Стройка и ремонт - Информационный портал

Волшебный рефрейминг. Рефрейминг – методика перепрограммирования восприятия Как проводить эффективный рефрейминг

Сам принцип изменения отношения к вещам на более позитивное и менее отягощающее присутствует во многих философских и психологических течениях, название рефрейминга и алгоритм этого процесса предложили создатели нейролингвистического программирования.

Сейчас мы рассмотрим теорию и возможность практического применения рефрейминга в повседневной жизни. рефрейминг

Наше восприятие во многом, если не во всём, определяет развитие наших жизненных сценариев. Наше отношение, оценка событий и действий, своих и окружающих людей, влияют на наше настроение, поведение и жизненные выборы. А значит, вся наша жизнь зависит от того, как мы относимся, как мы оцениваем всё происходящие с нами.

Например, человека, который зарабатывает разовыми заказами можно называть халтурщиком, у которого нет начислений в пенсионный фонд, нет стабильности и социального статуса, а можно называть его более нейтрально, фрилансером или предприимчивым человеком, который сам распоряжается своим временем и имеет возможности для развития бизнеса. рефрейминг

Так же и во всем остальном, со всеми происходят непредвиденные потери, трудности, кто-то относиться к этому, как к получению опыта и развитию, другие как к подтверждению несправедливости жизни и собственной неудачливости. Постоянное напоминание себе об ответственности за ежесекундный выбор своего отношения к чему-то, позволяют привить себе самый полезный навык – видеть во всем возможности, а не проблемы . рефрейминг

Речь не идет о том, чтобы пользоваться рефреймингом для бегства от реальности, закрывая глаза на свои проблемы и строя воздушные замки. Я говорю о тех ситуациях, когда уже невозможно что-то изменить вовне, понимаете, когда поезд уже ушел, или же в случаях, когда цена, которую нужно будет заплатить за изменение ситуации будет несоизмеримо выше ожидаемого результата. Именно в таких случаях полезно применять рефрейминг, он позволяет сберечь ваши силы, которые будут потрачены на внутреннюю борьбу, из-за несогласия с ситуацией. Именно пересмотр вашего отношения на более жизнеутверждающее, дающее возможности, позволяет эту сохраненную энергию из внутренней борьбы (фиксация на прошлом) направить на созидание чего-то (фокус в будущее). рефрейминг

Давайте рассмотрим немного больше примеров рефрейминга:

— Меня раздражает руководитель. рефрейминг
Если при всём этом ты продолжаешь выполнять свою работу – ты профессионал. рефрейминг

— Иногда я чувствую себя неудачником рефрейминг
— Хорошо что ты чувствуешь, если что-то не так, значит это не даст тебе прозябать и ты сможешь изменить это.

— Я часто обижаюсь на людей. рефрейминг
— Значит у тебя хорошо развита чувствительность, тебе просто нужно направить её в конструктивное русло. рефрейминг

— Меня уволили.
— Будет повод найти место получше или открыть свое дело, будет время отдохнуть, подумать куда двигаться дальше. рефрейминг

— Иногда я становлюсь очень агрессивным. рефрейминг
— Людям, которые держат эмоции в себе еще хуже, они болеют, а у тебя просто много энергии, займись спортом или начни публичные выступления.

Структура рефрейминга

Различают 2 вида рефрейминга:

Рефрейминг смысла – это когда меняется содержание всего сказанного. Например, когда речь идет о таких качествах как лень, жадность, агрессивность, мы не находим для их проявления какую-то положительную сторону проявления, мы просто меняем лень – на практичность, жадность – на бережливость, агрессию – на экспрессивность. рефрейминг

Рефрейминг контекста – в случае с изменением контекста, тем же самым определениям: жадности, агрессивности и лени, находятся положительные применения. Например, жадность может уберечь от лишних трат и позволит позаботиться о себе и семье в нужный момент. Агрессивность помогает не держать негатив в себе. А ленивый человек никогда не сделает лишнего движения, он может сохранять силы и жить себе в удовольствие. рефрейминг

Практическое применение. Алгоритм: рефрейминг

  • Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, приходя на консультацию к психологу, человек может думать: «Вместо того, чтобы зарабатывать сейчас деньги на летний отдых, сижу здесь и трачу время и деньги на разговорчики». Рефрейминг: «Те изменения, которые во мне произойдут после консультаций, позволят мне и зарабатывать больше и отдыхать полноценнее». Другой пример: «Сейчас я осваиваю новый язык программирования, ужасно скучно и долго». Рефрейминг: «Сейчас я работаю на перспективу, строю свое будущее, что позволит мне меньше работать и больше зарабатывать». рефрейминг
  • Использование «зато». Ошибся - зато теперь точно знаю, чего не стоит делать в будущем, получил хороший жизненный урок. Сейчас тяжелое время, меньше заказов на услуги - зато я могу больше времени проводить с семьей и прочитать книги, которые уже давно планировал. Этот человек слишком дотошный - зато грамотный и полезный в работе; у него многому можно научиться.
  • Сравнение. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни - два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас. рефрейминг

Формирование навыка. Измените свою жизнь рефрейминг

Это пожалуй, самая главная и сложная задача, приучить себя смотреть шире, видеть во всем возможности и позитивнее смотреть на жизнь. Если вы действительно устали от негативного мышления и хотите что-то кардинально поменять в вашей жизни, поставьте себе задачу, в течении 3-х недель сформировать навык позитивного восприятия. Для этого, запишите все ваши текущие проблемы, минусы, слабые стороны и сделайте рефрейминг описанными выше методами, чем больше положительный сторон вы найдете в каждой ситуации, тем лучше. А после этого, каждый день, перед сном, подводя итоги дня, проводите рефрейминг новых жизненных ситуаций. Со временем у вас начнет автоматически это получаться в реальном времени. рефрейминг

А теперь, для разминки, проведите рефрейминг этого списка самых распространенных негативных установок и качеств характера, так, как будто ими обладаете вы: рефрейминг

  • жадность, лень, раздражительность, придирчивость, навязчивость, влюбчивость, впечатлительность, трусость, пугливость, жадность, мнительность, робость, нерешительность, горделивость, скупость, дотошность, скрупулезность, стеснительность и т. д.
  • я неудачник, у меня ничего в жизни не выйдет, ничего не добьюсь, недостаточно умный, некрасивый, бездарный, уже поздно что-то менять, никто меня не уважает, все меня предали, от меня отвернулись, я никому не нужен и т.д. рефрейминг

С уважением к Вашему времени и психике,

Вся информация необходимая для записи ко мне на бесплатную ознакомительную консультацию по скайпу, находиться

Вы делаете 6 карточек для речевых стратегий:

1. Трюизмы.

2. Предположения.

3. Противопоставления.

4. Вопросы.

5. Ложные выборы.

6. Все выборы.

Режиссер их будет показывать Клиенту, тот их будет вставлять в свою речь, а Гипнотизер должен ответить конструкцией такого же типа, но, по возможности, используя другие связки (или другие смысловые обороты). То есть если Клиент сказал: "Если ты посмотришь в окно, то увидишь там что-то интересное", то Гипнотизер может ответить: "Да, действительно, в связи с тем, что я туда смотрю, я могу увидеть там что-то интересное".

Или: "Люди умеют разговаривать". - "А животные - бегать".

Шаг 7. Возврат человека из транса (переориентация).

Начинающего гипнотизера может беспокоить, какую длительность должен иметь транс. Самый простой и в то же время сложный ответ заключается в том, что транс следует заканчивать тогда, когда проведены необходимые внушения и проделана необходимая работа. Некоторые трансы могут длиться несколько минут, но возможен транс, который длится и более часа. Как правило, продолжительность транса в среднем составляет 20-30 минут. Однако у разных людей она может быть больше или меньше.

Достаточно часто переживание транса приводит человека к нежеланию выходить из него, поскольку он внутри транса испытывает положительные эмоции, которых, возможно, уже не испытывал давно в реальной жизни. Попытка вывести его может вызвать недовольство гипнотизером, а иногда даже и определенную агрессивность.

Чаще это проявляется тем, что, несмотря на внушение на выход из транса, человек остается в нем и демонстрирует сохранение всех признаков транса. Для решения подобных трудностей существует несколько приемов, которые мы опишем ниже.

Рекомендуем Вам давать внушения на ощущения комфорта, уверенности, умение почувствовать себя отдохнувшим. Эти и другие внушения стоит относить к постгипнотическим, т.е. к тем ощущениям, действиям, пожеланиям, которые мы рекомендуем человеку на период после гипноза. Мы можем внушать сохранение приятных ощущений в течение какого-либо периода времени, продолжение бессознательной работы даже после открывания глаз и при более активном функционировании сознания, даем внушения, которые должны привести человека к амнезии того, что проходило внутри транса.

Заметим: в момент, когда человек открывает глаза и начинает с Вами говорить, на самом деле, он еще не полностью вышел из транса. Это очень благоприятное для Вас время, поскольку оно характеризуется повышенной внушаемостью, активной работой бессознательного, но при этом человек считает, что работа закончилась, и поэтому он снимает активный контроль сознания, давая себе и своему сознанию передышку от контролирующих функций. В этот момент мы можем обсудить то, что он ощущает в данный момент и дать внушение, коррегирующее состояние. Например, если человек ощущает головную боль, мы можем дать ему внушение на легкость, расслабленность, уверенность, гармонизацию, иногда даже пройдут прямые внушения, когда гипнолог говорит: "Это нормально. В течение минуты ваша голова научится испытывать приятные ощущения".

В это время удобно давать домашние задания, которые при этом могут носить характер постгипнотических внушений. Вы можете сказать: "Через некоторое время Вы отправитесь домой, в Вас будут происходить изменения: они происходят в каждом, но у кого-то они начинаются сразу, а у кого-то проявляются через некоторое время. Я попрошу Вас отметить, когда у Вас начнутся изменения и как быстро они будут распространяться и усиливаться". Формально, это некое предположение, на самом деле, это не что иное, как постгипнотическое внушение, которое будет определять дальнейшую жизнь человека до следующей встречи. Внушения могут быть разными и зависят от запроса человека, который он принес на встречу с Вами. В таком состоянии, в зависимости от глубины и длительности предшествующего транса, человек может находиться до 20 минут, а в ряде случаев и больше.

Помимо необходимости использования такого состояния, важно помнить, что в нем человек не полностью адаптирован к реальному миру. Если мы считаем, что человек недостаточно включен в режим настоящего ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, это может быть заметно по частичному погружению снова в транс, когда взгляд клиента фиксируется, обездвиживается и как бы уходит от нас, а через несколько секунд возвращается. Это говорит о том, что у него продолжается внутренняя работа, она не завершена, а сознание еще не приобрело значимой доминанты. В таком состоянии человека нежелательно отпускать, особенно, если он пойдет по оживленной улице или поедет домой за рулем собственного автомобиля. Подобное отключение может грозить ему серьезными неприятностями. Поэтому, в первую очередь, мы должны усилить и ускорить выведение человека из транса. Иногда имеет смысл задержать его, заботясь о его безопасности.

Важным приемом бывает похвала Вами человека за погружение в транс и за его работу. Ваше поощрение носит стимулирующий характер для всей работы и для последующего транса, а также укрепляет доверие человека к Вам.

Когда человек отказывается выходить из транса, могут быть применены несколько приемов. Если Вы склонны к директивному стилю, то можете попробовать способы выведения из транса, используемые в классическом гипнозе, на счет от одного до 3, 5, 10 или на какой-нибудь другой знак, предъявляемый Вами, например, на прикосновение или на щелчок. Однако, если весь сеанс проводился не в директивном тоне, то подобное директивное выведение может смазать эффект от транса. Поэтому желательны более косвенные, хитрые способы выведения. Описанный в руководствах способ, направленный на жадность человека (гипнотизер говорит, что с данной минуты стоимость транса удваивается, утраивается), по опыту, эффекта не приносит. Зато эффективен другой способ, описанный Эриксоном, когда он предлагает клиенту остаться в этом приятном состоянии и надеется лишь на то, что человеку не захочется в туалет. Этот прием приводит к внутреннему раздумью, хочется или не хочется ему в туалет; в конце концов человек понимает, что хочется, и выходит из транса.

Еще один способ связывает нежелание человека выходить из транса с последующей невозможностью войти в транс снова: "И то, что Вы не выходите из этого состояния, может означать только то, что Вам уже никогда не удастся войти в него еще раз".

И все-таки наиболее используемым является способ более настойчивого приглашения к выходу и предоставления времени для этого. Обычно дисциплинированность клиента играет нам на руку, так что его нужно пригласить к выходу из транса повторно через несколько минут после первого приглашения, сочетая слова с использованием аналогового маркирования: повышения тона голоса, собственной активизации, иногда с наклоном в сторону клиента.

НЛП-практик:: Разговорный рефрейминг

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

А. П. Чехов.

Упражнение «Я слишком...»

Возьмите листик бумаги и напишите на нем любое утверждение типа «Я слишком... »:

Я слишком много времени трачу на компьютер.

Я слишком рассеянна!

Я слишком ленив.

Я слишком доверчива.

Желательно, чтобы оно соответствовало вашему представлению о себе.

После этого поменяйтесь листиком с другим членом группы. Ваша задача – собрать у членов группы как можно больше различных ответных фраз, начинающихся с «Зато ...».

Я слишком ленив.

Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

Я слишком доверчива.

Зато ты доверяешь людям.

Я слишком рассеяна.

Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.

Зато это уменьшает нагрузку.

Теперь заберите листики со своими утверждениями обратно и прочитайте, что там написано. Что изменилось в восприятии вашего поведения после этого?

После того, как я прочитал, что мне написали, все стало как-то более спокойно и приятно.

Я написала: «Я слишком послушна». А вот один из ответов, который мне понравился больше всего: «Зато будешь хорошей женой».

А я увидел мою проблему как бы с других сторон. И оттуда все видится не так уж проблематично.

А у меня еще круче. Раньше я от этого страдал, а теперь мне это даже нравится.

Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упрямая , – заявил он.

Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:

– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?

– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!

– И вы были настойчивы в достижении своей цели?

– О, да! Я трудился как вол.

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь, унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая ?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли...

Поведение девочки не изменилось, изменилась оценка её поведения отцом.

Для людей намного большее значение имеет оценка события, чем само событие. Смысл, а не факты. Но смысл штука субъективная. И на основе одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Факты тоже, как бы так сказать, понятие растяжимое. Способ, при помощи которого прямо во время общения можно поменять смысл события называется «разговорный рефрейминг »

Разговорный рефрейминг – способ изменить смысл ситуации.
С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. При этом понятие рамки (ftrame) в НЛП очень важно – это как раз способ воспринимать ситуацию. Так что рефрейминг – это как раз «смена точки зрения».
При этом рефрейминги бывают разные, кроме разговорного рефрейминга есть техники, использующие эту идею: «Шестишаговый рефрейминг», «Договор частей», «Интеграция конфликтующих частей».

Про одного и того же человека можно сказать, что он жадный, а можно сказать, что он домовитый. Делает то он всё то же самое, а вот смысл разный. Такой способ, когда мы просто говорим, что это поведение, событие или факт имеют другой значение, называется рефреймингом смысла .

Но, как я уже писал, факты тоже понятие растяжимое. В зависимости от того, какие факты мы рассматриваем – создаём контекст – смысл события тоже будет меняться.

Помните красивую фразу: «Вырвано из контекста».

Сравните:

Он жадный.

Он жадный до знаний.

Он настойчивый.

Он настойчивый только, если дело касается его личной выгоды.

Он злой.

Он злой к врагам.

Моя жена кричит.

Моя жена кричит от радости.

Здесь мы не меняем оценочное слово, но ищем контекст (обычно «уточняем» факты) в котором это поведение будет иметь другой смысл. Это называется рефрейминг контекста.

В упражнении «Зато...» вы как раз и придумывали различные рефрейминги контекста.

Вот полные версии пословиц и поговорок. Обратите внимание, как меняется смысл высказывания.

Бедность – не порок, а гораздо хуже .

В здоровом теле здоровый дух - редкая удача .

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет - тому оба .

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .

Один в поле не воин, а путник .

От работы кони дохнут, а люди – крепнут .

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .

Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

Рука руку моет, да обе свербят .

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .

Как сделать рефрейминг

Конструируем рефрейминг смысла

Для того, чтобы сделать разговорный рефрейминг в фразе, на которую мы реагируем, должно быть оценочное слово: жадный, плохо, ненависть, законно, популист .

Либо эта оценка достаточно явно следует из ситуации.

Когда мы придаём смысл чему-то, мы относим это «что-то» к какой-то категории: хорошо, важно, человек, растение и т.д. Естественно, есть критерии и определения, на основе которых это делается: «делает бесплатно что-то для других» - альтруист, «постоянно рассказывает о своих проблемах» - нытик. Но так как они сформулированы довольно общо, да и к тому же большинство людей вряд ли осознаёт эти определения, так что можно назвать это как-то по другому. Это и будет рефрейминг смысла :

берём оценочное слово или фразу - прикидываем определение - придумываем, как можно назвать по-другому.

Альтруиста мы можем назвать «человеком, который не думает о себе», сместив фокус внимания с других людей на него самого. Дипломат - «человек, который формулирует свои мысли так, чтобы не обидеть другого человека». Так что можно его назвать «лицемером» или «трусом».

Впрочем, можно использовать и другие значения этого слова - официальный представитель государства в другой стране и чемодан. Что тоже будет срабатывать, так как в сознании человека эти определения слова «дипломат» присутствую одновременно, а подходящее выбирается исходя из контекста.

Фанатик - «человек, безоговорочно следующий убеждениям ». Так что можно назвать его «целеустремлённым», «принципиальным» или «человеком, у которого есть более важные ценности , чем пожрать и выпить». Понятно, что это всё можно повернуть и в обратную сторону, и назвать «целеустремлённого» или «принципиального» «фанатиком».

При этом при рефрейминге смысла часто требуется «аргументация» отнесения к другой категории - как раз сообщение о критериях или правилах.
- Он же предатель!
- Человека, который думает своей головой и видит последствия, вряд ли можно назвать предателем.

Упражнение «Другой эпитет»

В группах по 3-4 человека. Сделайте к эпитету рефрейминг (смените оценку поведения). Для этого сначала дайте определение: гурман – «любитель вкусно поесть». А потом придумайте, как это поведение можно назвать по-другому, с противоположной оценкой: обжора; человек-желудок; для него самое важное в жизни – это жрачка.

Авантюрист

Альтруист

Бабник

Баловень

Беспутный

Бывалый

Выскочка

Высокий

Графоман

Гурман

Дилетант

Дипломат

Жадина

Живчик

Игрок

Изверг

Импровизатор

Исполин

Клоун

Красотка

Кудесник

Кумир

Личность

Мизантроп

Мямля

Напористый

Неженка

Необузданный

Неустрашимый

Новичок

Обольститель

Общительный

Однолюб

Озорник

Опытный

Оригинал

Отличник

Педант

Победитель

Позёр

Понимающий

Посредственный

Протеже

Реалист

Скептик

Стукач

Тормоз

Фанатик

Фантазер

Щеголь

Конструируем рефрейминг контекста

При рефрейминге контекста мы ищем где данное качество или навык будут полезными (вредными). Например, «любовь» - это когда что-то сильно нравиться. Но нравиться же может и что-то нехорошее - обжорство, воровство и т.д. «Преданность» - «верность по отношение к кому-то или чему-то», точно так же может быть и к чему-то не очень хорошему - устаревшим идеям, плохим людям.
Так что стратегия построения рефрейминга контекста :

определяемя оценочное слово или фразу - прикидываем определение - ищем, в какой ситуации это поведение будет иметь другое значение.

Ябеда - человек, который сообщает о чужих проступках, доносничает.

Это проявление социальной ответственности и определённого мужества - пойти против толпы.

Нерешительность - сомнение в выборе или не готовность выбирать.

Он совершенно нерешителен, когда можно сделать подлость.

Упражнение «Рефрейминг контекста»

В группах по 3-4 человека. Сделайте для оценочных слов из списка рефрейминг контекста - то есть вы должны найти такой контекст, где привычный «знак» слова (красиво это называется «коннотация») меняется на противоположный. Дружественный - дружественный к своим недостаткам, злой - злой к врагам.

Предварительно, как и в предыдущем упражнении, желательно сначала дать определение слову.

Разрыв шаблона

Но если мы сконструировали рефрейминг – это ещё не значит, что он сработает для данного человека. Для того, чтобы человек сменил оценку, нужно несколько условий. Во-первых, рефрейминг должен «попасть в карту» - зацепить за важные для человека ценности и понятия. И во-вторых, рефрейминг должен быть неожиданным.

Хороший разговорный рефрейминг всегда разрыв шаблона.

Человек на несколько секунд «подвисает» и понимает, что «так он об этом не думал».

Так что данный рефрейминг срабатывает для данного человека именно в этот момент, в этом контексте и после вот этой его фразы. Через минуту он может и не сработать.

Схема

Упражнения

Упражнение «Придумать рефрейминг»

В группах по три человека. Челны группы предлагают Водящему сложные ситуации - он должен максимально быстро придумать любой рефрейминг. Задача данного упражнения дать Водящему серьёзную нагрузку, но при этом не чрезмерную - если он не справляется, то уменьшайте скорость, помогайте ему найти варианты ответа, придумывайте менее сложные задания. И оставайтесь максимально дружественны друг к другу.

Тебя уволили с работы.

Наконец отдохну.

Ты неудачник.

Я бы назвал себя человеком, который не останавливается на достигнутом и постоянно ищет что-то новое.

У нас в городе плохие дороги.

Есть места, где дорог вообще нет.

Упражнение «Отпор»

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато ...” (рефрейминг контекста ). После “зато ” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг смысла ). Где-то по 4-5 предложений каждому.

Ты вспыльчивая .

Зато мужчинам нравятся страстные женщины .

У тебя косоглазие .

Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию .

Если вы нашли подходящие рефрейминги в трёх случаях – это уже хороший результат.

Упражнение «Три оценки»

Для ситуации – в жизни, фильме, новостях и т.п. – придумать точку зрения, с которой эта ситуация:

    будет положительна;

    будет отрицательна;

    будет нейтральна (не важно, не интересно, ни на что не влияет).

Сегодня пришёл на работу в 9:15

Положительно: начальник не заметил.

Отрицательно: я опоздал.

Нейтрально: важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня.

Изменение стандартных формулировок с целью осознания своего выбора и изучения других имеющихся возможностей

Психологическое упражнение-тест “Волшебный рефрейминг»

Это психологическое упражнение-тест - одно из самых моих любимых и самых эффективных. Для его выполнения Вам понадобится ручка и несколько листов бумаги.

Сначала Вы будете - писать, честно отвечая на поставленные вопросы, ну а потом - переписывать то, что написали ранее, по предложенным правилам.

Переписывать долго не придётся, не бойтесь. Всего лишь поменять первые ДВА СЛОВА в каждом предложении . Но вот, однако, результаты будут впечатляющими.

Это один из очень немногих тестов-упражнений, которые сразу же и стопроцентно приводят к психотерапевтическому инсайту - пониманию истины, и, затем, к позитивным сдвигам в жизни. Так что - пробуйте.

Упражнение состоит из четырёх частей. Всё очень просто. Начинайте!

Часть Первая «Ты - Я»

У Вас есть претензии к конкретным людям? Обиды? А может, наоборот, кто-то вас очень сильно - обрадовал?..

Если Вы сейчас «на эмоциях», тогда сделайте вот что: запишите несколько предложений, адресованных этим людям, Вас обрадовавшим или огорчившим, и пусть все эти предложения начинаются со слова «ТЫ» . Составьте около пяти предложений.

Например:

Ты обо мне не заботишься.
Ты меня бесишь.
Ты меня порадовал.

А теперь - переписываем

А теперь, перепишите все эти предложения так, чтобы они начинались со слова «Я».

У Вас должно получиться вот что:

Я о себе не забочусь.
Я себя бешу.
Я себя порадовал.

Что мы должны уяснить себе из этого упражнения?

Никто нас «не радует» и не «огорчает». Всё это мы делаем себе сами. Эту базовую истину науки психологии, пытаются донести психологи до своих клиентов и в книгах, и при личных встречах и по-всякому, вплоть до изобретения «несерьёзных игр», весьма далёких от психологии - классической.

Часть Вторая «Не могу - не буду»

Точно по такому же принципу Вы должны придумать хотя бы пять (а лучше - десять) реальных фраз о себе и своей жизни, которые должны начинаться словами «Я не могу» . (Не пишите: «Я не могу летать». Это никто не может).

Подумайте хорошенько - это серьёзное психологическое упражнение, оно даёт потрясающий результат только, если отнестись к нему серьёзно!

А теперь - переписываем

А теперь перепишите эти фразы так, чтобы они начинались со слов «Я не буду!».

Подсказка : что при этом должно Вас «осенить»? А Вы почитайте: не кощунственно ли стали звучать теперь переписанные Вами фразы? Не страшно ли Вам стало?

Ответьте себе на вопрос: Вы действительно писали о НЕВОЗМОЖНЫХ вещах или же Вы просто отказываетесь их делать оп каким-то причинам (возможно, очень надуманным)?

Часть третья «Мне необходимо - я хочу»

Придумайте несколько реальных фраз, начинающихся со слов «Мне надо» или как вариант «Мне необходимо».

Напишите около двадцати фраз - не поленитесь.

А теперь - переписываем

А теперь перепишите все эти фразы так, чтобы они начинались словами «Я хочу».

Постарайтесь прочувствовать и продумать каждое предложение. Ответьте честно на вопрос: Вам действительно НЕОБХОДИМО то, что Вы написали? Или по каким-то причинам Вы просто ХОТИТЕ того, без чего Вы могли бы вполне обойтись без ощущения стресса, а также морального, и физического дискомфорта?

Часть четвёртая «Я должен - Я выбираю»

Напишите около двадцати фраз, начинающихся словами «Я должен» . Подумайте о всех сферах своей жизни, где Вы кому-то что-то должны.

А теперь - переписываем

Замените все слова «Я должен» на другой зачин: «Я выбираю» . Прочитайте все эти фразы вслух, с выражением. Скажите, что Вы почувствовали при этом?

Подсказка : У человека всегда есть право выбора - этому учит нас и биология, и философия, и психология, и все религии.

Даже когда человек поставлен перед очень жёстким выбором (выбрать из двух зол - наименьшее) он всё равно может выбирать.

Однако люди, которым хочется манипулировать окружающими, любят внушать этим окружающим ложную мысль о том, что «выбора у них нет» или выбор у них только - один (какой они скажут).

Подарить свободу человеку (свободу выбора в частности) это рассказать ему о том, что на самом деле у него всегда есть выбор, а значит он всегда - свободен.

Поэтому неправильно строить фразу «Я должна одна воспитывать своих детей» или «Я должен жить в браке с моей женой».

Правильно и терапевтично будет всегда строить свои фразы так:

«Я выбираю воспитывать своих детей одна» и «Я предпочитаю выбрать - остаться в браке с моей женой».

Что Вы почувствовали, выполняя это последнее задание нашего упражнения?

Это замечательное психологическое упражнение является тренажёром счастья и успеха. Но сначала оно приносит радость и облегчение, а успех уже сам приходит, потом.

Вначале человеку нужно хоть немного ослабить ремни, убрать от его глаз забытую кем-то табличку: «Выхода нет».

Потому что это - неправильная табличка. Её уже во всём мире давно сняли с производства.опубликовано .

Елена Назаренко

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Отметим, что теперь я прошу вас провести упражнение по рефреймингу смысла и контекста продолжительностью в двадцать минут. Соберитесь в группы по три человека. Важно заметить, что один из группы будет клиентом, другой будет его программировать, а третий - наблюдать. Периодически меняйтесь ролями.

Дело клиента - придумать некᴏᴛᴏᴩую жалобу. Вы можете сыграть роль одного из ваших клиентов и предложить какую-нибудь и в самом деле серьезную жалобу, какие вы часто слышите на практике от наших клиентов. Или сделайте вид, что играете роль клиента, но предложите жалобу, связанную с вашим личным развитием. Форма вашей жалобы подскажет вашему партнеру, какой вид рефрейминга лучше подходит.

Предложите вашу жалобу в форме комплексной эквивалентности, связывающей реакцию с некᴏᴛᴏᴩым классом событий: "Когда происходит X, я испытываю Y."

Предложите жалобу в форме сравнительного общения с удаленным контекстом, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к вам или к кому-нибудь другому: "Я слишком 3" или "Он слишком О".

Дело программиста - найти для предложенной проблемы способ рефрейминга, а затем рефреймировать ее таким образом ɥᴛᴏбы произвести воздействие. Поскольку ϶ᴛᴏ тренировочный семинар, не заставляйте себя реагировать немедленно. Сейчас я дам вам стратегию выполнения рефрейминга. Сначала определите форму жалобы, предложенной клиентом, - тем самым вы узнаете, какой вид рефрейминга вы будете применять. В случае комплексной эквивалентности рефреймируйте смысл, а в случае сравнительного общения вы рефреймируете контекст. На следующем шаге вы создаете внутреннее представление предложенной вам жалобы: зрительный образ ее, или кинестетическое описание, или слуховое.

В случае рефрейминга контекста спросите себя:

"В каком контексте ϶ᴛᴏ поведение, на кᴏᴛᴏᴩое человек жалуется, могло бы оказаться ценным?"

Представьте себе различные контексты, пока не найдете такой, где оценка поведения меняется.

В случае рефрейминга смысла спросите себя:

"Есть ли какая-нибудь более широкая рамка, где ϶ᴛᴏ поведение имело бы позитивную ценность?"

Какие другие аспекты той же ситуации, но не замечаемые данным человеком, могли бы придать такому поведению другую смысловую рамку, или проще: "Что еще могло бы означать, ϶ᴛᴏ поведение?" "Как еще мог бы я описать ту же ситуацию?"

Когда вы уже нашли новую рамку для поведения, подумайте немного об альтернативных способах рефрейминга, а затем выберите способ, кᴏᴛᴏᴩый должен вызвать, как вы полагаете, наибольшую реакцию. При выполнении рефрейминга чрезвычайно важны подстройка и ведение! В случае если ϶ᴛᴏ вызывает у вас трудности, отведите в сторону наблюдателя и посоветуйтесь с ним.

Обдумав способ рефрейминга, попросите клиента повторить его жалобу, а затем выполните рефреймирование.

По мере того, как он воспринимает сказанное вами, тщательно следите за его несловесными изменениями.

По мере того, как клиент переходит от жалоб на некᴏᴛᴏᴩое поведение к какому-то хотя бы частичному пониманию, какую ценность ϶ᴛᴏ поведение имело бы для него в другой рамке, наблюдатель и программист должны составлять себе основанное на сенсорных ощущениях описание происходящих у него несловесных изменений. Есть ли у вас вопросы?"

Зачем нужно делать паузу перед началом рефрейминга?

Вы должны воспользоваться данным временем, ɥᴛᴏбы выбрать один из предложенных мной специальных стратегий словесного рефрейминга содержания. В случае если вы уже имеете опыт такого рефрейминга и сразу же получаете информацию, очень хорошо. Приступайте к работе. Но если вы колеблетесь, сделайте перерыв. Погрузитесь во внутреннее переживание и используйте все системы представления, ɥᴛᴏбы решить, как вы будете словесно рефреймировать, пользуясь зрительным, слуховым или кинестетическим способом. В случае если у вас уже есть опыт рефрейминга, вы можете использовать ϶ᴛᴏт небольшой перерыв, ɥᴛᴏбы осознать, каков ваш типичный способ словесного рефрейминга содержания, а затем применить другой способ, ɥᴛᴏбы увеличить вашу гибкость. В случае если вы обычно применяете зрительный способ для ведения и для поиска альтернативных контекстов, попробуйте проделать ϶ᴛᴏ кинестетическим или слуховым способом.

Затем вы вернетесь ко мне, успешно выполнив рефрейминг содержания всех видов, с конкретными, основанными на сенсорных ощущениях описаниями увиденных у клиента изменений. Мы сравним данные описания и посмотрим, как можно обобщить ваши наблюдения. Есть ли еще вопросы по поводу упражнения… Хорошо приступайте.