Стройка и ремонт - Информационный портал

Все темы по обществознанию. Общество. Теория

Воронцова Ю.Н.

Учитель истории

МКОУ НГО «Павдинская СОШ»

Раздел I. Человек и общество.

Тема 1. Человек и природа.

Природа - весь мир в его многообразии форм и проявлений (биосфера + ноосфера + космос - широкий смысл).

Природа – биосфера, естественные условия жизни общества, человека(узкий смысл)

Тема 2. Человек, индивид, личность.

Человек – биологическое, психологическое, социальное существо.

Индивид – («атом» - греч) один из многих людей.

Индивидуальность – человек, обладающий неповторимыми особенностями, отличающийся творчеством и оригинальностью в действиях.

Личность – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Тема 3. Мировоззрение, его виды.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, его миропонимание.

Виды мировоззрений:

 Обыденное мировоззрение - житейское мировоззрение, формируется стихийно, опирается на жизненный опыт человека.

 Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, других священных книг.

 Научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на достижения науки, обобщённые итоги человеческой деятельности.

 Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение людей, стремящихся осуществить развитие общества на благо людей по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Тема 4. Истина и её критерии.

Все, кто признаёт познаваемость мира, различают две формы познания: чувственного – через ощущения, восприятия и представления и рационального через понятия, суждения, умозаключения. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и выступают как единое целое.

Но знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Тема 5. Понятие «общество».

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – конкретный этап в историческом развитии народов (феодальное общество, рабовладельческое общество), часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия (российское общество, китайское общество)

Тема 6. Типология обществ.

Общества со сходными признаками или критериями составляют типологию обществ.

По наличию письменности: письменные и дописьменные.

По степени социального расслоения: простые(нет богатых и бедных) и сложные(с социальным расслоением).

По способу производства и форме собственности (по общественно-экономическим формациям предложил разделять К.Маркс) :

Первобытное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Коммунистическое (в будущем).

Современная наука использует все признаки и типологии и разделяет все существовавшие и существующие общества на три типа:

Доиндустриальное(или традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное – термин ввели А.Тоффлер и Д.Белл (сегодня называют информационное)

Тема 7. Основные сферы общества.

Экономическая сфера: производство обмен распределение потребление

Политическая сфера: государство, местные органы власти, политические партии, общественные объединения

Социальная сфера: социальные слои, классы, нации, организации обеспечивающие благосостояние

Духовная сфера: культура, наука, образование, религия

Тема 8. Социальные институты общества

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества:

 Производство(завод, фирма)

 Школа (образование)

 Церковь (религия)

 Государство (армия)

Функции социальных институтов:

Воспроизводство и воспитание детей,

Производство и распределение жизненных благ,

Социализация - передача знаний, общественных ценностей, наследия культуры

Решение духовных проблем,

Управление, контроль, поддержание законов, порядка, безопасности

Тема 9. Культура. Формы и разновидности культуры.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Формы культур:

 Народная – национальная культура, создаваемая народом (этносом), передающаяся из уст в уста в виде фольклора, нравов, обычаев.

 Массовая - культура больших масс людей различных национальностей как единое целое, сложившееся в XX веке в связи с размыванием границ. Она имеет коммерческую направленность, ориентируется на массового потребителя, проста, доступна и развлекательна.

 Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг людей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

 Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура может быть позитивной (профессиональные субкультуры) и негативной (контркультурой - культурой тех групп общества, которые бросают вызов обществу, претендуя на универсальность).

Тема 10. Социальный прогресс.

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от простого к сложному, от низшего к высшему, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный прогресс: экономический, технический, культурный

Процессом противоположным прогрессу, является регресс - отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени.

Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно - путём реформ или скачками - путём революций.

Тема 11. Глобальные проблемы человечества.

Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:

1. Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.

2. Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.

3. Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.

4. Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.

5. Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.

6. Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение и общее перенаселение планеты - голод).

7. Истощение полезных ископаемых, источников энергии.

8. Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).

9. Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).

Тесты для закрепления по теме: Человек и общество

а) государство в) общество

б) страна г) сообщество

А. В пределах одной страны в различные исторические периоды сохраняется один и тот же тип общества.

Б. Общество исторически возникло раньше государства

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) экономической сфере

б) политической сфере

в) социальной сфере

а) экономическая сфера 1) религия

б) политическая сфера 2) политическая партия

в) социальная сфера 3) банки

г) духовная сфера 4) здравоохранение

а) общественно-экономическая формация

б) научный коммунизм

в) способ производства

г) постиндустриальное общество

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство

б) информация является одной из основных ценностей и ресурсов

в) преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания

г) натуральное хозяйство

д) машинный труд

А. Прогрессивное развитие общества идёт равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления, а также какие-либо возвратные движения.

Б. Прогресс в одной сфере общества может сопровождаться регрессом в другой сфере.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

а) гениальным в) великой личностью

б) личностью г) индивидом

(несколько вариантов ответа)

а) человек с рождения является личностью

б) личность формируется в течении длительного времени

в) личностью становятся в процессе социализации

г) проявляется вне общества

д) выражается в самостоятельных поступках

а) физиологические в) престижные

б) социальные г) духовные

а) воспитания в) самовоспитания

б) социализации г) самоконтроля

Речевое общение, повседневное общение, служебное общение, ритуальное общение, межкультурное общение.

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»(Гераклит)

2 вариант

а) государством в) общество

б) страной г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) политической сферы на духовную

б) экономической сферы на политическую

в) политической сферы на экономическую

г) социальной сферы на экономическую

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера 1) наука

б) политическая сфера 2) завод

в) социальная сфера 3) государство

г) духовная сфера 4) пенсионное обеспечение

а) общественно-экономические формации

б) общества охотников и собирателей

в) простые и сложные

г) традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания

б) появление экологических проблем

в) переход от мануфактуры к фабрике

г) изобретение компьютерных технологий

д) установление фашистского режима

е) рост смертности населения

А. Развитие человеческого общества не может существенно повлиять на состояние природной среды.

Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) доиндустриальное общество

б) индустриальное общество

г) традиционное общество

а) индивид 1) человек с характерными чертами характера, темперамента,

интеллекта, результат социализации

б) личность 2) биосоциальное существо, один из многих

в) индивидуальность 3) сумма неповторимых черт внешности, характера, оригинальность в действиях

а) врождённые потребности

б) духовные потребности

в) удовлетворённые потребности

г) неудовлетворённые потребности

а) физиологических потребностей

б) социальных потребностей

в) престижных потребностей

г) потребностей в безопасности

Семья, школа, природа, СМИ, район проживания.

«Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

III вариант.

а) динамичную систему

б) часть природы

в) весь окружающий человека материальный мир

г) не подверженную изменениям систему.

а) престижной профессии

б) творческом самовыражении

в) уважении окружающими

г) сохранении здоровья.

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Труд в отличие от общения

а) является видом деятельности

б) может доставлять удовольствие

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды

г) предполагает наличие цели.

а) подражание как путь овладения умениями

б) способность абстрактно мыслить

в) общение с помощью членораздельной речи

г) потребность быть в обществе.

а) предмет познания

б) познаваемые явления природы

в) научный прибор

г) познающий человек.

а) фиксирует наглядный образ предмета

б) формирует суждение о предмете

в) абстрагируется от второстепенных черт

г) раскрывает сущность предмета.

а) создание новых материальных ценностей

б) выработку нравственных норм

в) раскрытие смысла жизни

г) выявление закономерностей развития мира.

А. Истина – это знание, соответствующее предмету познания.

Б. Истина – это знание, соответствующее идеалам справедливости.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны.

а) субъективность творчества и его оценки

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного

в) стремление к достоверности результатов и выводов

г) проведение экспериментов

д) обоснованность предположений

е) создание художественных образов.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСОБЕННОСТИ

1) эксперимент а) используется не сам изучаемый предмет

а его упрощенное изображение

2) моделирование б) изучаемый объект исследуется в его

естественном состоянии

3)наблюдение в) исследуемый объект изолируется,

подвергается специальному воздействию

а) инстинктивное поведение

б) наличие разума

в) целесообразная активность

г) социальная оценка поступков и их последствий

д) постоянное развитие в процессе жизнедеятельности

е) эмоциональные проявления.

«Наука – это истина, помноженная на сомнения» (П. Валерии).

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (И.Шерр).

1 вариант

1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом это

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

б) верно только Б+

3. Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относится к

в) социальной сфере+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

5. Учёные А.Тоффлер и Д. Белл ввели в научный оборот понятие:

г) постиндустриальное общество+

6. Найдите характерные черты индустриального общества (несколько вариантов ответа)

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство+

д) машинный труд+

7. Верны ли следующие суждения о прогрессе и регрессе?

б) верно только Б+

8. Каждый рождающийся в мире младенец является

г) индивидом+

9. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности

(несколько вариантов ответа)

б) личность формируется в течении длительного времени+

в) личностью становятся в процессе социализации+

д) выражается в самостоятельных поступках+

10. Основными (базисными) потребностями согласно иерархии потребностей выступают

а) физиологические+

11. После выхода на пенсию Л. увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример

б) социализации +

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к классификации форм общения в зависимости от характера и содержания информации. Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Речевое общение,

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»

(Гераклит)

II вариант.

1. Группу людей объединившихся для совместной деятельности называют

в) общество+

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Б. Все сферы общества развиваются обособленно и не могут оказывать друг на друга существенного влияния.

а) верно только А+

3. В ходе революции 1917 г. в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния

в) политической сферы на экономическую+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

5. Карл Маркс разделил историю развития общества на

а) общественно-экономические формации+

6. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания+

в) переход от мануфактуры к фабрике+

г) изобретение компьютерных технологий+

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

г) оба суждения не верны+

8. В современных государствах – США, Япония, Франция, Великобритания – существует

б) индустриальное общество+

9.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

10. Побудительной силой обладают только

г) неудовлетворённые потребности+

11. Певец Б. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалисов. Жюри присудило Б. первое место. Это пример удовлетворения

в) престижных потребностей+

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «социальная среда». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

природа ,

13. Эссе. «Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

III вариант.

1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

а) динамичную систему+

2. С биологической сущностью человека связана его потребность в

г) сохранении здоровья.+

3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

в) верны оба суждения+

4. Труд в отличие от общения

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды+

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

а) подражание как путь овладения умениями+

6. Субъектом познавательной деятельности является

г) познающий человек.+

7. Чувственное познание в отличие от рационального

а) фиксирует наглядный образ предмета+

8. Научное познание направлено, в первую очередь, на

г) выявление закономерностей развития мира.+

9. Верны ли следующие суждения об истине?

а) верно только А+

10. Выберите из списка отличительные черты искусства

а) субъективность творчества и его оценки +

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного +

е) создание художественных образов. +

11. Установите соответствие между способом проверки результатов познания и его особенностью.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ

12. Найдите в приведенном списке черты, определяющие отличия человека от других живых существ

б) наличие разума +

в) целесообразная активность +

г) социальная оценка поступков и их последствий+

Вам понадобится

  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

История не просто набор фактов, которые надо вызубрить. Она очень логична. Конечно, названия, даты, имена князей и императоров придется просто выучить, но в остальном все можно поделить на блоки, учить по которым будет намного легче. Например: политика, социальная сфера, культура, войны.

В каждом пункте каждого параграфа учебника есть пара важных фактов и есть подробности, нередко излишние и запутывающие, или изложенные так, что запомнить их просто невозможно. Забудьте про них на время. Представьте себе, что скоро Новый год и что вы собираете и наряжаете искусственную елку. Сначала нужно собрать саму елку, т.е. прикрепить "лапы" к "стволу", потом обернуть ее гирляндой из лампочек, и только после этого вешать игрушки. Так вот: не пытайтесь вешать игрушки, если елка еще не собрана! Период правления Александра II, например, - это всего отмена крепостного , судебная, земская и военная реформы, а потом уже количество покушений на него и постройка Храма Спаса-на-Крови на том месте, где он был смертельно ранен.

Полезный совет

Поговорите с теми, кто сдавал ЕГЭ по истории в прошлом году. Какие были вопросы, что показалось им сложным?
Налаживайте контакт с вашим учителем истории. Он работает, чтобы вам помогать. Наверняка он знает и может посоветовать хорошие учебные пособия.
Если история никак не сдается на вашу милость, поговорите с родителями о репетиторе. Лучше потратить деньги на репетитора, чем поступать в вуз на следующий год или выбирать менее престижный вуз.

Несмотря на то, что обществознание - весьма легкий предмет, сдавать его в рамках единого государственного экзамена весьма непросто. А получить оценку на экзамене в 100 баллов вообще представляется невыполнимой задачей. Тем не менее, ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов абсолютно реально.

Вам понадобится

  • - четыре часа свободного времени ежедневно в течение 2-3 недель;
  • - усидчивость и старательность;
  • - 2-3 книги по обществознанию различных авторов;
  • - необходимые нормативно-правовые акты в актуальной редакции;
  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

Лучшими твоими друзьями на ближайшее время должны стать терпение и усидчивость. Обществознание - предмет хоть и , но объем информации, которую необходимо знать, чтобы успешно сдать ЕГЭ, велик, поэтому придется потрудиться, чтобы уничтожить пробелы в познаниях. Если ты будешь выделять ежедневно часа четыре на подготовку , то уже через 2-3 недели изучишь весь курс данного предмета. Но тебе придется максимально сконцентрироваться на усвоении информации, чтобы не перечитывать один и тот же материал несколько раз.

Сделай краткие шпаргалки. Так ты закрепишь и обобщишь весь массив информации. Пусть тебе и не придется ими воспользоваться, но в процессе их написания ты дополнительно повторишь самое важное из всего курса. Если шпаргалки делать лень, можно подчеркнуть карандашом в книге основные тезисы каждого параграфа - перечитаешь , а потом аккуратненько сотрешь карандаш ластиком.

Не ограничивайся одной книгой - используй 2-3 учебника различных авторов. Зачем это надо? Сколько юристов, столько и мнений. Обществознание устройство государства и общества, авторами, имеющими . На одну только тему «что первично: государство или общество?» существует несколько гипотез, которые необходимо знать. Если ты будешь готовиться к ЕГЭ только по одной книге, твои знания будут ограничиваться мнением одного конкретного человека по тому или иному вопросу. Но на экзамене могут попасться весьма каверзные вопросы и иметь материал для рассуждений просто необходимо.

Поскольку предмет изучает государственно-правовые вопросы, и в книгах часто встречаются ссылки на статьи того или иного закона, тебе следует ознакомиться с действующим на данный момент в РФ законодательством. Только с основными и необходимыми для успешной сдачи экзамена актами. Для сдачи ЕГЭ по тебе понадобится изучить Конституцию, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации. Если же купить их не представляется возможным, тебе поможет интернет, на просторах которого ты и найдешь необходимые нормативно-правовые акты.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • егэ по обществознанию баллы

Для того чтобы успешно сдать по истории на 100 баллов, необходима основательная подготовка. Можно посещать занятия с репетитором – в этом случае шансы сдать экзамен на отлично увеличиваются. Но как быть тому, кто не располагает средствами для дополнительных занятий? Здесь остается надеяться только на свои собственные силы и готовить себя к ЕГЭ самостоятельно.

Инструкция

Приобретите дополнительную литературу для подготовки к ЕГЭ . Не покупайте первые попавшиеся учебники. Лучше внимательно изучите их в магазине – понятным ли языком там информация, какого года выпуск вы держите в руках, доступно ли авторы объясняют решение, весь ли материал собран в книге. Только после того как пособие удовлетворит все вашим требованиям – смело покупайте его.

Решайте ежедневно предложенные тесты. Возможно, вам попадутся некоторые знакомые вопросы, и вы с легкостью сможете на них ответить. Анализируя свои ответы, делайте акцент на неправильных. Не ленитесь делать работу над ошибками, чтобы больше их не допускать. Заучивайте даты, определения, факты, – на ЕГЭ вы обязательно их вспомните. Если вы по каким-либо причинам не занимались несколько дней, старайтесь повторить уже пройденный материал, хотя бы бегло, чтобы «освежить» в памяти информацию.

Делайте шпаргалки. Не факт, что вы возьмете их с собой на . Зато вы запомните то, что записали. Выписывайте даты, которые обязательно будут в тестах. Не забывайте вносить в свою имена известных людей, которые внесли свой вклад в историю. Уделите отдельное внимание определениям, так как в части В акцент делается именно на терминах. Часть С предполагает более ответ. Поэтому читайте как можно больше, чтобы суметь сориентироваться, даже если вам попадется сложный вопрос.

В течение года старайтесь участвовать в школьных олимпиадах по – это будет замечательным подспорьем для сдачи ЕГЭ по предмету на отлично. Не ленитесь посещать библиотеку, если какого-то материала у вас нет дома.

Видео по теме

Источники:

  • сдай егэ на 100

Обществознание остается самым популярным предметом, который выбирают школьники в качестве выпускного экзамена. Результаты ЕГЭ по обществознанию требуются для поступления на юридический, социологический и многие другие гуманитарные факультеты. Для того чтобы успешно пройти это испытание, необходимо серьезно к нему подготовиться.

Вам понадобится

  • - учебники по обществознанию;
  • - нормативно-правовые документы РФ;
  • - листы бумаги;
  • - ручка.

Инструкция

Ошибкой многих выпускников является то, что они считают обществознание легким предметом, сдача которого не составит труда. Не оставляйте изучение материала на последние дни перед экзаменом, поскольку высокий балл можно получить лишь при тщательном изучении большого объема информации. Начните подготовку не менее чем за месяц до проведения ЕГЭ.

Учебный курс обществознания состоит из пяти разных предметов: экономики, права, социологии, политологии и философии, каждый из которых содержит свои основные понятия и термины. При подготовке к ЕГЭ нельзя ограничиваться одним школьным учебником. Подберите несколько солидных изданий профессиональных авторов, в которых приводятся различные точки зрения на ту или иную проблему.

Помимо учебной литературы при подготовке к экзамену тщательно изучите основные нормативно-правовые документы РФ (Конституция Российской Федерации, Гражданский и Уголовный кодексы). Эти законодательные акты можно легко отыскать в любой библиотеке или интернете.

Для успешного выполнения тестовой части ЕГЭ необходимо подробно ознакомиться с основными понятиями курса, а некоторые выучить наизусть. Подключайте к процессу запоминания моторную и зрительную память. Это можно сделать, изготавливая небольшие шпаргалки. На листах бумаги записывайте ключевые термины, основные фамилии и даты. Так будет легче структурировать и обобщить, а впоследствии повторить большой объем материала. Брать эти шпаргалки на сам экзамен не стоит, они будут только отвлекать от главного.

Наибольшую трудность на ЕГЭ обычно вызывает написание эссе. Важно, чтобы в нем была сформулирована основная мысль (тезис), при раскрытии которой вы сможете максимально показать глубину и качество ваших знаний по предмету. Этого невозможно достичь без регулярных тренировок в написании подобных работ.

Подготовка к ЕГЭ

Сдавать ЕГЭ будет легко, если все задания окажутся знакомыми и ученик не будет "плавать" в терминах и датах. Поэтому готовиться к экзамену следует заблаговременно, а не в последний день. Выделите удобное для вас время - вы можете заниматься каждый день по тридцать минут, либо три раза в неделю по часу или более. Все зависит от вашей утомляемости и готовности воспринимать повторяемый материал. Эти занятия должны быть плодотворными, вы должны запоминать информацию, а не просто бегло ее просматривать.
Запоминайте даты, так как они являются важными составляющими в изучении истории. Если у вас плохая память на числа, то воспользуйтесь методом ассоциаций. Соотносите их с важными для вас датами.
Запоминайте даты, так как они являются важными составляющими в изучении истории. Если у вас плохая память на числа, то воспользуйтесь методом ассоциаций. Соотносите их с важными для вас датами.

Задания по истории

Приобретите специальные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории. Запоминайте задания и ответы на них, которые там предлагаются. Уделяйте достаточное количество времени каждому вопросу. Конспектируйте важные термины и даты. При необходимости вы сможете быстро найти нужную информацию, а также запись на бумаге помогает лучше запоминать.
Пособия следует покупать "свежие", то есть того года, в котором вы будете сдавать экзамен, с учетом всех изменений и поправок. Отдайте предпочтения тем пособиям, в которых написаны наиболее полные ответы.
Пособия следует покупать "свежие", то есть того года, в котором вы будете сдавать экзамен, с учетом всех изменений и поправок. Отдайте предпочтения тем пособиям, в которых написаны наиболее полные ответы.

Поведение на экзамене

Не отвечайте наугад, если вы не помните правильный ответ. Постарайтесь воспроизвести в памяти пройденный материал. Вы обязательно вспомните что-либо, касающееся этой темы. Размышляйте логически. Вариантов не так много, поэтому выбрать правильный не составит труда.

Совет 7: Как эффективно вести конспекты для подготовки к ЕГЭ

Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ, помимо заучивания нужно эффективно писать конспекты для хорошего запоминания материала. Для этого нужно следовать определенным правилам. Они состоят в основном в том, чтобы выделять главное из общего.

Что записывать и как выделять главное

Итак, мы определились, что нужно выделять главное из общего. Как же это сделать? Во-первых, выделите по ходу текста или лекции ключевые слова, они как раз и будут вас направлять. Ключевые слова обезопасят также от записи ненужной, лишней информации. Во-вторых, найдите предложения, которые связаны с этими ключевыми словами, выпишите их, так у вас начнет складываться текст. В-третьих, найдите все определения, которые встретятся в тексте. Ну и в-четвертых, задайте все вопросы, которые могут возникнуть при чтении заголовка темы. Ответы на эти вопросы как раз и являются главным в записываемой информации.


После того как вы все выделили, составьте логически связный текст, сократив его до минимума. Введите и используйте сокращения слов, так как они помогут сократить объем текста, что лучше для восприятия и запоминания. Не пропускайте ни одного определения, ведь они и являются основой конспекта. При любом возможном случае составляйте таблицы и списки.

Как оформлять конспект

Давно известно, что оформление текста играет не менее важную роль, чем информативное содержание, так как оно помогает легче запомнить. Итак, чтобы эффективно оформить конспект, разделите страницу на части: снизу и , у вас таким образом получится 3 блока. В центре пишите всю главную информацию, внизу запишите все термины и определения, которые встречались в тексте, а сбоку сделайте рисунки или схемы. Такой способ разделения страницы поможет вам лучше ориентироваться на ней, находить нужную информацию, а также учить. Рисунки в этом случае помогут запомнить материал на основе ассоциаций и образов, а таблицы и списки помогут упорядочить его.


Следующее, что нужно помнить при оформлении конспекта – использование разных цветных ручек и маркеров, которые также нужно использовать для выделения различных тем и определений. Можете привязать определенные цвета к типу выделяемой информации, например, красным выделяйте определения, черным – темы, – схемы и т.д., так вам будет легче ориентироваться по тексту.


Не забывайте выделять определения, отступив несколько клеток перед ним и после. Это делается из-за того, что сплошной текст запоминается очень трудно.


Такое ведение конспектов поможет вам легко, быстро, эффективно запомнить и записать материал, выделить из него общее. Пожалуй, такой способ подойдет не только для подготовки к ЕГЭ, но и в повседневной жизни.

Несмотря на то, что многие скептически относятся к образованию, как таковому, я считаю его крайне полезной и нужной вещью для успешного человека. Речь идет не о фактическом наличии диплома или аттестата, а именно о системном представлении выбранного направления. Образование позволяет увидеть взаимосвязь или, как я это называю, рассмотреть работу с высоты птичьего полета. Это тема отдельной статьи и если вы не хотите ее пропустить – подпишитесь на обновления .

К чему я заговорил про образование? Дело в том, что поступление в хороший вуз и качество получения теоретических знаний напрямую зависят от баллов ЕГЭ. Лично я считаю это хорошей практикой, так как благодаря ней каждый сможет поступить туда, куда хочет (при должно усилии, конечно). Однако получить высокие баллы не так-то просто. Необходимо знать, как подготовиться к ЕГЭ, какие темы учить и так далее.

Почему я считаю, что достаточно квалифицирован в данном вопросе? Конечно, у меня нет педагогического образования (возможно, получу в будущем), однако у меня есть хорошие практические результаты. Так, по обществознанию я получил заветные 100 баллов , а по русскому языку 87, что также является неплохим результатом. При этом я не сидел за учебниками днями напролет, а жил вполне обычной жизнью, работая и гуляя на улице.

Когда я начал подготовку к ЕГЭ по обществознанию, у меня в голове не было практически ничего. Изначально я не планировал сдавать данный предмет, так как хотел идти учиться на лингвиста-переводчика, но впоследствии поменял свой выбор. Это очень сильно разочаровало учительницу по обществознанию, так как она меня не любила и считала, что я не смогу подготовиться должным образом. Мне предстояло доказать ей обратное.

Чтобы , я решил действовать по следующему плану:

  • Проанализировать ЕГЭ предыдущих лет (их легко можно найти в интернете);
  • Найти всю необходимую информацию о прохождении экзамена (сколько времени и т.д.);
  • Просмотреть области знания, которые необходимо задействовать (экономика, политология и т.д.);
  • Найти максимум заданий (в интернете, книжки с тестами и т.д.);
  • Составить план подготовки;
  • Привести его в жизнь.

В принципе, в этом нет ничего сложного. До сдачи оставалось еще где-то 7 месяцев, так что я понимал, что успею справиться с намеченными целями.

Стоит отметить, что я рассказываю, как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Вы, конечно, можете обращаться к репетиторам. Особенно, если вам необходимо получить высокие баллы по сложным (по крайне мере, для меня) предметам вроде физики, химии, биологии и т.д. Я не сдавал по ним экзамены и не знаю специфику подготовки, поэтому рассказываю общие принципы, которых придерживался я сам и которые помогли мне достичь результата.

Поймите, что от вас требуется

Для достижения цели необходимо знать, куда двигаться. Конечно, лучше всего будет поставить перед собой конкретную, измеряемую и реалистичную задачу, однако это может оказать демотивирующий эффект, поэтому необходимо просто понять, что от вас нужно. Тут следует выделить несколько этапов.

  1. этап. Краткий просмотр содержимого экзаменационной части. То есть, вы должны понять, сколько всего разновидностей заданий будет, какие навыки для этого необходимо развить и что вообще вам предстоит делать. Например, в русском языке необходимо выполнить тестовую часть, часть с кратким ответом и написать сочинение. В математике тестовая часть отсутствует (по крайне мере, на данный момент), а литературе необходимо очень много писать. Вам нужно понять специфику именно вашего экзамена.
  2. этап. Просмотр конкретных заданий и выявление направлений подготовки. Для примера возьмем тот же русский язык. В задании А1 необходимо правильно указать ударение. То есть, вы себе запишите (в блокнот или отдельную тетрадь), что именно требуется в этом задании. В итоге у вас должен получится список, в котором в первом столбике будет номер упражнения, а во втором, что необходимо сделать. Если вам удобно, то можно создать отдельную таблицу в Word или Excel. Этот очень важно, если вы хотите понять, как подготовиться к ЕГЭ с нуля самостоятельно.
  3. этап. Определите пробелы и укажите, что вам необходимо выучить. Например, вы понимаете, что совершенно не знаете правильное ударение в словах. В третьем абзаце вы ставите себе задачу: «найти все встречающиеся в этом упражнении слова и выучить их ударение», а затем «расширить базу слов со сложным ударением», ну чтобы наверняка. Благодаря этому вы поймете, чем именно вам стоит заниматься и куда двигаться.

В итоге у вас должна получиться примерно такая таблица:

Не пропускайте эти этапы. Учить все подряд – далеко не самый лучший вариант. Также стоит избегать тестовых проверок знаний, которые не связаны с экзаменом. Например, в том же обществознании можно выучить ОЧЕНЬ много, так как это комплекс из большого количества наук. Понятно, что у ученика есть множество пробелов по этим дисциплинам. Однако, что понять, как готовиться к ЕГЭ, необходимо изучать только то, что пригодится на экзамене.

Поймите, что умственные ресурсы ограничены. У вас не получится за короткий промежуток времени выучить очень много материала. А ведь придется готовиться не к одному предмету, а к нескольким. Поэтому нужно максимально сузить круг подготовки для сдачи экзамена. Я знаю, что за такие строки меня покарают учителя, однако узкая специализация позволит в будущем получить гораздо больше, чем знать все, но по чуть-чуть. Поэтому лучше заранее определиться с будущей профессией и двигаться в этом направлении.

Подготовьте папку с теоретическим материалом

Теперь вы знаете, что нужно делать и куда двигаться. Самое время заняться подготовкой к ЕГЭ. Ее нужно начать со сбора теоретических материалов. Их огромное количество: учебники, статьи, информация из интернета, разбор практических заданий и т.д. Вы должны найти максимум информации, внимательно прочитать ее, проанализировать и составить краткий конспект.

Например, в задании А1 по русскому языку нужно выбрать правильное ударение в слове. Есть определенные правила, вроде «если в слове есть буква ё, то ударение всегда падает на неё». Прочитайте их, выпишите основные или те, которые вы не знали. Затем составьте список из слов, которые вызывают у вас сложности. Теперь подпишите листок и вставьте его в папку.

В итоге у вас получится собственный справочник по любому заданию. Зачем он нужен? Во-первых, пока вы будете его составлять, у вас голове скопится очень много полезных знаний. Если бы вы просто изучали теорию, то не смогли бы запомнить столько информации. Во-вторых, прорешивая варианты заданий, вы сможете открыть теоретический материал и понять, какой ответ написать. Так вы сможете решать более сложные задания, не заглядывая в ответы. В-третьих, вы сможете доказать учителям, что действительно работаете, и они могут вам не мешать. Конечно, это шутка.

Лучше всего делать ее в печатном варианте, а не на компьютере. Это гораздо удобнее, и вы легко сможете отыскать нужный материал. Более того, на компьютере очень много отвлекающих вещей, а решать экзаменационные варианты лучше в атмосфере, когда вас ничего не отвлекает.

Теперь от вас потребуется действовать по следующему алгоритму:

  • Каждое задание решить отдельно по несколько раз. Например, 50 раз А1, затем 50 раз А2;
  • После этого приступить к групповому решению. Например, 30 раз заданий с А1 по А7;
  • Затем решать целыми блоками. Например, 10 раз решить всю часть А;
  • Предпоследний шаг – решайте экзаменационные варианты полностью. Например, решить 5 готовых вариантов;
  • В конце проведите готовый экзамен, соблюдая все временные промежутки.
  1. Вы сможете внимательно прорешать каждую составляющую, не пропуская части, которые кажутся легкими;
  2. У вас получится автоматизировать решение отдельных заданий или частей, вам будет более понятно, какие задания у вас не получается и что именно можно подтянуть;
  3. Вы сможете получать достоверные результаты и отслеживать динамику.

Отслеживайте количество ошибок, которые у вас получились. Особенно, если вы интересно, как подготовиться к ЕГЭ по истории или математике. Можете составить диаграмму в Excel, если умеете, которая будет демонстрировать снижающийся уровень ошибок – это мотивирует.

Также после каждого решения вам необходимо будет найти недочеты и еще раз внимательно прочитать теорию. Получая информацию таким образом, вы сможете лучше разобраться в вопросе и вам не придется ничего зазубривать. Тем более, все это можно превратить в игру, с помощью которой подготовка станет увлекательным занятием.

Когда и сколько заниматься

Тут сложно дать конкретные рекомендации, так как многое зависит от ваших конкретных целей, загруженности, учебной смены и многого другого. Можно выделить лишь ряд основных рекомендаций, которые действительно работают и применяются в обучении. Кстати, у меня на блоге есть отличный материал про то, можете пройти по ссылке и прочитать.

Лучше заниматься по чуть-чуть, но постоянно. Например, вместо того, чтобы раз в неделю 2 часа заниматься с репетитором, лучше каждый день уделять по 15 минут. Вы скажите, что в сумме получится всего 1 час 45 минут, однако эффект окажется в разы лучше.

Также я советую заниматься с утра, когда голова еще не забита информацией и перед сном, чтобы знания быстрее ушли в долгосрочную память. Конечно, никто не запрещает вам заниматься днем, причем это даже нужно делать. Просто перед отходом ко сну кратко пробегитесь по изученному материалу и внушите себе, что уже запомнили его.

Если вы знакомы с техникой «Помодоро», то лучше использовать ее. Суть заключается в том, что вы в течение 25 минут интенсивно что-то учите, а затем 5 минут отдыхаете. Такой подход позволяет выучить гораздо больше, затрачивая меньше времени и усилий.

  • Смотрите видео разборы. Это очень хорошо помогает выработать правильный алгоритм решения задач. Особенно в точных науках вроде физики и математики. Там достаточно подробно пошагово описывается, что и в какой последовательности необходимо делать, чтобы решить задачу или пример. В интернете можно легко найти подобные видеоразборы;
  • Выписывайте все, что вам показалось непонятно. Однако перед этим обязательно прочтите максимум информации. Рекомендую завести отдельную страничку в вашем блокноте или папке. Затем подойдите к учителю или репетитору с данными вопросами и попросите их подробно разъяснить;
  • Подпишитесь на паблики вконтакте. Одно время я даже был одним из активных участников: выкладывал задания и решения на них. Прорешивайте различные варианты, вступайте в дискуссии и помогайте объяснять теорию другим. Это вам обязательно поможет и зачтется;
  • Читайте больше материалов по саморазвитию. Благодаря этому вы сможете эффективнее обучаться, да и вообще улучшите качество своей жизни. Кстати, у меня на блоге каждую неделю выходит новый полезный материал, так что можете подписаться на обновления , чтобы не упустить что-то действительно важное.

Теперь вы знаете, как подготовиться к ЕГЭ. Если у вас есть какие-либо вопросы, смело задавайте их в комментариях. Пока!

Русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности.

По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию подвергся незначительным изменениям . Разработчики пересмотрели сложность заданий № 28 и 29, из-за чего максимальный первичный балл за весь тест увеличился с 62 до 64.

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 первичных баллов. Их давали, например, правильно выполненные первые 13 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего он появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл увеличился с 62 до 64, очень вероятно, что незначительно может поменяться и минимальный балл.

Пока же можно ориентироваться на эти таблицы:

Структура ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.

  • Часть 1: 20 заданий (№ 1–20) с кратким ответом (выбрать правильный ответ из предложенных, установить соответствие между элементами двух множеств, вставить пропущенное слово в тексте);
  • Часть 2: 9 заданий (№ 21-29) с развернутым ответом (ответы на вопросы, мини-сочинения).

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 39
2010 39 56,38 444 219 3,9 34 210
2011 39 57,11 280 254 3,9 23 210
2012 39 55,2 478 561 5,3 86 210
2013 39 56,23 471 011 5,3 94 210
2014 39 55,4 235
2015 42 53,3 235
2016 42 235
2017 42 235
2018

ЕГЭ по обществознанию в качестве предмета по выбору сдают многие выпускники. Это, пожалуй, один из наиболее популярных экзаменов. Как готовиться к нему? Как продумать подготовку таким образом, чтобы она была наиболее эффективной? Попробую дать вам, ребята, рекомендации. Они не раз уже оправдали себя, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.

Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию?

Первый шаг: учите теорию

  • Помните, что ответ на любой вопрос начинается со знания ТЕОРИИ . Не зная её, опираясь только на жизненный опыт, много баллов не набрать.
  • Ориентиром в море информации станет для вас КОДИФИКАТОР. Он всегда прилагается к демоверсии. В нём чётко указано, по каким темам будет опрос, какие вопросы нужно повторить. Пусть кодификатор всегда будет на видном месте (над письменным столом, на титульном листе ваших конспектов и т.д.)
  • Однако кодификатор даёт лишь общие направления тем. В каждой из тем есть множество мелких подтем, которые в нём не указаны. Поэтому нужно стараться изучить хорошо всё, что есть по школьной программе.

Например.

В кодификаторе есть тема: «Ценные бумаги». Какие ценные бумаги нужно знать конкретно? В тестах мы встречаем и облигации, и акции. Даже есть вопросы по поводу того, чем обыкновенные акции отличаются от привилегированных.

Помочь ученикам должны педагоги, репетиторы. Помогут вам, ребята, и мои статьи на сайте.

Помните, что всего 8 тем :

— общество

— человек

— познание

— духовная сфера (культура)

— социальная сфера

Экономика

Политика

Отдельно можно выделить Конституцию РФ . По ней много вопросов. Есть специальное задание — № 16 , которое только по данному правовому документу.

  • Необходимо хорошо знать термины, понятия . Если вы не можете точно передать своими словами их суть, то просто заучивайте, как правило! Ведь ответы второй части основаны именно на знании терминологии, различных функций чего-либо, типов, видов, принципов.
  • Возьмите за правило: ни дня без выученных ТРЁХ терминов . В течение времени их будет предостаточно. А три в день выучить не так уж и сложно. Повторяйте каждый день по ПЯТЬ терминов , понятий , которые вы уже выучили. Составляйте СПИСОК их, по этому списку вспоминайте, повторяйте.

Второй шаг: хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

  • Вы должны чётко знать, ЧТО нужно сделать в том или ином задании. Поймите суть задания , имейте таблицу баллов, которые вы можете получить за выполнение заданий.
  • Задания имеют общие принципы. Например, в задании № 1 нужно заполнить таблицу, в задании № 2- найти слов, которое является обобщающим для всех остальных и т.д. Запомнив структуру заданий , вы не будете тратить каждый раз время на их прочтение, а тем более на то, чтобы понять. Всю структуру работы вы должны знать чётко.

Третий шаг: выполнение тестовых заданий

  • Я всегда говорю своим ученикам, что количество переходит в качество . Чем больше вариантов вы будете выполнять, тем прочнее будут ваши знания, тем лучше сформируются умения.
  • Все темы вы уже в той или иной степени проходили. Я считаю, что выполнять нужно и полные варианты, и тематические, на какой бы стадии изучения теории вы ни находились.
  • Сколько тестов делать в неделю? На этот вопрос я не отвечу однозначно. Это зависит и от вашей загруженности, и от уровня подготовки. Мои ученики в неделю выполняют сначала по два теста (на уровне изучения материал), а затем, когда в основном теория пройдена — по 3-4. Больше не нужно. Вы просто не успеете. Даже лучше выполнить один тест , но досконально, поняв ответ на каждый вопрос.
  • Обязательно разбирайте свои ошибки. Доучивайте материал, по которому они допущены. Мало просто констатировать, сколько ошибок вы сделали в варианте. Важно понять, ПОЧЕМУ сделали, КАК не допустить их в будущем.
  • Заведите отдельную тетрадь для тестов . В неё записывайте свои ответы, комментарии к ошибкам. Так вы легче запомните материал. Ведь не зря в народе говорят, что на ошибках учатся .

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко организованное время для занятий + желание + воля + трудолюбие.

ПРИМЕЧАНИЕ

Конечно, это длительный процесс, но к концу года постараюсь всё сделать)))

Пока могу вам предложить теорию на моём сайте. Кстати, первые ШЕСТЬ тем там представлены ПОЛНОСТЬЮ , а по политике и праву дан материал по наиболее трудным темам (сейчас я продолжаю работать над статьями).Так что хорошая основа теоретического материал вам уже предложена- учите .

Что касается тестов , первые попытки их составления уже вы видите на сайте. Я не буду помещать скаченные из каких-то источников. Только авторские варианты буду вам предлагать. Пока эта работа в стадии начала, но и здесь «процесс пошёл».

С уважением, Вера Александровна.