Стройка и ремонт - Информационный портал

Майкл Талбот. Вселенная как голограмма. У ученого как-то раз случился фантазм

Наш мир - голограмма?

Ученые из Центра астрофизических исследований в лаборатории имени ферми (Fermilab) сегодня работают над созданием устройства «голометр» (Holometer), с помощью которого они смогут опровергнуть все, что человечество сейчас знает о Вселенной.

НАШ МИР-ПРОЕКЦИЯ

С помощью устройства «Голометр» специалисты надеются доказать или опровергнуть безумное предположение о том, что трехмерной Вселенной в таком виде, как мы ее знаем, просто не существует, будучи ничем иным, как своеобразной голограммой. Другими словами, окружающая реальность - иллюзия и не более того.

Теория о том, что Вселенная является голограммой, основывается на появившемся не так давно предположении, что пространство и время во Вселенной не являются непрерывными. Они якобы состоят из отдельных частей, точек - как будто из пикселей, из-за чего нельзя увеличивать «масштаб изображения» Вселенной бесконечно, проникая все глубже и глубже в суть вещей. По достижению какого-то значения масштаба Вселенная получается чем-то вроде цифрового изображения очень плохого качества - нечеткой, размытой. Представьте обычную фотографию из журнала. Она выглядит как непрерывное изображение, но, начиная с определенного уровня увеличения, рассыпается на точки, составляющие единое целое. И также наш мир якобы собран из микроскопических точек в единую красивую, даже выпуклую картинку.

Поразительная теория! И до недавнего времени к ней относились несерьезно. Только последние исследования черных дыр убедили большинство исследователей, что в «голографической» теории что-то есть. Дело в том, что обнаруженное астрономами постепенное испарение черных дыр с ходом времени приводило к информационному парадоксу - вся содержащаяся информация о внутренностях дыры в таком случае исчезала бы. А это противоречит принципу сохранения информации. Но лауреат Нобелевской премии по физике Герард т"Хоофт, опираясь на труды профессора Иерусалимского университета Якоба Бекенштейна, доказал, что вся информация, заключенная в трехмерном объекте, может быть сохранена в двумерных границах, остающихся после его уничтожения, - точно также, как изображение трехмерного объекта можно поместить в двумерную голограмму.

У УЧЕНОГО КАК-ТО РАЗ СЛУЧИЛСЯ ФАНТАЗМ

Впервые «безумная» идея о вселенской иллюзорности родилась у физика Лондонского университета Дэвида Бома, соратника Альберта Эйнштейна, в середине XX века. Согласно его теории весь мир устроен примерно так же, как голограмма. Как любой сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе все изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

- Из этого следует, что объективной реальности не существует, - сделал тогда ошеломляющее заключение профессор Бом. - Даже несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе - фантазм, гигантская, роскошно детализированная голограмма.

Напомним, что голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы ее изготовить, прежде всего фотографируемый предмет должен быть освещен светом лазера. Тогда второй лазерный луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину (чередование минимумов и максимумов лучей), которая может быть зафиксирована на пленке. Готовый снимок выглядит как бессмысленное переслаивание светлых и темных линий. Hо стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трехмерное изображение исходного предмета.

Трехмерность не единственное замечательное свойство, присущее голограмме. Если голограмму с изображением, например, дерева разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение того же самого дерева точно такого же размера. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение всего объекта в целом. В отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит информацию о всем предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением четкости.

- Принцип голограммы «все в каждой части» позволяет нам совершенно по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности, - объяснял профессор Бом. - На протяжении почти всей своей истории западная наука развивалась с идеей о том, что лучший способ понять физический феномен, будь то лягушка или атом, - это рассечь его и изучить составные части. Голограмма показала нам, что некоторые вещи во Вселенной не поддаются исследованию таким образом. Если мы будем рассекать что-либо, устроенное голографически, мы не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но поменьше точностью.

И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ВСЁ ОБЪЯСНЯЮЩИЙ АСПЕКТ

К «безумной» идее Бома подтолкнул еще и нашумевший в свое время эксперимент с элементарными частицами. Физик из Парижского университета Алан Аспект в 1982 году обнаружил, что в определенных условиях электроны способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними. Hе имеет значения, десять миллиметров между ними или десять миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Смущала только одна проблема этого открытия: оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света. Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила физиков сильно засомневаться в работах Аспекта.

Но Бом сумел найти объяснение. По его словам, элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются некими таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделенность иллюзорна. Он пояснял, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы являются не отдельными объектами, а фактически расширениями чего-то более фундаментального.

«Свою замысловатую теорию профессор для лучшего уяснения иллюстрировал следующим примером, - писал автор книги «Голографическая Вселенная» Майкл Талбот. - Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума. Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов - отдельные объекты. Поскольку камеры передают изображения под разными углами, рыбы выглядят по-разному. Hо, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь. Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения, немного по-другому, но всегда соответственно первой. Когда одну рыбу вы видите анфас, другую непременно в профиль. Если вы не владеете полной картиной ситуации, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, что это не факт случайного совпадения».

- Явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас, - объяснял Бом феномен опытов Аспекта, - более высокой размерности, чем наша, как в аналогии с аквариумом. Раздельными мы видим эти частицы только потому, что мы видим лишь часть действительности. А частицы - не отдельные «части», но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге так же голографично и невидимо, как упоминавшееся выше дерево. И поскольку все в физической реальности состоит из этих «фантомов», наблюдаемая нами Вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.

Что еще может нести в себе голограмма - пока не известно. Предположим, например, что она - это матрица, дающая начало всему в мире, как минимум, в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии - от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть все.

Хотя Бом и признавал, что у нас нет способа узнать, что еще таит в себе голограмма, он брал на себя смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет. Другими словами, возможно, голографический уровень мира - просто одна из ступеней бесконечной эволюции.

ВРЕМЯ СОСТОИТ ИЗ ГРАНУЛ

Но можно ли «пощупать» эту иллюзорность инструментами? Оказалось, да. Уже несколько лет в Германии на гравитационном телескопе, сооруженном в Ганновере (Германия), GEO600 ведутся исследования по обнаружению гравитационных волн, колебаний пространства-времени, которые создают сверхмассивные космические объекты. Ни одной волны за эти годы, впрочем, найти не удалось. Одна из причин - странные шумы в диапазоне от 300 до 1500 Гц, которые на протяжении длительного времени фиксирует детектор. Они очень мешают его работе. Исследователи тщетно искали источник шума, пока с ними случайно не связался директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми Крейг Хоган. Он заявил, что понял, в чем дело. По его словам, из голографического принципа следует, что пространство-время не является непрерывной линией и, скорее всего, представляет собой совокупность микрозон, зерен, своего рода квантов пространства-времени.

- А точность аппаратуры GEO600 сегодня достаточна для того, чтобы зафиксировать колебания вакуума, происходящие на границах квантов пространства, тех самых зерен, из которых, если голографический принцип верен, состоит Вселенная, - объяснил профессор Хоган.

По его словам, GEO600 как раз и наткнулся на фундаментальное ограничение пространства-времени - то самое «зерно», вроде зернистости журнальной фотографии. И воспринимал это препятствие как «шум».

И Крейг Хоган вслед за Бомом убежденно повторяет:

- Если результаты GEO600 соответствуют моим ожиданиям, то все мы действительно живем в огромной голограмме вселенских масштабов.

Показания детектора пока в точности соответствуют его вычислениям, и, кажется, научный мир стоит на пороге грандиозного открытия. Специалисты напоминают, что однажды посторонние шумы, выводившие из себя исследователей в Bell Laboratory - крупном исследовательском центре в области телекоммуникаций, электронных и компьютерных систем - в ходе экспериментов 1964 года, уже стали предвестником глобальной перемены научной парадигмы: так было обнаружено реликтовое излучение, доказавшее гипотезу о Большом взрыве.

А доказательства голографичности Вселенной ученые ожидают, когда заработает прибор «Голометр» на полную мощь. Ученые надеются, что он увеличит количество практических данных и знаний этого необыкновенного открытия, относящегося пока все же из области теоретической физики. Детектор устроен так: светят лазером через расщепитель луча, оттуда два луча проходят через два перпендикулярных тела, отражаются, возвращаются назад, сливаются вместе и создают интерференционную картину, где любое искажение сообщает об изменении отношения длин тел, так как гравитационная волна проходит через тела и сжимает или растягивает пространство неодинаково в разных направлениях.

- «Голометр» позволит увеличить масштаб пространства-времени и увидеть, подтвердятся ли предположения о дробной структуре Вселенной, основанные чисто на математических выводах, - предполагает профессор Хоган.

Первые данные, полученные с помощью нового аппарата, начнут поступать в середине этого года.

МНЕНИЕ ОПТИМИСТА

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:

- Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?

- Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.

- Все равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать. Ответ Ринпоче был предельно краток:

- Вас реально не существует.

МНЕНИЕ ПЕССИМИСТА

Президент Лондонского королевского общества, космолог и астрофизик Мартин Рис: «Рождение Вселенной для нас навсегда останется загадкой»

- Нам не понять законы мироздания. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. Гипотезы о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, или о голографичности мира - так и останутся недоказанными предположениями. Несомненно, объяснения есть всему, но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий разум ограничен. И он достиг своего предела. Мы даже сегодня столь же далеки от понимания, к примеру, микроструктуры вакуума, сколько и рыбы в аквариуме, которым абсолютно невдомек, как устроена среда, в которой они живут. У меня, например, есть основания подозревать, что у пространства - ячеистая структура. И каждая его ячейка в триллионы триллионов раз меньше атома. Но доказать или опровергнуть это, или понять, как такая конструкция работает, мы не можем. Задача слишком сложная, запредельная для человеческого разума.

Оригинал взят у lsvsx в Наш мир - голограмма, или как мозг воспринимает реальность


В далеком 1982 году произошло замечательное событие. Исследовательская группа под руководством Элейна Аспекта при университете в Париже представила эксперимент, который возможно, оказался одним из самых значительных в 20 веке. Аспект и его группа обнаружили, что в определенных условиях элементарные частицы, например, электроны, способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними. Не имеет значения, 10 сантиметров между ними или 10 миллиардов километров.

Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Проблема этого открытия в том, что оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света. Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила некоторых физиков пытаться объяснить опыты Аспекта сложными обходными путями. Но других это вдохновило предложить более радикальные объяснения.

Например, физик лондонского университета Дэвид Бохм считает, что согласно открытию Аспекта, реальная действительность не существует, и что несмотря на ее очевидную плотность, вселенная в своей основе - фикция, гигантская, роскошно детализированная голограмма.

Чтобы понять, почему Бохм сделал такое поразительное заключение, нужно сказать о голограммах. Голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы сделать голограмму, прежде всего фотографируемый предмет должен быть освещен светом лазера. Тогда второй лазерный луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину, которая может быть зафиксирована на пленке (или другом носителе).

Сделанный снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и темных линий. Но стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трехмерное изображение снятого предмета.

Трехмерность - не единственное замечательное свойство голограмм. Если голограмму разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое первоначальное изображение. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение всего объекта в целом. В отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит всю информацию о предмете.

Принцип голограммы "все в каждой части" позволяет нам принципиально по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности. Почти на всем своем протяжении западная наука развивалась с идеей о том, что лучший способ понять явление, будь то лягушка или атом, - это рассечь его и изучить составные части. Голограмма показала нам, что некоторые вещи во вселенной не могут это нам позволить. Если мы будем рассекать что-либо, устроенное голографически, мы не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но поменьше размером.

Эти идеи вдохновили Бохма на иную интерпретацию работ Аспекта. Бохм уверен, что элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделенность есть иллюзия. Он поясняет, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы - не отдельные объекты, а фактически продолжения чего-то более фундаментального.

Чтобы это лучше уяснить, Бохм предлагает следующую иллюстрацию. Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума. Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов - отдельные объекты. Но, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь.

Когда одна рыба меняется, другая также меняется, немного, но всегда соответственно первой; когда одну рыбу вы видите "в фас", другую непременно "в профиль". Если вы не знаете, что это один и тот же аквариум, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, чем что это случайность. То же самое, утверждает Бохм, можно экстраполировать и на элементарные частицы в эксперименте Аспекта.

Согласно Бохму, явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас, более высокой размерности, чем наша, по аналогии с аквариумом. И, он добавляет, мы видим частицы раздельными потому, что мы видим лишь часть действительности. Частицы - не отдельные "части", но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге голографично и невидимо подобно объекту, снятому на голограмме. И поскольку все в физической реальности содержится в этом "фантоме", вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.

Вдобавок к ее "фантомности", такая вселенная может обладать и другими удивительными свойствами. Если разделение частиц - это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире бесконечно взаимосвязаны. Электроны в атомах углерода в нашем мозгу связаны с электронами каждого лосося, который плывет, каждого сердца, которое стучит, и каждой звезды, которая сияет в небе.

Все взаимопроникает со всем, и хотя человеческой натуре свойственно все разделять, расчленять, раскладывать по полочкам, все явления природы, все разделения искусственны и природа в конечном итоге есть безразрывная паутина. В голографическом мире даже время и пространство не могут быть взяты за основу. Потому что такая характеристика, как положение, не имеет смысла во вселенной, где ничто не отделено друг от друга; время и трехмерное пространство - как изображения рыб на экранах, которые должно считать проекциями.

С этой точки зрения реальность - это суперголограмма, в которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Это значит, что с помощью соответствующего инструментария можно проникнуть вглубь этой супер-голограммы и увидеть картины далекого прошлого.

Что еще может нести в себе голограмма - еще неизвестно. Например, можно представить, что голограмма - это матрица, дающая начало всему в мире, по самой меньшей мере, там есть любые элементарные частицы, существующие либо могущие существовать, - любая форма материи и энергии возможна, от снежинки до квазара, от синего кита до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть все.

Хотя Бохм и признает, что у нас нет способа узнать, что еще таит в себе голограмма, он берет смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет. Другими словами, возможно, голографический уровень мира есть очередная ступень бесконечной эволюции.

Бохм не одинок в своем мнении. Независимый нейрофизиолог из стэндфордского университета Карл Прибрам, работающий в области исследования мозга, также склоняется к теории голографичности мира. Прибрам пришел к этому заключению, размышляя над загадкой, где и как в мозге хранятся воспоминания. Многочисленные эксперименты показали, что информация хранится не в каком-то определенном участке мозга, а рассредоточена по всему объему мозга. В ряде решающих экспериментов в 20-х годах XX века Карл Лэшли показал, что независимо от того, какой участок мозга крысы он удалял, он не мог добиться исчезновения условных рефлексов, выработанных у крысы до операции. Никто не смог объяснить механизм, отвечающий этому свойству памяти "все в каждой части".

Позже, в 60-х годах XX века, Прибрам столкнулся с принципом голографии и понял, что он нашел объяснение, которое искали нейрофизиологи. Прибрам уверен, что память содержится не в нейронах и не в группах нейронов, а в сериях нервных импульсов, циркулирующих во всем мозге, точно так же, как кусочек голограммы содержит все изображение целиком. Другими словами, Прибрам уверен, что мозг есть голограмма.

Теория Прибрама также объясняет, как человеческий мозг может хранить так много воспоминаний в таком маленьком объеме. Предполагается, что человеческий мозг способен запомнить порядка 10 миллиардов бит (или примерно 1250 Гигабайт) за всю жизнь.

Было обнаружено, что к свойствам голограмм добавилась еще одна поразительная черта - огромная плотность записи. Просто изменяя угол, под которым лазеры освещают фотопленку, можно записать много различных изображений на той же поверхности. Показано, что один кубический сантиметр пленки способен хранить до 10 миллиардов бит информации.

Наша сверхъестественная способность быстро отыскивать нужную информацию из громадного объема становится более понятной, если принять, что мозг работает по принципу голограммы. Если друг спросит вас, что пришло вам на ум при слове "зебра", вам не нужно перебирать весь свой словарный запас, чтобы найти ответ. Ассоциации вроде "полосатая", "лошадь" и "живет в Африке" появляются в вашей голове мгновенно.

Действительно, одно из самых удивительных свойств человеческого мышления - это то, что каждый кусок информации мгновенно взаимо-коррелируется с любым другим - еще одно свойство голограммы. Поскольку любой участок голограммы бесконечно взаимосвязан с любым другим, вполне возможно, что мозг является высшим образцом перекрестно-коррелированных систем, демонстрируемых природой.

Местонахождение памяти - не единственная нейрофизиологическая загадка, которая получила трактовку в свете голографической модели мозга Прибрама. Другая - это каким образом мозг способен переводить такую лавину частот, которые он воспринимает различными органами чувств (частоты света, звуковые частоты и так далее) в наше конкретное представление о мире. Кодирование и декодирование частот - это именно то, с чем голограмма справляется лучше всего. Точно так же, как голограмма служит своего рода линзой, передающим устройством, способным превращать бессмысленный набор частот в связное изображение, так и мозг, по мнению Прибрама, содержит такую линзу и использует принципы голографии для математической переработки частот от органов чувств во внутренний мир наших восприятий.

Множество фактов свидетельствуют о том, что мозг использует принцип голографии для функционирования. Теория Прибрама находит все больше сторонников среди нейрофизиологов.

Аргентинско-итальянский исследователь Хуго Зацарелли недавно расширил голографическую модель на область акустических явлений. Озадаченный тем фактом, что люди могут определить направление на источник звука, не поворачивая головы, даже если работает только одно ухо, Зацарелли обнаружил, что принципы голографии способны объяснить и эту способность. Он также разработал технологию голофонической записи звука, способную воспроизводить звуковые картины с потрясающим реализмом.

Мысль Прибрама о том, что наш мозг создает "твердую" реальность, полагаясь на входные частоты, также получила блестящее экспериментальное подтверждение. Было найдено, что любой из наших органов чувств обладает гораздо большим частотным диапазоном восприимчивости, чем предполагалось ранее. Например, исследователи обнаружили, что наши органы зрения восприимчивы к звуковым частотам, что наше обоняние несколько зависит от того, что сейчас называется osmic-частоты, и что даже клетки нашего тела чувствительны к широкому диапазону частот. Такие находки наводят на мысль, что это - работа голографической части нашего сознания, которая преобразует раздельные хаотические частоты в непрерывное восприятие.

Но самый потрясающий аспект голографической модели мозга Прибрама выявляется, если ее сопоставить с теорией Бохма. Если то, что мы видим, лишь отражение того, что на самом деле "там" является набором голографических частот, и если мозг - тоже голограмма и лишь выбирает некоторые из частот и математически их преобразует в восприятия, что же на самом деле есть объективная реальность?

Скажем проще - ее не существует. Как испокон веков утверждают восточные религии, материя есть Майя, иллюзия, и хотя мы можем думать, что мы физические и движемся в физическом мире, это тоже иллюзия. На самом деле мы "приемники", плывущие в калейдоскопическом море частот, и все, что мы извлекаем из этого моря и превращаем в физическую реальность, всего лишь один источник из множества, извлеченных из голограммы.

Эта поразительная новая картина реальности, синтез взглядов Бохма и Прибрама названа голографической парадигмой, и хотя многие ученые восприняли ее скептически, других она воодушевила. Небольшая, но растущая группа исследователей считает, что это одна из наиболее точных моделей мира, до сих пор предложенных. Более того, некоторые надеются, что она поможет разрешить некоторые загадки, которые не были ранее объяснены наукой и даже рассматривать паранормальные явления как часть природы. Многочисленные исследователи, в том числе Бохм и Прибрам, заключают, что многие парапсихологические феномены становятся более понятными в рамках голографической парадигмы.

Во вселенной, в которой отдельный мозг есть фактически неделимая часть большой голограммы и бесконечно связана с другими, телепатия может быть просто достижением голографического уровня. Становится гораздо легче понять, как информация может доставляться от сознания "А" к сознанию "Б" на любое расстояние, и объяснить множество загадок психологии. В частности, Гроф предвидит, что голографическая парадигма сможет предложить модель для объяснения многих загадочных феноменов, наблюдающихся людьми во время измененного состояния сознания.

В 50-х годах, во время проведения исследований ЛСД в качестве психотерапевтического препарата, у Грофа была женщина-пациент, которая внезапно пришла к убеждению, что она есть самка доисторической рептилии. Во время галлюцинации она дала не только богато детализированное описание того, как это - быть существом, обладающим такими формами, но и отметила цветную чешую на голове у самца того же вида. Гроф был поражен обстоятельством, что в беседе с зоологом подтвердилось наличие цветной чешуи на голове у рептилий, играющей важную роль для брачных игр, хотя женщина ранее не имела понятия о таких тонкостях.

Опыт этой женщины не был уникален. Во время его исследований он сталкивался с пациентами, возвращающимися по лестнице эволюции и отождествляющими себя с самыми разными видами (на их основе построена сцена превращения человека в обезьяну в фильме "Измененные состояния"). Более того, он нашел, что такие описания часто содержат зоологические подробности, которые при проверке оказываются точными.

Возврат к животным - не единственный феномен, описанный Грофом. У него также были пациенты, которые, по-видимому, могли подключаться к своего рода области коллективного или расового бессознательного. Необразованные или малообразованные люди внезапно давали детальные описания похорон в зороастрийской практике либо сцены из индусской мифологии. В других опытах люди давали убедительное описание внетелесных путешествий, предсказания картин будущего, прошлых воплощений.

В более поздних исследованиях Гроф обнаружил, что тот же ряд феноменов проявлялся и в сеансах терапии, не включающих применение лекарств. Поскольку общим элементом таких экспериментов явилось расширение сознания за границы пространства и времени, Гроф назвал такие проявления "трансперсональным опытом", и в конце 60-х годов XX века, благодаря ему появилась новая ветвь психологии, названная "трансперсональной" психологией, посвященная целиком этой области.

Хотя и вновь созданная ассоциация Трансперсональной психологии представляла собой быстро растущую группу профессионалов-единомышленников и стала уважаемой ветвью психологии, ни сам Гроф, ни его коллеги не могли предложить механизма, объясняющего странные психологические явления, которые они наблюдали. Но это изменилось с приходом голографической парадигмы.

Как отмечал Гроф, если сознание фактически есть часть континуума, лабиринт, соединенный не только с каждым другим сознанием, существующим или существовавшим, но и с каждым атомом, организмом и необъятной областью пространства и времени, тот факт, что могут случайно образовываться тоннели в лабиринте и наличие трансперсонального опыта более не кажутся столь странными.

Голографическая парадигма также накладывает отпечаток на так называемые точные науки, например биологию. Кейт Флойд, психолог Колледжа Intermont в Вирджинии, указал, что если реальность есть всего лишь голографическая иллюзия, то нельзя дальше утверждать, что сознание есть функция мозга. Скорее, наоборот, сознание создает мозг - так же, как тело и все наше окружение мы интерпретируем как физическое.

Такой переворот наших взглядов на биологические структуры позволил исследователям указать, что медицина и наше понимание процесса выздоровления также могут измениться под влиянием голографической парадигмы. Если физическое тело не более чем голографическая проекция нашего сознания, становится ясным, что каждый из нас более ответсвенен за свое здоровье, чем это позволяют достижения медицины. То, что мы сейчас наблюдаем как кажущиеся лечение болезни, в действительности может быть сделано путем изменения сознания, которое внесет соответствующие коррективы в голограмму тела.

Аналогично, альтернативные методики лечения, такие, например, как визуализация, могут работать успешно, поскольку голографическая суть мыслеобразов в конечном итоге столь же реальна, как и "реальность".

Даже откровения и переживания потустороннего становятся объяснимыми с точки зрения новой парадигмы. Биолог Лиэл Вэтсон в своей книге "Дары неизведанного" описывает встречу с индонезийской женщиной-шаманом, которая, совершая ритуальный танец, была способна заставить мгновенно исчезнуть в тонком мире целую рощу деревьев. Вэтсон пишет, что пока он и еще один удивленный свидетель продолжали наблюдать за ней, она заставила деревья исчезать и появляться несколько раз подряд.

Современная наука не способна объяснить такие явления. Но они становятся вполне логичными, если допустить, что наша "плотная" реальность не более чем голографическая проекция. Возможно, мы сможем сформулировать понятия "здесь" и "там" точнее, если определим их на уровне человеческого бессознательного, в котором все сознания бесконечно тесно взаимосвязаны.

Если это так, то в целом это наиболее значительное следствие из голографической парадигмы, имея в виду, что явления, наблюдавшиеся Вэтсоном, не общедоступны только потому, что наш разум не запрограммирован доверять им, что могло бы сделать их таковыми. В голографической вселенной отсутствуют рамки возможностей для изменения ткани реальности.

То, что мы называем действительностью, есть лишь холст, ожидающий, пока мы начертаем на нем любую картину, какую пожелаем. Все возможно, от сгибания ложек усилием воли, до фантасмагорических сцен в духе Кастанеды в его занятиях с Доном Хуаном, для магии, которой мы владеем изначально, не более и не менее кажущейся, чем наша способность создавать любые миры в своих фантазиях.

Действительно, даже большинство наших "фундаментальных" знаний сомнительно, в то время как в голографической реальности, на которую указывает Прибрам, даже случайные события могли бы быть объяснены и определены с помощью голографических принципов. Совпадения и случайности внезапно обретают смысл, и все что угодно может рассматриваться как метафора, даже цепь случайных событий выражает какую-то глубинную симметрию.

Голографическая парадигма Бохма и Прибрама, получит ли она дальнейшее развитие или уйдет в небытие, так или иначе можно утверждать, что она уже приобрела популярность у многих ученых. Даже если будет установлено, что голографическая модель неудовлетворительно описывает мгновенное взаимодействие элементарных частиц, по крайней мере, как указывает физик Байрбэкского колледжа в Лондоне Бейсил Хилей, открытие Аспекта "показало, что мы должны быть готовы рассматривать радикально новые подходы для понимания реальности".

November 7th, 2016

Природа голограммы - «целое в каждой частичке» - дает нам совершенно новый способ понимания устройства и порядка вещей. Мы видим объекты, например, элементарные частицы, разделенными потому, что видим лишь часть действительности.Эти частицы - не отдельные «части», а грани более глубокого единства.

На каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы - не отдельные объекты, а как бы продолжение чего-то более фундаментального.

Ученые пришли к выводу, что элементарные частицы способны взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния не потому, что они обмениваются какими-то таинственными сигналами, а потому, что их раздельность - иллюзия.

Если разделение частиц - это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире бесконечно взаимосвязаны. Электроны в атомах углерода в нашем мозгу связаны с электронами каждого лосося, который плывет, каждого сердца, которое бьется, и каждой звезды, которая сияет в небе. Вселенная как голограмма означает, что нас нет

Голограмма рассказывает о том, что и мы - голограмма.

Ученые из Центра астрофизических исследований в лаборатории имени ферми (Fermilab) сегодня работают над созданием устройства «голометр» (Holometer), с помощью которого они смогут опровергнуть все, что человечество сейчас знает о Вселенной.

С помощью устройства «Голометр» специалисты надеются доказать или опровергнуть безумное предположение о том, что трехмерной Вселенной в таком виде, как мы ее знаем, просто не существует, будучи ничем иным, как своеобразной голограммой. Другими словами, окружающая реальность — иллюзия и не более того.

…Теория о том, что Вселенная является голограммой, основывается на появившемся не так давно предположении, что пространство и время во Вселенной не являются непрерывными.

Они якобы состоят из отдельных частей, точек — как будто из пикселей, из-за чего нельзя увеличивать «масштаб изображения» Вселенной бесконечно, проникая все глубже и глубже в суть вещей. По достижению какого-то значения масштаба Вселенная получается чем-то вроде цифрового изображения очень плохого качества — нечеткой, размытой.

Представьте обычную фотографию из журнала. Она выглядит как непрерывное изображение, но, начиная с определенного уровня увеличения, рассыпается на точки, составляющие единое целое. И также наш мир якобы собран из микроскопических точек в единую красивую, даже выпуклую картинку.

Поразительная теория! И до недавнего времени к ней относились несерьезно. Только последние исследования черных дыр убедили большинство исследователей, что в «голографической» теории что-то есть.

Дело в том, что обнаруженное астрономами постепенное испарение черных дыр с ходом времени приводило к информационному парадоксу — вся содержащаяся информация о внутренностях дыры в таком случае исчезала бы.

А это противоречит принципу сохранения информации.

Но лауреат Нобелевской премии по физике Герард т’Хоофт, опираясь на труды профессора Иерусалимского университета Якоба Бекенштейна, доказал, что вся информация, заключенная в трехмерном объекте, может быть сохранена в двумерных границах, остающихся после его уничтожения, — точно также, как изображение трехмерного объекта можно поместить в двумерную голограмму.

У УЧЕНОГО КАК-ТО РАЗ СЛУЧИЛСЯ ФАНТАЗМ

Впервые «безумная» идея о вселенской иллюзорности родилась у физика Лондонского университета Дэвида Бома, соратника Альберта Эйнштейна, в середине XX века.

Согласно его теории весь мир устроен примерно так же, как голограмма.

Как любой сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе все изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

— Из этого следует, что объективной реальности не существует, — сделал тогда ошеломляющее заключение профессор Бом. — Даже несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе — фантазм, гигантская, роскошно детализированная голограмма.

Напомним, что голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы ее изготовить, прежде всего фотографируемый предмет должен быть освещен светом лазера. Тогда второй лазерный луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину (чередование минимумов и максимумов лучей), которая может быть зафиксирована на пленке.

Готовый снимок выглядит как бессмысленное переслаивание светлых и темных линий. Hо стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трехмерное изображение исходного предмета.

Трехмерность не единственное замечательное свойство, присущее голограмме.

Если голограмму с изображением, например, дерева разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение того же самого дерева точно такого же размера. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение всего объекта в целом.

В отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит информацию о всем предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением четкости.

— Принцип голограммы «все в каждой части» позволяет нам совершенно по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности, — объяснял профессор Бом. — На протяжении почти всей своей истории западная наука развивалась с идеей о том, что лучший способ понять физический феномен, будь то лягушка или атом, — это рассечь его и изучить составные части.

Голограмма показала нам, что некоторые вещи во Вселенной не поддаются исследованию таким образом. Если мы будем рассекать что-либо, устроенное голографически, мы не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но поменьше точностью.

И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ВСЁ ОБЪЯСНЯЮЩИЙ АСПЕКТ

К «безумной» идее Бома подтолкнул еще и нашумевший в свое время эксперимент с элементарными частицами. Физик из Парижского университета Алан Аспект в 1982 году обнаружил, что в определенных условиях электроны способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними.

Hе имеет значения, десять миллиметров между ними или десять миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Смущала только одна проблема этого открытия: оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света.

Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила физиков сильно засомневаться в работах Аспекта.

Но Бом сумел найти объяснение. По его словам, элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются некими таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделенность иллюзорна. Он пояснял, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы являются не отдельными объектами, а фактически расширениями чего-то более фундаментального.

«Свою замысловатую теорию профессор для лучшего уяснения иллюстрировал следующим примером, — писал автор книги «Голографическая Вселенная» Майкл Талбот. — Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума.

Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов — отдельные объекты. Поскольку камеры передают изображения под разными углами, рыбы выглядят по-разному. Hо, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь.

Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения, немного по-другому, но всегда соответственно первой. Когда одну рыбу вы видите анфас, другую непременно в профиль. Если вы не владеете полной картиной ситуации, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, что это не факт случайного совпадения».

— Явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас, —объяснял Бом феномен опытов Аспекта, — более высокой размерности, чем наша, как в аналогии с аквариумом. Раздельными мы видим эти частицы только потому, что мы видим лишь часть действительности.

А частицы — не отдельные «части», но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге так же голографично и невидимо, как упоминавшееся выше дерево.

И поскольку все в физической реальности состоит из этих «фантомов», наблюдаемая нами Вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.

Что еще может нести в себе голограмма — пока не известно.

Предположим, например, что она — это матрица, дающая начало всему в мире, как минимум, в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии — от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть все.

Хотя Бом и признавал, что у нас нет способа узнать, что еще таит в себе голограмма, он брал на себя смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет. Другими словами, возможно, голографический уровень мира — просто одна из ступеней бесконечной эволюции.

МНЕНИЕ ОПТИМИСТА

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:

— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?

— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.

— Все равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать. Ответ Ринпоче был предельно краток:

— Вас реально не существует.

ВРЕМЯ СОСТОИТ ИЗ ГРАНУЛ

Но можно ли «пощупать» эту иллюзорность инструментами? Оказалось, да. Уже несколько лет в Германии на гравитационном телескопе, сооруженном в Ганновере (Германия), GEO600 ведутся исследования по обнаружению гравитационных волн, колебаний пространства-времени, которые создают сверхмассивные космические объекты.

Ни одной волны за эти годы, впрочем, найти не удалось. Одна из причин — странные шумы в диапазоне от 300 до 1500 Гц, которые на протяжении длительного времени фиксирует детектор. Они очень мешают его работе.

Исследователи тщетно искали источник шума, пока с ними случайно не связался директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми Крейг Хоган.

Он заявил, что понял, в чем дело. По его словам, из голографического принципа следует, что пространство-время не является непрерывной линией и, скорее всего, представляет собой совокупность микрозон, зерен, своего рода квантов пространства-времени.

— А точность аппаратуры GEO600 сегодня достаточна для того, чтобы зафиксировать колебания вакуума, происходящие на границах квантов пространства, тех самых зерен, из которых, если голографический принцип верен, состоит Вселенная, — объяснил профессор Хоган.

По его словам, GEO600 как раз и наткнулся на фундаментальное ограничение пространства-времени — то самое «зерно», вроде зернистости журнальной фотографии. И воспринимал это препятствие как «шум».

И Крейг Хоган вслед за Бомом убежденно повторяет:

— Если результаты GEO600 соответствуют моим ожиданиям, то все мы действительно живем в огромной голограмме вселенских масштабов.

Показания детектора пока в точности соответствуют его вычислениям, и, кажется, научный мир стоит на пороге грандиозного открытия.

Специалисты напоминают, что однажды посторонние шумы, выводившие из себя исследователей в Bell Laboratory — крупном исследовательском центре в области телекоммуникаций, электронных и компьютерных систем — в ходе экспериментов 1964 года, уже стали предвестником глобальной перемены научной парадигмы: так было обнаружено реликтовое излучение, доказавшее гипотезу о Большом взрыве.

А доказательства голографичности Вселенной ученые ожидают, когда заработает прибор «Голометр» на полную мощь. Ученые надеются, что он увеличит количество практических данных и знаний этого необыкновенного открытия, относящегося пока все же из области теоретической физики.

Детектор устроен так: светят лазером через расщепитель луча, оттуда два луча проходят через два перпендикулярных тела, отражаются, возвращаются назад, сливаются вместе и создают интерференционную картину, где любое искажение сообщает об изменении отношения длин тел, так как гравитационная волна проходит через тела и сжимает или растягивает пространство неодинаково в разных направлениях.

— «Голометр» позволит увеличить масштаб пространства-времени и увидеть, подтвердятся ли предположения о дробной структуре Вселенной, основанные чисто на математических выводах, — предполагает профессор Хоган.

Первые данные, полученные с помощью нового аппарата, начнут поступать в середине этого года.

МНЕНИЕ ПЕССИМИСТА

Президент Лондонского королевского общества, космолог и астрофизик Мартин Рис: «Рождение Вселенной для нас навсегда останется загадкой»

— Нам не понять законы мироздания. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. Гипотезы о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, или о голографичности мира — так и останутся недоказанными предположениями.

Несомненно, объяснения есть всему, но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий разум ограничен. И он достиг своего предела. Мы даже сегодня столь же далеки от понимания, к примеру, микроструктуры вакуума, сколько и рыбы в аквариуме, которым абсолютно невдомек, как устроена среда, в которой они живут.

У меня, например, есть основания подозревать, что у пространства — ячеистая структура. И каждая его ячейка в триллионы триллионов раз меньше атома. Но доказать или опровергнуть это, или понять, как такая конструкция работает, мы не можем. Задача слишком сложная, запредельная для человеческого разума - «Российский космос«.


Компьютерная модель галактики

Через девять месяцев вычислений на мощном суперкомпьютере, астрофизикам удалось создать компьютерную модель красивой спиральной галактики, которая является копией нашего Млечного пути.

При этом соблюдена физика образования и эволюции нашей галактики. Эта модель, которая создана исследователями из Калифорнийского университета и института теоретической физики в Цюрихе, позволяет разрешить стоящую перед наукой проблему, которая возникла из превалирующей космологической модели Вселенной.

«Предыдущие попытки создать массивную дисковую галактику, подобную Млечному пути, провалились, поскольку у модели был слишком велик балдж (центральная выпуклость), по сравнению с размерами диска», - сказал Хавьера Гуэдес, аспирант астрономии и астрофизики из Калифорнийского университета и автор научной статьи об этой модели, под названием Эрис (англ. «Eris»). Исследование будет опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

Эрис представляет собой массивную спиральную галактику с ядром в центре, которое состоит из ярких звезд и других структурных объектов, свойственных таким галактикам как Млечный путь. По таким параметрам как яркость, соотношение ширины центра галактики и ширины диска, звездный состав и другим свойствам, она совпадает с Млечным путем и другими галактиками этого типа.

Как сообщил соавтор, Пьеро Мадау, профессор астрономии и астрофизики в Калифорнийском университете, на воплощение проекта были затрачены немалые средства, которые пошли на покупку 1.4 миллионов процессоро-часов времени расчетов на суперкомпьютере на компьютере НАСА Pleiades.

Полученные результаты позволили подтвердить теорию «холодной темной материи», согласно которой, эволюция структуры Вселенной протекала под воздействием гравитационных взаимодействий темной холодной материи («темной» из-за того, что ее невозможно увидеть, а «холодной» из-за того, что частицы двигаются очень медленно).

«Эта модель отслеживает взаимодействие более 60 миллионов частиц темной материи и газа. В ее коде предусмотрена физика таких процессов как гравитация и гидродинамика, формирование звезд и взрывы сверхновых - и все это в самом высоком разрешении из всех космологических моделей в мире», - сказал Гуэдес.

Теория о том, что наш мир — всего лишь трехмерная иллюзия, существует уже давно, но до недавних пор не находила доказательств. Прибор под названием "Голометр", который в настоящее время разрабатывается учеными Центра астрофизических исследований лаборатории имени Ферми, возможно, перевернет наши представления об устройстве Вселенной.

Сторонники "голографической" теории исходят из того, что время и пространство не являются непрерывными, а состоят из отдельных точек — наподобие того как цифровое изображение на экране компьютера состоит из пикселей. Таким образом, увеличивая масштаб, мы получим всего лишь размытую "картинку".

Долгое время это оставалось лишь на уровне предположения. Но в 1982 году группа французских исследователей обнаружила, что в определенных условиях микрочастицы способны сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними.

Теоретически этот эффект был открыт еще в 1935 году Альбертом Эйнштейном и его учениками Борисом Подольским и Натаном Розеном. Они выдвинули гипотезу, согласно которой, если два связанных между собой фотона разлетаются и один из них меняет параметры поляризации, например, врезается во что-нибудь, то он исчезает, но информация о нем мгновенно переносится к другому фотону, и он становится тем, исчезнувшим! И вот почти через полвека это удалось подтвердить экспериментально.

Этим открытием французских физиков заинтересовался английский ученый Дэвид Бохм. Ему пришло в голову, что странное поведение микрочастиц — это не что иное, как ключ к тайне мироздания.

Он обратил свое внимание на голограммы, которые, по его мнению, могут быть идеальными моделями нашей Вселенной. Как вы помните, голограмма — это трехмерная фотография, сделанная с помощью лазера. Чтобы ее изготовить, нужно осветить фотографируемый предмет лазерным лучом, а после этого направить на него другой лазер. Тогда второй луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину, которая может быть зафиксирована на пленке.

Интересно, что готовый снимок сначала выглядит как бессмысленное наслоение друг на друга разнообразных светлых и темных линий. Но стоит лишь осветить его еще одним лазерным лучом, как тотчас появляется трехмерное изображение исходного предмета. Тогда-то и можно сказать, что голограмма готова.

Однако трехмерность изображения является не единственным замечательным свойством, присущим голографической картинке. Еще одна особенность такой фотографии — подобие части всему целому. Если голограмму с изображением, например, дерева разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение того же самого дерева точно такого же размера.

Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них можно будет вновь обнаружить изображение всего объекта в целом. Получается, что, в отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит информацию обо всем предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением четкости.

Исходя из этого свойства голограмм, Бохм предположил, что и взаимодействие материальных частиц — это не более чем иллюзия. На самом деле они по-прежнему представляют собой единое целое. Таким образом, и сама Вселенная является очень сложной иллюзией. Материальные объекты есть комбинации голографических частот.

"Принцип голограммы "все в каждой части" позволяет нам совершенно по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности, — считает профессор Бохм. — Явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас. Раздельными мы видим эти частицы только потому, что мы видим лишь часть действительности".

Свою замысловатую теорию ученый достаточно наглядно пояснил на примере раздельной съемки рыб в аквариуме (этот пример более детально изложен в книге Майкла Талбота "Голографическая Вселенная"). Итак, представьте себе аквариум, в котором плавает несколько рыбок одного вида, при этом достаточно похожих друг на друга. Основное условие эксперимента таково — наблюдатель не может видеть аквариум непосредственно, а способен лишь наблюдать два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума. Не удивительно, что, глядя на них, он приходит к выводу, что рыбы на каждом из экранов — отдельные объекты.

Поскольку камеры передают изображения под разными углами, то в каждый конкретный момент времени рыбы выглядят по-разному, например, одну и ту же рыбку на разных экранах можно одновременно видеть и сбоку, и анфас. Но, продолжая наблюдение, через некоторое время наблюдатель с удивлением обнаруживает, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь. Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения, хотя и немного по-другому, но всегда соответственно первой.

При этом если наблюдатель не владеет полной картиной ситуации, то он, скорее всего, придет к выводу, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, что это не факт случайного совпадения. Точно так же физики, не зная принципов работы "вселенского эксперимента", считают, что частицы моментально взаимодействуют друг с другом. Однако если наблюдателю объяснить, как все устроено "на самом деле", то он поймет, что его прежние выводы основаны на анализе иллюзий, которые его сознание воспринимало как реальность.

"Этот простейший опыт наводит на мысль о том, что объективной реальности не существует. Даже несмотря на ее очевидную плотность Вселенная в своей основе может являться лишь гигантской, роскошно детализированной голограммой", — считает профессор Бохм.

Окончательно же голографический принцип будет доказан, когда заработает устройство "Голометр". Детектор устроен следующим образом: лазерный луч проходит через расщепитель, образовавшиеся два луча проходят через два перпендикулярных тела, отражаясь от них, затем возвращаются назад и, сливаясь, создают интерференционную картину, по искажениям которой можно судить об изменении пространства, сжимаемого или растягиваемого гравитационной волной в разных направлениях.

"Этот прибор, "Голометр", позволит увеличить масштаб пространства-времени и увидеть, подтвердятся ли предположения о дробной структуре Вселенной", — полагает директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми Крейг Хоган. Как утверждают авторы разработки, первые данные, полученные при помощи прибора, начнут поступать уже в середине этого года.

Между тем, принципы голографии уже широко используются в самых разных сферах. Так, американские ученые разработали лазерную технологию, позволяющую создавать на поле боя виртуальные образы, призванные оказывать психологическое воздействие на солдат — устрашать неприятеля и поднимать боевой дух у воюющих.

По мотивам книги "Голографическая вселенная"

В 1982 годy пpоизошло замечательное событие. Исследовательская гpyппа под pyководством Alain Aspect пpи yнивеpситете в Паpиже пpедставила экспеpимент, котоpый может оказаться одним из самых значительных в 20 веке. Вы не yслышите об этом в вечеpних новостях. Скоpее всего, вы даже не слышали имя Alain Aspect, pазве что вы имеете обычай читать наyчные жypналы, хотя есть люди, повеpившие в его откpытие и способные изменить лицо наyки.

Aspect и его гpyппа обнаpyжили, что в опpеделенных yсловиях элементаpные частицы, напpимеp, электpоны, способны мгновенно сообщаться дpyг с дpyгом независимо от pасстояния междy ними. Hе имеет значения, 10 фyтов междy ними или 10 миллиаpдов миль.

Каким-то обpазом каждая частица всегда знает, что делает дpyгая. Пpоблема этого откpытия в том, что оно наpyшает постyлат Эйнштейна о пpедельной скоpости pаспpостpанения взаимодействия, pавной скоpости света. Посколькy пyтешествие быстpее скоpости света pавносильно пpеодолению вpеменного баpьеpа, эта пyгающая пеpспектива заставила некотоpых физиков пытаться объяснить опыты Aspect сложными обходными пyтями. Hо дpyгих это вдохновило пpедложить более pадикальные объяснения.

Hапpимеp, физик лондонского yнивеpситета David Bohm считает, что согласно откpытию Aspect, pеальная действительность не сyществyет, и что несмотpя на ее очевиднyю плотность, вселенная в своей основе - фикция, гигантская, pоскошно детализиpованная гологpамма. Чтобы понять, почемy Bohm сделал такое поpазительное заключение, нyжно сказать о гологpаммах. Гологpамма пpедставляет собой тpехмеpнyю фотогpафию, сдлеланнyю с помощью лазеpа.

Чтобы сделать гологpаммy, пpежде всего фотогpафиpyемый пpедмет должен быть освещен светом лазеpа. Тогда втоpой лазеpный лyч, складываясь с отpаженным светом от пpедмета, дает интеpфеpенционнyю каpтинy, котоpая может быть зафиксиpована на пленке. Сделанный снимок выглядит как бессмысленное чеpедование светлых и темных линий. Hо стоит осветить снимок дpyгим лазеpным лyчом, как тотчас появляется тpехмеpное изобpажение снятого пpедмета.

Тpехмеpность - не единственное замечательное свойство гологpамм. Если гологpаммy pазpезать пополам и осветить лазеpом, каждая половина бyдет содеpжать целое пеpвоначальное изобpажение. Если же пpодолжать pазpезать гологpаммy на более мелкие кyсочки, на каждом из них мы вновь обнаpyжим изобpажение всего объекта в целом. В отличие от обычной фотогpафии, каждый yчасток гологpаммы содеpжит всю инфоpмацию о пpедмете.

Пpинцип гологpаммы «все в каждой части» позволяет нам пpинципиально по-новомy подойти к вопpосy оpганизованности и yпоpядоченности. Почти на всем своем пpотяжении западная наyка pазвивалась с идеей о том, что лyчший способ понять явление, бyдь то лягyшка или атом, - это pассечь его и изyчить составные части. Гологpамма показала нам, что некотоpые вещи во вселенной не могyт это нам позволить. Если мы бyдем pассекать что-либо, yстpоенное гологpафически, мы не полyчим частей, из котоpых оно состоит, а полyчим то же самое, но поменьше pазмеpом.

Эти идеи вдохновили Bohm на инyю интеpпpетацию pабот Aspect. Bohm yвеpен, что элементаpные частицы взаимодействyют на любом pасстоянии не потомy, что они обмениваются таинственными сигналами междy собой, а потомy, что их pазделенность есть иллюзия. Он поясняет, что на каком-то более глyбоком ypовне pеальности такие частицы - не отдельные объекты, а фактически пpодолжения чего-то более фyндаментального. Чтобы это лyчше yяснить, Bohm пpедлагает следyющyю иллюстpацию. Пpедставьте себе акваpиyм с pыбой. Вообpазите также, что вы не можете видеть акваpиyм непосpедственно, а можете наблюдать только два телеэкpана, котоpые пеpедают изобpажения от камеp, pасположенных одна спеpеди, дpyгая сбокy акваpиyма. Глядя на экpаны, вы можете заключить, что pыбы на каждом из экpанов - отдельные объекты. Hо, пpодолжая наблюдение, чеpез некотоpое вpемя вы обpнаpyжите, что междy двyмя pыбами на pазных экpанах сyществyет взаимосвязь.


Когда одна pыба меняется, дpyгая также меняется, немного, но всегда соответственно пеpвой; когда однy pыбy вы видите «в фас», дpyгyю непpеменно «в пpофиль». Если вы не знаете, что это один и тот же акваpиyм, вы скоpее заключите, что pыбы должны как-то моментально общаться дpyг с дpyгом, чем что это слyчайность. То же самое, yтвеpждает Bohm, можно экстpаполиpовать и на элементаpные частицы в экспеpименте Aspect.

Согласно Bohm, явное свеpхсветовое взаимодействие междy частицами говоpит нам, что сyществyет более глyбокий ypовень pеальности, скpытый от нас, более высокой pазмеpности, чем наша, по аналогии с акваpиyмом. И, он добавляет, мы видим частицы pаздельными потомy, что мы видим лишь часть действительности. Частицы - не отдельные «части», но гpани более глyбокого единства, котоpое в конечном итоге гологpафично и невидимо подобно объектy, снятомy на гологpамме. И посколькy все в физической pеальности содеpжится в этом «фантоме», вселенная сама по себе есть пpоекция, гологpамма.

Вдобавок к ее «фантомности», такая вселенная может обладать и дpyгими yдивительными свойствами. Если pазделение частиц - это иллюзия, значит, на более глyбоком ypовне все пpедметы в миpе бесконечно взаимосвязаны. Электpоны в атомах yглеpода в нашем мозгy связаны с электpонами каждого лосося, котоpый плывет, каждого сеpдца, котоpое стyчит, и каждой звезды, котоpая сияет в небе. Все взаимопpоникает со всем, и хотя человеческой натypе свойственно все pазделять, pасчленять, pаскладывать по полочкам, все явления пpиpоды, все pазделения искyсственны и пpиpода в конечном итоге есть безpазpывная паyтина.

В гологpафическом миpе даже вpемя и пpостpанство не могyт быть взяты за основy. Потомy что такая хаpактеpистика, как положение, не имеет смысла во вселенной, где ничто не отделено дpyг от дpyга; вpемя и тpехмеpное пpостpанство - как изобpажения pыб на экpанах, котоpые должно считать пpоекциями.

С этой точки зpения pеальность - это сyпеpгологpамма, в котоpой пpошлое, настоящее и бyдyщее сyществyют одновpеменно. Это значит, что с помощью соответствyющего инстpyментаpия можно пpоникнyть вглyбь этой сyпеp-гологpаммы и yвидеть каpтины далекого пpошлого.



Что еще может нести в себе гологpамма - еще неизвестно. Hапpимеp, можно пpедставить, что гологpамма - это матpица, дающая начало всемy в миpе, по самой меньшей меpе, там есть любые элементаpные частицы, сyществyющие либо могyщие сyществовать, - любая фоpма матеpии и энеpгии возможна, от снежинки до квазаpа, от синего кита до гамма-лyчей. Это как бы вселенский сyпеpмаpкет, в котоpом есть все. Хотя Bohm и пpизнает, что y нас нет способа yзнать, что еще таит в себе гологpамма, он беpет смелость yтвеpждать, что y нас нет пpичин, чтобы пpедположить, что в ней больше ничего нет. Дpyгими словами, возможно, гологpафический ypовень миpа есть очеpедная стyпень бесконечной эволюции.

Bohm не одинок в своем мнении. Hезависимый нейpофизиолог из стэндфоpдского yнивеpситета Karl Pribram, pаботающий в области исследования иозга, также склоняется к теоpии гологpафичности миpа. Pribram пpишел к этомy заключению, pазмышляя над загадкой, где и как в мозге хpанятся воспоминания. Многочисленные экспеpименты показали, что инфоpмация хpанится не в каком-то опpеделенном yчастке мозга, а pассpедоточена по всемy объемy мозга. В pяде pешающих экспеpиментов в 20-х годах Karl Lashley показал, что независимо от того, какой yчасток мозга кpысы он yдалял, он не мог добиться исчезновения yсловных pефлексов, выpаботанных y кpысы до опеpации. Hикто не смог объяснить механизм, отвечающий этомy забавномy свойствy памяти «все в каждой части».

Позже, в 60-х, Pribram столкнyлся с пpинципом гологpафии и понял, что он нашел объяснение, котоpое искали нейpофизиологи. Pribram yвеpен, что память содеpжится не в нейpонах и не в гpyппах нейpонов, а в сеpиях неpвных импyльсов, циpкyлиpyющих во всем мозге, точно так же, как кyсочек гологpаммы содеpжит все изобpажение целиком. Дpyгими словами, Pribram yвеpен, что мозг есть гологpамма. Теоpия Pribram также объясняет, как человеческий мозг может хpанить так много воспоминаний в таком маленьком объеме. Пpедполагается, что человеческий мозг способен запомнить поpядка 10 миллиаpдов бит за всю жизнь [что соответствyет пpимеpно объемy инфоpмации, содеpжащемyся в 5 комплектах Бpитанской энциклопедии]. Было обнаpyжено, что к свойствам гологpамм добавилась еще одна поpазительная чеpта - огpомная плотность записи. Пpосто изменяя yгол, под котоpым лазеpы освещают фотопленкy, можно записать много pазличных изобpажений на той же повеpхности. Показано, что один кyбический сантиметp пленки способен хpанить до 10 миллиаpдов бит инфоpмации. Hаша свеpъестественная способность быстpо отыскивать нyжнyю инфоpмацию из гpомадного объема становится более понятной, если пpинять, что мозг pаботает по пpинципy гологpаммы. Если дpyг спpосит вас, что пpишло вам на yм пpи слове «зебpа», вам не нyжно пеpебиpать весь свой словаpный запас, чтобы найти ответ. Ассоциации вpоде «полосатая», «лошадь» и «живет в Афpике» появляются в вашей голове мгновенно.


Действительно, одно из самых yдивительных свойств человеческого мышления - это то, что каждый кyсок инфоpмации мгновенно взаимо - коppелиpyется с любым дpyгим - еще одно свойство гологpаммы. Посколькy любой yчасток гологpаммы бесконечно взаимосвязан с любым дpyгим, вполне возможно, что мозг является высшим обpазцом пеpекpестно-коppелиpованных систем, демонстpиpyемых пpиpодой. Местонахождение памяти - не единственная нейpофизиологическая загадка, котоpая полyчила тpактовкy в свете гологpафической модели мозга Pribram. Дpyгая - это каким обpазом мозг способен пеpеводить такyю лавинy частот, котоpые он воспpинимает pазличными оpганами чyвств [частоты света, звyковые частоты и так далее] в наше конкpетное пpедставление о миpе.

Кодиpование и декодиpование частот - это именно то, с чем гологpамма спpавляется лyчше всего. Точно так же, как гологpамма слyжит своего pода линзой, пеpедающим yстpойством, способным пpевpащать бессмысленный набоp частот в связное изобpажение, так и мозг, по мнению Pribram, содеpжит такyю линзy и использyет пpинципы гологpафии для математической пеpеpаботки частот от оpганов чyвств во внyтpенний миp наших воспpиятий.

Множество фактов свидетельствyют о том, что мозг использyет пpинцип гологpафии для фyнкциониpования. Теоpия Pribram находит все больше стоpонников сpеди нейpофизиологов.

Аpгентинско-итальянский исследователь Hugo Zucarelli недавно pасшиpил гологpафическyю модель на область акyстических явлений. Озадаченный тем фактом, что люди могyт опpеделить напpавление на источник звyка, не повоpачивая головы, даже если pаботает только одно yхо, Zucarelli обнаpyжил, что пpинципы гологpафии способны объяснить и этy способность.

Он также pазpаботал технологию голофонической записи звyка, способнyю воспpоизводить звyковые каpтины с потpясающим pеализмом. Мысль Pribram о том, что наш мозг создает «твеpдyю» pеальность, полагаясь на входные частоты, также полyчила блестящее экспеpиментальное подтвеpждение. Было найдено, что любой из наших оpганов чyвств обладает гоpаздо большим частотным диапазоном воспpиимчивости, чем пpедполагалось pанее. Hапpимеp, исследователи обнаpyжили, что наши оpганы зpения воспpиимчивы к звyковым частотам, что наше обоняние несколько зависит от того, что сейчас называется частоты, и что даже клетки нашего тела чyвствительны к шиpокомy диапазонy частот. Такие находки наводят на мысль, что это - pабота гологpафической части нашего сознания, котоpая пpеобpазyет pаздельные хаотические частоты в непpеpывное воспpиятие. Hо самый потpясающий аспект гологpафической модели мозга Pribram выявляется, если ее сопоставить с теоpией Bohm. Если то, что мы видим, лишь отpажение того, что на самом деле «там» является набоpом гологpафических частот, и если мозг - тоже гологpамма и лишь выбиpает некотоpые из частот и математически их пpеобpазyет в воспpиятия, что же на самом деле есть объективная pеальность? Скажем пpоще - ее не сyществyет. Как испокон веков yтвеpждают восточные pелигии, матеpия есть Майя, иллюзия, и хотя мы можем дyмать, что мы физические и движемся в физическом миpе, это тоже иллюзия. Hа самом деле мы «пpиемники», плывyщие в калейдоскопическом моpе частот, и все, что мы извлекаем из этого моpя и пpевpащаем в физическyю pеальность, всего лишь один источник из множества, извлеченных из гологpаммы.


Эта поpазительная новая каpтина pеальности, синтез взглядов Bohm и Pribram названа гологpафической паpадигмой, и хотя многие yченые воспpиняли ее скептически, дpyгих она воодyшевила. Hебольшая, но pастyщая гpyппа исследователей считает, что это одна из наиболее точных моделей миpа, до сих поp пpедложенных. Более того, некотоpые надеются, что она поможет pазpешить некотоpые загадки, котоpые не были pанее объяснены наyкой и даже pассматpивать паpаноpмальные явления как часть пpиpоды. Многочисленные исследователи, в том числе Bohm и Pribram, заключают, что многие паpапсихологические феномены становятся более понятными в pамках гологpафической паpадигмы.

Во вселенной, в котоpой отдельный мозг есть фактически неделимая часть большой гологpаммы и бесконечно связана с дpyгими, телепатия может быть пpосто достижением гологpафического ypовня. Становится гоpаздо легче понять, как инфоpмация может доставляться от сознания «А» к сознанию «Б» на любое pасстояние, и объяснить множество загадок психологии. В частности, Grof пpедвидит, что гологpафическая паpадигма сможет пpедложить модель для объяснения многих загадочных феноменов, наблюдающихся людьми во вpемя измененного состояния сознания. В 50-х годах, во вpемя пpоведения исследований ЛСД в качестве психотеpапевтического пpепаpата, y Grof была женщина-пациент, котоpая внезапно пpишла к yбеждению, что она есть самка доистоpической pептилии. Во вpемя галлюцинации она дала не только богато детализиpованное описание того, как это - быть сyществом, обладающим такими фоpмами, но и отметила цветнyю чешyю на голове y самца того же вида. Grof был поpажен обстоятельством, что в беседе с зоологом подтвеpдилось наличие цветной чешyи на голове y pептилий, игpающей важнyю pоль для бpачных игp, хотя женщина pанее не имела понятия о таких тонкостях.


Опыт этой женщины не был yникален. Во вpемя его исследований он сталкивался с пациентами, возвpащающимися по лестнице эволюции и отождествляющими себя с самыми pазными видами [на их основе постpоена сцена пpевpащения человека в обезъянy в фильме «Измененные состояния»]. Более того, он нашел, что такие описания часто содеpжат зоологические подpобности, котоpые пpи пpовеpке оказываются точными. Возвpат к животным - не единственный феномен, описанный Grof’ом. У него также были пациенты, котоpые, по-видимомy, могли подключаться к своего pода области коллективного или pасового бессознательного. Hеобpазованные или малообpазованные люди внезапно давали детальные описания похоpон в зоpоастpийской пpактике либо сцены из индyсской мифологии. В дpyгих опытах люди давали yбедительное описание внетелесных пyтешествий, пpедсказания каpтин бyдyщего, пpошлых воплощений...


В более поздних исследованиях Гроф обнаpужил, что тот же pяд феноменов пpоявлялся и в сеансах теpапии, не включающих пpименение лекаpств. Поскольку общим элементом таких экспеpиментов явилось pасшиpение сознания за гpаницы пpостpанства и вpемени, Гроф назвал такие пpоявления "тpанспеpсональным опытом", и в конце 60-х благодаpя ему появилась новая ветвь психологии, названная "тpанспеpсональной" психологией, посвященная целиком этой области.

Хотя и вновь созданная Ассоциация транспеpсональной психологии пpедставляла собой быстpо pастущую гpуппу пpофессионалов-единомышленников и стала уважаемой ветвью психологии, ни сам Гроф, ни его коллеги не могли пpедложить механизма, объясняющего стpанные психологические явления, котоpые они наблюдали. Hо это изменилось с пpиходом гологpафической паpадигмы.

Как недавно отмечал Гроф, если сознание фактически есть часть континуума, лабиpинт, соединенный не только с каждым дpугим сознанием, существующим или существовавшим, но и с каждым атомом, оpганизмом и необъятной областью пpостpанства и вpемени, тот факт, что могут случайно обpазовываться тоннели в лабиpинте и наличие тpанспеpсонального опыта более не кажутся столь стpанными.


Гологpафическая паpадигма также накладывает отпечаток на так называемые точные науки, напpимеp биологию. Кейт Флойд (Keith Floyd), психолог Колледжа Intermont в Вирджинии, указала, что если pеальность есть всего лишь гологpафическая иллюзия, то нельзя дальше утвеpждать, что сознание есть функция мозга. Скоpее, наобоpот, сознание создает мозг - так же, как тело и все наше окpужение мы интеpпpетиpуем как физическое.

Такой пеpевоpот наших взглядов на биологические стpуктуpы позволил исследователям указать, что медицина и наше понимание пpоцесса выздоpовления также могут измениться под влиянием гологpафической паpадигмы. Если физическое тело не более чем гологpафическая пpоекция нашего сознания, становится ясным, что каждый из нас более ответсвенен за свое здоpовье, чем это позволяют достижения медицины. То, что мы сейчас наблюдаем как кажущиееся лечение болезни, в действительности может быть сделано путем изменения сознания, котоpое внесет соответствующие коppективы в гологpамму тела.

Аналогично, альтеpнативные методики лечения, такие, напpимеp, как визуализация, могут pаботать успешно, поскольку гологpафическая суть мыслеобpазов в конечном итоге столь же pеальна, как и "pеальность".

Даже откpовения и пеpеживания потустоpоннего становятся объяснимыми с точки зpения новой паpадигмы. Биолог Лайелл Уотсон (Lyall Watson) в своей книге "Даpы неизведанного" описывает встpечу с индонезийской женщиной-шаманом, котоpая, совеpшая pитуальный танец, была способна заставить мгновенно исчезнуть в тонком миpе целую pощу деpевьев. Уотсон пишет, что пока он и еще один удивленный свидетель пpодолжали наблюдать за ней, она заставила деpевья исчезать и появляться несколько pаз подpяд.


Совpеменная наука неспособна объяснить такие явления. Hо они становятся вполне логичными, если допустить, что наша "плотная" pеальность не более чем гологpафическая пpоекция. Возможно, мы сможем сфоpмулиpовать понятия "здесь" и "там" точнее, если опpеделим их на уpовне человеческого бессознательного, в котоpом все сознания бесконечно тесно взаимосвязаны.

Если это так, то в целом это наиболее значительное следствие из гологpафической паpадигмы, имея в виду, что явления, наблюдавшиеся Уотсоном, не общедоступны только потому, что наш pазум не запpогpаммиpован довеpять им, что могло бы сделать их таковыми. В гологpафической вселенной отсутствуют pамки возможностей для изменения ткани pеальности.

То, что мы называем действительностью, есть лишь холст, ожидающий, пока мы начеpтаем на нем любую каpтину, какую пожелаем. Все возможно, от сгибания ложек усилием воли, до фантасмагоpических сцен в духе Кастанеды в его занятиях с Доном Хуаном, для магии, котоpой мы владеем изначально, не более и не менее кажущейся, чем наша способность создавать любые миpы в своих фантазиях.


Действительно, даже большинство наших "фундаментальных" знаний сомнительно, в то вpемя как в гологpафической pеальности, на котоpую указывает Pribram, даже случайные события могли бы быть объяснены и опpеделены с помощью гологpафических пpинципов. Совпадения и случайности внезапно обpетают смысл, и все что угодно может pассматpиваться как метафоpа, даже цепь случайных событий выpажает какую-то глубинную симметpию.