на гробницу Шах-Али, которая располагалась к юго-западу от мечети, где мы находились.

Вдали среди деревьев, запорошенное снегом, виднелось небольшое по нынешним временам строение-гробница (текие). Гробница представляла собой каменное строение в форме небольшого прямоугольника. Над дверью, которая ведет в усыпальницу, вмазана каменная доска с надписью на арабском языке. Исследователь Вельяминов-Зернов, изучавший в 19-м веке надписи на остатках надгробий мавзолея, установил, что в нем захоронены сам Шах-Али, его любимая жена Булак-Шад и шесть родственников. Девятая же могильная плита оказалась безымянной… Может, она случайно попала в мавзолей?

Экскурсовод несколько минут молчала. А потом загадочно продолжила в напряженной тишине:

Существует предание, будто хан, похоронив не выдержавшую домашнего заточения Сююмбике, не велел писать на надгробии ее имени, чтобы оно окончательно стерлось из памяти потомков...

Кстати . Насчет того, где и когда умерла Сююмбике, существуют разные версии. Профессор Урманчеев систематизировал их и пришел к выводу, что наиболее вероятной датой смерти царицы был 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. И возможно, она действительно захоронена в мавзолее Шах-Али в Касимове под безымянным камнем.

С волнением слушавшие рассказ нашего гида, мы переглянулись. Значит, это место захоронения нашей легендарной царицы? И хотя на той плите нет ее имени, казанцы и жители республики помнят и будут помнить свою Сююмбике. Вот что главное!..

Древний город Касимов мы покидали с грустью и надеждой побывать здесь еще раз. В снежной мгле скрылось место последнего пристанища легендарной казанской царицы.

Впереди нас ждала нелегкая дорога домой и к башне нашей непокорной Сююмбике.

Только факты . Население Касимова - 33494 человека. Около тысячи из них татары. Язык касимовских татар на слух отличается от говора казанских - он испытал определенное влияние западного (мишарского) диалекта. В Касимове несколько предприятий: Приокский завод цветных металлов, который в год перерабатывает до 30 т золота и 117 т серебра, швейная фабрика, лесокомбинат, кирпичный завод, завод холодильников, механический завод. В городе развит туризм, в основном за счет автобусных маршрутов из Москвы, до которой 262 км. В городе есть что посмотреть - соборы, церкви, мечети, музеи и новый музей «Русский самовар», где собрано более 400 редких экспонатов.

Раис Миннуллин

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email.

Башня Сююмбике расположена на территории комплекса Казанского Кремля и является одной из главных достопримечательностей Казани. Ее популярность объясняется интересной историей и легендами, а также и тем, что она является падающей. Интересные факты про историю создания башни Сююмбике в Казани.

Башня Сююмбике (Казань): история создания

Историки до настоящего времени спорят о времени ее возведения и речь идет не о точной дате, а об исторической эпохе. По одной из версий была построена в период расцвета Казанского ханства, к XII — XV векам, когда она была дозорной и называлась Казанским минаретом.

Если следовать этой версии, то она является единственным сохранившимся памятником татарской архитектуры тех времен в Казани.

Также есть мнение, что ее построили после взятия Казани Иваном Грозным, отдавшим приказ возвести сооружение за семь дней. Именно из-за спешки фундамент был выполнен неглубокий, чем объясняется и продолжающийся наклон.
Результаты последних раскопок показывают, что строительство проводилось в XVII веке. В тоже время некоторые факты свидетельствуют о ее возведении в XI – XV веках. Поэтому часть ученых выдвинула предположение, что на этом месте первоначально была построена деревянная башня, а позже ее перестроили в каменную. В том месте, где старый фундамент отсутствует, происходит наклон строения.

Большинство историков все же придерживается мнения, что башня Сююмбике была построена в XVII веке.

Башня Сююмбике: архитектура

Высота сооружения составляет 58 метров, а наклон — почти два метра. И хотя она наклонилась меньше, чем знаменитая Пизанская башня, по высоте она больше ее на два метра. В отличие от нее фундамент Сююмбике не укреплялся до тех пор, пока отклонение от вертикали не составило 1,5 метра.

Башня Сююмбике (Казань) имеет семь ярусов:

  • Первый является самым широким, это проездной ярус с аркой посередине.
  • Второй ярус имеет, как и первый, четырехугольную форму, но меньше по высоте и ширине.
  • Третий ярус построен аналогично второму, но имеет небольшие окна.
  • Четвертый и пятый ярусы – восьмиугольные.
  • Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой.

На вершине сооружения установлен шпиль зеленого цвета с полумесяцем.

Башня Сююмбике: легенда

Имя Сююмбике составное — Сююм по старотатарски означает любимая, а бике — владычица. Имя Сююмбике переводится «любимая царица» казанского народа в 16 веке. Действительно, Сююмбике была красавицей и благородной образованной женщиной, вдовой хана, погубленного в борьбе за престол.

Существует несколько легенд о названии:
Самая популярная легенда «башня Сююмбике» гласит о том, что царь Иван Грозный после взятия Казани хотел, чтобы царица Сююмбике вышла за него замуж. В случае ее отказа, царь мог наказать весь татарский народ. Чтобы спасти свой народ от бед, царица приняла предложение Ивана Грозного, но выдвинула условие, что за семь дней будет построена семиярусная башня. Когда ее желание было выполнено, она поднялась наверх и бросилась на землю. С тех пор башню называют ее именем.

Сююмбике (родилась около 1516 г.) была правительницей Казанского ханства в 1549-51 гг. при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Дочь хана Юсуфа. Жена казанских ханов Джан-Али (1533-35 гг.), Сафа-Гирея и Шах-Али (с 1553 г.). В 1551 г. Отправлена вместе с сыном в Москву.

Существует несколько версий в написании имени легендарной ханым: Сююмбике, Сююмбика, Сююмбеки, Сююнбека. Будем приерживаться имени, под которым она значится в Татарском энциклопедическом словаре - Сююмбике.

На самом деле, казанскую царицу звали Сююн, а «Сююмбике» - «любимой госпожой» - её прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и, по возможности, ослабить их. Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода - искать жён в ногайских юртах.

Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена родственниками: знатные вельможи заключали между собой династические браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи. Жизнь в каменных ханских палатах казалась им скучной, к тому же она была полна придворных интриг. Не все справлялись с такими психологическими нагрузками. Но Сююн с детства росла смышленым ребёнком, со своенравным «мужским» характером.

Ханы на казанском престоле долго не задерживались, своей смертью практически никто не умирал: каждый из них, рано или поздно, становился жертвой политических интриг. Во второй трети XVI века и позднее за власть в Казанском ханстве боролись две группировки - московская и крымская.

В 1549 г. Умер хан Сафа-Гирей. У него было три сына: старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трёхлетний Утямыш с матерью Сююн - в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком (Кощаком) поставили на Утямыша.

О Кучаке, кстати, сохранились весьма противоречивые сведения. «Муж зело величав и свиреп», по данным русской летописи, состоял якобы в «… любви блудной со царицею…». Исследователи предположение о том, что крымский улан был фаворитом Сююн, отметают вчистую. Это всё-таки не парижский двор, а казанский, где царили совсем иные нравы. К тому же известно, что царица безумно любила своего мужа Сафу-Гирея и после его смерти не переставала печалиться о нём

Но помочь Кучака она приняла. Так трёхлетний Утямыш стал ханом, а Сююн - регентшей при нём. Политика продолжалась такая же, как и при Сафе, - ориентация на Крым с опорой на иноземное войско. Однако регентша успела провести некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за что народ её и прозвал «Сююмбике», а историки «крестьянской царицей».

Правила Сююмбике недолго. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним сыном, отправив в «почётный плен» в Москву. Народная молва интерпретировала эти события по-своему. До сих пор живёт легенда о том, как после взятия Казани русскими войсками, чтобы не сдаваться завоевателям, она якобы бросилась с башни, которая сегодня носит её имя. На самом деле её увезли в Москву ещё в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства, а башня появилась много позднее. 5 сентября царица Сююмбике была насильственно отдана в жёны касимовскому хану Шах-Али, ярому стороннику Москвы. Но легенда все равно живёт.

Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице разрешили побывать на могиле второго мужа - Сафы-Гирея и попрощаться с народом. Какие слова говорила Сююн над надгробным камнем и какую речь держала перед казанцами, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором представлены и «Плач Сююмбике», и её «Прощальное слово». Слушать их без внутреннего содрогания невозможно - с таким эмоциональным надрывом они звучат…

Как протекала жизнь пленницы в «почётной ссылке»? Понятно, что она не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Сююн молила лишь об одном - отпустить её к отцу в ногайские степи, но получила отказ. Как ни сопротивлялась и ни отбивалась, её всё же сосватали за старого и безобразного касимовского хана Шаха-Али, который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле. Сын царицы Утямыш был крещён и получил новое имя - Александр Сафакириевич, прожил он всего 20 лет.

Годы её жизни: около 1516 - после 1554 гг. Когда и где умерла Сююмбике? На этот счёт существуют разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришёл к выводу, что наиболее вероятная дата её смерти - 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али, обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена «крестьянская царица».

По данным краеведа Мидхата Ижбулатова, царица Сююмбике умерла в городе Касимове в возрасте 37 лет, в 1557 году. Он попытался найти сведения и о судьбе её сына - Утямыш - Гирея. В 1553 году, 8 января, состоялось насильственное крещение пятилетнего мальчика. Он получил воспитание при дворе Ивана Грозного. Звали его Александр - такое имя знатный пленник из Казани получил при крещении. Умер Александр Гиреевич Юсупов в 1556 году, в возрасте 19 лет, при загадочных обстоятельствах. Похоронен в Архангельском собор Московского Кремля вместе с русскими царями. Ведь он имел титул Великого русского князя и занимал второе место в иерархии аристократов после русского царя, так как принадлежал к ханскому роду.

Одним из наиболее примечательных архитектурных памятников Кремля и Казани является легендарная башня Сююмбике, ставшая своеобразным символом города. С ней связаны легенды Казани о царице Сююмбике

Башня Сююмбике является одной из достопримечательностей Казани. Сююмбике - это своеобразный символ города, как Эйфелева башня в Париже или Статуя Свободы в Нью-Йорке. Башня имеет высоту 58 метров и состоит из семи ярусов. А на самой макушке некогда красовался золоченый шпиль с нанизанным на него шаром-яблоком.

Долго среди татар существовала легенда, что это яблоко сделано из чистого золота и хранит древние мусульманские документы. Для проверки этой теории в 1830 году руководствуясь распоряжением Министерства внутренних дел золоченый шар с башни Сююмбике был снят. Оказалось, что сделан он из обычной латуни. Вскрывали яблоко в присутствии избранных татар, но внутри легендарное яблоко оказалось пустым.

Сююмбике легенда — мифы древней Казани

История татарской царицы Сююмбике полна легенд и преданий. После смерти своего второго мужа хана Сафа-Гирея она стала единоличной правительницей Казанского ханства. Сююмбике считали мудрой правительницей, время построение башни получившей ее имя доподлинно неизвестно, по одним данным башня построена в начале 17 вера в качестве дозорной.

Другие легенды утверждают, что эта башня является мавзолеем, возведенным в честь мужа Сююмбике Сафа-Гирея. Хотя есть и такие, кто видит в башне Сююмбике минарет Муралеевой мечети.

Сююмбике башня — древний символ Казани

Есть и еще одна легенда, считающаяся самой поэтической легендой о ханше Сююмбике. Легенда гласит, что русский царь Иван Грозный увидел портрет премудрой Сююмбике и влюбился в прекрасную татарку. Иван Грозный решил взять ее в жены, увезти в Москву и сделать царицей Всея Руси. Но Сююмбике отказала царю.

Именно этим отказом, согласно легенде, и был вызван поход русского царя Ивана Грозного на Казань . Царь во что бы то ни стало, хотел завладеть красавицей. Сила его любви не позволяла отступиться. И вот после долгой осады город был взят русским войском. Гордая Сююмбике теперь должна была согласиться стать женой русского царя.

Легенда много раз упоминает о хитрости и уме Сююмбике, которые не раз помогали ей. Вот и сейчас, не желая предать свой народ, бывшая татарская правительница согласилась стать женой Ивана Грозного только при одном условии, если грозный царь выстроит всего за одну неделю башню такую же стройную и высокую как Сююмбике. Царь выполнил условие. Семь дней и ночей трудились мастера над созданием величественной башни и каждый день возводили по одному ярусу.

Наконец башня была построена, царица Сююмбике гордо поднялась на самый верх башни, взглянула на свои владения и бросилась вниз. Вот после этого башня и стала носить ее имя.

Сююмбике царица казанского ханства

О Сююмбике повествуют многие легенды Казани, но кое-что известно с достоверной определенностью. Сююмбике была дочерью мурзы Юсуфа, она дважды была замужем, от второго мужа Сафа-Гирея у нее был сын Утямыш-Гирей, которого как заложника, забрали в Москву и крестили при дворе царя Ивана Грозного, дав ему имя Александр. Но царевич не прожил долго, умер он в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.

Правда о Сююмбике

После изгнания из Казани Сафа-Гирея, который был лишен ханского престола, который занял Шах Али, бывший братом Джан Али, который являлся первым мужем Сююмбике.

Царица Сююмбике третий раз вышла замуж за Шаха Али, который увез ее в город Касимов, где она дожила до старости в тихой и мирной жизни. И судя по Писцовым книгам, все эти события происходили до взятия Иваном Грозным Казани, а значит красивая романтическая легенда о Иване Грозном и Сююмбике всего лишь красивая легенда.

Вот такие легенды о Сююмбике в Казани существуют!

Образ Сююмбике знаком каждому жителю современного Татарстана с детства. Маленькие девочки, будущие хранительницы домашнего очага хотят быть похожими на нее, а мальчики видят в ней идеал женской красоты, внутреннюю гармонию и непоколебимую преданность родному народу. С ее именем связано немало легенд, каждая из которых показывает характер последней царицы Казанского ханства с новой стороны, открывая иные границы ее преданности и любви.

Открывшаяся в Национальной художественной галерее «Хазинэ» выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения», приуроченная ко Дню Республики Татарстан из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и произведений живописи художников Татарстана, позволит открыть для себя легендарный образ Сююмбике в новом ракурсе, увидеть ее глазами художников, на миг перенестись в Казанское ханство 1535-51 годов, «воочию» увидеть, как Иван Грозный пленял столицу, какими сильными и стойкими были казанские защитники и как красивы и утончены были их супруги.

Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям она родилась около 1516 года. Сююмбике – дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея. В ханской Казани она жила в 1535 – 1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к Отечеству.

Образ царицы Сююмбике не только на картинках, он в душе нашего народа, - обратился к собравшимся на открытии выставки Разиль Валеев , председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. – Он везде почитаем. В любой татарской семье знают и почитают Сююмбике. Ее знают по всем миру, и каждый тюркский народ почитает ее как свою. Дух царицы, ее образ неисчерпаем. Она не просто умница и красавица, Сююмбике – символ татарского народа.

О том, что образ казанской царицы известен по всему миру, сказал и Турхан Дилмач, Генеральный консул Республики Турция в Казани. В своем обращении к гостям выставки он отметил, что бесчисленное множество стихотворных и рукотворных памятников посвящено последней царице Казанского ханства.

В народе из поколения в поколение передается легенда о последней казанской царице. Жила в Казани красавица - царица Сююмбике. Она была так хороша собой, что если выходила на балкон, то месяц старался спрятаться за тучи, а днем даже солнце тускнело перед ее красотой. Дошли вести о ее необычайной красоте до Ивана Грозного, и послал он гонцов с предложением руки и сердца. Но гордая царица его отвергла.

В гневе он собрал огромное войско и двинулся против Казани, желая покорить красавицу силой, и когда весь город был окружен русскими войсками, царица Сююмбике, видя бесполезность дальнейшего сопротивления, поставила Ивану Грозному условие: она выйдет замуж, если он сможет за семь дней построить самую высокую в городе башню.

Иван Грозный согласился, собрал всех строителей и под страхом смертной казни повелел им исполнить приказание. Прошел первый день - построили первый ярус, во второй - второй. К концу седьмого дня закончили все строительство. Начали свадебный пир. Сююмбике попросила позволения посмотреть на родной город с высоты башни. Царь не мог ей отказать в этом невинном желании. Поднялась она на верхнюю площадку, попрощалась со своим народом и бросилась вниз на острые камни. Так гласит легенда, которую расскажет вам любой житель Казани.

На самом деле судьба царицы гораздо трагичней, чем описывают легенды. Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, она была выдана замуж за казанского хана Джанали. Она успела прожить с ним всего 2 года, как во время переворота мужа убили, и Сююмбике стала пятой женой Сафа-Гирея, который был намного старше ее. Прожив с ним 14 лет, Сююмбике овдовела вновь.

Ханом провозгласили малолетнего сына Сююмбике - Утямыш-Гирея. Фактической же правительницей стала Сююмбике. Время ее правления - это тяжелые годы последних лет царства. В результате дворцового переворота царицу вместе с сыном выдали московскому царю. По свидетельству современников, царица наотрез отказалась принять христианскую религию, ее разлучили с сыном и отдали в жены Касимовскому хану Шах-Али. Сын ее был крещен под именем Александр и в возрасте 20 лет скончался.

Ильмира Гафиятуллина, Казань