Стройка и ремонт - Информационный портал

Конспект группового логопедического занятия на тему "звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»)". Постановка и автоматизация звука ч, упражнения по дифференциации звуков ч-т, ч-ц, ч-щ Заменяет ц ть на письме

« Методы исправления нарушений различения звуков Ть-Ц».

В письменных работах учащихся нередко встречаются ошибки типа: «пцыцы» -птицы, «цяпнуть» -тяпнуть, «цепло» - тепло, «лецят» - летят, что объясняется неумением учеников различать звуки [ть] и [ц]. Данная консультация направлена на предотвращение и преодоление таких ошибок.

I. Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию (по В.А. Ковшикову).

Взрослый демонстрирует артикуляцию смешиваемых звуков на себе, обращая внимание на сходство и различие положений артикуляционных органов.
«Ц»: При произнесении «ц» кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с альвеолами. Зубы сближены. Воздушная струя холодная, идёт посередине языка, выходит плавно. Голосовые складки не работают, звук глухой.
«Ть»: » кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с нёбом. Воздушная струя тёплая, выходит толчком. Голосовые складки не работают, звук глухой.

II. Различение звуков на слух.

Приготовить две карточки с буквами Т и Ц.

Задание 1. Покажи карточку (букву) того звука, который ты услышишь.

Ть, ц, ц,ть, ц, ть, ть, ц, ть,ц,ть, ц, ть.
Тя, ти, ца, цо, тю, цу, цы, те, тё, цо.
Ать, ац, оть, уц, оц, ыть, уть, эц, ыц, ать, оц, оть, атя, аца, оцо, отё, ицы, ити.
Мять, огурец, цапля, тепло, мять, цыплёнок, цветок, тёмный, целый, телефон, хотел, зацепил, котёнок, поцелуй, месяц, месить, пуговица, катер.

Задание 2. Повтори как я.

Ать-ац, оть-оц, уть-уц, ить-иц, эть-эц, ыть-ыц, ац-ать, оц-оть, уц-уть, иц-ить, ыц-ыть, эц-эть.
Тя-ца, тё-цо, тю-цу, ти-цы, те-це, ца-тя, цу-тю, цы-ти, це-те, цо-тё.
Ац-ать-ать, ац-ац-ать, оц-оть-оть, оц-оц-оть, уц-уц-уть, уть-уть-уц, цо-цо-тё, тё-тё-цо, тя-тя-ца, ца-ца-тя, ти-ти-цы, цы-цы-ти, те-те-це.

Задание 3. Хлопни, если услышишь слово непохожее на все остальные.

Цып, цып, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып.
Ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, тенить, ценить, ценить, ценить.

Задание 4. Разложи картинки со звуками [ть] [ц] на 2 группы.

Тя, ца, ти, тё, цу, цы, тю, оц, уц, те, ить, цо.
Мять, буц, цок, цап, тень, заяц, тип, цепь, тёпло, цена, целый, тёмно, катер, улица, овца.

Задание 2. Вставь пропущенные буквы.

Лепи…ь, …веток, коне.., носи…ь, емно, молоде…, лиси..а, зая…, ко..ёнок, ..ирк.

Задание 3. Подчеркните слова с буквой Т.

Целина, прислать, затем, ценить, пальцы, пылить, пыльца, картина, колодец.

Задание 4. Подчеркните слова с буквой Ц.

Пятница, колесить, кольцо, настенный, цыплёнок, мотоцикл, тесто, мыльница.

Задание 5. Выпишите из текста слова с буквами Ти Ц в 2 столбика.

Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
Мало моднице такой целой цепи золотой!
Снизу с правого конца прикрепила два кольца!

Задание 6. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы: Т и Ц. Спишите.

Поло..ен..е, ..елова..ь, мас..ери..а, ..емен..ировать, за..вес..и, …еф…ели, …епли..а.

Задание 7. Запишите под диктовку.

Стояла тёплая осень. Целыми днями Артём гулял в парке. Там он собирал разноцветные листья. По небу летели перелётные птицы. Когда стемнело, Артём вернулся домой. Дома его ждали котёнок Тима и щенок Цыбик.

Алифанова Е.А., Егорова Н.E. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с. (В помощь логопеду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С", 3, 3", Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л",Р,Р".Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки - это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, - максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Автоматизация звуков С, С"

А они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет - самокат.

Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.

Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут
На охоту летят.

Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два - под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?

2 Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3"

Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути -
Ни заехать, ни зайти.

Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.

ПЕВЦЫ

Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
- Какие вы певцы? - удивляется утёнок. - В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *

5* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.

Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.

6 Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.

На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.

Хвалится соседке:
- Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
- Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.

8 Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.

Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".

Автоматизация звука Ш

Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

9У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
- Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!

10Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.

11 Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! -
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

* Может быть использован при автоматизации звука Л.

Дифференциация звуков С-Ш

Снова он шутками всех насмешит.

Весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня хотят,
А наша Наташа даёт им кашу.
Вот смешная Наташа!

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки!
- Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
- Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!

Дифференциация звуков З-Ж

С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.

ЗАВОДНОЙ ЗАЙКА

У Жени живёт.
Женя не знает
С зайкой забот.
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустынь знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живутони в песках. Эти животные иногдадаже забывают, что такое дождик.Тяжко им там жить.

ЖАБА ЗАБОЛЕЛА

Зелёная жаба никогда ни о ком незаботилась. Всю жизнь жила онаодна: нежилась в лужах, скакала полужайкам и вот однажды - о, ужас! Жаба заболела. Лежит она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жук.

Я жаба, мне никто не нужен.
- Как же ты всю жизнь жила? -ужаснулся жук и побежал за соседями.
Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжёлую минуту она не осталась совсем одна.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Автоматизация звука Ч

Моет плечи, личико,
Моет пальчики, бочок.
- Как бы вымыть язычок?

Отбивает чечётку.
Ни у кого чечётка
Не звучит так чётко.

Почта, ночь, водичка, чётки,
Чемодан, овечка, печь,
Девочка, печенье, меч,
Кабачок, начинка, почка,
Чайка, чайник, мячик... Точка.

Пухлые, как кабачки?
Отвечают хомячки,
Пухлые, как кабачки:
- Не в почёте хомячок,
Если худ его бочок.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

14Часто бывает.
Пачку печенья она покупает,
Булочку к чаю,
Сайку и пончик,
Сладкий кулик
И хлеба батончик.*

ПОЧЕМУЧКА

Почему ночью не летают бабочки?
- Почему есть солнечные зайчики, а лунных нет?
- Почему в темноте не видно чудесных цветов, а на солнышке никто
не замечает, какая необычная у меня спинка?
Мама светлячка очень довольна тем, что у неё такой любознательный сын. Она мечтает о том, что Почемучка станет учёным.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация звуков Ч-Т

Дан котёнку язычок,
Чтобы чистить свой бочок,
Чтобы ночью песни петь,
Чтоб меня лизнуть суметь.
Птичка-синица
Совсем невеличка.
Тенькает она весь день:
- Тень-тень-тень, да
Тень-тень-тень.
О чём тенькает синичка?
О мечте заветной птички.

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

У Кати бычок
Глупый чудачок:
Вздумал обучать
Катю мычать.*

Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т

Но не ходят, а стоят.
День и ночь они скучают
О починке всё мечтают.

Чайник, печку, мяч, бачок,
Баночку, часы, посуду,
Чистота будет повсюду.
Мечтаю я стать силачом,
Ведь силачу все нипочём.
Смельчаку и силачу
Любое дело по-плечу.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Гусь гогочет и гогочет,
Не пойму чего он хочет?
- Я хочу чистой водички,
Семечек и чечевички.

Ездить на мопеде.
Учатся олени
Танцевать на сцене.
Дети учатся читать,
Чтобы обо всём узнать.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

16Очень плохо спится.
Мечтает лисица
Навестить куницу.
Сплетница лисица
В неведенье томится:
Зачем куница
Ездила в столицу?*

Спела Таня Свете.
Танины частушки
Обо всём на свете:
О чистой водице,
О смелой кунице,
О чуткой медведице,
О чудесах и волшебнице.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЧИП - ТКАЧ

Заказала модница-бабочка паучку Чипу платье для танца. День и ночьткал паучок. Днём ему помогали гусеницы, а ночью - светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилосьчудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в клетке мечтает.Очень он хочет помочь кому-нибудь:часики починить, песенку сочинить,блинчиков испечь. Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» -и угостили меня чем-нибудь вкусным, - думает он.

Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? - сказали они.
Оказывается мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА

Жил-был маленький паучок поимени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он когда-нибудь сможет полетать. «Птички летают, пчёлки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» - думал он.
И вот однажды сплёл Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понёс паучка. Чип от радости дажезапел:
- Чудесный полёт,
Прекрасный полёт,
Вот только бы мне
Не сбить самолёт.
Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! А может ты и чирикать научился?»

А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил.

ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят пауч ки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.*

Автоматизация звука Щ

Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.

Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.

19Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.

Щенок тащит щепку.
Ведь для щенка
Пока и щепка велика.

ЩЕНОК-НЕПОСЕДА

Катя обещала маме помыть овощи для щей. Её отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но несиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился иупал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовёт Катю на помощь.Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещанья надо выполнять; а потом мы вместе погуляем». Щенок понимающе кивнул.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация Ч-Щ

Щуку он поймать мечтает,
Но поплавок, как часовой,
Не качнётся над водой.
Почему не хочет щука
Пообедать? Вкусно ведь!
Может видит плохо щука?
Может ей очки надеть?*

Нам не надо помощи.
Тащит воду Ванечка,
Таня чистит овощи.

ДОБЫЧА

Около плотины мальчики ловили лещей и складывали их в ящик. Севв кустах, лисёнок не сводил глаз сящика и, улучив момент, стащил одного леща. Тащит весёлый лисёнок леща в чащу леса. Донесёт до своегожилища, не отщипнув ни кусочка.Очень хочет лисёнок удивить свою маму.*

ЩЕНОК И ПЛАЩ

С вешалки упал плащ. Никогда ещё щенок не видел таких чудных вещей.Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи.

Автоматизация звуков Л, Л

Дупло у белок - это дом.

Он за хвост слона водил.

21Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Луна на облако легла,
А облако как одеяло
Луну окутало, поймало.
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.

Клубнику и хлеб,
Молока полбокала,
Булку и лук,
Лимон и малину,
Похлёбку, бульон
И блина половину.

20Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, когда молоко закипит.

Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, тёлки.
Плохо, голодно ему.

Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала.
Не только меня она напугала.

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

22Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».

ЛУНА И ВОЛКИ

Волки сегодня охотились на лугу около болота. Не поймали ни лося, ни лани. В полнолуние уселись голодные волки на холме и завыли.

Над облаками плыла луна. Поглядела она на волков и улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.

Лось поел котлету.
Долго топал он потом
И плевался под кустом:
«Не надо мне котлету,
Не надо мне конфету!
На лугу, в лесу и в поле
Сена я наемся вволю».

БЕЛКА

Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки иуселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.

Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

Автоматизация звуков Р, Р


Рае и Егорке.
Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобёр и выдра поутру
Играют в новую игру.
Храпит медведь в корнях ракиты.
К нему попробуй подойди ты.

Тигры храбры,
Кобры мудры,
А бобры добры.

Играет Рома на трубе,
Макар играет на гармони,
А Герман на аккордеоне.
Квартет играет в парке
Под кедрами у арки.

Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
(Работать раку неохота,
Не радует его работа.)

Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метёт двор.

В каждый дом идёт с экрана.
Вот такой у папы труд.
Его диктором зовут.
Есть у Ромы огород,
В нём морковка растёт
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.



Где-то в роще за бугром, -
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

Там морковка и горох,
Справа огород Федоры.
В основном там помидоры.
В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
Фёдор встаёт с петухами с утра.
Много забот у него и Петра.
Надо двум братьям дров нарубить,
Чтоб спозаранку печь протопить.

Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.

Едет крот.
У крота под горкою огород.
Радует крота природа:
В реке рыба, бобр у брода,
Радует крота дорога
От огорода до порога
Дома радует крота
И уют, и темнота.

Ведёт к норе водопровод.
Протянет трубы от пруда.
Кран поверни - и есть вода.

Дай, повар, крупы воронятам,
Дай, повар, раков енотам,
Баранок дай бегемотам.
Дай, повар, Роману тортик в обед,
Творог Егору, а Рае - конфет.

Спорит Рая со всем домом;
И поэтому народ
Её спорщицей зовёт.

Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.

О том, как красива
Природа вокруг.
Говори красиво:
Фёдор, ветер, грива,
Барабан, мундир, топор,

Карта, марка, мухомор.

Будка Трезора.
Не пустит Трезор
Гостей за забор.

25 И гостей зовёт с утра,
Но никто из зверей
Не приходит в гости к ней.
Почему-то звери
Кобре той не верят.


МЕЧТА ТАРАКАНА

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи - мечта каждого таракана.

ИГРА

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Друг друга Юра и Рая понимают.

Цели:

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.

Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.

Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия.

Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.

Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т

Цель, солнце, конец — звук Ц.

Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.

3. Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)

Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.

Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.

Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.

Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц

Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!

Негромко звучит музыка.

4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?

Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.

Летим к самой старой звезде!

Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.

Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры

Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо

Сети, пять, пуговица, картина и т.д.

5. Обозначение звука буквой.

Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.

Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.

Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.

Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.

Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.

Проверка работы.

Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.

6. Работа в тетради.

а) Графический диктант.

Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.

Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».

Проверка работы.

Динамическая пауза

Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.

Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.

б) Запись слов в тетради.

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)

Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).

Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).

Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)

У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.

7. Работа со словом.

Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).

Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.

Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.

8. Составление словосочетаний.

Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.

Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?

Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция

Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.

9. Составление предложения из слов.

Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.

Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это

Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.

10. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.

Что запомнилось лучше всего?

В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)

Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!

Я благодарю вас!

Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед

Урок 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`]изолированно и в слогах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] изолированно и в слогах
Задачи:
- совершенствовать звуко-буквенный анализ;
- продолжать работу по совершенствованию слогового анализа и синтеза;
- учить дифференцировать понятия «слово» и «слог»;
- совершенствовать навыки словообразования.
Оборудование: Приложение на каждого ученика, зеркала.
***
Орг.момент
- Рассмотрите картинки – что общего между ними? (На них нарисованы солнце, лестница, птица)
- Какой общий звук мы слышим во всех этих словах? (Звук [ц])
- Найди отличие в картинах (Задание 1) (На одной из картинок нет цветка)
- Узнайте название цветка по первым буквам слов, написанных на его лепестках (Задание 2)
- Начните со слова, написанного с большой буквы. (Дети отвечают: тюльпан)
- Какой первый звук в слове тюльпан? (Звук [т`])
Сообщение темы занятия
- Какие звуки в прозвучавших словах можно спутать? (Звуки [ц] и [т`])
- Тема занятия сегодня – звуки [ц] и [т`].

Характеристика звука [т`]
Назови первый звук в словах: тёплый, тигр, телефон;
Назови последний звук в словах: петь, гулять, шить
Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий.)
Повторите его несколько раз так, как тикают часы: «ть-ть-ть»
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т`]”:
Ть, и, мь, а, пь, кь, сь,ть; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь
Какой буквой мы обозначим звук [т`]? (Буквой «тэ»)
- Отгадай загадки, запиши только первую букву слова-отгадки.

Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди –
Будет бежать впереди. (Тень)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки)

Договори последний слог в словах:
ТЯ: ВИ, Ка, Ми, Нас;
ТИ: пус, мес, вез, пас

Характеристика звука [ц]. Работа перед зеркалом.
- Вспомните - как образуется звук [ц]. Описание артикуляции звука [Ц].
- Как получается звук [Ц]? (Если очень быстро произнести два звука - [т] и [с])
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребёнку артикуляцию звука [Ц]:
губы в улыбке;
зубы сближены, но не сомкнуты;
передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними – за нижними зубами;
Фонетическое упражнение: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦ..
Логопед просит дать характеристику звука - согласный, всегда твёрдый, глухой.
При необходимости логопед может предложить дополнительную опору:
Т - И.п. руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы, сильно сжаты в кулаки;
- воспроизводим движение руками вниз и первоначально произносим резко, громко межзубное Т, тогда язык под сильным напряжением самостоятельно отходит вглубь ротовой полости;
- динамика очень сильная, при убыстрении темпа вначале ступня полностью отрывается от пола, затем носок не отрывается, работают только пятки, далее ступня не отрывается, работают колени, и, наконец, при очень быстром темпе колени ровные, мышцы бёдер напряжены, кисти на уровне диафрагмы;
С - руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладонями от себя, пальцы разомкнуты;
- “Накачай насос” : ладошки выводятся вперёд, слегка вверх и, работая плечевым поясом, с напряжением опускаются вниз, в конце воспроизведения кисти сжимаются в кулаки, ударяются о бёдра, колени подгибаются, расслабление;
- динамика сильная.
Ц - И.п. как на Т, сжатые кулаки поднимаются над головой, резко разжимаются, произносится т и без интервала в движении и произношении переходим на движение и произнесение долгого С. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем Ц. На автоматизацию остаётся краткое движение “Брызгалочка” (вверх).Мышечная динамика двойная.

Что общего между звуками [ц] и [т`]? (оба – согласные, глухие)
- Есть ли разница между звуками [ц] и [т`]? (Да, в твёрдости – мягкости)
ВЫВОД: Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий.

Различение [Ц] - [Т`] в слогах
- Прочитай слоги (Задание 3) по цепочке.

Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц – птиц
- Закончите цепочку слогов по образцу (Задание 4). Прочитайте вслух.
- Вспомните названия лесных жителей. Заполните строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА (Задание 5).
Логопед задаёт детям наводящие вопросы типа: «Как мы назовём маму тигрёнка?»
Слова для справок: тигрица, медведица, волчица, львица, лисица.
- Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова. (Задание 6)
Дети записывают на доске: котенок, цыплёнок, курица, телёнок.
- Как мы подчёркиваем твёрдые и мягкие согласные? (По программе «Гармония» твёрдые - одной, а мягкие - двумя чертами).
- Подчеркните буквы Ц и Т в словах соответственно.

Самостоятельная работа. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги запиши.(Задание 7)
Проверка: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.

Итог
- О каких звуках мы говорили сегодня?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание. Придумайте как можно больше слов, оканчивающихся на –ец. (Подсказка логопеду: ранец, огурец, пловец, танец, колодец, перец, дворец, удалец, кузнец, глупец, беглец, леденец, продавец, мизинец, братец, палец.) (Задание 8)

Различение Ц – Т` в слогах
13 EMBED PBrush 1415
1. Найди отличие в картинах.
2. Игра «Как называется цветок?» аист нос
Узнай название цветка по первым
буквам слов, написанных на его пчела Тигр
лепестках.
___________________________ ь лиса юла
Прочитай слоги.
Ца - цо - цу - ци тя - тё - тю - ти цать – тец
Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц - птиц
4.Закончи цепочку слогов по образцу.
Ца - тя - тя тя - ца - тя ца - тя - тя - ца
Цо - тё - ____ тё - цо - ____ цо - тё - ____- ____
Цу - тю - ____ тю - цу - ____ цу - тю - ____ - ____
Цы - ти - ____ ти - цы - ____ цы - ти - ____ - ____
5.Вспомни названия лесных жителей. Заполни строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА.

_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________

6. Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова, подчёркивая буквы Ц, Т
тё – ко – нок _________________
плё – цы – нок _________________

ку – ца – ри _________________
те – нок – лё _________________ 7. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги выпиши: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.
_________________________________________________________________
8. Придумай как можно больше слов, оканчивающихся на –ец
__________
Примечание. Данное задание можно использовать при дифференциации [т] и [т`]
-Посмотри на картинку. Чем отличаются пары слов? Составь с каждым из слов предложение (устно).Какой одинаковый звук встречается в словах тяпки и шесть?

Урок 2
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в словах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в словах.


- расширять представления об окружающем мире;
- развивать мышление

***
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
- Посмотрите на картинки. (Задание 1)Прочитайте.
- Каких слов не хватает в предложениях (сцену – стену).
- Одинаково ли звучат эти слова? (Нет).
- Чем они отличаются? (В слове «сцена» мы слышим звук [ц], а в слове «стена» - звук [т`]

Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [ц] - [т`] в словах.
- Чем похожи звуки [ц] - [т`]? (Оба согласные, глухие)
- Чем отличаются? ((Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий)

Различение звуков [ц] и [т`] в словах
- Впишите подходящие по смыслу слова.
Тима вышел на сцену. Тёма красит стену.

Прочитайте слова (Задание 2) . Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т`, 3 - с Ц, Т`.(Дети читают слова и объясняют по цепочке)
Слова: Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, милиционер, интерес, птица.

Прослушайте загадки (Задание 3) . Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.
Например: __ __ ц_ - «курица»,Клохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(овца)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь – в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Чудо –ящик. В нём окно.
В том окошечке – кино.
(телевизор)

Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(телефон)

Гладит всё,
Чего касается,
А дотронешься –
Кусается.
(утюг)

Что летом вырастает,
А осенью опадает?
(листья)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
- Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т` (Задание 4). Подчеркни «лишнее» слово (теплица)

Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. (Задание 5).
- Подчеркни их соответственно: твёрдый [ц]– одной чертой, мягкий согласный [т`] – двумя. (По программе «Гармония»)
Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
Итог
- Какие виды работ вам понравились?
- Оценка работы учащихся.
- Дом. задание (Задание 9). Придумай слова со звуками [Ц],[Т `] : в начале, в середине и в конце слова.


- в конце слова: ________________________________________________

Различение Ц – Т` в словах
_______________________
_______________________
Посмотрите на картинки. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Тима вышел на ________. Тёма красит _________.

2.Прочитай слова. Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т, 3 - с Ц, Т.
Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, интерес, птица.
Ц Т` Ц, Т`
_________________ __
·___________________ _______________________

___________________ _____________________ _______________________
3. Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т. Подчеркни «лишнее» слово

Певи____а, писа____ельни____а, ____епли____а, воспита____ельни____а.

5. Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Придумай слова со звуками [Ц],[Т ] : в начале, в середине и в конце слова. Запиши эти слова, подчёркивая Ц, Т`.
- в начале слова: _______________________________________________

В середине слова: _____________________________________________

В конце слова: ________________________________________________ Урок 3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] во фразах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] во фразах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза;
- учить выделять на слух звуки [ц] и [т`] в словах, различать их между собой;
- развивать умение интонационно оформить предложение, обозначить на письме;
- развивать грамматический строй речи (согласование);
- учить составлять предложение.
Оборудование: Приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
- Что нарисовано на картинке? (Шатёр, цирк)
- Прочитайте стихотворение о цирке про себя.(Задание1)
На большой арене ирка
Выступает клоун имка.
В ентр арены вышли игры,
Мы от страха все приихли.
- Какие буквы пропущены в словах?(Буквы Ц и Т).
- Впишите пропущенные буквы.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – чем отличаются звуки [ц] и [т`]?
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различить звуки [ц] и [т`] во фразах.

Упражнения на различение звуков [ц] и [т`]во фразах
- Прочитайте (на доске) по-разному следующую фразу: «П_и_ы приле_ели» (Задание 3)
- Какие буквы пропущены в словах? («ц» и «т»)
- радостно:
- с вопросом:
- как сообщение:
- Запишите предложения, вставив буквы и нужный знак препинания. (Птицы прилетели! Птицы прилетели? Птицы прилетели.)

Вставьте пропущенные буквы Ц или Т (Задание 4)
- Составьте словосочетания, подбирая подходящие слова из разных столбиков. Соедини их стрелками. (По цепочке дети выходят к доске, остальные – в тетради)
____яжёлая мо_____ив
тан___евальный с____екло
____елое ____епь
разно___ветное рукави____ы
____ёмная поло___ен___е
____ёплые пугови____а
Проверка: тяжёлая цепь, танцевальный мотив, целое стекло, разноцветное полотенце, тёмная пуговица, тёплые рукавицы.

Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.(Задание 5)
- Напиши, кто и что умеет делать по образцу.

Игра «Путаница» (Задание 6)
- Составьте и запишите предложения по схеме:

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Болото, по, цапля, ходить.
Жить, скворечник, в, скворец.
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.
Деревце, дятел, сидеть, на.
Коллективная проверка: Цапля ходит по болоту. Скворец живёт в скворечнике. Красавец-тетерев прячется на поляне. Дятел сидит на деревце.
Итог
- Какие виды заданий вам понравились?
Оценивание деятельности учащихся.
Дом. задание.
- Придумай и запиши фразы так, чтобы в каждом слове была бы буква Ц. Например: целился в цель, оцарапал лицо, целое яйцо, сахар в сахарнице, синица с гусеницей.

Различение Ц – Т` во фразах

1. Игра «Буква потерялась» - вставь потерявшуюся букву Ц или Т`13 EMBED PBrush 1415
- радостно: ___________________________________
- с вопросом: _________________________________
- как сообщение: ______________________________
4. Вставь пропущенные буквы Ц или Т. Составь словосочетания, подбирая слова из разных столбиков. Соедини их стрелками.
____яжёлая
тан___евальный
____елое
разно___ветное
____ёмная
____ёплые
мо_____ив
с____екло
____епь
рукави____ы
поло___ен___е
пугови____а
5. Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.
Напиши, кто и что умеет делать по образцу.
О б р а з е ц: Собака умеет тявкать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: тигр, скворец, ученица, котёнок, заяц, телёнок, гусеница, курица.
6. Игра «Путаница» - составь и запиши предложения.
Болото, на, цапля, ходить. ___________________________________________________
Жить, скворечник, в, скворец. ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.______________________________________
__________________________________________________________________________
Деревце, дятел, сидеть, на. __________________________________________________
Урок 4
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в текстах

Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в текстах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа;
- учить выделять и оформлять предложения:
- учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;
- учить определять последовательность предложений в тексте;
- учить дифференцировать понятия «предложение» - «текст»;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Составьте новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица. (Цапля)
- Какое из названных слов - лишнее? (Ящерица – она не птица)
- Обобщи оставшиеся слова. (Птицы)
- Посчитай в слове «П Т И Ц Ы» - количество букв, звуков, слогов.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – о чём мы говорили на предыдущих занятиях.
- Чем отличаются [ц] и [т`]?
- Сегодня мы продолжим учиться различать эти звуки в текстах.

Упражнения на различение [ц] и [т`] в текстах
- Прочитайте рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание 2)
- Впишите слова в текст.
Птица помогла.
У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала дорогое кольцо.

Прочитайте рассказ. Понятен ли он вам? (нет) (Задание 3)
- Почему нам не понятен смысл в этом тексте? (потому что нарушена последовательность предложений).
- Расставьте в пустых клеточках цифры, показывающие правильную последовательность предложений.

Коллективная проверка.
Птицы
5. Птицы стали клевать корм. 1. У дома росло деревце. 4. Петя и Катя насыпали им крошки хлеба. 2. На ветки деревца сели птицы. 3. Это были галки.

Итоговая контрольная работа. Диктант.
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведица в берлоге лежит. Бобёр спит в хате из брёвен. Обмазал стены илом, крышу землёю завалил.
Синица устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Там ветер не задувает. Старый воробей решил подремать в скворечнике. (76 слов) (По Н. Сладкову)

Слова для справок: тетерев, берлога.

Итог
- Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание.(Задание 4). Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»

Различение Ц – Т` в текстах

1. Составь новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица: ______________________________
Какое слово лишнее? _____________________________
Обобщи оставшиеся слова: ________________________
Обозначь количество: в слове П Т И Ц Ы - ____букв
________________звуков
_________________слога
2. Прочитай рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни буквы Ц и Т.
Птица помогла.
У тёти Тани на ________________ было золотое ________________. Проходила раз

Таня по мосту через ___________________ и уронила в воду _________________.

Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по ______________________ большая

Подошла ___________________ поближе, сунула длинный клюв в воду

и достала дорогое ________________.

Слова для справок: кольцо, тётя, палец, болотце, цапля.

3. Прочитайте. Установите правильную последовательность предложений, указав их порядок в пустых клеточках.
Птицы
Птицы стали клевать корм. У дома росло деревце. Петя и Катя насыпали

им крошки хлеба. На ветки деревца сели птицы. Это были галки.

4. Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»!

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах