Стройка и ремонт - Информационный портал

Федеральный бюджет. Федеральный бюджет Федеральный бюджет года таблица

Бюджет Российской Федерации – это документ, в котором содержится план доходов и расходов государства за определенный период. Федеральный бюджет составляется на год и принимается в общем порядке, установленном для всех законодательных актов. Исходя из информации, содержащейся в статьях документа, можно сделать выводы об источниках поступления денежных средств, размере налоговых платежей, социальной политике государства и многих других факторах, оказывающих прямое влияние на функционирование экономики страны.

14.12.2015 года был принят Федеральный закон № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год», в котором были установлены основные характеристики бюджета, нормативы распределения доходов между различными бюджетами бюджетной системы страны, источники поступления средств, а также направления их расходования. Какие же цифры заложены в бюджет России на 2016 год?

Бюджет Российской Федерации в 2016 году: основные показатели

Ключевым показателем, на основании которого формировался бюджет России на 2016 год, является марки Brent. Согласно предположениям чиновников, она составит 50 долларов США; курс американской валюты по отношению к российской установится на отметке в 63,3 рубля. По состоянию на сегодняшний день эти показатели далеки от реальности – стоимость барреля нефти составляет 36,27, а – 71,05 рубля.

Кроме того, Федеральным законом установлены следующие значения основных экономических показателей:

  • Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). Планируется привлечение дополнительных денежных средств за счет внесения в действующее законодательство ряда изменений, в частности, увеличится фискальная нагрузка на предприятия, работающие в нефтегазовой сфере. Кроме того, до 90% повысится подлежащая зачислению в федеральный бюджет доля от прибыли, полученной Банком России;
  • Расходная часть бюджета составит 16 098,6 млрд. рублей. В наступающем году ожидается уменьшение размера затрат за счет отмены индексаций некоторых видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодной выплаты лицам, имеющим статус Почетного донора, и т.д.);
  • Предполагаемая величина Резервного фонда в 2016 году составит 5 507,1 млрд. рублей. За счет его средств планируется покрытие дефицита бюджета, который, согласно приведенным данным, составит 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП;
  • Размер внутреннего государственного долга составит 8 817,8 млрд. рублей;
  • Размер внешнего государственного долга составит 55,1 млрд. долларов;
  • по итогам 2016 года зафиксируется на отметке 6,4%;
  • На продлении моратория на формирование накопительной части пенсии предполагается сэкономить около 342,2 млрд. рублей;
  • ВВП составит 78 673 млрд. рублей, темп его роста оценивается в 0,7%;
  • Расходы на содержание армии и оборонных комплексов составят 2 886 млрд. рублей;
  • Предполагаемый размер затрат на образование составит 579,8 млрд. рублей;
  • Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство упадут до 78,8 млрд. рублей;
  • На мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, будет потрачено 59,4 млрд. рублей;
  • По статье «Национальная экономика» затраты составят 2 540 млрд. рублей;
  • На обслуживание государственного и муниципального долга предполагается потратить 652,9 млрд. рублей;
  • Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» составят 661,5 млрд. рублей;
  • Расходы на реализацию социальных программ установлены в размере 4 407 млрд. рублей;
  • Затраты на развитие культуры в стране составят 100 млрд. рублей;
  • Общегосударственные расходы составят 1 141 млрд. рублей;
  • Затраты на деятельность, направленную на обеспечение безопасности (в том числе и работу сотрудников правоохранительных органов) составят 2 031 млн. рублей.

Структура бюджетных расходов в 2016 году

Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить вышеприведенные экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета.

Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом:

  • 27,7% – социальная политика;
  • 19,2% – оборона;
  • 15,9 – национальная экономика;
  • 12,7% – правоохранительная система;
  • 7,2% – общегосударственные вопросы;
  • 4,2% – межбюджетные трансферты;
  • 4,1% – обслуживание государственного долга;
  • 3,6% – образование;
  • 3,0% – здравоохранение;
  • 0,6% – культура;
  • 0,5% – СМИ;
  • 0,5% – ЖКХ;
  • 0,4% – физкультура и спорт;
  • 0,4% – охрана окружающей среды.

Утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП. Экономический .

Обязательным условием достижения такого показателя является увеличение стоимости барреля нефти марки Brent до 50 долларов США (при том, что на конец декабря 2015 года это значение снизилось до 36,7 долларов за баррель).

В том случае, если цены на нефть, вопреки ожиданиям российских экономистов, занимающих высокие должности в Правительстве, не поднимутся до отметки, установленной при проектировании бюджета, есть серьезный риск увеличения его дефицита. В этом случае Правительству придется искать новые источники его пополнения и, вероятнее всего, в их качестве выступят доходы и пособия рядовых российских граждан.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей .

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы .

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума утвердила следующие параметры федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы – 16,098 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3 процента ВВП. Прогноз на инфляцию, на котором основываются параметры довольно оптимистичный – 6,4 процента, то же касается и среднегодовой цены на нефть марки Urals – 50 долларов за баррель.

Объем Резервного фонда планируется на уровне 5,507 триллиона рублей. Именно он определен в качестве основного источника финансирования дефицита: на его покрытие из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 триллиона рублей.

Кроме того, документ предусматривает выделение бюджетных ассигнований на создание Фонда поддержки отраслей экономики в объеме до 150 миллиардов рублей. Объем внутренних заимствований в 2016 году не должен превысить 300 миллиардов рублей, внешних – 3 миллиарда долларов .

Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеет общая сумма доходов. Их структура представлена на рисунке 1.

Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых. В последние годы минерально -сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность .

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета по разделам в 2016 году, %

Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, речь идет о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того, в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.

Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны .

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования социально-экономического развития, которым располагает государство. Доля расширенного консолидированного бюджета, включающая средства государственных внебюджетных фондов, составляет почти 40% всего валового внутреннего продукта.

При правильной бюджетной политике, с учётом мультипликативного эффекта многих статей, бюджет более чем на 50% определяется как экономический, так и социальный рост страны. И напротив, неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение граждан. Именно такую негативную роль, по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012 – 2015 годах, выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013 – 2014 годах и рецессии в 2015 году, к ускоренному росту инфляции и возникновении крайне негативного процесса стагнации. После 10 – 15% роста в 2010 – 2012 годах государственный бюджет, темпы роста которого в 2 – 3 раза превышали инфляцию, в период стагнации и рецессии стали неуклонно сокращаться и всё сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз .

Геополитические риски, вызвавшие проблемы экономического характера не единственная проблема. Существующая рецессия – это результат эффективности принятия управленческих решений в данной сфере, в частности, Банком России. Рост инфляции в значительной степени спровоцирован ответными санкциями и девальвацией рубля, недостаток кредитных ресурсов вызван долговременной политикой Центрального Банка РФ по демонетизации экономики, низкий уровень вкладов физических лиц – результат по отзыву лицензий и падению рубля .

Современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации имеет значительное количество проблем при достаточном количестве финансовых ресурсов и возможности выбора модели его дальнейшего развития. Курс радикальной либерализации экономики не достиг долгосрочных устойчивых показателей развития государства. В целях предотвращения возможных катастрофических последствий очередного мирового экономического кризиса и защиты экономики государства необходимы энергичные шаги по корректировке финансово -экономического курса страны .

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). В государственном бюджете на 2016 год содержатся меры по смягчению последствий финансового кризиса.

Как уже отмечалось, плановая сумма расходов бюджета на 2016 год почти на 2,4 триллиона рублей превышает сумму доходов. Доля отдельных разделов расходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2016 году, %

Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в общей сумме расходов занимают расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Однако несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2016 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации (до 4%, что означает реальное сокращение пенсий на 3–4% при ожидаемой в 2016 году среднегодовой инфляции 7,4%) и очередной (третий год подряд) заморозке накопительной части. Назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены, несмотря на снижение темпов роста доходов (по итогам первого полугодия 2015 года объем налогов и страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, вырос всего на 4,8%).

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика » обусловлен включением в него резерва в 342млрд. руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. При этом по большинству подразделов раздела «Национальная экономика » расходы снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое.

Еще в большей степени отход от «социального» характера бюджета проявился в динамике расходов на образование и здравоохранение, вытеснение которых приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении. Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016 году, по сравнению с 2015 годом – в номинальном выражении – на 8,5%. Частично это объясняется тем, что федеральный бюджет «сбрасывает» расходы на дошкольное и профессиональное образование, которые, в соответствии с разделением бюджетных полномочий должны финансироваться с регионального бюджетного уровня. Следует отметить, что возможности для финансирования дополнительных обязательств в сфере образования у региональных бюджетов зачастую отсутствуют. Уже в 2015 году в условиях недостатка доходов и источников финансирования дефицита, многие регионы приступили к номинальному сокращению расходов. В январе -августе 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование, 9 из них более чем на 5%.

Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике, к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.

Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений, которые характерны настоящему периоду, важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности .

Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий, на развитие высокотехнологических отраслей, на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.

При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.

  • Я. Я. Иванова и др. – Налогообложение добычи твёрдых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: монография/[Я. Я. Иванова и др.]. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 175с.
  • Литвиненко В. А. ООО Инвестиционные подходы и направления к интенсификации инвестиционных процессов для совершенствования парадигмы Российской экономики/Аудит и финансовый анализ №3. 2015. С. 280.
  • Лупей Н. А., Соболев В. И. Финансы: учеб. пособие/Н. А. Лупей, В. И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012, С 77 – 74.
  • Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2014. С. 59.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    1. Бюджет маленький

    Бюджет США на 2016 год — $3990 млрд, то есть в 16 раз больше. Да у них дефицит бюджета (кстати, самый маленький за последние годы) — $474 млрд. — больше, чем весь наш бюджет.

    Зачем при таких скромных ресурсах вступать в конфронтацию со всем миром — непонятно. И им тоже непонятно, поэтому нас просто считают сумасшедшими и стараются не трогать.

    2. Бюджет консервативный

    В бюджете не видно каких-то кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии. На три года заложена средняя цена в $50-55 за баррель и курс 63,3-62,5 р/$ — примерно то, что мы имеем сейчас.

    То есть подъёма цен на нефть уже никто не планирует — а сколько было громких заявлений, что мировая экономика рухнет, что баррель не может стоить дешевле $80. Теперь всё в прошлом.

    Стоимость барреля в рублях планируется такая же, как и в этом году — в коридоре 3100-3300 рублей за баррель. Это важная цифра. Как только увидите, что она выходит из коридора, знайте — в нашей экономике структурно что-то сломалось и совсем скоро будет ай-ай-ай.

    В прошлом бюджете мы ждали, когда подорожает нефть, в этом — ждём вообще непонятно чего, а пока проедаем резервы.

    3. Бюджет дефицитный

    Расходы бюджета 2016 превышают доходы. Превышение серьёзное, но не смертельное — 3% от ВВП. У США примерно столько же в относительном выражении — 2,8% от ВВП.

    Деньги на покрытие дефицита планируется взять из Резервного фонда, израсходовав за год 2/3 резервов. Всего в резервном фонде сейчас 3210 млрд.р., останется — 1074 млрд.р.

    Вот мы и открыли кубышку. Больше денег взять будет неоткуда — внешние заимствования невозможны из-за санкций, а деньги Фонда национального благосостояния уже расписаны на поддержку падающих банков и голодающих нефтяников.

    Что же будет, когда деньги кончатся?

    4. Бюджет сверхоптимистичный

    А всё будет хорошо! — говорит нам правительство. Инфляция снизится почти в три раза и будет на уровне от 6,4% до 5,1%. Да ещё и ВВП вырастет на 0,7% в 2016, на 1,9% в 2017 и 2,4% в 2018 году!

    С одной стороны, такой рост ВВП это немного — мы просто собираемся за три года отыграть то, что потеряли за один. С другой — а за счёт чего мы будем расти? На нефть, как вы помните, правительство уже не рассчитывает. В карты выиграем? Предприниматели недобитые поднатужатся? Сколково завалит весь мир своей нанофигнёй?

    Искренне сомневаюсь. Признаков улучшения ситуации нет, бюджет консервативный, так что ожидать расцвета экономики, как минимум, странно. Если ситуация хотя бы не ухудшится, то деньги в бюджете кончатся в середине 2016 года.

    А ухудшиться ситуация может легко — Иран ещё не откупорил свои нефтяные закрома, в Сирии рано или поздно заварушка закончится, а через несколько дней будет опубликован доклад по сбитому Боингу. Это значит, что нефть может довольно быстро пойти вниз, а нас ждут новые санкции.

    5. Бюджет милитаристский

    Традиционно две самые большие статьи у нас — пенсии ($66,1 млрд.) и оборона ($51,8 млрд.), на них уходит половина всего бюджета. При этом расходы на «оборонку» у нас растут, мы активно бряцаем оружием.

    Правительство хотело ужать силовиков на 165 млрд.р., но в итоге у него ничего не получилось и мы имеем военные расходы на уровне 4,17% от ВВП.

    Это много. По доле в расходах среди топ-15 стран с самыми большими военными бюджетами мы на третьем месте в мире как по общему объёму военных расходов, так и по их отношению к ВВП. Большую долю от ВВП, чем мы, тратят только арабские страны и Израиль, но у них под боком войны не прекращаются, ИГИЛ и всё такое. Нам-то зачем столько?

    Завоевать мир не получится — у США с их военными расходами в 3,3% от ВВП денег на оборону всё равно в 11 раз больше, чем у нас.

    6. Бюджет антисоциальный

    Пенсии в 2016 году обещают проиндексировать аж два раза на 4% каждый раз — это единственная хорошая новость. Все остальные изменения в расходах на социальную сферу неутешительные.

    Индексация всё равно будет отставать от даже запланированной инфляции, так что пенсионеры станут беднее. Кроме того, будут заморожены пенсионные накопления за 2016 год в сумме 342,2 млрд.р.

    Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд.р., так что все индексации уйдут на коммуналку. Обрежут на 7,9% и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд.р. вместо 629,3 млрд.р. в 2015 году.

    Но самое страшное — это здравоохранение. В 2016 году на него планируется потратить 473,7 млрд.р. против 531,4 млрд.р. в 2015 (сокращение на 10,9%).

    Для сравнения: США тратят на медицину $1006 млрд., мы — $8,4 млрд. Даже с учетом того, что у них больше население, в пересчёте на человека разница получается в 54 раза (!). Я даже не знаю, как сопоставлять такие цифры, если честно. Это означает одно — у нас нет медицины.

    7. Бюджет последний

    С учётом всего этого, бюджет России на 2016 год — плохой, милитаристский, антисоциальный, оптимистичный, да какой угодно — имеет все шансы стать одним из последних бюджетов, которые будут приняты в РФ.

    Вполне возможно, что уже на следующий год мы будем жить без бюджета, судорожно затыкая дыры остатками резервов и задерживая выплаты бюджетникам. А там, глядишь, и до дефолта недалеко..

    UPDATE: 20.10.2015 на заседании правительства было принято решение увеличить военный бюджет ещё на 84 млрд руб. Финансировать дополнительные расходы планируется за счёт роста дефицита бюджета и увеличения выручки от продажи энергоносителей.

    UPDATE 2: 12.01.2016 Медведев анонсировал . И месяца не прошло с 24 декабря 2015 года, когда глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что править закон о федеральном бюджете не нужно — дескать, нормальный бюджет получился, гибкий, с необходимыми резервами, которые позволят выполнять все обязательства государства и дает возможность развиваться.

    Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект на 2016 год. Каждый гражданин страны уже может ознакомиться с параметрами будущего бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с выводами специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

    Недостаточный размер бюджета

    По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

    Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.

    Ошибки прошлых лет

    По мнению специалистов, в новом бюджете не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро мы услышим от политиков новость об очередном снижении цены на нефть .

    Большие расходы при маленьких доходах

    В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8%.

    Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство .

    Правительство верит в лучшее

    Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

    Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше нашим козырем являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

    Более того, в будущем году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром.

    Бюджет войны

    Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

    Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.

    Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

    Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

    Антисоциальные меры

    В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

    Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

    Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).

    Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.