Стройка и ремонт - Информационный портал

Автоматизация тр и др в предложениях. «Пёс "Дружок". Автоматизация звука в сочетаниях «тр», «др». Спрячь от Матроскина вертолет

Татьяна Герасимова

Вид занятия (этап коррекционной работы) : Этап автоматизации звука в словах .

Тема : Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных тр- , др-/ «В гостях у Дружка »

Программное содержание :

1. Коррекционно- образовательные задачи :

Совершенствовать умение произносить звук слоге .

Упражнять в произнесении звука слоге

Закрепить понятия вверх, вниз, вправо, влево

2. Коррекционно – развивающие задачи :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата : отработать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастикам, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука "р".

Уточнить пространственные представления : умение ориентироваться в пространстве

Развивать фонематический слух : умение определять наличие заданного звука в слове

Совершенствовать координацию речи с движением при выполнении упражнений с элементами кинезиологии.

Способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритмического рисунка слова

Развивать психологическую базу речи : развитие речевого внимания

3. Коррекционно – воспитательная задача :

Воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками

Оборудование : картинка собачка Дружок ; песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребенка, игрушка-собака, ошейник с символами артикуляционных упражнений, картинки : птичка, травка, домик, собака около миски, косточки с картинками для игры «Накорми собачку» , указка (лазерная, ноутбук, презентация «Рычащие игры» , мяч массажный, раскраска

План-конспект занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Стоя друг перед другом. Передавать массажный мяч в ритме стихотворения

Каждый день – всегда везде :

На занятиях , в игре

Смело, чётко говорим

И за звуками следим .

Логопед : - Артём, сегодня мы с тобой побываем в гостях и поупражняемся в произнесении звука Р . А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки.

2. Основная часть

Педагог и ребенок проходят за стол

Упражнение на дыхание.

Перед ребенком песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.

Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я.

Ребенок сдувает песок через коктейльную трубочку.

Попробуй отгадать, как его зовут. Я назову клички животных, а ты внимательно слушай : в его имени есть звук Р . Полкан, Жучка, Пальма, Дружок

Как зовут щенка? (Дружок )

Выставляется игрушка Собака. На шее ошейник, на ошейнике «украшения-подвески» : картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана

Артикуляционная гимнастика.

Наш Дружок недавно научился рычать : рррр. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике . Догадался, что это за упражнения? Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик» , «Лопаточка» , «Чашечка» , «Лошадка» , «Барабанщик» ).

Презентация «Рычащие игры» . Автоматизация звука Р в слогах

Педагог и ребенок садятся к компьютеру.

- Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в веселую игру : «Запомни и повтори» .

Тра-тра-тра;

тра-тра-тро;

тру-тру-тру;

тры-тры-тры; тра-тро, тру-тры;

тро-тра, тру-тра;

тор-тра-тру;

тра-тро-тру-тры;

Мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог : тра или тры

Упражнение «Рифмованный слог » (Можно с кольцами су-джок)

Произносит педагог Произносит ребенок

Наши мальчики быстры. Тры, тры, тры

Зажигаются костры. Тры, тры, тры

Мы сидели у костра. Тра, тра, тра

Погуляли до утра Тра, тра, тра

Гимнастика для глаз «Найди щенка»

Ребенок встает. На стене на уровне глаз ребенка находятся картинки : наверху – птичка, внизу : листочки осенние, слева - домик, справа-Дружок около миски . У педагога лазерная указка (просто указка)

Наш щенок убежал. Найдем его глазами, голову не поворачивай! Верх посмотри -щенка поищи. Вниз посмотри -щенка поищи, влево посмотри -щенка поищи, вправо посмотри -щенка поищи. Где нашел щенка? Справа около миски.

Щенок проголодался, угостим его волшебными косточками.

Игра «Накорми собачку» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр, др с ударением на слоге (самостоятельное произнесение слов) .

Перед ребенком косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки (с сочетаниями тр, др с ударением на слоге ) .Ребенок переворачивает косточку и самостоятельно называет картинки

Будь внимателен, Дружок грызет только те косточки, в названиях которых есть звук Р . Какие косточки грызет Дружок ? (со звуком Р )

драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса. трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка

Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай один шаг вперед. (Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками)

Игра «Проводи щенка» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр-, др- без ударения на слоге (отраженное произнесение) .

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна.

3. Итог занятия .

Что тебе больше всего понравилось в занятии ?

Мы с Дружком видели , как ты старался правильно произносить слова со звуком Р .

А вот тебе приз - раскраска «Щенок Дружок »

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ. Тема: «Одежда». Тип: коррекционно-развивающее. Цель: развитие.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с мышонком» Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах». Цели: 1. Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука Ш. 2. Продолжать учить.

Учитель-логопед Власова Л.В.

Презентация «Пёс Дружок». Автоматизация звука [ Р ] в сочетаниях «тр», «др».

Слайд 2. Пёс Дружок учится в школе. Недавно научился рычать и хочет дать тебе задания. Найди слова со звуком [ Р ] : назови слова икликни мышкой по картинкам.

Слова: выдра, петух, матрас, облака, трон, тропинка, остров, велосипед. При ошибке – звуковой сигнал.

Переход к следующему слайду осуществляется или по клику, или

по клику на кнопкусо звуковым эффектом.

Слайд 3.Как называется лестница на корабле и передвижная лестница для входа в самолет и выхода из него?

Картинки по клику: трап корабля и трап самолета.

Слайд 4. Как называется спортивное приспособление или сооружение для увеличения длины или высоты прыжка (на лыжах или в воду)? От него с разбега, на скорости отталкиваются для прыжка.

Картинки по клику: прыжок лыжника с горнолыжного трамплина, прыжок с трамплина в бассейне, гимнастический трамплин.

Слайд 5. Продолжи ряд слов: ночь, вечер, день, …

Картинка по клику – утро.

Продолжи ряд слов: ужин, полдник, обед, …

Картинка по клику – завтрак.

Слайд 6. 4-ый лишний – назови лишнее, неподходящее к остальным слово. Кликни на эту картинку. Слова: троллейбус, трамвай, трамплин, метро. При ошибке – звуковой сигнал.

Слайд 7. 4-ый лишний – назови лишнее, неподходящее к остальным слово. Кликни на эту картинку. Слова: дракон, дрозд, дрофа, страус. При ошибке – звуковой сигнал.

Слайд 8. Постарайся запомнить эти слова и картинки. Найди подходящее по смыслу слово и кликни на картинку.

Слова: хитрая – лиса, пестрая – бабочка, трусливый – заяц, мудрая – сова, быстрая – машина, драгоценный – камень, страшный – волк, острый – меч, строгая – учительница. Можно задавать вопросы: лиса какая? бабочка какая? и т. д.

Слайд 9. Догадайся, кто, что здесь делает и кликни по картинке. Можно задавать вопросы: что делает киска? что делает Вини-Пух? и т. д.

Слайд 10. Измени слова. Глаголы из предыдущего слайда изменяем: первоелицо единственного и множественного числа. Картинки по клику.

Слайд 11. Вспомни слова. Картинки по клику. Нужно вспомнить прилагательные из слайда 8. Например, бабочка – какая? – пестрая, камень – какой? – драгоценный.

Слайд 12 – 15. Прослушать небылицу, нелепицу, исправить, сказать предложение правильно. Картинки меняются местами по клику.

Слайд 16 – 29. Придумать предложения, используя картинки. Картинки по клику. Слова:

Лыжник – трамплин

Трубочист – печная труба

Выдра – трава

Дракон – остров

Строители – театр; метро

Трубач – труба; троллейбус

Подружки – трамвай; завтрак

Тетрадь – квадрат; дракон

Матрос – ведро; трап; матрас

Дрозд; страус; дрова – трава

Друзья – завтрак; тропинка; дрова

Трубач – трамвай – театр

Остров – матрос – тропика

Утро – друзья – трамплин

Слад 30. Сюрпризный момент.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро


Произносить слова, чётко произнося звук [Р]

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный, дружить, другой.

Дра-дра-дра - ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас новое ведро.

Дро-дро-дро - матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру - трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры - хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Произносить слоги, чётко произнося звук [Р]

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р]

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Четко произносить чистоговорки

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И -ДР-

Произносить предложения по образцу (тянем звук Р):У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед-ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра-ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс-тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги:

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ


Произносить слова (тянем звук -р-): хо— р, а — р — ка, фо — р — точ-ка

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор-ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор-точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча-тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр-ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи-онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ


слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Произносить предложения, чётко произнося звук [Р].

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки. Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Четко произносить чистоговорки

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

Произносить текст.

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде-вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы-ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо-тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги :
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Произносить слова на [РА]

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета, ура, тара, герань, нора, пара, баран, тарань, кора, фара, варан, конура, бура, фура, буран, пироги, гора, Вера, барак, борода,

Дыра, Кира, бурак, города, тура, эра, пират, гитара, пора, парад, карат, фанера, Ира, уран, Марат.

[РА] в ударной и безударной позиции

аромат карабин веранда керамика ураган парапет баранки Буратино

барабан парафин контора пирамида таракан пароход пантера панорама

караван подарок куранты бородавки хоровод короед городки куропатки

городок муравей детвора бумеранг фараон воробей карантин орангутанг

боровик каравай воротник обморок

[РА] в словах со свистящими звуками

роса рассудок радость расписка разум ротозей розетка ровесник

ранец рассвет росинка росомаха Россия рассказ росянка роговица

рация раскат разница растение радиус романс развязка распутица

[РА] в словах с шипящими звуками

Шура, шарада, пирожок, порожняк, жара, мишура, барашек, горожане, гараж, широта, урожай, жаворонок, вираж, пещера, чародей, сыроежка, мираж, парашют, фуражка, Чебурашка, бородач, карандаш, сороконожка, жираф.

[РА] в словах со звуками [Л], [Л"]

Лира, поролон, караул, тарантул, генерал, корабли, водоросли, Урал, минерал, заросли, морозильник, коралл, каракуль, адмирал, караульщик, мораль, карамель, лаборант.

Произносить слова на [РО]

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза, род, Рома, ром, рог, рондо, роба, родинка, рота, рокот, ромб, мороз, творог, ворона.

Произносить слова на [РУ]

руль, Русь, руки, рука, рукав, рубин, рубанок, рукоятка, руда, рубка, рукомойник, руно, рубаха, румба, руины, парус, кукуруза, кенгуру

[РУ] в словах со звуками [Л], [Л"]

Руль, рулевой, русалка, руководитель, рулет, рубли, рубильник, рулон, русло, рукоделие

Произносить слова на [РЫ]

рыба, рыбак,рынок, корыто, перышко, бурый

Произносить слова с двумя звуками

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скороварка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Произносить словосочетания

[ РА]

Новый рояль. Раина расчёска.

Ранний рассвет. Разбитая раковина.

Радушная родня. Работящий рабочий.

Разные ракушки. Раненый разведчик.

Разлитый рассол. Радостные родители.

[ РО]

Розовые розы. Робкий Рома.

Ромб на робе. Ровный ров.

Роль робота. Осиновые рощи.

Маленькие рожки. Роспуск роты.

[РУ]

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

Произносить словосочетания

Румяный каравай. Родной город.

Рыхлый сыр. Старый сарай.

Рыбный рынок. Ранний урожай.

Раненая ворона. Оранжевые шары.

Широкая дорога. Воробьёвы горы.

Парусный корабль. Разбитое корыто.

Короткий карандаш. Ровный румянец.

Ароматная карамель. Розовый сарафан.

Рассыпчатое пирожное.

Коровьи рога. Ровная дорога.

Хороший урок. Рыбный пирог.

Серая рубашка. Рыжий муравей.

Ромовый рулет. Короткий шнурок.

Творожный сырок. Заросший огород.

Розовый поросёнок. Дорожный короб.

Мороженая морошка. Дорогой подарок.

Бурая кора.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произносить предложения

Дорога ведёт в город.

Корова живёт в сарае.

Юра не боится мороза.

В огороде растёт горох.

Ворона клюёт кукурузу.

У машины разбита фара.

У Раи короткий сарафан.

Маруся собирает помидоры.

Муравей и саранча — насекомые.

Повтори (прочитай) предложения:

Жора купил гитару.

Тарас ловит карасей.

На балконе растёт герань.

Буратино увидел муравья.

Журавль нашёл горошину.

Воробей испугался вороны.

Сороконожка ползёт по дорожке.

Тамара испекла румяный каравай.

Из молока коровы делают мороженое.

Рома дал Марусе коробку карандашей

По равнине тёк ручей.

У рубахи длинные рукава.

Мы идём на рыбный рынок.

В роще расцвели незабудки.

Ракушки рассыпались по песку.

В оконной раме разбили стекло.

Рома поехал к родным в Ростов.

Из ракетницы выпускают ракеты.

Над ручьём раскинула ветви ракита.

Четко произносить чистоговорки

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать порара-ра-ра — у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.

Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.

Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Произносить слоги

БРА - БРО - БРУ - БРЫ - БРЭ; ВРА - ВРО - ВРУ - ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР - ГРУ - ГРЫ - ГРЭ; ЗРА - ЗРО - ЗРУ - ЗРЫ - ЗРЭ; ПРА - ПРО - ПРУ - ПРЫ - ПРЭ; ФРА - ФРО - ФРУ - ФРЫ - ФРЭ; КРА - КРО - КРУ - КРЫ - КРЭ; ДРА - ДРО - ДРУ - ДРЫ - ДРЭ; ТРА - ТРО - ТРУ - ТРЫ - ТРЭ.

Произносить слова

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добро.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

Повторить текст за взрослым. Пересказать, что запомнил.

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она от-правилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бо-родатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен...

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!