Стройка и ремонт - Информационный портал

Сложное предложение придаточная часть примеры. Виды придаточных предложений

Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.

Присоединительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), то есть она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения – союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). В сложном предложении Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.) первая придаточная, присоединяемая союзом что , – изъяснительная, необходимость ее обусловлена семантической неполнотой сочетания состоит в том в главной части. Построение придаточной изъяснительной таково, что не вызывает необходимости в следовании за ней новой придаточной, и последняя имеет характер добавочного замечания по поводу основного высказывания (оценка его содержания). Это и есть присоединительная часть. Характер синтаксических отношений ее с предшествующей частью предложения напоминает отношения между частями ССП, о чем свидетельствует возможность замены союзного слова что сочетанием и это , что недопустимо в придаточной изъяснительной. Собственно присоединительным союзом является слово причем : Портниха дело проиграла, причем ей не только пришлось вернуть деньги за костюмы, но еще отвалить истице тысячу франков за моральный ущерб (Наб.). В других случаях функцию присоединительных выполняют подчинительные союзы и сочетания.

Присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как.

Наиболее часто употребляется в присоединительной функции союзное слово что (в разных формах): Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и не прекословили ему соседи... (П.); ...Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.).

В придаточных присоединительных предложениях часто употреб­ляется усилительно-сопоставительная частица и, подчеркивающая, что сообщение, заключенное в придаточной части, вызвано именно сообщением, заключенным в главной. Ср.: Один уголок занавески был слегка заворочен, что давало возможность заглянуть в спальню (Чехов) (следствия) и Один уголок занавески был слегка заворочен, что и давало возможность заглянуть в спальню (присоединительные).

Союзные слова почему, отчего, зачем обычно в сочетании с союзом и присоединяют придаточные с причинно-следственными и целевыми оттенками значений: Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (Ч.) (причинно-следственные); Брату нужно было сдавать вступительные экзамены в институт, зачем он и приехал в город (целевые); В лесу уже становилось темно, почему и пришлось возвратиться домой (целевые).

Наименее употребительны в придаточных присоединительных союзные слова где, куда, откуда, когда и союз как, вносящие соответствующие их лексическому значению оттенки: пространственный, временной, сравнительный. Причем присоединительная функция их выявляется только в сочетании со следующим за ними и (где и, когда и, как и ): Он возвратился домой ровно в пять часов, когда и должен был прийти; ...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Дост.); Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Леск.). Присоединительные придаточные, в силу особого характера присоединительных отношений, располагаются после главной или – реже – в середине. Допустимое в отдельных случаях вынесение их в начало предложения создает характер инверсии: Что часто случается бабьим летом, с утра затянутое небо днем стало веселеть, и мягкое солнце без теней осветило землю (Фед.).

Некоторые присоединительные придаточные в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.

Примечания:

1. Близки к СПП с придаточ­ными присоединительным предложения с относительными место­имениями где, куда, откуда, при которых есть специальная частица и : Две недели он пролежал в госпитале во Владимире, откуда и был снова отправлен на фронт. Однако отношение придаточной части не ко всей главной или ее части, а к от­дельному слову, в данном случае существительному, делает присоединительное зна­чение добавочным. Основным же значением здесь нужно считать, очевидно, атрибу­тивное.

Присоединительным оттенком сопровождаются и значения ряда конструкций с союзами ибо, только бы, лишь бы, даром что, так что . Для всех этих сложноподчиненных предложений характерно: 1) смысловая и формальная законченность главной части; 2) отсутствие соотносительных слов; 3) обязательная постпозиция придаточных (невозможность употребить их в препозиции). Однако ведущим во всех этих предложениях является не присоединительное значение, а то, которое выражено лексическим значением союза: причина, следствие, цель, уступка.

2. СПП с придаточными присоединительными близки по значению к ССП и БСС, у которых во второй части есть местоимение это : Я насиловал свое чув­ство, и за это природа отомстила мне (Станиславский) (ср.: ...за что при­рода и отомстила мне); Он выбирал одного, двух советчиков среди инженеров отдела это помогало ему слыть в глазах руководства сведущим человеком (Гранин) (ср.: ...что помогало ему слыть в глазах руководства сведущим человеком). Близость этих предложений и СПП с придаточными присоединитель­ными объясняется тем, что указательное местоимение это, так же как и относитель­ное местоимение что, указывает на содержание первой части сложного предложения. Отличие СПП с придаточными присоединительными от ССП и БСС с местоимением это во второй части заключается в специально присоединительном значении первых; в степени связи частей: в СПП она большая, в ССП – меньшая, в БСС вторая часть на­столько самостоятельна, что чаще употребляется как отдельное предложение: Пленный стал отставать. Это беспокоило конвоира (Лавренев).

Н.М. Рухленко, хорошо известный нашим читателям автор, предлагает сегодня очень интересный материал, который нельзя расценивать как бесспорный. Дело в том, что в существующей традиции нет четкой системы разграничения семантики присоединения, синтаксических присоединительных конструкций и стилистического приема парцелляции. Поэтому богатая коллекция примеров, собранная Н.М. Рухленко, – это повод для серьезного разговора с думающими старшеклассниками.

Н.М. РУХЛЕНКО,
С.Орлик,
Белгородская обл.

Присоединительные конструкции

11-й класс

Цели урока: раскрыть роль присоединительных конструкций в речи, выявить их экспрессивно-стилистические возможности, побудить учеников к активному и творческому использованию присоединительных конструкций в устной и письменной речи.

ХОД УРОКА

Учитель. В современном русском языке существуют такие понятия, как присоединение, присоединительная связь, присоединительные союзы, присоединительные конструкции. Сегодняшний урок как раз и будет посвящен присоединительным конструкциям. Присоединение – особый грамматико-стилистический прием, который связан с тенденцией к экономии речевых средств при большой информативной насыщенности. Присоединительные конструкции широко распространены в устной речи. Обычно они возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она высказана; как дополнительные сообщения, пояснения их приходится посредством присоединительной связи добавлять к основному высказыванию. Как писал Л.В. Щерба, «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания». Присоединения все шире проникают и в книжную речь – в язык художественной литературы, публицистические и научно-популярные статьи, газеты. Добавочный, уточняющий характер присоединений, их расположение после основного высказывания дает возможность актуализировать наиболее важное для автора положение. Можно также сказать, что присоединение – это один из видов синтаксической связи. Обратите внимание на доску. Прочитайте примеры. Укажите присоединительные конструкции.

В комнате грянул марш. Походный марш. Такой добрый, веселый. С такими форшлагами, трелями. Из-за той же неподвижной шторки. (К.Федин)

У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью. (А.Чехов)

Я поклялся не говорить ни слова – из любопытства. (Л.Толстой)

Было даже страшно, иногда. (М.Горький)

Задания

1. Какое место по отношению к основному высказыванию занимает присоединительная конструкция? (Присоединение всегда следует за основным высказыванием.)

2. Понаблюдайте за интонацией, с которой произносятся присоединительные конструкции. (После основного высказывания следует присоединительная пауза, отмечается понижение голоса. Назначение паузы – подготовить к восприятию присоединяемого элемента.)

3. Установите отличие присоединительной связи от сочинительной и подчинительной. (При сочинении сочетаются относительно равноправные, однородные в синтаксическом отношении элементы высказывания, при подчинении один из элементов зависит от другого, но в обоих случаях элементы высказывания «присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания» (Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 80). Присоединения же являются как бы добавочным суждением, уточнением, пояснением, развитием ранее высказанной мысли. Своеобразная интонация присоединения создает прерывистость речи, что также отличает данные конструкции от предложений с сочинением и подчинением, характеризующихся относительной плавностью.)

4. Каким бывает присоединение по средствам связи с основным предложением? (Бессоюзным и союзным.)

5. Что собой представляют присоединительные конструкции: слово, словосочетание, предложение? (Присоединение может быть словом, словосочетанием, предложением.)

6. К чему относятся присоединительные конструкции: к определенному слову или словосочетанию в основном высказывании или ко всему высказыванию? (Присоединение может относиться как к определенному слову, словосочетанию, так и ко всему высказыванию. При этом вместе с основным высказыванием присоединительные конструкции образуют синтаксическое целое, в котором вторая часть грамматически и по смыслу связана с первой, уточняя и поясняя ее. Отрываясь от основного высказывания, присоединительные конструкции получают особую смысловую нагрузку.)

Учитель. Как вы считаете, какие присоединительные конструкции – бессоюзные или союзные – более тесно связаны с основным высказыванием? Почему?

Ученик. Бессоюзные присоединительные конструкции более тесно, чем союзные, связаны с основным предложением, так как без основного предложения присоединяемая часть непонятна и грамматически несамостоятельна. Основным средством связи при бессоюзном присоединении является особая присоединительная интонация и пауза.

Учитель. Обратимся к следующим примерам.

1. Ну, вот видите. И чемоданы, вещи ваши нашлись. Рубашки, костюмы, часы-будильник. (К.Симонов)

2. Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. (В.Бочарников)

3. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панфёров)

4. Энтузиазм австралийских фермеров столь велик, что верблюд в недалеком будущем может стать символом Австралии. Вместо кенгуру . (Из газет)

5. Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. (К.Паустовский)

6. Услышав это, я так и ахнул. Про себя, конечно. (Э.Кренкель)

7. И вдруг ей захотелось говорить. Про жизнь свою. Про тайные желанья. (В.Торопыгин)

8. Давайте не будем уродовать наш великий, могучий и свободный русский язык. Ни устно, ни письменно. (Из газет)

9. Потом из камышей выплыла утка. Нарядная, разноцветная и большая. Очень большая. (А.Яшин)

Учитель. Что вы можете сказать о структуре бессоюзных присоединительных конструкций?

Ученик. Структурно бессоюзная присоединительная конструкция представляет собой вынесенный за пределы основного высказывания какой-либо член – главный или второстепенный.

Учитель. В данных примерах определите, каким членом предложения является присоединительная конструкция.

Ученик. 1-й пример – подлежащее, 2-й пример – сказуемое, 3-й и 9-й примеры – определения, 4-й и 7-й примеры – дополнения, 5-й, 6-й и 8-й примеры – обстоятельства.

Учитель. Наряду с бессоюзными в языке существуют союзные присоединительные конструкции. Что представляют собой в структурном плане бессоюзные присоединительные конструкции, вы уже установили. А теперь мы проанализируем следующие примеры и скажем, какими могут быть в структурном отношении союзные присоединительные конструкции.

1. Высунул я сверху голову и вижу, что подымаются ко мне наверх трое белых. А пропадать страсть как было неохота. (А.Гайдар)

2. Уряднику за всем не углядеть, да урядник и не понимает того, что я понимаю. (А.Чехов)

3. Ну, и еще такая деталь: считаю тебя товарищем. Которого рад видеть и по поводу, и без повода. (Н.Почивалин)

4. У радиста был хороший вкус. И хорошая рука. (Б.Горбатов)

5. Вы не знаете, как я стремилась сюда. И боялась. (В.Панова)

6. Жизнь своя, особенная была и у нас, хоть какая-нибудь, да все же была, и не одна отрицательная, а внутренняя. (Ф.Достоевский)

7. Так думалось Нежданову, и он сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах. (И.Тургенев)

8. Писали в газетах о нас... И очень резко, знаете. (М.Горький)

Ученик. В отличие от бессоюзных присоединительных конструкций, представляющих собой какой-либо главный или второстепенный член предложения, союзные присоединительные конструкции могут быть как тем или иным членом предложения, так и предложением – простым или сложным. В примерах 1–3 присоединение представляет предложение (1 – простое предложение, 2 – сложное предложение, 3 – придаточная часть сложного предложения), в примерах 4–8 – отдельный – главный или второстепенный – член предложения (4 – подлежащее, 5 – сказуемое, 6 – определение, 7 – дополнение, 8 – обстоятельство).

Учитель. Какое присоединение находится в большей зависимости от основного высказывания: присоединение, представляющее собой какой-нибудь член предложения, или присоединение, являющееся предложением?

Ученик. В большей зависимости от основного высказывания находится присоединение, представляющее собой какой-либо член предложения, в меньшей – предложение.

Учитель. Дадим лингвистический комментарий к следующим примерам. Установите, какое значение придает высказыванию тот или иной союз.

В школе снижают балл за безграмотность в письменной работе по физике совершенно так же, как за безграмотность в сочинении по литературе. И справедливо, иначе школьник не выучится грамоте. (К.Федин) Большую наблюдательность, цепкую память надо иметь, чтобы дать точный портрет зверя или птицы, и не просто портрет, а живую картину, с повадками и образом жизни четвероногих и крылатых героев. (В.Песков)

и развивают мысль основного высказывания, дополняя, уточняя ее. Повторяющееся в присоединительной конструкции слово основного сообщения подчеркивает присоединительный характер сообщения, выделяет главную мысль предложения.

И они оба очень удивились бы, ежели бы кто-нибудь сказал им, что они друзья. А они были друзья, сами того не зная. (Л.Толстой) Сообщалось в письме, что у Кирилла Макурина корова пошла за восемь, а изба описана за двенадцать целковых. А у Батюшкина старуху увели в уездный земский суд за неосторожное слово. А у Маточкиных дочь Феонию, заголя тело, несмотря что невеста, постегали маленько крыжовником за причиненные обиды стражнику Ломоносову. (Л.Леонов) Базаров провел носком сапога черту по земле. – Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? (И.Тургенев) Вот в это самое время жил-был губернатор, который многому не верил, во что другие, по простоте, верили. А главное – не понимал, для какой причины губернаторская должность учреждена. (М.Салтыков-Щедрин)

Союз а , употребленный в присоединительной функции, имеет разговорный характер. Присоединительная конструкция с союзом а содержит сообщение, которое продолжает, развивает мысль предшествующего предложения. Цепочечные присоединения с союзом а придают повествованию ритмичность, выразительность. При помощи слов кстати, главное и др., указывающих на характер уточнения высказанной ранее мысли (ограничение, распространение, мотивировка), усиливается присоединительное значение союза а .

Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (М.Тургенев) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить. их. (А.Чехов)

Союзы да, да и имеют разговорный оттенок.

Когда сойдутся немцы или англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях. Но главное – о женщинах. (А.Чехов)

Союз но сохраняет свое основное противительное значение.

– Я вот, когда одна и тихо... все плакать хочу... Или петь . (М.Горький) И тут правомерно сопоставить Шаляпина с такими художниками, как великий пианист Ферручо Бузони, который привносил свои представления в трактовку Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена. Или со скрипачом Эженом Изаи. Или с пианистом Леопольдом Годовским. (И.Андроников)

Союзом или присоединяются сообщения с оттенком выбора, уточнения.

Силы красных оказались разбросанными, что было недопустимо в такую топь и бездорожье. (А.Н. Толстой)

При помощи союзного слова что присоединяются сообщения со значением вывода, заключения, дополнительного замечания.

Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица. Чтобы брови были черные и очи большие, как маслины. (М.Горький)

Присоединительные конструкции с союзом чтобы содержат добавочные сообщения пояснительно-целевого значения.

Неизбежно отшумят и забудутся дискуссии о старомодности театра и примате современных искусств кино и телевидения, а театр останется театром. Потому что никогда не пропадет в человеке потребность непосредственного восприятия творческого процесса. (Из газет)

Союзом потому что присоединяются сообщения причинно-пояснительного характера.

– Как там ни философствуй, а одиночество – страшная штука, голубчик мой... Хотя, в сущности, конечно, решительно все равно! (А.Чехов)

Уступительный союз хотя (хоть) также может вводить присоединительную конструкцию.

– И ты нравишься мне. Ибо ты в меру умен и в меру глуп; в меру – добр и в меру – зол; в меру честен и подл. (М.Горький)

Союз ибо в присоединительном значении придает повествованию возвышенный, приподнятый тон. Присоединительные конструкции с союзом ибо содержат обоснование предшествующего высказывания.

Учитель. Прочитайте следующую группу предложений. Охарактеризуйте синтаксические скрепы присоединительных конструкций.

1. Опустеет город. Точно его колпаком накроют. (А.Чехов)

2. Ходит-то, сукин сын! Будто всей земле хозяин! Будто по своему куреню идет! (М.Шолохов)

3. Я говорю ясно. Как на присяге. (К.Федин)

4. Вот вы, например, едете на волго-донское строительство. Очевидно, вы будете писать о нем? – Да. Если решусь. (К.Паустовский)

5. В Киеве он прожил целых двенадцать лет. Оттого он так хорошо говорит по-русски. (И.Тургенев)

6. Что мне говорить. Я его знаю. Притом у меня сегодня голова болит. (И.Тургенев)

7. Присмотритесь, выберите себе дело по вкусу, и я обещаю учесть ваши склонности. Кстати, этих склонностей пока мы не знаем. (С.Антонов)

Ученик. В присоединительной функции могут выступать, как видно из примеров, сравнительные союзы (точно, будто, как), условные союзы (если), наречия (оттого, притом), вводные слова (кстати).

Учитель. Каковы же стилистические возможности присоединительных конструкций? Разобраться в этом нам помогут следующие примеры.

1. Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (Ю.Яковлев)

2. Я увидел маму. У колодца, с запотевшими ведрами. В соломенных лучах солнца. (Ю.Яковлев)

3. Люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры, исполнителей разных, единодушны в оценке Шаляпина. Доступно. Смело. Глубоко. Сложно. Разнообразно. (Из газет)

4. Сейчас в школах, техникумах стало модно ходить в туристские походы. Пешком. На лыжах. Велосипедах. В лодках. В каникулы и на воскресенье. С ночевкой и без. (Из газет)

5. Я взял в руки тяжелое холодное ведро, медленно поднес его к губам и вдруг увидел себя мальчишкой. Нескладным, неосторожным, со ссадиной на лбу, с облупившимся носом. (Ю.Яковлев)

6. У Нагульного жил, как-то неудобно там... Что зашить – это я сам, и стирал как-то тоже сам. А так вообще я еще с приезда не мылся, это факт. И фуфайка тоже... Мыла тут нет в ларьке... А квартира ничего, детей нет, можно без помехи читать и вообще. (М.Шолохов)

7. Нет, не вижу, тут, кроме доктора да лекарств, еще что-то надо. Может, еще посильнее, чем доктора. Слово какое-то, чтоб ухватился он за него. Как слепой за палку. (Н.Почивалин)

8. Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью – и давит его эта пахучая сырость и гниль... (И.Тургенев)

9. Купаюсь в речке, бегаю на лыжах, люблю цветы. И пчел. И звезды в небе. (В.Солоухин)

10. Я слышал и думал, что все это неправда. И вовсе не наш. И еще нет осени. И нету здесь никаких долин, а есть только овражки да березовые и дубовые колки. (В.Лукашевич)

11. Он музыкален. Он «танцует» то, что играет. Танцует руками. Головой. Губами. Всем телом. (Е.Дорош)

13. – Я желаю! – сказал он, сильно дергая губами. – Как изменника! Своей рукой! Этого подлеца! (М.Бубеннов)

14. А рядом высится пустующий замок Каспара, который давно обещали отдать пионерам, да вот никак не могут расколдовать его. – А вы бы Хоттабыча пригласили, – посоветовал я. Оказывается, приглашали. Прилетал из Москвы. На Ил-18. Прямым рейсом. (Из газет)

15. В два дня переломилось лето. А какое оно было золотое!.. Сразу похолодало. Повеяло в окна студеным севером... А сад уже прощальный, осенний. Дожди, туманы, пасмур. А цветы цветут. Уже приятны горячие батареи, затопленный камин, тепло и сухость в доме. А за окном клочья тумана. Медно-красные листья винограда, потемневшие от влаги сосны. Осень... Потемнели от дождя милые мои сосны, все стоят так же они в круговой охране, но вместе с летом отлетает и спокойствие. Тревоги, тревоги, печали. И боль в сердце... Снова на пороге болезнь с невозможностью двигаться, действовать. А как много могла бы я и как я хочу много сделать... Нет цветов. Только табак держится, не сдаваясь. Да крупные желтые ромашки не признают заморозков. Но день золот, тих, полон паутинок и чуть слышного журчания осенней опали. (Г.Николаева)

Ученик. Присоединительные конструкции позволяют дать предельно емкую, сжатую характеристику предмета, явления, конкретизировать и оценить предшествующее высказывание, внести те или иные детали, подробности в описание обстановки (примеры 1–4). Присоединения – эффективное средство выделения детали портрета, характера (пример 5). Это удобная форма выражения тончайших оттенков переживаний, размышлений, воспоминаний, с помощью присоединений можно описать физическое и психологическое состояние человека (пример 15). Цепочки присоединительных конструкций (примеры 6–13) придают повествованию то напряженность, то ритмичность, то плавность, то отрывистость. Особенно выразительны короткие бессоюзные присоединительные конструкции. Иногда присоединительные конструкции противоречат основному высказыванию или создают неожиданный переход от одной тональности к другой, этим самым подчеркивается комизм ситуации, положения и т.д. (пример 14).

Учитель. Хорошо, ребята. Мы увидели, что присоединения несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку. А сейчас придумайте несколько примеров, включающих присоединительные конструкции. Постарайтесь этими примерами убедить нас в том, что присоединительные конструкции играют в речи большую роль (ученики выполняют задание).

Учитель. Попробуем самостоятельно проанализировать следующие примеры. Алгоритм ответа составьте на основе изученных на уроке теоретических сведений.

1. Говорили, что Ильину везет. И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно. (В.Каверин)

2. А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин. (Е.Ильина)

3. Я у них одиннадцать лет живу. Как своя. (А.Чехов)

4. Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором. (А.Куприн)

5. Я бы хотела, чтоб осталось хоть крылышко. Для меня. (Г.Николаева)

6. В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (А.Чаковский)

7. Что тут прикажешь делать скульптору, да еще плохому. (И.Тургенев)

8. Ждали малоснежную зиму. И не угадали. (А.Чаковский)

9. Не зря ли приехали-то? Да еще с узлами, с чемоданами. (А.Коптяева)

10. Все были в большом смущении, особенно моя мать. (А.Герцен)

Затем учитель подводит итог урока, выставляет оценки. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение на свободную тему, включающее присоединительные конструкции.

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по четырем основным признакам:

грамматическое значение;

вопрос, на который отвечает придаточное предложение;

к чему оно относится;

средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на вопросы косвенных падежей; относятся к одному слову в главном предложении - глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал, спросил, подумал, вспомнил, удивился и др.), к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к прилагательным (рад, счастлив, горд и др.), к наречиям (известно, ясно, видно и др.), к словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад тому и др.); присоединяются союзами что, чтобы, будто, как и др., а также союзными словами что, чтобы, почему, когда, где, куда, что за, зачем и др. При этом в главном предложении часто встречается указательное слово то в разных падежных формах. Например: Я верю в то, что человек есть творец своего счастья (А. Чехов). Читатель, расскажу ль тебе, куда красавица [Людмила] девалась? (А. Пушкин); За спором не заметили, как село солнце красное (Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию. Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др. В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Пример: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой). Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы где? куда? откуда?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Пример: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Пример: Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении "если"), как (в значении "если") и др.

Пример: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленной в значении условного: Не будь на то господней воли, не отдали б Москвы (М. Лермонтов) (ср.: Если бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Пример: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Пример: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Пример: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты. Сравните: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения); Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды (К. Паустовский) (сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть грамматическая основа.

От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения. Например: Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей (И. Тургенев). В выделенном предложении есть грамматическая основа, но нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Примеры: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и простое предложение с обособленным обстоятельством уступки. Сравните: Несмотря на то, что вечер удался, удовлетворения я не испытывал (сложноподчиненное предложение с придаточным уступки). Несмотря на удавшийся вечер, удовлетворения я не испытывал (простое предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы что из этого следует?; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Пример: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

Придаточные присоединительные

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром (А. Чехов). Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно (А. Пушкин). Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (К. Паустовский).

В.В. Виноградова выделяется особое значение некоторых союзов - присоединительное. Существенная особенность присоединительных конструкций вскрыта Л.В. Щербой: при присоединении «второй» элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания, в отличие от сочинения, при котором «оба члена присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания».

Присоединительные конструкции обычно упоминаются в связи с характеристикой союзов. Бессоюзное же присоединение внутри предложения не нашло достаточного отражения в лингвистической литературе; однако бессоюзное присоединение, так же как и союзное, после длительной паузы (после точки) широко представлено в литературе и определяется как парцелляция (расчленение). - коммуникативно самостоятельные единицы, присоединяемые к базовому предложению. Являются средством смыслового членения предложения.

Сущность присоединения

Как особая разновидность синтаксической связи - отличается и от сочинения и от подчинения. При сочинении элементы высказывания выступают как равноправные в синтаксическом отношении единицы, при подчинении - как зависимые. Но и в том и в другом случае они, как пишет В.В. Виноградов, «умещаются в одну смысловую плоскость». Присоединение как бы накладывается на сочинение и подчинение, являясь связью вторичной. Сущность присоединения заключается в том, что последующие элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. «Присоединительными, или сдвинутыми, называются такие конструкции, в которых фразы часто не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения».

Характерная особенность присоединительных конструкций - интонационный и синтаксический разрыв между ними и основным высказыванием. Поэтому они выделяются логически.

Присоединительные конструкции, несмотря на многообразие структурно-грамматических типов и отсутствие определенных лексико-грамматических средств выражения (за исключением специальных союзов и союзных сочетаний: да и, притом, причем, а потому и некоторых других), объединяются единством функционального употребления в речи (они передают мысль, возникшую после основного высказывания), прерывистым характером синтаксической связи, которая создается особой интонацией после длительной паузы.

Функция дополнительно возникшего высказывания определяет основные значения присоединительных конструкций: они имеют характер добавочных сообщений, уточняющих, поясняющих и развивающих основное высказывание. Все эти качества позволяют считать присоединительные конструкции особым синтаксическим явлением. Цель использования присоединения - придать речи особые смысловые и экспрессивно-стилистические оттенки, придать отдельным членам высказывания большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

На письме степень длительности паузы передается разными знаками препинания.

При союзном присоединении обычно употребляется запятая: Перед вами люди, имеющие в городе власть, и не малую (Н. И.). Иногда ставится тире: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть - и серьезные (Чак.).

При союзном присоединении возможно также многоточие в том случае, если необходимо передать некоторую незавершенность основного высказывания и, кроме того, паузу большой длительности: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня... И, должно быть, последняя (Н. Пог.).

Чаще, однако, ставится точка: Города, начинающиеся с вокзалов... Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Р. Рожд.); Такая тишина в деревне бывает перед рассветом. Или в степи еще (Шукш.).

При бессоюзном присоединении ставится точка. В письменной речи фактически только она и служит формальным показателем присоединения, обозначая паузу большой длительности: Действовать, действовать надо... Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь (Н.И.).

Запятая качественно изменила бы конструкцию, присоединение уступило бы место обособлению в составе предложения: Плакать потом, ночью, когда-нибудь .

Однако в некоторых случаях при бессоюзном присоединении возможны и запятая, и тире. Например: Было даже страшно, иногда (М. Г.); Я поклялся не говорить ни слова - из любопытства (Л. Т.); Вот мазурка началась, и мы расстались - до свидания (Л.); Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались - навсегда (Ч.).

Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

В структурно-грамматическом отношении присоединительные конструкции делятся на следующие типы: 1) конструкции с присоединительными союзами и союзными словами; 2) конструкции с сочинительными союзами в присоединительном значении; 3) конструкции с подчинительными союзами в присоединительном значении; 4) бессоюзные конструкции.

Смысловые связи присоединительных конструкций с основным высказыванием очень разнообразны: одни из них содержат важные сведения, другие имеют характер дополнительных деталей, третьи - усиливают или уточняют значение частей основного высказывания. По составу присоединительные конструкции могут быть отдельными словоформами - членами предложения, сочетаниями слов, а также целыми предложениями.

Союзные присоединительные конструкции

    Присоединительные союзы и союзные сочетания образуются обычно путем соединения сочинительных и подчинительных союзов, а также некоторых частиц и местоименных наречий с союзами и, а . Именно эти союзы и придают связи характер присоединения, а вторая часть связующего элемента - союзы, местоименные наречия, частицы - служит показателем смысловых отношений между основным высказыванием и присоединением (например, присоединительная конструкция может обозначать причину, обоснование того факта, о котором сообщается в основном высказывании).

    Присоединительные союзы и союзные сочетания могут иметь в своем составе сочинительные союзы: да и, но и, и то, а то, и не только...но и , подчинительные союзы: и как, как и, и чтобы ; наречия, частицы: и потому, а потому, и оттого, и притом, и затем, а поэтому, и вот, да еще и т.д.

    Например: а) Но для зрителей, еще не знакомых с трилогией «Хождение по мукам», образы Даши и Кати сделаются близкими именно благодаря фильму. И не только образы Даши и Кати, но и тех, кто связан с сестрами узами дружбы, родства, любви (газ.); У подножия горы стоял небольшой дощатый барак и рядом - маленькая, наскоро сколоченная хибарка. Но и только (Чак.);

    б) Я за все платила, решительно за все! И как дорого ! (Ч.);

    в) С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Г. Усп.); Не зря ли приехали-то?! Да еще с узлами, с чемоданами (Копт.).

    Наиболее употребительны в присоединительном значении сочинительные союзы и, да, но, или, а, тоже, ни...ни, то...то . Наряду с общим присоединительным значением эти союзы могут передавать отношения соединительные, противительные, разделительные, обусловленные значением соответствующих союзов. В структурно-грамматическом и функциональном отношении такие конструкции чрезвычайно разнообразны.

    Присоединяемое подлежащее: А теперь в нем появилась какая-то угловатость, резкость... И непреклонность (Чак.)

    Присоединяемое сказуемое: Ждали малоснежную зиму. И не угадали (Чак.); Он тобой здорово гордится. И любит, видать (Адам.); А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин (Н. И.); Был он опять в нарядном костюме, в шляпе и при галстуке. Но какой-то задумчивый (Шукш.).

    Присоединяемое дополнение: Можно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях. И о том, как он меня разыскивал... (Лап.); Выбросьте процесс. Или роман (Н. И.); И прошу тебя никому об этом не рассказывать. Ни маме, никому (Н. И.).

    Присоединяемое обстоятельство: Конечно, приятно вернуться в город, где каждая улица, каждый камень знакомы тебе с детства. Но не в роли директора (Тевек.); Весь день трусить своей дорогой и к ночи, печку запаля, заснуть в избе. А утром - трогай! Да не спеша (Сим.).

    Присоединяемое определение: Чей-то голос далекий возник. То глухой, то протяжный и низкий, то внезапно похожий на крик (Лис.).

    Присоединительное значение могут приобретать подчинительные союзы и союзные местоименно-наречные слова: если, потому что, ибо, что, который, как, как (бы ), когда и др.

Особенностью присоединительных конструкций с подчинительными союзами и союзными словами является то, что они приобретают характер присоединения лишь в результате отрыва от основного предложения, т.е. в результате парцелляции .

Парцеллированными могут оказаться придаточные части предложения, сравнительные и уточняющие обороты: Я соглашался, что безличье сложнее лица. Что небережливое многословье кажется доступным, потому что оно бессодержательно. Что, развращенные пустотою шаблонов, мы именно неслыханную содержательность, являющуюся к нам после долгой отвычки, принимаем за претензии формы (Паст.).

Формальным показателем присоединения является точка, обозначающая длительную паузу. Лишь некоторые из этих слов (например, что, почему, отчего ) способны получать присоединительное значение и внутри одного предложения. Остальные же (например, потому что, ибо, если и т.д.) в составе сложного предложения служат показателями только подчинительной связи. А отдельные слова, в частности причем, употребляются только в присоединительном значении, поэтому присоединение может оказаться и внутри основного предложения и вне его. Примеры: Потом разговаривает с консулом. Если его допустят до консула... (Н. И.); ...Среди прочих телеграмм будет и его. Причем самая необычная (Лап.); Тут мой возраст дает мне некоторые преимущества перед большинством читателей. Потому что я много ездил в те времена (Пауст.); Я у них уже одиннадцать лет живу. Как своя (Ч.).

Бессоюзные присоединительные конструкции

Бессоюзные присоединительные конструкции, употребляемые только после длительной паузы (чаще всего парцеллированные), по своим функциям делятся на четыре группы: 1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании; 2) присоединительные конструкции, уточняющие или поясняющие члены основного высказывания; 3) присоединительные конструкции, в составе которых повторяется член основного высказывания с дополнительной характеристикой; 4) присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание.

    Присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании , функционально разнообразны, ими могут быть любые члены предложения, как главные, так и второстепенные. Например: Сейчас же произведения классиков легкодоступны, есть практически в каждой семье, плюс многочисленные передачи по радио и телевидению, театральные постановки. Наконец, обязательная школьная программа по литературе (Гейч.); Я бы тогда пошел к вам в сотрудники. Мы бы. не теряли время на превращение березы в ольху. Озимой пшеницы в яровую. Овса в овсюг . Потому что знали бы, что возможно, а что - нет (Аст.); Он был точно таким, каким мы его оба себе представляли: демократичным, контактным, непринужденным. Умеющим слушать. Никуда не спешащим. Позволяющим спорить с собой (газ.)

    Конструкции с присоединяемым глагольным сказуемым воспринимаются как присоединенные части сложного предложения или предложений переходного типа. Например: Он любил литературу, много читал, сочинял стихи. Увлекался шахматами и спортом (газ.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. И.); - Ну, ладно, - сказал дед. - Пойду-ка посижу у себя. Оденусь (Н. И.); Вспомнил, что вчера истратил чуть ли не два доллара. Испугался (Н. И.); Журавлев оглядел присутствующих, хотел что-то сказать. Не сказал (Ток.); И этот жар от перегревшейся земли был знаком. Вспомнился (Кар.).

    Наиболее распространены бессоюзные конструкции, осложняющие основное высказывание отношениями пояснения и уточнения . Они конкретизируют значения как главных, так и второстепенных членов основного высказывания. Передаваемые ими смысловые оттенки очень разнообразны и зависят от смысловых отношений присоединительной конструкции с уточняемым или поясняемым словом. Например: А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу (Сол.); Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день (Ток.); Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около чернильницы (Н. И.); Потом расскажу. При встрече (Чак.); Всегда он таким был. С детства (Н. И.); Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами (Чак.); Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.); - Материя-то ничего, - небрежно заметила Лида, - но сшито отвратительно. Мешком (Н. И.); В Курцовске, куда тебя направляют, завод будет почище нашего. По последнему слову техники (Г. Ник.); Я затаился потому, что мне хотелось услышать их разговор. Именно поэтому (Чак.); Мамочке купил теплый платок. Пуховый (Н. И.); Я не рассказал о лондонцах. Об англичанах (Обр.); Надо думать о Володе. О сыне (Н. И.).

    При повторении в присоединительных конструкциях члена основного высказывания возможно распространение его с целью сообщения ему дополнительной характеристики или расширения содержания. Повторение слова усиливает значение члена основного предложения - подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства, определения. Например: Помните, Наташа, у вас голос. Хороший голос (газ.); Кто-то должен был ее утешить. Немедленно утешить (Н. И.); Таня быстро научится писать декорации. До удивления быстро (Н. И.); Он только сейчас сообразил, что Светлана еще не понимает его идеи. Его гениальной идеи! (Рек.).

  1. распространяющие основное высказывание , могут содержать лишь второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), отсутствующие в основном предложении: После десятилетки устроилась работать почтальоном, развозила почту. На велосипеде (Ток.); За столом, к которому подходил Лосев, сидел художник лет тридцати с небольшим... Сидела еще дама. Миловидная, очень аккуратно одетая, строгая (Кар.); Там, в Москве, отныне вас ждет дом и ваша собственная в нем комната. С балконом, который смотрит в тихий переулок (Кар.).

В конструкции происходит разрыв возможных синтаксических объединений, в результате чего оторванные элементы получают большую смысловую нагрузку, так как приобретают грамматическую самостоятельность, становясь отдельными высказываниями. Например: Я не знаю, ведет ли дневник девочка, похожая на Анну Франк, но если ведет, то эту встречу она обязательно запишет в него. На память. Не для себя, а для других (газ.). Возможное синтаксическое сочетание запишет на память... , члены которого связаны по способу подчинения, оказывается разорванным. Зависимая часть, превратившись в отдельную конструкцию, приобрела характер присоединения.

Присоединенные второстепенные члены выполняют функцию добавочного сообщения, т.е. приобретают дополнительную предикативность. Например: И она запела. Сначала тихо, потом громче (Фраерм.). Такое членение текста дает возможность сосредоточить внимание на самом действии - она запела . Значение глагола здесь усиливается, так как оторванные члены предложения как бы предполагают его повторение: И она запела. Запела сначала тихо, потом громче . (Ср.: И она запела сначала тихо, потом громче . Логически выделяются именно второстепенные члены, т.е. внимание сосредоточивается на качестве действия, а не на самом действии.)

Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание, могут выражать отношения определительные, опре-делительно-обстоятельственные, причинно-следственные, временные, пространственные, объектные и т.д.: Оно [пальто] висело в шкафчике. Моем (Дем.); С отцом приехал. По вербовке (Чак.); Для такого дела мы не годимся. Стары (Чак.); Он, Калитин, откроет им глаза. Заодно расскажет о себе, о мыслях своих, о борьбе. Сурово, без прикрас (Н. И.); Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором (Купр.); После всех этих радостей хорошо бы, конечно, лечь спать. Не на вагонную полку, а в нормальную человеческую постель с простынями (Н. И.).

Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

Присоединительные конструкции обладают большими художественно-выразительными возможностями: они способны передавать очень тонкие смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Так, например, присоединительные конструкции позволяют придать особую экспрессию высказыванию - стремительность, резкость. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную . Ставлю вопрос о теме. О революционной . Думаю над «Облаком в штанах» (М.).

В силу своей оторванности присоединительные конструкции получают большую смысловую нагрузку, чем члены одного высказывания: Понимаешь... Он был так ко мне внимателен. Давно . Я тебе боялась сказать. Такой чуткий. Большой. Седой. Как отец (Н. И.). Присоединительные конструкции дают возможность усилить, выделить и члены основного высказывания, сделать их более весомыми в смысловом отношении: Я тебе, Веткин, говорю: учись рубке. У нас на Кавказе все с детства учатся. На прутьях, на бараньих тушах, на воде... (Купр.). Ср.: У нас на Кавказе все с детства учатся . Во втором варианте логически выделяются только второстепенные члены предложения - на прутьях, на бараньих тушах, на воде , а не обозначаемое глаголом действие. Отрыв обстоятельств на прутьях, на бараньих тушах, на воде позволяет, кроме того, подчеркнуть неограниченность этого перечисляемого ряда, а также обобщенность значения глагола учатся . Те же обстоятельства, помещенные внутри основного предложения в составе глагольного словосочетания (учатся на прутьях, на бараньих тушах ), во-первых, конкретизируют и расчленяют действие, лишая его обобщенности, во-вторых, ограничивают, суживают перечислительный ряд.

Возможности присоединительных конструкций не ограничиваются только повышением экспрессивности или способностью логического выделения нужных по смыслу фактов. В ряде случаев присоединение может вносить в высказывание особый смысловой оттенок, новый по сравнению с тем, который заключался в предложении без присоединения. Например: - Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома. Не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе, - подумал Григорий Герасимович (Копт.). Ср. смысл предложения без паузы с переносом логического ударения на словосочетание не ради куска хлеба: Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе .

Присоединительные конструкции позволяют подчас повлиять на соотношение темы и ремы в сообщении, т.е. могут быть средством его актуального членения. В предложении Вспомнилось, как жил в палатке - не такой, настоящей (газ.) придаточная часть делится на тему как жил и рему в палатке (именно это является целью сообщения), присоединяемые члены не такой, настоящей в таком случае называют дополнительную деталь. В предложении без присоединения Вспомнилось, как жил в палатке не такой, а настоящей ремой становятся члены предложения не такой, а настоящей . Следовательно, логико-смысловые акценты предложения становятся иными.

Использование присоединительных конструкций (в частности, парцеллированных) связано с изменением ритма, с тенденцией к сжатости, экономности высказывания и вместе с тем к емкости и информационной или эмоциональной насыщенности. Членение современных текстов может быть довольно неожиданным, поскольку оно способно разорвать естественные грамматические связи слов. Расчлененность текста (деление логико-грамматических единиц посредством пауз на самостоятельные отрезки; разрыв возможных грамматических связей слов в пределах предложения) - широко распространенное явление в разных стилях современного русского языка, пришедшее, безусловно, из стиля разговорного. Синтаксически несамостоятельные отрезки текста, но предельно самостоятельные интонационно, оторванные от породившего их предложения, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими.

Примеры из художественной прозы:

Как бы то ни было, а запруда на отмели получилась отличная. Теперь мальчик купался, не боясь. Ухватываясь за ветку, слезал с берега и бросался в поток. И непременно с открытыми глазами. С открытыми потому, что рыбы плавают с открытыми глазами . Была у него такая странная мечта: он хотел превратиться в рыбу. И уплыть (Айтм.); Вот я и в Быковке. Один (Аст.); На дворе осень. Поздняя (Аст.).

В поэтическом тексте:

Но перейдет в сердца их детям

И внукам памятная песнь.

О том, как шли во имя жизни

В страде - два брата, два бойца,

Великой верные Отчизне

И впредь.

И до конца

В газетных материалах:

Старожилы утверждали, что здесь жил Есенин. Что раньше здесь был монетный двор. Что еще раньше здесь помещались приказы Бориса Годунова, были крючья в стенах и остатки пыточных снарядов ; До перевала оставалось два километра. Самых крутых ; Архитектура - это искусство строить. Не рисовать, не чертить, не украшать, а именно строить. Строить целесообразно, удобно, просто и, конечно, красиво .

Так передаются естественные интонации разговорной речи: расчлененность речевой цепи, дробление высказывания на части с целью их быстрого восприятия, выделение важных моментов высказывания, прерывистая подача сообщения.

Присоединительные конструкции увеличивают информационную насыщенность сообщения. И потому их можно оценить как стилистико-литературный прием, в применении которого, однако, имеются ограничения. Присоединение возможно лишь при автосемантичности основной конструкции: Живопись - просто потрясающая! Смелая и нежная. Снайперская живопись (газ.); Федор Иванович был уверен, что следователь пошел к генералу совещаться. Может быть, даже по вопросу о заключении Дежкина под стражу. Чтобы он не помешал дальнейшему следствию (Дуд.). При синсемантичности конструкции отделение членов предложения, несущих основное сообщение, невозможно. Нельзя, например, построить мысль так: Сообщение сформулировано в стиле . Конкретном, ясном .

Возможности такого приема велики. Однако злоупотребление, при недостаточности такта и меры в использовании, может привести к утрате экспрессивности, к появлению своего рода литературного штампа, к стилистико-грамматическим ошибкам.

Присоединительная связь, приводящая к расчлененности синтаксических построений, способствует акцентированию важных деталей сообщения. В целом такой тип синтаксических конструкций меняет общую ритмику современного текста:

Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве.

Не монархист, не заговорщик, не христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом.

Его литература выше нравственности. Она побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве, природе... Впрочем, я не литературовед... (С. Довлатов).