Стройка и ремонт - Информационный портал

Конспект логопедического занятия "Слова-действия" план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему. Нод для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Развитие слуховой памяти

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

Вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: «Посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.

Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч». Мяч что делает?
Дети: «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

Лежит, жужжит. (Пчела)

Мычит, жуёт. (Корова)

Сторожит, лает. (Собака)

Плавает, молчит. (Рыба)

Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) А руками?» (рука горизонтально у груди)

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель … (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами) А руками? (две руки параллельно у груди)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

3.Закрепление материала предыдущих занятий . (Игра: «Поиграем

В логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

Дети играют.

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения .

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР

ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.

Коррекционные:

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,

Развитие фонематического слуха,

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятию,

Воспитание самоконтроля за своей речью,

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них.

Улыбнитесь друг другу и скажите:

Мы будем заниматься, будем мы стараться.

Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Логопедическая гимнастика.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

а потом их разведем и к себе скорей прижмем.

Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.

Щечки мы надули, щечки мы втянули.

Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,

На места тихонько сели.

Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).

Массаж личика (называем части лица).

Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)

Зарядка для язычка.

3. Развитие фонематического слуха.

Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова - названия игрушек.

На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.

Мы назвали много... (слов).

Выставляются полоски - символы слов.

Посмотрите на полоски, это - домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово.

Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.

Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)

Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую - вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук - поднимите кружок.

Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.

4. Работа по теме.

Логопед дает задание детям:

Настя, рисуй!

Дети, скажите одним словом, что делает Настя?

Дети: - Рисует.

Логопед: - Артем, попрыгай на одной ножке!

Дети, скажите одним словом, что делает Артем?

Дети: - Прыгает.

Логопед: - Вика, брось мне мячик!

Что делает Вика?

Дети: - Бросает.

Логопед: - Рома, похлопай в ладоши!

Что делает Рома?

Дети: - Хлопает.

Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.

Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»

Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.

5. Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

7. Закрепление материала.

Игра «Кто что делает?»

Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»

Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.

Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?

Дети: - Что делает?

Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?

Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.

8. Итог занятия.

Логопед: - О чем сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам понравилось?

А теперь мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: Спасибо за хорошую работу.


Учитель-логопед Шведова Тамара Федоровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Тема: СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

Тип занятия – занятие с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний в соответствии с задачами I этапа коррекционно-развивающей работы.

Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.

Цели: закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
Образовательные:
обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;
развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
дифференциация глаголов от других слов;
учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением.
учить подбирать слова-действия к словам-предметам.
Развивающие:
развивать слуховое внимание и память, мышление;
развивать умения согласования и управления;
расширять словарный запас;
развивать мелкую и артикуляционную моторику;
формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, воображение;
учить правильно и логично излагать свои мысли.
Воспитательные:
воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
развивать самостоятельность, самоконтроль,
формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование.
компьютер, мультимедиапроектор, экран,
классная доска;
картинки, изображающие предметы в действии, сюжетные картинки;
индивидуальные зеркала.
презентации, подготовленные в программе Microsoft Power Point.

Ход занятия
I. Организационный момент. (слайд 2) (Щелчок)
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята.
- Дополните предложения. Щелчок мыши по экрану.
- На занятии наши глазки внимательно смотрят и все (видят), ушки внимательно слушают и все(слышат), голова хорошо(думает).
Щелчок мыши по экрану
- Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).
Сообщение темы и цели занятия.

Сформулируйте тему занятия. Щелчок мыши по экрану
- Молодцы!
Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.
Но сначала
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 3.
Артикуляционная гимнастика. (слайд 3) (Щелчок)

Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.
Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционные упражнения:
1. «Заборчик» (слайд 4)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 5
2. «Дудочка» (слайд 5)
Губы тянем в трубочку
И играем в дудочку.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 6
3. «Окошко» (слайд 6)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Губы мы чуть-чуть сдвигаем
И окошко получаем.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 7
4. «Шарик» (слайд 7)
Воздух в щеки набираем,
будто шарик надуваем.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 8
5. «Чистим зубки» (слайд 8)
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 9
6. «Часики» (слайд 9)
Тик-так, тик-так
ходит маятник вот – так.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 10

Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

1. Развитие логического мышления (слайд 10) (Щелчок)
Отгадайте загадки.
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки.
С шумом окна открывал.
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
Он живет в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
(Ежик)
Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Щелчок мыши по экрану появляются картинки.

Подберите из текста как можно больше слов-действий к каждому отгаданному предмету.
- Поставьте к ним вопрос.
- Что обозначают эти слова?
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 11.
2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)

Запомните и повторите:
бежит, мчится, несется;
беспокоится, волнуется, тревожится, переживает;
вертится, кружится, крутится, вращается, вьется.
- Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?
Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается....
мчится...,
беспокоится....
Щелчок мыши по экрану появляются Слова для справок.
Щелчок мыши по экрану.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 12.
3. Работа над определением действия к предмету. (слайды 12, 13, 14, 15).

Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
Продолжите предложения, подобрав слова-действия.
Портниха(шьет, пришивает, сшивает).
Повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).
Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 16.

4. Физминутка для глаз (слайд 16).

5. Работа по активизации глагольного словаря. (слайд 17) (Щелчок)

1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Щелчок мыши по экрану – проверка.
2) дополнительное задание.
Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды. (светят)
Мальчик на плиту чайник. (поставил)
Лист с березы. (упал)
Паша на трамвае. (едет)
Пчела в улей мед. (несет)
6. Физминутка.
Гимнастика для мелкой моторики:
-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.
Чтобы крепкой быть ладошке
Помассируем немножко.
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять
Пальчиковые упражнения.
- кулак,
- ребро,
- ладонь,
- игра на пианино.
Массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём

И к другому перейдём.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

7. Графическое изображение слов-действий.

Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.
Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер.

V. Итог занятия.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 18.
- Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?
- О чем мы говорили на занятии?
- На какой вопрос отвечают слова-действия?
- Вы сегодня хорошо работали на занятии.
- Занятие окончено, до свидания.

Список литературы:

1. Мазанова Е.В. КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пальчиковая гимнастика с предметами.-Издательство: АРКТИ, 2006.

Список Интернет-ресурсов:

Галкина И.А. Электронные физминутки. "Лучики". Сайт учителя начальных классов Галкиной Инны Анатольевны. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Картинки:
Медведь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ежик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дождь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415


Приложенные файлы

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: «Слова, обозначающие действия предметов»

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области
Конспект этого занятия составлен на основе трех занятий, взятых из Интернета и адаптирован для конкретных детей
Материал будет интересен логопедам, воспитателям, а также учителям начальной школы.
Цель: знакомство со словами – действиями.
Задачи:
1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.
2) Учить выделять слова-действия из других групп слов
3) Выработать умение задавать вопросы к словам-действиям
4) Формировать умение заменять словосочетания одним словом, обозначающим действие
5) Расширять словарный запас глаголов за счет глаголов-антонимов
Оргмомент
Сядет тот, кто назовет любой живой (неживой) предмет.
Основная часть
- Прежде чем сесть, вы назвали мне предметы. Давайте повторим, на какие две группы делятся все предметы? (Живые – неживые.)
- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?
- Как мы обозначаем слова-предметы? (одной чертой)
1.Упражнение «Что делает?».
Рассказать детям, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия.
Логопед катит мяч и спрашивает: «Что делает мяч?» (Катится.) Крутит юлу и спрашивает: «Что делает юла?» (Крутится.) И т.д. Дети должны назвать только действие.
Затем логопед предлагает вызванному ребенку выполнить действие, а остальным детям – назвать это действие.

Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово.
Сообщить детям, что слова-действия обозначаются двумя чертами
2.Упражнение «Считай слова»
Логопед называет 1 (2, 3) действие, а дети должны сосчитать, сколько слов сказал логопед, и выложить на столе столько же карточек с двумя чертами.(На занятии я пробовала говорить предложение, а из него дети должны были выбрать слова-действия. Задание оказалось для них сложным. Но на последующих занятиях все прошло успешно.)


3.Упражнение «Смотри внимательно, выполняй старательно»
На доске логопед рисует схемы слов-действий. Сколько схем он нарисовал, столько ребенок должен назвать слов-действий.


4.Физкультминутка.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Ребенок у доски показывает разные действия, остальные – повторяют их.
5.Упражнение «Что делает?».
Сообщить детям, что про каждое действие можно спросить.
-Слушайте, как я буду спрашивать про действия различных предметов, и вы отвечайте одним словом: «Самолет что делает? Лягушка что делает? Птицы что делают?» И т.д.
Затем логопед задает вопрос: «Как я спрашивала про действия предметов?» и уточняет:
- Про действия предметов мы спрашиваем: «Что делает? Что делают? и т.д.»
6. Игра «Вопрос – ответ».
Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением действия какого-либо предмета. Каждый играющий должен спросить про действие предмета, который изображен на картинке товарища.
7. Упражнение «Подбери словечко».
Попросить детей подобрать слова-действия к картинкам, на которых изображены различные человеческие эмоции.


Что делает человек, если он испытывает: Что делают люди, если они испытывают:
грусть-… (грустит)(грустят)
радость,- …
тоску-…
обиду -…
злость-…
радость-…
тоску -…
обиду-…
злость - …
8. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
9. Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды (светят)
Мальчик на плиту чайник (поставил)
Лист с березы (упал)
Паша на трамвае (едет)
Пчела в улей мед (несет)
Птица по небу (летит)
Дети в школе (учатся)
10. Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
11. Подбери слова противоположные по смыслу:
Стоять – (идти) Здороваться – (прощаться)
Молчать – (говорить) Поднимать – (опускать)
Расстегивать- застегивать Включать – (выключать)
Подниматься – спускаться Вешать - снимать
Итог:
С какими словами мы сегодня познакомились? Назовите мне слова-действия. На какие вопросы отвечают слова-действия? Вы сегодня отлично позанимались. Увидимся на следующем занятии.

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.

2) Качественный и количественный рост словаря.

3) Упражнять учащихся в морфологическом анализе и синтезе слов.

4) Расширение словаря за счет синонимов и антонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Не идется и не едется,

Потому что гололедица!

Но зато отлично падается,

Почему ж никто не радуется?

(воспитание выразительной речи и ясной шепотной речи)

Логопед - Назовите слова, которые обозначают действия предметов.

Дети - Пишет, читает, рисует и т.д.

Логопед - Повторите за мной только слова обозначающие действия:

Лает, квакает, ползет. Варит, пилит, приседает.

Дует, прыгает, идет. Скачет, ёжится, летает.

Шьет, на дудочке играет. Бьёт, ласкает, крутит, спит.

Белит кистью, подметает. И за партою сидит.

Логопед - Что обозначают слова, которые вы повторяли за мной?

Дети - Действия.

2. Сообщение темы.

Логопед - Сегодня мы работаем над темой: «Слова, обозначающие действия предметов».

Логопед - Предлагаю картинки-предметы и картинки-действия:

Бабушка Бабушка вяжет.

Машина Машина едет.

Мальчик Мальчик читает.

Девочка Девочка прыгает.

Дети называют слово - предмет и слово действие, задают вопросы: что делает?

Логопед с детьми приходит к выводу: слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? обозначают действия предметов.

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопрос что делает?

Упражнение.

К словам отвечающим на вопросы кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

Медведь (пробирается, идет)

Синица (поет, летает)

Машина (едет, мчится)

Девочка (играет, рисует)

Солнце (светит, греет)

Дополните:

Чинит, штопает, шьёт (кто?) мама.

Читает, рассказывает, объясняет (кто?) учитель.

Варит, готовит, печёт (кто?) бабушка.

Отгадайте, кто это? или что это?

Сторожит, грызет, лает (кто?) собака.

Мяукает, мурлычет, лакает (кто?) кошка.

Летает, жужжит, жалит (кто?) пчела.

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И писать, друзья, начните!

4. Грамота.

Работа с изографами. Отгадывание ребусов.

Упражнение.

Добавьте недостающую букву: стул упал

Девочка упал…

Дерево упал…

Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов :

1) Дежурный Петя Иванов… цветы.

2) Мой папа… на заводе.

3) В парке я… зайца.

Упражнение.

Подбери к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос что делает? (игра с мячом)

Рисунок - рисует Подарок - подарит

Весёлый - веселит Мороз - морозит

Сторож - сторожит Игра - играет

Подбери к данным словам, слова близкие по смыслу:

Хохотать - (смеяться)

Бросать - (кидать)

Работать - (трудиться)

Подбери слова противоположные по смыслу:

Стоять - (идти) Здороваться - (прощаться)

Молчать - (говорить) Поднимать - (опускать)

5. Работа с пословицами.

Объясните смысл пословиц:

  1. Кто не работает, тот не ест
  2. Не спеши языком, торопись делом.

Дети объясняют смысл пословиц.

6. Работа над текстом.

Раздели текст на предложения (обозначь границы предложений).

Текст 1.

Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.

Найди слова, обозначающие действия предметов, подчеркни их двумя черточками.

Текст 2.

В лесу стоял домик в нем жили три медведя одного звали Михаил Иванович он был большой и лохматый другой была медведица её звали Настасья Петровна а маленького медвежонка звали Мишуткой.

Обозначьте границы предложений. Устно продолжите сказку.

7. Итог занятия.

Логопед - Над какой темой работали?

Что запомнили?

Что больше всего понравилось?

Ещё по данной теме: